сходства и различия поощрений льгот и привилегий
Соотношение категорий «льготы» и «привилегии» с поощрениями государственных служащих
Страницы в журнале: 47-51
В.В. Волкова,
кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, Северо-Кавказского филиала Российской академии правосудия Россия, Краснодар www.truba.ru@mail.ru
Рассматривается соотношение категорий «льготы» и «привилегии» с поощрениями государственных служащих; формулируются отличительные признаки данных юридических механизмов; выявляются общие характеристики льгот, привилегий и поощрений как правовых стимулов успешности профессиональной деятельности государственных служащих.
Ключевые слова: льгота, привилегия, поощрение, государственные гражданские служащие, соотношение, категории, правовые стимулы.
В настоящее время в связи с актуализацией применения метода стимулирования особое значение приобретают такие юридические механизмы, как льготы и привилегии государственных служащих [1, с. 99]. С общетеоретических позиций проблемы правовых льгот и привилегий государственных служащих исследованы в ряде монографий [2, с. 32; 9, с. 145; 11, с. 124; 20, с. 78] и научных статей [10, с. 11; 25, с. 13]. Однако несмотря на то что библиография исследований данных правовых феноменов достаточно обширна, следует согласиться с мнением В.М. Корякина о том, что юридическая наука пока не дала четкого определения этим достаточно распространенным явлениям [12, с. 89].
В действующем законодательстве вообще отсутствуют определения понятий «правовая льгота» и «привилегия». Привилегии весьма схожи с льготами и составляют вместе единую систему юридических облегчений. Справедливо в этой связи отмечает И.И. Кравченко: «Льготы и привилегии — это одна система…
В принципе они друг от друга мало отличаются… Отсюда не так-то просто, а часто и невозможно провести грань между льготами и привилегиями» [13, с. 63].
Следует отметить, что льготы и привилегии выступают стимулирующими юридическими средствами наряду с поощрениями, имеют свою собственную природу и их необходимо отличать друг от друга, поскольку они являются несовпадающими категориями. С этой позиции нельзя согласиться с такими авторами—правоведами, как В.М. Баранов, В.М. Ведяхин, Е.Г. Крылатых, которые относят льготы и привилегии к поощрительным нормам [3, с. 66; 5, с. 52; 14, с. 92].
Отличие льгот и привилегий от поощрения заключается в том, что последнее представляет собой форму и меру юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные юридические последствия, например, в виде предоставления дополнительных гарантий, льгот. Оно устанавливается за достижение положительных результатов в осуществлении предлагаемой модели поведения, а также за перевыполнение установленных показателей, стандартов, параметров. Важнейшими предпосылками применения мер поощрения являются строгое соблюдение условий поощрительной нормы, обстоятельств выполнения, а также конечный результат.
Поощрение непосредственно связано с заслугой как общепризнанной полезностью поступков, действий субъектов. Организующее волевое воздействие на деятельность подчиненных лиц предшествует достижению определенного результата и действует во время его получения, определяя и направляя их действия и поведение в целом к ими же поставленной цели. Достигая определенных заранее обусловленных показателей и результатов работы, действующий субъект как бы сам себя поощряет, независимо от воли управляющего субъекта [8, с. 146]. Однако для предоставления льгот и привилегий достижения положительного результата или определенной заслуги лица перед государством в какой-либо сфере о многих случаях не требуется.
Кроме того, право на льготы и привилегии относится к числу юридических возможностей, требующих личного участия при их осуществлении, и носит императивный характер. Льготами и привилегиями вправе пользоваться только сам законодательно установленный обладатель, а не другое лицо. Причем подобные преимущества предоставляются не каждому в отдельности, а определенной группе субъектов, принадлежность к которой подтверждается необходимыми документами.
Однако поощрение государственного гражданского служащего может служить основанием для установления ему каких-либо льгот и привилегий. Стимулирующая сила у льгот и привилегий, с одной стороны, больше, чем у мер поощрения, так как первые представляют собой дополнительную возможность, преимущество, что дается «сверх» какого-то права; а с другой стороны, меньше, чем у поощрения, поскольку последнее специально предназначено для стимулирования, одобрения и награждения заслуженного поведения. Поощрение всегда происходит на основе «принципа заслуг», т. е. в зависимости от деловых и личных качеств человека. Льгота и привилегия далеко не всегда устанавливаются за определенные заслуги и стимулирующую функцию в большей степени осуществляют вместе с компенсационной функцией. Так, в самом содержании нормативного или правоприменительного акта о поощрении часто прямо говорится о заслуге, чем в очередной раз подчеркивается непосредственная связь заслуги и поощрения [21, с. 25].
Однако мы не отрицаем того факта, что между этими категориями существуют общие признаки. Во-первых, они позволяют облегчить положение соответствующих субъектов, расширяют возможности по удовлетворению тех или иных интересов. Во-вторых, выступают необходимым элементом правового стимулирования эффективного управленческого труда, процесса формирования высоких деловых качеств руководителей. В-третьих, служат специфическими компенсационными мерами, устанавливаемыми за осуществление конкретных функциональных обязанностей («и льготы, и привилегии для должностных лиц пытаются определенными “доходами” возместить те “расходы”, которые были затрачены в процессе их трудовой и иной деятельности» [19, с. 14]). В-четвертых, оба названных средства являются своеобразными правомерными изъятиями для государственных служащих.
Льготы как стимулы служат теми дополнительными возможностями юридического характера, которые определяются модернизацией общественных отношений. Перед правом как регулятором общественных отношений в дальнейшем встанет необходимость совершенствования всех средств воздействия, которые позволяют адекватно и максимально эффективно опосредовать как сам процесс служебной деятельности гражданских служащих, так и ее результат.
Действующее законодательство не содержит определения понятия «правовая льгота». В словарях русского языка тоже фиксируется, что «льгота — преимущественное право, облегчение, предоставляемое кому-нибудь как исключение из общих правил» [23, с. 334]. С общетеоретических позиций проблема правовых льгот государственным служащим исследовались на уровне ряда научных статей [4, с. 74; 17, с. 235], кандидатских диссертаций [22, с. 23], монографий [16, с. 46]. Однако следует согласиться с профессором Д.Н. Бахрахом в том, что «юридическая наука пока не дала четкого определения этого очень распространенного явления» [4, с. 76].
Одни ученые—юристы под правовой льготой обычно понимают разновидность специальных прав граждан, предоставляемых некоторым группам населения [24, с. 13; 6, с. 83], более высокий уровень прав для отдельных групп по сравнению с общим уровнем [15, с. 298], другие — поощрительное освобождение участника общественной жизни от некоторых установленных нормами права обязанностей [3, с. 66]. Думается, что обе группы исследователей по-своему правы, поскольку эти подходы объединяет то, что льгота выступает в них в качестве своеобразного юридического облегчения для лица. Облегчить же положение гражданского служащего можно не только за счет уменьшения количества обязанностей, но и за счет увеличения дополнительных прав, преимуществ.
Представляется, что льгота — это обоснованное предусмотренное правом облегчение положения государственного служащего, позволяющее ему всесторонне раскрыть свои профессиональные возможности и выражающееся как в предоставлении дополнительных прав, так и в освобождении от определенных служебных обязанностей.
В административном праве льготы играют немаловажную роль в решении проблем внутриорганизационного управленческого характера в системе государственной службы в сфере совершенствования управленческих отношений. Это находит свое выражение в наличии льгот — гарантий, способствующих исполнению установленных обязанностей.
Так, существование комплекса различных правовых льгот в отношении государственных служащих можно объяснить тем, что устанавливаются они для тех гражданских служащих, конкретные интересы которых в рамках общих правил не могут получить должного обеспечения и защиты, поскольку они характеризуются какими-то особенностями или находятся в специфических условиях. Мы разделяем мнение профессора Ю.Н. Старилова [27, с. 174] и профессора Ю.А. Тихомирова [28, с. 69], которые утверждают, что привилегии представляют собой специальные (во многом исключительные, монопольные) льготы для конкретных субъектов и прежде всего для наделенных властными полномочиями должностных лиц, необходимые им в целях наиболее полного и качественного осуществления служебных обязанностей [18, с. 98].
Представляется, что льготы и привилегии как правовые стимулы успешности профессиональной деятельности государственных служащих служат теми дополнительными возможностями юридического характера, которые определяются модернизацией общественных отношений. Кроме того, вся система действующих для государственных служащих льгот и привилегий должна быть прозрачной, что в настоящее время фактически отсутствует, хотя в ст. 7 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» прямо сказано: «не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения: …о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям» [26].
Преимущества в виде льгот и привилегий гражданским служащим безусловно должны предоставляться, но лишь в той мере, в какой они в конечном счете полезны всему обществу, а также содействуют осуществлению государственных задач. Для властвующих лиц привилегии и льготы, впрочем как и все иные возможные меры стимулирующего характера, должны быть не только социально обоснованными, но и целесообразными, а также четко установленными на уровне законов. Следовательно, необходимо: во-первых, чтобы все существующие преимущества государственных служащих были законодательно оформлены; во-вторых, они должны быть известны всем. И, в-третьих, должен быть действительным и гласным контроль соблюдения законодательства о льготах и привилегиях гражданских служащих.
При соблюдении этих условий негативное влияние наличия преимуществ на нравственную оценку государственного гражданского служащего значительно снижается, а мотивация и общественная оценка, соответственно, повышаются.
1. Алиулов Р.Р. Проблемы механизма государственного управления на современном этапе (Вопросы теории и методологии) // Государство и право. 2005. № 3.
2. Артамонов Н.В. Льготы офицерам, прапорщикам, мичманам, сверхсрочнослужащим Вооруженных Сил СССР и их семьям. — М., 1974.
3. Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. — Саратов, 1978.
4. Бахрах Д.Н. Правовые льготы // Справедливость и право. — Свердловск, 1980.
5. Ведяхин В.М. Правовые стимулы: понятие и виды // Правоведение. 1992. № 1.
6. Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР. — М., 1985.
7. Конин Н.М. Административное право России: учеб. — М., 2011.
9. Коровников А.В. Социальная защита военнослужащих: становление, развитие и правовое регулирование. — М., 1995.
10. Корякин В.М. Актуальные проблемы реформирования системы льгот, гарантий и компенсаций, предоставляемых военнослужащим и членам их семей // Право в Вооруженных силах. 2003. № 8.
11. Корякин В.М. Военно-социальная политика Российской Федерации: проблемы правового регулирования. — М., 2003.
12. Корякин В.М. Льготы в военном праве // Государство и право. 2006. № 12.
13. Кравченко И.И. Выступление на «круглом столе» по теме «власть, демократия, привилегия» // Вопросы философии. 1991. № 7.
14. Крылатых Е.Г. Роль льгот в праве социального обеспечения // Право. 1988. № 2.
15. Лившиц Р.З. Социальная политика и ее правовое опосредование // Правовая система социализма. — М., 1986.
16. Малько А.В. Льготная и поощрительная правовая политика. — СПб., 2004.
17. Малько А.В. Льготы и поощрения как важнейшие правовые средства регионального законодательства // Правоведение. 1999. № 1.
18. Малько А.В., Морозова И.С. Льготы в российском праве (Проблемы теории и практики). — Саратов, 2004.
19. Малько А.В. Правовые иммунитеты // Правоведение. 2000. № 6.
20. Мигачев Ю.И. Правовые гарантии реализации статуса военнослужащих (Сравнительно-правовое исследование). — М., 1998.
21. Морозова И.С., Лебедев Е.Н. Место и роль льгот в механизме правового стимулирования: учеб. пособие / под ред. А.В. Малько. — Саратов, 2006.
22. Морозова И.С. Льготы в российском праве (вопросы теории и практики): дис. … канд. юрид. наук. — Саратов, 1999.
23 Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М., 1991.
24. Панкин М.Е. Льготы рабочим и служащим. — М., 1979.
25. Рудичева Н.И. О государственной службе и отдельных статусных льготах ее субъектов: сравнительно-правовые характеристики // Право в Вооруженных Силах. 2004. № 2.
26. Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 41. С. 8220—8235.
27. Старилов Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации. Теоретико-правовые исследования. — Воронеж, 1996.
28. Тихомиров Ю.А. Закон, стимулы, экономика. — М., 1989.
Какие бывают виды премий и вознаграждений работникам?
Выплаты стимулирующего характера (премирование) как форма оплаты за труд
Действующее законодательство о труде (ст. 129 ТК РФ) позволяет работодателю устанавливать у себя систему оплаты за труд, состоящую из нескольких частей:
Принимая такую систему оплаты труда, работодатель получает возможность:
Виды премий и вознаграждений, используемых в качестве доплат стимулирующего назначения, находят свое отражение во внутреннем нормативном акте, разрабатываемом у работодателя (ст. 135 ТК РФ). Этот акт устанавливает:
Однако стимулирующие доплаты при включении их в систему оплаты за труд становятся обязательными для работодателя, если соблюдены все условия для применения поощрения.
О том, как может быть оформлен внутренний нормативный акт о премировании, читайте в статье «Положение об оплате труда работников — образец 2020-2021».
Есть ли отличия в понятиях «денежное вознаграждение» и «оплата труда»
Термин «денежное вознаграждение» можно применить к любой выплате, осуществленной деньгами, независимо от ее назначения. То есть это может быть как вознаграждение за труд, так и любая иная выплата. Доплаты стимулирующего назначения, осуществляемые за трудовые достижения работника, представляют собой часть зарплаты и при их выдаче деньгами расцениваются как денежное вознаграждение, выданное в счет оплаты за труд.
Но помимо выплат, имеющих связь с трудовыми достижениями, работодатель может использовать и иные доплаты, не обусловленные трудовыми функциями работника. Обычно они имеют разовый характер и не регулярны по срокам начисления. Примером таких доплат служат премии, выплачиваемые к юбилейным или праздничным датам. Они вполне соответствуют термину «денежное вознаграждение, не связанное с оплатой труда».
Какие бывают премии и как еще может выражаться поощрение работника
Поощрения, служащие цели стимулирования работников, делятся на 2 основных вида:
Среди материальных поощрений ведущая роль отводится премиям. Но могут иметь место и иные виды денежных выплат, выраженные, например:
Среди премий по отношению к регулярности их выплаты выделяются 2 основные группы:
По источникам, за счет которых начисляют премии, их можно разделить:
О том, какие премии попадают в расчет среднего заработка, читайте в материале «Учитывается ли премия при расчете отпускных?».
В чем заключаются отличия бонуса от премии, регулярной премии от гарантированной
В отношении слов «премия» и «бонус» словари финансовых терминов приводят весьма сходные толкования, подразумевающие под собой одно и то же понятие — «вознаграждение». Поэтому их можно считать тождественными. Хотя некоторые нюансы пояснений, дающихся в словарях, позволяют считать бонус выплатой неожиданной (подарком), что делает его по смыслу более близким к нерегулярным (разовым) премиям.
К числу регулярных видов премий работникам относятся премии, включенные в систему оплаты труда (т. е. ставшие обязательными для работодателя), начисляемые и выплачиваемые с установленной периодичностью. В определенных обстоятельствах они могут не начисляться (например, при неудовлетворительных финансово-экономических показателях работы организации за период или в отношении работника, лишенного премии в соответствии с правилами премирования), но это оказывается, скорее, исключением, чем правилом.
Гарантированными следует считать те регулярные премии, которые установлены в фиксированной сумме и не зависят ни от результатов труда работника, ни от фактически отработанного им времени.
Как осуществляется налогообложение премии к профессиональному празднику или к юбилею в 2021 году
Премии, выплаченные за трудовые достижения, расцениваются как оплата за труд и так же, как обычная зарплата, подлежат обложению НДФЛ и страховыми взносами.
Но стимулирующие выплаты, не связанные с трудовыми достижениями, такие как премия к юбилею сотрудника или премия по случаю праздника, тоже являются доходом работника. И их так же, как и зарплату, нужно обложить НДФЛ и страховыми взносами (ст. 420 НК РФ, п. 1 ст. 20.1 закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев…» от 24.07.1998 № 125-ФЗ). Причем взносы, в отличие от самой суммы такой премии, можно учесть в расходах при определении базы по налогу на прибыль (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, письмо Минфина России от 09.06.2014 № 03-03-06/1/27634).
Как отразить премии в форме 6-НДФЛ, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно переходите в Готовое решение.
Как оформить приказ, если сотрудникам фирмы выписали премию (образец)
Для оформления приказа о премировании существуют унифицированные формы, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1:
Однако эти формы не обязательны к применению и ничто не препятствует оформлению работодателем подобных приказов по разработанной самостоятельно форме.
Основанием для оформления приказа послужат:
Образец заполнения приказа на премирование, составленный на бланке формы Т-11, можно увидеть на нашем сайте.
Итоги
Одну из составных частей системы оплаты за труд могут образовывать выплаты стимулирующего характера. Основная роль среди этих выплат отводится премиям. Премии могут быть регулярными и разовыми, относимыми на затраты и выплачиваемыми за счет чистой прибыли. Но налогообложение их осуществляется по одним и тем же правилам с начислением НДФЛ и страховых взносов. Выплату премии необходимо оформить приказом.
Льготы и поощрения как особые разновидности правовых стимулов
Среди всех правовых стимулов самыми сильными выступают прежде всего льготы и поощрения.
Под правовой льготой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворять свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей. Правовым льготам присущи следующие признаки.
Во-первых,они сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов. При установлении льгот законодатель ставит цель — социально защитить, улучшить положение отдельных лиц, переводит процесс удовлетворения их интересов в более благоприятный режим.
Цели здесь имеют первостепенное значение, ибо не всякое расширение прав и освобождение от обязанностей выступает в качестве льготы. Например, увеличение властных полномочий администрации в условиях чрезвычайного положения или освобождение иностранцев от воинской службы не являются правовыми льготами. Расширение прав временной администрации в условиях чрезвычайного положения связано не с улучшением ее статуса, а с необходимостью получения большей маневренности и простора для оперативного и оптимального выхода из создавшейся ситуации, для нормализации жизнедеятельности в конкретном регионе. Освобождение же от некоторых обязанностей иностранцев продиктовано соображениями политического характера (безопасности государства и т. д.), связано с отсутствием у них российского гражданства.
Во-вторых, правовые льготы представляют собой исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступают способом юридической дифференциации. Чем совершеннее право, тем дифференцированнее оно регламентирует конкретные вопросы общественной жизни. Так, для различных категорий граждан установлены правила, регулирующие прием в вузы, призыв на военную службу, назначение пенсий. При отсутствии правовой регламентации в той или иной сфере органы управления вынуждены, учитывая конкретные обстоятельства, делать по своему усмотрению исключения для отдельных лиц, что ведет к разнобою в практической деятельности и открывает лазейку для субъективизма и даже злоупотреблений[39].
Льготы — это элемент прежде всего специального правового статуса лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта специфическими возможностями юридического характера.
В-третьих,правовые льготы выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в нормативных актах в соответствии с демократическими процедурами правотворчества. Льготы, как правило, должны фиксироваться на уровне нормативных, а не правоприменительных актов — это важный момент. Запрещение законом предоставлять льготы в индивидуальном порядке преследует цель — свести к минимуму корыстное усмотрение, которое может проявиться в этом процессе.
Правовую льготу не следует отождествлять с таким внешне похожим на нее феноменом, как привилегия. Их объединяет то, что оба средства — исключения из общих правил, позволяющие улучшать положение субъектов.
Вместе с тем если льгота — правомерное облегчение, то привилегия — отрицательное отклонение, не установленное в законе, зачастую неправомерное, призванное улучшать положение одних лиц, одновременно ухудшая положение других.
В общественном сознании привилегия ассоциируется с чрезмерным получением благ «начальниками» (номенклатурой) в обход закона. Привилегии, как правило, устанавливаются тайно: либо по неписаному решению, либо на основе всевозможных закрытых подзаконных актов.
Властвующая элита зачастую стремится поставить собственные интересы выше общественных, государственных, создать для себя режим наибольшего благоприятствования. Не зря народная поговорка гласит: «Кто у власти, тот и у сласти».
«Чрезмерность улучшения положения субъекта», по сути дела, и дает основание для оценки подобной «разновидности льгот» как неправомерных, нарушающих правовую меру, а значит, и противоречащих принципам равноправия и справедливости. Поэтому понятие «привилегия» используется чаще в негативном смысле. Его далеко не случайно не употребляет в этой связи и законодатель, обозначая данный феномен термином «льгота».
Категорию «льгота» нужно отличать и от понятия «гарантия», которая является более широкой по своему объему, ибо включает в себя кроме льгот и другие юридические средства: поощрения, наказания, обязанности, запреты и т. п. Отсюда вполне закономерно, что в нормативных актах льготы нередко фиксируются в разделах, главах и статьях, посвященных гарантиям. Так, в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации», принятом 5 июля 1995 г., именно в ст. 15, которая называется «Гарантии для государственного служащего», закрепляются различные льготы для данной категории лиц, что, бесспорно, призвано способствовать эффективному осуществлению ими своих функциональных обязанностей.
Основная цель льгот заключается в согласовании интересов личности, социальных групп, государства. Льготы связывают эти различные интересы, позволяя ненавязчиво и без давления их удовлетворять, распределяя социальные блага и содействуя тем самым нормальному развитию как отдельного гражданина, так и общества в целом.
С одной стороны, льготы устанавливаются для тех субъектов, конкретные интересы которых в рамках общих правил не могут получить должного обеспечения и защиты, поскольку они характеризуются какими-то особенностями (состояние здоровья, возраст, пол и т. п.) или находятся в специфических условиях (жизнь на Крайнем Севере; профессия, требующая сокращенного рабочего дня, более продолжительного, против обычного, ежегодного отпуска и т. д.).
С другой стороны, льготы предоставляются тем субъектам, в социально полезной деятельности которых заинтересовано государство, общество.
Правовые льготы, будучи призванными достигать эту основную цель, выполняют компенсационную и стимулирующую функции.
Компенсационныйхарактер правовых льгот состоит в создании хотя бы примерно равных возможностей для развития лиц, находящихся в неравных условиях в силу биологических и социальных причин. Так, вовлечение в трудовую деятельность слепых и людей с плохим зрением было бы невозможно без установления для них законом особых условий труда. Следовательно, принцип социальной справедливости требует установления в данном случае определенного изъятия из принципа равноправия граждан, а сами льготы слепым и людям с плохим зрением приобретают компенсационный характер, выравнивая их возможности с возможностями других людей. Важнейшее компенсирующее значение имеют льготы, предоставленные инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, беженцам, вынужденным переселенцам и другим лицам[40].
В этом смысле льгота — особое право, дополняющее имеющиеся у лица права с целью гарантировать определенный уровень потребления, облегчить доступ к юридически обеспеченному благу, существенным образом затрудненный вследствие инвалидности, беременности, материнства, сочетания учебы с работой и т. д. Здесь льготы призваны улучшать социально-экономические условия конкретных категорий граждан, их материально-бытовое и финансовое положение.
В последнее время компенсационная функция правовых льгот распространяется и на некоторые новые сферы. Так, в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. для потребителя установлены определенные льготы. Например, согласно ст. 16 «потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав»; согласно ст. 23 потребитель при наличии уважительных причин в одностороннем порядке вправе изменить условия договора о предмете и обменять вещь.
Подобные льготы не нарушают одного из основных правил рынка — равенства правового положения сторон, а напротив, обеспечивают его, содействуют реальному осуществлению.
Вместе с тем льготы нельзя полностью отождествлять с компенсациями, ибо в ряде случаев, наряду с компенсационной, они выполняют и стимулирующую функцию:способы побуждать к отдельным видам общественно полезной деятельности, создавать благоприятные условия для удовлетворения собственных интересов лица. Стимулирующую функцию призваны выполнять прежде всего налоговые льготы, установленные в целях развития производства, предпринимательства, фермерства, благотворительности, инвестиционной деятельности и пр.
Подобную функцию льготы выполняют наряду с такими юридическими средствами, как дозволения, поощрения и т. д. Важно учитывать, что стимулирующая сила у льгот, с одной стороны, больше чем у дозволений (субъективных прав и законных интересов), ибо льгота — дополнительная возможность, преимущество, что дается «сверх» какого-то права, а с другой стороны, меньше, чем у поощрений. Последнее специально предназначено для стимулирования, одобрения и награждения заслуженного поведения. Это его основная функция. Льгота же далеко не всегда устанавливается за определенные заслуги и стимулирующую функцию в большей степени осуществляет наряду с компенсационной[41].
Правовое же поощрение — это форма и мера юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия.
Признаки правового поощрения заключаются в следующем.
1. Оно связано с заслуженным поведением. Как разъясняют словари, заслуга — это общепризнанная полезность чьих-либо поступков, деятельности; заслужить — означает стать достойным чего-либо, получить право на это по своим делам и поступкам.
Нередко в самом содержании нормативного либо правоприменительного поощрительного акта прямо говорится о заслуге, что еще раз подчеркивает их далеко не случайную связь. Например, в Положениях о почетных званиях Российской Федерации и описании нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ 30 декабря 1995 г., установлены такие звания, как «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», «Заслуженный юрист Российской Федерации» и т. п. В Положении о государственных наградах Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ 1 июня 1995 г., учреждены государственные награды РФ: орден «За заслуги перед Отечеством», орден «За военные заслуги», медаль ордена «За заслуги перед Отечеством».
Заслуга — это добросовестный правомерный поступок, связанный со «сверхисполнением» субъектом своих обязанностей либо с достижением им общепризнанного полезного результата и выступающий основанием для применения поощрения.
Заслуга характеризуется следующими чертами.
а) Она сопряжена с социально-активным поведением, с осуществлением позитивных обязанностей. Речь идет о поступках, не противоречащих юридическим нормам.
б) Это добросовестное отношение лица к своему долгу. «Заслуга включает не только внешнее, объективное действие, но и внутреннее, субъективное отношение к порученному делу, характеризующее позитивные цели и мотивы поведения субъекта»[42].
в) Заслуга связана со «сверхисполнением» лицом своих обязанностей либо с достижением им общепризнанного полезного результата. Как отмечал П. А. Сорокин, подобные «услужные» акты «выходят по своей добровольности» за пределы «обязанности», это «сверхнормальность» или избыток «добродетельности»[43]. В данном случае имеется в виду «отступление» от нормы не «вниз», что является правонарушением, а «вверх», что выражается в высококачественном выполнении обязанностей. «Сверхисполнение» означает поведение, воплощающееся в общественно-полезном результате, превосходящем по своим масштабам результаты обычных действий. Поощрения устанавливаются за определенные достижения в осуществлении предполагаемой модели поведения, за особый вклад, мужество и отвагу, перевыполнение требуемых стандартов, показателей (новаторство в труде, профессиональное мастерство и т. д.).
Так, в ст. 13 («Поощрения государственного служащего») Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» прямо сказано, что «за успешное и добросовестное исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности к нему применяются различные поощрения».
г) Заслуга является основанием для применения поощрительных мер точно так же, как основанием для применения мер наказания выступают правонарушения. Более того, характер и степень заслуг определяют вид поощрения.
2. Поощрение сопряжено с сугубо добровольным поступком. В поощрительной норме содержится призыв совершить желательное для общества и государства действие, но не обязательное для каждого отдельного субъекта. Вместе с тем выбор такого поведения подкрепляется обещанием предоставить лицу определенные дополнительные блага. Следовательно, поощрение в своем регулирующем воздействии на личность жестко не предписывает тот или иной вид социально ценного поведения, а оказывает непринужденное влияние благодаря привлекательности и выгодности указанных в установленной норме последствий.
3. Меры поощрения юридически одобряют позитивные действия, выступая формой вознаграждения со стороны общества и государства добровольного заслуженного поведения. Поощрение — разновидность одобрения. Если последнее — родовое понятие (более широкое), то первое — видовое. Для правового поощрения необходимы лишь определенные формы одобрения — юридические, с соответствующими количественными и качественными характеристиками (мерой), зависимыми от степени заслуг.
4. Поощрение взаимовыгодно для общества и субъекта, осуществляющего его, сочетает различные интересы, удовлетворяя благоприятными последствиями. Это одно из немногих юридических средств, активно и ненавязчиво «работающее» на общий интерес (корпоративный, государственный, общественный).
5. Поощрение — юридический стимул, причем, как правило, самый действенный. Вместе с тем оно играет и определенную ограничивающую роль, что создает побочный эффект. Например, премия не только побуждает человека к высококачественному и производительному труду путем заинтересованности в достижении поощряемого результата, но и косвенно сдерживает (опять же позитивными методами) от антиобщественного, противозаконного поведения.
Правовые поощрения выполняют контролирующую, стимулирующую, коммуникативную, оценивающую, гарантирующую, распределительную, воспитательную функции.Осуществляя функцию социального контроля,поощрения координируют ту или иную деятельность лиц, мягко «уводят» от правоотклоняющегося поведения и одновременно позитивно активизируют субъектов.
Стимулирующая (мотивационная) функция— поощрение побуждает к «сверхисполнению» обязанностей и к совершению социально ценных творческих действий, превосходящих обычные требования, развивает трудовую и общественно-политическую активность. Мотивация к достижению полезного результата построена на основе привлекательности и заранее обещанных благоприятных последствий.
Коммуникативная функция— поощрительные меры символизируют собой определенную юридическую информацию, содержат конкретные сообщения, поступающие от субъекта управления (законодателя, правоприменителя) к объекту (лицам) и служат тем самым способом связи между ними.
С помощью оценивающей функции управляющий орган дает официальную положительную оценку чьего-либо заслуженного поведения, публично признает и одобряет его, отражает степень полезности деятельности для общества, выделяет лучших субъектов, достойных поощрения.
Гарантирующая функция — поощрения создают благоприятные условия для укрепления дисциплины и порядка, обеспечивают реализацию других юридических средств, прежде всего обязанностей.
Распределительная функция заключается в том, что, закрепляя меру поощрения за инициативное, добросовестное поведение, устанавливает тем самым условия пользования определенными благами, в получении которых выражен собственный интерес субъектов.
Воспитательная функция— связана с тем, что поощрение, создавая у человека за заслуженное поведение положительный психологический настрой и вызывая чувство удовлетворения, показывает образец добросовестной деятельности, вдохновляет людей к проявлению инициативы, к творчеству. Тем самым поощрение способствует формированию правосознания и высокой правовой культуры граждан, нравственных качеств личности.
Поощрение важно соотнести с такими понятиями, как вознаграждение и убеждение.
Термин «вознаграждение» в словарях русского языка толкуется в двух смыслах: как награда и как плата за услуги. Награда выступает составной частью поощрения, государственная же награда, как сказано в Положении о государственных наградах Российской Федерации, «является высшей формой поощрения граждан. «
Отличие поощрения от платы за услуги (вознаграждения во втором смысле) заключается в том, что если первое применяется за заслуги, то последнее — за услуги, которые тоже являются полезными действиями, но вовсе не связаны с превышением обычных требований.
«Поощрение, создавая в сознании отдельных граждан и их коллективов убеждение в правильности и полезности определенного варианта поведения, служит в известном смысле средством убеждения. Что же касается убеждения, то оно не в состоянии выполнить функций поощрения в строгом значении этого слова»[44].
Правовые поощрения можно классифицировать по различным основаниям. Так, в зависимости от предмета правового регулирования поощрения подразделяются на конституционные (ордена и медали как государственные награды), административные (досрочное присвоение специального звания), трудовые (награждение Почетной грамотой) и т. п.; в зависимости от характера — на материальные (награждение именным оружием) и процессуальные (вознаграждение свидетеля за предоставление особо ценной информации); в зависимости от сферы использования — на поощрения в сфере литературы, искусства, науки, техники, государственной и военной службы и т. д.; в зависимости от применяющих их субъектов — на государственные (президентские, правительственные, министерские и т. п.) и негосударственные (муниципальные и пр.); в зависимости от содержания — на финансово-экономические (выдача денежной премии), моральные (объявление благодарности) и организационные (присвоение в органах внутренних дел специального звания на одну ступень выше звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности); в зависимости от иерархии — на общефедеральные, региональные и локальные; в зависимости от формы связи с благом — на предоставляющие дополнительные блага (награждение ценным подарком) и освобождающие от обременении (досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания в органах внутренних дел)[45].