существует ли налог на воду
НАЛОГ НА СКВАЖИНУ С 1 ЯНВАРЯ 2020 ГОДА
31 декабря 2019 года в России истекают сроки так называемой «водной амнистии». Уже с января 2020 года плательщиками налога на забор воды из скважин станут садоводы и огородники. Кого еще заставят заплатить за скважину? Где узнать размер налоговой ставки? Кто будет пользоваться бесплатно?
НАЛОГ НА ВОДУ и ЗАКОН «О НЕДРАХ»
Позиция законодателя такова: недра, в том числе и подземные воды, являются народным достоянием. Следовательно, недропользователь обязан компенсировать расходование «достояния» отчислениями в бюджет.
Вроде бы все логично. Федеральный закон «О недрах» действует в России с 1992 года. Налог платят все, кто использует техническую воду в промышленных масштабах, арендует озера и морские порты, ставит гидроэлектростанции, готовит бутилированную воду на продажу и т.п.
Определенный законом круг плательщиков и порядок налогообложения сохранялся вплоть до конца 2015 года. В 2016 году в Правительстве РФ задумались о налогообложении садовых товариществ и частного сектора. Ведь там тоже используют артезианскую воду в качестве питьевой и для полива. Однако под давлением общественности горькую пилюлю решили «подсластить». Была объявлена так называемая «водная амнистия» для владельцев скважин, которые все еще не получили до 2016 года официального разрешения на водопользование и качали воду без оформления лицензии.
В 2019 году вступил в силу закон о садоводстве и огородничестве. Скважины, находящиеся в коллективном пользовании, подлежат лицензированию, учету потребляемой воды и налогообложению.
КАКИМИ ЗАКОНАМИ И ПОДЗАКОННЫМИ АКТАМИ РЕГУЛИРУЕТСЯ НАЛОГ НА ВОДУ
Налоговый кодекс РФ от 05.08.2000 N 117-ФЗ
Закон о садоводстве и огородничестве от 29.07.2017 №217-ФЗ
Правила охраны подземных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ №94 от 11.02.2016 г.
ПРАВИЛА «ВОДНОЙ АМНИСТИИ»
Гражданам, не оформившим скважины, дали три года на оформление разрешительных документов без проведения дорогостоящих процедур – с 2016 по 2019 год включительно.
В ходе «водной амнистии» владельцев освободили от оплаты госпошлины в размере 7500 рублей за оформление лицензионного соглашения.
Избавили от необходимости заказывать геологоразведочные работы и проходить процедуру госэкспертизы запаса подземных вод.
Под «упрощенку» попали действующие скважины, оформленные гражданами и дачными товариществами ранее или в льготный трехлетний период.
Однако начиная с 2020 года бесплатный порядок оформления перестанет действовать, а за нарушение правил недропользования станут серьезно штрафовать.
Водозабор, не оформленный по всем правилам, использовать запретят. У граждан осталось еще немного времени на подачу заявки и оформление разрешения на водозабор по упрощенной схеме.
Теперь давайте разберемся, кому следует оформить разрешительные документы и в дальнейшем платить налог на воду. А кому можно об этом не беспокоиться.
КАКИЕ СКВАЖИНЫ ОБЛАГАЮТСЯ НАЛОГОМ
Водопользование осуществляется в целях получения коммерческой выгоды; слой, питающий частную скважину, является объектом водозабора для центрального водоснабжения; водозабор происходит с артезианского горизонта.
Ресурсы в подземном водном объекте учтены Государственным балансом запасов полезных ископаемых, к которым относятся питьевые, лечебные минеральные, теплоэнергетические, промышленные и технические воды.
Расход воды превышает 100 м3 в сутки. Как раз в эту категорию плательщиков могут попасть садоводческие и огороднические хозяйства. Речь о скважинах, которые находятся в коллективном пользовании всех членов садоводства или дачного товарищества, и вода из них поступает на все участки.
КАКИЕ СКВАЖИНЫ НЕ ОБЛАГАЮТСЯ НАЛОГОМ
Если эксплуатация скважины не требует получения лицензии. То есть вода используется с так называемого «верховодка» (до 20 метров глубины) и для личных целей – своего дома и огорода. Кроме того, расход не превышает 100 м3 в сутки.
Если расход воды идет на тушение пожаров и ликвидацию последствий стихийных бедствий.
Если вода используется для орошения сельхозугодий, водопоя животных и птиц.
Если вода используется для оборонных мероприятий и в целях охраны безопасности страны.
КАК ГЛУБИНА СКВАЖИН ВЛИЯЕТ НА ИХ СТОИМОСТЬ
Существуют ли налоговые льготы по водному налогу?
Где в Налоговом кодексе написано о льготах по водному налогу?
НК РФ структурирован таким образом, что по многим налогам описание льгот не нужно долго искать — они выделены в отдельную статью. Например:
Узнайте, что предпринять имеющему право на «земельную» льготу физлицу для ее получения.
Внимание! О льготах по земельному и транспортному налогу, налогоплательщики обязаны сообщать ФНС по специальной форме. Подробности см. здесь.
О льготах водного налога кодекс умалчивает — в гл. 25.2 НК РФ отдельной статьи с названием «налоговые льготы» нет. При этом в статьях этой главы все-таки можно найти «льготные» элементы, а именно:
Такие налоговые послабления можно отнести к льготам по ВН, хотя напрямую в кодексе они так не называются. Расскажем о них подробнее.
Когда налог на воду не уплачивается?
Использование водной акватории и откачка из нее воды — это операции с водой, облагаемые ВН. При этом вы можете не платить налог, если:
Полный список не подлежащих обложению ВН операций приведен в п. 2 ст. 333.9 НК РФ.
Как отразить необлагаемые водным налогом операции в декларации по водному налогу, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ бесплатно.
Исчерпывающую информацию, касающуюся водного налога, узнайте здесь.
Освобождение указанных видов водопользования от уплаты ВН позволяет налогоплательщикам на законных основаниях снизить налоговую нагрузку, то есть воспользоваться предусмотренным законодательством налоговым послаблением (льготой).
Как влияет на налоговую нагрузку налоговая политика государства, рассказано в этой публикации.
Целевое разграничение использования воды — условие для применения льготы
Ставки ВН для цели забора воды из водных объектов делятся:
Если вы забираете воду из источника одновременно для общепроизводственных нужд и для водоснабжения населения, можете воспользоваться пониженной ставкой ВН, при условии что разграничите воду по цели использования.
Такое разграничение должно быть:
Какие ставки ВН должен применять налогоплательщик при невыполнении указанных условий по разграничению, расскажем далее.
Применяется ли льгота, если нет лицензии?
Если указанные в предыдущем разделе условия не обеспечены, налогоплательщик права на применение пониженных ставок не имеет, и весь объем забираемой воды будет облагаться по общим ставкам. Такова позиция Минфина (см. письмо от 12.10.2016 № 03-06-05-02/59547). По мнению ведомства:
Проверьте, правильно ли вы определили ставку по водному налогу с помощью разъяснений от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Суды на этот счет рассуждают по-другому. К примеру, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 28.05.2008 № Ф08-2818/2008 указано, что гл. 25.2 НК РФ не обязывает налогоплательщика (при водоснабжении населения) при отсутствии у него лицензии на водопользование уплачивать налог по общей ставке.
Узнайте больше о лицензировании и учете расходов на эту операцию из материалов:
На необходимость ведения раздельного учета воды чиновники Минфина указали в письме от 09.09.2013 № 03-06-05-02/36943. И суды в этом вопросе с ними согласны: в постановлении 17-го арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 № 17АП-10284/16 сказано, что фактические объемы переданной населению воды (в целях применения пониженной ставки ВН) нужно подтверждать документально.
Какая налоговая отчетность содержит информацию о «водных» льготах?
Если вы являетесь плательщиками ВН, обязательным для вас является представление декларации по этому налогу. Среди общего набора информации, необходимого для определения суммы ВН, предусмотрены отдельные строки и для льготируемых ситуаций — они расположены в разделе 2 декларации:
Строка раздела 2 декларации по водному налогу
Занесите сюда данные по лицензии на водопользование (серия, номер и вид лицензии), если вы претендуете на применение сниженной ставки в связи с водозабором для нужд населения
Проставьте в этой строке показатель объема воды, забранной из водного объекта в целях, не признаваемых объектом налогообложения (по п. 2 ст. 333.9 НК РФ)
Укажите здесь цель забора воды в закодированном виде — при водоснабжении населения проставьте цифру «1»
Отразите налоговую ставку за 1 000 м 3 — при водозаборе для нужд населения возьмите ее из п. 3 ст. 333.12 НК РФ
Бланк декларации по водному налогу можно скачать здесь.
Итоги
Среди налоговых льгот по водному налогу можно назвать предоставленную п. 2 ст. 333.9 НК РФ возможность не уплачивать налог в отдельных случаях (если забранная вода используется для ликвидации последствий аварий, обеспечения пожарной безопасности и по другим основаниям).
Если водозабор осуществляется для нужд населения, можно применять пониженные ставки налога. Для этого нужно оформить лицензию и организовать учет фактически переданных населению объемов воды.
Кто и за что оплачивает водный налог
Водный налог относится к прямым налогам, поступления от которого направляются непосредственно в государственную казну. Полный список всех объектов налогообложения, тонкости расчета налога и правила его уплаты описаны в гл. 25.2 НК РФ.
За что конкретно оплачивают водный налог
Ст. 333.8 НК РФ дает точную формулировку плательщика водного налога. Прежде всего, это организации и физ.лица (включая ИП), использующие водные объекты в таких видах деятельности, где требуется особое разрешение (так называемое особое водопользование).
Особым водопользованием принято считать использование разного рода техсредств, инструментов, строений для ведения основной деятельности на упомянутых водных объектах. Чтобы эта деятельность считалась законной, выдается специальная лицензия на основании положений ВК РФ.
Хотя в Налоговом кодексе последнего десятилетия уже нет такого термина, как особое водопользование, его применение хорошо передает суть определения плательщика данного вида налога, впервые озвученного в 2005 г. и ставшего заменой ФЗ «О плате за пользование водными объектами».
СПРАВКА. Налогоплательщиками могут быть предприятия и предприниматели, получившие разрешение на использование в своей деятельности подземных вод, которые также являются природными ресурсами, но регламентируются законом РФ «О недрах».
Согласно п. 2 ст. 333.8 НК РФ не относятся к налогоплательщикам такие предприятия и физ.лица, которые получили в пользование водные объекты в силу соответствующего договора/решения.
Правом принятия решения обладает Правительство РФ, органы муниципальной власти и прочие исполнительные органы, уполномоченные самостоятельно фиксировать плату за водопользование, а также способы его исчисления и уплаты. Все это относится только к договорам и решениям, заключенным с 01.01.2007 года.
Водный налог — это хорошее подспорье в рациональном, бережном отношении к ресурсам природы. Это – своеобразный гибкий инструмент, с помощью которого создается эффективный механизм повышения ответственности пользователей водных ресурсов перед экологией страны и всего мира. Водный налог способствует возмещению неизбежных расходов, связанных с защитой и восстановлением экосистем страны и богатейших водных ресурсов.
Какие объекты облагаются налогом
В п. 1 ст. 333.9 НК РФ приведен список возможных видов деятельности, которые могут быть связаны с допустимым использованием вверенных водных объектов:
Какие объекты не подлежат налогообложению
П.2 ст. 333.9 НК РФ содержит список из 15 пунктов, содержащих виды деятельности, не облагаемые водным налогом. К ним относят:
Налоговая база
Виды использования водных объектов напрямую связаны с расчетом налоговой базы:
Для иных видов деятельности с использованием акватории при расчете налоговой базы потребуется значение ее площади.
Налоговые ставки
На размер ставок водного налога влияют:
По основным видам пользования ставки отражены в п.1 ст. 333.12 НК РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 28.12.2016).
В отношении водоснабжения населения существует индивидуальная налоговая ставка (п.3 ст. 333.12 НК РФ). В 2017 году она равна 107 руб. за 1000 м3 изъятой воды.
Данная ставка распространяется на все организации, так или иначе связанные с подачей воды населению. Все ключевые моменты, связанные с таким родом деятельности, должны быть зафиксированы в договоре на пользование водными объектами и подтверждены лицензией.
ВАЖНО. Ставки водного налога применимы при изъятии воды в лимитированных пределах. Если лимит был превышен, ставка будет пятикратно увеличена. При отсутствии прописанных в лицензии допустимых пределов лимит на 1 квартал рассчитывается как ¼ стандартного годового оборота.
С 2015 года к налоговым ставкам применяются корректировочные повышающие коэффициенты, размер которых определен на законодательном уровне до 2025 года (п.1.1 ст. 333.12 НК РФ). Начиная с 2026 года, показатели будут рассчитываться на основе фактического роста/снижения цен за предшествующий год. Ежегодно коэффициент будет применяться к установленной ставке предыдущего года.
Налоговые ставки выражаются в рублях и округляются до полного нуля по правилам округления.
НК РФ не рассматривает налоговые льготы, а значит, на местном уровне их тоже нет, так как этот налог федеральный.
Налоговый период и сроки уплаты налога
За налоговый период принимается квартал. Налогоплательщик обязан самостоятельно рассчитать общую сумму налога за квартал и произвести оплату в течение 20 дней после его окончания.
Декларацию предоставляют в налоговую службу, расположенную по месту нахождения используемого объекта. Исключение составляют крупные налогоплательщики, которые подают документы в тот налоговый орган, где состоят на учете. Иностранные граждане должны подавать сведения и оплачивать налог в ФНС по месту, где была выдана лицензия.
Порядок исчисления водного налога
Ст. 333.13 НК РФ описывает довольно простой порядок расчета налога. Последний является результатом произведения размера налоговой базы и повышающего коэффициента, соответствующего текущему году.
В отношении каждого вида пользования налог нужно рассчитывать отдельно, как и в отношении самих водных объектов. Для получения общей суммы налога, оплачиваемой в бюджет, полученные результаты суммируются.
Пример расчета налога
Допустим, некая фирма, располагающая лицензией и имеющая необходимые водоизмерительные приборы, в 2016 году осуществляла забор воды в реке Дон Поволжского района для поддержания производственного цикла. Квартальный лимит – 280 000 м3. Фирма в I квартале превысила лимит на 10 000 м3. Необходимо правильно рассчитать водный налог за I квартал.
Решение.
Налог в пределах лимитированного объема воды:
280 000 м3 * 360 руб * 1,32 / 1000 м3 = 133 056 руб.
Налог за объем воды сверх лимита:
10 000 м3 * 360 руб * 1,32 *5 / 1000 м3 = 23 760 руб.
Когда скважина на участке не обязывает к уплате водного налога
Минфин разъяснил, надо ли платить водный налог при заборе воды из скважин и колодцев собственниками и пользователями земельных участков, а также при пожаротушении.
В письме от 07.08.2020 № 03-06-07-02/69203 отмечается, что плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, в том числе ИП, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ право пользования подземными объектами возникает по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
По действующему законодательству не требуется оформление лицензии на добычу подземных вод из первого от поверхности водоносного горизонта на тех участках, где он не является и не может являться источником централизованного водоснабжения, а используется только для удовлетворения нужд землевладельцев (землепользователей).
При этом предполагается, что использование воды осуществляется для хозяйственно-питьевых и технических целей, а отбор производится с помощью простейших водозаборных сооружений (копаные и забивные колодцы, малодебитные скважины, каптажи небольших родников).
Данное положение относится и к использованию недр для водоснабжения индивидуальных приусадебных участков, небольших фермерских хозяйств, садовых участков и других мелких объектов.
Кроме того, законом о недрах определено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право использовать для собственных нужд подземные воды, объем извлечения которых составляет не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, без получения соответствующих разрешений (лицензий).
Под использованием для собственных нужд подземных вод в целях данной статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.
Согласно Водному кодексу, забор (изъятие) водных ресурсов для тушения пожаров допускается из любых водных объектов без какого-либо разрешения, бесплатно и в необходимом для ликвидации пожаров количестве.
Таким образом, при заборе воды из одиночных скважин и колодцев с применением бытовых насосов, обустроенных собственниками и пользователями земельных участков, при использовании первого от поверхности водоносного горизонта, если такой водоносный горизонт не используется и не может быть использован для централизованного питьевого водоснабжения, а также при пожаротушении водный налог не уплачивается.
Водный налог платят организации и предприниматели, использующие водные объекты РФ. Из материалов нашей рубрики, посвященной этому налогу, вы узнаете о перечне объектов обложения, нюансах расчета и уплаты налога, а также сроках его перечисления и размерах ставок.
Какая глава Налогового кодекса регулирует взимание водного налога
Порядок определения размера водного налога прописан в гл. 25.2 НК РФ. Водный налог должны платить пользователи следующих водных объектов: морей (и их отдельных частей, например, проливов, бухт, лиманов), рек, озер, болот, родников, гейзеров, ледников.
Водный налог был внедрен в экономическую практику страны в 2005 году. Поступления от него направляются в федеральный бюджет.
Чтобы использовать водные ресурсы государства, сначала нужно получить специальное разрешение:
В 2015 году в статьи НК РФ, регулирующие водный налог, были внесены поправки — появились повышающие коэффициенты. Согласно внесенным поправкам к 2025 году налог вырастет в 4,5 раза, а по добыче минеральной воды дополнительный коэффициент увеличит его в 10 раз.
С каким коэффициентом рассчитывается водный налог в 2017 году, узнайте из сообщения «Водный налог 2017: что нового?».
Плательщики водного налога и объект налогообложения в 2018–2019 годах
Все водные объекты принадлежат государству. Оно не может продать озеро или море отдельной компании, но может передать его в пользование за плату. Согласно законам нашей страны гражданин может иметь в частной собственности только небольшой водный объект, который не имеет связи с крупными водными объектами. То есть нельзя купить озеро или участок реки, а вот пруд или использованный карьер, заполненный водой, можно.
Плательщиками водного налога являются юридические и физические лица (в том числе предприниматели), которые используют водные ресурсы и имеют лицензию на водопользование. Водный налог платится не только по ресурсам вод на поверхности, но и под землей (например, за добычу минеральной воды).
Однако водный налог платится не за любые действия с водными ресурсами, а только за специальное или особое использование воды. Специальное водопользование — такое, в ходе которого происходит изменение водного объекта или территории вокруг: постройка на озере пляжа или пристани, а на реке — ГЭС. Забор воды и сплав древесины тоже объекты обложения водным налогом.
Особое водопользование необходимо для обеспечения нужд госорганов, например, обороны или энергетики.
Водным налогом не облагается использование воды:
Перечень прочих видов водопользования, не облагаемых налогом, приведен в НК РФ.
Помимо специального и особого, есть еще общее водопользование (когда жители страны купаются на море, ловят рыбу, сплавляются по рекам). В этом случае платить водный налог не нужно.
В 2007 году в РФ вступил в действие Водный кодекс, согласно которому нужно перечислять плату за пользование водным объектом по договору водопользования. Фирмы, заключившие данный договор после вступления в силу Водного кодекса, водный налог не платят.
Подробнее о том, кто должен платить налог и как определяется налоговая база, читайте в этой статье.
НК РФ не предоставляет никаких льгот по водному налогу. В 2014 году премьер-министр РФ предполагал освободить от уплаты нескольких налогов, в том числе водного, жителей Крыма, однако данная инициатива дальнейшей реализации не получила.
Когда можно применять пониженные ставки по водному налогу, узнайте из статьи «Существуют ли налоговые льготы по водному налогу?».
Порядок расчета водного налога согласно НК РФ
Налогоплательщик сам считает сумму налога к уплате в бюджет. Чтобы рассчитать водный налог, нужно знать ставку налога и налоговую базу. Если у предприятия несколько водных объектов, общий размер налога определяется как сумма платежей за каждый объект.
Алгоритм определения налоговой базы зависит от вида водопользования и типа самого объекта:
Ставки водного налога устанавливаются в зависимости от типа водного ресурса и экономического района. Например:
Кроме того, государство устанавливает лимиты водопользования, за превышение которых придется заплатить в 5-кратном размере. Дифференцированные ставки и установление лимитов позволяют контролировать промышленную нагрузку на водные ресурсы и стимулировать экономное природопользование.
Какие коэффициенты применяются к ставкам водного налога в 2018 году, узнайте здесь.
Чтобы разобраться со всеми тонкостями расчета водного налога, мы подготовили подробный пример исчисления налога по забору воды с учетом того, что рассматриваемая организация допустила сверхлимитное использование.
Срок уплаты водного налога и сдачи отчетности
Водный налог рассчитывается ежеквартально по месту нахождения объекта налогообложения. Организация может не находится на той же территории, что и сам объект, поэтому для уплаты налога и сдачи декларации нужно зарегистрироваться в ИФНС, на чьей территории расположен водный ресурс.
ВАЖНО! Если налогоплательщик относится к крупнейшим, показатели которого, например, выручка или сумма уплаченных налогов за год, исчисляются миллиардами, то отчитываться по водному налогу он должен в ту ИФНС, где зарегистрирован как крупнейший. Иностранные компании и физлица, помимо отчетности в налоговую инспекцию по водному объекту, сдают копию декларации в ИНФС по месту органа, выдавшего «водную» лицензию.
Отчетность по водному налогу сдается каждый квартал. Для того чтобы вы могли правильно заполнить декларацию, мы подготовили статью-подсказку. Форму декларации можно увидеть и скачать в материале «Декларация по водному налогу 2017». Для проверки правильности заполнения воспользуйтесь контрольными соотношениями. О том, где их посмотреть, читайте в публикации «Опубликованы контрольные соотношения по водному налогу».
Сроки уплаты водного налога устанавливаются федеральным законодательством. Данный платеж налогоплательщик перечисляет ежеквартально в срок, указанный в ст. 333.14 НК РФ.
Государственные органы РФ регулируют использование водных ресурсов с помощью 2 нормативных документов: Налогового и Водного кодекса. Соответственно, предприятия вносят либо водный налог, либо плату за пользование водным объектом по договору водопользования.
За последние годы нормы, регулирующие водный налог, изменились незначительно (НК РФ дополнили рядом новых положений, в том числе установили коэффициенты, призванные корректировать сумму налога к уплате в соответствии с ростом потребительских цен и др.). Какие еще изменения внесут законодатели в водный налог, узнавайте первыми из материалов рубрики «Водный налог».