сценарий мероприятия по межэтническим отношениям
Сценарий классного часа «Единство непохожих». Воспитание толерантного отношения в многонациональном коллективе.
Конспект внеклассного мероприятия.
Тема мероприятия: «Единство непохожих»
Вид занятия: классный час с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами.
Время урока: 90 мин.
Оборудование: музыкальное оформление; фотоматериалы; классная доска.
Подготовительная работа: Предварительная работа: учащимся заранее сообщается тема данного мероприятия, даётся специальное задание (в словарях найти определение слова толерантность; как слово толерантность определяется на разных языках земного шара; репетиция сценки “Перед вами две дороги” учащимися).
Цель: воспитание толерантного отношения, духа терпимости в условиях обучения студентов в многонациональном коллективе учебной группы и колледжа.
Задачи:
Просмотр содержимого документа
«Сценарий классного часа «Единство непохожих». Воспитание толерантного отношения в многонациональном коллективе. »
Тема мероприятия: «Единство непохожих»
Вид занятия: классный час с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами.
Время урока: 90 мин.
Оборудование: музыкальное оформление; фотоматериалы; классная доска.
Подготовительная работа: Предварительная работа: учащимся заранее сообщается тема данного мероприятия, даётся специальное задание (в словарях найти определение слова толерантность; как слово толерантность определяется на разных языках земного шара; репетиция сценки “Перед вами две дороги” учащимися).
Цель: воспитание толерантного отношения, духа терпимости в условиях обучения студентов в многонациональном коллективе учебной группы и колледжа.
исследовать и обобщить представления современного студента о таком явлении как толерантность;
сформировать жизненной позиции каждого студента, воспитание гражданского самосознания, духа терпимости, взаимопонимания, бережного отношения к культуре и традициям многонациональных народов России и других стран;
активизировать познавательные возможности студентов, сделать общение позитивным, более свободным и непосредственным;
дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.
Сценарий классного часа «Единство непохожих»
Учитель. Сегодня наш разговор посвящён толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. И нашу встречу я начну с разговора о вечном, о любви.
Звучит музыка, рассказывается сказка.
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
— Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
— Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет.
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место. Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
Учитель. А кого выбрали бы вы? Почему? Почему Любовь выбрала Доброту?
Учитель. Выпускник школы. Каким он должен быть, чтобы максимально быстро адаптироваться к тем условиям, в которые попадает после окончания школы? Адаптация человека к новым условиям, как в жизни, так и в профессиональной деятельности возможна лишь при наличии сформировавшихся профессиональных и социальных умений качеств личности. Одним из таких качеств является толерантность.
В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.
Класс делится на две команды. Задача кто быстрее построится по следующим параметрам:
А) по цвету глаз (от самого светлого до самого темного)
Б) по алфавиту отчества
В) по размеру ноги
Г) по числу согласных в имени
Д) по росту
Г) по дате рождения;
Е) по численности состава семьи.
Вопросы для обсуждения:
Что помогло быстрее построиться?
Состоялась ли игра, если бы все были одинаковы по цвету глаз, росту и т.д.?
Упражнение «Поиск сходства»
Каждая команда должна написать на доске черты сходства (первая команда) и черты различия (вторая команда) в своей группе.
Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время. Учитывается количество названных сходств и их качество.
Психологический смысл упражнения. Упражнение эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше.
Обсуждение. Постараться подвести участников к мысли, что, хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.
Вопросы для обсуждения:
1. Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?
2. Какие факторы влияют на ваши взаимоотношения с людьми?
3. Разные вероисповедания объединяют или разъединяют людей?
4. Сказываются различия в возрасте на общение людей и почему?
Учитель делает выводы. О человеке судят по тому, какая у него профессия, как он строит отношения в семье и с окружающими.Люди различны, различна и их культура. Отчуждённость и враждебность в восприятии другой культуры весьма распространённые явления в нашей жизни. Они возникают из-за боязни неизвестного, ожидания враждебности со стороны другой группы, ощущения дискомфорта от вторжения чужих в привычную обстановку. Может быть, гораздо проще жить в мире, где все люди одинаковые?
Что означает слово толерантность? Как это слово определяется на разных языках земного шара?
Учитель. Правильно, Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:
в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Какое из определений вам импонирует более всего?
Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
А что же объединяет эти определения?
Почему так актуальна толерантность в настоящее время?
Упражнение. Давайте пофантазируем…
Представим себе, что наступит Время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний в т. д.).
1. Каким будет этот мир? Как люди в нём будут жить?
2. Хорошо или плохо, что мы все разные?
3. Как жить в мире, где столько разных людей?
Учитель делает вывод. Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе понимания.
Упражнение. Превращаем минусы в плюсы
Команды получают задание на нахождение в отрицательных чертах характера положительные аспекты. Например, скряга – экономный человек. Команда приводит свои примеры и дает свои противопоставления.
Обсуждение: Что помогает (какие качества личности) видеть в другом человеке положительное и хорошее?
Студенты называют данные качества:
Готовность мириться с чужим мнением
Уважение человеческого достоинства
Принятие другого таким, какой он есть
Способность поставить себя на место другого уважение права быть иным
Признание равенства других
Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
К сожалению, дух неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам всегда существовал и будет существовать, однако надо понимать, что принятие различий между людьми и осознание единства дает возможность легче общаться, приобретать друзей, преодолевать трудности в жизни. Умение понять и принять людей такими как они есть, уважение человеческого достоинства – все это проявление толерантности.
Учитель совместно с учащимися обобщает всё сказанное, делает вывод, что толерантность – не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.
Слово толерантность изображено в виде солнца. Давайте, за напишем ваши ответы в виде лучиков. (учащиеся высказывают свои мнения). На доске появляется схема:
Рис 1. Толерантность-это
Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы всё чаще слышим слова: беженец, жертва насилия.
Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.
Давайте попробуем определить правила толерантного общения:
1. Уважай собеседника
2. Старайся понять то, о чем говорят другие
3. Отстаивай свое мнение тактично
4. Ищи лучшие аргументы
5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого
6. Стремись учитывать интересы других
Конечно, мы не обязаны всех любить! Однако все люди, даже если они бедные, старые и больные имеют одинаковое право достойно жить на нашей планете и не страдать от презрения или оскорблений. Несмотря на наши различия, мы все принадлежим к человеческому роду, и каждый из нас, неповторим и значим. Толерантное отношение позволяет сблизиться с разными людьми, обогатить свой мир и найти новых друзей.
Различия дополняют и обогащают общество. Единство непохожих позволяет справляться со всеми жизненными невзгодами и разделять радость и счастье, единение помогает и в работе и в семейной жизни и в учебе.
Упражнение на отработку толерантного отношения
Объяснение разницы между Я-высказыванием/ Ты-высказыванием.
Задача каждой команде составить Я – высказывание:
Тебе наступили на ногу в транспорте и не извинились.
Твой преподаватель незаслуженно обвинил тебя, что ты списал контрольную у соседа.
Ты договорился со знакомым встретиться на улице. Прождал полчаса, а он так и не пришел.
Обсуждение: Каковы преимущества толерантного общения?
Упражнение “Волшебная лавка”
Учащимся представляется возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.
Учитель просит представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные “вещи”: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию.
Учитель выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на другие. Принимают участие все желающие. Вызывается участник. Он может выбрать одну или несколько “вещей”, которых у него нет. (Это те качества, которые, слабо выражены у данного участника). Например, покупатель просит у продавца терпения. Продавец выясняет, сколько и зачем ему нужно и в каких случаях он хочет быть терпеливым. В качестве платы продавец просит что-то взамен, например, тот может расплатиться чувством юмора, которого у него в избытке.
Учить подводит итог занятия. Человеческое общество разумно и мы должны понимать, что наша сила в единстве, а не в разобщенности. Вас объединяет и молодость, и желание учиться и получить профессию и множество увлечений и интересов. Это единство помогает вам легче жить, учиться и преуспевать. Если мы постараемся применять правила толерантного общения, то приобретем преимущества.
Нас сегодня объединила дружба, молодость, профессия, наш колледж! Единство непохожих – так можно определить нашу сегодняшнюю встречу.
Классный час по теме: «Толерантность: Гармония межнациональных отношений».
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12 г. Магнитогорска»
Методическая разработка Внеклассного ЗАНЯТИя
«Толерантность : Гармония межнациональных отношений » .
Выполнила: Гусева Анна Владимировна
учитель истории и обществознания
Конспект внеклассного занятия.
МЕРОПРИЯТИЕ ТРЕБУЕТ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ!
Учитель: Гусева Анна Владимировна учитель истории и обществознания
Тема внеклассного занятия: «Толерантность : Гармония межнациональных отношений » .
Продолжительность внеклассного занятия: 45-60 мин.
Тип занятия: Открытие нового знания.
Цели и задачи: 1). Познакомить учащихся с понятиями толерантность, межнациональные отношения, национализм, шовинизм, геноцид, дифференциация и интеграция межнациональных отношений. 2). Воспитывать у учащихся толерантное отношение к представителям других наций. 3). Способность формирования культуры межнациональных отношений. 4). Формировать верное отношение к проблемам межнационального общения, к опасности национализма в межнациональных отношениях.
Планируемые результаты: Учащиеся должны характеризовать толерантного человека, вести дискуссию, работать творчески, индивидуально и в группе. Анализировать проблемы и решать проблемные задачи.
Формируемые УУД: Объяснять сущность понятий: толерантность, межнациональные отношения. Пользоваться этими понятиями в жизни. Применять основные правила поведения в межнациональном общении, анализировать реальные социальные ситуации.
Метапредметные: 1). Коммуникативные – точно и грамотно выражать мысли по теме, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. 2) Регулятивные – формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий. 3). Познавательные – осуществлять расширенный поиск информации, анализировать, обобщать факты и явления, ситуации, давать определения понятиям. 4). Личностные – формирование компетентности в решении основных вопросов по проблеме толерантности такого направления, как гармония межнациональных отношений в современном обществе. Самостоятельно осуществлять личностный морально-нравственный выбор, осознанное и ответственное отношение к своим поступкам. Развивать творческие способности через активные формы деятельности.
Оборудование: Компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал.
1 этап. Организационный 2 слайд Презентации.
Дети сидят на местах.
Учитель: Одно селение располагалось далеко в горах, возле родника с вкусной водой. Но эта вода была вредной для здоровья человека, у всех, кто её пил на шее появлялись жировые складки, а головы поворачивались с большим трудом. Жители деревни из поколения в поколение пили эту воду и имели безобразные шеи.
Как-то раз в селение пришел человек из дальних мест. Его сразу же окружили любопытные местные женщины. Они с любопытством рассматривали путника, особенно его тощую шею. Они громко обсуждали и смеялись над этим «изъяном». Вскоре путник не выдержал и громко воскликнул: «Ну, хватит! Довольно потешаться надо мной! Лучше посмотрите на свои уродливые наросты, вам бы полечиться! А, вы смеетесь над моей тощей шеей».
Женщины расхохотались еще громче. Они показывали друг на друга и говорили, что все в деревне похожи и так было всегда. Они никогда не выходили за пределы селения, поэтому убедить их в уродстве подобной внешности было невозможно.
Учитель: О чем данная притча?
Учитель (обращает внимание на тему занятия, которая появляется на экране): Философ Г. Лесинг был убежден в том, что ни один народ не имеет преимуществ перед другим. Тема нашего занятия «Толерантность : Гармония межнациональных отношений » .
Запишем в тетрадь для внеклассных занятий.
3 этап. Введение в материал по теме занятия 4 слайд Презентации.
Чтец 1: Толерантность. Что это такое? Если спросит кто-нибудь меня, Я отвечу: «Это все земное. То, на чем стоит Планета вся».
4 этап. Работа по теме занятия.
Дети читают, на экране высвечиваются многоаспектные определения понятия «Толерантность».
Основное определение записываем в тетрадь.
Задание: 5 слайд Презентации.
Учитель: Вы познакомились со словарными определениями понятия «толерантность, а теперь, назовите одну ассоциацию, которая у вас возникает при употреблении данного понятия. Ваши ассоциации мы разместим на экране в сердечках, которые держит рука человека.
Примерный ответ учащихся: Понимание, дружба, сотрудничество, внимание, принятие и т.д.
Учитель: 6 слайд Презентации.
Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Все – мы разные, все мы – равные! Мы не можем быть все одинаковые, нас на планете Земля – 6 млрд. человек. В современном мире проживает 200 национальностей! Только в Российской Федерации проживают представители более 100 наций.
Отношения между представителями разных наций в разных сферах общественной жизни: политике, культуре, экономике, искусстве и т.д.- называются межнациональные отношения.
Знакомство со схемой по теме занятия. 7 слайд Презентации.
Схему переносим в тетрадь.
О
сновные тенденции развития межэтнических отношений.
Процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций.
Процесс постепенного объединения различных наций.
К чему это может привести?
Самоизоляция нации Создание союзов
Учитель: 8 слайд Презентации. Межнациональные отношения могут быть дружественными и взаимоуважительными или, наоборот, конфликтными, враждебными.
Учитель: Обратимся к странице из словаря и посмотрим, что обозначают эти понятия. (см. Приложение)
Шовинизм – неприязни и ненависти к другим народам.
Учитель: 9 слайд Презентации.
1. Примеры проявления национализма: Политика захватов фашисткой Германии во главе с А. Гитлером в период Второй мировой войны.
2. Примеры проявления шовинизма: Величие Франции в духе идей Наполеона Бонапарта.
Межнациональные конфликты порождаются не существованием наций, а политическими, экономическими, территориальными, социальными условиями, в которых нации живут и развиваются. Нужно помнить, что неприятие других наций, может привести к гибели миллионов таких же людей, каким являешься ты.
Учитель: 10 слайд Презентации.
Правильнее, если отношения между нациями будут выстраиваться по принципу интеграции.
Один из примеров интеграции – деятельность Европейского союза (ЕС). Он объединяет 27 государств с населением в 500 млн. человек, в которых используется 23 официальных языка. В ЕС введены единое гражданство, единая валюта – евро. Созданы наднациональные органы власти: Европарламент, Совет ЕС, Европейский суд.
Россия не остается в стороне от интеграционных процессов XXI века. Примером является Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. 10 июля 2015 года в ШОС вступили Индия и Пакистан. Общая территория входящих в ШОС стран составляет более 34 млн км², то есть 60 % территории Евразии. Общая численность населения стран ШОС равна 3 млрд. 40 млн человек (2015 год), вторая часть населения планеты. Главными задачами организации провозглашены укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия.
Задание: 11 слайд Презентации.
Учитель: Представьте, что вы работаете в правительстве и отвечаете за национальные отношения. Какие первоочередные шаги вы бы предложили сделать? Чтобы проработать данный вопрос более эффективно, объединимся в группы по 5 человек. На выполнение задания 5-6 минут.
Примерный ответ учащихся: Смягчение и предотвращение конфликтных ситуаций путем регулирования межнациональных отношений. Толерантный подход в реализации регулирования межнациональных отношений. Воспитание толерантности, которая будет определять сознание и поведение личности, групп населения, представителей власти. Поддержка культуры разных народов. Информационный способ в виде многонационального диалога. Применение правовых механизмов регулирования межнациональных отношений.
Учитель: 12 слайд Презентации Важнейшей составной частью государственной политики является – национальная политика. Основой национальная политика Российского государства является Конституция (1993г.), а так же «Концепция государственной национальной политики РФ» (1996г.). Обратимся к выдержкам из этих документов., познакомимся с их содержанием. (см. Приложение).
5 этап. Подведение итогов занятия.
Учитель и ученики-чтецы: 13 слайд Презентации.
14 слайд Презентации. 16 ноября Всемирный День толерантности.
Чтец 1: Мы на Земле едины все по крови,
По мышцам мы едины,
Мы схожи по болезням и здоровью,
Мы схожи по мечтам
Чтец 3: Ну, что же, что различен цвет у кожи,
Но душами мы очень уж похожи
Балашов Л.Е. Практическая философия или софология. М., 2001г.
Обществознание. 11 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений: профильный уровень/Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова и др. – М.: Просвещение 2013г. (Параграф 9 Межнациональные отношения и национальная политика с.89 учебника)
Данное мероприятие направлено на укрепление атмосферы межнационального согласия, культуры мира, гражданской ответственности и межнациональной толерантности.Необходимо помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.
Содержимое разработки
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Сценарий внеклассного мероприятия
классный руководитель 4 «А» класса
Лебедева Ольга Михайловна
Укрепление атмосферы межнационального согласия, культуры мира, гражданской ответственности и межнациональной толерантности.
Задачи:
• Помочь понять учащимся, почему так важно уважать окружающих;
• Способствовать развитию коммуникативных навыков, навыков работы в сотрудничестве;
• Способствовать формированию уважительного отношения к людям.
Оборудование: интерактивный экран, карандаши, ножницы, цветная бумага, клей, фломастеры, карточки со словами. аудиозапись.
Форма проведения тематического мероприятия: классный час
Методы проведения: поисковые, дискуссионные, игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций в сюжетной игре).
Мы все живем в обществе. Вокруг нас миллионы, миллиарды людей. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаются по характеру. Что же говорить об остальных людях?!
У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то свое, неповторимое.
Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, должны жить и понимать друг друга.
I. Эмоциональный настрой класса.
Солнце, которое каждое утро поднимается в небе, светит для всех людей одинаково, дарит свое тепло каждому человеку. Давайте и мы будем работать только с положительными эмоциями и унесем домой теплоту и радость от нашего общения.
II. Активизация и мотивация учебной деятельности.
Начинаем мы сейчас,
Речь пойдет здесь лишь о нас.
Постарайтесь все понять,
Что-то новое узнать.
Мы живем на огромной планете Земля. Она пестрит разными яркими красками.
Природа живёт в гармонии с человеком. Человек является неотъемлемой частью природы.
— Это житель нашей планеты, но почему он грустный?– Как вы думаете, что ему нужно для счастья? (Ответы детей). Какой можно сделать вывод?
— А сейчас, прошу подняться тех, у кого тёмные волосы, а теперь — у кого светлые?— Хлопните в ладоши, у кого глаза карие, а теперь, у кого глаза голубые, у кого зеленые?
— Поднимите руку, кто любит читать. Кто любит смотреть сказки? А кто путешествовать? — Как вы думаете, можно найти среди нас совершенно одинаковых, хотя бы двух человек?— Значит, какие мы? (непохожие, разные)
Мы учимся в одном классе – такие разные и непохожие друг на друга и среди нас есть ребята другой веры и национальности.
Разные национальности
Нам не помеха,
Для дружбы и радости,
Для добра и смеха.
Что нас различает? (ответы детей):
— рост
— цвет волос и глаз
— одежда
— знания
— умения
— национальность
— возраст
— характер
— Но у нас есть и общее. Как вы думаете, что нас объединяет? Например, интересы, общее дело, мы в одном классе и т. д.
Нас объединяет то, что (ответы детей):
— все мы люди
— живем на одной планете
— живем в одной стране
— учимся в одном классе
— занимаемся одним общим делом
— любим родителей
— уважаем взрослых
— Значит, несмотря на то, что мы разные, мы — вместе.— Попробуйте определить тему нашего занятия: «Мы разные, но мы вместе».
Стихотворение (читает учитель):
Люди на свет рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других ты смог понимать,
Нужно терпенье в себе воспитать.
Нужно с добром к людям в дом приходить,
Дружбу, любовь в своем сердце хранить!
Выходят дети в национальных костюмах, читают приветствие на разных языках.
Придумано кем-то просто и мудро, при встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Кайырлы тан!», « Ассалам алейкум!», « Здоровеньки булы!»
«Доброе утро!» солнцу и птицам.
«Доброе утро!» улыбчивым лицам
« Ассалам алейкум!», «Кайырлы тан!», « Здоровеньки булы!»
И каждый становится добрым, доверчивым.
И доброе утро продлится до вечера.
— На каком бы языке не звучало приветствие, дети желают нам здоровья, добра.
Какую цель поставите перед собой, чтобы мы в нашем классе стали дружной семьей? (Ответы детей)
— Продолжим нашу работу. Для этого нам необходимо объединиться в группы. Вытягиваем пазл и собираем картинку. Она и поможет сформировать группы.
— На столах у вас карточки. Познакомьтесь с их содержанием.
Обсудите в группе и выберите, какими качествами характера должен обладать человек для оптимального функционирования в социуме
Я хочу добавить: принимать человека таким, какой он есть.
Я думаю, вы со мной согласитесь.
Выбранные качества вывешиваются на доску.
— Какими качествами мы наделили человека?
Эти черты характера могут принадлежать только толерантному человеку.
— Как вы понимаете понятие толерантность? Ответы.
Раскрытие значения слова толерантность.
16 ноября – всемирный день толерантности.
Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:
— В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идей или мнения, нежели ты сам.
— В английском – готовность быть терпимым, снисходительным.
— В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
— В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположение к другим.
— В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уважать права других)
1. В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить 3 двойки. Кто-то говорит, что он «глупый», не будем с ним дружить!» Твои действия.
2. Твой друг одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал ее. Учитель в понедельник решил проверить работу в тетради…Предположите возможное развитие событий. Как себя поведешь ты? Твой друг? Учитель?
(Обсуждение, составление и обыгрывание ситуаций)
Создание коллективного плаката
—Ребята, давайте в знак большой дружбы детей всей Земли возьмем хоровод
и соединим его вокруг земного шара. А хоровод будет из ваших разноцветных ладошек. Выберите для этого любой цвет бумаги, который соответствует вашему настроению.
(Дети вырезают из цветной бумаги свои обведённые ладошки).
Звучит аудиозапись. (Песня «Дорога добра». Слова Ю.Энтина, музыка М.Минкова)
Чтение учителем стихотворения.
Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди, цвета крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.
Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность – слово для живых!
Детям предлагается закончить предложения.
Мне было интересно …….
Мне больше всего понравилось …..
С урока я ухожу ……… настроением.
Заключительное слово учителя о работе детей. Благодарит за активную работу.