сценарный договор это договор

Верховный суд научил составлять договоры с авторами

сценарный договор это договор. Смотреть фото сценарный договор это договор. Смотреть картинку сценарный договор это договор. Картинка про сценарный договор это договор. Фото сценарный договор это договор

Кино без сценария

В июле 2017-го кинокомпания «КиноПроГрупп» заключила договор с режиссером и сценаристом Светозаром Головлевым на создание игрового фильма. Работу оценили в 3,5 млн руб. Сумму должны были оплачивать частями в зависимости от завершенных этапов работы. Отдельно в договоре был обозначен процесс оказания услуг.

Первый, подготовительный, этап работы заключался в написании сценария – режиссер должен был завершить эту часть до 23 июля 2018 года. Головлев получил аванс, но не предусмотренные договором 800 000 руб., а сразу 2 млн руб. Продюсер рассчитывал, что это стимулирует режиссера работать быстрее. Но вышло по-другому.

По словам Головлева, он участвовал в разработке литературного сценария фильма и отправил режиссерский сценарий заказчику, а тот не утвердил результат, из-за этого сроки были сорваны. Версия продюсера в корне отличалась от режиссерской: литсценарий фильма тот получил изначально, без него не было бы одобрено финансирование картины. Сценарист прописал диалоги, а вот режиссер не выполнил свою задачу – ни в срок, ни позже продюсер не получил режиссерский сценарий.

Кинокомпания направила режиссеру претензию и попросила вернуть аванс. Тот посчитал, что за работу, которую он выполнял в течение 464 дней, ему положено 950 000 руб. Часть работы он сделал, например, успел подготовить сценарий. Позже в ВС представитель Головлева указывал, что он подбирал часть актеров и оператора.

Кинокомпания попыталась договориться на 300 000 руб., поскольку ни один из этапов работ, предусмотренных в договоре, не был завершен. В итоге стороны встретились в суде.

Там режиссер настаивал, что его договор с продюсером – смешанный. Это значит, что к нему применяются правила и о возмездном оказании услуг, и об авторском заказе. Платить ему должны в том числе за сроки работы. Кинокомпания просила взыскать с Головлева все 2 млн руб. неосновательного обогащения и 35 000 руб. процентов за пользование чужими деньгами. Компании пришлось экстренно привлекать нового режиссера, указали представители «КиноПроГрупп».

Первая инстанция не обнаружила доказательств того, что Головлев действительно направлял обществу сценарий. Там пришли к выводу, что у режиссера возникло неосновательное обогащение, и удовлетворили иск. Решение поддержали в апелляции и кассации. Но Верховный суд взглянул на проблему иначе (дело № А40-79825/2019).

В определении по делу ВС подтвердил, что договор между сторонами – смешанный. При этом ВС обратил внимание, что режиссер сам отказался от исполнения договоренностей: стороны уведомили друг друга о расторжении до конца подготовительного периода. На тот момент результат работы и не мог быть достигнут, указал ВС. Стороны не согласовали промежуточные документы, которые будут подтверждать факт оказания отдельных услуг, входящих в подготовительный период, например, о результатах подбора актерского состава, выбора мест для проведения натурных съемок и другие.

Поэтому отсутствие подписанных документов не доказывает, что услуги не были оказаны вообще. ВС подчеркнул, что нижестоящие инстанции никак не исследовали вопрос о ценности услуг, которые успел оказать режиссер, хотя в постановочном проекте среди девяти актеров главных ролей значится актер, отобранный режиссером на кастинге. ВС обратил внимание: договор не содержит условий об освобождении продюсера от выплаты режиссеру денег при досрочном прекращении соглашения.

ВС отменил все акты нижестоящих инстанций и направил дело на новое рассмотрение.

Предупреждение для продюсеров

По ее словам, договор возмездного оказания услуг удобен тем, что его относительно легко расторгнуть, и популярен в киноиндустрии. Одновременно такая бумага возлагает на заказчика обязанность оплатить фактически оказанные услуги при его расторжении. Это позволяет взыскать деньги за любую деятельность, так или иначе имеющую полезный эффект, но не обязательно приносящую результат, ради которого продюсер нанимал режиссера или актера.

«В этом деле процедура приемки не была согласована в принципе, и компания попросту не смогла подтвердить отсутствие результата деятельности режиссера, имеющего ценность для производства фильма. Тем выше ценность юристов с индустриальным опытом», – обращает внимание Гуляева.

1. Для сложных, многоэтапных договоров привлечь юристов и составить отдельную понятную инструкцию по исполнению соглашения. Там нужно пошагово указать сроки и действия исполнителей для всех «контрольных точек». Например, когда, как и в какой форме вносить изменения в документ – самостоятельно или с привлечением юриста, принимать отдельные, в том числе промежуточные результаты работ/услуг по договору, писать возражения по срокам, качеству.

2. В договорах, предполагающих выполнение со стороны режиссера комплекса услуг/работ различной стоимости и потребительской ценности, надо указывать стоимость каждого отдельного этапа с подробным перечнем входящих в него услуг/работ или конкретных результатов, отдельно прописывать стоимость исключительных прав, например, соотношение стоимости этапа или услуг/работ.

3. Подробно расписывать порядок досрочного прекращения договорных отношений:

— Механизм расчета вознаграждения режиссера в случаях обоюдного решения сторон о прекращении дальнейшего сотрудничества, отказа продюсера от договора по вине режиссера, по обстоятельствам, не связанным с волей сторон. При этом документ может содержать указание о различной стоимости одних и тех же услуг в зависимости от степени исполнения договора в привязке к тому, какие именно промежуточные результаты будут иметь потребительскую ценность для продюсера;

— Сроки проведения взаиморасчетов и передачи материалов и иных результатов работ, сопроводительной документации и другое.

Ирина Жирадкова, партнер адвокатского бюро «НБ»

Вероятнее всего, определение Верховного суда станет триггером для кинокомпаний провести ревизию своих обычных договоров с творческим составом, в первую очередь с режиссерами, чтобы избежать аналогичных ситуаций, резюмирует Лукьянов.

Источник

Особенности отчуждения исключительного права на произведение

При создании произведения у авторов возникает множество вопросов в отношении дальнейшей судьбы своего «детища». И первым вопросом, вызывающим озабоченность, при создании любого рода произведения является вопрос автора о защите своего авторства.

Необходимо отметить, что авторское право на произведение возникает в силу создания произведения. Т.е. в момент написания произведения авторские права возникают сами собой, и специальной дополнительной регистрации не требуется.

Тем не менее, зачастую авторы вне зависимости от вида созданного ими произведения: будь то песня, сценарий, графика или рассказ, стремятся зафиксировать свои права. Это может быть обусловлено разными причинами: от опасения недобросовестности издателей и продюсеров, до неоднозначности возникновения самого права, когда речь идет о соавторстве.

Также, если авторские права будут нарушены, например, кто-либо напишет книгу, являющуюся плагиатом другой книги или вовсе ложно объявит себя автором, то права нужно будет защищать в суде. Заявителю нужно будет доказать, что он — автор. И в данной ситуации, автору нужно документально зафиксировать тот факт, что он является таковым.

На практике часто применяется депонирование произведений. Момент регистрации произведения фиксируется депозитарием, и эта регистрация позволяет доказать, что на момент регистрации произведения оно уже существовало.

Депонирование можно осуществить в авторском обществе, с помощью нотариуса и т.д.

Также, необходимо понимать, что права на созданное произведение бывают 2-х видов:

— личные неимущественные права (право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения и другие);

— исключительные права (коммерческие). Они дают авторам и правообладателям возможность коммерчески распоряжаться произведением: продавать, заключать лицензионные договоры, продавать экземпляры произведения. Исключительное право даёт возможность распоряжаться своим произведением любым не запрещённым способом.

Личные неимущественные права передать невозможно. Право авторства, право автора на имя и другие права, относящиеся к личности автора, нельзя передать другому человеку: продать, подарить, передать по наследству. Гражданское законодательство это запрещает.

А вот с исключительными (коммерческими) правами всё обстоит иначе. Их можно продавать, т.е.заключать договор об отчуждении исключительного права на произведение.

По договору об отчуждении исключительного права на произведение автор или иной правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права (ст. 1285 ГК РФ). Помимо прочего, аналогичное определение дается в ст. 1307 ГК РФ применительно к объектам смежных прав, где в качестве отчуждателя права выступает исполнитель, изготовитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания, изготовитель базы данных, публикатор произведения науки, литературы или искусства либо иной правообладатель.

Договор об отчуждении исключительного права на произведение или объект смежных прав означает переход имущественных прав в полном объеме, помимо иных прав, не входящих в состав исключительного права (право следования, право доступа).

Несмотря на договор об отчуждении исключительного права на произведение, за автором сохраняется право на отзыв произведения, кроме случаев, предусмотренных п. 2 ст. 1269 ГК РФ (к программам для ЭВМ, к служебным произведениям и к произведениям, вошедшим в сложный объект).

Существенными условиями договора об отчуждении исключительного права на произведение (объекты смежных прав) являются:

Одним из существенных условий является условие о размере вознаграждения или порядок его определения. Пункт 3 ст. 424 ГК РФ не подлежит применению к возмездным договорам, не предусматривающим условие о размере вознаграждения. В том случае, если договор безвозмездный, на это должно быть прямо указано в договоре. Гражданский кодекс РФ запрещает безвозмездные договоры между коммерческими организациями. Тем не менее, неоднократно высказывались мнения о возможности применения п. 3 ст. 424 ГК РФ в тех случаях, когда отчуждение исключительного права производится не первоначальным, а производным правообладателем.

Когда объектом договора отчуждения является исключительное право на произведение или объект смежных прав не должно быть условий, ограничивающих право автора, исполнителя на создание аналогичных объектов, по такой же тематике, жанру.

Основными обязанностями по договору об отчуждении исключительного права на произведение (объект смежных прав) в отношении правообладателя являются обязанность по передаче права на определенном материальном носителе. Зачастую это сопровождается подписанием акта приема-передачи. Также, в некоторых случаях, при отчуждении например программы для ЭВМ, которая была до этого зарегистрирована, государственная регистрация отчуждения также предполагается.

По общему правилу, момент перехода права определяется моментом заключения договора или моментом государственной регистрации.

Одним из частых условий договора отчуждения объекта авторского права является условие о воздержание правообладателя от совершения действий, которые препятствуют осуществлению переданного исключительного права.

При этом основной обязанностью приобретателя исключительного права является выплата вознаграждения, последствия нарушения которой, предусмотрены в п. 5 ст. 1234 ГК РФ, но не исчерпывающим образом. Например, предъявляя требование о переводе права на себя, прежний правообладатель может, но не обязан одновременно предъявлять требование о расторжении договора, по которому он отчуждал право. Отсутствие требования со стороны истца расторгнуть договор, по которому он передавал исключительное право и который не был исполнен полностью ответчиком, не является основанием для отказа в иске о защите нарушенного права.

Таким образом, планируя передать и принять исключительное (имущественное) право на произведение, стороны должны позаботиться о том, чтобы в заключаемом договоре, характеристики произведения были четко определены, и была возможность однозначной детализации произведения, а также, соблюдены иные вышеизложенные условия, во избежание дальнейшей оспоримости подписанного документа.

Источник

Не услуги, не подряд, а авторский заказ

Организации, нанимая исполнителей на такие разовые работы, как:

Однако ни тот ни другой договор не предназначен для оформления такого рода отношений и, соответственно, не может в полной мере учесть интересы ни нанимателя, ни исполнителя.

В соответствии с вышеуказанными положениями ГК РФ, с авторами произведений необходимо заключать договоры авторского заказа.

Договора авторского заказа заключается с исполнителем (будущим автором) в тот момент, когда самого предмета договора еще не существует. Этим он отличается от договора об отчуждении исключительного права на произведение.

Договором авторского заказа регламентируются требования, которые заказчик предъявляет к будущему произведению:

Предметом договора авторского заказа может быть осуществление фото и видеосъемки, разработка программного обеспечения, дизайн-макетов*, логотипов, написание сценариев, рекламных слоганов и т.д. и т.п.

*Дизайн-макет это визуализация идей по художественному и техническому оформлению рекламной информации (представляются в графическом виде).

В нашей статье будут рассмотрены отличия договоров подряда и возмездного оказания услуг от договора авторского заказа, положения действующего законодательства, касающиеся особенностей заключения договора авторского заказа, а так же налоговый учет расходов по данным договорам для целей налога на прибыль.

Гражданские взаимоотношения по договору авторского заказа

*Материальный носитель произведения передается заказчику в собственность, если соглашением сторон не предусмотрена его передача заказчику во временное пользование.

Договор авторского заказа является возмездным, если соглашением сторон не предусмотрено иное.

Существенным условием договора авторского заказа является условие об отчуждении заказчику исключительного права на произведение, являющееся предметом договора, так как согласно п.2 ст.1288 ГК РФ, договором авторского заказа может быть предусмотрено:

Согласно тс.1285 ГК РФ, по договору об отчуждении исключительного права на произведение автор (иной правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права.

Если договор авторского заказа заключен с условием о предоставлении заказчику права использования произведения в установленных договором пределах, к такому договору соответственно применяются положения, предусмотренные ст.1286 и 1287 ГК РФ и применяющиеся к лицензионному договору о предоставлении права использования произведения.

Отличие договора авторского заказа от договора подряда и договора оказания услуг

К договорам подряда относятся, в том числе, договоры:

По договору подряда, заключенному на изготовление вещи, подрядчик передает права на нее заказчику.

Договор возмездного оказания услуг, порядок его заключения и исполнения регламентируется положениямиглавы 39 Гражданского кодекса. В соответствии с положениями ст.779 ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг, исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

К услугам относятся, например:

Кроме того, выполнением заказа по авторскому договору всегда занимается сам автор, тогда как договоры услуг и подряда могут выполняться не только исполнителями, но и другими лицами.

Так же по договору авторского заказа автор обладает большим объемом прав, чем исполнители по договорам подряда и оказания услуг. За автором сохраняются его авторские права на произведение, переходящее в собственность заказчика.

Исходя из вышесказанного, при оформлении договорных отношений между заказчиком и исполнителем творческой работы, необходимо заключать именно договор авторского заказа, а не договор подряда/возмездного оказания услуг.

Кроме того, договор авторского заказа отличается от других договоров, заключаемых в связи с использованием произведений, не обладающих хотя бы одним из признаков произведения науки, литературы и искусства:

Авторские права и объекты авторских прав

Автору произведения принадлежат следующие права:

Кроме того, к объектам авторских прав относятся:

В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами статьи 1262 ГК РФ.

Авторские права не распространяются:

К таким произведениям, согласно п.6 ст.1259 ГК РФ,относятся:

Сроки выполнения авторского договора

Обратите внимание: Договор, который не предусматривает и не позволяет определить срок его исполнения, не считается заключенным.

При этом, из-за того, что создание произведения не является механической работой, а предполагает творческий процесс, законодательством предусмотрен дополнительный льготный срок для завершения произведения.

В соответствии с п.2 ст.1289, в случае, когда срок исполнения договора авторского заказа наступил, автору при необходимости и при наличии уважительных причин для завершения создания произведения предоставляется дополнительный льготный срок продолжительностью в одну четвертую часть срока, установленного для исполнения договора, если соглашением сторон не предусмотрен более длительный льготный срок.

В случаях использования произведения, являющегося результатом авторского договора, в составе сложного объектав соответствии со ст.1240 ГК РФ, правило о предоставлении льготного срока применяется, если иное не предусмотрено договором.

Соответственно, в обычных случаях, если по договору авторского заказа произведение должно быть передано заказчику через 2 месяца после заключения договора, у автора есть еще 2 недели на то, чтобы завершить работу.

При этом, никаких штрафных санкций заказчик применить к автору не в праве.

Таким образом, заключая договор авторского заказа, заказчик должен помнить об этом нюансе, при определении срока исполнения заказа.

По истечении льготного срока, предоставленного автору, заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от договора авторского заказа.

Заказчик также вправе отказаться от договора авторского заказа непосредственно по окончании срока, установленного договором для его исполнения, если договор к этому времени не исполнен, а из его условий явно вытекает, что при нарушении срока исполнения договора заказчик утрачивает интерес к договору.

Учет расходов по авторскому договору для целей налогообложения прибыли

*Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей.

На основании п.3 ст.257 НК РФ, в целях налога на прибыльприобретенные или созданные налогоплательщиком произведения, используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев) признаются НМА.

К НМА, в частности, относятся:

1) исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;

2) исключительное право автора и иного правообладателя на использование программы для ЭВМ, базы данных;

3) исключительное право автора или иного правообладателя на использование топологии интегральных микросхем;

4) исключительное право на товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров и фирменное наименование;

5) исключительное право патентообладателя на селекционные достижения;

6) владение «ноу-хау», секретной формулой или процессом, информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта.

В первоначальную стоимость амортизируемых НМА включается, в том числе, сумма авторского вознаграждения и начисленные на него суммы страховых взносов.

Если срок полезного использования произведения определить невозможно, то нормы амортизации устанавливаются в расчете на срок полезного использования, равный 10 годам (но не более срока деятельности налогоплательщика) на основании п.2 ст.258 НК РФ.

Согласно п.4 ст.259 НК РФ, начисление амортизации по объекту НМА начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.

Если затраты по договору авторского заказа составляют сумму, меньше 40 000 руб., то в целях налогового учета по налогу на прибыль их можно учесть единовременно, включив в состав прочих расходов.

Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.

Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.

Источник

Понятие, виды и общая характеристика авторских договоров

Понятие авторских договоров

Юридическим фактом, влекущим за собой возникновение авторских прав, служит создание произведения в результате творческой деятельности. Для издательств, театров, студий, других предприятий, для физических, юридических лиц основанием приобретения ими прав на произведение является договор с автором.

Авторский договор — это соглашение двух или более лиц, направленное на установление, изменение и прекращение взаимных прав и обязанностей, касающихся имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав.

Авторский договор представляет собой реализацию авторских правомочий, так как использование произведения автора другими лицами допускается не иначе как на основании договора с автором или его правопреемниками.

Исходя из норм, предусмотренных ГК РФ, можно дать следующие определения авторского договора:

Виды авторских договоров

Договоры могут быть сгруппированы по различным основаниям.

1) По способу использования произведения:

В соответствии со ст. 1287 ГК РФ о предоставлении права использования произведения по договору, заключенному автором или иным правообладателем с издателем, необходимо использовать произведение не позднее определенного срока, установленного в договоре. В случае отсутствия конкретного срока использование произведения должно быть начато в срок, обычный для данного вида произведений и способа их использования. Такой договор согласно части четвертой ГК РФ именуется издательским лицензионным договором.

Постановочный договор оформляется, когда произведение используется в области публичного исполнения. Предметом такого договора являются музыкальные, драматические произведения, которые используют зрелищные организации.

Сценарные договоры регулируют отношения в области кино и телевидения. Каждый сценарный договор имеет свою специфику, все зависит от сценария той или иной передачи на телевидении либо от формы киноленты (художественной или документальной и т.д.).

Современная жизнь тесно связана с такими объектами авторского права, как программы для ЭВМ, без которых не обходятся сегодня редакции газет и журналов, издательства, да и сами авторы. Независимо от формы выражения, программы для ЭВМ рассматриваются как произведения литературы или науки. Важно при этом, чтобы они являлись результатом творческой работы автора. Каждый обладатель компьютера сталкивается с заключением особого вида договора о передаче авторских прав на программу для ЭВМ. Такие договоры именуют «оберточными» лицензиями, так как заключаются они путем конклюдентных действий, т.е. сторона, изъявившая желание участвовать в сделке, выражает согласие не письменно и не устно, а своим поведением, вскрытием упаковки программы для ЭВМ. Лицензия на программу для ЭВМ располагается на запечатанной прозрачной упаковке. Заключение лицензионных договоров о предоставлении права использования программы для ЭВМ или базы данных допускается путем заключения каждым пользователем с соответствующим правообладателем договора присоединения, условия которого изложены на приобретаемом экземпляре либо на упаковке этого экземпляра (п. 3 ст. 1286 ГК РФ).

2) По передаче исключительных и неисключительных авторских прав:

По авторскому договору о передаче исключительных прав покупатель становится фактическим владельцем произведения (ст. 1285 ГК РФ). Автор или иной правообладатель по договору об отчуждении исключительного права на произведение обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение. Однако автор или иной правообладатель может оставить часть этих прав за собой, разделить их поровну с покупателем. При этом всегда за автором сохраняются личные неимущественные права, которые могут принадлежать только автору произведения.

Договор о передаче неисключительных прав разрешает покупателю использовать произведение наравне с лицом, обладающим исключительными правами. Авторский договор о передаче неисключительных прав всегда выгоден для автора.

3) По виду лицензии:

При простой, неисключительной лицензии за лицензиаром сохраняется право выдачи лицензий другим лицам, при исключительной такое право не сохраняется (ст. ст. 1236, 1286 ГК РФ).

4) В зависимости от определенности формы произведения:

Если по авторскому договору заказа предусмотрено отчуждение заказчику исключительного права на произведение, то к нему применимы нормы ст. 1285 ГК РФ об отчуждении исключительного права.

Важным условием договора авторского заказа считается срок исполнения, если срок его исполнения не предусмотрен, договор не считается заключенным (п. 1 ст. 1289 ГК РФ).

Очень часто в авторском праве подвергаются сравнению договор с автором на создание произведения и договор подряда. Чтобы раскрыть особенности авторского договора заказа, сравним его с договором подряда.

По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат и оплатить его (ст. 702 ГК РФ).

По договору подряда должник обязуется выполнить определенную работу, достичь определенного результата, например, создать какую-либо вещь, сделать ремонт. Цена по договору подряда включает издержки подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.

Автор по договору заказа обязуется создать произведение, передать его заказчику, который должен выплатить автору аванс в счет обусловленного вознаграждения. В случае творческой неудачи в результате работы аванс остается у автора.

По сравнению с договором подряда, в котором подрядчик может привлекать к исполнению других лиц, если он не обязался по договору лично исполнить обязательство, авторский договор заказа должен быть выполнен непосредственно автором. Автор вправе привлечь к исполнению договора других лиц лишь при условии письменного согласия со стороны заказчика. В противном случае заказчик по договору заказа вправе отказать в выплате вознаграждения соавторам, кроме этого, он может потребовать возврата аванса и отказаться от принятия созданного произведения.

В отличие от подряда в авторском договоре заказа личность автора, творческим трудом которого будет создано произведение, имеет существенное значение.

Предметом договора подряда является результат работы, не обладающей творческим характером, например, пошив платья по эскизам заказчика. Но также работа по подряду может носить интеллектуальный характер: перевод, постановка фильма или театральной пьесы и др.

Поэтому на практике часто путают договор авторского заказа и договор подряда. Нормы, регулирующие подряд, не применимы к авторскому договору заказа.

По авторскому договору заказа предметом договора должен быть результат интеллектуального, творческого труда, который еще к тому же должен удовлетворять заказчика.

Наряду с авторскими договорами заказа, которые связаны с последующим изданием рукописи, на практике существуют договоры, по которым произведение используется один раз: изготовление памятника, написание сценария для телепередачи, если автор не связан трудовым соглашением с телестудией, эскизы декораций для театра, выполненные внештатными художниками. Такие договоры с авторами могут заключаться на основании публичного конкурса, при этом преимущественное право на заключение договора с автором приобретает лицо, объявившее этот конкурс (ст. 1060 ГК РФ).

Общая характеристика авторских договоров

Авторский договор относится к гражданско-правовым договорам. В соответствии с этим к нему применимы правила:

Исходя из общепринятой классификации договоров в гражданском праве, авторский договор является двусторонним (по числу сторон), консенсуальным, возмездным.

На практике встречное удовлетворение может быть выражено в передаче издательством автору экземпляров готового произведения, хотя такая передача в судебном порядке будет расценена как предоставление авторских экземпляров.

Авторский доход, вознаграждение, получаемые автором от реализации своих произведений, являются обязательным условием договорных отношений.

Субъекты авторского договора:

Содержание авторского договора

Содержанием обязательственного правоотношения, основанного на авторском договоре, являются права и обязанности сторон.

Для любого договора одним из важных существенных условий является условие о предмете, который охватывает все то, по поводу чего заключается договор.

Вопрос о предмете авторского договора неоднозначно решается в научной литературе.

Предметом авторского договора может выступать

В ГК РФ предмет авторского договора определен в ст. 1285 как «исключительное право на произведение», передаваемые по договору. Таким образом, если стороны в авторском договоре не укажут объем передаваемых прав, договор может быть признан не состоявшимся.

В авторском договоре должны быть предусмотрены:

способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору);

срок, на который передается право;

территория, на которой может осуществляться использование;

размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты;

другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора.

Существенные условия авторского договора :

Не каждый автор, заключив договор с издателем, может определить в твердой сумме вознаграждение или оценить успех своего произведения. В договоре должна быть сделана «оговорка об успехе».

В авторский договор с участием иностранных лиц должна быть включена валютная оговорка — условие договора, которое указывает на то, валюта какой страны выступает в качестве валюты долга, в какой валюте должен быть произведен платеж и каким должно быть курсовое соотношение между указанными валютами на момент платежа.

Срок создания и представления произведения автором по договору заказа имеет важное значение. Так, согласно ч. 2 п. 1 ст. 1289 ГК РФ договор, который не предусматривает и не позволяет определить срок его исполнения, не считается заключенным. Помимо этого стороны предусматривают сроки для устранения замечаний, сроки рассмотрения представленного произведения. Также авторским договором заказа должно быть установлено соглашение о творческой неудаче.

Стороны должны сами в договоре предусмотреть не только сроки рассмотрения произведения, но и сроки рассмотрения доработок и поправок, сделанных автором. В противном случае произведение должно быть рассмотрено заказчиком в разумные сроки, которые может в случае спора установить суд.

Пользователь не может без согласия автора вносить в произведение никаких изменений, в частности, сокращать его объем, снабжать произведение предисловиями и комментариями и т.д. Организация-пользователь обязана соблюдать все личные неимущественные права автора.

При заключении договора автор может дать согласие на изменение своего произведения, например, с включением биографии самого автора, предисловия, работ фотохудожника и др. Но эти изменения необходимо осуществлять в пределах заключенного договора, не злоупотребляя ими.

Существенным условием авторского договора является цена, которая устанавливается соглашением сторон. Несогласование этого условия приведет к признанию договора не заключенным.

Аванс — это предоплата не за использование произведения, а за его создание. Поэтому, если произведение создается по заявке заказчика, должен быть выплачен аванс, а если автор сам обратился к издательству с готовым произведением, то вознаграждение, по сути, должно быть выплачено после распространения произведения, хотя стороны могут предусмотреть любые другие условия взаимоотношений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *