суммарный процент налогов в россии
Сколько налогов платит отдельно взятый россиянин. Спойлер – немало
Все мы — налогоплательщики и платим налоги — прямые, косвенные, явные и завуалированные. Давайте посчитаем, какое налоговое бремя падает на одного среднестатистического россиянина.
Зарплатные налоги
Как известно, работники платят только один налог с зарплаты — НДФЛ по ставке 13 %.
Однако если копнуть глубже, вспомнить про актуальную для сегодняшнего времени тему легализации конвертных зарплат, то в сухом остатке получим, что страховые взносы, которые по факту платит работодатель, в некоторой степени являются и завуалированными налогами работника.
Дело в том, что работодатель деньги зарабатывает, а не печатает их. Соответственно, он планирует, какую сумму может потратить на наемных работников. Например, бизнесмен готов отложить на эти нужды ежемесячно по 50 тыс. рублей «на брата». В эту сумму входит оклад сотрудника, НДФЛ и страховые взносы.
Не будь страховых взносов, все 50 тыс. рублей за вычетом НДФЛ достались бы сотруднику. Но взносы есть, их надо платить, а значит и сотруднику на руки достанется меньшая сумма. В общем случае тариф страховых взносов составляет 30,2 % (22 % на ОПС + 5,1 % на ОМС + 2,9 % на ОСС + 0,2 % на НСиПЗ).
Получается, что из 50 тыс. рублей, выделенных работодателем на содержание работника, последний получит на руки только 33,4 тыс. рублей.
50 000/1,302=38 402 = оклад; 38 402*13 %=4 992 = НДФЛ; 38 402-4 992=33 410= «чистая зарплата».
Чтобы получить на руки 33 410 руб., в бюджет надо отдать 16 589 руб. 38 402*30,2% 38 402*13% = 16 589.
То есть налоговая нагрузка на зарплату россиянина составляет примерно 33 %
(11 597 + 4 992)/50000 = 33,2 %.
Имущественные налоги
Однако зарплатные налоги — далеко не единственные для физических лиц. Россияне владеют имуществом, за которое тоже надо платить налоги — транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физлиц.
Допустим, гражданин, зарплатные налоги которого мы считали выше, владеет двухкомнатной квартирой, кадастровая стоимость которой (за минусом необлагаемых квадратных метров) составляет 3 млн. рублей, а ставка налога — 0,3 %. Налог на имущество в этом случае составит 9000 руб.
Кроме того, у этого гражданина есть автомобиль Рено Логан с мощностью двигателя 102 л. с., ставка налога — 25 руб. Транспортный налог составит 2550 руб.
Из расчета годового дохода гражданина, который мы приняли в 50 тыс. рублей, налоговая нагрузка в части имущественных налогов составит
(9 000 + 2 550)/50000*12=1,9 %.
Общая нагрузка уже составляет 35,1 %
НДС и акцизы
Чтобы жить, нужно что-то есть и пить. Чтобы ездить на машине, надо заправлять ее бензином. Живя в квартире, надо платить за услуги ЖКХ.
Внутри всех этих неизбежных платежей также сидят налоги. НДС является налогом косвенным, но в конечном итоге он все-таки ложится на плечи конечного потребителя. А наш гипотетический гражданин с виртуальным доходом в 50 тыс., из которых он может положить в кошелек только 33 тыс., и есть тот самый конечный потребитель.
Высчитать точную сумму НДС и акцизов невозможно. Но весьма примерные расчеты мы проведем.
Допустим, он тратит в месяц 6 000 руб. на услуги ЖКХ и 20 тыс. рублей на продукты, одежду и другие цели. Какие-то из этих расходов облагаются НДС по ставке 20 %, какие-то по ставке 10 %, какие-то не облагаются. Предположим, в среднем в этих расходах «сидит» НДС на сумму 3 500 руб. За год этот гражданин уплатит НДС в составе товаров и услуг в сумме 42 тыс. рублей.
Если говорить о бензине, то по заявлению ФАС, в составе цены на него 65 % — это разные налоги. Если наш гражданин заправляет свой Логан на 2 000 руб. в месяц (что весьма скромно), то таким образом он платит налогов в сумме 1 300 руб. ежемесячно, а за год 15 600 руб.
А теперь посчитаем общую нагрузку. Она составляет около 45%.
(взносы 139 164 + НДФЛ 59 904 + налог на имущество 9000 + транспортный налог 2550 + НДС 42 000 + акцизы и т.д. 15 600)/50 000*12 = 44,7 %.
Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.
Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.
Сколько налогов мы платим
Рассчитаем, сколько в среднем каждый гражданин России платит налогов. Расчет проведем на 1 000 рублей.
Итак, каждый граждан платит:
НДФЛ платят все. Налог вычитается из заработной платы, в том числе по гражданско-правовым и иным договорам. Налог платит в бюджет предприятие, которое выступает налоговым агентом.
Взносы на медицинское и социальное страхование обязан платить за работников работодатель. Работники чаще всего считают, что к ним эта сумма отношения не имеет. А зря?! Если по существу, то эта сумма тоже берется из зарплаты. Не из своего кармана работодатель платит эти взносы. Каждый директор, назначая зарплату или формируя фонд оплаты труда учитывает размер страховых взносов. Эти 30% или часть из них могли бы быть выплачены сотруднику в качестве оплаты за труд.
Этот налог платит каждый россиянин, как только он покупает на рынке любой товар или услугу. Эти 18% учтены в чеке.
В ряде регионе есть еще и торговый сбор. Он учтен в цене товара. Торговый сбор платит каждый, кто пришел в магазин за покупками. Для расчетов мы не будем учитывать торговый сбор, ведь он введен не во всех регионах.
Посчитаем, сколько налогов платит каждый россиянин из 1 000 руб. Чтобы не усложнять пример, цифры будем округлять, эта не скажется на итоговой цифре.
Наша задача рассчитать на 1 000 рублей. Из этой суммы и будем исходить.
Итак, работодатель мог бы установить зарплату работнику 1 000 рублей. Но он знает, что за работника нужно перечислить в бюджет 30% и учитывает эту сумму при установлении зарплаты.
Зарплата могла бы быть 1 000 руб., но будет меньше на 30% и составит: 770 рублей (уплачено в бюджет в качестве взносов 230 рублей)
2) Вычитаем НДФЛ: 770 рублей работнику начислили, 13% НДФЛ удержали. На руки работник получил 670 рублей (уплачено в бюджет НДФЛ 100 рублей)
3) Как только работник потратил 670 рублей на покупки товаров, он одновременно заплатил из этой суммы 102 рубля НДС. На эту сумму могли быть дешевле товары, которые он купил (уплачено 102 рубля)
С каждой 1000 рублей каждый россиянин платит 432 рубля в качестве налогов и сборов. Это 43,2%.
Акцизы
Эти налоги оплачивает каждый, купив проездной на общественный транспорт, заправив свою машину.
Эти налоги учтены в цене товаров, ведь его, как минимум, товары нужно перевезти от места производства до места продажи.
Еще налоги и иные обязательные взносы:
Рассчитаем средние показатели взноса на капремонт, квартиры 2-х комнатной, автомобиля эконом класса.
Налог на квартиру. Берем самый минимальный налог из реальных налоговых требований:- 2 400 рублей в год.
В зависимости от размера ежемесячной заработной платы (берем вилку от 10 000 руб. до 100 000 руб.). Налоги составят от 5 до 16%.
С 1000 рублей эти налоги составят не меньше 200 рублей.
Все налоги в сумме составят 632 руб. с 1 000 рублей. Это 63,2%
Плюс, ко всему этому есть еще акцизы на различные категории товаров, например алкоголь и сигареты. Есть еще «платоновский сбор» и многое другое. Все они учтены в цене товаров и услуг. Поэтому каждый может добавить еще несколько процентов к своим налогам из своей 1 000 рублей.
электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ
Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами
наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
Свежий выпуск издания доступен подписчикам бератора бесплатно.
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование
Налоги для работодателя — 2021: во сколько обходится сотрудник
Перед официальным открытием любого бизнеса будущему предпринимателю необходимо продумать, какие сотрудники ему потребуются и во сколько обойдется их содержание. В данной ситуации лучше воспользоваться калькулятором и просчитать все предстоящие расходы.
Любые организации или предприниматели, которые производят выплату заработной платы и иные вознаграждения физическим лицам, являются налоговыми агентами.
При выплате сотрудникам зарплаты налоговый агент обязан рассчитать сумму налога, удержать его и перечислить в бюджет. Согласно п. 4 ст. 226 НК РФ налог на доходы, то есть НДФЛ, удерживается из доходов работников при их фактической выплате. А вот в момент выплаты аванса этот налог не уплачивается.
Доходы физического лица для расчета налога на доходы могут выражаться в любом виде: в денежном, материальном и нематериальном.
Что нужно знать об НДФЛ
C 2021 года произошли некоторые изменения в уплате НДФЛ. И они коснутся тех компаний, в которых работают сотрудники с высокими зарплатами.
Ранее НДФЛ рассчитывался от фактических доходов сотрудников за месяц, «работала» единая ставка в размере 13 % для резидентов РФ. С 1 января 2021 года введена ставка НФДЛ стала прогрессивной. Это значит, что удерживаемая сумма будет зависеть от размера доходов (Федеральный закон от 23.11.2020 № 372-ФЗ).
Если размер годовой зарплаты превышает 5 млн руб., то на нее распространяется НДФЛ 15 %. При этом повышенная ставка применяется не на весь доход, а только на часть, которая выходит за рамки 5 млн руб.
Для нерезидентов РФ продолжает действовать НДФЛ в размере 30 %.
Уменьшение налога
Для уменьшения налога в Налоговом кодексе предусмотрены специальные вычеты:
Вышеуказанные вычеты оформляются в ИФНС или у работодателя. Вычет на детей предоставляется по заявлению работодателя с приложением необходимых документов.
В налоговую работодатель сдает отчеты 2-НФДЛ (ежегодно) и 6-НДФЛ (ежеквартально). Несмотря на то, что с 2021 года 2-НФДЛ отменяется, за 2020 год его придется сдать — до 1 марта. Правила заполнения формы описаны в Приказе ФНС РФ от 02.10.2018 N ММВ-7-11/566@.
О порядке заполнения формы 6-НДФЛ читайте в Приказе ФНС РФ от 14.10.2015 N ММВ-7-11/450@.
Взносы в фонды
Страховые агенты ежемесячно начисляют на ФОТ своих сотрудников взносы во внебюджетные фонды. Это обеспечивает застрахованным лицам права на получение пенсий, медобслуживания, пособия по временной нетрудоспособности, декретные.
Компании и предприниматели уплачивают взносы из собственных средств, не за счет средств работников.
Налоги с ФОТ сотрудников в 2021 году
НДФЛ по ставке 13 % уплачивают налогоплательщики-резиденты, у которых зарплата не превышает 5 млн руб. в год. НДФЛ по ставке 15 % рассчитывается с зарплат свыше 5 млн руб. Работники-нерезиденты уплачивают 30 % НДФЛ.
Страховые взносы во внебюджетные фонды начисляются и перечисляются по следующим тарифам, тарифы закреплены ст. 425 НК РФ:
На работах с тяжелыми условиями труда, на подземных работах, в горячих цехах женщинам трактористкам-машинисткам, водителям локомотивных бригад (категории работников указаны в ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ) предусмотрены дополнительные тарифы страховых взносов (ст. 428 НК РФ).
Калькулятор страховых взносов
Для самостоятельного расчета взносов, в том числе за неполный год, воспользуйтесь бесплатным калькулятором взносов.
Обратите внимание на КБК по страховым взносам во внебюджетные фонды РФ на 2021 год.
Что изменилось в связи с действием прямых выплат
С 1 января 2021 года на прямые выплаты перешли оставшиеся регионы, и теперь работодатели избавлены от необходимости резервировать средства под выплаты и изымать их из оборота.
Работодатели назначает и выплачивает за счет собственных средств пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня, а за последующие дни нетрудоспособности «отвечает» региональное отделение ФСС, то есть выплачивает пособие за остальной период за счет средств бюджета фонда
Обязательные отчисления ИП в 2021 году
При любом режиме налогообложения ИП обязан производить систематические отчисления за самого себя. У ИП не бывает работодателя, ему не начисляется заработная плата, поэтому фиксированные платежи рассчитываются от доходов. Именно от величины полученного дохода зависит сумма взносов в фонды.
Еще в 2018 году страховую нагрузку ИП отвязали от величины МРОТ, после этого размер взносов стал фиксированным. В Федеральном законе от 15.10.2020 № 322-ФЗ указаны размеры страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) и обязательное медицинское страхование (ОМС) вплоть до 2023 года.
По общему правилу ИП обязаны уплачивать страховые взносы во внебюджетные фонды:
Также ИП могут добровольно уплачивать страховые взносы на социальное страхование за себя, если хотят получать пособия из средств ФСС (например, пособие по беременности и родам, детские пособия, пособие по временной нетрудоспособности). Для этого нужно самостоятельно встать на учет в ФСС. О том, как это сделать, мы писали в статье «Больничный для ИП без работников».
Сумма страховых взносов, которую ИП нужно перечислить в ФСС, если он вступает с ним в добровольные правоотношения по социальному страхованию, в 2021 году составит 4 4516 руб.
Стоимость страхового года вычисляется по формуле: 12 792 (МРОТ) * 2,9 % (страховой тариф) * 12
Бухгалтерский и налоговый учет, расчеты по сотрудникам, отчетность в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат, валютный учет — все в одном сервисе.
В соответствии с п. 1 ст. 430 НК РФ страховые взносы на ОПС рассчитываются следующим образом:
Предельный размер взносов на ОПС в 2021 году установлен на уровне 1 465 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 26.11.2020 № 1935).
Страховые взносы на ОМС для ИП в 2021 году составляют 8 426 руб.
Сколько нужно платить за одного сотрудника в месяц?
Изучив все налоги, давайте подсчитаем, сколько необходимо платить за одного сотрудника в месяц.
Если зарплата по трудовому договору составляет 20 000 руб. в месяц (до вычета налогов), то за год составит 240 000 руб.
Рассчитаем НДФЛ: 20 000 х 13 % = 2 600 руб.
На руки сотрудник получает 17 400 руб. (20 000 — 2 600).
Каждый месяц при неизменных условиях нужно будет платить взносы:
В общей сумме получается 6 040 руб. в месяц и 72 480 руб. в год.
Итого: расходы на одного сотрудника составят 26 040 руб. в месяц или 312 480 руб. в год.
Помимо зарплаты нужно также учитывать затраты работодателя на оборудование рабочего места каждого сотрудника. До недавнего времени считалось, что значительно экономят те, кто переводит сотрудников на удаленку. Однако Федеральный закон от 08.12.2020 № 407-ФЗ внес изменения в Трудовой кодекс и стало понятно, что удаленная работа накладывает на работодателей отдельные обязательства.
В частности, работодатель за свой счет обязан обеспечить работника, выполняющего свои трудовые функции из дома, оборудованием, которое ему нужно для полноценной работы, программно-техническими средствами, средствами защиты информации. Возможны варианты, когда работник использует свою технику, оборудование и программы, но тогда работодатель должен ему компенсировать затраты.
Опасная экономия
Многие предприниматели ищут различные возможности минимизации расходов на сотрудников. И на смену зарплатам в конвертах приходят новые варианты сокращения величины выплат с ФОТ. Но каждый из них несет определенные риски.
Заключение договоров ГПХ
Такой вариант минимизации расходов интересен работодателю тем, что отпадает необходимость предоставлять сотруднику гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом. Работодатель не обязан выплачивать пособия, он не тратится на создание условий труда. Единственное, что ему нужно от работника, — это результат работы.
Однако в большинстве случаев выплаты по договорам ГПХ все же облагаются страховыми взносами. При этом НДФЛ платится в любом случае, поскольку компания выступает в роли налогового агента при выплате доходов в пользу физлиц.
В п. 4 ст. 420 НК РФ указаны случаи, когда выплаты по договорам ГПХ не облагаются взносами. Речь идет о ситуациях, когда предмет договоров — переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права). Сюда же относятся договоры, связанные с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в пп. 1-12 п. 1 ст. 1225 ГК РФ, издательских лицензионных договоров, лицензионных договоров о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, указанных в пп. 1-12 п. 1 ст. 1225 ГК РФ.
Суть риска состоит в том, что договоры ГПХ, фактически регулирующие трудовые отношения, могут быть переквалифицированы в трудовые (ст. 19.1 ТК РФ). Существует ряд признаков, на которые обращают внимание суды, признавая отношения трудовыми.
Следствие переквалификации договора — это начисление недоимки, штрафы, пени, ответственность за нарушение законодательства об охране труда и т.д.
Оформление сотрудников как ИП
Это еще один вариант минимизации расходов на сотрудников. Например, если взять ИП на УСН «доходы», то сумма выплаты фактической зарплаты составит 6 %, также нужно учитывать взносы на ОПС — 32 448 руб. и взносы на ОМС — 8 426 руб. Если доходы ИП превысят 300 000 руб. в год, то уплачивается плюс 1 % от суммы превышения.
С целью экономии работодатели даже компенсируют необходимые суммы в рамках 6 %, что для ИП тоже выгодно — по факту предприниматель получает полную сумму. При этом сотрудник-ИП лишается всех гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом.
Договор с ИП, так же как и в предыдущем случае, могут признать трудовым, если он содержит признаки того, что ИП по факту задействован в производственном процессе, ежедневно выполняет одни и те же обязанности наравне со штатными работниками, имеет рабочее место в офисе компании и пользуется ее оборудованием. Налоговая учитывает совокупность признаков и показания свидетелей. Если окажется, что компания действительно «спрятала» трудовые отношения в договорах с ИП, то последует доначисление налогов.
«Перевод» сотрудников в самозанятые
Об этой схеме стало известно сразу же, как только начал действовать налог на профессиональный доход, который позволил людям, работающим на себя, стать самозанятыми официально.
С 1 января 2021 года все без исключения регионы подключились к эксперименту с налогом на профессиональный доход. Те, кто зарегистрировался в качестве самозанятого, уплачивает налог в размере 4 % с дохода от сделок с физлицами и 6 % с дохода от сделок с ИП и юрлицами. Некоторые работодатели решили перевести часть сотрудников в плательщиков налога на профессиональный доход, то есть уволить их и переоформить с ними отношения, используя договоры ГПХ.
Работодатели поняли, что выгода от этого довольна большая: они перестают быть налоговыми агентами по НДФЛ в отношении работника, который стал самозанятым, и избавляются от обязанности уплачивать страховые взносы. Соответственно, никаких гарантий по Трудовому кодексу они тоже не обязаны соблюдать. Самозанятые сотрудники остаются без выходных пособий, оплачиваемого отпуска и пособий на случай временной нетрудоспособности.
Однако стоит учесть, что помимо явных признаков, которые могут свидетельствовать о реальном статусе «самозанятого» (например, ежедневное присутствие в офисе бывшего работника и использование им конкретного рабочего места), существуют еще положения самого закона о самозанятых. Они указывают на то, что работодатель может в рамках договора ГПХ сотрудничать с бывшим сотрудником, ставшим самозанятым, только при одном условии — если с момента увольнения этого сотрудника из компании прошло не менее двух лет.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
С барского плеча В России подняли подоходный налог для самых богатых. Как это поможет бедным?
С начала 1990-х и по 2001 год в России действовала сложная прогрессивная шкала налогообложения, когда эффективная ставка напрямую зависела от того, сколько человек зарабатывает. За годы действия шкала неоднократно подвергалась изменениям и в конце 1990-х насчитывала шесть вариантов ставок: 12 процентов (доходы менее 30 тысяч рублей в год или около 92 долларов в месяц), 15 процентов (30-60 тысяч рублей), 20 процентов (60-90 тысяч рублей), 25 процентов (90-150 тысяч рублей), 30 процентов (150-300 тысяч рублей) и 35 процентов (более 300 тысяч рублей). К 2000 году прогрессивную шкалу упростили, а количество ставок в ней свели до трех: 12 процентов для тех, чьи доходы составляют менее 50 тысяч рублей в год (около 150 долларов в месяц), 20 процентов для россиян с доходом от 50 до 150 тысяч рублей в год, 30 процентов — для людей с доходом свыше 150 тысяч.
Фото: Александр Макаров / РИА Новости
Однако несмотря на то, что налоговая система пыталась учитывать возможности различных слоев населения, собираемость налога в стране была низкой. Если в среднем доля НДФЛ в общей сумме налоговых поступлений в развитых и развивающихся странах к 2000 году составляла 20-35 процентов, то в России показатель был намного ниже. В 1994 году он составлял 8,3 процента, в 1995-м — 7,1 процента, в 1996-м — 8,2 процента, в 1997-м — 8,8 процента, в 1998-м — 8,5 процента, в 1999-м — 7,6 процента, в 2000-м он и вовсе опустился до 6,5 процента. Низкая собираемость налога была обусловлена целым рядом причин. С одной стороны, основная часть населения была бедной и пользовалась многочисленными налоговыми льготами, которые вводились в 1990-е, чтобы облегчить переход от социализма к капитализму для малоимущих. Россияне с высокими доходами, пользуясь несовершенством законодательства, находили возможности для уклонения от уплаты налогов.
С другой стороны, по налоговой дисциплине било то, что граждане просто считали фискальную нагрузку для себя слишком высокой. С учетом всех сборов в социальные внебюджетные фонды (например, взносы на социальное и медицинское страхование) итоговый уровень налоговых отчислений для граждан, облагавшихся минимальным НДФЛ, превышал 37 процентов. Для россиян, которые находились у верхней границы шкалы, максимальная нагрузка была больше 50 процентов. Кроме того, в конце 1990-х — начале 2000-х повышению собираемости НДФЛ мешала далекая от совершенства система налогового администрирования. Например, она не позволяла эффективно взимать сборы с иных доходов, кроме зарплат, в результате чего те буквально выпадали из поля зрения налоговой службы.
Слишком высокая в понимании граждан фискальная нагрузка и массовое уклонительство в начале 2000-х привели власти к пониманию, что стране нужна полноценная налоговая реформа. Радикальное решение предложил Центр стратегических разработок во главе с Германом Грефом. Согласно его плану, ставку нужно было установить на уровне 13 процентов и сделать ее единой для всех. Одновременно власти решили заменить многочисленные взносы во внебюджетные фонды единым социальным налогом, снизив его суммарную нагрузку. В результате предельная ставка налогообложения доходов в 50 тысяч рублей в год сократилась на 1,4 процентного пункта, а доходов от 150 тысяч рублей — на 22,7-33,1 процентного пункта.
Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС
Гипотеза властей была в том, что состоятельные налогоплательщики и так уклоняются от уплаты налогов, поэтому снижение НДФЛ не спровоцирует падение поступлений с их стороны. Авторы идеи рассчитывали, что снижение налоговой нагрузки и упрощение системы уплаты сборов даст обратный эффект и выведет доходы богатых россиян из тени. Кроме того, Кремль пошел на упразднение ряда льгот, которое должно было помочь собирать больше налогов с малоимущих. В конце концов, ожидалось, что само администрирование плоской шкалы налогообложения будет проще и дешевле, чем администрирование дифференцированной.
Уже в 2001 году стало понятно, что расчет властей оправдался. В первый же год после реформы поступления от НДФЛ увеличились на 23,7 процента к предшествующему году, в 2002-м — еще на 21,4 процента, в 2003-м, 2004-м и 2005-м годах поступления ежегодно росли на 11,1-13,8 процента. В итоге отмена прогрессивной шкалы оказалась одной из самых успешных реформ начала 2000-х. Однако власти признавали, что, хотя плоская шкала помогла поднять собираемость налогов, она «введена не на вечно». Рано иди поздно Россия вернется к дифференцированной шкале, поскольку та выглядит более справедливой. Различные сценарии возврата неоднократно обсуждались в 2010-х, все же власти так и не перешли от слов к действию, опасаясь массового ухода доходов состоятельных граждан в тень и ухудшения инвестиционного климата при том, что собираемость НДФЛ не вырастет. Вместо этого в 2019 году с 18 до 20 процентов взлетела ставка другого налога — НДС.
Социальный запрос
Активно вопрос об отмене плоской шкалы НДФЛ начали обсуждать в конце 2019 года в преддверии послания президента Федеральному собранию. По неофициальной информации, власти изучали введение налогового вычета для малообеспеченных граждан в размере 1-1,5 прожиточного минимума, что фактически создало бы в России прогрессивную шкалу с двумя ставками: 0 и 13 процентов. Ожидалось, что это поможет достичь цели по снижению бедности в два раза, озвученной президентом в майском указе 2018 года. Кроме того, обнуление налога для бедных должно было увеличить покупательную способность малоимущих, помочь экономическому росту и продемонстрировать социальную справедливость. В поддержку такого варианта помощи бедным выступали глава ВТБ Андрей Костин, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко и на тот момент министр экономического развития Максим Орешкин.
В четвертом квартале 2019 года прожиточный минимум в России был установлен на уровне 10,6 тысячи рублей. Обнуление налоговой ставки коснулось бы 12,3 процента населения, или более чем 18 миллионов человек.
Красивый жест
Принятие решения о возврате к прогрессивной шкале подстегнула пандемия коронавируса, разразившаяся в России весной прошлого года. Эпидемия не только ускорила падение доходов россиян, привела к росту безработицы и пробила дыру в бюджете, но и сделала социальную несправедливость главным страхом 2020 года. В результате уже в июне стало известно, что Кремль всерьез обсуждает дифференцированную шкалу. Однако сценарий, который рассматривался на этот раз, сильно отличался от известных прежде. В нем больше не было дорогостоящего обнуления НДФЛ для бедных, а было повышение ставки с 13 до 15 процентов для россиян с доходами в 2-3 миллиона рублей в год (167-250 тысяч рублей в месяц), что выглядело как налог на средний класс.
Фото: Алексей Никольский / РИА Новости
Идея получила поддержку социального вице-премьера Татьяны Голиковой, которая называла доходы в два миллиона рублей высокими для России. Одновременно она отмечала, что при принятии решения о повышении НДФЛ в первую очередь нужно думать о справедливости по отношению к людям. Идею также поддержал Максим Орешкин, ставший советником президента по экономике, и все фракции Госдумы. Против выступали премьер-министр и бывший глава Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаил Мишустин, нынешний руководитель ведомства Даниил Егоров и Минфин. Они считали администрирование такой прогрессивной шкалы слишком сложным и дорогим.
Ошибка округления
Возврат к прогрессивной шкале налогообложения объяснили тем, что развитие цифровых технологий позволяет рассчитывать налоги более точечно и направлять дополнительные финансовые поступления на решение конкретных общественно значимых задач. Однако решение властей сломать плоскую шкалу ради 60 миллиардов рублей все равно сочли странным. Как пояснила руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина, если России действительно было так важно найти 60 миллиардов рублей на лечение больных детей, то непонятно, почему Кремль не выделил их раньше. Такая сумма для бюджета невелика, поскольку только на государственные СМИ в 2020 году власти собирались потратить в 1,5 раза больше (свыше 90 миллиардов рублей). Таким образом, по ее мнению, отмена плоской шкалы стала ни чем иным, как просто красивым и символическим жестом.
Слева направо: Леонид Казинец, Муса Бажаев и Владимир Потанин
Фото: Глеб Щелкунов / «Коммерсантъ»
Профессор Парижского университета Sciences Po, экономист Сергей Гуриев также отметил, что цифра в 60 миллиардов настолько мала в сравнении с российским бюджетом, что скорее может считаться «ошибкой округления». Для сравнения: расходы федерального бюджета в 2020 году были запланированы на уровне 19,5 триллиона рублей. В целом в нынешнем виде налоговая реформа выглядит скорее не как восстановление социальной справедливости, а только как подготовка к более глубокому дифференцированию ставок в будущем.
Само по себе повышение НДФЛ до 15 процентов для 1 процента населения едва ли отразится и на бедных, добавила Суслина. С точки зрения настоящей социальной справедливости и стимулирования потребительского спроса ради разгона экономики было бы лучше пойти по сценарию, который обсуждался еще в 2019 году — не символически повысить сборы для самых богатых, а снизить налоги для самых бедных, сказала Суслина. Однако в таком случае государству пришлось бы искать триллионы рублей для возмещения выпадающих доходов региональных бюджетов.
Другим вариантом могло бы стать обложение налогами не доходов, а расходов богатых россиян, о чем еще в 2019 году говорил Максим Орешкин. В таком случае состоятельный человек, который ведет скромный образ жизни, инвестирует в создание предприятий и помогает улучшать ситуацию с зарплатами внутри страны, не будет подпадать под те же налоги, которые вынужден платить гражданин, который просто ведет роскошный образ жизни и тратит много денег, например, на дорогие автомобили и недвижимость. Подобный подход гораздо более эффективен с точки зрения общего экономического развития страны, чем просто обложение налогами доходов.