сущность человека составляют две формы

Сущность человека составляют две формы

24 Февраля 2011 © Кокин А.В., Кокин А.А

Естественнонаучная и гуманитарная культура

В своих трудах о близком родстве человека с высокоразвитой обезьяной говорили многие величайшие умы человечества и до Ч.Дарвина. Это Аристотель и Гельвеций, Кант и Дидро, Гексли и Геккель. Особенно близок был к созданию симиальной теории антропогенеза Ламарк. Но именно Ч.Дарвину удалось основать её. И сколько бы после не делали попыток опровергнуть это учение или создать лучшую теорию все оказалось тщетно. Семиальная теория антропогенеза Дарвина находит все новые доказательства у антропологов, палеонтологов, и геологов, а в последние десятилетия и у генетиков. Правда, есть ученые, которые не разделяют точку зрения Ч.Дарвина в части эволюции, но не могут предложить другой, которая так бы хорошо согласовывалась с современными данными науки. Это не беда науки, а их беда.

Важнейшим следствием эволюции человека является раздвоение его сознания на биологическую (животную) и социальную сущность. Борьба внутри нас животного и разумного – тот механизм, который мы обрели, дабы убежать от животного. Но в этом стремлении биологическая сущность как пространство, вмещающее разумность, не может быть оставлена человеком никогда. Разумность – интегрированная сущность в биологическое (животное начало). И вот эта животная сущность человека (борьба за существование) неожиданно обнажилась в общественных отношениях в современных условиях техницизма, неограниченного спроса и предложений, в которых доминируют пороки. А слишком высокий спрос на пороки, лишает возможность власти управлять обществом, поскольку (разврат, алкоголизм, наркотики, азартные игры, субкультура шоубизнеса и т.д.) приносит большие доходы бизнесу и бюджету страны. Неуправляемость процессами социализации общества представляет собой основную причину современного кризиса гуманитарной культуры. Животное, добравшееся до современных технологий, способно разрушить то, что создавал разум.

Биологическая сущность в человеке – от животных. Она есть проявление и следствие естественной эволюции живого. Человек – производное эволюции животных через эволюцию примат. Как и животному человеку присущи: близкий способ питания, размножения, борьба за существование (выживание), инстинкты, включая инстинкты самосохранения, полового влечения и т.д.

Социальная сущность – следствие становления и развития вначале примитивного сознания у животных, сознания на уровне необходимости создания семьи, стада (а в нем вожака), затем сознания, закрепившего необходимость объединения гоминид в группы (орды) для достижения условий их выживания под влиянием вызовов природной среды. И только позже человек создает социальную структуру рода, общины, государства, социокультурное пространство, науку, технологии. Оказывает влияние на саму среду и многообразие животного и растительного мира. Человек превращается в один из факторов эволюции живого на Земле.

Рис. 1.5-1

сущность человека составляют две формы. Смотреть фото сущность человека составляют две формы. Смотреть картинку сущность человека составляют две формы. Картинка про сущность человека составляют две формы. Фото сущность человека составляют две формы

Система Природа – Человек – Общество. Стрелками показано «противостояние» в человеке животной и социальной сущности. Доминирование социальной сущности в человеке – есть проявление его культуры, духовности.

Высшей формой социализации явилось случайное (в результате ожесточенной борьбы за существование) выделение самим человеком себя и своих примитивных социальных групп (орд) из природы в борьбе за выживание. То есть социальная, общественная (как позже и духовная) сущность сотворена самим человеком в результате развития его сознания. Человек создал племена, власть, государство и право. Объединился в народы, этносы. Сформировал культуру, технологии, науку. Создал структуру мирового сообщества. Поэтому нельзя наделять социальной сущностью самою природу, поскольку она не имеет никакого отношения к ее проявлению в человеке. Природа создала только биологическую сущность гоминид, социальную же в них позже человек сотворил сам (рис. 1.5-1, 1.5-2 ).

Природа не наделена качествами, которыми обладает сознание человека. Она «не знает», что такое «хорошо и плохо», «тепло» или «холодно». Она «творит» по законам самоорганизации, в которых нет ни цели, ни «заданности», а есть постоянная и бесконечная борьба созидания и разрушения, порядка и хаоса. Это человек, в силу своих особых качеств, наделяет мир «красотой», ощущениями, пропущенными через его восприятие окружающего мира, через сознание. Инертность природы сокрушит все, что не будет соответствовать естественным законам ее состояния и развития на основе самоорганизации. Нужно только время, которого в природе всегда в избытке, а у человека, чтобы понять ее сущность, оно всегда в дефиците. Поэтому темпы социализации человека должны быть выше темпов самоорганизованных превращений в природе. А это как раз подтверждается практически экспоненциальным развитием науки и технологий (естественнонаучной культуры). Но в этой тенденции гуманитарная культура оказалась в кильватере развития.

Рис. 1.5-2

сущность человека составляют две формы. Смотреть фото сущность человека составляют две формы. Смотреть картинку сущность человека составляют две формы. Картинка про сущность человека составляют две формы. Фото сущность человека составляют две формы

Две составные части культуры во взаимодействии человека с природой и обществом. Динамическое равновесие должно сопровождаться осознанием гуманитарием того, что создаёт естественник.

Человек, изучая и познавая природу, формирует естественнонаучное знание (культуру) для того, чтобы вписываться своим развитием в существо естественных законов.

Между природой и человеком существует прямая и обратная связи. Природа дает человеку среду (биосферу), ее ресурсы, которые он использует на свое благо и свое развитие. Человек же вынужден сохранять то качество среды, которое необходимо для его неограниченно долгого существования в биосфере и соизмерять свои темпы развития с воспроизводством качества среды и ресурсов. Он вынужден строить свои отношения с природой на основе коэволюции (в понимании Н.Моисеева, А.Урсула) с ней или соразвития в условиях не противоречия её законам.

Создав общество, человек «вынужден» был создавать социальные законы для того, чтобы выжить и развиваться в природной среде. Общество формирует в человеке личность, а личность заботится о развитии общественных отношений для своего же блага. Таким образом, и здесь между индивидом (личностью) и обществом существует прямая и обратная связи.

Сущность человека (личности) заключается в том, чтобы понять не только свое место в природе на основе своего взаимодействия с ней, изучения ее законов, но и всегда осознавать свое место в обществе, заботясь о его развитии, для того, чтобы обеспечить собственное благополучие.

Естественнонаучное знание естественник формирует на основе изучения законов природы с помощью естественных наук. Так формируется естественнонаучная культура – как способность человека владеть необходимой информацией о естественных процессах, происходящих в окружающем его мире и познавать его таким, как он есть, естественным. Включает, в том числе, технологии (технологическую культуру, агрокультуру и т.д.).

Гуманитарное знание включает в себя необходимость исследования взаимоотношений человека и общества на основе изучения общественных законов развития. Так формируется гуманитарная культура – как способность человека владеть общими законами существования и развития общества. Гуманитарная (общественная) культура включает: социальную, политическую культуру, искусство, архитектуру, литературу и т.д. Формирует духовные основы существования общества. Но если не достигается динамического равновесия естественнонаучной и гуманитарной культуры возникает кризис культуры вообще.

Человек в своем развитии несет в себе единство в понимании окружающего мира. Мира, как естественного образования, предстающего перед ним в виде самоорганизованной сущности природы, и мира, наделенного новыми качествами, пропущенными через свое сознание гуманитарием.

Рис. 1.5-3

сущность человека составляют две формы. Смотреть фото сущность человека составляют две формы. Смотреть картинку сущность человека составляют две формы. Картинка про сущность человека составляют две формы. Фото сущность человека составляют две формы

В этом смысле мы можем говорить и о раздвоенной сущности самой культуры, подразделяющуюся на естественнонаучную и гуманитарную составляющие, имеющие между собой прямую и обратную связи.

Например, естественник, формирующий научное знание, создающий технологии, вынужден их использовать, сообразуясь с общественными ценностями: не навредить существованию и развитию общества. Гуманитарий не станет препятствовать углубленному изучению окружающего мира естественником, поскольку от научных достижений и развития технологий зависит существование всего человечества, развитее его культуры. То есть в естественнике «гуманитарное начало диктует» ему возможность использования достигнутого научного и технологического развития на благо общества, а в гуманитарии «естественная сущность человека» желает видеть благоприятные плоды и последствия его научно-технического развития.

Современные представления о культуре касаются понятия материальной, социальной и духовной ее составляющих.

Культура (от лат. сultura – возделывание, образование, развитие, почитание) – совокупность созданных человеком в ходе его развития, деятельности, материальных и духовных благ и специфических для него жизненных форм, а также сам процесс их созидания и воспроизводства. Это система средств человеческой деятельности, благодаря которой реализуются сознательные действия индивида, личности, социальных групп людей, человечества в целом в их взаимодействии и взаимодействии с природой. Средства, создающиеся людьми, постоянно изменяются и совершенствуются в соответствии с потребностями человека и общества.

Понятие культуры применимо исключительно к миру человека и включает в себя: становление исторических норм, правил, верований, обрядов, традиций, знаний, умения, установления (социальные институты в виде права, государства), языка, искусства, технологий, науки и т.д.

Обычно принято выделять материальную, социальную и духовную части культуры.

Материальная культура – совокупность средств бытия человека и общества. Включает: орудия труда, технику, технологии (технологическая культура) материальное благосостояние индивида, личности, социальных групп и общества в целом.

Социальная культура – система правил и норм поведения людей в в обществе. Включает: этикет, профессиональную, религиозную и др. разновидности деятельности человека.

Духовная культура – составная часть культурных достижений человечества. Составные части духовной культуры: этика, мораль, право, мировоззрение, идеология, искусство, наука, религия и т.д.

Исходя из этих представлений, закрепленных в словарях, наука отнесена к духовной составляющей культуры, когда само понятие «духа» является проблематичным и для самой науки. Тогда к составной части «духовных» достижений человечества необходимо отнести и египетские пирамиды – как материальное воплощение рабского труда в доисторические времена 5 …

Другими словами, выделение духовной составляющей культуры необходимо, но она представляет собой лишь часть гуманитарной культуры, которую нельзя искусственно отчленить от материальной, социальной, научной, технологической. Невозможно провести границу между составными элементами культуры, как нельзя это сделать между покоем и движением, между неживым и живым и т.д. Культура, таким образом, понятие, взаимопроникающее во все сферы человеческой деятельности и относится исключительно к миру человека.

В рамках концепции о двойственной природе человека правомерен вопрос о темпах развития двух составляющих культур. Возможна точка зрения, которая утверждает, что в ходе своего развития естественнонаучная и гуманитарная составляющие культуры развиваются одинаковыми темпами. То есть точка зрения динамической сбалансированности двух составляющих культуры приводит к гармонизации естественнонаучного и гуманитарного знания.

На самом деле мы видим существенные различие в этих темпах, если сравним, например, созданные шедевры изобразительного искусства Эпохи Возрождения и современности. Мы в истории человечества вдруг обозначим периоды расцвета и упадка архитектуры, литературы, музыки, поэзии. Девятнадцатый век, например, характеризуется всплеском развития как гуманитарной, так и естественнонаучной культуры. Когда наряду с искусством наука (физика, математика, химия, геология, биология, астрономия и т.д.) добилась весьма ощутимых успехов в познании окружающего мира. Особенных успехов добилась классическая физика. Но на рубеже ХХ столетия та же физика, например, обнажила бездну непознанного с открытием делимости атома. Кризис в науке породил кризис в гуманитарной составляющей культуры. Но если наука (физика, математика, биология, информатика и др. науки) быстро нашли пути выхода из создавшегося положения, то гуманитарная составляющая культуры оказалась не в состоянии угнаться за открытиями в области науки и технологий. Человечество оказалось в положении, когда технари и ученые создали столько нового в области потребления и производства, что даже возникли опасения о возможности уничтожения цивилизации за счет использования военными этих достижений. А гуманитарии оказались не способны осмыслить происходящее в науке и технологиях. Мы сегодня вдруг обнаруживаем, что, как и минувшие исторические эпохи, гуманность человеческих отношений уступила место животным инстинктам, прочно сидящим в человеческой сущности. Эти инстинкты оказались живучими, направленными на обогащение одних слоев населения за счет других при непомерно возросших темпах потребления. Потребительство породило другое, гламурное искусство, которое больше стало развлекающим и отвлекающим от назревших гуманитарных проблем, не зовущим к укреплению сознания и духа обывателя. И о резком отставании гуманитарной составляющей культуры сейчас не говорит только ленивый или человек, лишенный инстинкта самосохранения в эпоху стремительно развивающихся технологий. Пустующая ниша заполняется возрождающимся обскурантизмом. Снова оказывается востребованной религия с её фундаментальными принципами традиционализма и консерватизма. Периодичность взлетов и падений культуры, естественнонаучного и гуманитарного знаний, оказываются, тесно связаны с периодичностью взлетов и падения развития экономики, технологий, периодичностью необходимости осмысления человеком происходящего с ним и обществом. В этом смысле в период кризисных ситуаций необходимо такое осмысление происходящего, что послужит основой к будущему взлёту культуры.

Таким образом, можно утверждать периодичность в истории развитии естественнонаучной и гуманитарной составляющих культуры и неравнозначных скоростей их развития. Если в прежние времена над естественнонаучной доминировала гуманитарная составляющая культуры, то сейчас с точностью наоборот: доминирует потребительство, выросшее на современных достижениях технологий и науки. Пик соответствия темпов развития обеих составляющих культуры наметился в XIX веке. Видимо в обозримом будущем мы можем ожидать новый всплеск в развитии сознания, нравственности в отношениях между людьми, а за ним литературы, архитектуры и искусства. Правда, они будут другими, основанными на новых технологиях творения и воспроизведения. Другим будет и восприятие, базирующееся на более высоком уровне образованности и культуры населения. И, хотя мы ниже будем исследовать исключительно естественнонаучную составляющую общечеловеческой культуры в рамках концепций современного естествознания, но все равно не сможем обойти стороной гуманитарную культуру, сделавшей человека разумным. И можно сегодня утверждать, что научная познаваемость окружающего нас мира есть, чудесное свойство разума, возникшего в недрах неразумности, есть изначальное проявление его гуманитарности. Ибо науку мы можем олицетворять не только с проявлением общей культуры, но и искусства. Наука, искусство, культура в этом контексте размышления – синонимы. А естественник – это гуманитарий, способный в искусстве наблюдаемого действительного мира заметить гармонию и отразить её в гармонии чисел.

Ссылки

Кокин А.В. Ассимиляционный потенциал биосферы.-Ростов-н/Д:СКАГС,2005. ↩

С чем, конечно, трудно согласиться (см. выше). ↩

Естественник склонен также верить в существо открываемых (формулируемых) им законов, которые могут оказаться не только частными, но и ограниченными областью их действия. ↩

Липунов В. М. Научно открываемый Бог//Земля и Вселенная. 1995 ↩

Правда, современными египтологами делаются попытки ( и не без основания) отрицать рабство при постройке пирамид. ↩

Источник

Суть человека

сущность человека составляют две формы. Смотреть фото сущность человека составляют две формы. Смотреть картинку сущность человека составляют две формы. Картинка про сущность человека составляют две формы. Фото сущность человека составляют две формы

У всех людей свое понимание сути человека. От этого понимания на самом деле многое зависит. Это и выбор курса в своей жизни, и стремление развиваться, и методы воспитания ребенка, и качество взаимодействия с другими людьми, и т.п.

Очевидно только то, что каждый из нас представляет собой существо природное и духовное, социальное и родовое, космическое и земное. Все это вместе и есть нашей сутью, особенной и оригинальной, не такой, как остальные жизненные формы на Земле.

Каждый из нас в классическом понимании – физическое тело вместе с душой и духом. И все эти составляющие у каждого человека уникальны. Таким образом, можно считать правильным описание человека с точки зрения С. Кьеркегора, что он является синтезом бесконечности и нескончаемости, свобод и неизбежности, возможностей и реальности, сущности и бытия.

Сущность человека

На самом деле трудно сделать выбор в пользу определения для человека. И многих интересует, какая роль ему отведена в жизни: стать частью природы, божественным созданием, представителем социума либо чем-то иным. У каждого исследователя данного вопроса всегда свои приоритеты.

Антропологии склонны говорить о том, что биологическая эволюция человеческого вида, если она была, завершилась. И ключевые характеристики нашего организма стабильны и будут оставаться такими долгое время. Но это не значит, что на ментальном уровне с нами не происходят никакие изменения. Люди меняются под воздействием исторических факторов. Представители разных эпох уникальны и неповторимы по своей сути.

И если нельзя составить общее определение сути, синтезирующей ключевые понятия и достижения философии, никого не удивляет кризис науки в человеческом вопросе.

Что значит быть человеком?

сущность человека составляют две формы. Смотреть фото сущность человека составляют две формы. Смотреть картинку сущность человека составляют две формы. Картинка про сущность человека составляют две формы. Фото сущность человека составляют две формыИ так существует четыре основные концепции: люди являются животными, частью природы, представителями социума, уникальными существами:

Согласно концепции материализма человека рассматривают, как одного из приматов, то есть как животное. По сути, в таком виде у человека практически нет никакого потенциала развития. Он таким рождается от природы, живет всю свою жизнь и не имеет представления другого существования. Конечно, животное является разумным существом, однако возможности у него ограничены. Будучи ребенком, он учится говорить, ходить на двух ногах, использовать свои руки и ум с целью выживания. Такие люди представляют собой биологические организмы, удовлетворяющие потребности своей жизни. В таком случае можно говорить о физическом развитии людей с наличием минимальных навыков и знаний. И основными задачами для них являются: суметь приспособиться к среде обитания, выжить, дать жизнь своему потомству, научить своих детей таким же навыкам. Такие люди действуют под влиянием своих инстинктов, не имеют по сути свободного выбора.

Сторонники эзотерических учений относят человека к детям природы, считая важной обязанностью быть в гармонии с ней. Эта точка зрения схожа с концепцией материалистов. Сторонники эзотерики считают, что секретом Вселенной является то, что все в ней разные формы бытия, наполненные энергией. Однако существуют два вида – тонкая и грубая энергия. А человека они наделяют божественной сутью. И если он находит в себе божественное начало, то владеет огромным богатством этого мира. Но такой сутью с точки зрения эзотерики обладают все живые и неживые дети природы. Другими словами, нет разницы между людьми, камнями, рыбками и т.д. Главной целью для человека является гармония со всем материальным миром, природой.

Слияние с матушкой-природой означает избавление от всех помех на пути. Какие помехи могут быть у такого слияния? В виде препятствий выступают наше сознание, ум, желания, сила воли и т.п. Но о каком потенциале может идти речь в этом случае? Люди приравниваются к неживым предметам. Таким образом, человеку при таком подходе не присуща уникальность, особенность, а взаимоотношения с окружающими рассматриваются, как взаимодействие энергий.

Для этой концепции важно, чтобы человеку давалось воспитание в социальной среде. Только тогда он будет считаться настоящим представителем человечества. Таким образом, люди – существа социальные. Сутью такой точки зрения является видение в человеке зависимости от общества, в котором проходит его жизнь и реализация его способностей. Потому такому человеку не обойтись без социализации. Он должен развиваться, приспосабливаться к жизни в социальной среде. Здесь речь идет о человеке, который обязан получить соответствующие знания, опыт для установки связей в обществе в соответствии с его законами. Достижение успеха и принятие обществом, его уважение будут на самом деле главными для таких людей.

Современное общество устроено по принципу потребления, а успешность людей выражается через материальные ценности, ступеньки карьерной лестницы. Статус и социальные роли в обществе, которые являются внешними факторами становления личности, также не маловажны, как для мужчин, так и для женщин. Возникает вопрос, какие внутренние аспекты становления? Это реализация в этом обществе и проявление своей уникальности.

Эта концепция заключается в том, что по своей сути не существует одинаковых людей. Главное здесь определить отличительные черты. Это и будет их уникальностью. Таких точек зрения в отношении определения сути представителя человечества придерживаются философы, психологи-гуманисты, а также с ними согласны некоторые члены религиозных течений.

Религия считает отличительной чертой людей наличие духа, которого нет у животного, растительного мира и неживой природе. Духом в человеке является высшая грань его бытия. Это мощь, которая влечет каждого из нас от того, что можем видеть, к невидимому, от временного к вечности. Она характеризует нас, как людей, отличающихся от всех других видов. Гуманисты склоняются к определению нашей сути, как уникальных разумных живых существ, умеющих создавать, познавать новое и действовать, применяя творческие способности. Остальные виды этого не могут.

Какие обязательные качества для человека?

На самом деле мы должны обладать:сущность человека составляют две формы. Смотреть фото сущность человека составляют две формы. Смотреть картинку сущность человека составляют две формы. Картинка про сущность человека составляют две формы. Фото сущность человека составляют две формы

Кроме этого, не забываем о духовности, эстетическом вкусе, чувстве юмора. Животные точно не обладают такими качествами.

Еще людям свойственно умение познавать истину, делать добро и ценить все прекрасное. Мы способны мыслить, выбирать, выражать себя через творчество, а также проявлять чувства. Таким образом, можно утверждать, что каждый из нас самобытен и уникален. Однако свой потенциал раскрывает и использует не каждый. А было бы неплохо использовать все это, чтобы улучшить свою жизнь.

Суть жизни человека

сущность человека составляют две формы. Смотреть фото сущность человека составляют две формы. Смотреть картинку сущность человека составляют две формы. Картинка про сущность человека составляют две формы. Фото сущность человека составляют две формыСутью, смыслом существования является все, что так важно и значимо для нас. Их может быть несколько, даже много.

Смысл способен укрепить нас, давать нам энергетический ресурс для достижения целей, успешной реализации себя в обществе. Поэтому чем их больше, тем на самом деле лучше для каждого из нас. Однако количество смыслов, по сути, не настолько важно, как их качество, то есть значение имеет их достоинство и само наличие.

Многие даже не задумываются о смысле своего бытия. К примеру, творческим личностям некогда этим мучиться. Они создают прекрасное для других людей, то, что важно и нужно окружающим. Детям это тоже не интересно. Они беззаботны, живут на всем готовом и не заморачиваются смыслом своей жизни. Обычно это волнует тех, кто не может реализовать себя, загнан в тупик обстоятельствами. Все это имеет угнетающий эффект и заставляет думать о бессмысленности своего существования.

Поиски сути бытия являются показателем культурного уровня. Понять не каждый способен сразу, что жизненный путь может и обязан вести нас по верному курсу, а мы обязаны существовать ради действительно важного и значимого. Это осознание к каждому из нас приходит со временем, тогда, когда мы готовы. Смысл также можно найти под влиянием окружения. Для женщины зачастую сутью может стать семья, любимый человек. А мужчины озабочены совершением чего-то серьезного и важного. Таким образом, смысл для каждого свой.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что каждый из нас является существом, хранящим в секрете свое происхождение, которое имеет физическую оболочку, душу, дух. Кроме того, мы одарены умом, свободой воли. Умеем говорить, проявлять свои чувства, совершать добрые и плохие поступки. Также мы отличаемся от других видов тем, что нас мучит совесть и интересует духовность, познание и совершенствование себя.

Если вас заинтересовала данная тема, обращайтесь к специалистам Центра развития личности «Арканум». Они помогут разобраться в таких непростых вопросах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *