существенные условия лицензионного договора на товарный знак

Существенные условия лицензионного договора на товарный знак

ГК РФ Статья 1235. Лицензионный договор

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 1235 ГК РФ

Лицензиат может использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором. Право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату.

2. Лицензионный договор заключается в письменной форме, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность лицензионного договора.

Предоставление права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации по лицензионному договору подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые предусмотрены статьей 1232 настоящего Кодекса.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В лицензионном договоре должна быть указана территория, на которой допускается использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Если территория, на которой допускается использование такого результата или такого средства, в договоре не указана, лицензиат вправе осуществлять их использование на всей территории Российской Федерации.

4. Срок, на который заключается лицензионный договор, не может превышать срок действия исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации.

В случае, когда в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.

В случае прекращения исключительного права лицензионный договор прекращается.

5. По лицензионному договору лицензиат обязуется уплатить лицензиару обусловленное договором вознаграждение, если договором не предусмотрено иное.

При отсутствии в возмездном лицензионном договоре условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным. При этом правила определения цены, предусмотренные пунктом 3 статьи 424 настоящего Кодекса, не применяются.

Выплата вознаграждения по лицензионному договору может быть предусмотрена в форме фиксированных разовых или периодических платежей, процентных отчислений от дохода (выручки) либо в иной форме.

(абзац введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

5.1. Не допускается безвозмездное предоставление права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в отношениях между коммерческими организациями на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права на условиях исключительной лицензии, если настоящим Кодексом не установлено иное.

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

6. Лицензионный договор должен предусматривать:

1) предмет договора путем указания на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, право использования которых предоставляется по договору, с указанием в соответствующих случаях номера документа, удостоверяющего исключительное право на такой результат или на такое средство (патент, свидетельство);

(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) способы использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

7. Переход исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации к новому правообладателю не является основанием для изменения или расторжения лицензионного договора, заключенного предшествующим правообладателем.

Источник

Как оформить право на продажу товара под чужим товарным знаком

ИП или компания хочет закупать напрямую у производителя товар под условным товарным знаком «Бренд». Производитель является правообладателем товарного знака. Как оформить право на продажу такого товара? Достаточно ли закрепить это условие в договоре поставки или лучше отдельно получить письмо-согласие? Нужно ли заключать лицензионный договор?

Согласно ст. 1477 ГК РФ на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак, которое получено в соответствии со ст. 1481 ГК РФ.

Правообладатель распоряжается товарным знаком по своему усмотрению: например, может заключить с третьим лицом лицензионный договор и передать ограниченные права на использование (ч. 1 ст. 1233 ГК РФ). Контрагент, кстати, при этом не получит весь объем прав владельца знака, а заключение такой сделки не означает, что правообладатель утрачивает исключительное право. Такие последствия повлечет только сделка по отчуждению прав, но не подписание лицензионного соглашения на использование товарного знака.

Лицензионный договор на использование товарного знака заключают по общим правилам, предусмотренным ГК РФ для таких сделок (ст. 1235 – 1237 ГК РФ). С одной стороны выступает лицензиар (правообладатель), с другой – лицензиат (контрагент, который получает по договору ограниченные права).

Продавать товары под его товарным знаком возможно по лицензионному договору, который подчиняется законодательству РФ.

Письмо-согласие или расписка не несет правовой нагрузки и не влечет обязательств в отличие от лицензионного договора. Да, его нужно регистрировать в Роспатенте, это время (около трех месяцев) и расходы – госпошлина на регистрацию. Однако именно лицензионный договор предусмотрит возможные случаи взаимодействия сторон, существенные условия, предусмотренные ГК РФ (а впоследствии исключит судебные тяжбы и гораздо более серьезные траты на юристов).

Имейте в виду, что помимо специальных норм действуют и стандартные требования к договорам: о согласовании существенных условий, о соблюдении предписанной формы и обязательно о том, что у лицензиара должен быть документ на право использования товарного знака.

Вот несколько норм ГК РФ, которые регулируют этот вопрос:

Договор прекращается по истечении тридцатидневного срока с момента получения приобретателем уведомления об отказе от договора, если в этот срок приобретатель не выплатил вознаграждение (п. 5 ст. 1234 ГК РФ).

И еще раз о сроке лицензии: с момента признания патента недействительным заключенные лицензионные договоры прекращают свое действие.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Энциклопедия решений. Лицензионный договор о предоставлении права использования товарного знака

Лицензионный договор о предоставлении права использования товарного знака

К лицензионному договору о предоставлении права использования товарного знака применяются общие правила о лицензионном договоре (ст. 1235 ГК РФ).

Такой договор должен содержать условия, которые являются существенными для лицензионного договора: предмет договора путем указания на товарный знак, право использования которого предоставляется; способы использования товарного знака; размер вознаграждения лицензиара или порядок его определения, за исключением случая, когда в договор включено условие о его безвозмездности.

Поскольку регистрация товарного знака в государственном реестре товарных знаков подтверждается выдачей свидетельства на товарный знак, в лицензионном договоре обязательно указывается номер этого свидетельства (п.п. 5, 6 ст. 1235 ГК РФ в редакции Закона N 35-ФЗ, ст. 1481 ГК РФ). Кроме того, лицензионный договор о предоставлении права использования товарного знака, заключаемый после 01.10.2014, должен содержать перечень товаров, в отношении которых предоставляется право использования товарного знака (п. 1.1. ст. 1489 ГК РФ в редакции Закона N 35-ФЗ, п. 7 ст. 7 Закона N 35-ФЗ).

Отсутствие какого-либо из существенных условий будет основанием для признания лицензионного договора незаключенным (п. 1 ст. 432, п. 5 ст. 1235 ГК РФ). Однако, если одна из сторон приняла исполнение по такому договору (полностью или в части), она не вправе требовать признания его незаключенным, если заявление такого требования с учетом конкретных обстоятельств будет противоречить принципу добросовестности (п. 3 ст. 1, п. 3 ст. 432 ГК РФ в редакции Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ, вступившего в силу с 01.06.2015). В спорной ситуации наличие оснований для признания договора незаключенным по требованию одной из его сторон установит суд.

Срок действия договора не должен превышать срока действия исключительного права на товарный знак, в ином случае он будет считаться заключенным на срок действия исключительного права. Если срок действия в договоре не определен, договор считается заключенным на 5 лет (п. 4 ст. 1235 ГК РФ, пп. 13.5 п. 13 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 26.03.2009 N 5/29). Срок действия исключительного права определяется по правилам ст. 1491 ГК РФ.

Лицензионный договор о предоставлении права использования товарного знака заключается в письменной форме. Несоблюдение этого требования влечет за собой недействительность договора (п. 1 ст. 1490 ГК РФ в редакции Закона N 35-ФЗ). Предоставление права использования товарного знака по лицензионному договору подлежит государственной регистрации. При несоблюдении этого требования предоставление права использования считается несостоявшимся (п.п. 1, 2, 6 ст. 1232, п. 2 ст. 1490 ГК РФ в редакции Закона N 35-ФЗ).

До 01.10.2014 (даты вступления в силу Закона N 35-ФЗ, внесшего ряд изменений в ГК РФ) лицензионный договор о предоставлении права использования товарного знака должен был быть зарегистрирован в Роспатенте (п. 1 ст. 1490 ГК РФ в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 35-ФЗ, Административный регламент. утвержденный приказом Минобрнауки России от 29.10.2008 N 321; Рекомендации по вопросам проверки договоров о распоряжении исключительным правом на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, утвержденные приказом Роспатента от 29.12.2009 N 186). В соответствии с Законом N 35-ФЗ из ГК РФ исключено требование о государственной регистрации такого договора. Таким образом, с 01.10.2014 в случае заключения лицензионного договора, предметом которого является предоставление права использования товарного знака, государственной регистрации подлежит само предоставление права, а не лицензионный договор (см. также последний абзац письма Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 31.10.2014 N 02/21-14928/08).

Лицензиат обязан обеспечить соответствие качества производимых или реализуемых им товаров, на которых он помещает лицензионный товарный знак, требованиям к качеству, устанавливаемым лицензиаром, а лицензиар вправе осуществлять контроль за соблюдением этого условия.

Порядок осуществления такого контроля может быть предусмотрен лицензионным договором.

Независимо от того, осуществляет ли лицензиар контроль за качеством товаров лицензиата, он несет солидарную с лицензиатом ответственность по требованиям, предъявляемым к лицензиату как изготовителю товаров (п. 2 ст. 1489 ГК РФ). Иными словами, требования о возмещении убытков, причиненных ненадлежащим качеством товаров, на которых размещен товарный знак, могут быть предъявлены как совместно к лицензиару и лицензиату, так и к любому из них в отдельности (ст. 323 ГК РФ).

Если товарный знак включает в качестве неохраняемого элемента наименование места происхождения товара, которому на территории РФ предоставлена правовая охрана (п. 7 ст. 1483 ГК РФ), право использования такого товарного знака может быть предоставлено только при условии наличия у лицензиата исключительного права на такое наименование (п. 3 ст. 1489 ГК РФ). Это связано с тем, что распоряжение исключительным правом на наименование места происхождения товара, в том числе путем предоставления его по лицензионному договору, не допускается (п. 4 ст. 1519 ГК РФ).

Внимание

Использовать наименование места происхождения товара может только то лицо, которое обладает исключительным правом на это средство индивидуализации.

Нарушение исключительных прав на товарный знак может повлечь за собой не только договорную ответственность. Продажа или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно используется обозначение, тождественное товарному знаку или сходное с ним до степени смешения, является признаком недобросовестной конкуренции (ст. 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»), что может быть основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ.

Кроме того, незаконное использование товарного знака представляет собой и самостоятельный состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.10 КоАП РФ (см. также постановления ФАС Волго-Вятского округа от 01.11.2010 по делу N А43-955/2010, ФАС Дальневосточного округа от 12.10.2010 N Ф03-6887/2010).

Источник

Статья 1489 ГК РФ. Лицензионный договор о предоставлении права использования товарного знака (действующая редакция)

1.1. Лицензионный договор о предоставлении права использования товарного знака должен содержать наряду с условиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 1235 настоящего Кодекса, перечень товаров, в отношении которых предоставляется право использования товарного знака.

2. Лицензиат обязан обеспечить соответствие качества производимых или реализуемых им товаров, на которых он помещает лицензионный товарный знак, требованиям к качеству, устанавливаемым лицензиаром. Лицензиар вправе осуществлять контроль за соблюдением этого условия. По требованиям, предъявляемым к лицензиату как изготовителю товаров, лицензиат и лицензиар несут солидарную ответственность.

3. Предоставление права использования товарного знака, включающего в качестве неохраняемого элемента географическое указание или наименование места происхождения товара, которым на территории Российской Федерации предоставлена правовая охрана (пункт 7 статьи 1483), допускается только при наличии у лицензиата исключительного права на такое географическое указание или такое наименование.

Комментарий к ст. 1489 ГК РФ

2. Законом от 12.03.2014 N 35-ФЗ исправлена неточность, имевшаяся в предыдущей редакции данной нормы, которая указывала на возможность ограничения права использования товарного знака и применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности. Подобное установление понималось как закрепленная за правообладателем возможность предоставлять право пользования товарным знаком и в отношении всех товаров и услуг, для индивидуализации которых зарегистрирован товарный знак, и для их части. Такое понимание объема предоставляемых прав следовало из положений ранее действовавшего законодательства. В соответствии с абз. 1 ст. 26 Закона о товарных знаках право на использование товарного знака могло быть предоставлено в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован, а не в отношении определенной сферы предпринимательской деятельности. Использовавшаяся ранее формулировка являлась более корректной, учитывая, что объем исключительного права на товарный знак определяется исходя из перечня товаров и услуг, для индивидуализации которых он зарегистрирован, а не из сферы предпринимательской деятельности, где эти товары могут быть использованы, а услуги предоставлены.

3. Подобно договору об отчуждении исключительного права на товарный знак лицензионный договор должен относиться только к охраняемым в Российской Федерации товарным знакам и знакам обслуживания; при этом правообладатель товарного знака может предоставлять право пользования несколькими принадлежащими ему товарными знаками в рамках одного договора.

4. Следует также иметь в виду, что субъектами лицензионного договора (лицензиаром и лицензиатом) могут быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели.

5. При предоставлении лицензии правообладатель может оставить за собой право заключать лицензионные (сублицензионные) договоры с третьими лицами (неисключительная лицензия) (подп. 1 п. 1 ст. 1236). В договоре может содержаться и условие о том, что на срок его действия лицензиар теряет право предоставлять лицензии (сублицензии) третьим лицам (исключительная лицензия) (подп. 2 п. 1 ст. 1236).

6. В рамках лицензионного договора лицензиату может быть предоставлено право на заключение сублицензионных договоров с третьими лицами. Следует, однако, иметь в виду, что указанное право должно быть специально оговорено, иначе сублицензионный договор будет признан недействительным.

7. Следуя традициям российского законодательства о товарных знаках, в п. 2 комментируемой статьи включено указание на те обязательные условия, которые должны содержаться в лицензионном договоре. Такими условиями являются: обеспечение лицензиатом соответствия качества производимых им товаров требованиям качества, установленным лицензиаром, а также предоставление лицензиару права осуществлять контроль за соблюдением этого условия. Иными словами, обязанности лицензиата корреспондирует право лицензиара. Такое установление призвано защитить репутацию товарного знака путем недопущения маркировки товаров, не соответствующих определенным качественным характеристикам.

Хотя ГК и не предусматривается какой-либо ответственности за несоблюдение указанного выше условия (она остается на усмотрение сторон договора), комментируемая статья дает возможность предъявления к сторонам договора различных требований, связанных с лицензионными товарами, в том числе привлечения к ответственности, предусмотренной законодательством. При этом в случаях, когда претензии связаны с товарами, изготовленными лицензиатом, ГК устанавливает солидарную ответственность лицензиата и лицензиара, означающую возможность предъявления требований одновременно и к лицензиату, и к лицензиару.

8. Пункт 3 статьи особое внимание уделяет такой группе товарных знаков, которые содержат в качестве неохраняемых элементов зарегистрированные на территории Российской Федерации наименования мест происхождения товаров. В частности, законодатель устанавливает условие, без соблюдения которого подобные знаки не могут быть предметом лицензионного договора. Таким условием является наличие у лицензиата исключительного права на наименование места происхождения товара, которое является неохраняемым элементом товарного знака, предоставляемого по лицензии.

9. Нельзя также не отметить, что распоряжение исключительным правом на товарный знак может осуществляться по договору коммерческой концессии (гл. 54 ГК).

Источник

Лицензионный договор

Мы продолжаем тему прав на интеллектуальную собственность. Главное правило такое: нельзя использовать чужую работу, пока не разрешил автор. Вот что мы об этом написали:

Юрист Дарья Тимохина рассказывает, как получить права по лицензионному договору. Пока рассказываем о российских лицензиях, о зарубежных поговорим в другой раз.

существенные условия лицензионного договора на товарный знак. Смотреть фото существенные условия лицензионного договора на товарный знак. Смотреть картинку существенные условия лицензионного договора на товарный знак. Картинка про существенные условия лицензионного договора на товарный знак. Фото существенные условия лицензионного договора на товарный знак

Зачем нужен лицензионный договор

существенные условия лицензионного договора на товарный знак. Смотреть фото существенные условия лицензионного договора на товарный знак. Смотреть картинку существенные условия лицензионного договора на товарный знак. Картинка про существенные условия лицензионного договора на товарный знак. Фото существенные условия лицензионного договора на товарный знак

Лицензионный договор — один из способов получить права на работу автора. Без прав нельзя использовать чужое: ни фото из Гугл-картинок, ни музыку с фейсбука, ни твит. Иначе автор может подать в суд и отсудить компенсацию до пяти миллионов рублей.

Лицензионный договор используется в двух случаях. Чаще всего, когда автор передает права не одному клиенту, а нескольким. Так работают стоки с фотографиями, сервисы для бухгалтерии и ЦРМ, дизайнерские студии со шрифтами.

В магазине студии Артемия Лебедева можно купить шрифт по лицензии. Это значит, что такой шрифт может быть у вас и вашего конкурента. Магазин шрифтов на сайте студии Ледебева

существенные условия лицензионного договора на товарный знак. Смотреть фото существенные условия лицензионного договора на товарный знак. Смотреть картинку существенные условия лицензионного договора на товарный знак. Картинка про существенные условия лицензионного договора на товарный знак. Фото существенные условия лицензионного договора на товарный знак

Есть еще одна ситуация для лицензионного договора — когда закон требует заключить такой договор. Речь о программе и товарном знаке. Программист разработал программу, и если компания хочет ее получить, она вправе это сделать только по лицензионному договору.

Чтобы было проще составить договор, мы приготовили шаблон. Шаблон можно скачать и заполнить под себя.

Простая и исключительная лицензия

Лицензия бывает двух типов: исключительная и неисключительная. Разница в том, у кого право использовать работу автора.

Если автор планирует передать права нескольким людям, хоть трем, хоть сотне — он подписывает договор на неисключительную лицензию. Еще она называется «простой».

Если автор передает права одному клиенту и больше никому передавать не будет, у него договор на исключительную лицензию.

Неисключительная, или простая

Фотограф сделал серию снимков с котами и передает ее Шатерстоку. Его фотографии могут быть где угодно: на рекламе банка, обложках тетрадей, календарях

Исключительная

Фотограф снял серию котов, передает ее ООО «Питомцы» и не может передавать кому-либо еще

В договоре необязательно указывать тип лицензии — можно составить договор без упоминания, какая это лицензия, исключительная или простая.

Если в договоре нет типа лицензии, она считается простой и неисключительной. Поэтому клиентам надо обратить внимание на формулировки, иначе может оказаться, что автор вправе передать работу другим компаниям, в том числе конкурентам клиента.

Форма договора

Договор должен быть письменным, устно договориться о лицензии нельзя, это требует 1235-я статья Гражданского кодекса. Зато форму договора можно выбрать на свой вкус.

Есть вариант «бумажного» договора. Например, клиент хочет использовать фотографию, составляет договор, распечатывает и дает фотографу на подпись. Это бумажный договор.

Еще вариант — составить оферту и опубликовать ее на сайте. Оферта нужна, чтобы передавать права разным клиентам.

Фотосток публикует оферту на сайте, и теперь ему не надо бегать с договором за каждым клиентом. Компании нужна фотография, значит, она идет на сайт, смотрит оферту, подписывает и получает фотографию. Фотостоку не надо тратить время на договор.

Правила оферты для лицензионного договора такие же, как для любого другого. О правилах оферты рассказываем в статье Дела.

Кто подписывает договор

Инициатором лицензионного договора может быть любой:

В договоре есть два термина: лицензиар и лицензиат. Лицензиар — тот, кто передает права на работу, например, автор. Лицензиат — кто получает права. Расшифровка есть в начале договора или конце. Можно составить договор так:

существенные условия лицензионного договора на товарный знак. Смотреть фото существенные условия лицензионного договора на товарный знак. Смотреть картинку существенные условия лицензионного договора на товарный знак. Картинка про существенные условия лицензионного договора на товарный знак. Фото существенные условия лицензионного договора на товарный знак

Условия передачи прав

Что клиент вправе делать с работой и на каких условиях — обязательные пункты лицензионного договора. Без них клиент рискует. Партнер сможет оспорить трактовку договора, а суд — решить, что договор вовсе не заключили.

Вот что нужно описать в договоре: на что автор передает права, кому и для какой территории.

На что автор передает права или предмет договора. Как описать предмет, чтобы защитить себя от недопонимания, мы рассказывали в статье Дела. Если кратко, подход такой: чем точнее опишете, тем надежнее договор. Примеры описания:

Автор передает заказчику десять фотографий в формате RAW от 5 марта 2017 года, записанных на диск DVD-R 4.7 GB 1-4x. Сюжет фотографий: портрет девушки с веслом, яблоком, на мотоцикле, качелях, с удочкой, в зимнем саду, квартире, музее, коробке, библиотеке. Фотографии сделаны на фотоаппарат Nikon D3100 kit 18-55.

Администрация предоставляет неисключительную лицензию на использование платформы и оказывает сопутствующие услуги. Платформа — программный комплекс администрации, который расположен по адресу https://tilda.cc.

В каком формате передает: на флешке, диске, ссылкой на электронный архив.

Территория. Территория может быть любой: вся страна, конкретный город или без ограничений. Возможные формулировки:

Лицензиат вправе использовать работу на территории Краснодарского края;

… без ограничения по территории.

Кто получает права. Кажется, это простой пункт: раз компания подписывает договор, значит, у нее права. Это не совсем так.

Компания получает доступ к программе, но программой будет пользоваться не абстрактная компания, а сотрудники. При этом надо разобраться, кого считать сотрудниками: стажеров, только штатных и неуволенных; которые работают в России или где угодно.

Еще вопрос — сколько сотрудников получают доступ и как их считать. Если завтра компания наймет пятьсот сотрудников, они все могут получить доступ? На все вопросы надо найти ответы в договоре.

Если из договора не до конца понятно, кто получает права, можно случайно нарушить условия договора. Поэтому либо компания сама четко прописывает, либо просит партнера. Неправильных ответов здесь нет — главное, чтобы описание не вредило интересам компании.

Что можно делать с работой

В законе нет требований к условиям, поэтому можно ставить любые, которые выгодны правообладателю и клиенту.

Требования ЦРМ Мегаплана: «Право использовать экземпляр программы для собственного потребления без права переделки или иной переработки, без права распространения». Договор и условия целиком, на сайте Мегаплана.

Конструктора для сайта «Тильды»: «Пользователь не вправе изменять, настраивать, переводить или создавать производные продукты, основанные на сайте и элементах библиотеки, а также интегрировать сайт или элементы библиотеки в другие результаты интеллектуальной деятельности». Договор Тильды.

Студии Артемия Лебедева. «Персональные и студенческие лицензии дают право воспроизводить шрифт на одном компьютере и использовать его в личных и некоммерческих проектах.

Студенческая лицензия предоставляет право студенту на бесплатное использование шрифта в учебных некоммерческих проектах в течение всего периода обучения.

Персональная лицензия предоставляет право на использование шрифта для оформления личных документов, сайтов или блогов, не связанных с коммерческой деятельностью». Договор студии Артемия Лебедева.

Для программ есть ограничения: нельзя запрещать действия, которые нужны для работы с ней. Об этом говорит 1280-я статья Гражданского кодекса. Например, нельзя запретить «изучать, исследовать или испытывать функционирование программы в целях определения идей и принципов». Для всего остального ограничений нет.

Правило такое: если в договоре написано «нельзя делать вот так», значит, нельзя. А если запрета нет — значит, всё разрешено. Поэтому прежде чем подпишете договор, убедитесь, что в запрете нет чего-то важного.

Возможность перепродать права

В лицензионном договоре может быть право на сублицензионный договор или, на русском языке, право передавать права кому-то еще. Условие важно, если одна компания получает права на работу, чтобы потом перепродать другой. Например, так делают фотостоки и дистрибьюторы программ.

Нельзя передать права кому-то без письменного согласия правообладателя, это требование 1238-й статьи Гражданского кодекса.

Если согласие на перепродажу понадобится, есть два варианта: написать отдельный документ о согласии или прописать разрешение в лицензионном договоре. В обоих случаях подходит фраза: «Лицензиат вправе заключать сублицензионные договоры. Лицензиат обязан уведомлять лицензиара о таких договорах».

Срок действия договора

В лицензионном договоре обычно есть срок действия. Могут быть фразы:

Договор действует в течение 10 (десяти) лет, начиная со дня его заключения;

… с момента акцепта до момента удаления аккаунта пользователя;

… до полного исполнения всех обязательств.

Формально указывать срок в договоре необязательно. Если срока нет, договор действует и все обязательства в силе. Правда, в этом случае срок устанавливает закон — пять лет. Это норма из 1235-й статьи Гражданского кодекса.

Если компания подписывает договор не с автором, а с правообладателем, надо перепроверить срок договора. Лицензионный договор действует столько, сколько действуют исключительные права. Вот что это значит:

Фотограф передал права на серию с котами фотостоку до 2020 года.

Сейчас 2018 год. Значит, фотосток вправе перепродавать права на серию еще два года.

Если фотосток продаст серию в 2021 году, договор на серию будет недействительным. Автор может подать иск против компании, которая купит фотографии, и отсудить компенсацию до пяти миллионов рублей.

Исключение из правила — права на ноу-хау. Как работать с ноу-хау — тема отдельной статьи. Если нужно разобраться сейчас, о сроке говорится в 1469-й статье Гражданского кодекса.

Подпись на договоре

Подпись для бумажного договора очевидная: клиент и автор расписываются вживую.

Для оферты вариантов больше. Правила оферты для лицензионного договора такие же, как для любого другого — для оферты нужна подпись.

Скаенг продает уроки английского через оферту. Акцепт для оферты — оплата занятий: «При оплате пользователем сервиса, предлагаемого на Сайте и/или использовании cервиса или его отдельных функций, пользователь считается принявшим настоящий договор в полном объеме, без всяких оговорок и исключений (акцепт пользователя)». Договор Скаенга

«Тильда» считает акцептом регистрацию: «Регистрация в специальной форме, размещенной по адресу https://tilda.cc/registration/, является безусловным и безоговорочным принятием (акцептом) пользователем условий данного соглашения». Договор Тильды

Самые частые акцепты — это оплата или регистрация. Такие варианты законные и надежные, их можно использовать в лицензионном договоре.

Проверка прав

Откровенные мошенники встречаются не каждый день. Скорее всего, вот такой ситуации не будет: компания украла программу и теперь перепродает на нее права. А потом появляется настоящий автор и начинает судиться со всеми, кто незаконно использовал его программу. Но как юрист советую перестраховаться.

Хорошо, если в лицензионном договоре есть фраза, которая подтверждает наличие прав.

Цитата договора «Тильды»: «Администрация является правообладателем платформы и ее составных частей (код, дизайн, базы данных, ноу-хау, библиотеки, блоки, шаблоны)». Договор Тильды

Цитата из Мегаплана: «Исключительные права на программу принадлежат лицензиару на основании договора об отчуждении исключительного права на программу для ЭВМ „Мегаплан“, зарегистрированного года, рег. No РД 006 7802(свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ No 2 008 612 405, зарегистрировано в реестре программ для ЭВМ 19 мая 2008 г.)». Договор Мегаплана

Цитата договора дизайнерской студии: «Студия гарантирует, что исключительное право на материалы в полном объеме принадлежит только студии. В случае претензий или исков к заказчику из-за нарушений прав третьих лиц студия урегулирует претензии за свой счет».

Часто по лицензионному договору права продает не автор, а его посредник. Посредником может быть внешняя компания, например, фотосток или маркетплейс — интернет-магазин, который продает чужие программы или услуги.

существенные условия лицензионного договора на товарный знак. Смотреть фото существенные условия лицензионного договора на товарный знак. Смотреть картинку существенные условия лицензионного договора на товарный знак. Картинка про существенные условия лицензионного договора на товарный знак. Фото существенные условия лицензионного договора на товарный знак

Исключительные права работодателя, статья в Деле

Еще посредником бывает работодатель. Например, дизайнерская студия поручает дизайнерам разработать шрифты, они их готовят, и студия их продает клиентам. В этом случае авторы — это сотрудники, а студия — посредник в продажах.

Если покупаете у посредника, лучше убедиться, что у него есть право перепродавать права. У работодателя здорово попросить отрывок из шаблона трудового договора. Подходит цитата со словами о получении исключительных прав. Например:

Все исключительные права на произведения, созданные работником в ходе выполнения трудового договора, принадлежат ООО «Маркиза».

У внешней компании-посредника можно попросить договор между компанией и автором. Автор просто так не передает права на работу, он тоже подписывает договор. Необязательно просить договор целиком, достаточно выдержки, например, начала договора:

Иванов И. И отчуждает исключительные права на фотографии ООО «Лучший фотосток Саратова».

Не факт, что получится собрать подтверждение наличия прав. Если речь о фотографии со стока, и это не редкое извержение вулкана, а обычные котики, можно не тратить время на сбор доказательств.

Если покупаете что-то дорогое — программу или фото с вулканом, советую перестраховаться. Возможно, разбирательства с автором займут больше времени, чем сбор доказательств.

Счет для ИП и ООО в Модульбанке

Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ

Короче

Что написать в договоре

На что правообладатель передает права и в каком формате

Что можно делать с работой и на какой территории

Можно ли перепродавать права

Срок действия договора

Как подстраховаться

Проверить, какая лицензия по договору — исключительная или простая

Убедиться, что у правообладателя есть права на работу

5 ЛЕТ

действует лицензионный договор, если не указать срок

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *