Скидки на продукцию для сотрудников

Маркетплейс скидок и акций для сотрудников как инструмент лояльности персонала

В корпоративной среде, которая постоянно трансформируется под влиянием внутренних и внешних факторов, нужны новые проекты и инициативы, объединяющие большинство сотрудников и HR-подразделения. Рассказываем о создании платформы hhland, которая дает возможность любой компании сделать своих сотрудников счастливыми.

Проблема лояльности сотрудников компании является одной из ключевых в HR-менеджменте. Ее низкий или недостаточный уровень приводит к высокой текучести кадров, возникновению корпоративных конфликтов, снижению продуктивности и эффективности бизнеса в целом. Кроме того, сотрудники зачастую не готовы принимать необходимые корпоративные перемены. Почему так происходит? Сотрудники могут не чувствовать обратной связи, поддержки ответственных подразделений, а наименование работодателя ассоциируется у них исключительно с выполнением трудовой функции.

На протяжении многих лет hh.ru реализует большое количество проектов, которые позволяют сотрудникам чувствовать себя свободными, продуктивными и просто счастливыми: безопасная, здоровая рабочая среда, программы непрерывного обучения и развития, участие в совместных благотворительных, экологических и спортивных проектах компании. Вдохновляющая работа с учетом собственного графика позволяет нашим сотрудникам достигать work-life balance.

Доказано, что внедрение новых форм внутрикорпоративного взаимодействия влияет на отношение сотрудников к своей компании, к выполняемой работе. Все это в лучшую сторону отражается на результатах отдельных работников, эффективности бизнеса в целом.

Создание digital-проектов нового формата, направленных не только на сотрудников, которые в офисе, но и тех, кто будет находится на удаленном формате, стало основной целью hh.ru в 2020 году.

Собственная платформа с корпоративными привилегиями для сотрудников, которая дает преимущества в виде получения скидок более чем в 200 магазинах, кафе и онлайн-сервисах менее чем за 6 месяца получила большую популярность среди сотрудников.

Программа, направленная на повышение комфорта сотрудников, должна была стать неотъемлемой частью стратегии заботы нового формата.

Идея масштабирования проекта hhland очень проста – дать возможность любой компании сделать своих сотрудников счастливыми.

Этой возможностью уже воспользовались такие компании, как Кухни Мария, сеть магазинов обуви, сумок и аксессуаров Rendez-Vous, международная сеть пиццерий Папа Джонс, онлайн-магазин Утконос, магазин Мираторг и бургерная Стейк & Бургер от Мираторг, Кондитерская Доктор Бейкер, кулинарная студия Вкусотеррия, ресторан Sabor de la Vida, сеть салонов красоты Маникюрофф, сеть отелей Radisson Hotel Group, онлайн-школа для детей и подростков Skysmart, товары для здорового образа жизни Yamaguchi и многие другие.

Подключаясь к проекту hhland, целью которого является создание масштабной и долгосрочной программы корпоративных привилегий, сотрудники любой присоединившейся компании, могут пользоваться привилегиями в виде получения скидок на товары и услуги различных известных брендов, представленных в России.

Уникальность платформы hhland была оценена многими партнёрами hh.ru. За первый месяц существования сайта мы разместили более 100 предложений по таким категориям, как еда и рестораны, все для дома, родителям и детям, здоровье, фитнес, мода и красота, все для спорта, развлечения, недвижимость, отдых, саморазвитие, питомцам, эко, мобильная связь. А самое главное мы уже подключили более 1 000 сотрудников партнеров.

Став участником платформы hhland, любая компания может:

— повысить лояльность сотрудников,

— расширить клиентскую базу и повысить лояльность к бренду со стороны партнёров-пользователей,

— экономить денежные средства компании и своих сотрудников.

Кроме того, всегда здорово, когда можно заявить о том, что Вы сотрудничаете с hh.ru, а компания является Вашим партнером!

Для подключения к платформе достаточно связаться с нами по адресу partnership@hh.ru и рассказать про вашу компанию, описать предложение для hhland. Сотрудники hh.ru проведут презентацию проекта, после чего подготовят договоры с отражением Вашего уникального предложения, которое может заинтересовать большое количество пользователей ресурса.

Остается последний шаг – подключение сотрудников вашей компании. Для этого достаточно будет каждому сотруднику зарегистрироваться на сайте платформы c корпоративного домена.

На этом все – поздравляем, Ваша компания стала участником проекта hhland.

Создавайте новые безграничные ценности в новых реалиях для своих сотрудников!

*** hhland не рассматривается в качестве рекламной площадки, ресурса распространения информации о новых продуктах

Источник

Продаем продукцию работникам со скидкой

«Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение», 2011, N 9

Нередко предприятия промышленности продают готовую продукцию, товары своим работникам со скидкой. Если скидка составляет более 20% от цены, по которой продукция реализуется на сторону, сделка обязательно станет предметом изучения налоговиков. В связи с этим предприятие должно определить, какую сумму необходимо включить в налоговую базу по НДС и налогу на прибыль. Также возникает вопрос: образуется ли в этом случае у сотрудников доход, облагаемый НДФЛ?

Налог на прибыль Определяем размер доходов

Согласно п. 1 ст. 249 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль к доходам от реализации относится выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручка от реализации имущественных прав. В свою очередь, выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной или натуральной форме (п. 2 ст. 249 НК РФ). Таким образом, доходы от реализации готовой продукции работникам могут быть определены предприятием промышленности как стоимость этой продукции с учетом предоставленной скидки.

В то же время необходимо иметь в виду, что налоговым органам разрешается контролировать правильность применения цен по сделкам в следующих случаях, перечисленных в п. 2 ст. 40 НК РФ:

Если в перечисленных случаях (при контролируемых сделках) цены товаров, примененные сторонами сделки, отклоняются от рыночной цены идентичных (однородных) товаров в сторону повышения или понижения более чем на 20%, налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении сумм налога и пени. Расчеты производятся исходя из результатов указанной сделки, оцененных с учетом рыночных цен на соответствующие товары (абз. 1 п. 3 ст. 40 НК РФ). Получается, обязанность подтверждения несоответствия уровня цен рыночным ценам возлагается на налоговый орган (Постановление ФАС ВСО от 01.09.2008 N А78-3491/07-С3-9/190-Ф02-4122/08). Пока не доказано иное, к рыночной приравнивается цена, указанная сторонами сделки (п. 1 ст. 40 НК РФ). Однако налогоплательщик вправе самостоятельно (не дожидаясь налоговиков) провести корректировку налоговой базы исходя из применения рыночных цен при определении результатов контролируемой сделки (Письмо Минфина России от 11.11.2009 N 03-07-11/292). На сегодняшний день это всего лишь рекомендации чиновников. Однако с 2012 г. данная норма будет закреплена в Налоговом кодексе: налогоплательщик вправе самостоятельно применять для целей налогообложения цену, отличающуюся от цены, примененной в сделке, если последняя не соответствует рыночной цене (абз. 2 п. 3 ст. 105.3 разд. V.1 НК РФ ).

Раздел V.1 «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании» вводится в часть первую Налогового кодекса Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ, вступающим в силу с 01.01.2012.

Что подразумевается под иным?

В случае отсутствия на соответствующем рынке товаров сделок по идентичным (однородным) товарам или отсутствия предложения таких товаров на этом рынке, а также при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены используется метод цены последующей реализации. Тогда рыночная цена товаров, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары в последующем проданы покупателем, и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой товары были приобретены у продавца) и продвижении на рынок товаров, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя. При невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, в последующем реализованных покупателем) применяется затратный метод. В этом случае рыночная цена товаров, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли.

Является ли продажа продукции работникам контролируемой сделкой?

Признается ли сделка по реализации готовой продукции работникам со скидкой контролируемой? В случае передачи работникам готовой продукции, которая в это же время реализуется на сторону совсем по другой цене, определить отклонение одной цены от другой совсем несложно. Если оно составит более 20%, сделка считается контролируемой.

Кроме того, в силу п. 2 ст. 20 НК РФ суд вправе признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

Так, судьи ФАС УО в Постановлении от 08.12.2010 N Ф09-10096/10-С3 посчитали: налоговый орган правомерно доначислил налог на прибыль и пени по следующим причинам. Во-первых, размер отклонения цены реализации каждой квартиры составил более 20% рыночной стоимости, методика определения цены была применена правильно (в качестве рыночной была принята цена, указанная по результатам проведенной экспертизы объектов). Во-вторых, цена реализации квартир была установлена единолично генеральным директором общества в рамках корпоративной программы повышения доступности жилья с учетом личного вклада, профессиональных достижений, продолжительности стажа работников с целью стимулирования их труда. О том, что установленная цена продажи значительно ниже рыночных цен на квартиры в том периоде, генеральному директору было известно. Подчиненное положение лица руководству общества по трудовому договору, влияющее на цену сделок, указывает на взаимозависимость участников договоров продажи квартир.

Судьи ФАС СЗО (Постановление от 15.12.2008 N А05-2964/2008) решили: общество и его работники, которым были реализованы дрова, не признаются взаимозависимыми лицами. При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали предусмотренные ст. 40 НК РФ правовые основания для проверки правильности применения обществом цен по сделкам. Заметим: налоговая инспекция посчитала, что общество в лице генерального директора и работники этой организации являются взаимозависимыми лицами на основании пп. 2 п. 1 ст. 20 НК РФ (речь идет о ситуации, когда одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению). Отклонение цены более чем на 20% в сторону понижения было выявлено при сравнении стоимости, по которой дрова были проданы работникам, с розничной ценой дров, реализуемых населению города по муниципальному заказу. Судьи указали, что данная розничная цена не отвечает критериям рыночной цены, приведенным в ст. 40 НК РФ.

В Постановлении ФАС ВВО от 10.06.2008 N А29-2210/2007 изложены такие аргументы. Налоговая инспекция не представила доказательств того, что работник, с которым был заключен договор купли-продажи квартиры, входит в органы управления общества или является его участником. Отсутствовали сведения о том, что трудовые отношения между работником и работодателем могли оказывать влияние на условия или экономические результаты деятельности общества. При таких обстоятельствах налоговый орган не доказал факт взаимозависимости работников и общества. Указанная сделка не является товарообменной или внешнеторговой. Доказательств совершения обществом сделок с идентичными (однородными) товарами налоговая инспекция также не представила.

Можно ли включить сумму скидки в состав налоговых расходов?

Данный вопрос возникнет в том случае, если предприятие промышленности определит доходы от реализации товаров работникам исходя из рыночной цены (без учета скидки). В соответствии со ст. 255 НК РФ в состав расходов налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной или натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми и коллективными договорами. В этой же статье приведен открытый перечень расходов, относящихся к расходам на оплату труда, который заканчивается так: другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором.

Положение о реализации товаров (готовой продукции) работникам со скидкой вполне может быть включено в коллективный договор, который согласно ст. 40 ТК РФ является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в организации и заключаемым между работниками и работодателем в лице их представителей. Содержание и структура данного акта определяются сторонами (ст. 41 ТК РФ). Коллективным договором могут регулироваться как формы, системы и размеры оплаты труда, так и иные выплаты работникам, в том числе в натуральной форме. Кроме того, в этом документе с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами и соглашениями. Возможность приобретения работниками продукции по более низким ценам вполне можно отнести к преимуществам (льготам), возникающим у сотрудников конкретной организации.

В то же время, как известно, налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, кроме расходов, указанных в ст. 270 НК РФ. В состав расходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, включены расходы на оплату ценовых разниц при реализации по льготным ценам (тарифам) (ниже рыночных цен) товаров (работ, услуг) работникам (п. 27). Как отметили московские налоговики, если выплаты сотрудникам предприятия предусмотрены трудовыми и (или) коллективными договорами, но поименованы в ст. 270 НК РФ, данные расходы не могут быть учтены для целей налогообложения прибыли (Письмо от 23.01.2003 N 26-12/4832). Что такое ценовая разница, в Налоговом кодексе прямо не указано. Можно предположить, что это и есть комментируемая скидка.

См., например, Постановления ФАС УО от 07.11.2007 N Ф09-8987/07-С3, от 27.11.2006 N Ф09-2624/06-С7.
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2006.

Таким образом, если предприятие промышленности сформирует доходы исходя из рыночной цены (без учета скидки), сумму скидки не получится включить в состав расходов. Подтверждение можно найти и в арбитражной практике. Правда, в качестве обоснования приводится другая норма ст. 270 НК РФ (см. Постановление ФАС ВВО от 31.05.2011 N А29-6097/2010). Налоговая инспекция установила, что общество реализовывало путевки в санаторий-профилакторий отдельным категориям граждан (работникам предприятия, членам их семей, ветеранам) по цене, которая в течение непродолжительного времени была ниже более чем на 20% по сравнению с ценами, применявшимися при реализации путевок сторонним организациям и физическим лицам. В результате обществу был доначислен налог на прибыль с учетом доходов от реализации путевок, исчисленных исходя из рыночных цен на указанные путевки, определенных с применением затратного метода, с чем согласился суд. Общество в свою защиту указало, что, выдавая работникам и членам их семей путевки на льготных условиях, оно реализовывало положения коллективного договора и социальные гарантии, направленные на сохранение здоровья работников и социальную защиту многодетных, неполных семей, семей, имеющих детей-инвалидов, участников ВОВ, неработающих пенсионеров, инвалидов. Разница между полной стоимостью таких путевок, определенной согласно плановой калькуляции, и стоимостью путевок, оплаченной работниками, должна признаваться расходами налогоплательщика по обеспечению работодателем социальных гарантий своим работникам согласно трудовому законодательству, а именно в составе расходов на оплату труда на основании п. 25 ст. 255 НК РФ. Судьи первой инстанции признали данную позицию несостоятельной, поскольку п. 29 ст. 270 НК РФ предусмотрено, что расходы на оплату путевок на лечение и отдых при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются (Решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.11.2010 N А29-6097/2010). ФАС ВВО, оставляя данное решение без изменения, посчитал, что суд первой инстанции правомерно отказал обществу в признании решения налоговой инспекции недействительным, сославшись на п. 29 ст. 270 НК РФ, согласно которому не учитываются в целях налогообложения прибыли расходы на оплату:

— товаров для личного потребления работников;

Утверждено Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики, Общественным объединением «Всероссийский Электропрофсоюз» 27.06.2008.
Утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520.

Налог на добавленную стоимость

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается операция по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. Передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказанных услуг на безвозмездной основе также является реализацией товаров (работ, услуг). В силу п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, устанавливаемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога. Таким образом, пока не доказано иное, для целей налогообложения принимается цена, указанная сторонами сделки. При реализации продукции работникам со скидкой более 20% доказать иное нетрудно, поэтому, если предприятие промышленности хочет избежать разногласий с налоговыми органами, в налоговую базу по НДС следует включить стоимость товаров, определенную исходя из рыночной цены (без учета скидки). Здесь действует все тот же принцип определения рыночной цены, о котором было рассказано выше.

Налог на доходы физических лиц

В силу п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Является ли скидка доходом работника, полученным в натуральной форме?

Особенности определения налоговой базы по НДФЛ при получении доходов в натуральной форме установлены ст. 211 НК РФ. При получении дохода в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном прописанному в ст. 40 НК РФ. При этом к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относятся, в частности:

Может ли скидка быть доходом в виде материальной выгоды?

Особенности определения налоговой базы по НДФЛ при получении доходов в виде материальной выгоды установлены ст. 212 НК РФ. К таким доходам среди прочего отнесена материальная выгода, полученная от приобретения товаров (выполнения работ, оказания услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику (пп. 2 п. 1). Напомним: существует мнение, что сделки между работниками и работодателем относятся к сделкам между взаимозависимыми лицами.

В указанной ситуации налоговая база определяется как превышение цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), реализуемых лицами, являющимися взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику, в обычных условиях лицам, не являющимся взаимозависимыми, над ценами реализации таких товаров (работ, услуг) налогоплательщику. Другими словами, налоговой базой считается ценовая разница.

Бухгалтерский учет

Как и в случае с налогом на прибыль, начнем с доходов. В соответствии с п. 2 ПБУ 9/99 «Доходы организации» таковыми в бухгалтерском учете признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества). Выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг, относятся к доходам от обычных видов деятельности (п. 5 ПБУ 9/99). При этом выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности. В свою очередь, величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется исходя из цены, установленной договором, заключенным между организацией и покупателем (заказчиком) или пользователем активов организации. Таким образом, при продаже продукции работникам в бухгалтерском учете признается выручка, определяемая исходя из цены сделки, то есть с учетом скидки. В связи с этим в состав расходов не надо включать ценовую разницу.

Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н.

Поскольку предоставляемая работникам скидка не превышает 20% цены, по которой готовая продукция реализуется на сторону, предприятие рассчитывает на то, что налоговые органы не станут рассматривать сделку по продаже продукции своим работникам в качестве контролируемой. В связи с этим принято решение при исчислении НДС и налога на прибыль исходить из цены с учетом скидки и не включать ценовую разницу в налоговую базу по НДФЛ.

В бухгалтерском учете предприятия в августе 2011 г. сделаны следующие записи:

Предоставляемая работникам скидка составляет более 20% цены, по которой готовая продукция реализуется на сторону, поэтому сделка по продаже товаров своим сотрудникам является контролируемой. Предприятие решило начислить НДС и налог на прибыль с цены без учета скидки и включить ценовую разницу в налоговую базу по НДФЛ.

В бухгалтерском учете предприятия в августе 2011 г. составлены следующие проводки:

При реализации работникам готовой продукции, товаров со скидкой не более 20% цены, по которой продукция отпускается на сторону, если налоги будут исчислены исходя из цены с учетом скидки, проблем, скорее всего, не возникнет. Если же скидка превысит 20%, сделка по продаже продукции работникам явно попадет в разряд контролируемых со стороны налогового органа. В этом случае предприятие решает самостоятельно, следует ему рисковать или нет. При выборе последнего варианта лучше всего определить размер дохода в целях исчисления налога на прибыль и начислить НДС исходя из цены, по которой аналогичная продукция реализуется на сторону, а также удержать из доходов работников НДФЛ с ценовой разницы.

Источник

Фирма дает работникам скидки на свою продукцию: что с НДФЛ?

Работники могут купить продукцию компании со скидкой. Облагается ли НДФЛ этот доход?

Минфин России в письме от 01.12.2020 № 03-04-05/104718 ответило на вопрос, включается ли в базу по НДФЛ доходы работников фирмы в виде скидки на ее продукцию.

Что входит в базу по НДФЛ?

В статье 41 НК РФ говорится, что облагаемый налогом доход возникает при получении экономической выгоды в натуральной или денежной форме. Ее величина должна достоверно оцениваться.

В качестве такой выгоды можно рассматривать, например, получение средств в рублях или другой валюте, а также рыночную стоимость выполненных для физического лица работ, оказанных ему услуг, недвижимого или движимого имущества. К имуществу можно отнести в том числе готовую продукцию и товары.

Если физлицо получает ценности не в денежном выражении, у него возникает натуральный доход, который включается в базу по НДФЛ.

Доход в натуральной форме: когда возникает?

В соответствии с пунктом 2 статьи 211 НК РФ, доход в натуральной форме возникает у физлица при получении имущественных ценностей на безвозмездной основе или на условиях частичной оплаты.

К доходам в натуральной форме относится также и рыночная цена работ и услуг, которые были выполнены в его интересах и необходимы для его личных потребностей.

При определении дохода в натуральной форме нужно в том числе учитывать, для чего передаются ценности физическому лицу. Об этом говорится в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с применением лавы 23 НК РФ, утвержденном 21.10.2015.

Конечной целью передачи физлицу разного рода ценностей, в том числе имущества, результатов работ или услуг может быть удовлетворение его личных потребностей или достижение работодателем целей, направленных, например, на обеспечение необходимых условий труда.

Таким образом, если при передаче ценностей физлицу в определенной мере удовлетворяются его личные потребности, это еще не означает, что возникает доход в натуральной форме, облагаемый НДФЛ.

Так, например, если компания открывает филиал в другом городе и арендует там жилье для своих работников, у них не возникает облагаемого НДФЛ дохода. В таком случае расходы на аренду недвижимости производятся в интересах самой организации, а не ее работников.

В соответствии с положениями статьи 210 НК РФ, в базу по НДФЛ входят все доходы физлица, полученные и в денежной, и в натуральной форме. Доходы работников, полученные в натуральной форме при покупке продукции работодателя со скидки, признаются полученными от российских источников. Они облагаются НДФЛ в общем порядке и для резидентов, и для нерезидентов РФ.

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *