существуют определенные виды кодификационных актов в частности ответ
Существуют определенные виды кодификационных актов в частности ответ
Тесты | Курсовые | Практика запись закреплена
Система права – это …
совокупность отраслей права, которые выражают и защищают частные интересы отдельных лиц
совокупность относительно обособленных юридических норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений внутри отрасли права
+объективно обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение права, выражающееся в единстве и согласованности действующих в государстве
правовых норм и разделении права на относительно самостоятельные части нормы, институты и отрасли права
совокупность отраслей права, поддерживающих и охраняющих политический строй, устанавливающих ответственность за нарушение существующей системы
общественных отношений
Соблюдение норм права отличается …
активными действиями по исполнению юридических обязанностей, требований обязывающих норм
разрешением конкретного юридического дела компетентными государственными органами путем принятия соответствующего индивидуального акта
пассивным характером
Первичным элементом системы законодательства является …
отрасль права
глава кодекса
+норма права
статья закона
Правовой обычай – это …
+связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и
функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации
правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного времени и санкционировано государством в качестве
общеобязательного правила
исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку людей в силу многократного и длительного применения
правила поведения, регулирующие отношения участников
общественных объединений
Правовая система – это …
+совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих средств, регулирующих общественные отношения, а также элементы, характеризующие уровень
правового развития той или иной страны
совокупность национальных правовых систем в рамках одного типа права, выделенная на основе общности исторического пути её формирования, доминирующих
источников, структуры права, особенностей правоприменительной деятельности, понятийно-категориального аппарата юридической науки и др.
одна из основных правовых семей современности, основанная на римском праве
Правомерное поведение по его объективной стороне делится на …
индивидуальное и групповое
действие и бездействие
юридические акты и юридические поступки
конформистское и обычное
Правотворчество – это …
деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм
составная часть более широкого явления – правообразования – процесса, который состоит из объективно складывающихся правовых предпосылок под влиянием
общественной необходимости и деятельности государства по созданию нормативно-правовых актов
нормативно упорядоченная деятельность высшего представительного органа государства по принятию федерального закона
Деликтоспособность – это способность лица …
иметь специальные обязанности
своими действиями осуществлять свои обязанности
нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения
быть участником правоотношений
Систематизация нормативно-правовых актов – это …
обособленная часть качественно однородных общественных отношений
исторически сложившаяся, объективно существующая внутренняя структура права, определяемая характером регулируемых общественных отношений
упорядочение действующего нормативно-правового материала, объединение его в единую, стройную, внутренне согласованную систему
Гипотеза – это …
часть юридической нормы, содержащая правило поведения
часть юридической нормы, указывающая на условия, при которых норма действует часть юридической нормы, указывающая на неблагоприятные последствия, возникающие вследствие нарушения этой нормы
необходимый для возникновения правоотношения юридический факт
Правило поведения, в результате многократного повторения вошедшее в привычку людей, использование которого санкционировано государством, – это …
обычай
судебный прецедент
нормативно-правовой акт
правовой обычай
Метод правового регулирования – это …
определенная совокупность однородных общественных отношений, регулируемых правом процесс поэтапного осуществления юридических норм, содержащихся в нормативных актах, в правомерном поведении субъектов через систему специальных юридических средств
определенные средства, приемы, способы воздействия права на общественные отношения
Отрасль права …
включает в себя институты права
входит в институты права
образует предмет системы права
состоит из нормативно-правовых актов и других источников права
Правовые отношения …
возникают вместе с государством
возникают на основе норм права
обеспечиваются привычкой или силой общественного мнения
охраняются государством
Юридический факт – это …
содержание гипотезы юридической нормы
обстоятельства, порождающие юридические последствия
потребности, под влиянием которых субъекты права вступают в правоотношения необходимый элемент состава правоотношений
Законы в Российской Федерации принимает …
Государственная Дума РФ
Федеральное Собрание РФ (ФС РФ)
Совет Федерации ФС РФ
ФС РФ и Президент РФ
К основным функциям права относятся …
общесоциальные и классовые
внутренние и внешние
регулятивные и охранительные
Неверно, что видом инкорпорированных актов являются …
сборники
собрания
положения
своды законов
Процессуальное право …
регламентирует юридические процедуры, устанавливая порядок применения норм материального права, и направлено на достижение конкретного юридического результата
выступает регулятором общественных отношений, облекает их в правовые нормы, которые в итоге становятся основой позитивного права
регламентирует активные действия по реализации субъектами прав и возложенных на них обязанностей как средств правового регулирования
Обратная сила закона – это …
продолжение действия норм закона после его отмены
вступление в юридическую силу нормативно-правового акта
распространение действия норм данного закона на юридические факты, возникшие до его вступления в юридическую силу
утрата им юридической силы
Правоотношения – это …
воплощение предписаний в реальной деятельности субъектов права, превращение их требований в правомерное поведение
часть общественных отношений, урегулированных нормами права, субъекты которых являются носителями субъективных прав и субъективных юридических обязанностей
правила поведения, которые формируются в обществе и представляют собой суждения о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести, совести, долге
явления окружающего мира, по поводу которых возникают субъективные права и субъективные юридические обязанности
Структура исходных норм включает …
только диспозицию и санкцию
гипотезу, диспозицию и санкцию
вводную, описательную и регулятивную части
… имеет отношение к систематизации нормативных правовых актов
Учет правовых норм
Соблюдение юридических норм
Санкционирование юридических действий
Правовая доктрина
Юридическая техника – это …
толкование юридического документа
рассмотрение юридических коллизий
совокупность определенных правил, средств и приемов, используемых юристами при разработке и реализации правовых предписаний
К структурным элементам системы права можно отнести …
норму права как первичный, исходный элемент системы права предмет и метод правового регулирования
отрасль права и подотрасль права
институт права и субинститут права
механизм правового регулирования
Существуют определенные виды кодификационных актов, в частности …
своды законов
кодексы
положения
регламенты
В … нормах права наиболее четко выражен их представительно-обязывающий характер декларативных
дефинитивных
регулятивных
охранительных
– это часть юридической нормы, указывающая на неблагоприятные последствия, возникающие вследствие нарушения этой нормы
Гипотеза
Диспозиция
Санкция
Нормативное предписание
Суть систематизации нормативно-правовых актов заключается в том, что …
подготавливаются проекты новых актов, предложения об изменении и дополнении действующих
вновь принятые нормативные акты, а также прежние сохраняющие свое значение, группируются
по определенной системе и сводятся в собрания, сборники законодательства
это правовая связь, основанная на общих правах и обязанностях, субъект которых не имеет поименной индивидуализации
сопоставляются и анализируются изданные в разное время действующие акты
Право, в отличие от иных социальных норм, …
письменно закреплено
регулирует поведение большого количества людей
создается людьми в процессе целенаправленной деятельности
постоянно меняется
Сопоставляя право и мораль по кругу регулируемых общественных отношений, можно отметить, что …
они регулируют одни и те же отношения
право регулирует наиболее важные общественные отношения
они регулируют одни и те же отношения, но при этом существуют отношения, которые
регулируются только моралью, и есть отношения, которые регулируются только правом
право регулирует любые отношения
Юридические факты подразделяются две группы – …
юридические акты и юридические поступки
правомерные и противоправные
события и действия
правообразующие и правопрекращающие
Расположите в правильной последовательности стадии законотворческого процесса:
Обсуждение и принятие законопроекта Государственной Думой РФ
Одобрение закона Советом Федерации РФ
Подписание закона Президентом РФ
Официальное опубликование закона
Юридическая сила нормативного правового акта зависит от …
времени его издания
территориальной юрисдикции правотворческого органа
компетенции правотворческого органа, специфики регулируемых отношений и вида
нормативного правового акта
его названия
Отрасли материального права …
регламентируют юридические процедуры, устанавливая порядок применения норм материального права
регулируют предметные отношения, т.е. базовые, составляющие основу системы права регулируют совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств
Источниками (формами) права являются …
материальные и духовные отношения в обществе
способы внешнего выражения и закрепления содержания норм права
программы политических партий и иных общественных объединений
договоры нормативного содержания, религиозные тексты, обычаи
Различия между нормой права и нормой морали – в том, что …
они исторически возникают в разное время
норма права по сфере применения шире нормы морали
право формируется государством, а мораль существует в сознании общества
право принуждает, а мораль убеждает
право формально, а мораль не укладывается в конкретную форму
Результатом санкционированного нормотворчества является …
нормативно-правовой акт
правовой обычай
акт, принятый на референдуме
нормативный договор
Упорядочение отношений осуществляется через систему …
регулирования поведения большого количества людей
объединения деятельности различных людей и их общностей ради достижения совместных целей
нормативного регулирования
систему государственной власти
Наиболее удобная форма учета нормативных актов – …
электронная
журнальная
карточная
Правовой обычай – это …
соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений
судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел
исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям
В основании деления системы права на отрасли заключаются два критерия, такие как … характер источников права
предмет правового регулирования
метод правового регулирования
субъективная воля законодателя
воля законодателя, опирающаяся на структуру общественных отношений
Легализация документов – это …
унификация и стандартизация
нотариальное удостоверение и регистрация
придание им юридической силы
Решение суда или административного органа по конкретному делу, которому придается характер правила, нормы, – это …
правовой обычай
судебный прецедент
нормативно-правовой акт
правовое обыкновение
Публичное право – это …
естественное право
совокупность норм различных отраслей российского права
функционально-структурная подсистема права, регулирующая отношения в сфере
государственной власти
… метод правового регулирования – это способ воздействия, предлагающий субъектам права наиболее целесообразный вариант поведения
Императивный
Диспозитивный (автономный)
Поощрительный
Рекомендательный
Закон – это …
решение суда по конкретному делу, которому придан нормативный характер
любой нормативно-правовой акт
правило, ставшее привычным в том или ином обществе, соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением
обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти
Предмет правового регулирования – это …
процесс поэтапного осуществления юридических норм, содержащихся в нормативных актах, в правомерном поведении субъектов через систему специальных юридических средств
определенная совокупность однородных общественных отношений, регулируемых правом
правоприменительная деятельность компетентного государственного органа, которая завершается принятием подлежащего исполнению акта применения права
стадия общей регламентации правового положения (статуса) субъектов права, на которой индивидуальные и коллективные участники социальных процессов наделяются юридическими нормами правоспособностью и дееспособностью
Регулятивные правовые отношения складываются на основе …
охранительных норм и проводят охранительную функцию права
регулятивных норм и проводят регулятивные функции права
правовых связей носителей субъективных прав
Нормативное регулирование – это …
конкретное функционирование той группы общественных отношений, которые регулируются отраслями права
особая форма деятельности общества, направленная на создание, реализацию и обеспечение различного рода общих правил (норм) поведения людей, с целью упорядочения их отношений и достижения стабильности в обществе
право, сформированное путем приспособления, с одной стороны, обычаев родового строя, с другой – введения новых правил поведения, неизвестных первобытному обществу, но обеспеченных государственным принуждением
целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры
Право отличается от других социальных норм (морали, обычаев) тем, что… регулирует общественные отношения
представляет совокупность общих правил поведения защищается государством
регулирует экономические отношения
К принципам правотворчества относятся …
коллегиальность и единоначалие, иерархичность и гласность
равенство, справедливость и народный характер
демократизм и связь с практикой
законность, гласность и профес
§ 4. Кодифицированные нормативные правовые акты
В системе законодательства традиционно центральное место занимают кодифицированные акты. Их особенности и значение находятся в нескольких плоскостях. С одной стороны, они должны выполнять роль фундамента, основы законодательства. На основе их норм возникают текущие законы и подзаконные акты. С другой стороны, эти акты принимаются особым способом, получившим название кодификация.
Кодифицированная форма используется для целостной регламентации отрасли права, комплексного законодательного регулирования общественных отношений в отдельной области. Кодификация отражает более высокую меру концентрации нормативного материала в той или иной сфере общественных отношений.
Особенность кодифицированных актов состоит в том, что они занимают центральное место в отрасли или институте права. Эту роль кодифицированный акт выполняет в силу того, что он содержит всю или основную массу соответствующих норм, например Жилищный кодекс РФ. Для обширных отраслей права кодекс (например, Гражданский кодекс РФ) выполняет роль фундамента, основы иных актов, которые возникают только на основании его разрешения или указания. Эти положения очень высоко поднимают планку требований к кодифицированным актам. Современные акты, и не только положения, уставы, но и кодексы, не выдерживают такого уровня требований.
Текущее и кодифицированное законодательство отличается своими целями. При текущем правотворчестве законодатель ставит своей целью решение назревших конкретных вопросов политической, экономической, культурной жизни, тогда как при кодификации – кроме того, цель состоит в упорядочивании ранее изданных норм по всему кругу вопросов данной отрасли законодательства. Важным условием кодификации является также подготовленность законодательства для кодификации, определенная степень его разработанности. Это означает, что акты, подлежащие кодификации, должны представлять собой определенную, твердо сложившуюся группу, обладающую свойствами отрасли права.
Кодифицированные акты создаются с использованием специфических правил законодательной техники. Они характеризуются большим объемом (например, в четырех частях Гражданского кодекса РФ содержится 1551 статья), сложной структурой, внутренней согласованностью и высоким уровнем обобщенности нормативных предписаний.
Процедура кодификации более емкая и продолжительная, нежели обычный правотворческий процесс. В идеальном варианте эти работы включают ревизию действующего законодательства по предмету кодификации с целью выявления норм, требующих отмены или изменения. Таким образом, одновременно осуществляются два процесса: принятие нового акта и приведение иных актов в соответствие с ним. Вследствие соблюдения указанных условий результат кодификации действует достаточно продолжительный период времени, обеспечивая устойчивость общественных связей.
Таким образом, кодифицированные документы выделяются в системе нормативных правовых актов по содержательным и процессуальным основаниям.
Виды кодифицированных актов достаточно разнообразны: положение, устав, модельный закон, основы законодательства, кодекс, правила и др.
Положение представляет собой акт, регламентирующий правовой статус органов, учреждений, системы однородных органов, организаций.
Устав — это комплексный нормативный акт, регулирующий правовое положение определенных органов и организаций либо ту или иную форму государственной деятельности.
Устав может выполнять роль учредительного документа, в котором формулируются основные нормы, определяющие правовой статус ряда субъектов Российской Федерации, структуру, полномочия и организацию деятельности их государственных органов.
Учредительные акты субъектов Российской Федерации с наименованием «устав» негативно воспринимаются, так как они выступают формальным доказательством неравенства субъектов. Республики – субъекты Федерации принимают конституции, а другие субъекты, например, края и области – уставы. Однако термин «конституция» куда более значителен в сравнении с «уставом».
Примером устава является «Устав Организации Объединенных Наций», принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945, ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20.08.1945.
Место уставов в транспортной сфере заняли соответствующие законы: Федеральный закон от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
Модельный закон — вид кодифицированного акта, который представляет собой типовой документ, содержащий рекомендации для деятельности нижестоящих органов законодательной власти, варианты возможных правотворческих решений.
ЗАКОН ГЛАСИТ –
на заседании Научно-методического совета при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации 27 октября 1998 года
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПОРЯДКЕ ОТЗЫВА ДЕПУТАТА ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящий Закон в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации о местном самоуправлении в субъекте Российской Федерации и другими законами субъекта Российской Федерации определяет порядок отзыва депутатов представительного органа местного самоуправления субъекта Российской Федерации (далее – депутатов, депутата).
Статья 1. Право отзыва
1. Право отзыва депутата избирателями является одним из средств контроля избирателей за осуществлением депутатом своих полномочий, закрепленных законодательством.
Модельный закон может использоваться для унификации, достижения максимального единства правовых систем, государственных образований, входящих в состав федерации, государств – участников конфедерации.
Этот документ выделяется из числа кодифицированных актов. Во-первых, использование термина «закон» в данном контексте является условностью, так как законодатель, как правило, в создании модельных актов не участвует. Такие документы вообще не являются нормативными, не имеют властной природы, они носят рекомендательный, направляющий характер. Во-вторых, очевидна их систематизирующая роль. Принципиальная особенность модельных законов в том, что они не возникают в результате систематизации, а сами эти документы выполняют систематизирующую роль, поскольку на их основе могут возникнуть единообразные нормативные правовые акты.
Сфера регулирования модельных законов достаточно широка. Разрабатываются подобные документы разными органами и лицами, в том числе учеными, научными коллективами, органами государственной власти, экспертными и аналитическими организациями, внутригосударственными и международными инстанциями.
Особую разновидность кодифицированных федеральных законов образуют основы законодательства, основы, основные принципы. Основы законодательства – это кодифицированный нормативный правовой акт, определяющий общие принципы регулирования тех или иных общественных отношений, наиболее существенные условия их применения. Поскольку основы законодательства представляют собой разновидность кодифицированных актов, то это предъявляет особые требования к их содержанию, объему и сфере регулирования, направленности на объединение действующих норм.
В основах объединяются такие общие, обязательные для территории всей страны правовые положения, на основе которых и во исполнение которых принимаются законы и иные нормативные правовые акты.
Наличие основ в советском государстве предопределялось тем, что правовое регулирование разделялось на два уровня. На общегосударственном уровне принимались основы законодательства Союза ССР и республик, а союзные республики в их развитие принимали кодексы. Например, Основы уголовного законодательства Союза ССР и республик (1991 г.) развивались в общесоюзных уголовных законах о воинских и государственных преступлениях, а затем – в уголовных кодексах союзных республик.
Как правило, основы законодательства создавали базис отрасли права, например, Основы законодательства о земле (1990 г.) содержали принципиальные положения земельного законодательства, жилищного законодательства – жилищного права. Но были и другие основы, предмет правового регулирования которых составляли общественные отношения, имеющие в момент их принятия большое общегосударственное значение, например Основы законодательства об аренде (1989 г.), об индексации доходов населения (1991 г.) и некоторые другие.
В результате кодификации конца XX – начала XXI в. большая часть основ советского периода прекратила действие. Действуют следующие основы законодательства: об охране здоровья граждан (1993 г., в ред. 2004 г.), об архивном фонде (1993 г.), о нотариате (1993 г., в ред. 2004 г.), о культуре (1992 г., в ред. 2003 г.), основы гражданского законодательства (1991 г., в ред. 2001 г.). Имеются основы законодательства в международной практике правотворчества, например Решение от 10 февраля 1995 г. «Об основах таможенных законодательств участников СНГ». Межгосударственные основы тяготеют к модельным законам.
Таким образом, основы законодательства – это федеральный закон, устанавливающий основополагающие, принципиальные, общие положения по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, которые должны развиваться и конкретизироваться в нормативных актах, принимаемых субъектами Российской Федерации. В системе права у основ имеется особое предназначение. Вокруг них формируются отрасли, реже – институты права. Основы выполняют отраслеобразующую роль путем установления основных принципов регулирования, важнейших понятий, используемых в соответствующей сфере. Есть основания полагать, что дальнейшее совершенствование государственного устройства, федеративных отношений, правотворческих процедур окажет воздействие на основы законодательства. Они займут подобающее им место концептуальных документов по предметам совместного ведения.
Наиболее известной разновидностью кодифицированных актов, бесспорно, является кодекс. Определенную роль в этом сыграло созвучие слов «кодификация» и «кодекс», что популяризирует последний. На латыни кодекс означает – книга. Кодекс – это систематизированный свод актов, правил и норм, который единообразно регулирует определенную сферу общественных отношений. Кодексы могут быть подвергнуты классификации по разным основаниям. Так, например, по отраслевому признаку кодексы подразделяются на отраслевые и комплексные (межотраслевые).
Отраслевые кодексы регулируют конкретную сферу общественных отношений, определяющую деление права на отрасли и институты (Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и др.).
Комплексные кодексы систематизируют нормы, которые собраны вместе не по отраслям права, а по иным основаниям (сфера государственной деятельности, отрасль хозяйства или социально-культурного строительства) и объединены компетенцией, общими принципами регулирования (Лесной кодекс РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ и др.).
В зависимости от предмета правового регулирования выделяют кодексы материальные (Гражданский кодекс РФ) и процессуальные (Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ). Большая часть кодексов описывает необходимое, желаемое, допустимое поведение. В таком положительном подходе правонарушения представляют собой несоблюдение правовых норм положительного содержания (Трудовой кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ). Некоторые кодексы, наоборот, имеют исключительно репрессивный характер. Они описывают недопустимое, противоправное поведение и устанавливают меры юридической ответственности (Уголовный кодекс РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях).
С точки зрения законодательной техники кодекс отличается достаточно сложной структурированной системой. Нормативные понятия, принципы и предписания отдельных правовых институтов объединяются в параграфы, главы, разделы, подразделы, части. Основу для регулирования отдельных институтов могут создавать нормы, объединенные под названием «общие положения» или «основные положения», которые обычно являются начальными статьями всего кодекса или его частей, разделов.
Особую важность для характеристики кодексов играет устойчивость, сформированность общественных отношений, являющихся предметом правового регулирования данного акта.