супружеские детско родительские и родственные отношения регулирует
Супружеские отношения и роль родителя
Родительская подсистема включает в себя отношения родителей с детьми. Сюда относятся родительско-детские отношения (отношение родителей к детям) и детско-родительские отношения (восприятие родителей и отношение к ним со стороны детей).
Если супруги не различают две важные семейные подсистемы – родительскую и супружескую, это является источником ухудшения брачно-семейных отношений. Данная тема хорошо раскрыта в работах Б. Хеллингера.
В супружеских отношениях, в отличие от родительских только муж и жена решают, кто из них хороший, кто плохой. Например, жена может сказать мужу: «я не ожидала от тебя такого поведения», или «ты как мужчина поступил не достойно». Мать не должна транслировать это свою личную оценку супружеских отношений детям, тем более с негативным оттенком. Муж плох для нее, для ребенка он может быть только плохим родителем, но не «плохим маминым мужем».
Для поддержания равновесия в семье важно, чтобы у ребенка были отдельные отношения с каждым родителем. Родительская роль – это независимая от супружеской роль. Нет плохих родителей, а есть плохие воспитатели. И ошибочно полагает один из родителей, что может устраниться от своей воспитательной функции, перепоручив ее другому супругу.
Воспитательные возможного отца и матери различны, как и подходы к воспитанию. Но каждый из них несет личную ответственность за воспитания ребенка. Например, если мать учит отца, как воспитывать ребенка она тем самым образовывает отдельное «мы» с ребенком. И это «мы» уже становится оппозицией отцу.
Б. Хеллингер, отмечает, что в родительских отношениях каждый занимается собой как родителем и в ситуации развода ребенок должен оставаться с тем из родителей, который уважает в детях другого родителя.
Между супружескими и родительскими отношениями должна проходить четкая граница. Все что происходит между супругами не должно касаться детей. Лучше не говорить о том, что ребенок родился нечаянно, что его кто-то не хотел из родителей. Точно также не надо матери спрашивать разрешения у ребенка выходить ей замуж или нет. Родитель принимает личные решения и конечно, они затрагивают судьбы детей, но при этом решение принимается только самим родителем.
При втягивании ребенка в супружеский конфликт, могут возникнуть серьезные проблемы. Например, мама рассказывает дочери какой папа плохой муж. Если ребенок вовлекается в конфликт между родителями, он начинает смотреть на отца глазами матери. Психологические последствия таковы – девочка в эмоциональном отношении осталась без отца. И уже во взрослой жизни вместо поиска мужа она будет заниматься поисками «хорошего отца». Наиболее распространенный вариант – девушка выходит замуж на мужчину намного старше себя. Многие брачные потребности остаются неудовлетворенными.
Есть еще один типичный вариант втягивания ребенка в сферу взрослых отношений, когда ребенок исполняет роль буфера в отношениях. В этом случае он берет на себя функции одного из супругов. Например, успокаивает пьяного отца, или готовит еду в отсутствии матери.
А если жена на первое место ставит ребенка, а не мужа, то ребенок начинает чувствовать превосходство над отцом. Например, мать критикует отца, за то, что его часто не бывает дома. Сын подключается к этой критике, жалеет мать, что ведет к усилению его мужской ответственности. То есть он начинает осваивать роль функционального мужа, идет развитие его супружеских отношений с матерью.
Такие недетские роли в собственной жизни повзрослевших детей будут иметь серьезные последствия.
Итак, четкие границы между супружескими и родительскими отношениям, разграничение «Я» как отец (мать) и «Я» как супруг позволяют поддерживать не только благополучие в брачных отношениях, но закладывают основу психологического благополучия детей.
Статья » Психология детско-родительских отношений»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Под родительским отношением 1 принято понимать «систему или совокупность родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним». Родители являются первой социальной средой развития ребенка, которая обеспечивает удовлетворение практически всех его потребностей, в том числе любви и привязанности, в безопасности и защите.
В описании типологии семейного воспитания принято изучение воспитательных родительских установок и позиций. В общем виде были сформулированы оптимальная и неоптимальная родительские позиции. Можно отметить, что оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости, а так же прогностичности. Адекватность родительской позиции определяется, как умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в его душевном мире. Гибкость родительской позиции, можно рассматривать, как способность перестройки воздействия на ребенка по ходу условий жизни семьи. Прогностичность родительской позиции означает, что не ребенок должен вести за собой родителей, а наоборот, стиль общения должен опережать появление новых психических и личностных качеств детей.
Первая роль, «любимчик», возникает тогда, когда родители не испытывают друг к другу никаких чувств, а эмоциональный вакуум заполняется преувеличенной заботой о ребенке. Напротив, при сильной близости супругов друг к другу ребенок раз и навсегда остается в семье только ребенком, «бэби» с очень ограниченными правами. Третья роль, «козел отпущения», возникает в семье, когда супружеские проблемы родителей, взаимное недовольство друг другом переходит на ребенка, он как бы отводит на себя негативные эмоции родителей, которые на самом деле они испытывают друг к другу. «Примиритель» вынужден играть роль взрослого, регулировать и устранять супружеские конфликты, и таким образом занимает важнейшее место в структуре семьи.
Некоторые авторы пытались положить в основу описания типов воспитания степень выраженности эмоционального отношения родителей к своему ребенку. Представлены два крайних типа, а все остальные отличаются по степени выраженности эмоций.
Многие работы, посвященные детско-родительским отношениям, опираются на предложенную Д. Баумринд в 1970-х г.г. типологию стилей семейного воспитания, содержательно описывавшую три основных стиля: авторитарный, авторитетный, или демократический и попустительский. Приведем наиболее популярную на сегодняшний день классификацию стилей родительского отношения.
1. Демократический (разумная любовь; принимающий, авторитетный стиль; ценностное отношение с высокой рефлексией). При данном стиле семейного воспитания, эмоциональная близость с ребенком проявляется, как принятие, тепло и любовь. Требования к ребенку справедливые, с обоснованием запретов. Контроль осуществляется на основе заботы. Модель общения с ребенком – личностно-ориентированная. Тип личностного развития ребенка оптимальный (чувство собственного достоинства и ответственности; самостоятельность и дисциплина, полноценное общение);
2. Авторитарный (автократический; диктат), эмоциональная близость с ребенком чаще отсутствует, хотя и не исключается. Требования к ребенку жесткие, без объяснения причин. Контроль жесткий, некорректный, наказания. Модель общения с ребенком – дисциплинарная, постоянные окрики и угрозы. Тип личностного развития ребенка, при авторитарном стиле семейного воспитания, пассивный (отсутствие инициативы, зависимость, низкая самооценка), агрессивный (ребенок превращается в тирана, подобно родителю), лицемерный.
3. Гиперопека (гиперпротекция, доминирующая гиперопека; «жизнь за ребенка») – проявляется излишняя забота за ребенком. Требования к нему отсутствуют при многочисленных запретах и ограничениях. Контроль за ребенком тотальный, порой чрезмерный. Родители стремятся к тесному эмоциональному контакту. Ребенок вырастает несамостоятельным, зависит от родителей, эгоцентричен, усиливаются астенические черты.
4. Потворствующая гиперопека (потворствующая гиперопека; «кумир семьи») – при рассматриваемом стиле семейного воспитания, наблюдается обожание и любование ребенком. Какие-либо требования отсутствуют, контроль за ребенком слабый, вседозволенность. Модель общения – «жертвоприношение» (максимальное удовлетворение потребностей и прихотей ребенка).
5. Повышенная моральная ответственность (гиперсоциализация) – высокие требования к ребенку сочетаются с пониженным вниманием. Родители чрезмерно озабоченны будущим ребенка, его социальным статусом, учебными успехами. При таком стиле семейного воспитания, ребенок вырастает тревожным и мнительным.
6. Анархический (потворствующий; либерально – попустительский) – требования к ребенку отсутствуют или очень слабые, контроль отсутствует, модель общения с ним «заискивающая» (некретиччное отношение). Ребенок вырастает эгоистичным, приспособленцем.
7. Гипопротекция (безнадзорность; мирное сосуществование) – проявляется безразличие к ребенку, отсутствие к нему тепла. Требования и контроль за ребенком отсутствуют. Родители не вмешиваются в жизнь ребенка. Он вырастает непредсказуемым, гипертимным, асоциотивным.
8. Эмоциональное отвержение (отчужденный; «золушка»; «маленький неудачник») – эмоциональная близость с ребенком отсутствует. Наблюдаются высокие требования к ребенку. Наказания жестокие, строгие. Родители не контактируют с ребенком, он вырастает мечтательным, жестоким. У ребенка возникают трудности в общении; невротические расстройства.
9. Жестокое обращение (агрессивный ) – требования к ребенку отсутствуют, контроль жесткий, лишение удовольствий, унижения, побои. Модель общения с ребенком, враждебная.
Конфликты детей и родителей в контексте
концепций возрастной психологии
Однако важно отметить, что, несмотря на неконтролируемое поведение и активную попытку продемонстрировать возросшую независимость от родителей ребенок испытывает колоссальную потребность в безопасности и предсказуемости окружающего мира, которая может быть удовлетворена только при четко выстроенных и устойчивых границах при взаимоотношении с ребенком.
Кроме того, в период кризиса ребенок испытывает огромную потребность в психологической поддержке и эмоциональном контакте с родителями.
Теоретические представления об особенностях протекания возрастных кризисов обуславливают те задачи, которые стоят перед специалистами в общении с родителями, обратившимися с подобными запросами:
Нормализация поведения ребенка, объяснение его причин и, тем самым, уменьшение уровня родительской напряженности и тревоги,
Помощь родителям в формировании эмоционального контакта со своим ребенком,
Решение этой задачи предполагает как информирование родителей о потребности ребенка в принятии и эмоциональной поддержке, так и обсуждение конкретных способов, с помощью которых этой цели можно достичь. Полезным для достижения эмоционального контакта с ребенком является обучение родителей техникам «Я – высказывания», и «активного слушания».
Помощь родителям в формировании четких границ во взаимоотношениях с ребенком.
Сложности в отношениях между родителями и детьми очень распространены. Конфликты могут возникнуть у родителей с детьми любой возрастной группы: от года – двух до восемнадцати лет.Особенно важным условием для предупреждения детско-родительского конфликта является соблюдение в семейном воспитании следующих принципов:
Открытость и доверительность отношений с детьми;
Оптимистичность взаимоотношений в семье;
Последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
Оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.
Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как:
реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);
реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);
реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий).
Описываются различные подходы к воспитанию детей в конфликтных ситуациях между родителями. Особенно важно:
найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.
сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать спорные вопросы лучше без него.
«Кирпичики понимания»
(рекомендации для родителей)
Принимайте своего ребенка, любите его не за то, что он «умница» или «послушный», а за то, что он есть.
Обратите внимание на те, слова, с которыми Вы обращаетесь к ребенку, когда хотите его о чем-либо попросить. Какую окраску они носят: позитивную, нейтральную или отрицательную? Позитивно выстроенные просьбы гораздо быстрее найдут отклик, а соответственно охотнее будут выполнены.
Очень важным в общении с ребенком является доверие. Доверие помогает решить многие, казалось бы, неразрешимые, проблемы.
Правила, в том числе и запреты, обязательно должны присутствовать в жизни детей. Пусть это будут понятные правила, их не должно быть очень много. Но раз они существуют, их должны придерживаться все члены семьи.
Верно выбранный тон, в котором родитель сообщает свое требование или запрет, поможет избежать лишнего напряжения в общении. Пусть это будет сказано в дружелюбно разъяснительном тоне, с очень весомыми аргументами.
Если ребенок провинился – лишите его чего-то хорошего, а не делaйте плохое.
Комплементарный брак: детско-родительские отношения у супругов
Рекомендую статью коллеги (автор — Геннадий Малейчук): написано очень интересно, «узнаваемо», с примерами и практическими рекомендациями.
Когда мужчина ищет женщину –
он ищет себе маму
Когда женщина ищет себе мужчину –
она ищет себе маму
В данной статье речь пойдет о комплементарности в браке, в котором отношения строятся по принципу дополнительности в виде Родитель-Ребенок. Комплементарный [фр. complementaire – дополнять] – дополнительный, добавочный. В данном случае имеется ввиду функциональная комплементарность, то есть супруг в таких отношениях выполняет для партера родительские функции.
Комплементарные браки могут иметь различные варианты: Отец-Дочь, Мать-сын, Мать-Дочь, но во всех случаях мы имеем дело с позицией Родитель-Ребенок.
Такие браки изобилуют страстями, уровень накала эмоций в них гораздо выше, чем в других браках, а отношения, начиная с первой встречи, обретают качества роковых. Эмоциональные связи между партнерами чрезмерны и по силе привязанности могут конкурировать с кровно-родственными отношениями.
Разорвать такую связь оказывается либо невозможно, либо, если это и происходит, то достаточно сложно, а иногда и трагически. Жить в таких отношениях тяжело, но и без них невозможно. Партнер по браку воспринимается как «крест», который нужно нести.
Отношение друг к другу в такой паре редко остается в «среднем регистре», чаще всего партнеров бросает от полюса «Не могу без тебя жить» до полюса «Я тебя ненавижу».
Что же делает эти отношения такими эмоционально-зависимыми?
Почему они возникают? Какие еще существуют характерные особенности комплементарных браков?
1. Причины возникновения комплементарных браков лежат в структуре личности партнеров. Это, как правило, личности, зависимые от отношений, с неудовлетворенными потребностями в безусловной родительской любви и привязанности.
Партнеры по браку отыгрывают в брачных отношениях детско-родительские сценарии, пытаясь удовлетворить свои неудовлетворенные детские потребности и тем самым завершить отношения со значимыми в детстве фигурами.
В результате их партнер по браку попадает под мощную родительскую проекцию и его образ оказывается нагруженным несвойственными для него функциями.
Пример: клиент С., описывая свои отношения с партнершей по браку, говорит о том, что он чувствует, что она относится к нему, как к отцу: «она как маленькая девочка – капризная, эгоистичная, ненасытная в своих претензиях и желаниях…».
2. Эти браки «перегружены» из-за двойных позиций, которые взвалены на партнера. Следовательно, и функций, которые несет партнер, становится в два раза больше, равно как и ожиданий. Спектр ожиданий к нему намного превышает список собственно партнерских.
Партнер в таком браке чувствует, что он больше, чем партнер. От такого партнера ожидают (и требуют) для себя безусловной любви, безоговорочного принятия и при этом все это без какой-либо благодарности, как само собой разумеющееся. Любви, поддержки не замечают – ее оказывается очень мало по сравнению с претензиями.
Пример: Клиентка К. в контакте производит впечатление обиженной девочки. Жалуется, что у нее много претензий к мужу. Она и сама осознает, что многого от него хочет, да и подружка ей тоже говорит: «Ну и что ты от него еще хочешь? Нормальный у тебя мужик».
На вопрос, какие у нее отношения с отцом, отвечает «никакие». Клиентка живет в расширенной семье, с отцом и матерью. Отношения с отцом дистантные, лишенные каких-либо эмоций. Сама клиентка их описывает так: «Отец, как чужой мне человек, проживающий на одной территории».
3. Мир воспринимается такими людьми, как будто он должен им, к нему много ожиданий и претензий, и, в итоге, разочарований, обид. То же отношение и к Другому.
Партнера с одной стороны идеализируют, с другой – хотят получить от него больше, чем он может дать. У него в итоге появляются ощущения: «Я для тебя больше, чем партнер, я не хочу этого больше…с меня и так достаточно…».
Ранние детские потребности, не получившие удовлетворения от родителей, оказываются спроецированы позже на другие значимые фигуры. В браке такой фигурой становится партнер.
В «браке» с терапевтом – терапевт. В терапевтическом контакте у терапевта возникает ощущение, что перед ним маленький ребенок – капризный, требующий, недовольный, обидчивый, голодный. Клиенты в жизни и терапии занимают экстернальную позицию – не принимают на себя ответственность, ждут чудес, советов, помощи от других и терапевта.
4. В структуре личности этих людей ярко прослеживается инфантильность, эмоциональная незрелость и эгоцентризм. Будучи взрослыми людьми, в своем психологический возрасте они остаются детьми.
5. Такие клиенты являются «пустыми» из-за структурного дефекта в их Эго-идентичности. Их «психические резервуары» оказываются незаполненными, они постоянно испытывают дефицит любви, а их внутренний ребенок остается вечно голодным. В связи с этим они сами не способны «давать» любовь. И это неудивительно, если сам не получил, то не можешь ничего дать другому.
Актуальной оказывается более важная потребность, остальные же уходят в фон. Для такого клиента потребность в безусловной любви оказывается важнее потребности сексуальной, она генетически более ранняя, а, следовательно, более важная.
7. Еще один немаловажный момент – присутствие в таких отношениях символического (психологического) инцеста. Партнер бессознательно воспринимается, ко всему прочему, как родительская фигура, и тогда сексуальная потребность оказывается блокированной.
Клиентка П. рассказывает, что у нее не возникает сексуальных желаний, если отношения с партнером не пронизаны страстью, ревностью, эмоциональным надрывом, огромным чувством собственности, страхом брошенности.
8. Использование в отношениях в случае конфликтов слов «бросишь-не бросишь». Это слова, описывающие детско-родительские, а не партнерские отношения. Можно «бросить» ребенка. С партнером же можно расстаться.
9. В такого рода отношениях партнер остается главной фигурой и с рождением ребенка. Ребенок всегда рассматривается как приложение к партнеру по браку и всегда остается на вторых ролях. И это неудивительно, так как невозможно быть родителем, будучи самому «ребенком».
10. Незавершенные отношения с родительской фигурой в партнерских отношениях завершить оказывается невозможно. Партнер, даже при всем желании, не может быть родителем и удовлетворить спроецированные на него ожидания.
В тех случаях, когда такие браки распадаются, бывшие партнеры вновь создают комплементарные браки и отношения с новым партнером строятся по уже знакомому для них сценарию.
11. У терапевта в контакте с такими клиентами возникает два сильных чувства – жалость и злость. Причем, если злость лежит на поверхности и легко осознается терапевтом, то жалость появляется в результате его эмпатических усилий. За лежащим на поверхности требовательным, наезжающим поведением клиента в глубине просматривается маленький неудовлетворенный ребенок, изголодавшийся по любви, вниманию, заботе, участии.
Психологический портрет партнеров
Рассмотрим, какие же психологические особенности характерны для партнеров, состоящих в комплементарных браках.
Доминирующие потребности
Во всех описаниях клиентов из комплементарных браков красной нитью проходит потребность в принятии и безусловной любви от партнера. Это потребности ребенка к своему родителю. Если родитель в состоянии удовлетворять их, то у ребенка формируется надежная привязанность и как следствие этого потребность исследовать окружающий мир.
В противном случае надежная привязанность не формируется, и у ребенка потребность в принятии и безусловной любви оказывается неудовлетворенной. В последующей жизни такой человек будет пытаться удовлетворять эти потребности в контакте со своим партнером, «цепляясь» за него и предъявляя к нему непосильные для него требования в исполнении неспецифических для него функций.
На партнера по отношениям будет проецироваться образ идеального партнера с соответствующими от него ожиданиями. В партнере будут видеть собственно не партнера, а родителя и предъявлять к нему родительские функции. Невыполнение партнером родительских функций будет порождать претензии, обиды.
Пример. Клиентка С. по моей просьбе описывает образ идеального партнера: «Сильный, мужественный, надежный, заботливый, принимающий, прощающий ее недостатки, потакающий ее слабостям».
Замечаю, что она рисует не образ партнера, а скорее образ отца. Именно отец для своей дочери может быть одновременно и сильным, и принимающим ее безусловно, или, во всяком случае, многое ей позволяющим и прощающим. Взрослые же партнерские отношения предполагают «условную любовь» с сохранением баланса «брать-давать».
Сказанное вовсе не означает, что в партнерских отношениях нет места вышеназванным потребностям. Конечно же, они есть. Другое дело, что здесь они не будут основными. Ведущими потребностями в партнерских отношениях будут потребности в интимной близости и любви между мужчиной и женщиной.
Для комплементарных же браков интимность служит одним из способов удовлетворения потребности в безусловной любви. Партнер вынужден согласиться на такую «взрослую» форму любви в надежде через это «подпитаться» в любви детской.
Идеализация
В силу различных жизненных обстоятельств созависимый партнер не получил опыта разочарования в реальности, так называемую «прививку от реальности». Причины этому могут быть разные. В приводимом уже примере у клиентки С. в возрасте 5 лет трагически погиб отец. Образ отца, а следовательно и мужчины (а отец для дочери первый мужчина) для нее остался идеальным, «законсервированным».
Не случись этой трагедии, клиентка вынуждена была бы (и не раз) в последующих отношениях с отцом разочароваться в нем, свергнуть его с пьедестала (один только подростковый возраст предоставляет для этого богатые возможности).
Образ отца со временем лишился бы идеализациии и становился бы более приземленным, реальным, адекватным. У девочки был бы шанс деидеализировать отца, встретиться с реальным отцом – живым земным человеком с его слабостями, переживаниями, страхами, разочарованиями – что открыло бы для нее возможность реальной встречи с другими мужчинами.
В данном же случае идеальный образ отца остается недосягаемой вершиной для ее возможных партнеров – образ всегда красочнее реальности!
Одной из форм идеализации является присущий созависимым партнерам романтизм. Так как в реальной жизни встретить партнера, соответствующего идеальному образу практически невозможно, такой образ находят в кинофильмах, книгах, либо придумывают. Иногда этот образ является собирательным – далеко не все киногерои способны воплотить в себе все требуемые воображаемые качества!
Пример: Клиентка Е. описывает желаемые отношения со своим партнером следующим образом: «Это будет сильный, уверенный, надежный, заботливый мужчина. Я хочу, чтобы он любовался мной как цветочком, заботился, ухаживал за мной. А я буду радовать его своим присутствием, позволять ему любоваться собой».
Инфантилизм
В восприятии терапевта независимо от паспортного возраста созависимого клиента складывается впечатление, что перед ним маленькая девочка/мальчик. Манера разговаривать, жесты, мимика, взгляды, требования – все эти составляющие качества контакта создают определенные родительские контрпереносные реакции на клиента.
Инфантилизм (от лат. infantilis – детский) определяется как незрелость в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам.
Психический инфантилизм – психологическая незрелость человека, выражающаяся в задержке становления личности, при которой поведение человека не соответствует предъявляемым к нему возрастным требованиям.
Отставание проявляется преимущественно в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранении детских качеств личности.
Одним из наиболее важных факторов развития психического инфантилизма являются родители человека, которые чрезмерно опекают, оберегают ребенка, и, как следствие этого не позволяют ему встречаться с реальностью, продлевая ему детство.
Пример. Клиентка С. После смерти отца воспитывалась матерью. Мать, по ее словам, отказалась от личной жизни и всю себя посвятила своей дочери – ни в чем ей не отказывала, оберегала ее от всех жизненных невзгод. В итоге у С. ярко выраженные инфантильные черты личности – непринятие ответственности, непринятие роли и функции взрослого человека, чрезмерные ожидания от партнера.
Основным критерием инфантилизма можно назвать неумение и нежелание брать на себя ответственность за свою жизнь, не говоря уже о жизни близких людей. Инфантильные люди выбирают себе партнеров, которые бы заботились о них.
В контакте с таким человеком создается ощущение, что на него нельзя положиться в критический момент! В браках такие люди создают семьи, рожают детей и перекладывают ответственность на своих партнеров.
Эгоцентризм
Эгоцентри́зм (от лат. Ego– «я», centrum– «центр круга») – неспособность или неумение индивида встать на чужую точку зрения, восприятие своей точки зрения как единственной существующей. Термин введён в психологию Жаном Пиаже для описания особенностей мышления, характерного для детей в возрасте до 8 – 10 лет.
В норме эгоцентризм свойственен детям, которые по мере развития приобретают способность к «децентрирации», воспринимать мир с других точек зрения. По различным причинам такая особенность мышления в разной степени выраженности может сохраняться и в более зрелом возрасте.
Эгоцентризм (Я-центризм) в отношениях проявляется в сосредоточенности индивида на себе и относительной нечувствительности к другим, поглощенности самим собой, оценке всего сквозь призму своей личности.
При эгоцентрическом восприятие мира индивид считает самого себя центром всего и неспособен видеть происходящее и самого себя глазами других людей, с какой-то иной позиции.
Личность с такой направленностью может испытывать затруднения в непонимании переживаний других людей, отсутствии эмоциональной отзывчивости, в неумении учитывать точки зрения других людей. Других людей такой человек часто воспринимает функционально (люди-функции).
Пример. Клиентка С. решает, расстаться или нет с молодым человеком? Взвешивая «за» и «против», она не говорит о нем как о человеке, о своих чувствах к нему, а описывает своего партнера, как набор функций, перечисляет его «технические» характеристики – образованный, статусный, перспективный, интеллигентный – и приходит к заключению, что такой мужчина не «залежится» на рынке, любая девушка от такого не откажется.
Помните мультфильм о том, как мужик свою корову продавал: «корову свою не продам никому – такая скотина нужна самому»!
Установка брать
У партнеров в комплементарных браках присутствует ярко выраженная «оральная установка». Хронически не удовлетворив в контакте с родительскими фигурами базовые потребности в безусловной любви и принятии, они надеются получить их в новых отношениях, «насосаться» от своих партнеров.
Партнер рассматривается ими как объект, который должен давать. Баланс «брать-давать» в таких отношениях объективно сильно нарушен. Хотя субъективно из-за детской ненасытности в любви созависимому всегда ее мало. От партнера он ожидает выполнения для себя родительских функций с полной самоотдачей.
Пример. Клиент Д., мужчина 30 лет пришел на терапию с проблемой сложностей вступления в отношения с противоположным полом. Не чувствует себя мужчиной, жалуется на неуверенность, низкую самооценку. Живет до сих пор в родительской семье.
С отцом (алкоголик) отношения дистантные, холодные. С матерью на данном этапе отношения контрзависимые. Отец по его описаниям безвольный, в отношении к нему клиент чувствует презрение, отвращение. Мать контролирующая, эмоционально холодная, но навязчивая, нарушающая его границы.
К матери основное чувство – злость, но в фоне есть много страха. В последнее время клиент все острее ощущает потребность в брачных отношениях, хочет создать собственную семью. При обсуждении его отношений с вероятными кандидатами на брак обращаю внимание на брошенные им слова в отношении таких девушек: «Они хотят от меня только одного – выйти замуж и родить ребенка».
Что же так не нравится клиенту в таких вполне естественных намерениях? Он боится, что не он, а возможный ребенок будет занимать его потенциальную супругу. Здесь можно заметить желание клиента быть ребенком для партнера, получать от него безусловную любовь и непринятие на себя мужских партнерских функций – обеспечивать материально семью, быть сильным, надежным.
Несмотря на получившийся не очень симпатичный портрет созависимого партнера, не стоит подходить к таким людям с оценочных, моралистических позиций, и обвинять их в инфантильном, эгоцентрическом поведении.
Их черты личности образовались не по их вине, они сами жертвы определенных жизненных обстоятельств и отношений и ведут себя таким образом, так как по-другому не умеют, да и к тому же часто и не осознают этого.
Прогноз
Как было указанно ранее, в такого рода отношениях партнеры пытаются завершить для себя другие незавершенные отношения – со своими родителями. Однако партнер, даже при всем желании, не в состоянии выполнять родительские функции – безусловно любить и принимать другого.
Следовательно, с помощью партера не удается завершить свои незавершенные отношения. Такой клиент будет бесконечно вступать в отношения, пытаясь снова и снова это сделать, но безуспешно. Единственным выходом в такой ситуации является терапия.
Кратко о терапевтических стратегиях и методах
В качестве методов работы подходящими будут следующие:
PS: Статья, ко всему прочему, имеет еще и диагностическую функцию. Если во время ее чтения вы испытывали раздражение, злость на автора, то можете смело причислять себя к данному описанному здесь типу людей:)