суот в школе образец новый 2021
Положение о системе управления охраной труда (СУОТ) с 2021 года
Положение о системе управления охраной труда (СУОТ) с 2021 года
Минтруд анонсировал вступление в силу с 1 сентября 2021 года Примерного положения (ПП) о системе управления охраной труда (СОУТ). Документ заменит Типовое положение о СУОТ в редакции приказа ведомства от 19.08.2016 № 438н. Минтруд разместил текст ПП от 09.03.2021 на официальном сайте публикации проектов НПА https://regulation.gov.ru/ со статусом «Обсуждение завершено».
Какие изменения ждут работодателей с 1 сентября 2021 года в части СУОТ
Изменения в элементах системы управления охраной труда
СУОТ нужна для обеспечения безопасных условий деятельности, профилактики травматизма. Система связана со всеми управленческими процессами на предприятии: планирование производства, кадровое обеспечение, бюджетирование, закупки, технологические процессы, анализ и отчетность. Требования СУОТ обязаны выполнять все сотрудники организации, независимо от трудовой функции, а также подрядчики и посетители.
Из чего состоит СУОТ
Организационная структура — уровни управления СУОТ (совпадает с оргструктурой предприятия)
Документация и записи
Работодатель распределяет ответственность и обязанности по охране труда между всеми структурными подразделениями, единицами, закрепляет их документально:
— производственная бригада или группа
— структурное подразделение (отдел)*
— филиал или дивизион
— организация в целом.
* Уровни введены проектом ПП
Действия по созданию и поддержанию СУОТ в рабочем состоянии:
1. Мероприятия по охране труда:
— управление профессиональными рисками**
— организация и проведение медосмотров
— обеспечение работников СИЗ, лечебно-профилактическим питанием, молоком
— выполнение ПОТ при эксплуатации зданий и сооружений, оборудования, технологических процессах
— расследование и учет несчастных случаев, микротравм, профессиональных заболеваний
— обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха
— взаимодействие с надзорными органами, профсоюзами
— организация и безопасное проведение работ повышенной опасности ***
— работа с персоналом подрядных организаций
— внедрение электронного документооборота по ОТ
— информирование работников об условиях труда на рабочем месте
— внедрение культуры ОТ
— фиксация производственного процесса на цифровые носители (по решению работодателя)
— санитарно-бытовое и медицинское обслуживание работников.
2. Разработка и выполнение корректирующих действий.
3. Управление документацией СУОТ.
Работодатель разрабатывает документы, ведет записи по требованиям ПП:
1. Политика (подлежит пересмотру не реже раза в три года) и цели в области охраны труда
2. Положение о СУОТ с распределением ответственности
3. Управление документацией
4. Перечень процессов ОТ по результатам оценки профессиональных рисков и СОУТ (смотрите п. 1 столбца 2)
5. Порядки, регламенты выполнения мероприятий по ОТ, контроля над их выполнением
6. Документы по результатам СОУТ, ОПР
7. План мероприятий по ОТ
8. Порядок реализации мониторинга и оценки эффективности функционирования СУОТ, результаты мониторинга и контроля
10. Квалификационные требования к персоналу
11. Перечень профессий (должностей):
— освобожденных от обучения
— ответственных за инструктажи и стажировку
— освобожденных от повторных инструктажей
12. Программы инструктажей
13. Положение о комиссии по проверке знаний, приказ о составе комиссии
14. Перечень вопросов проверки знаний
15. Порядки стажировки, обучения первой помощи пострадавшим, проведения инструктажей
16. Порядок выявления и идентификации опасностей, потенциальных рисков возникновения, развития возможных инцидентов, аварий на рабочих местах
17. Порядок действий при инциденте или аварии
18. Порядок расследования инцидентов, аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний
19. Акты расследования с назначением корректирующих действий
20. Инструкции по охране труда
21. Бюджет мероприятий на ОТ
22. Внутренние нормативы обеспечения работников СИЗ
23. Порядок обучения ОТ
24. Акты и записи данных
ГТИ проверяет наличие всех элементов СУОТ и ее состояние при надзорных проверках. Работодатель, который «забудет» написать и выполнить какой-то документ, рискует получить санкции по ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Кому СУОТ не нужна?
Законодатель обязывает внедрять и поддерживать систему управления охраной труда на всех предприятиях — ст. 212 действующей редакции ТК РФ, ст. 214 проекта изменений в раздел Х ТК РФ.
Исключение составляют индивидуальные предприниматели, у которых нет ни одного наемного работника.
Но требования Примерного положения не распространяются на случаи, когда предприниматель не ведет производственную деятельность по уставным документам, и численность работников составляет:
для организаций — до 50 чел.
для субъектов малого предпринимательства и ИП — до 35 чел.
для розничной торговли и бытового обслуживания — до 20 чел.
ПП может не распространяться на организации, которые не ведут производственную деятельность, не имеют производственных структурных подразделений, оборудования — источника вредных факторов с превышением гигиенических нормативов:
с численностью работников от 50 до 100 чел.
при наличии службы или специалиста по охране труда — со штатом от 100 до 500 чел.
Структура СУОТ может быть упрощена путем сокращения организационных уровней на производствах с численностью сотрудников до 100 чел.
Типовое Положение № 438н таких «индульгенций» не содержит. Нормотворец в проекте ПП снизил нагрузку на предпринимателей и разрешил не разрабатывать ворох документации по охране труда.
Но это не освобождает предприятия от выполнения обязательных мероприятий, которые указаны в других нормативно-правовых актах:
инструктажей, обучения охране труда, первой помощи пострадавшим
оценки профессиональных рисков (ОПР)
и др. согласно ст. 214 проекта изменений в ТК РФ.
Читайте про проект изменений в раздел Х Трудового кодекса здесь.
Что делать работодателям до 1 сентября 2021 года?
Мы рекомендуем завершить СОУТ и ОПР. Законодатель определяет эти процедуры как основные при планировании мероприятий по охране труда:
разработке процессов СУОТ
определении потребности в обучении, СИЗ и СКЗ
Работодатель по их результатам решит, нужно ему выполнять ПП или нет. Без опасных факторов необязательно документировать каждое телодвижение. Также работодатель сможет обосновать свою позицию перед инспектором ГТИ.
До 1 сентября есть время заказать аудит охраны труда. Профессионалы проведут проверку деятельности предприятия, расскажут, какие мероприятия и в каком объеме следует выполнять.
Группа компаний «Норматив» оказывает услуги по оценке профессиональных рисков, аудиту охраны труда. И вы всегда можете обратиться к нам за бесплатной консультацией.
Какие документы по охране труда должны быть в образовательном учреждении
Охрана труда — подотрасль трудового права, характеризующаяся большой емкостью и регулируемая огромным количеством нормативных актов. Администрации образовательных учреждений, школ и ДОУ должны в обязательном порядке следовать положениям следующих НПА по охране труда:
Перечень НПА, положения которых обязательны для исполнения администрациями школ и ДОУ, может расширяться и дополняться:
Перечень дополнительных НПА, юрисдикция которых может распространяться на школу или ДОУ, зависит от профиля образовательного учреждения, а также специфики используемой в учебном процессе инфраструктуры.
Так, в большинстве школ и ДОУ есть хотя бы самое элементарное электрооборудование (например, лампы и розетки), поэтому в состав кадровых документов должны входить те, которые предусмотрены приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6.
В соответствии с рассмотренным перечнем НПА в образовательном учреждении предполагается составление таких документов, как:
Можно отметить, что основные программы в сфере охраны труда, которые должны утверждаться в школе, будут такими же, как и в ДОУ. Перечни журналов, положений, планов, договоров и приказов по охране труда в школе и ДОУ в целом тоже будут совпадать.
Принципиально в школах и ДОУ будут различаться только перечни инструкций. Рассмотрим их специфику в образовательных учреждениях обоих типов подробнее.
Документы по охране труда в школе: инструкции
Администрации и кадровой службе школы предстоит разработать инструкции по охране труда:
Сколько хранить инструкции по охране труда? Ответ эксперта на данный вопрос вы найдете в «КонсультантПлюс». Еще больше полезной информации вы получите, если оформите пробный бесплатный доступ к К+.
Документы по охране труда в ДОУ: инструкции
Кадровой службе ДОУ необходимо оформить инструкции по охране труда:
Образец инструкции по охране труда бухгалтера вы найдете в «КонсультантПлюс». Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в материал. Это бесплатно.
Указанные перечни инструкций могут корректироваться в зависимости от специфики штатного расписания в конкретном образовательном учреждении. В обоих типах учреждений должны быть также утверждены инструкции по пожарной безопасности.
Документы по охране труда в школе: программы
Руководством школы должны быть утверждены программы:
В соответствии с п. 3.3 Порядка обучения по охране труда, утвержденного постановлением Минтруда, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29, работодатели обязаны организовывать обучение и проверку знаний в области новых требований по охране труда в случае, если законодатель изменил соответствующие требования. Как известно, с 1 января вступили в силу порядка 40 нормативных актов Минтруда, которыми такие изменения утверждены. Следует отметить, что напрямую ни один из них не затрагивает виды деятельности, основные для образовательных организаций (в том числе средних школ). Вместе с тем в школе могут производиться нижеследующие работы, по которым установлены новые ПОТ:
Указанными работами могут заниматься те или иные структурные подразделения школы (столовые, мастерские, осуществляющие хозяйственное обслуживание). Руководство школы должно, таким образом, провести в отношении работников таких подразделений внеплановые инструктажи и проверку. Решение данной задачи потребует:
Проверка знаний по охране труда может быть осуществлена внутренней комиссией (должна быть утверждена отдельным приказом директора школы), которые сами прошли обучение в специализированных учебных центрах (письмо Минтруда от 14.01.2021 № 15-2/10/В-167).
Документы в школе: журналы
В состав кадрового документооборота школы должны входить журналы:
Результаты проверки знаний сотрудников школы в области охраны труда фиксируются в протоколе заседания комиссии по проверке знаний, по правовой природе идентичном журналам регистрации инструктажей. В ГОСТ 12.0.004-2015 приведены рекомендуемые формы фиксации результатов обучения (формы А.1-А.6). Например, протокол заседания комиссии по проверке знаний по безопасности труда рекомендуется заполнять по форме А.1.
Документы в школе: положения
Руководство школы, а также компетентные сотрудники образовательного учреждения должны будут оформить положения:
См. дополнительно:
Документы в школе: планы
Кадровой службе школы потребуется составить ряд планов:
Документы в школе: договоры и соглашения
Документы в школе: приказы
Довольно объемным может быть список приказов в сфере охраны труда, которые должны быть утверждены руководителем школы. В числе таковых приказы:
Перечень возможных приказов может быть значительно более широким. Это зависит от структуры управления конкретной школой и специфики должностей, предусмотренных штатным расписанием.
Где скачать документацию по охране труда 2021 года для использования в школе
Наши специалисты подготовили для вас перечень документов по охране труда в школе в 2021 году (его можно использовать и в ДОУ), которые необходимо использовать администрациям этих учреждений.
Итоги
Выполнение требований законодательства РФ в области охраны труда для школ и ДОУ предполагает составление ряда важнейших документов. Они могут быть представлены в виде инструкций, программ, журналов, положений, планов, договоров, а также приказов руководства учреждений.
Подробнее об иных задачах, решаемых работодателями в сфере охраны труда, вы узнаете из статей:
СУОТ на предприятии – образец новый 2021: приказ об утверждении и положение
Что такое СУОТ?
СУОТ – сокращенная аббревиатура понятия “система управления охраной труда”. Сегодня мы поговорим о приказе внедрения и положении СУОТ на предприятии – образец новый 2021 года.
Система управления охраной труда (СУОТ) должна создаваться на любом предприятии в России, не зависимо от формы собственности! И это требование закреплено в статье 212 ТК РФ, 4 абзац ТК РФ Статья 212. “Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда: Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить:
Причём создание СОУТ не зависит от количества человек, работающих на предприятии. Ее в любом случае придется создавать. Она нужна для обеспечения безопасности и охраны здоровья работников предприятия.
Разработка СУОТ индивидуально для предприятия проводится на основе Типового положения о системе управления охраной труда, утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 августа 2016 года № 438н и другими, действующими в сфере охраны труда, нормативными актами.
Чтобы внедрить систему управления охраной труда, надо:
Согласно Приказу Минтруда России от 19.08.2016 N 438н, если численность работников составляет менее 15 человек, структура СУОТ может быть упрощенной.
Здесь Вы можете бесплатно скачать образец-пример нового Положения о СУОТ и приказ по ее утверждению и переделать под нужды своего предприятия.
Приказ об утверждении Положения о СУОТ на предприятии: образец новый 2021 года
Как видите, организации могут быть разными по типам собственности – частными и государственными, последние подразделяются – казённые, бюджетные и автономные, также и статус учреждения согласно его Уставу. Но в наибольшей степени имеет значение – род деятельности предприятия, особенности его производства, хотя между всеми организациями есть много общего, все-таки учитывайте специфику работы.
Итак, тело самого приказа. В шапке сообразите:
Государственное казенное учреждение социального обслуживания «Наименование центр социального обслуживания населения»
07 октября 2021 г. г. Наименование населенного пункта/города № 21
“Об утверждении Положения о системе управления охраной труда в ГКУ СО «Наименование ЦСОН”
Руководствуясь приказом министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 августа 2016 года № 438н “Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда”, абзацем четвёртым пункта 3.3. Устава Учреждения (последнее может не быть обозначено),
С приказом ознакомлены:
Ф. И. О., должность работника, подпись и дата.
Приложение к приказу директора ГКУ СО «Наименование ЦСОН» от 07.10.2021 г. № 21.
Положение о системе управления охраной труда в ГКУ СО “Наименование ЦСОН”
1.Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии со статьёй 209 Трудового кодекса РФ, Типовым положением о системе управления охраной труда, утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 августа 2016 года № 438н и другими, действующими в сфере охраны труда, нормативными актами.
Система управления охраной труда (далее – СУОТ) – часть общей системы управления, обеспечивающая управление рискам и в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью ГКУ СО «Наименование ЦСОН» (далее – Предприятие, Организация, Учреждение – что-то одно выберите).
Настоящее Положение определяет порядок и структуру управления охраной труда на Предприятии, служит правовой и организационно-методической основой формирования управленческих структур, нормативных документов. Объектом управления является охрана труда, как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
1.2. Действие Положения распространяется на всей территории Организации, во всех зданиях и сооружениях Предприятия.
1.3. Требования Положения обязательны для всех работников Учреждения.
2.Политика Предприятия в области охраны труда
2.1. Политика Предприятия в области охраны труда (далее – Политика по охране труда) является публичной документированной декларацией Организации о намерении и гарантированном выполнении им обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств.
2.2. Политика по охране труда обеспечивает:
3.Цели Предприятия в области охраны труда
3.1. Основные цели Системы управления охраной труда в Учреждении:
4.Распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами Организации
4.1. Организационно система управления охраной труда в Учреждении является двухуровневой.
Управление охраной труда на первом уровне в соответствии с имеющимися полномочиями осуществляет директор Предприятия. Управление охраной труда на втором уровне в соответствии с имеющимися полномочиями осуществляет специалист по охране труда.
4.2. Порядок организации работы по охране труда в Организации определяется Правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями и в соответствии с требованиями настоящего Положения.
4.3. Директор Предприятия в порядке, установленном законодательством:
4.4. Служба охраны труда.
Служба охраны труда создается для организации работы по охране труда директором Предприятия.
Функции службы охраны труда в Организации возлагаются на специалиста по охране труда, который подчиняется непосредственно директору Предприятия.
Специалист по охране труда в своей деятельности руководствуются законами и иными нормативными правовыми актами об охране, соглашениями (отраслевым), соглашением по охране труда, другими локальными нормативными правовыми актами Учреждения.
Основными задачами специалиста по охране труда являются:
Для выполнения поставленных задач на специалиста по охране труда возлагаются следующие функции:
Специалист по охране труда:
5.Процедуры, направленные на достижение целей Предприятия в области охраны труда
5.1. С целью организации процедуры подготовки работников по охране труда директор Организации своим приказом устанавливает:
5.2. При рассмотрении различных производственных опасностей директором Предприятия устанавливается порядок проведения анализа, оценки и упорядочивания всех выявленных опасностей исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска и с учётом не только штатных условий своей деятельности, но и случаев отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями.
5.3. С целью организации процедуры информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях директор Организации своим приказом устанавливает (определяет) формы такого информирования и порядок их осуществления.
Такое информирование может осуществляться в форме:
6.Планирование мероприятий по организации процедур
6.1. С целью планирования мероприятий по реализации процедур директор Предприятия, исходя из специфики деятельности Предприятия, устанавливает порядок подготовки, пересмотра и актуализации плана мероприятий по реализации процедур (далее – План).
6.2. В Плане отражаются:
7.Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур
7.1. С целью организации контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур директор Учреждения своим приказом устанавливает (определяет) порядок реализации мероприятий, обеспечивающих:
8.Планирование улучшений функционирования СУОТ
8.1. С целью организации планирования улучшения функционирования СУОТ директор Предприятия ежегодно на основании предложений специалиста в области охраны труда и с учетом результатов контрольно-надзорных мероприятий органов государственной власти, предложений работников утверждает план улучшения функционирования СУОТ.
9.Реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания
9.1. С целью обеспечения и поддержания безопасных условий труда, недопущения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости директор Организации устанавливает порядок выявления потенциально возможных аварий, порядок действий в случае их возникновения.
9.2. При установлении порядка действий при возникновении аварии работодателем учитываются существующие и разрабатываемые планы реагирования на аварии и ликвидации их последствий, а также необходимость гарантировать в случае аварии:
9.3. С целью своевременного определения и понимания причин возникновения аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний директор Предприятия устанавливает порядок расследования аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также оформления отчётных документов.
10.Управление документами СУОТ
10.1. С целью организации управления документами СУОТ директор Организации устанавливает (определяет) формы и рекомендации по оформлению локальных нормативных актов и иных документов, содержащих структуру системы, обязанности и ответственность в сфере охраны труда для каждого структурного подразделения работодателя и конкретного исполнителя, процессы обеспечения охраны труда и контроля, необходимые связи между структурными подразделениями работодателя, обеспечивающие функционирование СУОТ.
10.2. В качестве особого вида документов СУОТ, которые не подлежат пересмотру, актуализации, обновлению и изменению, определяется контрольно-учетные документы СУОТ (записи), включая:
11.Заключительные положения
11.1. При изменении действующего законодательства настоящее Положение подлежит пересмотру.
11.2. Во всем остальном, не предусмотренном настоящим Положением, должностные лица Учреждения обязаны руководствоваться действующим законодательством в сфере охраны труда и Типовым положением о системе управления охраной труда, утверждённым приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 августа 2016 года № 438н.
11.3. С настоящим Положением должны быть ознакомлены все работники Учреждения.
Суот на предприятии образец новый 2021
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Суот на предприятии образец новый 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Необходимость составлять положение обусловлена требованиями ГОСТ Р 12.0.007-2009. Следовать нормам ГОСТ в сфере охраны труда должны все российские работодатели (ст. 22 ТК РФ).
Положение о системе управления охраной труда в организации входит в перечень обязательной документации, регулирующей порядок функционирования системы (п. 7.8.5 ГОСТ Р 12.0.007-2009, п. 4.3.4 ГОСТ Р 12.0.009-2009). При этом сотрудники организации должны иметь беспрепятственный доступ к данному положению.
Положение о системе управления охраной труда — образец
Несмотря на то, что составление положения — обязанность, установленная на федеральном уровне, в РФ не приняты нормативные акты, регулирующие, каким образом этот документ должен формироваться и как он должен выглядеть.
В ст. 209 ТК РФ сказано, что в компетенции федеральных органов власти — утверждение типового положения о системе управления охраной труда, которое должно формироваться с учетом мнения органов, осуществляющих регулирование социально-трудовых правоотношений.
Однако пока подобное типовое положение в качестве нормативного документа не принято. Правда, оно опубликовано в виде проекта Минтруда РФ, который сегодня активно обсуждается различными ведомствами.
Данный документ разработан с учетом действующих стандартов охраны труда, принятых в РФ и за рубежом, а также практического опыта ведущих фирм-работодателей. В проекте типового положения содержатся, в частности:
На заседании Российской трехсторонней комиссии, которое прошло в начале февраля 2016 года, было решено, что текущий проект типового положения Минтруда необходимо доработать. Эксперты отметили, что данный документ предполагает возникновение у компаний-работодателей ряда неоправданных рисков.
В отсутствие норм закона, которые регламентировали бы составление положения о системе управления охраной труда, российским работодателям придется работать над формированием данного источника самостоятельно. Изучим, каким образом может быть решена данная задача.
Нюансы оформления положения о системе управления охраной труда разъяснили эксперты КонсультантПлюс:
Структура положенияможет быть представлена такими элементами, как:
Рассмотрим более подробно, какие формулировки могут содержаться в отмеченных разделах.
На титульном листе документа должны иметься:
Обновления документов по охране труда в 2021 году
Здесь может быть приведен список сотрудников, отвечающих за:
Главным из таких органов должна быть служба охраны труда, которую в соответствии с положениями ст. 217 ТК РФ должны учреждать работодатели с численностью штата более 50 человек.
Если в компании работает меньшее количество сотрудников, руководство должно назначить хотя бы 1 ответственного за охрану труда. В этом случае орган управления охраной труда в фирме будет единоличным. Если это сделать невозможно, то функции, связанные с обеспечением функционирования системы охраны труда, должен взять на себя руководитель фирмы или ИП (если бизнес ведется в данной правовой форме). Либо следует привлечь стороннего специалиста по договору подряда и сформировать внешний орган управления охраной труда.
В рассматриваемом разделе можно зафиксировать формулировки, отражающие:
Правила ОТ в ЖКХ (Приказ Минтруда России от 29.10.2020 № 758н) распространяются только на определенных объектах ЖКХ.
Формируют правила по ОТ на предприятия, а также на объектах ЖКХ. К подобным объектам можно отнести жилой фонд, общежития, гостиницы, дополнительные сооружения, оборудования для пляжа и бассейнов, и объекты, которые задействованы в газовой, тепловой сфере, электроснабжении и т.д. Работы в области вобоснабжения и водотведения, цехи, гаражи, склады, объекты культуры, спорта и т.д. Подобные правила обязательны для исполнения независимо от формы деятельности объекта, которые проводят работы в области ЖКХ.
Внеплановый инструктаж нужно проводить после издания приказа по ОТ. Подписанный приказ, нужно зарегистрировать и заверить руководителем предприятия. Если приказ не подписан, то у специалистов по ОТ, нет необходимости проводить инструктаж, а также нет возможности отчитаться перед инспекторами о его проведении.
Для внепланового инструктажа в приказе обязаны быть отмечены такие сведения: когда проводится инструктаж по ОТ; где он будет проведен; количество работников, для которых проводится инструктаж по ОТ; контроль за выполнением документа. Внеплановый инструктаж должен проводить руководитель предприятия. Каждый сотрудник, обязан пройти обучение по ОТ в организации. В данном случае, лучшим вариантом будет Институт Прогрессивных Технологий, который имеет право заниматься обучением по охране труда и получил аккредитацию Минтруда.
Правила по охране труда при работе на высоте, утверждённые приказом Минтруда России от 16.11.2020 № 782н. У нас есть статья, где подробно разобраны все изменения в сравнении с правилами, действующими ранее.
Правила по охране труда в морских и речных портах, утверждённые приказом Минтруда России от 15.06.2020 № 343н.
Правила по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при выполнении лесохозяйственных работ, утверждённые приказом Минтруда России от 23.09.2020 № 644н.
Правила по охране труда при эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, утверждённые приказом Минтруда России от 25.09.2020 № 652н.
Правила по охране труда при проведении работ в метрополитене, утверждённые приказом Минтруда России от 13.10.2020 № 721н вступают в силу с 1 сентября 2021 года.
Правила по охране труда в сельском хозяйстве, утверждённые приказом Минтруда России от 27.10.2020 № 746н.
Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, утверждённых приказом Минтруда России от 28.10.2020 № 753н.
Правила по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве, утверждённые приказом Минтруда России от 29.10.2020 № 758н.
Правила по охране труда при нанесении металлопокрытий, утверждённые приказом Минтруда России от 12.11.2020 № 776н.
Правила по охране труда при проведении работ в лёгкой промышленности, утверждённые приказом Минтруда России от 16.11.2020 № 780н.
Правила по охране труда при производстве цемента, утверждённые приказом Минтруда России от 16.11.2020 № 781н.
Правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта, утверждённые приказом Минтруда России от 18.11.2020 № 814н.
Правила по охране труда при осуществлении охраны (защиты) объектов и (или) имущества, утверждённые приказом Минтруда России от 19.11.2020 № 815н.
Правила по охране труда при проведении полиграфических работ, утверждённые приказом Минтруда России от 27.11.2020 № 832н.
Правила по охране труда при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования, утверждённые приказом Минтруда России от 27.11.2020 № 833н.
Правила по охране труда при использовании отдельных видов химических веществ и материалов, при химической чистке, стирке, обеззараживании и дезактивации, утверждённые приказом Минтруда России от 27.11.2020 № 834н.
Правила по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями, утверждённые приказом Минтруда России от 27.11.2020 № 835н.
Правила по охране труда при осуществлении грузопассажирских перевозок на железнодорожном транспорте, утверждённые приказом Минтруда России от 27.11.2020 № 836н.
Правила по охране труда при выполнении окрасочных работ, утверждённые приказом Минтруда России от 02.12.2020 № 849н.
Новые правила в сфере охраны труда с 1 января 2021
С первого января 2021 года начали действовать новые Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1479 (взамен старых правил - №390 от 25.04.2012 г.).
Мы ранее писали статью об изменениях, которые привнесут эти новые правила. Интересный нюанс – в этих новых правилах впервые прописаны программы дополнительного образования. Видимо, в ближайшем будущем ждем отмену 645 Приказа МЧС.
Лица допускаются к работе на объекте защиты только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется по программам противопожарного инструктажа или программам дополнительного профессионального образования.
Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. № 1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
5. Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, получение дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций в течение первого года работы является обязательным.
Понятие системы управления охраной труда дано в статье 209 ТК РФ и определяется как единый механизм взаимодействующих и связанных между собой элементов, устанавливающих политику работодателя в области охраны труда. Вместе с тем определяются процедуры, позволяющие достигнуть поставленных целей.
В помощь организации при разработке СУОТ приказом Министерства труда было утверждено положение от 19.08.2016 № 438н.
Система является частью менеджмента (управления) организации. Именно она позволяет не только снизить риски опасных и вредных производственных факторов, создать благоприятную, безопасную обстановку на местах, но и повысить производительность труда.
СУОТ представляет собой единство:
Положения и требования СУОТ обязательны к исполнению всеми работниками организации. Для нормального действия системы работодателю необходимо:
Все эти функции необходимо закреплять нормативными документами.
Вся методическая работа, нормативные документы, которые разрабатываются работодателем в области охраны труда, должны быть направлены на:
В связи с этим на СУОТ возлагаются следующие задачи:
Основная ответственность соблюдения норм СУОТ возлагается на руководителя организации. Он вправе выделить специалиста по ОТ или службу, закрепив за ними функции приказом и прописав в должностных инструкциях. Постоянные профилактические мероприятия в сфере ОТ позволяют предупредить производственный травматизм и профессиональные заболевания.
Субъекты малого бизнеса зачастую не считают нужным создавать СОУТ, считая, что она необходима только для производственных процессов и крупных предприятий, где существует риск травматизма. Но они не совсем правы в силу следующих факторов:
Теперь перейдем к вопросу: Обязан ли работодатель создать систему управления охраной труда в организации?
Ответ однозначный – обязан в соответствии со ст. 212 Трудового кодекса. При этом законодательство не разделяет работодателей на крупных и мелких субъектов бизнеса, не устанавливает нормативы по штатной численности и иным критериям.
Конечно, СОУТ для малых форм предпринимательства и крупных субъектов будет различаться по структуре мероприятий и затратам на них. Для первых предусмотрено составление упрощенной системы управления охраной труда и внедрение ее в свой процесс ведения бизнеса.
Инспектор ГИТ может явиться на проверку без предварительного уведомления в течение 20 рабочих дней. Он обязательно запросить все документы, относительно соблюдения требований по охране труда, как в отношении пострадавшего, так и в целом по организации. Это касается положения о СОУТ и кадровых документов для установления законности трудовых отношений с пострадавшим:
Все выявленные нарушения будут отражены в акте с предписанием и сроком об их устранении. По истечении указанного в акте срока инспектор ГИТ снова выйдет на проверку в организацию и проверит исполнение требований акта.
Работодатель, уклонившийся от устранения выявленных нарушений, будет оштрафован на основании протокола об административном правонарушении, составленного инспектором ГИТ. Далее протокол передается вместе с другими материалами по расследованию в суд.
Штраф составляет от 100 до 200 тысяч рублей.
Управление охраной труд на предприятии до 50 человек стоит за работодателем или тем, на кого соответствующие обязанности возложили приказом. Если же в организации более 50 сотрудников, то эти полномочия за специалистом по охране труда.
Так же дела обстоят и с СУОТ. В этом случае все должны действовать сообща, как единый механизм, в том числе и руководитель организации, который будет финансировать данное внедрение 🙂
Но ключевое лицо, отвечающее за функционирование СУОТ, – это специалист по охране труда.
Сразу стоит сказать и про сроки проведения СУОТ, потому как это часто задаваемый вопрос. Дело в том, что он нигде не регламентирован и, конечно же, зависит только от масштабов вашей организации.
Выше мы говорили о том, что можно применять СУОТ в упрощенном виде, если у вас в организации маленькая численность работников. Расскажем подробнее.
Если предприятие, предположим, до 50 сотрудников, срок внедрения может занять, грубо говоря, месяц, а если штат уже более 2000 и есть еще подразделения с разной территориальной локацией, то тут, конечно, разговор уже будет идти о нескольких месяцах, а может и год.
Все зависит от сложности конкретного предприятия и от оперативности работы службы охраны труда и руководителей подразделений.
То есть если у вас ИП, где работает несколько сотрудников, то разрабатывается минимальный пакет документов, например, положение, политика в области охраны труда, возможно, раздел по медосмотрам и обучению, далее смотрите по необходимости. Процедуру обеспечения работников молоком и другим лечебно-профилактическим питанием явно готовить не нужно 🙂
Но чем больше организация, тем больше направлений в каждом разделе (число которых также увеличится) следует охватить. К примеру, в Порядок допуска персонала к выполнению работ, к которым предъявляются дополнительные требования, можно включить все нюансы, предъявляемые к соискателю на вакантное место – какие “корочки” и группы допуска должны быть, какой стаж работы и так далее.
Можно разработать своего рода матрицу, в которой указываются все должности предприятия и требования к ним. И, естественно, такие внедрения и ноу-хау должны быть согласованы с кадрами, профсоюзом и работодателем, но оно того стоит. Хоть и потрудиться придется немало.
Имейте в виду, что если придет с проверкой инспектор или произойдет несчастный случай, то отсутствие СУОТ сразу вскроется.
Подборка Новых Положений о Системе Управления Охраной Труда 2019!
А как часто нужно пересматривать документы, подтверждающие создание и функционирование СУОТ? Какой срок действия?
Конкретного регламента по периодичности проведения и пересмотра документов системы управления охраной труда нет. Но если отталкиваться от тех направлений, которых касается СУОТ, то можно установить срок пересмотра не реже 1 раза в 5 лет.
Потому как СОУТ, инструкции по охране труда, программы инструктажей и прочие ЛНА пересматриваются с такой же периодичностью, логично будет и для системы установить этот же срок.
Но если будут внесены изменения в НПА, технологический процесс, специфику предприятия или откроются новые направления, то СУОТ в данном разделе необходимо в обязательном порядке пересмотреть и проконтролировать функционирование по новым правилам по факту.
В этой заметке постаралась довольно подробно и доступным, простым языком рассказать о том, что это такое СУОТ в организации.
Для чего она нужна и почему важно, чтобы разработанный пакет документов не пылился на полке, а работал и приносил пользу как работодателю, так и работникам.
Ведь СУОТ – это отличный инструмент для снижения травматизма в любой организации, если правильно им пользоваться. Разработав и внедрив систему, можно повысить рейтинг компании в глазах заказчиков и тем самым получать в будущем выгодные контракты и заказы.
Как говорится, все малое – начало большого!
Желаю вам эффективной и безопасной работы!
Если какие-то вопросы по СУОТ остались не охвачены заметкой, пишите в комментариях, будем обсуждать. А если вам нужна помощь в разработке системы, обращайтесь, помогу.
Дорогие и уважаемые наши Заказчики!
Хотим довести до вашего сведения одну очень важную информацию. Наше Правительство, заботясь о качестве предоставляемых в строительстве услуг, а также беспопокоясь о некотролируемом росте стоимости строительства, особенно за бюджетные деньги, внесло в Градостроительный Кодекс Российской Федерации некоторые изменения. Отныне, с 01.01.2020 года, сметную оценку стоимости строительства имеет право проводить только эксперт-сметчик, обладающий квалификационным аттестатом по направлению «Ценообразование и сметное нормирование», выданным Минстроем России.
На сегодняшний день, таких экспертов-сметчиков у нас в стране единицы. Но, Экспертный центр «ИНДЕКС», как ведущая экспертная организация России, в области строительства, заранее побеспокоилась об этом и все наши эксперты-сметчики прошли данную аттестацию. Поэтому в штате нашей организации имеется целый ряд квалифицированных аттестованных специалистов по ценообразованию и сметному нормированию.
Мы, всегда будем рады помочь вам, в любых, даже самых сложных вопросах обоснования сметной стоимости строительства, а также в спорных ситуациях, в том числе с ведомственными и надзорными органами, а также в случае судебных разбирательств.
С уважением, Генеральный директор Волощук Елена Ивановна
Ответ на вопрос, что такое СУОТ, получится достаточно развернутым. Это бизнес-процесс, состоящий из следующих элементов:
На практике система управления охраной труда на предприятии создается поэтапно. Необходимо:
На предприятиях, где работают менее 15 человек, охрана труда имеет упрощенную структуру, но все требования законодательства по ОТ обязаны соблюдаться в полной мере. Таким образом, система управления охраной труда — это комплекс мер по обеспечению безопасности рабочих мест на предприятии (см. типовой документ, утвержденный приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н).
Поскольку система управления ОТ и утвержденное положение о внутренней системе управления охраной труда — это обязательное требование законодательства (ст. 209, 211, 212 ТК РФ), их полное или частичное отсутствие влечет за собой штраф (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП). Для индивидуальных предпринимателей штрафы совсем небольшие — от 2000 до 5000 рублей. А вот если отсутствует положение по СУОТ для предприятия, предусмотрены более серьезные санкции: от 50 000 до 80 000 рублей.
Прежде чем дать определение, что такое СУОТ, зачем она необходима и где применяется, необходимо зафиксировать ее отличие от СОУТ — специальной оценки условий труда. Очень важно не путать эти два понятия: система управления охраной труда — это другой, но не менее важный способ внутреннего регулирования техники безопасности в организации. Речь идет о комплексе взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Она представляет собой совокупность действий и документов, которые охватывают все вопросы безопасного производства работ на предприятии, в том числе должностные и функциональные обязанности всех сотрудников, руководителей и специалистов.
Разработанная и внедренная СОУТ, грамотно составленное положение не только спасет от штрафов, но и позволит выявить слабые места и оптимизировать затраты, как материальные, так и временные. Поэтому, в конечном итоге, грамотно выстроенная и отлаженная система необходима для создания эффективного менеджмента охраны труда в организации, снижения риска несчастных случаев и аварий на производстве и уменьшения связанных с этим затрат предприятия.
СУОТ – сокращенная аббревиатура понятия “система управления охраной труда”. Сегодня мы поговорим о приказе внедрения и положении СУОТ на предприятии – образец новый 2020 года.
Система управления охраной труда (СУОТ) должна создаваться на любом предприятии в России, не зависимо от формы собственности! И это требование закреплено в статье 212 ТК РФ, 4 абзац ТК РФ Статья 212. “Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда: Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить:
Причём создание СОУТ не зависит от количества человек, работающих на предприятии. Ее в любом случае придется создавать. Она нужна для обеспечения безопасности и охраны здоровья работников предприятия.
Образец Положения о системе управления охраной труда в организации
2.1. Политика Предприятия в области охраны труда (далее – Политика по охране труда) является публичной документированной декларацией Организации о намерении и гарантированном выполнении им обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств.
2.2. Политика по охране труда обеспечивает:
3.1. Основные цели Системы управления охраной труда в Учреждении:
4.1. Организационно система управления охраной труда в Учреждении является двухуровневой.
Управление охраной труда на первом уровне в соответствии с имеющимися полномочиями осуществляет директор Предприятия. Управление охраной труда на втором уровне в соответствии с имеющимися полномочиями осуществляет специалист по охране труда.
4.2. Порядок организации работы по охране труда в Организации определяется Правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями и в соответствии с требованиями настоящего Положения.
4.3. Директор Предприятия в порядке, установленном законодательством:
4.4. Служба охраны труда.
Служба охраны труда создается для организации работы по охране труда директором Предприятия.
Функции службы охраны труда в Организации возлагаются на специалиста по охране труда, который подчиняется непосредственно директору Предприятия.
Специалист по охране труда в своей деятельности руководствуются законами и иными нормативными правовыми актами об охране, соглашениями (отраслевым), соглашением по охране труда, другими локальными нормативными правовыми актами Учреждения.
Основными задачами специалиста по охране труда являются:
5.1. С целью организации процедуры подготовки работников по охране труда директор Организации своим приказом устанавливает:
5.2. При рассмотрении различных производственных опасностей директором Предприятия устанавливается порядок проведения анализа, оценки и упорядочивания всех выявленных опасностей исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска и с учётом не только штатных условий своей деятельности, но и случаев отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями.
5.3. С целью организации процедуры информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях директор Организации своим приказом устанавливает (определяет) формы такого информирования и порядок их осуществления.
Такое информирование может осуществляться в форме:
6.1. С целью планирования мероприятий по реализации процедур директор Предприятия, исходя из специфики деятельности Предприятия, устанавливает порядок подготовки, пересмотра и актуализации плана мероприятий по реализации процедур (далее – План).
6.2. В Плане отражаются:
Как разработать положение о системе охраны труда на предприятии
Специалист по охране труда проверяет ведется ли на предприятии:
Как вы понимаете, все эти направления должны быть реализованы. И если есть пробелы, но и нужно наладить каждое направление в рамках внедрения системы управления охраной труда в организации.
Распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами в типовом положении называется — обеспечение функционирования СУОТ.
Закрепите обязанности и полномочия каждого работника в рамках СУОТ документально в локальных актах и трудовых договорах. Если этого не сделать, вся ответственность ляжет исключительно на специалиста по охране труда.
Составьте список всех обязанностей по охране труда предприятия, и распределите обязанности по сферам деятельности.
Оформите приказом ответственных на каждом уровне управления. Кадровик отвечает за обучение по охране труда, руководители структурных подразделений – за управление рисками на своих участках, аудиторы – за проверку СУОТ на предприятии, уполномоченные лица – за планирование мероприятий по улучшению СУОТ, работники – за выполнение требований ОТ и предложения по улучшению системы охраны труда.
Специалист по охране труда отвечает только за координацию и контроль выполнения работ по охране труда (см. профессиональный стандарт специалиста по охране труда).
Согласно ст. 212 ТК РФ, в целом, за организацию работ отвечает работодатель. В свою очередь, работодатель распределяет эти обязанности по охране труда по службам в соответствии с организационным уровнем.
В качестве уровней управления может рассматриваться уровень производственной бригады, уровень производственного участка, цеха, филиала, службы или работодателя в целом.
Поэтому специалисту по охране труда, вместе с вышестоящими сотрудниками необходимо расписать обязанности по охране труда для руководителей структурных подразделений соответствующих уровней, ну и для самих работников.
Каждый начальник структурного подразделения должен отвечать за безопасность своих сотрудников!
Специалист по охране труда встречается с руководителями подразделений, чтобы совместно поставить цели в области охраны труда на предстоящий год.
Цель должна соответствовать политике, должна быть понятна, достижима, и измерена в цифрах. Например, сократить травматизм на производстве, уменьшить количество несчастных случаев, снизить число профзаболеваний на столько-то процентов и т.д.
Чтобы достичь все поставленные цели, необходимо подробно расписать, какие процедуры будем для этого делать. Проведите и закрепите в положении о СУОТ организации следующие обязательные процедуры:
— документ в виде таблички по каждой профессии, какие виды обучения должен проходить тот или иной специалист;
— перечень профессий должностей специалистов, которые проходят стажировку по охране труда с указанием ее продолжительности по каждой профессии;
— перечни профессий должностей работников, проходящих обучение в учебном центре, и у работодателя;
— перечень работников, освобожденных от первичного инструктажа;
— перечень работников, ответственных за проведение инструктажей на рабочих местах;
— вопросы, включаемые в инструктажи по охране труда;
— вопросы, включаемые в обучение и проверку знаний требований охраны труда внутри организации;
— приказ об организации оказания помощи пострадавшим;
— порядок организации и проведения инструктажа по охране труда.
Планирование улучшений функционирования СУОТ проходит не реже одного раза в год.
Важные требования по эффективности функционирования СУОТ на преприятии прописаны в ГОСТ 12.0.230.2-2015 «Системы управления охраной труда».
Чтобы оценить эффективность СУОТ, используйте всю возможную информацию в области охраны труда на своем предприятии (отчет аудитов СУОТ, несчастных случаев, профзаболеваний, предписания проверок инспекцией по труду, аналитические обзоры по отрасли, опыт других организаций и т.д.).
По результатам анализа эффективности СУОТ оформите отчет, в котором запланируйте мероприятия по улучшению системы управления охраной труда.
Чтобы наладить документооборот по СУОТ в организации, руководствуемся приказом 77 «Методические рекомендации СУОТ». В правилах указано, что лица, ответственные за разработку документов по охране труда определяются на всех уровнях управления.
Определите правила, по которым происходит разработка документов, их согласование, утверждение, пересмотра, сроки хранения.
Ведите базу данных документов по СУОТ как в бумажной форме, так и в электронном виде. Разбейте их на папки для удобства поиска.
Создание здоровых и безопасных условий труда на производстве
Система управления охраной труда (СУОТ) — целевая подсистема в системе управления предприятием любой отрасли промышленности.
Основные функции системы :
1. Организация и координация работ в области охраны труда.
2. Планирование работ в области охраны труда.
3. Контроль состояния охраны труда.
4. Учет и анализ показателей состояния охраны труда.
5. Стимулирование работы по ОТ.
Основные функции системы:
1. Обучение работающих безопасности труда и пропаганда охраны труда.
2. Обеспечение безопасности производственного оборудования.
3. Обеспечение безопасности производственных процессов.
4. Обеспечение безопасности зданий и сооружений.
Решение вопросов охраны труда должно обеспечиваться на каждом этапе производственного процесса, на каждом участке производства, на каждом рабочем месте. А это достигается управлением охраной труда.
Управление предполагает активное воздействие на процесс совершенствования условий и охраны труда с целью обеспечения безопасности.
Конечной целью управления охраной труда является обеспечение заданного уровня безопасности в системе “человек – производственная среда”.
Управление охраной труда можно представить как непрерывный процесс последовательно осуществляемых стадий – это оценка параметров условий труда, формирование целей и постановка задач, составление программ действий, оперативное управление программами, оценка эффективного осуществления программ, стимулирование исполнителей.
В решении многообразных задач в сфере охраны труда принимают непосредственное участие руководители предприятия, структурных подразделений, функциональных служб, отдела охраны труда, профсоюзные комитеты, комитеты (комиссии) уполномоченных. В эту работу вовлекаются практически все работники предприятия от руководителя до рабочего.
Организация деятельности администрации и служб предприятия по реализации комплекса мер в повышении уровня охраны труда осуществляется через систему управления охраной труда.
Система управления охраной труда (СУОТ) – часть общей системы управления (менеджмента) предприятия, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью предприятия.
Управление риском – это разработка и обоснование оптимальных программ деятельности, призванных эффективно реализовать решения в области обеспечения безопасности. Главным элементом такой деятельности является процесс обеспечения безопасности. Под безопасностью понимается такое положение или состояние объекта защиты, при котором ему никакая опасность не угрожает.
Система управления охраной труда включает комплекс полномочий, обязанностей, взаимосвязанных целеориентированных мер и действий, направленных на сохранение жизни и здоровья работников предприятия в процессе трудовой деятельности и реализуемых в информационном правовом поле.
Основные задачи СУОТ:
Разрабатываем положение о системе управления охраной труда (СУОТ)
В современных рыночных условиях развития экономики в нашей стране с каждым годом увеличивается число малых и средних предприятий, многие из которых основаны на частной собственности. Так, во Львовской области в начале 2000 года насчитывалось более 40 тыс. малых предприятий и фирм. Понятно, что изменения в экономической и хозяйственной сферах вынуждают к определенной трансформации системы управления охраной труда.
На основании разработок профессора Г.Г. Гогиташвили в современных условиях возникает три центра управления охраной труда: государственное (не административное); управление со стороны руководства предприятия; управление со стороны работников предприятия (рис. 1.3).
Скажем сразу — изменений много и коснутся они без исключений каждого специалиста по охране труда и каждого работодателя.
В своем докладе Георгий Молебнов отметил, что в реализации регуляторной гильотины есть трудности и сложности, которые все же удается преодолевать.
На данный момент Минтруд реализует переход от реагирующей системы к предупреждающим действиям, предупреждающей системе управления, в т.ч. системе управления профессиональными рисками. На самом деле эта работа была начата еще в 2016 году, когда был принят Приказ Минтруда России №438 н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда», в котором описаны, по мнению Минтруда, все существующие опасности. В 2017 Минтруд РФ присоединился к международной программе Vision Zero, на данный момент уже 25 субъектов РФ также присоединились к ней, подписав соответствующие соглашения. Цель этой программы – нулевой травматизм, при этом процедура оценки профессиональных рисков является одной из ее главных составляющих.
Минтрудом был переработан 10 раздел Трудового Кодекса РФ «Охрана труда», который находится на последней стадии согласования. В обновленном разделе предусмотрена отдельная статья по профессиональным рискам. Молебнов отметил, что в России уже многие компании, в основном из крупного бизнеса, достаточно давно проводят оценку рисков и теперь Трудовой Кодекс позволит распространить эту практику на всех работодателей, одновременно систематизировав подход в решении этой задачи.
Важной задачей стоит необходимость обеспечения взаимодействия между всеми существующими процессами в охране труда (обучение, обеспечение СИЗ, медосмотры и т.д.), которые сейчас описаны по раздельности и нет никакого связующего звена. Планируется объединить все эти обязанности в новую единую систему. Все это будет происходить в рамках оценки профессиональных рисков. При внедрении оценки профрисками работодателю будет проще управлять существующими опасностями, которые будут у него выявлены. Точечно управлять 20-30-50 опасностями и проводить финансирование устранения причин этих опасностей намного проще и дешевле, чем соблюдать все существующие на данный момент требования и распыляться на улучшение условий труда на всех недостаточно опасных и рискованных местах.
Отдельно было отмечено, что какого-либо навязывания единой методики проведения оценки профессиональных рисков со стороны государства не будет. Методики на текущий момент уже подготовлены. ВНИИ труда занимается типовыми решениями, которые работодатель сможет использовать в своей практике оценки профрисков. Однако единой методики для всей страны, субъекта РФ или для отдельной отрасли не будет. Работодатель будет вправе использовать любую методику, которую считает наиболее подходящей для себя, в т.ч. собственную, разработанную внутри компании.
Минтруд понимает, что нагрузки на специалистов по ОТ стало больше, в том числе умственной, и существующие нормативы стали неактуальны. Особенно возрастает необходимость пересмотра устаревших нормативов численности в связи с внедрением на предприятиях новой системы управления охраной труда и управления профессиональными рисками. Предостерегая специалистов от завышенных ожиданий, Молебнов отметил: «Не скажу, что в сторону увеличения».
Что должны сделать работодатели в связи с утверждением новых нормативных актов по ОТ:
Кроме того, работодателям необходимо провести оценку профессиональных рисков и постепенно снижать количество рабочих мест с опасными условиями труда (для этих целей рекомендуется внедрять современные технологии производства).
Важные нюансы, затрагивающие нормативно-правовые акты в области охраны труда: