суммарно обозначающая форма психологизма примеры

билеты. Вопрос 1 Литературоведени

ПСИХОЛОГИЗМ И ЕГО ВИДЫ.

Психологизм – Особое изображение внутреннего мира человека путем описания мыслей или поведения. Глубокое и острое проникновение писателя в душевный мир героя, способность подробно описывать различные психологические состояния и процессы.

Непосредственное воссоздание процессов внутренней жизни человека.

— Повествование ведется от первого лица.

Чувствами делиться сам герой, максимальная искренность. Исповедь.

— Повествование ведется от третьего лица.

О всех чувствах нам рассказывает автор, но могут присутствовать вставки речей героев, или их мысли. Этот вид может комбинировать повествование от третьего и первого лица. Позволяет изобразить внутренний мир сразу нескольких персонажей. Помогает обращаться с художественным временем: позволяет промотать ненужное, остановиться на важном.

Возможен только в повествовании от третьего лица. Автор анализирует мысли и поступки героя, а мы узнаем мотивацию героя.

Возможен в повествовании как от первого, так и от третьего лица. Применяется в форме несобственно-прямой внутренней речи

— Несобственно-прямая внутренняя речь

Внутренний монолог, только не зафиксированный кавычками, а поданный в виде несобственно-прямой речи.

внутренний монолог – непосредственная фиксация и воспроизведение мыслей героя, в большей или меньшей степени имитирующее реальные психологические закономерности внутренней речи. Воспроизводит речевую манеру героя, а следовательно – и его мышления.

поток сознания – внутренний монолог, доведенный до своего логического предела. Создает иллюзию абсолютно хаотичного, неупорядоченного движения мыслей и переживаний.

диалектика души – развитие одних чувств и мыслей из других. Изображение самого процесса формирования идей и намерений, их переплетение между собой.

2. Косвенная (описание внешних признаков)

Передает внутренний мир героя через внешние симптомы

Напрямую автор не говорит о чувствах героя. Образ складывается из деталей, которые появляются по ходу действия.

— Художественная деталь (портрет, пейзаж, мир вещей)

Портретные детали напрямую передают состояние человека (Побледнел, покраснел, голову повесил)

Пейзажные детали с давних пор используются для создания в произведении определенной психологической атмосферы. Автор использует природу вместо слов, чтобы описать чувства героя.

Самые новые – Предметные детали . Отношение героев к предметам или описание предмета отображает психологическое состояние.

3. Суммарно-обозначающая (описание произошедшего)

Называние, предельно краткое описание процессов, которые протекают во внутреннем мире.

Чувства названы, но не показаны.

Писатель в какой-то момент вообще ничего не говорит о внутреннем состоянии героя, заставляя читателя самого анализировать произошедшее.

Вопрос 14. ОБРАЗ-ПЕЙЗАЖ.

Изображение картин природы как способ выражения мысли автора.

Пейзажем в литературе называется изображение в произведении живой и неживой природы. Далеко не в каждом литературном произведении мы встречаемся с пейзажными зарисовками, но когда они появляются, то, как правило, выполняют существенные функции.

Первая задача – просто обозначить место действия. Но часто куда более важная – как психологизма. Пейзаж может говорить за героя, а может иметь серьезное влияние на личность. На чувства, на мысли, на поступки.

А также образ-пейзаж:

Подчеркивает или передает душевное состояние персонажей, которое уподобляется или противопоставляется жизни природы (дуб в восприятии Андрея Болконского в романе Толстого «Война и Мир»)

— Один из старейших психологизмов, основанных на ассоциациях:

В пейзажной лирике имеет самостоятельное значение:

— Идеальный: в поэзии классицизма (в одах гармонирует с фигурой восхваляемого героя)

— Бурный: в романтизме и неоромантизме. Резонирует с душой героя

— Унылый: в романтических элегиях, в произведениях критического реализма (состояние человека и состояние природы соотносятся)
Вопрос 15. ОБРАЗ-ПРЕДМЕТ.

Изображение предметов быта как способ выражения мысли автора.

В XIX веке «второй природой» стала природа быта. Предметы, вещи. Изначально многие столетия предмет не имел большего значения, кроме как аксессуара. И только с эпохи возрождения предмет начинает соотносится с персонажем, что-то значить для героя.

Вещная деталь обладает способностью одновременно и характеризовать человека, и выражать авторское отношение к персонажу. Вот, например, вещная деталь в романе Тургенева «Отцы и дети» – пепельница в виде серебряного лаптя, стоящая на столе у живущего за границей Павла Петровича. Эта деталь не только характеризует показное народолюбие персонажа, но и выражает отрицательную оценку Тургенева. Ирония детали в том, что самый грубый и одновременно едва ли не самый насущный предмет мужицкого быта здесь выполнен из серебра и выполняет функцию пепельницы.

Особенное место в описании образа-предмета у произведений Н.В.Гоголя.

Гоголь стал уделять вещам куда больше внимания, чем просто «вещи героя». Вещи интересны Гоголю сами по себе, в значительной мере независимо от их связей с конкретным человеком. Гоголь впервые в мировой литературе осознал, что, изучая мир вещей как таковой, вещное окружение человека, можно многое понять – не о жизни того или иного лица, но об укладе жизни в целом.

Еще много-много предложений уходило в некоторых произведениях на описание еды и застолий. Чаще всего в первый раз подобное описание вызывает недоумение читателя, но затем из изображения простых действий получается законченный образ того или иного персонажа.

По итогу образ-предмет:

Подчеркивает или передает душевное состояние персонажей, которое уподобляется или противопоставляется жизни предметов

— Обращает преимущественное внимание на те впечатления, которые его герои получают от окружающей среды, от бытовой обстановки их собственной и чужой жизни, и изображает эти впечатления как симптомы тех изменений, которые происходят в сознании героев.
Билет 16

Родо-видовая специфика литературы. Теории В.Й.Ф. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля, К. Бюлера.

Словесно художественные произведения делят на три группы: эпос, лирику и драму.

Аристотель: «подражать в одном и том же и одному и тому же можно рассказывая о событии как о чем то отдельном от себя, как это делает Гомер, или же так, что подражающий остается сам собой или представляя всех действующих лиц как деятельных». В эпоху романтизма упрочилось иное рассмотрение родов, они стали пониматься не как формы передачи речи и действительности, а как умопостигаемые сущности.

Так, Шеллинг соотнес лирику с музыкой и духом свободы, эпос – с чистой необходимостью, драму рассмотрел как синтез того и другого – борьбу свободы с необходимостью.

Гегель характеризует лирику с помощью понятия «субъект», эпос соотносится с категорией «объективности», в драме он видел синтезирующее начало. В 20 веке роды литературы соотносились с различными явлениями психологии и лингвистики.

Настоящее время – драма

Будущее время – лирика.

В драме пользуются апеллятивными возможностями речи. Слово предстает как поступок, совершаемый в определенный момент действия.

Эпос широко опирается на апеллятивные возможности речи (диалоги и монологи), но организационным началом является репрезентация.

В эпосе организационным началом является повествование о персонажах, их судьбах поступках умонастроениях, составляющих сюжет. Для повествующего характерна позиция человека, который вспоминает о том, что было раньше и имело временнУю протяженность. В эпосе повествование включает в себя и как бы обволакивает высказывания действующих лиц, их монологи и диалоги ( в т.ч. внутренние). Эпос не ограничен во времени. Все возможности эпоса используются далеко не всегда, но со словом эпос ассоциируются представления о художественном восприятии жизни, ее целостности, о масштабности и монументальности творческого акта, о раскрытии сущности эпохи.

В эпосе значимо присутствие повествователя. Классическим повествованием считается такое, когда между повествователем и персонажем присутствует абсолютная дистанция. Повествователь рассказывает о событии с невозмутимым спокойствием. Ему присущ дар всевидения, его образ существа, вознесшегося над миром, дарит произведению колорит максимальной объективности.

Шелленг: в эпосе нужен рассказчик, который невозмутимостью своего рассказа постоянно отвлекал бы нас от слишком большого участия к действующим лицам и направлял внимание слушателей на чистый результат.

Эпос- это воплощение особого эпического взгляда на мир, который отмечен спокойным и радостным восприятием бытия.

Т. Манн в ст. “искусство романа” видел в эпосе воплощение духа иронии.

Ирония повествователя не является холодной равнодушной издевкой, она исполнена сердечностью и любви, это величие, питающее нежность к малому, взгляд с высоты покоя, свободы и необходимости, неограниченный никаким морализаторством.

По самой своей сути лирика – разговор о значительном, высоком, прекрасном. В лирике на первом плане единичные состояния человеческого сознания, эмоционально окрашенные размышления, волевые импульсы, впечатления, внерациональные ощущения и устремления. Лирическая эмоция – это своего рода сгусток, квинтэссенция душевного опыта человека. Своего рода экспозиция идеалов и жизненных ценностей человека, но также антиценностей – в гротеске, в облечении, в сатире. Специфика лирики в том, что человек присутствует в ней не только как автор, не только как объект изображения, но и как его субъект, включенный в эстетическую структуру произведения в качестве действенного ее элемента. При этом прямой разговор от имени лирического “я” ни мало не обязателен. Авторский монолог-это лишь предельная лирическая форма. Лирика знает разные степени удаления от монологического типа, разные способы предметной и повествовательной зашифровки авторского сознания. В лирике активен субъект, но субъект лирики не обязательно индивидуален. Особое положение личности в лирике общепризнано. Но у лирики есть свой парадокс. Самый субъективный род литературы, она, как никакой другой, устремлена к общему, к изображению душевной жизни как всеобщей. Притом изображение душевных процессов в лирике отрывочно, а изображение человека более или менее суммарно. Лирическая поэзия далеко не всегда прямой разговор поэта о себе и своих чувствах, но это раскрытая точка зрения отношения лирического субъекта к вещам, оценка.

Лирика тяготеет главным образом к малой форме, хотя и существует жанр лирической поэмы, воссоздающей переживания в их симфонической многоплановости, в лирике, безусловно, преобладают небольшие по объему стихотворения. Принцип лирического рода литературы “как можно короче и как можно полнее”.

Едва ли не в любом лирическом произведении присутствует медитативное начало (взволнованное и психологически напряженное раздумье о чем-либо).

Речь лирического произведения исполнена экспрессией, которая становится организующим и доминирующим началом. Особое обаяние лирики – чувства поэта становятся одновременно и нашими чувствами.

Драма
Драмой называют литературные произведения, которые оформились приблизительно на рубеже 17-18 веков в произведениях литераторов-просветителей: в мещанской драме Д. Дидро, Л.С. Мерсье и Г.Э. Лессинга. До этого времени выделяли лишь трагедии и комедии. Драму как самостоятельный жанр литературы еще не осознавали. Драма – это обычно небольшая пьеса, которая обозначает конфликт, получающий в финале либо трагическое, либо комическое разрешение.
Признаки жанра
Жанр драмы соединил в себе признаки трагедии и комедии. Драма – это нечто среднее между ними. Центральной областью драмы является частная жизнь, но, в отличие от комедии, в драме эта жизнь не высмеивается. С трагедией драма сближается тем, что ее герой вступает в серьезный конфликт с обществом, но этот конфликт не столь напряжен. В отличие от трагического,характеры героев драмы лишены той трагической исключительности, какой обладают герои трагедии. Драматический конфликт, в отличие от трагического, может быть разрешен.
Развитие драмы
Драма развивалась постепенно. Ее развитие выражалось в изменении характера драматического конфликта. На первоначальных этапах возникновения драмы в 18 веке конфликт разрешался благополучно, но постепенно трагичность и неразрешимость конфликта возрастала. Уже в драмах А.Н. Островского («Бесприданница»), Г. Ибсена («Строитель Сольнес», «Гедда Габлер »), а также в драмах А.П. Чехова, Б. Шоу конфликт не находил благополучного разрешения. С середины 20 века до настоящего времени доминирует психологическая драма.

Проблема классификации жанров

Источник

суммарно обозначающая форма психологизма примеры. Смотреть фото суммарно обозначающая форма психологизма примеры. Смотреть картинку суммарно обозначающая форма психологизма примеры. Картинка про суммарно обозначающая форма психологизма примеры. Фото суммарно обозначающая форма психологизма примеры

суммарно обозначающая форма психологизма примеры. Смотреть фото суммарно обозначающая форма психологизма примеры. Смотреть картинку суммарно обозначающая форма психологизма примеры. Картинка про суммарно обозначающая форма психологизма примеры. Фото суммарно обозначающая форма психологизма примеры

суммарно обозначающая форма психологизма примеры. Смотреть фото суммарно обозначающая форма психологизма примеры. Смотреть картинку суммарно обозначающая форма психологизма примеры. Картинка про суммарно обозначающая форма психологизма примеры. Фото суммарно обозначающая форма психологизма примеры

суммарно обозначающая форма психологизма примеры. Смотреть фото суммарно обозначающая форма психологизма примеры. Смотреть картинку суммарно обозначающая форма психологизма примеры. Картинка про суммарно обозначающая форма психологизма примеры. Фото суммарно обозначающая форма психологизма примеры

суммарно обозначающая форма психологизма примеры. Смотреть фото суммарно обозначающая форма психологизма примеры. Смотреть картинку суммарно обозначающая форма психологизма примеры. Картинка про суммарно обозначающая форма психологизма примеры. Фото суммарно обозначающая форма психологизма примеры

суммарно обозначающая форма психологизма примеры. Смотреть фото суммарно обозначающая форма психологизма примеры. Смотреть картинку суммарно обозначающая форма психологизма примеры. Картинка про суммарно обозначающая форма психологизма примеры. Фото суммарно обозначающая форма психологизма примеры

суммарно обозначающая форма психологизма примеры. Смотреть фото суммарно обозначающая форма психологизма примеры. Смотреть картинку суммарно обозначающая форма психологизма примеры. Картинка про суммарно обозначающая форма психологизма примеры. Фото суммарно обозначающая форма психологизма примеры

суммарно обозначающая форма психологизма примеры. Смотреть фото суммарно обозначающая форма психологизма примеры. Смотреть картинку суммарно обозначающая форма психологизма примеры. Картинка про суммарно обозначающая форма психологизма примеры. Фото суммарно обозначающая форма психологизма примеры

СУММАРНО-ОБОЗНАЧАЮЩИЙ ВИД ПСИХОЛОГИЗМА В РАССКАЗАХ М. А. ОСОРГИНА

Структуру литературного произведения во многом определяет модель психологизма. «Психологизм – это индивидуализированное воспроизведение переживаний в их взаимосвязи, динамике и неповторимости» [9, с. 211]. «Литературный психологизм начинается с несовпадения, с непредвиденности поведения героя» [3, с. 300]. Упрочнение освоения и изображения внутреннего мира персонажа в литературе было обусловлено «пристальным интересом писателей к «неоднозначности» обыкновенного, «негероического характера», а также с доверием авторов к читательской способности самостоятельного нравственного суждения» [9, с. 211].

Все приемы воспроизведения внутреннего мира сводятся к трем основным формам психологизма [4]. Под первой – прямой формой психологического изображения – подразумевается непосредственное воссоздание процессов внутренней жизни человека. Косвенная форма психологизма – изображение внутреннего мира героя через внешние симптомы психологического состояния (особенности поведения, речи, мимики, внешности героя).

«Диапазон словесно-художественных средств, позволяющих впрямую запечатлеть внутренний мир человека, весьма широк» [9, с. 212-213]. Здесь и традиционные суммирующие обозначения того, что испытывает герой, что творится в его душе. Суммарно-обозначающая форма наряду с высказываниями персонажей предполагает речь повествователя, его комментарии к репликам, поступкам, при этом раскрываются истинные мотивы поведения героя.

Малая проза М. А. Осоргина отнюдь не психологическая [2]. Это объясняется литературными традициями конца XIX – начала XX вв., в это время «делались попытки избавиться от психологического обобщения» [3, с. 244]. По этой причине в произведениях прозаика часто встречается суммарно-обозначающая форма психологизма.

В концепции психологизма В. П. Белянина выделяется ряд типов текстов, каждый из которых представляет собой опосредованный продукт порождения определенной акцентуации [1]. В соответствии с данной концепцией рассказы М. А. Осоргина, если взглянуть на элементы косвенного психологизма, относятся к «светлым» текстам. Их содержание сводится к мысли: «Все живое уникально, неповторимо и самоценно». Такие тексты описывают мир возвышенных идей и поступков, простых «обыкновенных» героев. Однако цель нашего исследования, изучить суммарно-обозначающий вид психологизма и определить тип акцентуации текстов.

Герои рассказов М. А. Осоргина совершенно естественны, их эмоции, переживания просты и обыкновенны. В своих произведениях автор «бросает вызов» миру пошлости, противопоставляя духовную красоту и чистоту ребенка представлениям взрослых [2].

Герой рассказа «Мечтатель» мальчик Жак: «Жаку девять лет, он худ, остроглаз и мечтателен» [7, с. 423]. Школьник часто ходит один, он «медлительнее всех, но не по характеру», он мечтает [там же]. Дети данного возраста в силу возрастных особенностей психики хотят быть менее зависимыми от своей семьи, поэтому в это время для них важно иметь друзей. Если ребенок по каким-то причинам остается в одиночестве, он начинает жить вымышленным миром, начинает мечтать. Автор передает внутреннее напряжение мальчика, случаи героической борьбы с вымышленными животными особой интонацией повествования, синтаксически это выражается обилием однородных членов предложения и запятых: «Жак переживает случай героической борьбы с тремя тысячами собак, львов, слонов и крокодилов. Его осаждают со всех сторон, и приходится, ловко поворачиваясь, раздавать тумаков направо и налево» [там же]. Герой совершенно одинок, автор ничего не говорит о родителях мальчика. Каждый день он ходит в школу, преодолевая опасные выдуманные препятствия. Жаку очень хочется посетить бродячий цирк, ради этого он даже готов «стать прилежнее и не опаздывать к завтраку» [7, с. 426]. «А в цирк его не поведут: и не заслужил, и у матери нет денег. Жаку до слез обидно!» [там же]. Мальчик вспоминает рассказы своих сверстников, побывавших на представлении, и не замечает, что «стоит посреди шоссе и грустно смотрит вдаль», надеясь, что «когда-нибудь придет время, и он сам все это увидит» [там же]. Психологическое состояние Жака крайне удручающее «обидно до слёз», «грустно», а ведь детство, как говорил Л. Н. Толстой, «счастливая пора». Взрослые люди должны сделать так, чтобы не было места в жизни детскому отчаянию, а все мечты становились реальностью. Именно к этому призывают русские классики (Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, И. А. Гончаров). В ХХ веке всё кардинально меняется, изменяются приоритеты: власть в руках капитала, и он «требует» человеческих жертв. Жака сбивает грузовик, его «уже нет» [там же], так же как и нет в современном мире места мечте, естественности, все прекрасное и чистое рождается здесь, чтобы погибнуть.

Одно и то же психологическое состояние можно воспроизвести с помощью разных форм психологического изображения. М. А. Осоргин в своих произведениях использует косвенный и суммарно-обозначающий виды психологизма, чтобы более точно раскрыть истинные мотивы поведения своих героев. Показывая особый индивидуальный ракурс внешнего и внутреннего миров, отраженный в художественных текстах, автор облачает в слова собственную картину мира, обладающую определенными типологическими характеристиками. Как ни странно, но, в отличие от косвенного вида психологического изображения, основой суммарно-обозначающего становятся авторские определения эмоций: «уверенность», «радость», «тоска», «спокойствие», «сомнение», «обида», «страх». Исходя из анализа суммарно-обозначающего вида психологизма, можно сделать вывод: ведущей в произведениях М. А. Осоргина является «светло-тёмная» эмоционально-смысловая доминанта, в которой «соседствуют» нескончаемый оптимизм, вера в человека и мрачная действительность.

Список литературы:

Белянин В. П. Психологическое литературоведение. Текст как отражение внутренних миров автора и читателя: Монография. – М.: Генезис, 2006. – 320 с.

Божкова Г. Н., Нуриева Д. Р. Виды психологического анализа в рассказах М. А. Осоргина // Альманах современной науки и образования. – Тамбов: Грамота, 2013. – №4. – с. 135-137.

Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. – М.: INTRADA, 1999. – 413 с.

Есин А. Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения: учеб пособие – М.: Флинта: Наука, 2010 – 246 с.

Изард К. Э. Психология эмоций. Перев. с англ. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 464 с.

Осоргин М. А. Заметки старого книгоеда. Воспоминания / Сост., примеч. О. Ю. Авдеевой. – М.: НПК «Интелвак», 2007. – 800 с.

Осоргин М. А. Собрание сочинений в 6 томах. Том 3: Свидетель истории (роман). Книга о концах (роман). Рассказы. – М.: Московский рабочий; Интервалк, 1999. – 542 с.

Теплов Б. М. Заметки психолога при чтении художественной литературы / Теплов Б. М. Избр. Труды: в 2-х тт. – М.: Просвещение, 1985. – 328 с.

Хализев В. Е. Теория литературы: Учебник / В. Е. Хализев. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2002. – 473 с.

Источник

Суммарно обозначающая форма психологизма примеры

Перед нами типичный пример косвенной формы психологического изображения, при котором автор рисует лишь внешние симптомы чувства, нигде не вторгаясь прямо в сознание и психику героя.

Но у писателя существует еще одна возможность, еще один способ сообщить читателю о мыслях и чувствах персонажа — с помощью называния, предельно краткого обозначения тех процессов, которые протекают во внутреннем мире. Будем называть такой способ суммарно-обозначающим. А.П. Скафтымов писал об этом приеме, сравнивая особенности психологического изображении у Стендаля и Толстого: «Стендаль идет по преимуществу путями вербального обозначения чувства. Чувства названы, но не показаны», а Толстой подробно прослеживает процесс протекания чувства во времени и тем самым воссоздает его с большей живостью и художественной силой.

Итак, одно и то же психологическое состояние можно воспроизвести с помощью разных форм психологического изображения. Можно, например, сказать: «Я обиделся на Карла Ивановича за то, что он разбудил меня», — это будет суммарно-обозначающая форма. Можно изобразить внешние признаки обиды: слезы, нахмуренные брови, упорное молчание и т. п. — это косвенная форма. А можно, как это и сделал Толстой, раскрыть внутреннее состояние при помощи прямой формы психологического изображения: «Положим, — думал я, — я маленький, но зачем он тревожит меня? Отчего он не бьет мух около Володиной постели? Вон их сколько? Нет, Володя старше меня, а я меньше всех: оттого он меня и мучит. Только о том и думает всю жизнь, — прошептал я, — как бы мне делать неприятности. Он очень хорошо видит, что разбудил и испугал меня, но выказывает, как будто не замечает… противный человек! И халат, и шапочка, и кисточка — какие противные!»

Естественно, что каждая форма психологического изображения обладает разными познавательными, изобразительными и выразительными возможностями. В произведениях писателей, которых мы привычно называем психологами — Лермонтова, Толстого, Флобера, Мопассана, Фолкнера и других, — для воплощения душевных движений используются, как правило, все три формы. Но ведущую роль в системе психологизма играет, разумеется, прямая форма — непосредственное воссоздание процессов внутренней жизни человека.

Кратко познакомимся теперь с основными приемами психологизма, с помощью которых достигается изображение внутреннего мира. Во-первых, повествование о внутренней жизни человека может вестись как от первого, так и от третьего лица, причем первая форма исторически более ранняя. Эти формы обладают разными возможностями. Повествование от первого лица создает большую иллюзию правдоподобия психологической картины, поскольку о себе человек рассказывает сам. В ряде случаев психологическое повествование от первого лица приобретает характер исповеди, что усиливает впечатление. Эта повествовательная форма применяется главным образом тогда, когда в произведении — один главный герой, за сознанием и психикой которого следит автор и читатель, а остальные персонажи второстепенны, и их внутренний мир практически не изображается («Исповедь» Руссо, «Детство», «Отрочество» и «Юность» Толстого и др.).

Повествование от третьего лица имеет свои преимущества в плане изображения внутреннего мира. Это именно та художественная форма, которая позволяет автору без всяких ограничений вводить читателя во внутренний мир персонажа и показывать его наиболее подробно и глубоко. Для автора нет тайн в душе героя — он знает о нем все, может проследить детально внутренние процессы, объяснить причинно-следственную связь между впечатлениями, мыслями, переживаниями. Повествователь может прокомментировать самоанализ героя, рассказать о тех душевных движениях, которые сам герой не может заметить или в которых не хочет себе признаться, как, например, в следующем эпизоде из «Войны и мира»: «Наташа со своей чуткостью тоже мгновенно заметила состояние своего брата. Она заметила его, но ей самой так весело было в ту минуту, так далека она была от горя, грусти, упреков, что она «…» нарочно обманула себя. «Нет, мне слишком весело теперь, чтобы портить свое веселье сочувствием чужому горю», почувствовала она и сказала себе: «Нет, я, верно, ошибаюсь, он должен быть так же весел, как и я»».

Одновременно повествователь может психологически интерпретировать внешнее поведение героя, его мимику и пластику и т. п., о чем говорилось выше в связи с психологическими внешними деталями.

Повествование от третьего лица дает широкие возможности для включения в произведение самых разных приемов психологического изображения: в такую повествовательную стихию легко и свободно вливаются внутренние монологи, публичные исповеди, отрывки из дневников, письма, сны, видения и т. п.

Повествование от третьего лица наиболее свободно обращается с художественным временем, оно может подолгу останавливаться на анализе скоротечных психологических состояний и очень кратко информировать о длительных периодах, имеющих в произведении, например, характер сюжетных связок. Это дает возможность повышать удельный вес психологического изображения в общей системе повествования, переключать читательский интерес с подробностей событий на подробности чувства. Кроме того, психологическое изображение в этих условиях может достигать максимальной детализации и исчерпывающей полноты: психологическое состояние, которое длится минуты, а то и секунды, может растягиваться в повествовании на несколько страниц; едва ли не самый яркий пример тому — отмеченный еще Н.Г. Чернышевским эпизод смерти Праскухина в «Севастопольских рассказах» Толстого.

Наконец, повествование от третьего лица дает возможность изобразить внутренний мир не одного, а многих героев, что при другом способе повествования сделать гораздо сложнее.

К приемам психологического изображения относятся психологический анализ и самоанализ. Суть обоих приемов в том, что сложные душевные состояния раскладываются на составляющие и тем самым объясняются, становятся ясными для читателя. Психологический анализ применяется в повествовании от третьего лица, самоанализ — в повествовании как от первого, так и от третьего лица. Вот, например, психологический анализ состояния Пьера из «Войны и мира»:

«… он понял, что эта женщина может принадлежать ему.

«Но она глупа, я сам говорил, что она глупа, — думал он. — Что-то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что-то запрещенное «…» — думал он; и в то же время, как он рассуждал так (еще рассуждения эти оставались неоконченными), он заставал себя улыбающимся и сознавал, что другой ряд рассуждений всплывал из-за первых, что он в одно и то же время думал о ее ничтожестве и мечтал о том, как она будет его женой «…» И он опять видел ее не какой-то дочерью князя Василья, а видел все ее тело, только прикрытое серым платьем. «Но нет, отчего же прежде не приходила мне в голову эта мысль?» И опять он говорил себе, что это невозможно, что что-то гадкое, противоестественное, как ему казалось, нечестное было бы в этом браке «…» Он вспомнил слова и взгляды Анны Павловны, когда она говорила ему о доме, вспомнил тысячи таких намеков со стороны князя Василья и других, и на него нашел ужас, не связал ли он уж себя чем-нибудь в исполнении такого дела, которое, очевидно, нехорошо и которое он не должен делать. Но в то же время, как он сам себе выражал это решение, с другой стороны души всплывал ее образ со всею своею женственною красотою».

Здесь сложное психологическое состояние душевной смятенности аналитически расчленено на составляющие: прежде всего выделены два направления рассуждений, которые, чередуясь, повторяются то в мыслях, то в образах. Сопровождающие эмоции, воспоминания, желания воссозданы максимально подробно. То, что переживается одновременно, развертывается у Толстого во времени, изображено в последовательности, анализ психологического мира личности идет как бы поэтапно. В то же время сохраняется и ощущение одновременности, слитности всех компонентов внутренней жизни, на что указывают слова «в то же время». В результате создается впечатление, что внутренний мир героя представлен с исчерпывающей полнотой, что прибавить к психологическому анализу уже просто нечего; анализ составляющих душевной жизни делает ее предельно ясной для читателя.

А вот пример психологического самоанализа из «Героя нашего времени»:

«Я часто спрашиваю себя, зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь? К чему это женское кокетство? Вера меня любит больше, чем княжна Мери будет любить когда-нибудь; если б она мне казалась непобедимой красавицей, то, может быть, я завлекся бы трудностью предприятия «…»

Но ничуть не бывало! Следовательно, это не та беспокойная потребность любви, которая нас мучит в первые годы молодости «…»

Из чего же я хлопочу? Из зависти к Грушницкому? Бедняжка! Он вовсе ее не заслуживает. Или это следствие того скверного, но непобедимого чувства, которое заставляет нас уничтожать сладкие заблуждения ближнего «…»

А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся душой. Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы. Сам я больше не способен безумствовать под влиянием страсти; честолюбие у меня подавлено обстоятельствами, но оно проявилось в другом виде, ибо честолюбие есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие — подчинять моей воле все, что меня окружает».

Обратим внимание на то, насколько аналитичен приведенный отрывок: это уже почти научное рассмотрение психологической задачи, как по методам ее разрешения, так и по результатам. Сначала поставлен вопрос, со всей возможной четкостью и логической ясностью. Затем отбрасываются заведомо несостоятельные объяснения («обольстить не хочу и никогда не женюсь»). Далее начинается рассуждение о более глубоких и сложных причинах: в качестве таковых отвергается потребность в любви, зависть и «спортивный интерес». Отсюда делается вывод уже прямо логический: «Следовательно…». Наконец аналитическая мысль выходит на правильный путь, обращаясь к тем положительным эмоциям, которые доставляет Печорину его замысел и предчувствие его выполнения: «А ведь есть необъятное наслаждение…». Анализ идет как бы по второму кругу: откуда это наслаждение, какова его природа? И вот результат: причина причин, нечто бесспорное и очевидное («Первое мое наслаждение…»).

Важным и часто встречающимся приемом психологизма является внутренний монолог — непосредственная фиксация и воспроизведение мыслей героя, в большей или меньшей степени имитирующее реальные психологические закономерности внутренней речи. Используя этот прием, автор как бы «подслушивает» мысли героя во всей их естественности, непреднамеренности и необработанности. У психологического процесса своя логика, он прихотлив, и его развитие во многом подчиняется интуиции, иррациональным ассоциациям, немотивированным на первый взгляд сближения представлений и т. п. Все это и отражается во внутренних монологах. Кроме того, внутренний монолог обычно воспроизводит и речевую манеру данного персонажа, а следовательно, и его манеру мышления. Вот, в качестве примера отрывок из внутреннего монолога Веры Павловны в романе Чернышевского «Что делать?»:

«Хорошо ли я сделала, что заставила его зайти?…

И в какое трудное положение поставила я его.

Боже мой, что со мной, бедной, будет?

Есть одно средство, говорит он, — нет, мой милый, нет никакого средства.

Нет, есть средство; вот оно: окно. Когда будет уже слишком тяжело, брошусь из него.

Какая я смешная: «когда будет слишком тяжело» — а теперь-то?

А когда бросишься в окно, как быстро, быстро полетишь «…» Нет, это хорошо «…»

Да, а потом? Будут все смотреть: голова разбитая, лицо разбитое, в крови, в грязи «…»

А в Париже бедные девушки задушаются чадом. Вот это хорошо, это очень, очень хорошо. А бросаться из окна нехорошо. А это хорошо».

Внутренний монолог, доведенный до своего логического предела, дает уже несколько иной прием психологизма, нечасто употребляющийся в литературе и называемый «потоком сознания». Этот прием создает иллюзию абсолютно хаотичного, неупорядоченного движения мыслей и переживаний. Вот пример этого приема из романа Толстого «Война и мир»:

«»Должно быть, снег — это пятно; пятно — une tach» — думал Ростов. — «Вот тебе и не таш…»

«Наташа, сестра, черные глаза. На… ташка… (вот удивится, когда я ей скажу, как я увидал государя!) Наташку… ташку возьми… Да, бишь, что я думал? — не забыть. Как с государем говорить буду? Нет, не то, это завтра. Да, да! На ташку наступить… тупить нас — кого? Гусаров. А гусары и усы… По Тверской ехал этот гусар с усами, я еще подумал о нем, против самого Гурьева дома… Старик Гурьев… Эх, славный малый Денисов! Да, все это пустяки. Главное теперь — государь тут. Как он на меня смотрел, и хотелось ему что-то сказать, да он не смел… Нет, это я не смел. Да это пустяки, а главное — что я что-то нужное думал, да. На-ташку, нас-тупить, да, да, да. Это хорошо»».

Еще одним приемом психологизма является так называемая диалектика души. Термин принадлежит Чернышевскому, который так описывает этот прием: «Внимание графа Толстого более всего обращено на то, как одни чувства и мысли развиваются из других, как чувство, непосредственно вытекающее из данного положения или впечатления, подчиняясь влиянию воспоминаний и силе сочетаний, представляемых воображением, переходит в другие чувства, снова возвращается к прежней исходной точке и опять и опять странствует, изменяясь по всей цепи воспоминаний; как мысль, рожденная первым ощущением, ведет к другим мыслям, увлекается все дальше и дальше, сливает грезы с действительными ощущениями, мечты о будущем с рефлексиею о настоящем».

Иллюстрацией этой мысли Чернышевского могут быть многие страницы книг Толстого, самого Чернышевского, других писателей. В качестве примера приведем (с купюрами) отрывок из размышлений Пьера в «Войне и мире»:

«То ему представлялась она (Элен) в первое время после женитьбы, с открытыми плечами и усталым, страстным взглядом, и тотчас же рядом с нею представлялось красивое, наглое и твердо-насмешливое лицо Долохова, каким оно было на обеде, и то же лицо Долохова, бледное, дрожащее и страдающее, каким оно было, когда он повернулся и упал на снег.

«Но в чем же я виноват? — спрашивал он. — В том, что ты женился, не любя ее, в том, что ты обманул и себя и ее, — и ему живо представилась та минута после ужина у князя Василья, когда он сказал эти не выходившие из него слова: «Je vous aime». Все от этого! Я и тогда чувствовал, — думал он, — я чувствовал тогда, что это было не то, что я не имел на это права. Так и вышло». Он вспомнил медовый месяц и покраснел при этом воспоминании «…».

А сколько раз я гордился ею «…» — думал он «…» — Так вот чем я гордился?! Я тогда думал, что не понимаю ее « » а вся разгадка была в том страшном слове, что она развратная женщина: сказал себе это страшное слово, и все стало ясно!» «…»

Потом он вспомнил грубость, ясность ее мыслей и вульгарность выражений «…» «Да я никогда не любил ее, — говорил себе Пьер, — я знал, что она развратная женщина, — повторял он сам себе, — но не смел признаться в этом.

И теперь Долохов, вот он сидит на снегу и насильно улыбается и умирает, может быть притворным каким-то молодечеством отвечая на мое раскаяние!» «…»

«Она во всем, во всем она одна виновата, — говорил он сам себе. — Но что ж из этого? Зачем я себя связал с нею, зачем я ей сказал это: «Je vous aime», которое было ложь, и еще хуже, чем ложь, — говорил он сам себе. — Я виноват «…»

Людовика XVI казнили за то, что они говорили, что он был бесчестен и преступник (пришло Пьеру в голову), и они были правы с своей точки зрения, так же, как правы и те, которые за него умирали мученической смертью и причисляли его к лику святых. Потом Робеспьера казнили за то, что он был деспот. Кто прав, кто виноват? Никто. А жив — и живи: завтра умрешь, как я мог умереть час тому назад. И стоит ли того мучиться, когда жить остается одну секунду в сравнении с вечностью?» Но в ту минуту, как он считал себя успокоенным такого рода рассуждениями, ему вдруг представлялась она и те минуты, когда он сильнее всего выказывал ей свою неискреннюю любовь, — и он чувствовал прилив крови к сердцу, и должен был опять вставать, двигаться, и ломать, и рвать попадающиеся ему под руку вещи. Зачем я сказал ей «Je vous aime»? — все повторял он сам себе».

Отметим еще один прием психологизма, несколько парадоксальный на первый взгляд, — это прием умолчания. Он состоит в том, что писатель в какой-то момент вообще ничего не говорит о внутреннем мире героя, заставляя читателя самого производить психологический анализ, намекая на то, что внутренний мир героя, хотя он прямо и не изображается, все-таки достаточно богат и заслуживает внимания. Как пример этого приема приведем отрывок из последнего разговора Раскольникова с Порфирием Петровичем в «Преступлении и наказании». Возьмем кульминацию диалога: следователь только что прямо объявил Раскольникову, что считает убийцей именно его; нервное напряжение участников сцены достигает высшей точки:

— Нет, это вы-с, Родион Романыч, вы-с, и некому больше-с, — строго и убежденно прошептал Порфирий.

Оба они замолчали, и молчание длилось до странности долго, минут с десять. Раскольников облокотился на стол и молча ерошил пальцами свои волосы. Порфирий Петрович сидел смирно и ждал. Вдруг Раскольников презрительно посмотрел на Порфирия.

— Опять вы за старое, Порфирий Петрович! Все за те же ваши приемы: как это вам не надоест, в самом деле?»

Очевидно, что в эти десять минут, которые герои провели в молчании, психологические процессы не прекращались. И разумеется, у Достоевского была полная возможность изобразить их детально: показать, что думал Раскольников, как он оценивал ситуацию и какие чувства испытывал по отношению к Порфирию Петровичу и себе самому. Словом, Достоевский мог (как не раз делал в других сценах романа) «расшифровать» молчание героя, наглядно продемонстрировать, в результате каких мыслей и переживаний Раскольников, сначала растерявшийся и сбитый с толку, уже, кажется готовый. признаться и покаяться, решает все-таки продолжать прежнюю игру. Но психологического изображения как такового здесь нет, а между тем сцена насыщена психологизмом. Психологическое содержание этих десяти минут читатель додумывает, ему без авторских пояснений понятно, что может переживать в этот момент Раскольников.

Наиболее широкое распространение прием умолчания приобрел в творчестве Чехова, а вслед за ним — многих других писателей XX в.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *