сценарий учебного занятия в форме студия
Сценарий педагогической студии для педагогов
Инна Сербина
Сценарий педагогической студии для педагогов
Сценарий педагогической студии
“ Студия — это место, где
человеку следует научиться
наблюдать свой характер, свои
внутренние силы, где ему
необходимо выработать навык
Педагогическая студия.
Ход МЕРОПРИЯТИЯ
— О разном, и о прочем.
А что-то мне известно.
— Поговорим. Вдруг будет интересно.
Ведущий. Уважаемое общество! Студия в переводе с итальянского языка,
(studio — тщательно работаю, занимаюсь) — для нас, это творческий коллектив, объединяющий в своей работе учебные, экспериментальные и производственные задачи. Педагогическую студию рассматривают как
творческую форму профессионального объединения педагогов в системе методической работы общеобразовательных учреждений.
В нашей студии сегодня будут работать команды педагогов и консультанты заведующая и заместитель заведующей.
Цель: продолжить обсуждение педагогических технологий по организации трудовой деятельности в детском саду в условиях реализации стандарта.
улучшение результатов профессиональной деятельности педагогов.
повышение мотивации к самообразовательной деятельности.
-Перед нами сегодня стоит далеко не праздный вопрос, как научить детей трудиться, ибо,как подметил народ: «Самый громкий барабан остается беззвучным, если в него не ударяют, самый умный человек остается невеждой, если его не обучают». Об этом мы сегодня и имеем возможность поговорить на нашей студии,тема которой: «Трудовое воспитание дошкольников в условиях реализации стандарта «.
Ведущий. Все ли готовы к работе?
— Я предлагаю сформировать для работы команды по принципу: «Собери слово». Полученное слово и будет являться названием команды (золушка, рукодельница).
Название команд вы узнаете, составив слово из предложенных вам букв.
Ведущий. Итак, вначале теоретический блок «Разберемся в понятиях».
Вопрос к студийцам: Что такое «труд»? Раскройте сущность этого понятия.
Следующее понятие «Трудовая деятельность».
Спасибо, полностью согласна, это верное определение. У кого есть дополнения?
Понятия. Предлагаю обсудить определения отечественных ученых.
Ведущий.Выстраиваем цепь проблемных вопросов:
Кто должен заниматься трудовым воспитанием детей дошкольного возраста? Ответы педагогов.
Как сегодня воспитывать трудолюбие у детей?
Ответы педагогов.
Ведущий. Пришло время провести тестирование студийцев с помощью системы голосования по обозначенной проблеме.
Евгения Владимировна, помогите нам.
Перед вами результаты тестирования, Людмила Петровна, что Вы скажете о полученном результате.
Мы продолжаем работу, и у нас в студии с сообщением из опыта работы по данной проблеме воспитатель Лебедева Наталья Андреевна, регламент 5-7 мин.
Ведущий. Есть ли вопросы к коллеге?
Слайд 6. Из опыта работы.
Ведущий. Продолжаем работу студии. Коллеги, скажите,
как часто, в какие моменты педагогической деятельности вы используете труд в качестве воспитательного средства?
Спасибо. Консультанты, удовлетворены ли вы прозвучавшими ответами.
Ведущий. Итак, следующий вопрос к студийцам.
-Какие виды труда вы более всего предпочитаете в своей работе с детьми, какие формы труда наиболее всего любят Ваши воспитанники?
-А как вы считаете? что можете сказать по этому вопросу. Спасибо, полностью с вами согласна, это верное определение. У кого есть дополнения?
Предлагаю продолжить работу практического блока «Размышлялкино». Конверт, в студию! Каждая команда по очереди проигрывает предложенную педагогическую ситуацию и дает свое решение.
Консультанты, ваше мнение.
Ведущая: в нашей студии сегодня неоднократно звучало мнение о значении семейного воспитания, роли семьи в формировании трудовых навыков детей, воспитания у них трудолюбия. Как же обстоят дела по вопросам трудового воспитания в семье у родителей наших воспитанников.
Ведущая: Закончить студийную работу я предлагаю с помощью «рефлексивного» мячика, передавая его друг другу,продолжите фразу:
«Я для себя как педагога-профессионала извлек из этих минут работы. «
или «Как Вам работалось?»,
или «До начала занятий я думал., а теперь я…»,
или «Что Вам дало студийное занятие?»
Ведущая: Благодарю всех участников студии! С вами интересно было работать!
Мастер-класс как средство развития профессиональной компетентности педагогов и педагогической компетентности родителей Сегодня, как показала практика, современные педагоги стремятся к повышению своих профессиональных компетенций. Работая с современными детьми,.
Деловая игра для педагогов «Применение толерантности в педагогической практике» Цель: Формирование толерантных установок у педагогов ДОУ Задачи: 1. Углубить научно-теоретические и практические знания педагогов по формированию.
Консультация для педагогов «Диагностика уровня саморазвития в профессионально-педагогической деятельности» Саморазвитие личности – это популярная тема сегодняшней практической психологии. Подлинное личностное саморазвитие – это если всё, что узнали,.
Консультация для педагогов «Как определить темперамент ребенка в процессе педагогической деятельности» Полноценное развитие ребенка в период дошкольного детства возможно при соблюдении одного из важнейших психолого – педагогических принципов.
Протокол педагогического совещания педагогов отделения воспитательно-педагогической работы Тлпо 1. Изменение ФГОС в дошкольных учреждениях. Доклад Брыкина ВП. (доклад прилагается) 2. Использование здоровьесберегающих технологий в работе.
Роль психолого-педагогической службы в развитии физиологической и психологической стрессоустойчивости учащихся и педагогов Узденская районная гимназия, педагог-психолог В. В. Пиликевич В современном обществе, в том числе и в системе образования, достаточно.
Сценарий педагогической гостиной для детей и их родителей «Папа, мама, я — счастливая и дружная, надежная и верная семья» «Папа, мама, я – счастливая и дружная, надежная и верная семья»Цель:развивать личность ребёнка при активном участии родителей. Задачи:.
Сценарий педагогической мастерской для родителей Сценарий педагогической мастерской для родителей по повышению их компетентности в вопросах сохранения и укрепления физического и психологического.
Сценарий развлечения «Сказка на новый лад «Морозко» для подготовительной группы театрализованной студии Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию замечательную сказку «Морозко» на новый лад. В преддверие Нового года мы, я и дети театральной.
План-конспект занятия творческого объединения театральная студия «Зазеркалье»
План-конспект занятия творческого объединения
театральная студия «Зазеркалье»
МБОУ ДО «Дом детского творчества Рудничного района г.Кемерово»
Тема занятия: «Здравствуйте, я актер»
Приветствие, озвучивание темы – 5 мин
Упражнения на мимику – 10 мин
Упражнения на движения– 10 мин
Упражнения на выразительность слова – 10 мин
Презентация проекта- 5 мин
Цель: знакомство с выразительными средствами актера
Развивающая: способствовать развитию эмоциональности и артистичности, фантазию и воображение, выразительность речи.
Воспитательная: Воспитывать культуру поведения детей на сцене, в коллективе, а также чувство сплочённости и дисциплину.
Обучающая: Разрабатывать мимику, координацию движений, эмоциональность речи. Оправдывать свои действия на сцене.
Развитие творческого потенциала ребёнка: на основе различных тренингов. Для построения занятий используются различные игровые варианты развивающих упражнений. В основном это варианты упражнений, используемые в обучении актеров. Т.е. при построении данного учебного занятия использованы профессиональные методы обучения учащихся навыкам актерского мастерства, сценического движения и сценической речи.
Методы контроля и коррекции: наблюдение, контроль педагога, самоконтроль, рефлексия, подведение итогов.
Сценарий проведения занятия
Педагог: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас будет проходить открытое занятие по теме «Здравствуйте, я актер». На занятие мы с вами вспомним, какие выразительные средства актера вы знаете и зачем они нужны начинающим актерам?
Педагог: какие эмоции вы знаете?
Педагог: а теперь посмотрим, пожалуйста, на экран и давайте вместе с вами повторим за этими смайликами. (Смотрим на экран)
Вызываем 4 участника, раздаем карточки.
Педагог: Ваша задача показать эту эмоцию, а мы отгадываем.
А какая награда для актера? Это аплодисменты.
И мы переходим к следующему выразительному средству актера это?
Педагог: скажите, какие жесты вы знаете? Давайте, посмотрим на экран и скажем, что обозначают жесты. (Смотрим на экран)
Теперь я приглашаю еще 4 участника на сцену. И вы показывает жестам, ту ситуацию, которая написана на карточке. И все остальные отгадывают
Педагог: и 3 основное выразительное средство актера это Слово.
Сейчас я предлагаю поделится по парам. И мы сыграем с вами в «Объяснялки», берите карточки и объясняете слова. Не называя однокоренных слов.
Педагог: давайте повторим и назовем 3 выразительных средства актера.
Педагог: а еще кроме выразительных средств, что помогает актеру действовать на сцене?
Итак, вспомогательные средства актера – это костюм, грим и реквизит.
Цикл классных часов. Творческая мастерская в форме студии
На сегодняшний день во всех сферах жизни происходят изменения, которые не могли не затронуть образовательную среду. Позиция педагога становится принципиально иной: он не транслирует знания, а создаёт условия для того, чтобы ученик имел возможность различными способами работать с имеющимся багажом знаний, продвигаться своим путём к достижению поставленной им же самим цели. Воспитанник теперь не является своеобразным преемником информации. Он становится строителем собственного знания, которое образуется в ходе самостоятельного поиска, столкновения возникших противоречий. Таким образом, время требует от классного руководителя новых подходов к воспитанию. Сейчас существует множество новых технологий, как правило, это “хорошо забытые старые”. Они изменяются, совершенствуясь и дополняясь. Использование технологии педагогических мастерских очень эффективно. Конечно, невозможно использовать данную технологию на каждом классном часе. Рекомендуемая частота занятий – раз в месяц. Данная технология помогает реализовать задачи системно-деятельностного подхода. Занятия проходят в системе, где деятельность учащегося выступает на первом месте. Ученику, уже имеющему основную базу данных, предлагается постичь знание в более широком формате. Он выдвигает гипотезу, формулирует цели, осуществляет выполнение какого-либо проекта и задания в группе, индивидуально, в паре. При презентации работ учеников, каждый видит свой уровень выполнения, выстраивает выводы.
Помимо всего, для себя я отметила, что проводить классные часы в системе, то есть, используя одну технологию, облегчает подготовку к ним. Учащиеся уже знают, в какой форме будет проходить классный час, они готовы к определенной работе, а тему в любой момент можно заменить или заранее подготовить.
В последние годы метод педагогических мастерских (французских мастерских) используется во многих странах мира, поскольку его идеи и принципы соответствуют ценностным ориентирам современных педагогов: гуманизация образования и воспитания, интерес к индивидуальности, стремление воспитать личность творческую, самостоятельную, свободную.
Данная технология отличается своей обращенностью к “Я” ребенка, к его интересам, поискам, целям.
Сущность этой системы выражается в следующих основных положениях:
2. Все способны: каждый ребёнок обладает способностями практически ко всем видам человеческой деятельности: к овладению естественным и гуманитарным знанием, изобразительным искусством, музыкой и т. д. Дело только в том, какие методы будут применяться в процессе его образования.
3. Интенсивные методы обучения и развития личности.
Мастерская – это технология, требующая от преподавателя перехода на позиции партнерства с учащимися, ненасилия, приоритета процесса над результатом. Эта технология направлена на “погружение” участников мастерской в процесс поиска, познания и самопознания. В мастерской учитель – это мастер. Он не передает свои знания и умения незнающему и неумеющему, а лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. А принимают участие в нем все, в том числе и сам учитель-мастер. В работе мастерской важен сам процесс, который приобщает к радости творчества, к самостоятельной исследовательской деятельности. Это дает ощущение собственной значимости и уважения к неповторимости другого.
Существует несколько разновидностей творческих мастерских: мастерские построения знаний, творческого письма и другие.
Еще хочется отметить, что уникальность данной технологии в том, что каждый классный руководитель может варьировать систему занятий, ориентируясь на особенности и возможности своего класса.
Программа студии рассчитана на семь занятий. Вводная и заключительная части обычно занимают примерно по четверти всего времени занятия, основное же время уходит на подготовку учащимися своих проб.
Вводная часть занятия включает в себя вопросы о состоянии участников. Например: “Как вы себя чувствуете?”, “Что нового (хорошего, необычного) случилось за это время?”, “Что запомнилось из предыдущего занятия?” и т.п. В качестве разминки используются и различные упражнения, которые позволяют участникам переключиться от своих забот. Включиться в ситуацию “здесь и сейчас”.
Средством решения задач студии служат групповые дискуссии. В ходе дискуссии участники обучаются умению управлять групповым процессом обсуждения проблемы, а также выступать в роли рядового участника дискуссии. Игровой характер ситуации освобождает участников от практических последствий их разрешения, что раздвигает границы поиска способов поведения, что дает простор для творчества. Нормы и правила совместного поведения, стиль общения становится достоянием каждого участника и с успехом в реальную жизнь. Работа студии направлена на формирование комфортной групповой атмосферы, на тренировку различных коммуникативных качеств, в первую очередь на повышение чувствительности ребенка в воспитании окружающего мира.
Поскольку мои одиннадцатиклассники – почти выпускники школы, они стоят на пороге во взрослую жизнь, мне хотелось бы помочь им осознать значимость тех взаимоотношений, которые сложились между ними; способствовать эмоциональному сближению учащихся, поддержанию оптимистических настроений в классе, тем более в преддверии ЕГЭ; продолжить формирование представления о ценности межличностного общения; быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
В связи с этим при разработке тематики классных часов в форме студии я прежде всего опиралась на такую нравственную ценность как ЧЕЛОВЕК.
Тематика классных часов в форме студии:
Занятие 1. Я в коллективе. Составление коллажа.
Занятие 2. Что значит моё Я в слове семьЯ.
Группы по очереди презентуют подготовленные работы на тему. В центре плаката (слайда) располагается название: “Моя семья для меня. ”. Вокруг него размещены слова-ассоциации, предложения, рисунки и т.п., выражающие значение семьи. Рефлексия: Продолжите, пожалуйста предложение-обращение к будущим своим детям: “Дорогие мои, чтобы вырасти здоровыми, успешными и счастливыми, нужно. ”)
Занятие 3. Калейдоскоп профессий. Я в мире профессий.
Занятие 4. Мастерская ценностных ориентаций. Терпимость и жестокость.
Занятие 5. Какие мы и чего мы хотим.
Занятие 6. И тот, кто с песней по жизни шагает.
Занятие 7. “Я слову русскому служил. ”. Поэзия и картины Г.И.Замаратского и А.Д.Кузнецова.
(ориентировано на патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству; семья; творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни мир во всём мире, многообразие культур и народов, родная земля, заповедная природа. На столах репродукции и стихи Г.И.Замаратского и А.Д.Кузнецова. Всем участникам студии предлагается выбрать стихотворение, которое ему понравилось. Затем к этому стихотворению каждый подбирает репродукцию, которая на его взгляд, созвучна с этим произведением. Создается новое сочетание, выражается свое чувство свое ощущение).
Разработка классного часа в форме студии.
Занятие 1. Я в коллективе. Составление коллажа.
Цели занятия: способствовать снятию барьеров, созданию атмосферы доверия и сплочению группы.
Оборудование: презентация “Студия. Занятие 1 “Составление коллажей”; для работы групп – ватман, глянцевые журналы, газеты, ножницы, клей.
Участники студии: учащиеся 11 класса, разделившиеся на 3 группы по своему желанию.
— Как вы себя чувствуете?
— Что нового, хорошего, необычного случилось за это время?
2. Знакомство участников с целями и правилами студии (сопровождается презентацией): что такое студия; цели студии; определение коллажа по Ожегову.
3. Инструкция ведущего:
Нам предстоит большая совместная работа. У каждой группы участников (4-5 человек) на столах художественные журналы, клей, ножницы, листы ватмана. Вам предстоит составить коллаж, который передавал бы ваши чувства на данный момент. С помощью его было бы понять, что объединяет вашу группу, какие ощущения вы испытываете при совместной работе. На выполнение данного задания отводится 15-20 минут. Затем каждая группа выставляет на обсуждение свой коллаж. Все остальные участники делятся теми ощущениями, которые они испытывают, рассматривая представленную работу. Когда все высказывания закончены, слово предоставляется авторам. Важно, насколько совпали ощущения участников студии. Затем выступает следующая группа и т.д.
4. Составление коллажей группами.
6. Рефлексия. Составление синквейнов:
1. 1 существительное, раскрывающее тему.
2. 2 прилагательных, раскрывающих признаки этого существительного.
3. 3 глагола-действия к этому существительному.
4. Предложение-фраза, раскрывающее суть сказанного выше.
5. 1 существительное-вывод, выражающее общее впечатление от занятия.
Методическая разработка «Комплект сценариев занятий»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Ульяновска «Центр детского творчества №6»
Название инновационного проекта: «Комплект сценариев занятий»
Автор: Ахтямова Зульфия Лебитовна, педагог дополнительного образования.
Контактный телефон автора: 89278011145
Инновационный проект «Комплект сценариев занятий»
Открытое занятие «Планета творчества»
План сценария открытого занятия «Цикл народного обрядового календаря «Двенадцать месяцев» с элементами театрализации.
Инновационный проект «Комплект сценариев занятий» представлен в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Народное пение». Данная программа является разноуровневой (стартовый, базовый, продвинутый уровни) и предназначена для студии народной песни «Ульянушка» Центра детского творчества № 6. Программа расширяет спектр образовательных услуг и знакомит учащихся с народной песней, традициями как неотъемлемой частью культурного наследия.
В проекте «Комплект сценариев занятий» представлен опыт внедрения инноваций через создание условий для развития творческого, художественного вкуса учащегося. Это комплексный подход к введению учащегося в мир искусства.
Цель проекта: р азработка и внедрение в образовательный процесс учреждения дополнительного образования новых методов в проведении занятия средствами проектной деятельности.
создание условий для решения познавательных и практических задач;
разработка инновационной методики проведения занятия в системе дополнительного образования детей;
освоение новых способов профессионально – педагогической деятельности;
развитие исследовательских умений (сбора информации, наблюдения, обобщения, анализа)
В настоящее время интерес к занятиям народным вокалом очень высок.
Актуальность обусловлена насущной задачей развития у детей художественного и музыкального вкуса, представляет элементарному обучению народному вокалу, инструментальному и театральному творчеству. Актуальность определяется способностью комплексного решения задач формирования общей культуры, развития творческих способностей детей и подростков средствами творческой деятельности.
В процессе проведения таких занятий развивается голос, внимание, память, воображение, эмоциональная отзывчивость, способность воспринимать творчество во всем богатстве ее форм и жанров.
Вокал углубляет и развивает специальные певческие навыки, содействует формированию общей культуры юных певцов, развитию способности выстраивать отношения со сверстниками, продуктивно взаимодействовать с ними; пение в составе вокального ансамбля прививает навыки самоанализа, объективной самооценки.
Инновационность заключается в использовании ИКТ технологий: в подаче теоретического материала (видеоролики, мультимедиа материалы), в быстром реагировании на современные требования социума, учёте потребностей и интересов учащихся в изменении репертуара.
Также инновационность состоит в достижении конечного результата: выдаче готового творческого продукта в виде театрализованного номера с использованием современных технологий, созданного разновозрастным детским коллективом при условии последовательного освоения всех уровней образовательной программы.
Разработанные сценарии являются инновационной формой занятия. Это может быть сценарий одного народного обрядового праздника или цикла календарных праздников; сценарий с различными формами организации образовательного процесса: групповой, индивидуальной работой; сценарий занятия с театрализацией и разыгрыванием театральных ролей. Такие формы
занятий являются прекрасным созданием условий для творческой самореализации, личностного роста учащихся и педагога. Учащиеся получают обширные знания в области народного вокального искусства, песенно-музыкального творчества, сольного исполнительства, театрального и хореографического искусства.
Таким образом, новизна заключается в сочетании комплекса информативных, психологических, художественных и социальных условий для проявления творческих способностей детей разного уровня одаренности.
Подготовка сценария занятия является многоступенчатой процедурой. С целью облегчения процессов построения занятия и придания ей гибкости используют модульный принцип, состоящий из последовательных блоков и входящих в них операций. Для каждого блока ставятся свои задачи, цели и результаты.
принцип научности и доступности излагаемого материала;
принцип активности сознания обучающихся;
принцип последовательности и преемственности образования;
принцип единства обучающей, развивающей и воспитательной функции.
В подготовке сценария занятия можно выделить следующее:
Выбор темы и диагностика исходной ситуации. Темой может быть практически любой раздел учебного процесса. Желательно при этом, чтобы учебный материал имел практический выход на творческую деятельность учащимися.
Формирование целей и задач. Цели и задачи формируют с учетом не только темы, но и исходной ситуацией. В одной ситуации, но с разными целями можно по-разному построить сценарий. Для этого надо соответствующим образом расставить акценты и сформулировать цели на каждом этапе или операции.
Определение структуры. Структура определяется с учетом целей, задач, темы, состава участников.
Диагностика творческих качеств учащихся и результативности проведения занятия. Проведение занятий в данной форме будет эффективно, если действия педагога будут обращены не к абстрактному ребёнку, а к конкретному учащемуся, группе или подгруппе учащихся. Группа учащихся– это, как правило, сложившийся коллектив, в котором определена роль каждого. В группе есть дети с определёнными талантами и задатками к вокалу, актёрскому мастерству, к декламации, игре на музыкальных инструментах. Поэтому целесообразно перед подготовкой любого сценария провести анкетирование учащихся, что позволит увидеть и оценить коллектив, определить желания каждого участника, найти ему оптимальную роль. При диагностике объективных обстоятельств рассматривается вопрос о том, где, как, когда, при каких условиях и с какими предметами будет проходить игра, т.е. оцениваются ее внешние атрибуты.
Таким образом, разработка сценариев в образовательном процессе позволяет создавать образцы для проведения открытых занятий, мастер – классов, повышает качество работы педагога, даёт широкую возможность для участия в профессиональных конкурсах и продвижение инновационной модели деятельности в системе дополнительного образования. А также стимулирует познавательную деятельность, активизирует мыслительную деятельность учащихся. Формируется ассоциативное запоминание учебного материала, усиливается мотивация к изучению предмета.
Представленные материалы (проект, сценарий, творческий отчёт) востребованы педагогами образовательных учреждений города, региона.
Инновационный проект «Комплект сценариев занятий»
Открытое занятие педагога дополнительного образования Центра детского творчества № 6
Ахтямовой Зульфии Лебитовны
Цель занятия – приобщить детей к народному пению и творчеству инструментальному, музыкальному, песенному, театральному.
научить петь легко и свободно тренировочный материал и разучиваемый материал,
познакомить с песенными традициями и самобытностью народных песен;
обобщить представление учащихся об особенностях народных ударных инструментов; о ритме, темпе.
закрепить новые знания
развить певческий и артикуляционный аппарат
способствовать развитию народно-музыкальных знаний, музыкальной грамоты
способствовать развитию чувства красоты исполнения народной песни;
расширить музыкальный и общий кругозор детей в процессе теоретических и практических занятий.
развить навыки хорового исполнения русских народных песен и навык игры на ударных русских народных инструментах;
содействовать становлению адекватной самооценки ребенка, через переживание ситуации успеха, ощущение значимости своих действий;
способствовать формированию коллективной творческой самодеятельности,
приобщать к народному культурному наследию.
воспитать смелость и уверенность в себе, веры в свои силы
воспитать у учащихся уважение к традициям и культуре своего народа;
Оборудование для занятия:
компьютер для воспроизведения презентации;
карточки с картинками;
элементы костюма персонажа Лунтика;
музыкальные народные инструменты;
1. Что такое певческая установка?
2. Что такое певческое дыхание, типы дыхания? Как правильно пользоваться дыханием? Упражнения дыхательной гимнастики.
3. Строение голосового аппарата.
4. Что такое ритм? Повторить ритмический рисунок, заданный педагогом.
5. Что такое дикция?
1. Вспомнить и пропеть распевки для выработки певческого дыхания, для активизации артикуляционного аппарата и четкости дикции, для формирования гласных.
2. На предложенный текст придумать ритмический рисунок.
3. Пропеть гамму вместе с педагогом и дать анализ о чистоте исполнения нот.
Основные этапы занятия:
Организация внимания детей на работу. Создание положительной установки на ход и результаты занятия. Создание атмосферы радости и уверенности в своих силах посредством дружеской улыбки, риторики педагога.
Знакомство с темой занятия. Осведомление присутствующих о целях и задачах занятия.
Налаживание контакта с аудиторией.
Организация начала занятия.
Вокально – хоровая работа (распевки, скороговорки, упражнения на звукоизвлечение и артикуляцию)
упражнения для выработки певческого дыхания;
упражнения для правильного формирования гласных;
упражнения для активизации артикуляционного аппарата и четкости дикции;
упражнения для чистоты интонирования звуков
Развитие артикуляционного аппарата.
введение голосового аппарата в работу с постепенной нагрузкой.
Формирование основных певческих навыков учащихся.
Побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения.
Анализ собственного пения и других участников процесса.
Объяснение. Практическая работа
Закрепление изученного ранее материала. Игровая песня.
«Ты продай, бабушка, бычка»
Создание эмоционального настроя.
Работа в коллективе, творческая поддержка друг-друга в процессе пения, работа над «обыгрыванием песни».
Театральное разыгрывание ролей
Знакомство с новым материалом.
Знакомство с песней «Ай, да, Масленица»
Изучение нового материала.
Разучивание песни «Ай, да, Масленица»
Определить способность каждого учащегося к вокальному творчеству.
Побудить интерес к народной песне, говору.
Просмотр мультфильма о музыкальных инструментах
Просмотр мультфильма «Лунтик и музыка»
Проанализировать мультфильм. Ответить на вопросы: какие инструменты были представлены, какие из них шумовые
Появление персонажа Лунтика
Приветствие. Текст по сценарию
Активные движения под музыкальное сопровождение и веселое ритмичное стихотворение
Отдых, заряд бодрости
Работа с карточками
Учащиеся должны самостоятельно выстроиться в «гамму». Правильно выполнить задания на карточках.
закрепление изученного материала, исполнение русской народной песни «Ай, да, Масленица».
Введение в исполнение ударных и шумовых инструментов.
Коллективное исполнение песни.
Работа над чистотой исполнения.
Получить вокальный и исполнительский опыт коллективной слаженной работы.
Практическая: индивидуально, в паре, в ансамбле.
Изложение сложных идей, чувств и представлений о музыке, творчестве, пении в нескольких словах. Впечатления учащихся о новых знаниях, полученных из занятия
Анализ и оценка достижения цели урока. Ответы на вопросы. Выстраивание логической цепочки по выбранному учащимися музыкальному термину.
Беседа с учащимися.
Приветственное слово педагога
Здравствуйте ребята! Здравствуйте уважаемые гости!
Сегодня у нас необычное занятие и называется оно «Планета творчества».
Тот, кто с музыкой не расстается,
Сможет смело по жизни идти,
И у всех вас, как в песне поётся,
Все дороги еще впереди.
Ну а наша дорога ведёт нас на волшебную «Планету творчества»
В ходе нашего занятия мы повторим пройденный материал, узнаем, что – то новое, проверим свои музыкальные знания. И, в целом, прикоснёмся к миру народного творчества.
Организация начала занятия.
Упражнения для: выработки певческого дыхания;
правильного формирования гласных;
активизации артикуляционного аппарата и четкости дикции;
упражнения для чистоты интонирования звуков
Каждое занятие мы начинаем с распевания.
Мы распевочки споём.
Всем распеться надо.
Распевания в парах, микрогруппах, сольно.
Исполнение песни- игры «Ты продай бабушка бычка»
Коллективное исполнение песни – игры. Работа в подгруппах. Сценическое выразительное разыгрывание ролей (бабушки и бычков)
Работа с шумовыми инструментами.
Ребята, русская народная песня всегда разнохарактерная. Она бывает и лирическая, и обрядовая, и плясовая, хороводная. А сколько существует весёлых песен?! Русский народ всегда любил веселиться. А ещё он любил играть и при этом петь. Поэтому и появились игровые песни.
Давайте вспомним наш изученный материал: игровую песню «Ты продай бабушка бычка». И, вот в такую песню – игру мы сейчас с вами поиграем.
Знакомство с новым материалом.
Знакомство с песней «Ой, да, Масленица на двор въезжает».
А сейчас для вас я подготовила новую песню. Давай вспомним, какие весенние народные праздники вы знаете?
А какой самый широкий праздник у русского народа? Правильно. Масленица. Поэтому её и называют – Широкая Масленица. В этом году Масленицу празднуют с 20 по 26 февраля. И сегодня песню мы будем изучать масленичную песню. Называется она «Ой, да, Масленица на двор въезжает»
Раздаётся текст песни.
Разучивание песни«Ой, да, Масленица на двор въезжает».
Итак, разберём текст и новые, не знакомые слова. Прослушайте мелодию. Разучим мелодию песни. Пропоём по строчкам куплет. Поработаем над дыханием. Соединим весь куплет. Переход к следующему куплету. Соединяем все куплеты песни.
Коллективное исполнение песни «Ой, да, Масленица на двор въезжает» с шумовыми инструментами
Работа над чистотой исполнения. Работа с шумовыми ударными инструментами
А сейчас возьмём шумовые ударные инструменты и дополним нашу песню игрой на инструментах
Знакомство с мультфильмом «Лунтик и музыка»
А теперь посмотрим на экран. Ребята, я предлагаю вам внимательно посмотреть мультфильм. В конце просмотра я задам вам вопросы.
Просмотр мульфильма «Лунтик и музыка»
Просмотр мульфильма «Лунтик и музыка»
Скажите, на каких музыкальных инструментах играл дядюшка Шнюк? (перечислить)
Появляется Лунтик. В руках держит маракас.
На Луне когда-то я родился.
Случайно, чудом на Земле
Однажды очутился.
Здесь так красиво, хорошо
И столько неизвестного!
Я здесь друзей себе нашел
И много интересного.
Ребята, я слышал про вашу планету творчества и решил заглянуть к вам. Вы здесь поёте песни, изучаете музыкальную грамоту, играете на музыкальных инструментах. Возьмите меня к себе!
дети отвечают хором: возьмём!
А я к вам пришёл с маленьким сюрпризом, который вы ещё не видели! И называется он маракас! (отдаёт маракас детям). А ещё я хочу спеть для вас песенку.
Исполняется песня «Ладушки».
Выход на зарядку Выполнение музыкальной зарядки
Лунтик: Ребята, вы, наверное, засиделись. Давайте дружно встанем и сделаем зажигательную музыкальную зарядку.
Проводится музыкальная зарядка
Лунтик: Ребята, как хорошо и весело с вами, но мне пора лететь на свою планету. До новых встреч! До свидания!! (Лунтик уходит)
Коллективная работа, индивидуальная работа
Выполнение заданий по карточкам.
Педагог: Ребята, а теперь присаживайтесь, мы начинаем самый интересный этап нашего занятия – музыкальная грамота.
Каждый из вас сейчас получит карточку с заданием. Мы с вами уже изучили ноты и написание нот. И знаем, где они располагаются. На карточке вы увидите ноту и нотный стан.
Задание № 1. Расставить правильно все нотки по гамме.
Дети выстраиваются подряд по нотам: до, ре, ми и тд.
Педагог: А теперь пропоём эту гамму. Каждая названная нота будет слегка приседать при пении.
Задание № 2. Выполнить задание на нотоносце. Написать музыкальные знаки, указанные на карточках на нотном стане.
Коллективная работа, индивидуальная работа
А теперь проверим свои знания. Посмотрим на экран.
Повторение пройденного материала.
Вот и подходит к концу наше занятие. Давайте вернёмся к новому материалу и вспомним, что мы изучили. Итак, к какому времени года относится праздник «Масленица»? Что является символом праздника?
Сейчас мы закрепим разученное произведение и исполним его с ударными инструментами.
Повторение пройденного материала. Исполнение масленичной песни
Смотрим на экран и помогаем себе.
Исполняется песня «Ай да, Масленица»
Вы молодцы, были внимательными и выполняли правильно все задания.
Скажите, что вам понравилось больше всего на занятии? Что было интересное, трудное, новое для вас?
Что теперь вы знаете из занятия и умеете?
Благодарю за ваш труд. Спасибо. До свидания
План сценария открытого занятия педагога дополнительного образования Ахтямовой З. Л.
Тема: «Цикл народного обрядового календаря «Двенадцать месяцев» с элементами театрализации.
Цель занятия: развитие творческой деятельности учащихся в реализации знаний о годовом цикле земледельческого народного календаря русского народа.
развитие творческих, интеллектуальных способностей учащихся;
формирование познавательной активности;
изучение значимых праздников, примет, пословиц, дат по циклу земледельческого календаря;
формирование самостоятельности, сравнения, знаний, развития речи, творческой мыслительной деятельности при подготовке рефератов на заданную тему;
формирование интереса для активизации внимания, мышления
систематизирование и обобщение полученных знаний учащихся о народном календаре;
воспитание у детей интереса к традициям и уважению своего народа;
организация работы в микрогруппах, организация самопроверки.
Основные этапы занятия:
Организация внимания детей на работу. Создание положительной установки на ход и результаты занятия. Создание атмосферы радости и уверенности в своих силах посредством дружеской улыбки, риторики педагога.
Организация начала занятия.
Знакомство с темой занятия. Осведомление присутствующих о целях и задачах занятия.
Налаживание контакта с аудиторией.
Театральное разыгрывание ролей
Разыгрывание ролей: Сороки,
Коллективная работа и работа в микрогруппах.
Проверка домашнего задания
Выступление учащихся по теме «Особенности календарных месяцев земледельческого народного обрядового календаря»
Осмысление и объяснение прочитанного текста. Умение анализировать.
Хороша наша деревня
Создание эмоционального настроя.
Работа в коллективе, творческая поддержка друг друга в процессе пения, работа над «обыгрыванием песни».
Знакомство с новым материалом.
Знакомство с обрядом кумления. Изучение обрядовой песни «Кумушки, кумы»
Изучение нового материала.
Объяснение. Рассказ. Практическая работа
Коллективная работа. Исполнение песни
Коллективное исполнение песни «Хороша наша деревня»
Определить способность каждого учащегося к творчеству. Получить вокальный опыт коллективной слаженной работы.
Практическая работа в ансамбле
Изложение сложных идей, чувств и представлений о приметах, праздниках, обрядах народного календаря. Впечатления учащихся о новых знаниях, полученных из занятия
Анализ и оценка достижения цели урока. Ответы на вопросы.
Беседа с учащимися.
1.1. Методические советы к подготовке театрализованного представления
1.2. Критерии диагностики
Список электронно-образовательных ресурсов.
— развитие музыкальных, вокально-хореографических знаний,
— раскрытие своих знаний, талантов,
— овладение театральными сценическими навыками,
— побуждение к творчеству, развитие творческих способностей.
Новизна и актуальность. В занятии использованы различные виды деятельности: вокально – хоровая работа, театрально – постановочная работа, пение произведений, игра на народных инструментах и т.д. Занятия может варьироваться, то есть структурные компоненты меняться, дополняться от одного занятия к другому. Одному из видов деятельности может уделяться больше времени (в зависимости от сложности и восприятия материала детьми), чем остальным видам деятельности. Однако вокальной и театрально – постановочной работе уделяется особое внимание. Занятие строится на основе творческой работы именно в этих направлениях.
Для успешного результата проведения данного занятия необходим следующий перечень используемого оборудования и инструментов.
народные инструменты (ударные и духовые)
аккордеон (для концертмейстера)
ширмы, театральные атрибуты
Методическое описание хода проведения занятия – концерта
В процессе музыкальной театрализованной игры, происходит интегрированное воспитание детей. Дети учатся выразительному чтению и разыгрыванию своих ролей, пластике движения, пению произведений, игре на музыкальных инструментах. Рождается творческая атмосфера, в которой ребёнок раскрывается как личности, применяет свои возможности и
способности. Педагогу необходимо активизировать творческий процесс и вовлечь ребёнка в мир художественных образов, развить творческую самостоятельность детей, побудить их к импровизации в разыгрывании своей собственной роли, самостоятельному поиску выразительных средств для создания своего собственного образа, используя жесты, мимику, различные интонации, позы и движения.
Элементы театрализации используются в работе с детьми уже с младшего возраста. Через игру дети имитируют повадки, движения, голоса зверей. С увлечением разыгрывают их в небольших сценках. В занятиях с малышами используются различные игрушки. Например, на распеваниях мы сажаем игрушек – слушателей, которые потом оценивают юных певцов. Данный подход очень эффективен. В игровой форме дети увлекаются, проявляют свои способности. Каждому хочется услышать хороший отзыв от игрушки о выполненном задании.
Занятие включает в себя:
1) организационный момент (позитивный настрой детей на занятие 5мин)
2) распевки, упражнения на дыхание и артикуляцию, скороговорки (10мин.)
3) вокальная работа, пение произведений (15 мин.)
5) работа с шумовыми, духовыми народными инструментами (10 мин.)
6) домашнее задание.
Чтобы обучить детей сольному, ансамблевому и хоровому народному пению, развить их вокальные возможности, научить преодолевать трудности в исполнении народных песен, обязательно систематическое вокальное воспитание.
Все необходимые вокальные навыки вырабатываются, в первую очередь, во время распевания. Оно регулярно проводится в начале занятия и помогает быстрой слуховой организации коллектива, сосредоточению внимания певцов, а также подготавливает, «разогревает голосовой аппарат». Основной материал для распевания- песенный, а также применяются специальные упражнения.
На распевании учатся правильно воспроизводить, формировать звук, соединять слоги, гласные, согласные, чувствовать кульминацию, фразу. При систематических занятиях вырабатываются певческие рефлексы. Вокальные навыки, как всякие рефлексы, вырабатываются в результате повторений.
Распевания являются необходимой составной частью обучения пению. Система распеваний дает возможность целенаправленного, избирательного и последовательного развития вокальной техники, музыкальности и артистизма. Распевание – наилучшая форма прочного закрепления основных певческих навыков. Это относится к долгосрочным задачам. Помимо этого, распевание имеет и разовое назначение: создание творческого тонуса и приведение голосового аппарата в рабочее состояние.
С физиологической точки зрения распевание это, как бы разогрев, раскачка голосового аппарата, приведение его в состояние движения и способности к целенаправленной и длительной вокальной работе.
Распевания повышают общий тонус организма певца, вызывают состояние творческого возбуждения и стимулируют творческую активность.
При постоянной тренировке голоса, на систематически чередующихся вокальных упражнениях, развивается условный рефлекс готовности к длительной, систематической, полноценной работе, что является необходимой предпосылкой профессионализма.
В распеваниях следует, прежде всего, добиваться координации слова и звука, позволяющей певцу осуществлять синтез разговорной и музыкальной речи, который отличает искусство пения от всех других музыкальных искусств. Это чудо природы дано человеку для высочайшего духовного общения, но за этим стоит упорный, систематический, неустанный труд в овладении прекрасным целым, состоящим из множества деталей. Каждая из них является звеном непрерывной цепи одухотворенного творческого процесса пения. Поэтому при исполнении не только вокального произведения, но даже простой попевки, необходимо развивать видение цельного образа.
Значительное место в художественно- речевой деятельности занимают такие виды как: выразительное чтение текста наизусть, пересказ, рассказывание. Это даёт возможность приобрести навык кратко, ясно и образно выражать свои мысли, чувствовать мелодичность и ритм речи, уметь управлять своим голосом. Детям присущи актёрские способности. Они проявляются в играх с раннего детства. В играх дети перевоплощаются в других людей, в животных, в образы фантастических существ.
Привлечение учащихся к театрализации позволяет проявить врождённые, естественные, актёрские способности.
Дословный пересказ текста сценария можно выполнить вместе с детьми, беря на себя роль ведущего, а детям поручить другие роли. Текст, который должен произносить каждый персонаж, сначала произносит педагог, а дети повторяют. Инсценировка художественного произведения в свободном пересказе детьми реплик каждого персонажа происходит как сюжетно-ролевая игра. Как правило, это бывают сказки, много раз читанные и потому очень хорошо известные детям.
Преодолеть трудности, которые могут возникнуть при постановке театрализации или сказки, помогут: небольшой объём сценария, ритмизованная и рифмованная речь, знакомые сказочные персонажи и мотивы, несложные распевки мелодий песен.
Учащимся нужно лишь привнести театрализованные действия присущие им непосредственность, увлечённость, умение импровизировать. Надо дать возможность почувствовать детям атмосферу народного праздника, который разыгрывается на сценической площадке, через своё актёрское участие в нём. Внимание детей педагог акцентирует не только на смысловую, но и на художественную сторону.
Разработаны сценарии театрализованных музыкальных праздников и представлений: «Кузьминки», «Рождество», «Масленица широкая», «Пришла коляда», «Деревенские посиделки», музыкальная сказка «Иван да Марья» и т.д. Целью написания таких сценариев явилась необходимость познакомить детей с культурным наследием русского народа, формировать у детей любовь к русскому фольклору, знакомить с культурой других стран, развивать умение использовать народные песни, танцы, обычаи и обряды
Использование театрализации на занятиях позволяет:
формировать у детей положительное поведение (воспитывать у них отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости);
прививать детям культуру поведения;
воспитывать у детей интерес к театрально-игровой деятельности;
совершенствовать их музыкальные способности при создании художественного образа;
развивать у ребят психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение);
активизировать и расширять у детей словарный запас, совершенствовать у них звукопроизношение, грамматический строй и навыки связной речи, её темп и выразительность;
совершенствовать у детей моторику, координацию, плавность, переключаемость и целенаправленность движений.
Театрализация – это импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т. д., необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна.
В театрализованной деятельности используются следующие средства выразительности:
2) для вредней группы – обучение элементам образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомимике);
Работая над артистическими способностями детей, необходимо изучать особенности их воображения и оценивать уровень их развития.
Методические советы к подготовке театрализованного представления.
Эстетическое оформление способствует развитию художественного вкуса у детей. Декорации должны быть эстетичными и многоплановыми, соответствовать характеру сказки. Они могут быть выполнены из простого
материала (картона, поролона), но художественно, красочно, интересно. Учитывается их мобильность (передвижные, лёгкие по вес).
Музыкальный материал должен органично вписываться в драматургию, раскрывать замысел постановки, способствовать целостному восприятию. Музыкальное оформление должно соответствовать содержанию представления, быть качественным (качественная запись фонограммы), эффективным, выполненным на высоком профессиональном уровне, т. к. именно музыка в первую очередь и создаёт сказочную атмосферу спектакля, передаёт характер героев, настроение и т. д. Темп должен не подстёгивать героя, а помогать ему, быть для него удобным. Музыка не должна перебивать речь своим громким и непрерывным звучанием. В театрализации может быть использована музыка не только одного композитора, но водном стиле, в одной аранжировке. А если происходит совмещение стилей, то оно должно быть сюжетно обосновано и прочувствовано детьми, чтобы оставалось ощущение целостности, единства.
Музыка, сопровождающая героев сказки, не должна быть без конца разной; у каждого из них она одна, своя, под звучание которой они появляется в спектакле или выполняют какое-либо действие. Это придаёт сказочному действию динамику, эмоциональный подъём, характер сквозного развития, создаёт интригу.
Если музыка изобразительна, то герой должен её слышать и своими движениями всю показать, передать, отобразить. Если танцевальная, то нужно протанцевать, для чего необходима помощь хореографа на высоком
уровне (так, чтобы сказка не стала концертом, где идёт показ отдельных
Герой должен быть не только пластичен, но и пантомимичен. Его
Музыкальное оформление может быть аранжировано на одной основе в одном произведении, но звучать в разных вариациях и регистрах (если это
Педагогическая ценность содержания спектакля.
План открытого занятия – концерта с элементами театрализации
Цель занятия: приобщение обучающихся к вокально-песенному,
инструментальному, театральному творчеству.
Задачи: развитие музыкальных, вокально-хореографических знаний, раскрытие своих знаний, талантов, побуждение к творчеству. Овладение сценическими навыками. Развитие творческих способностей.
Педагог: Здравствуйте ребята!
Здравствуйте наши гости!
Мы очень рады видеть Вас здесь, у нас в гостях. А урок у нас
Итак, мы начинаем традиционно наше занятие с распевания (10
— упражнения на дикцию, артикуляцию
— упражнения на дыхание
— упражнения на распевы гласных
— двух, трёх – голосное пение
— пение по хроматизму
— упражнения для выработки ансамбля, чистоты интонации
Дети поют скороговорку про Кузю.
Сидел в уголочке, наблюдал за вами, как вы поёте, танцуете, всякие байки рассказываете, скороговорки, частушки поёте. А сейчас мука. Учу там английский и немецкий. Скукота…. Вот ищу вас по всем коридорам, все ноги стоптал уже. Хочу петь, танцевать так же как вы! Ребята, вы такие голосистые! Возьмите меня к себе в коллектив.
Появляются друзья: робкий мышонок и паучок
Мышонок и паучок здороваются с ребятами, просят спеть песню
Исполняется песня р. н. п. «Посеяли девки лён».
Мышонок поёт: Какой весёлый день
Работать мне не лень
Со мной мои друзья…
— Вокально-хореографическая работа, работа с духовыми, шумовыми народными инструментами)
— Казачья «Дон, ты, вольный» (работа над дыханием)
— «Курочка» (работа с фонограммой минус)
— р. н. п. «Бабочка молоденькая»- сольная
— р. н. п. «Балалаечка»- ансамбль
— украинская народная песня «Криниченька»
— р. н. п. «Посылала меня мать яровое жито жать»- трио
— р. н п. «Капустка»- ансамбль
— р. н. п. «Маки – маковочки»
— казачья «Дон, ты, вольный»
— «Старая дорога»- сольная
— Нам так понравилось у вас
— Мы хотим у вас заниматься. Ездить с вами на концерты.
На занятии использовались следующие формы деятельности: групповая работа, индивидуальная работа, работа в микрогруппах.
Показаны виды распеваний, скороговорок, работа с народными инструментами, их особенностями, игра на шумовых ударных и духовых инструментах. Ярко представлены вокальные концертные номера: пение с движениями. Театрализованное разыгрывание ролей сценария. Обучающиеся дети в ходе работы занятия вели себя активно, с проявленным интересом к предмету. План занятие подготовлен с творческим подходом, поэтому динамика занятия была на подъёме. Концертмейстер внимательно прислушивался к пению обучающихся. Улавливал динамические моменты, подстраиваясь в аккомпанементе исполненных произведений. Занятие прошло интересно, как для детей, так и для присутствующих педагогов
Наблюдение и диагностика уровня развития музыкальных способностей детей показывают, что дети, занимающиеся творческой музыкально – театральной деятельностью, имеют более высокий уровень развития основных творческих способностей. Способности эти развиваются более динамично и результативно. Театрализованные постановки дают большой простор для творческих проявлений ребёнка. Они развивают творческую самостоятельность детей, побуждают к импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, поддерживают стремление детей к творчеству.