сценарий по межнациональным отношениям для детей
униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) школа № 2»
Вельского района Архангельской области
Сценарий классного часа для обучающихся старших классов
Сопилова Людмила Михайловна
– учитель русского языка и литературы
Вельского района Архангельской области
Сценарий классного часа для учащихся старших классов
Углубление понятия толерантности.
Формирование у обучающихся толерантного сознания, терпимого отношения к людям разных национальностей, уважения к их языку, культуре, традициям, обычаям, вероисповеданию.
— Развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других.
— Акцентировать внимание на том, что без толерантности невозможен мир на Земле.
— Способствовать самораскрытию самих себя, самореализации через игровую деятельность и упражнения, самоутверждению в коллективе.
На стене плакат – «Мы – сограждане».
На листе ватмана – контур человека с большим сердцем и лучиками, отходящими от него; полоски бумаги с надписями качеств характера человека. Таблица с разъяснением: «Толерантный. Интолерантный».
• «Мы рождены, чтобы жить совместно, наше общество — свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого».
– высказывание В. Гюго:
• «На свете нет малых народов. Величие народа вовсе не измеряется его численностью, подобно тому, как величие человека не измеряется его ростом».
– Фотография памятника вельчанам, погибшим в локальных войнах
и вооруженных конфликтах; заметка о них.
— фрагменты из документального фильма С. Говорухина «Прокляты и забыты»;
— пейзажи просторов России;
— видеофрагменты о национальных обычаях ненцев (из телевизионных сюжетов, посвященных юбилею Архангельской области).
Б. Окуджава «Давайте говорить друг другу комплименты»;
песня в исполнении Е. Шавриной «Пою тебя, Россия» (2 куплета).
Сценарий классного часа
Сегодня мы проводим с вами классный час о толерантности, который называется «Мы — сограждане». Давайте вспомним историю.
Это было во время знаменитой Ялтинской конференции в начале 45-го года. Спустившись с трапа самолета, премьер-министр Англии Уинстон Черчилль остановился перед строем почетного караула и долго вглядывался в лица стоявших перед ним солдат. «Так вот они какие, эти русские, одолевшие Гитлера», — думал он. Перед Черчиллем стояли солдаты, среди которых были представители многих народов нашей страны. Вскоре они дойдут до Берлина, одержат Великую Победу. Тогда мы были вместе. И никто не мог предположить, что сегодня мы будем говорить о необходимости возрождения единства народов.
Деградация национального самосознания, утрата национальных традиций, языка, культуры и веры привели к кризису в духовной сфере общества.
К сожалению, приходится констатировать, что и в среде нашей российской молодежи нередки проявления профашистских настроений, всплески групповой агрессии. Вспомним выходки скинхэдов в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Новосибирске. Поэтому вопрос сегодня стоит так: или люди научатся жить по законам добра и гуманности, или они не будут жить вовсе, мир просто перестанет существовать.
Давайте разберемся, что же означает слово толерантность.
Предоставим слово нашим «консультантам» (учащиеся готовятся заранее).
Напомним: слово «толерантность» происходит от латинского глагола – переносить, выдерживать, терпеть. При этом понимание толерантности было неоднозначным в различных культурах. Оно зависело от исторического опыта народов.
Во французском – уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических или религиозных взглядов.
В китайском «быть толерантным» — значит проявлять великодушие в отношении других.
В арабском «толерантность» — прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположенность к другим.
В персидском — терпимость, готовность к примирению.
Ученик 1. В русском языке «толерантность» — способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам и ошибкам.
А теперь проверим на практике, как вы усвоили понятие «толерантность». Давайте составим портрет толерантной личности. Прошу выйти к доске трех человек.
(на листе бумаги изображен контур человека с большим сердцем).
Учащиеся воссоздают портрет толерантного человека, которому присущи такие качества (выбирают их):
Доброжелательность, снисходительность, терпение, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям (национальным, религиозным), умение владеть собой, гуманизм, умение выслушать собеседника, любознательность, сопереживание, милосердие, сострадание, умение простить, принять человека таким, каков он есть; умение пойти на компромисс, доброта, способность оценить достоинства другого, готовность к примирению, ненасильственное разрешение конфликтов, уважение прав и свобод другого, умение сотрудничать, признание значимости различных культур, способность к диалогу, смелость, черствость, скромность, отзывчивость, сдержанность, справедливость, эгоистичность, хитрость, агрессивность, жестокость, практичность, раздражительность, мстительность, упрямство, точность.
В это время к доске приглашаются еще три человека.
Задание: Обратите внимание на данные характеристики классов (на доске прикреплен лист бумаги с текстами характеристик). Здесь представлена новозеландская модель поведения учащихся в толерантном и нетолерантном (интолерантном) классе.
Прочитайте характеристики в первом и втором столбцах и определите, в каком столбце дана характеристика толерантного класса.
умение внимательно слушать
перебивание, неумение слушать друг друга, нетерпение
Сценарий классного часа «Единство непохожих». Воспитание толерантного отношения в многонациональном коллективе.
Конспект внеклассного мероприятия.
Тема мероприятия: «Единство непохожих»
Вид занятия: классный час с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами.
Время урока: 90 мин.
Оборудование: музыкальное оформление; фотоматериалы; классная доска.
Подготовительная работа: Предварительная работа: учащимся заранее сообщается тема данного мероприятия, даётся специальное задание (в словарях найти определение слова толерантность; как слово толерантность определяется на разных языках земного шара; репетиция сценки “Перед вами две дороги” учащимися).
Цель: воспитание толерантного отношения, духа терпимости в условиях обучения студентов в многонациональном коллективе учебной группы и колледжа.
Задачи:
Просмотр содержимого документа
«Сценарий классного часа «Единство непохожих». Воспитание толерантного отношения в многонациональном коллективе. »
Тема мероприятия: «Единство непохожих»
Вид занятия: классный час с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами.
Время урока: 90 мин.
Оборудование: музыкальное оформление; фотоматериалы; классная доска.
Подготовительная работа: Предварительная работа: учащимся заранее сообщается тема данного мероприятия, даётся специальное задание (в словарях найти определение слова толерантность; как слово толерантность определяется на разных языках земного шара; репетиция сценки “Перед вами две дороги” учащимися).
Цель: воспитание толерантного отношения, духа терпимости в условиях обучения студентов в многонациональном коллективе учебной группы и колледжа.
исследовать и обобщить представления современного студента о таком явлении как толерантность;
сформировать жизненной позиции каждого студента, воспитание гражданского самосознания, духа терпимости, взаимопонимания, бережного отношения к культуре и традициям многонациональных народов России и других стран;
активизировать познавательные возможности студентов, сделать общение позитивным, более свободным и непосредственным;
дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.
Сценарий классного часа «Единство непохожих»
Учитель. Сегодня наш разговор посвящён толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. И нашу встречу я начну с разговора о вечном, о любви.
Звучит музыка, рассказывается сказка.
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
— Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
— Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет.
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место. Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
Учитель. А кого выбрали бы вы? Почему? Почему Любовь выбрала Доброту?
Учитель. Выпускник школы. Каким он должен быть, чтобы максимально быстро адаптироваться к тем условиям, в которые попадает после окончания школы? Адаптация человека к новым условиям, как в жизни, так и в профессиональной деятельности возможна лишь при наличии сформировавшихся профессиональных и социальных умений качеств личности. Одним из таких качеств является толерантность.
В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.
Класс делится на две команды. Задача кто быстрее построится по следующим параметрам:
А) по цвету глаз (от самого светлого до самого темного)
Б) по алфавиту отчества
В) по размеру ноги
Г) по числу согласных в имени
Д) по росту
Г) по дате рождения;
Е) по численности состава семьи.
Вопросы для обсуждения:
Что помогло быстрее построиться?
Состоялась ли игра, если бы все были одинаковы по цвету глаз, росту и т.д.?
Упражнение «Поиск сходства»
Каждая команда должна написать на доске черты сходства (первая команда) и черты различия (вторая команда) в своей группе.
Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время. Учитывается количество названных сходств и их качество.
Психологический смысл упражнения. Упражнение эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше.
Обсуждение. Постараться подвести участников к мысли, что, хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.
Вопросы для обсуждения:
1. Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?
2. Какие факторы влияют на ваши взаимоотношения с людьми?
3. Разные вероисповедания объединяют или разъединяют людей?
4. Сказываются различия в возрасте на общение людей и почему?
Учитель делает выводы. О человеке судят по тому, какая у него профессия, как он строит отношения в семье и с окружающими.Люди различны, различна и их культура. Отчуждённость и враждебность в восприятии другой культуры весьма распространённые явления в нашей жизни. Они возникают из-за боязни неизвестного, ожидания враждебности со стороны другой группы, ощущения дискомфорта от вторжения чужих в привычную обстановку. Может быть, гораздо проще жить в мире, где все люди одинаковые?
Что означает слово толерантность? Как это слово определяется на разных языках земного шара?
Учитель. Правильно, Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:
в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Какое из определений вам импонирует более всего?
Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
А что же объединяет эти определения?
Почему так актуальна толерантность в настоящее время?
Упражнение. Давайте пофантазируем…
Представим себе, что наступит Время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний в т. д.).
1. Каким будет этот мир? Как люди в нём будут жить?
2. Хорошо или плохо, что мы все разные?
3. Как жить в мире, где столько разных людей?
Учитель делает вывод. Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе понимания.
Упражнение. Превращаем минусы в плюсы
Команды получают задание на нахождение в отрицательных чертах характера положительные аспекты. Например, скряга – экономный человек. Команда приводит свои примеры и дает свои противопоставления.
Обсуждение: Что помогает (какие качества личности) видеть в другом человеке положительное и хорошее?
Студенты называют данные качества:
Готовность мириться с чужим мнением
Уважение человеческого достоинства
Принятие другого таким, какой он есть
Способность поставить себя на место другого уважение права быть иным
Признание равенства других
Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
К сожалению, дух неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам всегда существовал и будет существовать, однако надо понимать, что принятие различий между людьми и осознание единства дает возможность легче общаться, приобретать друзей, преодолевать трудности в жизни. Умение понять и принять людей такими как они есть, уважение человеческого достоинства – все это проявление толерантности.
Учитель совместно с учащимися обобщает всё сказанное, делает вывод, что толерантность – не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.
Слово толерантность изображено в виде солнца. Давайте, за напишем ваши ответы в виде лучиков. (учащиеся высказывают свои мнения). На доске появляется схема:
Рис 1. Толерантность-это
Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы всё чаще слышим слова: беженец, жертва насилия.
Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.
Давайте попробуем определить правила толерантного общения:
1. Уважай собеседника
2. Старайся понять то, о чем говорят другие
3. Отстаивай свое мнение тактично
4. Ищи лучшие аргументы
5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого
6. Стремись учитывать интересы других
Конечно, мы не обязаны всех любить! Однако все люди, даже если они бедные, старые и больные имеют одинаковое право достойно жить на нашей планете и не страдать от презрения или оскорблений. Несмотря на наши различия, мы все принадлежим к человеческому роду, и каждый из нас, неповторим и значим. Толерантное отношение позволяет сблизиться с разными людьми, обогатить свой мир и найти новых друзей.
Различия дополняют и обогащают общество. Единство непохожих позволяет справляться со всеми жизненными невзгодами и разделять радость и счастье, единение помогает и в работе и в семейной жизни и в учебе.
Упражнение на отработку толерантного отношения
Объяснение разницы между Я-высказыванием/ Ты-высказыванием.
Задача каждой команде составить Я – высказывание:
Тебе наступили на ногу в транспорте и не извинились.
Твой преподаватель незаслуженно обвинил тебя, что ты списал контрольную у соседа.
Ты договорился со знакомым встретиться на улице. Прождал полчаса, а он так и не пришел.
Обсуждение: Каковы преимущества толерантного общения?
Упражнение “Волшебная лавка”
Учащимся представляется возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.
Учитель просит представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные “вещи”: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию.
Учитель выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на другие. Принимают участие все желающие. Вызывается участник. Он может выбрать одну или несколько “вещей”, которых у него нет. (Это те качества, которые, слабо выражены у данного участника). Например, покупатель просит у продавца терпения. Продавец выясняет, сколько и зачем ему нужно и в каких случаях он хочет быть терпеливым. В качестве платы продавец просит что-то взамен, например, тот может расплатиться чувством юмора, которого у него в избытке.
Учить подводит итог занятия. Человеческое общество разумно и мы должны понимать, что наша сила в единстве, а не в разобщенности. Вас объединяет и молодость, и желание учиться и получить профессию и множество увлечений и интересов. Это единство помогает вам легче жить, учиться и преуспевать. Если мы постараемся применять правила толерантного общения, то приобретем преимущества.
Нас сегодня объединила дружба, молодость, профессия, наш колледж! Единство непохожих – так можно определить нашу сегодняшнюю встречу.
Данное мероприятие направлено на укрепление атмосферы межнационального согласия, культуры мира, гражданской ответственности и межнациональной толерантности.Необходимо помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.
Содержимое разработки
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Сценарий внеклассного мероприятия
классный руководитель 4 «А» класса
Лебедева Ольга Михайловна
Укрепление атмосферы межнационального согласия, культуры мира, гражданской ответственности и межнациональной толерантности.
Задачи:
• Помочь понять учащимся, почему так важно уважать окружающих;
• Способствовать развитию коммуникативных навыков, навыков работы в сотрудничестве;
• Способствовать формированию уважительного отношения к людям.
Оборудование: интерактивный экран, карандаши, ножницы, цветная бумага, клей, фломастеры, карточки со словами. аудиозапись.
Форма проведения тематического мероприятия: классный час
Методы проведения: поисковые, дискуссионные, игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций в сюжетной игре).
Мы все живем в обществе. Вокруг нас миллионы, миллиарды людей. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаются по характеру. Что же говорить об остальных людях?!
У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то свое, неповторимое.
Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, должны жить и понимать друг друга.
I. Эмоциональный настрой класса.
Солнце, которое каждое утро поднимается в небе, светит для всех людей одинаково, дарит свое тепло каждому человеку. Давайте и мы будем работать только с положительными эмоциями и унесем домой теплоту и радость от нашего общения.
II. Активизация и мотивация учебной деятельности.
Начинаем мы сейчас,
Речь пойдет здесь лишь о нас.
Постарайтесь все понять,
Что-то новое узнать.
Мы живем на огромной планете Земля. Она пестрит разными яркими красками.
Природа живёт в гармонии с человеком. Человек является неотъемлемой частью природы.
— Это житель нашей планеты, но почему он грустный?– Как вы думаете, что ему нужно для счастья? (Ответы детей). Какой можно сделать вывод?
— А сейчас, прошу подняться тех, у кого тёмные волосы, а теперь — у кого светлые?— Хлопните в ладоши, у кого глаза карие, а теперь, у кого глаза голубые, у кого зеленые?
— Поднимите руку, кто любит читать. Кто любит смотреть сказки? А кто путешествовать? — Как вы думаете, можно найти среди нас совершенно одинаковых, хотя бы двух человек?— Значит, какие мы? (непохожие, разные)
Мы учимся в одном классе – такие разные и непохожие друг на друга и среди нас есть ребята другой веры и национальности.
Разные национальности
Нам не помеха,
Для дружбы и радости,
Для добра и смеха.
Что нас различает? (ответы детей):
— рост
— цвет волос и глаз
— одежда
— знания
— умения
— национальность
— возраст
— характер
— Но у нас есть и общее. Как вы думаете, что нас объединяет? Например, интересы, общее дело, мы в одном классе и т. д.
Нас объединяет то, что (ответы детей):
— все мы люди
— живем на одной планете
— живем в одной стране
— учимся в одном классе
— занимаемся одним общим делом
— любим родителей
— уважаем взрослых
— Значит, несмотря на то, что мы разные, мы — вместе.— Попробуйте определить тему нашего занятия: «Мы разные, но мы вместе».
Стихотворение (читает учитель):
Люди на свет рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других ты смог понимать,
Нужно терпенье в себе воспитать.
Нужно с добром к людям в дом приходить,
Дружбу, любовь в своем сердце хранить!
Выходят дети в национальных костюмах, читают приветствие на разных языках.
Придумано кем-то просто и мудро, при встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Кайырлы тан!», « Ассалам алейкум!», « Здоровеньки булы!»
«Доброе утро!» солнцу и птицам.
«Доброе утро!» улыбчивым лицам
« Ассалам алейкум!», «Кайырлы тан!», « Здоровеньки булы!»
И каждый становится добрым, доверчивым.
И доброе утро продлится до вечера.
— На каком бы языке не звучало приветствие, дети желают нам здоровья, добра.
Какую цель поставите перед собой, чтобы мы в нашем классе стали дружной семьей? (Ответы детей)
— Продолжим нашу работу. Для этого нам необходимо объединиться в группы. Вытягиваем пазл и собираем картинку. Она и поможет сформировать группы.
— На столах у вас карточки. Познакомьтесь с их содержанием.
Обсудите в группе и выберите, какими качествами характера должен обладать человек для оптимального функционирования в социуме
Я хочу добавить: принимать человека таким, какой он есть.
Я думаю, вы со мной согласитесь.
Выбранные качества вывешиваются на доску.
— Какими качествами мы наделили человека?
Эти черты характера могут принадлежать только толерантному человеку.
— Как вы понимаете понятие толерантность? Ответы.
Раскрытие значения слова толерантность.
16 ноября – всемирный день толерантности.
Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:
— В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идей или мнения, нежели ты сам.
— В английском – готовность быть терпимым, снисходительным.
— В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
— В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположение к другим.
— В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уважать права других)
1. В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить 3 двойки. Кто-то говорит, что он «глупый», не будем с ним дружить!» Твои действия.
2. Твой друг одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал ее. Учитель в понедельник решил проверить работу в тетради…Предположите возможное развитие событий. Как себя поведешь ты? Твой друг? Учитель?
(Обсуждение, составление и обыгрывание ситуаций)
Создание коллективного плаката
—Ребята, давайте в знак большой дружбы детей всей Земли возьмем хоровод
и соединим его вокруг земного шара. А хоровод будет из ваших разноцветных ладошек. Выберите для этого любой цвет бумаги, который соответствует вашему настроению.
(Дети вырезают из цветной бумаги свои обведённые ладошки).
Звучит аудиозапись. (Песня «Дорога добра». Слова Ю.Энтина, музыка М.Минкова)
Чтение учителем стихотворения.
Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди, цвета крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.
Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность – слово для живых!
Детям предлагается закончить предложения.
Мне было интересно …….
Мне больше всего понравилось …..
С урока я ухожу ……… настроением.
Заключительное слово учителя о работе детей. Благодарит за активную работу.