суды по авторским правам шмонин
Суды по авторским правам шмонин
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
«Судебный рэкет» под видом борьбы с контрафактом. Статья для Вестник лицензионного рынка.
Разберёмся с основными нормами и понятиями Закона.
Таким образом, можно точно сказать, что основные «борцы с контрафактом» сами организуют ввоз этого «контрафакта» в Россию. Чаще из Китая.
Ежегодно в арбитражных судах России рассматривается более 3 000 дел с требованием компенсации за продажу. легального товара. Все дела похожи друг на друга как близнецы: пришли в магазин, купили, сняли скрытое видео, прислали претензию, подали иск в суд с требованием компенсации.
Рассмотрим пристально и профессионально такие дела.
Товар и товарный знак, произведение не связанные друг с другом объекты прав (ст. 1227 ГК).
С 2013 года арбитражными судами России рассмотрено более 10 000 подобных дел и ни в одном не было установлено ни одного факта контрафактности проданного товара и ни одного факта нарушения прав правообладателей фактом продажи легального товара.
А ст. 1252 ГК говорит о разумности, справедливости и соразмерности компенсации масштабу нарушения права. Смешно!
И тут мы плавно пришли к печальной теме. коррупции в судах. Мы не будем её рассматривать, это сделают компетентные органы. Просто для статистики: на 10 000 судебных арбитражных дел Криминал заработал по официальной статистике Верховного суда примерно от 5 до 10 миллиардов рублей (после моего письма Председателю ВС Лебедеву В. М. данные скрываются). И вы думаете, эта Машина Беспредела остановится? Смешно!
Печальный итог таков: никакой системной борьбы с контрафактом в России не существует. Существует «судебный бандитизм» в форме «судебного рэкета». Занимаются этим не сами правообладатели, а те криминальные группы лиц, которые имеют коррупционные связи с судами и правоохранителями. Этим «борцам» правообладатели выдают доверенности пачками и. с ними делят криминальные денежки, полученные от честных предпринимателей.
В этом есть большой иностранный след, наверняка участие разведок и борьба на политическом уровне с Россией. Например, бизнес Маши и Медведя принадлежит неким лицам из Лас-Вегаса, США, а управляется этот бизнес сбежавшим в 1992 г в США физиком-ядерщиком из Новосибирска, которому в США дали приют, новое образование, сделали управляющим сети игорных клубов в России в начале 2000-х, потом в 2008 году он через компанию ISB ADVANCE CORP ( Регистрационный номер Е0236842007-5; 2215-Б РЕНЕССАНС ДРАЙВ, ЛАС ВЕГАС, НВ 89119, США; оформлена на сына) из Лас-Вегаса учредил фирму «Анимаккорд» и в 2010 г. ООО «Маша и Медведь». Мультик финансировала американская игорная мафия. А сейчас доходы ООО «Маша и Медведь» идут на финансирование интересов США внутри России (намекнуть каких?). Не верится? Зря. Всё подтверждено фактами.
Уважаемые правообладатели! Начните с себя. Откажитесь от Криминала. И всё потихоньку начнёт налаживаться.
В Петербурге начали массово судить продавцов контрафактных детских игрушек
Лента новостей
Все новости »
Иски к предпринимателям подала китайская компания Alpha Group Co., Ltd — она хочет взыскать компенсацию за нарушение авторских прав. Ущерб превышает 6 млн рублей
В Арбитражный суд Петербурга и Ленинградской области 10 декабря поступило 37 исков от китайской игрушечной компании Alpha Group Co., Ltd о взыскании компенсаций за нарушение их авторских прав, пишет РБК.
В начале года компания провела проверку во всех типах торговых точек. В крупных федеральных и региональных сетях контрафакта не нашли, а у мелких предпринимателей обнаружили множество нарушений.
Всего в этом году в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области игрушечная компания подала более 100 исков. По данным картотеки арбитражного суда, часть из них уже выиграны.
Предпринимателям сначала продают контрафакт, а потом их же и наказывают, говорит частный юрист по интеллектуальным правам, представитель интересов ИП в судах Сергей Шмонин.
Сергей Шмонин частный юрист по интеллектуальным правам, представитель интересов ИП в судах «Китайская компания Alpha — всего лишь эпизод, потому что эти люди не платят никаких таможенных платежей при ввозе контрафакта, они продают самим предпринимателям этот товар и через суды еще получают по 50-70-100 тысяч просто так, за продажу своего собственного товара. То есть это обычный криминал, ничего другого в этом никогда никто не найдет».
Китайская игрушечная компания Alpha Group Co., Ltd — крупный медиахолдинг. В России у компании немалое количество партнеров, которые среди прочего занимаются массовой закупкой и продажей лицензионных игрушек. Компания уже давно занимается защитой авторских прав. Первые иски были поданы еще в 2018 году — в базе арбитража числятся свыше 600 исков от этой компании в разных регионах России. Комментирует представитель медиахолдинга, юрист Роман Лукьянов.
Роман Лукьянов представитель Alpha Group Co., Ltd, юрист «Этот вопрос у нас поднимается уже, наверное, лет 15. Импортеры, оптовики привлекаются к ответственности наравне с розничными продавцами, просто значительно реже в силу того, что на огромное количество, на сотни розничных нарушителей приходится один оптовик. А оптовиков выявить и привлечь к ответственности логистически сложнее. Что касается самих розничных продавцов, к сожалению, по нашему опыту, из 100 лишь два человека готовы назвать своего поставщика контрафактного товара. Они же все прекрасно понимают, что если они один раз расскажут, кто этот оптовик, все, этому человеку никто ничего не продаст, а это огромный бизнес. На самом деле подавляющее большинство этих продавцов все прекрасно знает, потому что параллельно с ними существует легальный бизнес, который закупает товар у официальных поставщиков и дистрибьюторов. Согласитесь, это странно, когда одни ИП знают, как им распознать, а другие нет. Поэтому это все ерунда, у нас некоторые люди по три-четыре раза в суд приходят уже после того, как их привлекали. Это говорит о чем? О том, что они бизнес ведут, им выгодно это делать».
Все-таки надо понимать, что задачи проверять все нет. Это достаточно устойчивая круговая порука, сломать которую практически невозможно, говорит заместитель председателя комитета РСПП по интеллектуальной собственности Анатолий Семенов.
Анатолий Семенов заместитель председателя комитета РСПП по интеллектуальной собственности «Магазины, такие, как, условно говоря, «Детский мир», — это дорого, это от тысячи рублей. Но есть огромный сектор людей, которые не ходят в «Детский мир», им нужно купить игрушки дешевле. Поэтому спрос и удовлетворяется с помощью этих ипэшников. Понятно, что если они начнут покупать лицензионную продукцию по той же самой тысяче рублей, они не смогут продать это своей целевой аудитории, например, за 200-300. Поэтому они обречены покупать контрафакт у условного Китая через какие-то условные оптовые рынки. Достаточно устойчивый сектор теневого рынка, это такой способ позволять зарабатывать деклассированным элементам. При этом они никогда не будут кусать руку, которая их кормит и сдавать оптовиков по причине того, что тогда им просто перережут каналы поставок и они не смогут зарабатывать. То есть там такая достаточно устойчивая круговая порука, сломать которую практически невозможно. Поэтому для успокоения правообладателя, ну, вот им сделали эту модель карательных компенсаций, они могут иногда там пройтись по рынку и поштрафовать мелкую розницу, не добираясь до опта особо».
Игрушки — это традиционный товарный сегмент, который славится проблемой контрафакта. В зависимости от типа игрушки процент нелицензированных товаров на рынке может достигать 25-30%. В абсолютных деньгах за год по всему игрушечному рынку это десятки миллиардов рублей.
Узаконенный грабеж: предприниматели стали заложниками в борьбе с контрафактом
Куклы L.O.L, «Три кота» и «Герои в масках» доводят российских предпринимателей до банкротства
Кубанские предприниматели обратились к Президенту РФ с требованием навести порядок в деле борьбы с контрафактом и защитить их от разорительного натиска юристов, правообладателей и тайных покупателей. Их поддержали коллеги со всех регионов страны.
В России сложилась парадоксальная ситуация, которая заставляет усомниться в том, что государство и правообладатели действительно заинтересованы в борьбе с контрафактом. Создается впечатление, что нормы и правила, регулирующие в нашей стране вопросы защиты авторских прав, нацелены не на освобождение рынка от контрафакта, а на поддержку крупных международных корпораций и уничтожение российских малых торговых предприятий.
Индивидуальные предприниматели, которые после судебных тяжб с правообладателями-иностранцами начинают задумываться о закрытии своих торговых точек (а некоторые – уже закрыли), подготовили петицию на имя главы государства. Корреспондент «ЯСНО» пообщался с автором петиции, а также с кубанскими предпринимателями, которые считают, что пострадали из-за несовершенства российского законодательства и неважно работающей государственной системы контроля за поставкой товаров иностранного производства на оптовые рынки, где они закупают товары для реализации.
Правообладатели зарабатывают на контрафакте
Действующее российское законодательство позволяет правообладателям взыскивать через суд с каждого розничного продавца за продажу каждой контрафактной игрушки стоимостью 100-200-300 рублей компенсацию (за нарушение его исключительных прав) в размере 50-80 тысяч рублей, а то и больше. Лицензионным игрушкам такой потенциал капитализации даже не снился…
Претензии, как правило, предъявляют правообладатели модных персонажей, разрекламированных по телеканалам. Так, зарегистрированная в Лондоне компания «Entertainment One UK» требует компенсации с предпринимателей за продажу игрушек, «похожих до степени смешения» на персонажей мультфильмов «Свинка Пеппа», «Герои в масках»; компания «MGA ENTERTAINMENT, Ink.» с штаб-квартирой в США, карает тех, кто торгует продукцией, похожей на кукол L.O.L, Carte Blanche Greetings Ltd. (Англия) – отслеживает ситуацию с реализацией плюшевых медвежат, которые выглядят, как их фирменный серый мишка с голубым носом «Ми Ту Ю «Тэтти Тедди», АО «Сеть телевизионных станций» (телеканал «СТС») взыскивает компенсацию с тех, кто продает суррогатных «Трех котов». Иностранные компании, упомянутые выше, не имеют российских представительств, защиту их интересов осуществляют российские юристы, действующие на основании доверенностей, доставшихся им через третьи руки. Что касается АО «СТС», то учредителем этой организации является корпорация «СТОРНФЕРСТ КОММЬЮНИКЕЙШНЗ, ИНК.», зарегистрированная в США.
Как правило, иски адресуют владельцам небольших торговых точек, расположенных вдали от краевых и областных центров. На Кубани, например, правообладатели чаще взыскивают компенсацию не с предпринимателей из Краснодара, а с их коллег из Сочи, Новороссийска, Анапы, Геленджика, Тихорецка, Тимашевска, Армавира, Усть-Лабинска, Туапсе, есть иски с претензиями к предпринимателям из станиц Старомышастовской, Выселки, Медведковской, Старонижестеблиевской, Стародеревянковской, Натухаевской, п. Новоивановского…
В перечне тех, с кем судятся представители правообладателей на Кубани, как ни странно, мы не обнаружили ни одной оптовой базы. А с учетом того, что юридические удары представители правообладателей наносят с подозрительной точностью, предположение предпринимателей о том, что, возможно, оптовики обеспечивают взыскателей координатами тех, кто делает у них покупки, кажется вполне резонным.
Случайна ли «любовь» правообладателей к предпринимателям из глубинки? Сложно сказать однозначно, но не исключено, что это продиктовано определенной тактикой… Слушания по такого рода делам проводятся в Краснодаре, и многие предприниматели, проживающие не в столице, желая сэкономить на услугах юристов и поездках, предпочитают разрешать споры с владельцами брендов в досудебном порядке.
В большинстве своем предприниматели стараются не говорить во всеуслышание о своих проблемах… Но есть среди них и те, кто считает, что сложившаяся ситуация в корне несправедлива и ее необходимо менять, поскольку на сегодняшний день ни один индивидуальный предприниматель не застрахован от приобретения на оптовой базе контрафактного товара. Избежать этого невозможно, даже если выбирать товары подороже и просить копии сертификатов.
«О том, что иск подан, узнали случайно»
Все товары для реализации Мельникова закупала на оптовых базах в Краснодаре и Ростове-на-Дону. Вся продукция отпускалась оптовиками по накладным, в которых даже указывались номера сертификатов на приобретаемые игрушки. Летом 2019 года письмом из Челябинска она получила «депешу», в которой компания ООО «Азбука права» потребовала выплатить компенсацию за использование товарного знака № 638367 (кукла L.O.L) компании MGA ENTERTAINMENT, Ink. Приводились фотографии и видео, сделанные тайным покупателем, во время приобретения товара. Было предложено урегулировать спор за 60 тысяч рублей. Никаких предупреждений, просьб снять сомнительные игрушки с полок не было – представители правообладателя сразу потребовали деньги.
Предпринимательница посчитала это вымогательством и не отреагировала на претензию. В январе 2020 года Владимир Мельников, интересуясь совершенно другими вопросами в арбитражном Краснодарском краевом суде, узнал, что на его супругу подан иск о взыскании компенсации за незаконное использование товарного знака. Причем взыскать челябинские юристы с нее через суд намерены 80 тысяч рублей. Копию иска Мельниковой не направляли, никаких сообщений о том, что на нее подан иск в суд, тоже не было.
Владимир Мельников начал изучать ситуацию и выяснил, что такие иски – массовое явление, охватившее все регионы России. Предприниматели обсуждают проблему в профильных пабликах в соцсетях, многие сетуют на то, что после таких разбирательств они вынуждены сворачивать бизнес. В некоторых субъектах России в ситуацию уже вмешались региональные уполномоченные по правам предпринимателей, поддержавшие идею внести корректировки в действующее законодательство. В частности, о необходимости проверки законности действий компаний, представляющих интересы иностранных правообладателей, высказывался уполномоченный по правам предпринимателей Чувашской Республики Александр Рыбаков.
«Заплатил – дали бумагу без печатей»
Предприниматель Гарик А. рассказал корреспонденту «ЯСНО» свою историю. Он уже 10 лет занимается бизнесом. Продает смешанные товары. После судебных приключений, организованных правообладателями, он вынужден был оставить всего 1 точку реализации в Тихорецке из 5. Уже задумывается о полном прекращении торговли.
Вот тебе и «Три кота»
Предприниматель из Тихорецка Татьяна К. получила претензию от представителя АО «СТС» в мае 2019 года. В письме был диск с видеозаписью покупки у нее «тайным покупателем» набора игрушек «Три кота», а также бумага, в которой сообщалось, что правообладатель откажется от претензий, если она заплатит 50 тысяч рублей. Никаких документов, подтверждающих, что купленная у нее игрушка была контрафактной, в документе не было, зато сообщалось, что иск в арбитражный суд уже подан.
Примерно за месяц до заседания суда Татьяне пришло очередное «письмо счастья» от ее оппонента – компании «Медиа-НН», в котором ее оповестили, что увеличили сумму, которую хотят с нее взыскать, до 200 с лишним тысяч рублей. А также пояснили, что в соответствии с действующим российским законодательством они могут требовать с нее компенсацию до 3 миллионов рублей.
Женщина обратилась к адвокату. В итоге – после переговоров истец заявил, что откажется от претензий, если предпринимательница заплатит 30 тысяч рублей добровольно. Она согласилась с этим предложением.
Также ее смущает, что представитель правообладателя не интересовался, как этот товар попал в ее магазин, хотя она могла предоставить накладные с оптовой базы, а также не проконсультировал, как можно продавать продукцию с «Тремя котами» на упаковках легально.
Судебная мафия?
Оптовые базы крупных городов завалены сомнительной продукцией, за реализацию которой правообладатели «потрошат карманы» розничных продавцов. Это – прекрасная иллюстрация того, насколько «эффективно» в России выстроена система борьбы с контрафактом.
Юрист из Иваново, более 20 лет специализирующийся на спорах в сфере интеллектуальной собственности, Сергей Шмонин – один из активистов, поддерживающих инициативы российских предпринимателей. Уже более 5 лет он занимается расследованием сложившейся ситуации. И он считает, что в России развернулась настоящая «судебная мафия», которая отмывает деньги с участием иностранных компаний.
Он не исключает, что действующие в России нормы и правила в области защиты интеллектуальной собственности, а также «привычка» российских судей максимально удовлетворять требования американских правообладателей, пролоббирована заморскими политиками в целях подрыва российской экономики.
В подтверждение своих слов он приводит документы и публикации, размещенные в свободном доступе в интернете, а также напоминает о том, что 10-12 лет назад американцы инициировали в России серию «круглых столов» по вопросам защиты интеллектуальной собственности, проводили обучение российских специалистов, целью чего, как показала практика, было лоббирование интересов крупных международных компаний и формирование в России такой системы защиты авторских прав, которая защищала бы в первую очередь американскую экономику.
Верны или нет доводы Сергея Шмонина, должны сказать правоохранительные органы – прокуратура, полиция, ФСБ… Но то, что мы наблюдаем сегодня, в целом, укладывается в предложенное им объяснение.
Предприниматели не защищены
Напомним, в статье 1515 Гражданского кодекса РФ («Ответственность за незаконное использование товарного знака») сказано, что правообладатель вправе требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещены незаконно используемый товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение. Также отмечено, что правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации. Даны и ориентиры для оценки размера компенсации. В пункте 4,1 сказано, что она может быть от 10 тысяч до 5 миллионов рублей, и определяется по усмотрению суда, а в пункте 4.2 – что компенсация должна возмещаться в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака.
Российские суды почему-то считают, что с розничного продавца контрафакта нужно взимать в пользу правообладателя не двукратную стоимость игрушки, а столько, сколько тот попросит – в пределах 5 миллионов рублей. И представители правообладателей не стесняются, их аппетиты растут.
Занятнее всего, что с миллиардных прибылей, которые они получают в масштабах страны, взыскивая с российских предпринимателей компенсации за нарушение авторских прав, они не платят налоги в бюджет России. В силу международных соглашений, направленных на избавление бизнес-сообщества от «двойного» налогообложения, налоги с взысканий, полученных с российских предпринимателей, компании-резиденты США должны платить на Родине. Соответствующее пояснение содержится в одном из ответов, полученном от Федеральной налоговой службы РФ, которую попросили пояснить, платит ли налоги в России компания MGA Entertainment Inc.
Не вызывает сомнений, что сектор «рынка по взысканию и вымогательству компенсаций за нарушение исключительных прав» во многом теневой. Не удивительно, что в него уже начали встраиваться «тайные покупатели». Причем весьма неожиданным способом: раньше они за 300-500 рублей проводили закупки по заказу «правообладателей», а теперь – начали предлагать предпринимателям выкупить у них материалы «контрольной закупки» за 10-20 тысяч рублей.
Это позволит с одной стороны – защитить предпринимателей, с другой – повысит «собираемость» штрафов по линии контрафакта в российский бюджет. Напомним, в КоАП РФ есть статья 14.10 «Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)», которая предусматривает ответственность в виде штрафа за реализацию и производство контрафакта в размере от 5 до 200 тысяч рублей. Эти деньги идут в доход государства. Но сегодня сложилась странная практика – большинство предпринимателей, с которых правообладатели взимают компенсации, не привлекались к административной ответственности за реализацию контрафакта. По большому счету, компенсацию правообладатели взыскивают с лиц, чья вина в реализации контрафакта правоохранительными органами не доказана…
Естественно, предприниматели требуют внесения ясности в расчеты. Компенсация, на их взгляд, должна быть соразмерна совершенному правонарушению, должна учитываться стоимость контрафактного товара, объем, который был реализован. В этот процесс, уверены предприниматели, должны активно включаться правоохранительные органы – их должно интересовать, где именно был приобретён контрафакт: товар, ввезенный и продаваемый нелегально, должен своевременно уничтожаться и изыматься из оборота.
Предприниматели считают, что в России должна быть создана четкая система, которая позволит любому интересующемуся легко отслеживать, легально или нелегально был ввезен тот или иной товар и можно ли приобретать его для реализации. Такие приложения уже разработаны и действуют для алкоголя и продукции животноводства. Почему бы не применить аналогичные IT-решения для отслеживания партий игрушек и других товаров? Есть номер партии в базе – можно спокойно приобретать для дальнейшей реализации, нет – значит розничному продавцу брать товар не следует. Это упростит и работу полиции.
Существующие сегодня Реестр Роспатента и Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, размещенные в общем доступе, к сожалению, неудобны в использовании. Они не позволяют отследить конкретную партию товара. Кроме того, предприниматели не смогли найти в этих базах информацию о товарных знаках, за незаконное использование которых правообладатели взыскали с них деньги… Нужны либо новые правила маркировки и упрощенные системы отслеживания, либо широкомасштабные бесплатные курсы по обучению ИП использованию имеющихся реестров.
Подозрительные факты
Во-первых, на сайтах правообладателей нет информации о фирмах, которые взыскивают с российских предпринимателей средства в их интересах. Предприниматели перевели и заверили у российского нотариуса информацию, которая размещена на сайте MGA ENTERTAINMENT, Ink. Там нет данных о компании ООО «Азбука права» из Челябинска, которая требует компенсации с российских предпринимателей за продажу «неправильных кукол-ЛОЛ». Нет сведений и о компании «Сакс», которая передоверила челябинской фирме право представлять интересы данной международной компании. Вызывает сомнения и трехмесячный срок доверенности, которой оперируют взыскатели. Почему она столь краткосрочна?
Во-вторых, вызывает сомнения и сама доверенность, выданная компании «Сакс» в США за подписью так называемого публичного нотариуса. В ответе Министерства Юстиции РФ от 17.10.2019 года сказано, что в США лица, имеющие статус «notary public», наделены полномочиями лишь по удостоверению или освидетельствованию подлинности подписи, содержащейся на актах, но они не вправе заверять сведения, содержащиеся в документах.
Формально, подписи в доверенности верны, но тот факт, что эти лица действительно были уполномочены компанией MGA ENTERTAINMENT, Ink. для выполнения представительских функций в России и наделены правом по взысканию компенсации за нарушение ее исключительных прав, остается недоказанным даже при наличии подписи «публичного нотариуса». Также есть сомнения в том, что компании «Сакс» было дано право передоверять какие бы то ни было функции от лица компании-правообладателя третьим лицам…
Владимир Мельников, кстати, уже направил в ОМВД России по району Замоскворечье г. Москвы, на территории которого зарегистрирована компания ООО «Сакс», заявление с требованием проверить, не усматриваются ли в действиях сотрудников данной организации признаки преступлений и правонарушений.
Довод на счет сомнительности доверенности, имеющейся на руках истца, уже начали учитывать российские арбитражные суды. Правда, не все. Пока лишь в Кировской области на уровне кассации истцам отказали в рассмотрении дела, сославшись на сомнение в достоверности доверенностей, имеющихся у ООО «Азбука права» и ООО «Сакс», заметив при этом, что у правообладателя остается право обратиться в суд в целях защиты своих интересов.
Адвокат Оксана Ежова, представляющая интересы индивидуальных предпринимателей из Тихорецка, отмечает, что сложившаяся судебная практика, к сожалению, не в пользу малого бизнеса, но с учетом того, что в России уже есть прецеденты, когда судьи отказывались от рассмотрения дел, инициированных компаниями, имеющими сомнительные доверенности, есть надежда, что и в Краснодарском крае судьи будут внимательнее относиться к изучению документов, на основании которых истцы выдвигают свои требования.
Обратная связь
Как все-таки контрафакт попадает на оптовые базы? Этот вопрос мы адресовали в структуры, которые обязаны так или иначе бороться с этим явлением.
Индивидуальным предпринимателям таможенники посоветовали перед приобретением товаров у оптовиков проверять информацию о конкретных торговых знаках в таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности…
В УМВД России по Краснодарскому краю также не смогли четко ответить, как именно контрафакт попадает на оптовые базы. Также наши собеседники не смогли припомнить громких дел по разоблачению подпольных заводов по изготовлению контрафактных игрушек в России или на Кубани. Они подтвердили, что работа по линии борьбы с контрафактом регулярно проводится полицией, но связана она, как правило, либо с выявлением поддельного спиртного, либо с обнаружением поддельной одежды. Для получения подробной информации рекомендовали направить запрос.
Запросы мы направим. Но предварительный вывод можно сделать уже сейчас: ситуация с оборотом контрафактных товаров в России плохо контролируется. Оптовые базы завалены контрафактом, а откуда он взялся, сказать не могут ни таможенники, ни полицейские.
В краевом управлении Роспотребнадзора сообщили, что готовы оказать поддержку потребителям, которые приобрели контрафактную продукцию. Защитой интересов индивидуальных предпринимателей специалисты не занимаются, но с учетом того, что в данной ситуации ИП тоже можно расценивать как потребителей, которые приобрели у оптовиков контрафактный товар, юристы службы могут проконсультировать предпринимателей в части составления судебных исков к продавцам некачественной продукции. Правда, до сих пор с такими просьбами кубанские предприниматели в Роспотребнадзор не обращались.
ИП, с которых правообладатели взыскали компенсацию, имеют возможность обратиться с регрессными исками к оптовикам, у которых они этот товар приобретали, и взыскать с них понесенные убытки. Выяснить, была ли такая практика у краснодарских предпринимателей, нам пока не удалось, но, как сообщают в соцсетях бизнесмены из других городов, подобные судебные процессы, как правило, затягиваются, поскольку они не рассматриваются в упрощенном порядке.
Назрели перемены
Пока ни одно ведомство, так или иначе задействованное в деле борьбы с контрафактом (от Таможни и полиции до Роспотребнадзора и службы уполномоченного по защите прав предпринимателей) не разработало для рядовых ИП алгоритм, соблюдение которого помогло бы гарантированно избежать приобретения контрафакта.
В связи с тем, что кубанские предприниматели обращались в службу уполномоченного по правам предпринимателей Краснодарского края, мы попросили прокомментировать ситуацию Игоря Якимчика. Как выяснилось, юристы аппарата уже изучают ситуацию и, в целом, согласны с тем, что взыскание с предпринимателей правообладателями чрезмерно высоких компенсаций можно расценивать как злоупотребление правом.
Если говорить о внесении изменений, то корректировки, по-видимому, потребует уже упоминавшаяся статья 1515 Гражданского Кодекса РФ, первый пункт которой дает «зеленый свет» нескромным взысканиям.