сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях

Аналогия (Фролов)

АНАЛОГИЯ (греч. analogia — соответствие) — сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. Умозаключение по аналогии — вывод о наличии определенных признаков на основании фиксации сходства, существующего в некоторых других признаках. Обычная схема умозаключения по аналогии: объект В обладает признаками а, Ь, с, d, е; объект С обладает признаками b, с, d, е; следовательно, объект С, вероятно, обладает признаком а. На ранних этапах развития науки аналогия нередко заменяла систематическое наблюдение и экспериментирование, а выводы по аналогии базировались, как правило, на сходстве во внешних и второстепенных признаках. На аналогии строилась большая часть натурфилософских концепций вплоть до позднего средневековья, аналогией обосновывалось сходство государства с человеческим организмом, а в эпоху механицизма — организма с часовым механизмом и пр. В ходе дальнейшего развития науки аналогия теряет значение средства объяснения, однако она продолжает играть важную роль при выдвижении гипотез, как средство уяснения проблемы и направления ее решения. Так, X. Гюйгенс на основании аналогии свойств света и звука пришел к выводу о волновой природе света; Дж. К. Максвелл распространил этот вывод на характеристику электромагнитного поля. Рассматриваемая изолированно, аналогия не имеет большой доказательной силы не только потому, что вывод ее всего лишь вероятен, но и потому, что степень этой вероятности может быть небольшой в результате случайного сходства или фиксации несущественных признаков сравниваемых объектов. В целях повышения вероятности вывода по аналогии выдвигаются следующие требования: 1) аналогия должна основываться на существенных признаках и по возможности на большем числе сходных свойств сравниваемых объектов; 2) связь признака, относительно которого делается вывод, с обнаруженными в объектах общими признаками должна быть возможно более тесной; 3)аналогия не должна вести к заключению о сходстве объектов во всех признаках; 4) вывод по аналогии должен дополняться исследованием различий и доказательством того, что эти различия не могут служить основанием отказа от выводов по аналогии. В современной науке развитой областью систематического применения аналогии является так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании. Большое распространение в научных исследованиях и практике управления получают аналоговые моделирующие установки, способные создавать электрические аналоги исследуемых процессов, математическое моделирование процессов.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 20.

Источник

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Психология познания: методология и методика познания

НАСТРОЙКИ.

сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Смотреть фото сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Смотреть картинку сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Картинка про сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Фото сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях

сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Смотреть фото сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Смотреть картинку сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Картинка про сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Фото сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях

сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Смотреть фото сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Смотреть картинку сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Картинка про сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Фото сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях

сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Смотреть фото сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Смотреть картинку сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Картинка про сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Фото сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Смотреть фото сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Смотреть картинку сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Картинка про сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Фото сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях

Психология познания: методология и методика преподавания

На современном этапе развития общества образование стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности: огромные достижения в этой области легли в основу грандиозных социальных и научно-технологических преобразований.

Глобальные изменения, происходящие в жизни общества, приводят к появлению новых социально значимых ориентиров в системе среднего и высшего профессионального образования. На рынке образовательных услуг в настоящее время всё больше востребованы не только квалифицированные специалисты, но и творческие личности, которые сами «добывают» необходимые знания и на их основе вырабатывают новые – социально необходимые.

Практика и статистические данные свидетельствуют о том, что именно гармонично развитые специалисты, в большинстве своем имеющие достаточную гуманитарную и особенно психологическую подготовку, приносят своим организациям наибольшие «дивиденты».

В настоящее время в стране происходит смена концепции от подготовки узких специалистов- технократов к целенаправленному формированию гармонично развитых творческих личностей, обусловливается необходимость преобразования традиционно сложившейся в высшей школе методологии обучения с ориентацией на гуманизацию и гармонизацию профессиональной подготовки.

В этих целях учебный материал определенным образом гуманизируется по некоторым правилам, которые отражают функциональную структуру памяти и мышления человека. Это позволяет уже в процессе обучения целенаправленно формировать необходимый современному специалисту набор предметно независимых «инструментов мышления», которые и составляют основу индивидуального стиля его предстоящей деятельности.

Кардинальная перестройка целей, содержания, методов и технологий обучения означает, что по масштабам своего влияния на личность в процессе ее формирования они должны стать более действенными и конструктивными хотя бы потому, что затрагивают всех участников педагогического процесса, как преподавателей, так и студентов.

Использование новых информационных технологий ведет к повышению эффективности образования только в том случае, когда развитие технологической подсистемы образования сопровождается радикальными изменениями во всех других подсистемах: психолого-педагогической, организационной, экономической, а также существенно затрагивает теоретические и методологические основания образовательной системы. В то же время само психологическое образование должно сформировать некоторую профессиональную интуицию общения между учебными дисциплинами и людьми, а также понимания того, что разные люди имеют различные взгляды на предмет профессиональной деятельности и социального общения.

Место образования в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей их опыт, умения, навыки, возможности развития и совершенствования своих профессиональных и личностных качеств.

Более того, в последнее время остро чувствуется необходимость привлечения психологического знания во многих прикладных областях человеческой практики и жизнедеятельности, так как обнаруживается масса социально-психологических проблем в политике, экономике, медицине, образовании и управлении. Образовавшийся дефицит психологических знаний общество каким-то образом пытается компенсировать за счет переподготовки уже сформировавшихся специалистов различных профессиональных групп и подготовки учащихся старших классов общеобразовательных школ. Все это может поменять саму структуру не только индивидуального мировоззрения, но и общественное сознание. В результате чего придет осознание того, что человек есть движущая сила и субъект социально-экономического и исторического процесса.

Человекознание позволяет молодому человеку лучше понять самого себя, выстроить более гуманные и толерантные отношения с другими людьми, окружающим миром в целом. В этом смысле знание психологии позволяет развивать, формировать в человеке чувство собственного достоинства. Исходя из индивидуальности каждому целесообразно определить реальные возможности по дальнейшему формированию своей судьбы, жизни и будущей профессиональной деятельности в окружающем мире.

В связи с этим необходима серьезная теоретическая проработка новых концепций и идей, связанных, с одной стороны, с пониманием закономерностей развития человеческого общества, а с другой – с осознанием, прояснением и пониманием перспектив развития самого человека. С этой точки зрения не случаен наблюдающийся во всем мире интерес к проблемам гуманизации и гуманитаризации всех видов образования, введение собственно знаний о человеке в разные виды образовательной деятельности общества. Вот почему методики, основанные на запоминании знаний, составляющих содержание учебной дисциплины, не позволяют развиваться личности, потенциал которой заключен в творческой переработке знаний.

Более того, подобные методики усложняют подлинное усвоение, заставляют обучающихся заниматься противоестественным для творческой личности заучиванием, зубрежкой материала без видимой связи с другими предметами обучения, без ориентации на будущее практическое применение. Если это так, то необходимо перейти от обучения по принципу запоминания готовых знаний к умению творчески учиться, перерабатывая научные знания и социально-исторический опыт. В связи с этим само учение должно опираться на методологический принцип деятельностного подхода, при реализации которого не преподаватель учит, а обучающийся сам формирует себя как гармонично развитую личность, обладающую научно-методологическими знаниями, ориентированными на предстоящую профессиональную деятельность. При этом следует учитывать, что чем активнее познавательная деятельность обучающегося, тем выше эффективность усвоения учебного материала.

В этом случае преподаватель превращается в организатора работы, который позволяет конструировать учебный процесс как продуктивную творческую деятельность, направленную на формирование социальных, нравственно-эстетических и методологических основ предстоящей профессиональной деятельности.

Педагог в этих условиях будет стремиться стимулировать положительную мотивацию к формированию успеха в учебном процессе. В то же время успех меняет социальный статус студента, позволяет ему самоутверждаться, порождает целый комплекс положительных эмоций, перестраивает систему межличностных отношений с преподавателем и учебным коллективом. Благодаря такой организации студенты выступают не пассивными потребителями готовой информации, а активными ее «добытчиками» и производителями. Это возможно тогда, когда в систему обучения внедряются формы и методы обучения, носящие инновационный характер. Следует учитывать и то, что психология как учебный предмет и психология как наука не являются тождественными понятиями. В курсе психологии решаются свои дидактические задачи, в связи с чем для успеха педагогической деятельности недостаточно только психологических знаний, необходимо овладение методикой преподавания.

Цель данного учебного пособия – на основе психологии познания рассмотреть методологию и применение активных методов обучения, проанализировать возможности их использования в преподавании психологии во всех видах занятий – на лекциях, уроках, практических и лабораторных занятиях, а также в процессе организации самостоятельной работы студентов.

Необходимо особо отметить, что обучение в вузе по любой научной дисциплине для студента- первокурсника, по сравнению со школьными знаниями, представляет другой вид деятельности. Новизна не только в содержательной стороне изучаемых наук, но и в организации учебного процесса, в способах взаимодействия с преподавателями, в формах и методах работы по усвоению учебного материала и т. д.

Студент-первокурсник в начале учебы в вузе обычно наслаждается наступившей в учебном процессе свободой: не задают домашние задания и не проверяют их выполнение, нет опросов по материалам прошлой лекции, нет скрупулезного учета посещаемости занятий, как в школе. Все это создает иллюзию, что учиться настойчиво и каждодневно вовсе не обязательно, а в период сессии можно подготовиться к экзаменам по учебникам и учебным конспектам.

Психология начинает изучаться как раз в переходный период привыкания вчерашнего школьника к студенческой самостоятельности. И не учитывать этих особенностей поведения первокурсников методика

Источник

Научное познание: методы научного познания, его уровни, особенности, формы и виды.

Содержание:

↑ Научное познание. Особенности научного познания

Наука направлена на изучение окружающего мира, действительности, исследование природных процессов и явлений, выявление закономерностей. Целью научного познания является объективная истина, те. истина, которая не зависит от интересов и воли познающего.

Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Особенности научного познания:

Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.

↑ Уровни и формы научного познания

сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Смотреть фото сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Смотреть картинку сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Картинка про сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Фото сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях Эмпирический или практический уровень (выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей).

Формы научного познания:

Научный факт (от лат. — сделанное, совершившееся) — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.

Эмпирический закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.

Теоретический уровень (выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых внутренних связей и отношений)

Формы научного познания:

Проблема — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа (бывают теоретические и практические).

Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для её разрешения.

Гипотеза — это научное предположение о каких-либо свойствах, качествах объекта, характеристиках и закономерностях процессов или явлений окружающего мира.

↑ Методы научного познания

Методы научного познания: наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение.

Универсальные: анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация.

Метод (от гр. — путь исследования) понимается как орудие, средство познания. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя).

Характеристики научного метода: строгость и объективность.

Среди эмпирических методов научного познания большую роль играют наблюдение и эксперимент.

С помощью метода наблюдения познаются и открываются новые факты об окружающем мире. Эти факты образуют первичную научную информацию, которая впоследствии помогает объяснить многие процессы и явления, происходящие в природе. Результаты данного метода будут зависеть не только от познаваемого объекта, но и от уровня знаний и опыта исследующего.

Эксперимент представляет собой довольно глубокий, комплексный, действенный и результативный практический метод познания. Его отличительными особенностями является то, что исследователь способен изменить ход эксперимента, его условия, а при необходимости и остановить его. Различают естественный эксперимент (происходит в естественных условиях) и лабораторный (происходит в искусственных условиях).

Любой эксперимент может быть проведен как с натуральным, естественным объектом, так и с его макетом, искусственным заменителем. В основном это происходит тогда, когда изучение объекта в его естественной среде невозможно по какой-либо причине, как, например, исследование атмосферных явлений, комет и мн. др. Создание таких моделей называется моделированием.

Моделирование — воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. п.

Измерение — это исследование, которое заключается в определении числового значения качеств, свойств и характеристик объекта, путем сравнения его с общепринятым стандартом или единицей измерения, таких как, метр, грамм, литр и т п.

К универсальным методам научного познания относятся анализ и синтез.

Познание не может сделать действительного шага вперёд, только анализируя или только синтезируя. Анализ предшествует синтезу, но и сам возможен только на основе результатов проделанной синтетической деятельности; связь анализа и синтеза — органическая, внутренне необходимая.

Неразрывно связаны между собой методы индукции и дедукции, которые обусловливают друг друга в процессе познания.

Универсальным методом научного познания является аналогия — сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. В современной науке развитой областью систематического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.

Абстракция (от лат. — отвлечение) — один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения. В качестве результатов процесса абстрагирования выступают различные понятия и категории.

К универсальным методам познания также относится идеализация — мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности. Примерами идеализированных объектов могут быть: «прямая», «точка» (в математике), «абсолютно твёрдое тело», «идеальный газ» (в физике) и т. д.

К теоретическим методам научного познания принадлежит единство исторического и логического.

Связан с освещением различных этапов развития объектов в их хронологической последовательности, в конкретных формах проявления.
Описание исторического процесса во всём его многообразии, с учётом его неповторимых, индивидуальных особенностей.Связан с воспроизведением в теоретической форме, в системе абстракций сущности, основного содержания исторического процесса
Отражение объекта одновременно в самых его существенных связях и истории его развития: воспроизведя объект в высшей, зрелой его форме, включающей как бы в снятом виде предыдущие его ступени, осуществляется познание и главных вех его истории

Исторический и логический методы тесно связаны между собой. Исторический метод без логического слеп, а логический без изучения реальной истории беспредметен.

Чтобы мысленно воспроизвести объект в его целостности, используют теоретический метод научного познания, получивший название восхождения от конкретного к абстрактному.

Формализация (от лат. — вид, образ) — уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.

Математизация — использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определённые числа, а затем вместо трудоёмкой работы с объектами действовать с числами по определённым математическим правилам. Только единство всех методов современного научного познания обеспечивает их объективную истинность и возрастающее влияние на научно-технический прогресс.

Источник

Необходимый минимум (сжатые конспекты по всей школьной программе): Раздел 4 Познание

Быстрый переход:

Познание

Познание — процесс деятельности человека, направленный на отражение объективной реальности в его сознании, для получение но­вого знания об окружающем мире.

Основные направления познания:

Формы познания:

1) Чувственное познание:

2) Рациональное познание:

Интуиция — знания, условия получения которого не осознаются субъектом (в интуиции четко и ясно осознается лишь результат: вы­вод, истина, а конкретные процессы, ведущие к нему, оста­ются за пределами сознания).

Истина

Истина:

Объективная истина — знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина — знание, которое никогда не может быть опровергнуто.

Относительная истина — это знание, зависящее от определенных условий его получения.

Критерий истины — это то, что удостоверяет исти­ну и позволяет отличить ее от заблуждения.

Возможные критерии истины:

Практика — деятельность людей, направленная на преобразование действительности.

Формы практики:

Функции практики:

Между тем практика одновременно определенна и неопре­деленна, абсолютна и относительна. Абсолютна в том смысле, что только развивающаяся практика может окончательно до­казать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама прак­тика развивается, совершенствуется и поэтому не может тот­час и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания. Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости: ведущий критерий истины — практи­ка, которая включает материальное производство, накоплен­ный опыт, эксперимент, — дополняется требованиями ло­гической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.

Виды знаний

Знание — результат познания действительности, со­держание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных зако­номерных связей и отношений реального мира.

Знание в узком смысле:

Каждой форме общественного сознания: науке, филосо­фии, мифологии, политике, религии и т. д. — соответствуют специфические виды знаний.

Виды знания

Наименование

Сущность

Житейское

Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Являет­ся важнейшей ориентировочной основой повсед­невного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констата­ции фактов и их описанию

Научное

Понимание действительности в ее прошлом, на­стоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвле­ченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают край­не абстрактные формы (формулы, графики, схе­мы и т. д.)

Практическое

Овладение вещами, преобразование мира

Художествен­ное

Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии

Рациональное

Отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением

Иррациональ­ное

Не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему. Предметом являются эмо­ции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномаль­ные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки

Личностное

Зависимо от способностей субъекта и от особен­ностей его интеллектуальной деятельности

Формы знания, несовпадающие с научным

Наименование

Сущность

Ненаучное

Разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывает­ся законами, находится в противоречии с существующей картиной мира

Донаучное

Прототип, предпосылочная база научного знания

Паранаучное

Несовместимое с имеющимся научным знанием

Лженаучное

Сознательно использующее домыслы и предрассудки

Антинаучное

Утопичное и сознательно искажающее представления о действительности

Научное познание

Научное познание — вид познавательной де­ятельности, направленный на выработку объективных, системноорганизованных и обоснованных знаний о мире.

Основными особенностями научного познания являются следующие:

Уровни научного познания:

Метод — средство научного познания.

Методы научного познания:

Только единство всех методов современного научного по­знания обеспечивает их объективную истинность и возрас­тающее влияние на научно-технический прогресс.

Социальные науки

Социальные науки — форма духовной деятельности лю­дей, направления на производство знаний об обществе.

Важнейшие социальные науки:

Источник

Текст книги «Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ»

сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Смотреть фото сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Смотреть картинку сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Картинка про сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Фото сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях

Автор книги: Александр Воронцов

Жанр: Справочники

Текущая страница: 6 (всего у книги 23 страниц) [доступный отрывок для чтения: 9 страниц]

Тема 2. Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное

Познание имеет два уровня (две стороны) – чувственное познание – осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом) и рациональное познание – присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.

сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Смотреть фото сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Смотреть картинку сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Картинка про сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Фото сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях

сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Смотреть фото сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Смотреть картинку сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Картинка про сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Фото сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях

По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения.

Эмпиризм (от гр. emperia – опыт) – единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.

Рационализм (от лат. ratio – разум, рассудок) – наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.

Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая – высшая.

Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и все же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счете опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.

сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Смотреть фото сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Смотреть картинку сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Картинка про сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Фото сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях

Своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального в познании выступает интуиция (лат. intuitis – взгляд, вид) – вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства.

Основные признаки интуиции: внезапность; неполная осознанность; непосредственный характер возникновения знаний.

Различают следующие виды интуиции:

интеллектуальная – связана с умственной деятельностью;

мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциональным миром человека.

В интуиции четко и ясно осознается лишь результат (вывод, истина), а конкретные процессы, ведущие к нему, остаются за пределами сознания, т. е. коренятся в области бессознательного. Знания, полученные при помощи интуиции, в дальнейшем должны пройти через этап доказательства и обоснования, чтобы стать истиной.

В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства человека. Под их воздействием формируется мотивационная сторона познания, выражающаяся в устойчивости интересов и целей познающего субъекта к объекту познания.

сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Смотреть фото сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Смотреть картинку сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Картинка про сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Фото сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях

Иногда результатом познания становится заблуждение. Это не абсолютный вымысел, а обычно одностороннее отражение объективной реальности субъектом.

Заблуждениеэто содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину.

Источники заблуждения: погрешности, связанные с переходом от чувственного уровня познания объекта к рациональному; некорректный перенос чужого опыта без учета конкретной проблемной ситуации.

Ложь – это сознательное искажение образа объекта.

B3. Установите соответствие между формами познания и их сущностью: к каждой позиции данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Смотреть фото сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Смотреть картинку сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Картинка про сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Фото сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

Тема 3. Истина, ее критерии. Относительность истины

Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на фундаментальный вопрос теории познания: «Что есть истина?».

Существуют различные трактовки понятия «истина».

– соответствие знаний действительности;

– то, что подтверждено опытом;

– некое соглашение, конвенция;

– свойство самосогласованности знаний;

– полезность полученного знания для практики.

Классическая концепция истины связана с первым определением: истиназнание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу в полном объеме.

Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.

Объективная истина – это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина – это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.

Относительная истина – это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.

Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.

Одним из важнейших является вопрос о критериях истины.

Критерий истины – это то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.

Возможные критерии истины: соответствие законам логики; соответствие ранее открытым законам той или иной науки; соответствие фундаментальным законам; практика; простота, экономичность формы; парадоксальность идеи.

Практика (от гр. practikos – активный, деятельный) – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.

Формы практики: материальное производство (труд), преобразование природы; социальное действие (реформы, революции, войны и т. д.); научный эксперимент.

Функции практики в процессе познания

Практика – источник познания: практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.

Практика – основа познания: человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его. Именно благодаря этому и происходит наиболее глубокое познание тех свойств и связей материального мира, которые были бы просто недоступны человеческому познанию, если бы оно ограничивалось только простым созерцанием, пассивным наблюдением. Практика вооружает познание инструментами, приборами, оборудованием.

Практика – цель познания: человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности.

Практика – критерий истины: пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением). Поэтому основным критерием истины выступает практика.

Между тем практика одновременно определенна и неопределенна, абсолютна и относительна. Абсолютна в том смысле, что только развивающаяся практика может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется и поэтому не может тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания. Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости: ведущий критерий истины – практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, – дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.

B2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «истина». Отражение действительности; знание; конкретность; зависимость от человека; процесс.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «истина».

Тема 4. Виды человеческих знаний

Знание – результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.

Термин «знание» употребляется в разных смыслах:

– как способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности;

– как познавательно значимая информация;

– как особая познавательная единица, выражающая форму отношения человека к действительности и существующая наряду и во взаимосвязи со своей противоположностью – практическим отношением.

Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. – соответствуют специфические виды знаний.

сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Смотреть фото сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Смотреть картинку сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Картинка про сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Фото сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях

Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и ненаучное знания, то выделяют следующие формы.

сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Смотреть фото сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Смотреть картинку сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Картинка про сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Фото сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях

B4. Найдите в приведенном ниже списке проявления, отражающие обыденное знание, и обведите цифры, под которыми они указаны.

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Тема 5. Научное познание

Научное познаниеособый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Основными особенностями научного познания являются следующие:

– объективность добываемого знания;

– развитость понятийного аппарата (категориальность);

– рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;

– высокий уровень обобщения знаний;

– использование специальных способов и методов познавательной деятельности.

Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать все в человеческом мире – будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако все, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.

Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.

сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Смотреть фото сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Смотреть картинку сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Картинка про сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Фото сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях

Научный факт (лат. factum – сделанное, совершившееся) – отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.

Эмпирический закон – объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.

Проблема – осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа.

Проблема может быть теоретической или практической.

Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для ее разрешения.

Гипотеза (гр. hypothesis – основа, предположение) – научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании.

В ходе проверки гипотезы превращаются в теории; уточняются и конкретизируются, либо отбрасываются как заблуждение.

Теория (гр. theoria – наблюдение, рассмотрение, исследование) – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

Исходные основания: фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы, ценностные факторы и т. п.

Идеализированный объект данной теории.

Логика и методология, применяемые для построения теории.

Совокупность законов и утверждений, выведенных из теории.

Ключевой элемент любой теории – закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов.

Метод (от гр. methõdos – путь исследования) понимается как орудие, средство познания. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя).

Научный метод характеризуется двумя важными качествами – строгостью и объективностью.

Среди эмпирических методов научного познания большую роль играют наблюдение и эксперимент.

сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Смотреть фото сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Смотреть картинку сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Картинка про сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Фото сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях

К универсальным методам научного познания относятся анализ и синтез.

Анализ (гр. analysis – разложение) – процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.

Синтез (гр. synthesis – соединение) – процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.

Познание не может сделать действительного шага вперед, только анализируя или только синтезируя. Анализ предшествует синтезу, но и сам возможен только на основе результатов проделанной синтетической деятельности; связь анализа и синтеза органическая, внутренне необходимая.

Неразрывно связаны между собой методы индукции и дедукции, которые обусловливают друг друга в процессе познания.

Индукция (лат. inductio – наведение) – путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение.

Дедукция (лат. deductio – выведение) – доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер.

Универсальным методом научного познания является аналогия (гр. analogia – соответствие) – сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. В современной науке развитой областью систематического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.

Моделирование (фр. modele, от лат. modulus – образец, мера) – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. п.

Абстракция (от лат. abstractio – отвлечение) – один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения. В качестве результатов процесса абстрагирования выступают различные понятия и категории.

К универсальным методам познания относится идеализация – мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности. Примерами идеализированных объектов могут быть: «прямая», «точка» (в математике), «абсолютно твердое тело», «идеальный газ» (в физике) и т. д.

К теоретическим методам научного познания принадлежит единство исторического и логического.

сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Смотреть фото сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Смотреть картинку сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Картинка про сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Фото сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях

Исторический и логический методы тесно связаны между собой. Исторический метод без логического слеп, а логический без изучения реальной истории беспредметен.

Чтобы мысленно воспроизвести объект в его целостности, используют теоретический метод научного познания, получивший название восхождения от абстрактного к конкретному.

Формализация (лат. forma – вид, образ) – уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.

Математизацияиспользование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определенные числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определенным математическим правилам.

Только единство всех методов современного научного познания обеспечивает их объективную истинность и возрастающее влияние на научно-технический прогресс.

B6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предложенного списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Свои выводы наука формулирует в ____________(1), законах и формулах, вынося за скобки эмоциональное отношение познающего ____________(2) к изучаемым явлениям. Все, что наука делает своим ____________(3), она исследует со стороны закономерностей и ____________(4). Научное познание опирается на систему ____________(5) и вырабатывает свой собственный ____________(6), отличный от обычного».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) вопрос Б) предмет В) проблема

Г) метод Д)схема Е)теория

Ж) язык З)субъект И) причина

В приведенной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Смотреть фото сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Смотреть картинку сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Картинка про сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Фото сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях

Тема 6. Социальные науки, их классификация

Социальные наукиформа духовной деятельности людей, направления на производство знаний об обществе.

Поскольку общество является сложным и многоаспектным понятием, то каждая из социальных наук рассматривает определяющую область общественной жизни. Наиболее общие знания об обществе в целом призваны давать такие науки, как философия и социология.

сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Смотреть фото сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Смотреть картинку сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Картинка про сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Фото сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях

сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Смотреть фото сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Смотреть картинку сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Картинка про сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Фото сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях

A1. Выберите правильный ответ. Какая наука является лишней в перечне наук, имеющих своим непосредственным предметом проблему человека?

1) философская антропология

Тема 7. Социальное и гуманитарное знание

Вопрос об уникальности социальных знаний является в истории философской мысли предметом дискуссий.

сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Смотреть фото сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Смотреть картинку сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Картинка про сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Фото сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях

сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Смотреть фото сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Смотреть картинку сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Картинка про сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Фото сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях

Социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы. Без человека нет общества. Но и человек не может существовать без общества.

Особенности гуманитарного знания: понимание; обращение к текстам писем и публичных выступлений, дневников и программных заявлений, художественных произведений и критических рецензий и т. д.; невозможность сведения знания к однозначным, всем признанным определениям.

Гуманитарное знание призвано воздействовать на человека, одухотворять, преображать его моральные, идейные, мировоззренческие ориентиры, способствовать развитию его человеческих качеств.

Социальное и гуманитарное знания – результат социального познания.

Социальное познаниепроцесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе.

Познание общества, протекающих в нем процессов имеет, наряду с общими для всей познавательной деятельности чертами, также и существенные отличия от познания природы.

Особенности социального познания

1. Субъект и объект познания совпадают. Общественная жизнь пронизана сознанием и волей человека, она, по существу, субъект-объектна, представляет в целом субъективную реальность. Получается, что субъект познает здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием).

2. Получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов-субъектов познания. Социальное познание задевает непосредственно интересы людей.

3. Социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание. Естествознание насквозь инструментально, в то время как обществознание – это служение истине как ценности, как правде; естествознание – «истины разума», обществознание – «истины сердца».

4. Сложность объекта познания – общества, которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии. Поэтому установление социальных закономерностей затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер. В отличие от естествознания в обществознании невозможны (или очень ограничены) предсказания.

5. Поскольку общественная жизнь изменяется очень быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.

6. Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент. Наиболее распространенном методом социального исследования является научная абстракция, в социальном познании исключительно велика роль мышления.

Описать и понять социальные явления позволяет правильный подход к ним. Это означает, что социальное познание должно опираться на следующие принципы.

– рассматривать социальную действительность в развитии;

– изучать общественные явления в их многообразных связях, во взаимозависимости;

– выявлять общее (исторические закономерности) и особенное в общественных явлениях.

Всякое познание общества человеком начинается с восприятия реальных фактов экономической, социальной, политической, духовной жизни – основы знаний об обществе, деятельности людей.

сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Смотреть фото сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Смотреть картинку сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Картинка про сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Фото сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях

Наука различает следующие виды социальных фактов.

сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Смотреть фото сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Смотреть картинку сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Картинка про сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях. Фото сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах качествах отношениях

Чтобы факт стал научным, его следует интерпретировать (лат. interpretatio – истолкование, разъяснение). Прежде всего факт подводится под какое-либо научное понятие. Далее изучаются все существенные факты, из которых складывается событие, а также ситуация (обстановка), в которой оно происходило, прослеживаются многообразные связи изучаемого факта с другими фактами.

Таким образом, интерпретация социального факта – это сложная многоступенчатая процедура его истолкования, обобщения, объяснения. Только интерпретированный факт является действительно научным фактом. Факт, представленный только в описании его признаков, – всего лишь сырье для научных выводов.

С научным объяснением факта связана и его оценка, которая зависит от следующих факторов:

– свойства изучаемого объекта (события, факта);

– соотнесение изучаемого объекта с другими, одно порядковыми, или идеалом;

– познавательные задачи, которые поставил исследователь;

– личная позиция исследователя (или просто человека);

– интересы той социальной группы, к которой исследователь принадлежит.

Прочитайте текст и выполните задания С1С4.

Специфичен в обществознании не только объект (субъект-объект), но и субъект. Везде, в любой науке кипят страсти, без страстей, эмоций и чувств нет и не может быть человеческого поиска истины. Но в обществознании их накал, пожалуй, самый высокий» (Гречко П. К. Обществознание: для поступающих в вузы. Часть I. Общество. История. Цивилизация. М., 1997. С. 80–81.).

C1. Опираясь на текст, укажите главный фактор, который определяет специфику познания общественных явлений. Каковы, по мнению автора, особенности данного фактора?

Ответ: Главным фактором, который определяет специфику познания общественных явлений, выступает его объект – само общество. Особенности объекта познания связаны с уникальностью общества, которое пронизано сознанием и волей человека, что делает его субъективной реальностью: субъект познает субъекта же, т. е. познание оказывается самопознанием.

C2. В чем заключается, по мнению автора, отличие обществознания от естествознания?

Ответ: По мнению автора, отличие обществознания от естествознания заключается в различии объектов познания, его методов. Так, в обществознании объект и субъект познания совпадают, а в естествознании или разведены, или существенно различаются, естествознание – это монологическая форма знания: интеллект созерцает вещь и высказывается о ней, обществознание – это диалогическая форма знания: субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным; в обществознании познание осуществляется как бы изнутри, в естествознании – извне, отстраненно, с помощью абстрактно-общих объяснений.

C3. Почему автор считает, что в обществознании накал страстей, эмоций и чувств является самым высоким? Дайте свое объяснение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера «эмоциональности» познания общественных явлений.

Ответ: Автор считает, что в обществознании накал страстей, эмоций и чувств является самым высоким, поскольку здесь всегда присутствует личностное отношение субъекта к объекту, жизненная заинтересованность в том, что познается. В качестве примеров «эмоциональности» познания общественных явлений могут быть приведены: сторонники республики, изучая формы государства, будут искать подтверждение преимуществ республиканского строя перед монархическим; монархисты особое внимание уделят доказательствам недостатков республиканской формы правления и достоинств монархической; всемирно-исторический процесс рассматривался в нашей стране в течение длительного времени с точки зрения классового подхода и др.

C4. Специфика социального познания, как отмечает автор, характеризуется рядом особенностей, две из которых раскрыты в тексте. Опираясь на знания обществоведческого курса, укажите любые три особенности социального познания, не отраженные во фрагменте.

Ответ: В качестве примеров особенностей социального познания могут быть приведены следующие: объект познания, которым является общество, сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, что затрудняет установление социальных закономерностей, а открытые социальные законы носят вероятностный характер; в социальном познании ограничена возможность применения такого метода научного исследования, как эксперимент; в социальном познании исключительно велика роль мышления, его принципов и методов (например, научная абстракция); поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин и др.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *