судовая коллекция карт и пособий для плавания
Судовые морские карты и пособия на рейс
Судовая коллекция навигационных морских карт, руководств и пособий комплектуется в соответствии с требованиями Правил корректуры, комплектования и хранения морских карт и пособий, № 9038.
Состав судовой коллекции определяется Обязательным перечнем карт, руководств и пособий, объявляемым приказом по управлению судовладельца. При этом учитываются не только маршруты перехода, постоянные районы промысла, но и их возможные изменения по сезонам года и на перспективу.
Судно снабжается откорректированными навигационными морскими картами, руководствами и пособиями через ЭРНК портов по своевременно поданной заявке.
Основными документами для подбора являются каталоги карт и книг.
Карты, руководства и пособия на рейс подбираются с учётом маршрута, районов плавания и промысла по откорректированным каталогам карт и книг в порядке, определённом Правилами корректуры.
При этом подбирают и используют при плавании и промысле:
радионавигационные морские карты (или таблицы).
Судовая коллекция карт и пособий.
Обязательный перечень карт и руководств для плавания, составляющих судовую коллекцию, определяется службой мореплаваниясудовладельца.
При комплектовании судовой коллекции учитываются:
— закрепление судна на определенной судоходной линии;
— возможные варианты изменения района плавания;
для промысловых судов:
— маршруты перехода в район ведения промысла;
— предполагаемые районы промысла;
— возможные варианты изменения районов ведения промысла.
Капитану судна предоставляется право дополнять установленную
судовую коллекциюотдельными частными картами и планами.
Для удобства хранения и использования морские карты и пособия судовой коллекции объединяются в комплекты. Комплект представляет собой подборку карт и пособий на определенный географический район (Балтийское море, Средиземное море и т. д.) или маршруты перехода.
Границы комплектов и их номера определяет судовладелец. Кроме комплектов,
установленных судовладельцем, может использоваться система нарезки судовых комплектов и их нумерация, разработанная компанией «Чарт Пилот» или компанией «Келвин Хьюз». Обе системы используются в ЭСИМ. Схема нарезки судовых комплектов, разработанная компанией «Чарт Пилот», позволяет автоматизировать процесс поддержания судовой коллекции карт и пособий на уровне современности.
В судовую коллекцию включаются следующие карты и руководства для плавания:
Морские навигационные карты:
а) планы (масштаб 1:500—1:25 000)—для захода судов на рейды, в порты, гавани, бухты, на якорные места и передвижения в пределах этих акваторий;
б) частные карты (масштаб 1: 25 000—1:50 000)—для плавания в непосредственной близости от берегов, при проходе узкостей, при плавании в шхерах и т. п.;
в) путевые карты (масштаб 1: 100 000—1:500 000)—для плавания между портами в значительном удалении от берегов, а иногда и вне их видимости;
г) генеральные карты (мельче 1:500 000)—для прокладки пути судна при плавании в открытом море в большом удалении от берегов, а также для общего изучения условий плавания и предварительной прокладки. Генеральные карты масштаба 1 : 2 000000следует иметь на все возможные варианты плавания судна.
Радионавигационные карты — включаются в судовую коллекцию только при наличии на судне соответствующих приемоиндикаторных устройств.
Карты внутренних водных путей (масштаб 1:5000— 1:100000)— для обеспечения плавания по рекам, озерам, водохранилищам и каналам.
Вспомогательные, справочные карты и номограммы:
а) карты радионавигационных систем содержат сведения о местоположении РНС, зонах их действия и точности определения
места при их использовании;
б) карты для плавания по дуге большого круга служат для решения задач, связанных с прокладкой дуг больших кругов;
в) шлюпочные карты предназначаются для снабжения спасательных шлюпок судов. Шлюпочные карты упакованы комплектами в герметические полиэтиленовые пакеты.
г) карты гидрометеорологических элементов используются для спра-вок о течениях, волнениях, приливах, льдах, ветрах, туманах, об опасных явлениях и других гидрометеорологических элементах;
д) номограмма для определения начального курса при плавании по дуге большого круга;
е) карты-сетки (в проекции Меркатора в масштабах 1 : 200 000— 1 : 1000 000, на которых оцифровываются только параллели) предназначены для графической прокладки пути судна при плавании в открытом море.
Руководства и пособия для плавания:
а) лоции — для получения навигационно-гидрографической и гидрометеорологической информации, необходимой для обеспечения безопасности судовождения;
б) огни и знаки — для получения сведений о навигационном оборудовании;
в) радиотехнические средства навигационного оборудования— для выбора сведений о радионавигационных системах, радиомаяках, океанских судах службы погоды и радиопеленгаторных станциях;
г) расписания передач навигационных и гидрометеорологических сообщений для мореплавателей — для получения информации о радиостанциях, передающих указанные сведения.
д) правила плавания (описания и правила плавания по каналам, фарватерам и внутренним водным путям);
е) каталоги карт и книг (перечень карт и руководств для плавания, предназначенных для обеспечения общего мореплавания);
Для удобства выполнения корректуры перед выходом в море карты и книги судовой коллекции делятся на 3 группы:
Первая группа включает комплекты карт и руководств для плавания, предназначенные для обеспечения плавания по судоходной линии, на которой закреплено судно, между определенными портами, а для нелинейных судов в соответствии с очередным рейсовым заданием. К первой группе относятся каталоги и сводные описания режима плавания.
Вторая группа включает карты и книги, которые могут быть использованы в предстоящем плавании в случаях отклонения от намеченного пути.
Третья группа включает в себя остальные карты и книги судовой коллегии.
Морские карты и руководства для плавания в результате изменения навигационной обстановки после их издания сравнительно быстро устаревают и без соответствующих исправлений не могут удовлетворять своему назначению.
Поэтому поддержание морских карт и руководств для плавания на уровне современности относится к числу мероприятий, способствующих навигационной безопасности плавания и успешному решению задач кораблевождения.
Выход вморе с неоткорректированными руководствами для плавания, картамии пособиями запрещен.
Кроме того, при нахождении судна в море, безаварийное плавание будет обеспечено только при условии знания всех изменений в навигационной и метеорологической обстановке.
Систематическое внесение исправлений на морские карты и в руководства для плавания по извещениям мореплавателям, дополнениям к руководствам, а также по навигационной информации, передаваемой по радио, в целях приведения содержания карт и руководств на уровень современности называется корректурой.
Поддержание морских карт и руководств для плавания на уровне современности является основной обязанностью судоводителей. Капитан судна организует корректуру морских карт и руководств для плавания на корабле и несет ответственность за своевременность, полноту и правильность корректуры судового комплекта карт и книг.
Корректура морских карт и руководств для плавания на судах выполняется, как правило, немедленно с поступлением корректурных документов, поступивших в печатном виде, а также и оперативная информации, принимаемой по радио.
Корректура представляет собой процесс, состоящий из:
-сбора данных и их проверки и систематизации;
-доведения информации до мореплавателей;
— внесения изменений на карты и книги.
Сбор данных об изменениях элементов содержания карт и руководств для плавания ведется постоянно. Источниками информации являются специальные работы гидрографических подразделений, официальные сообщения ведомств, донесения капитанов судов и лоцманов. Полученная таким образом информация проверяется, обобщается и принимается к учету.
Сведения срочного характера доводятся до мореплавателей немедленно.
Корректура карт и руководств для плавания ведется непрерывно на всех этапах их составления, издания, хранения и использования.
Сведения, подлежащие опубликованию в Извещениях мореплавателям, по срочности доведения их до мореплавателей подразделяются на сведения первойи второй очереди.
При отнесении сведений к первойили второйочереди принимаются во внимание потребности всех возможных пользователей морских карт и пособий
1.7.2 «Подъем» морской навигационной карты
При плавании в узкости или вблизи берега целесообразно сделать карту более наглядной и удобной, или, как принято говорить, произвести «подъем» карты. Подъем карты включает в себя дополнительное нанесение на карту (как минимум) следующих необходимых сведений:
17) ® дальность видимости маяков – дугами окружностей (для высоты мостика);
18) ® опасные секторы, закрашиваемые красным цветом;
19) ® ограждающие линии положения (пеленг, дистанция, изобата и др.);
20) ® границы территориальных вод;
21) ® опасные в минном отношении районы;
22) ® рекомендованные пути для распределения движения судов;
23) ® фарватеры и рекомендованные курсы;
24) ® запретные, опасные или ограниченные для плавания, постановки на якорь районы и трассы кабелей;
25) ® радиомаяки с указанием их номера согласно РТСНО (и характеристика их работы);
26) ® пеленги и расстояния перехода на очередную карту;
27) ® склонение приводится к году плавания (указанное на карте значение магнитного склонения d перечеркивается красной линией, а под ним пишется простым карандашом значение магнитного склонения dФ приведенное к году плавания);
28) ® ограничивающие изолинии (пеленги, изостадии и др.) в узкостях, на подходах к ним и к навигационным опасностям;
29) ® ограничительные изобаты, отражающие изобаты и опасные глубины в районах, прилегающих к маршруту перехода;
30) ®побережье и ориентиры, приметные в радиолокационном отношении (обычно коричневым цветом);
31) ® места разрешенных якорных стоянок и порты (места) укрытия;
32) ® предвычисляются на планируемое время перехода и надписываются в соответствующих местах карты время и высоты полных и малых вод, а для мелководных участков строится график приливов.
Судовая коллекция карт и пособий.
Обязательный перечень карт и руководств для плавания, составляющих судовую коллекцию, определяется службой мореплаваниясудовладельца.
При комплектовании судовой коллекции учитываются:
— закрепление судна на определенной судоходной линии;
— возможные варианты изменения района плавания;
для промысловых судов:
— маршруты перехода в район ведения промысла;
— предполагаемые районы промысла;
— возможные варианты изменения районов ведения промысла.
Капитану судна предоставляется право дополнять установленную
судовую коллекциюотдельными частными картами и планами.
Для удобства хранения и использования морские карты и пособия судовой коллекции объединяются в комплекты. Комплект представляет собой подборку карт и пособий на определенный географический район (Балтийское море, Средиземное море и т. д.) или маршруты перехода.
Границы комплектов и их номера определяет судовладелец. Кроме комплектов,
установленных судовладельцем, может использоваться система нарезки судовых комплектов и их нумерация, разработанная компанией «Чарт Пилот» или компанией «Келвин Хьюз». Обе системы используются в ЭСИМ. Схема нарезки судовых комплектов, разработанная компанией «Чарт Пилот», позволяет автоматизировать процесс поддержания судовой коллекции карт и пособий на уровне современности.
В судовую коллекцию включаются следующие карты и руководства для плавания:
Морские навигационные карты:
а) планы (масштаб 1:500—1:25 000)—для захода судов на рейды, в порты, гавани, бухты, на якорные места и передвижения в пределах этих акваторий;
б) частные карты (масштаб 1: 25 000—1:50 000)—для плавания в непосредственной близости от берегов, при проходе узкостей, при плавании в шхерах и т. п.;
в) путевые карты (масштаб 1: 100 000—1:500 000)—для плавания между портами в значительном удалении от берегов, а иногда и вне их видимости;
г) генеральные карты (мельче 1:500 000)—для прокладки пути судна при плавании в открытом море в большом удалении от берегов, а также для общего изучения условий плавания и предварительной прокладки. Генеральные карты масштаба 1 : 2 000000следует иметь на все возможные варианты плавания судна.
Радионавигационные карты — включаются в судовую коллекцию только при наличии на судне соответствующих приемоиндикаторных устройств.
Карты внутренних водных путей (масштаб 1:5000— 1:100000)— для обеспечения плавания по рекам, озерам, водохранилищам и каналам.
Вспомогательные, справочные карты и номограммы:
а) карты радионавигационных систем содержат сведения о местоположении РНС, зонах их действия и точности определения
места при их использовании;
б) карты для плавания по дуге большого круга служат для решения задач, связанных с прокладкой дуг больших кругов;
в) шлюпочные карты предназначаются для снабжения спасательных шлюпок судов. Шлюпочные карты упакованы комплектами в герметические полиэтиленовые пакеты.
г) карты гидрометеорологических элементов используются для спра-вок о течениях, волнениях, приливах, льдах, ветрах, туманах, об опасных явлениях и других гидрометеорологических элементах;
д) номограмма для определения начального курса при плавании по дуге большого круга;
е) карты-сетки (в проекции Меркатора в масштабах 1 : 200 000— 1 : 1000 000, на которых оцифровываются только параллели) предназначены для графической прокладки пути судна при плавании в открытом море.
Руководства и пособия для плавания:
а) лоции — для получения навигационно-гидрографической и гидрометеорологической информации, необходимой для обеспечения безопасности судовождения;
б) огни и знаки — для получения сведений о навигационном оборудовании;
в) радиотехнические средства навигационного оборудования— для выбора сведений о радионавигационных системах, радиомаяках, океанских судах службы погоды и радиопеленгаторных станциях;
г) расписания передач навигационных и гидрометеорологических сообщений для мореплавателей — для получения информации о радиостанциях, передающих указанные сведения.
д) правила плавания (описания и правила плавания по каналам, фарватерам и внутренним водным путям);
е) каталоги карт и книг (перечень карт и руководств для плавания, предназначенных для обеспечения общего мореплавания);
Для удобства выполнения корректуры перед выходом в море карты и книги судовой коллекции делятся на 3 группы:
Первая группа включает комплекты карт и руководств для плавания, предназначенные для обеспечения плавания по судоходной линии, на которой закреплено судно, между определенными портами, а для нелинейных судов в соответствии с очередным рейсовым заданием. К первой группе относятся каталоги и сводные описания режима плавания.
Вторая группа включает карты и книги, которые могут быть использованы в предстоящем плавании в случаях отклонения от намеченного пути.
Третья группа включает в себя остальные карты и книги судовой коллегии.
Морские карты и руководства для плавания в результате изменения навигационной обстановки после их издания сравнительно быстро устаревают и без соответствующих исправлений не могут удовлетворять своему назначению.
Поэтому поддержание морских карт и руководств для плавания на уровне современности относится к числу мероприятий, способствующих навигационной безопасности плавания и успешному решению задач кораблевождения.
Выход вморе с неоткорректированными руководствами для плавания, картамии пособиями запрещен.
Кроме того, при нахождении судна в море, безаварийное плавание будет обеспечено только при условии знания всех изменений в навигационной и метеорологической обстановке.
Систематическое внесение исправлений на морские карты и в руководства для плавания по извещениям мореплавателям, дополнениям к руководствам, а также по навигационной информации, передаваемой по радио, в целях приведения содержания карт и руководств на уровень современности называется корректурой.
Поддержание морских карт и руководств для плавания на уровне современности является основной обязанностью судоводителей. Капитан судна организует корректуру морских карт и руководств для плавания на корабле и несет ответственность за своевременность, полноту и правильность корректуры судового комплекта карт и книг.
Корректура морских карт и руководств для плавания на судах выполняется, как правило, немедленно с поступлением корректурных документов, поступивших в печатном виде, а также и оперативная информации, принимаемой по радио.
Корректура представляет собой процесс, состоящий из:
-сбора данных и их проверки и систематизации;
-доведения информации до мореплавателей;
— внесения изменений на карты и книги.
Сбор данных об изменениях элементов содержания карт и руководств для плавания ведется постоянно. Источниками информации являются специальные работы гидрографических подразделений, официальные сообщения ведомств, донесения капитанов судов и лоцманов. Полученная таким образом информация проверяется, обобщается и принимается к учету.
Сведения срочного характера доводятся до мореплавателей немедленно.
Корректура карт и руководств для плавания ведется непрерывно на всех этапах их составления, издания, хранения и использования.
Сведения, подлежащие опубликованию в Извещениях мореплавателям, по срочности доведения их до мореплавателей подразделяются на сведения первойи второй очереди.
При отнесении сведений к первойили второйочереди принимаются во внимание потребности всех возможных пользователей морских карт и пособий
Поддержание судовой коллекции карт и книг на уровне современности.
Судовая коллекция навигационных пособий предназначена для планирования перехода, ведения исполнительной прокладки, изучения района плавания, правил и условий плавания на стесненных акваториях, в проливах, заливах и бухтах, каналах и фарватерах. В связи с непрерывным изменением навигационной обстановки на мировом океане, поддержание судовой коллекции на уровне современности является первостепенной задачей в деле обеспечения безопасного плавания.
Судовая коллекция карт и руководств для плавания делится на три группы.
Первая группа включает комплекты карт и книг, предназначенные для обеспечения плавания по судоходной линии, на которой закреплено судно.
Вторая группа включает карты и руководства для плавания, которые могут быть использованы в предстоящем плавании в случаях отклонения судна от намеченного пути, непредвиденного захода в порт.
Третья группа включает все остальные карты и руководства для плавания, входящие в судовую коллекцию. Корректура судовой коллекции выполняется II помощником капитана на основании корректурных документов, получаемых в службе мореплавания.
Судовая коллекция карт и книг корректируется не сразу, а поэтапно: в первую очередь до отхода судна в рейс выполняется корректура карт и книг первой группы, которые могут быть использованы в плавании. В начале приводят на уровень современности карты и руководства на первые трое суток, а затем остальные навигационные пособия этой группы. Во вторую очередь делается корректура карт и книг второй группы, которые могут быть использованы при отклонении от запланированного маршрута. Судовая коллекция карт и книг учитывается в каталогах и в приемо-сдаточных актах ответственных лиц. Учет пособий в каталогах упрощен, так как требуется всего обвести карандашом номер того пособия, которое имеется в наличии на судне. В то же время, если каталоги поддерживаются на уровне современности, то легко определить по году издания пособия необходимость его замены.
1.Извещения мореплавателям. Извещения издаются в виде сборника информации обо всех изменениях в навигационной обстановке. Сборники выпускаются еженедельно. В каждом из них приводится перечень карт, подлежащий корректуре с указанием номеров ИМ, по которым необходимо откорректировать карту. Перечень номеров книг с указанием номеров ИМ для их корректуры. Далее в разделе II выпуска приводится содержание каждого ИМ с указанием, какую корректуру необходимо выполнить на карте. В разделе III сборника помещены ИМ с указанием номера книги, на которую распространяется корректурный материал. Для лоций приводится постраничная корректура, для описаний огней и знаков корректурный материал помещен на каждый номер навигационного знака, в возрастающем порядке. Этот же порядок относится и расписаниям передач и описаниям СНО. На другие руководства корректурный материал приводится постранично на книгу. В сборнике ИМ можно найти корректурный материал для исправления каталогов. Для каталогов и нумерников приводятся списки новых пособий, вновь изданных и нарезки их рамок.
Для корректуры морских карт издаются вклейки на отдельные участки карт, которые подвергались большим изменениям и не могут быть исправлены путем ручной корректуры по ИМ. Подшивки Извещений Мореплавателям в полном объеме хранятся на судне за текущий и два предыдущих года.
2.Для облегчения выполнения корректуры на судне без пропусков, издаются Нумерники.Они помещаются в выпусках ИМ поквартально и издаются отдельным выпуском ежегодно. В этих пособиях перечислены номера навигационных пособий и номера ИМ, которые содержат информацию для их корректуры.
4.Сводная корректура. Издается к лоциям и редко к другим книгам и избавляет судоводителя от ручной работы. Сводная корректура содержит информацию для данного руководства со дня его издания или со дня издания Дополнения на руководство и отменяет только предыдущую сводную корректуру, а не Дополнение.
5.НАВАРЕА. Навигационные предупреждения, передаваемые по радио для корректуры только навигационных карт в рейсе. Для организации передачи судам в море НАВАРЕА организована Всемирная служба навигационных предупреждений.
Корректура книг
Корректура руководств для плавания выполняется наклейкой вырезок текста из ИМ или от руки. Корректура расклейкой вырезок является основной и выполняется во всех случаях, когда текст, подлежащий внесению или исправлению, имеет большой объем. При корректуре таким способом необходимо соблюдать следующие требования:
— из ИМ или сводной корректуры вырезаются нужные строки, абзацы или страницы нового текста;
— вырезки и вкладные листы нового теста приклеиваются за край к внутреннему полю страницы руководства для плавания в те места, к которым относится исправление. Заклеивать измененный текст не разрешается. Текст, подлежащий исправлению, аккуратно вычеркивается красными чернилами или тушью. Записать на вклейке или около нее на полях книги ссылку на номер ИМ (ИМ ГУНиО № 555/01), по которому сделана корректура.
Корректура от руки применяется, как правило, при внесении мелких исправлений. При этом все исправления выполняются аккуратно и четко простым карандашом.
Если руководство для плавания регулярно (без пропусков) корректировалось по Извещениям мореплавателям, то Сводные корректуры следует использовать только для контроля корректуры по ИМ.
Если же руководство не корректировалось, то Сводную корректуру необходимо вложить в него для использования совместно с руководством или с руководством и Дополнением, если оно предшествовало Сводной корректуре. С получением очередной Сводной корректуры уничтожается только ранее изданная корректура, а Дополнение, если оно имеется, остается в силе.
Отметка о корректуре делается на листе для учета корректуры, который помещен в начале каждого руководства. При заполнении листа для учета корректуры необходимо:
— делать записи красными чернилами аккуратно и четко;
— вписывать наименование ИМ, номер и дату последнего использованного выпуска, номер сводной корректуры или дополнения. В последнем случае указывается, что вся ручная правка отменена. В рейсе завершается корректура руководств для плавания первой группы, не выполненная из-за кратковременной стоянки судна в порту, и полностью выполняется корректура руководств второй группы. Эта работа выполняется как на переходе морем, так и при стоянке в промежуточных портах.
При корректуре каталогов карт и книг исправления вносят как в текст каталога, так и в сборные листы, где показываются изменения в назерке действующих или новых карт. Для избежания излишней нагрузки сборных листов корректуру рекомендуется наность на кальку, подклеенную к сборному листу. Каталоги карт и книг корректируются немедленно с полученим Извещений Мореплавателям.