сущность и значение процессуальных актов в уголовном судопроизводстве
Сущность и значение процессуальных актов в уголовном судопроизводстве.
Другую группу составляют решения. Это правоприменительные акты, содержащие ответы на правовые вопросы, возникающие при производстве по делу, и властные предписания о правовых действиях.
Решения могут быть выражены в форме постановления, определения, вердикта, приговора. Они различаются по органам, лицам, их принимающим, по кругу вопросов, по процессуальному порядку их принятия и форме изложения
Решение является законным тогда, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в соответствии с нормами материального права (уголовного права, гражданского права при решении гражданского иска и др.).
Форма решения как документа находится в неразрывной связи с теми правовыми и нравственными требованиями, которым должно отвечать содержание решения. В документе-решении должны точно и правильно отражаться фактические и юридические основания, мотивы и выводы о правовых последствиях, вытекающих из рассмотренного дела (правового вопроса).
52. Требования, предъявляемые к уголовно-процессуальным актам органов предварительного расследования
Акты органов предварительного расследования отвечают своему назначению при условии их соответствия определенным требованиям: законность, обоснованность и мотивированность. (ст.7 УПК)
Только наличие законных, обоснованных и мотивированных актов уголовного судопроизводства, в том числе и всех актов органов предварительного расследования, позволяет достигать конечных целей, выполняет свое назначение по защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, а также защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.
Однако, как справедливо обращают внимание некоторые ученые, среди актов, закрепленных в ч. 4 ст. 7 УПК РФ, не указаны ни обвинительный акт, ни обвинительное заключение, ни даже приговор суда.
В то же время законность и обоснованность приговора как требования, предъявляемые к нему, называются в ст. 297 УПК РФ. Для обвинительного заключения и обвинительного акта такого рода указания отсутствуют. Этот недостаток действующего закона усиливается тем, что перечень должностных лиц, правомочных выносить перечисленные решения, данный в ч. 4 ст. 7 УПК РФ, неполный.
Далее. В процессуальной литературе в число требований к актам органов предварительного расследования включаются, наряду с названными, и другие требования.
В частности, одни авторы относят к таковым справедливость, убедительность, истинность, полноту, логичность и последовательность расположения материалов в документе, грамотность и культурность.
Другие авторы считают, что перечень требований к актам предварительного расследования должен включать, кроме законности, обоснованности и мотивированности, также своевременность; справедливость; всесторонность; полноту и объективность; определенность; грамотность, логичность и культуру оформления.
По мнению третьих, рассматриваемыми требованиями являются законность, принятие решения надлежащим органом; обоснованность решения; своевременность принятия решений; полнота разрешения всех вопросов; надлежащее процессуальное оформление; обеспечение законных прав лиц, чьи интересы затрагивают принятое решение.
Надо полагать, что обоснованность конкретного следственного действия наиболее часто выражается в указании в соответствующем решении определенного основания, свидетельствующего о необходимости его производства.
Что же касается мотивированности, обычно трактуемой как приведение, демонстрация доказательств в подтверждение определенных обстоятельств, а также доводов правового характера при применении нормы права, то этим свойством обладают только акты-решения, но не действия. К тому же, как представляется, не совсем оправданно выводы относительно одной группы решений, касающихся производства следственных действий, распространять на акты-решения в целом.
Одним из спорных в науке уголовного процесса является вопрос об отнесении к числу обязательных требований, предъявляемых к актам органов предварительного расследования, требования справедливости.
По нашему мнению, справедливость в полной мере проявляет себя при вынесении судебных решений, и прежде всего приговора суда. Кроме того, надо полагать, что справедливость судебного акта фактически заключает в себе одновременно требования и законности, и обоснованности, и мотивированности.
Для актов органов предварительного расследования требование справедливости должно означать, что указанные органы при соблюдении предписаний материального и процессуального права пришли к выводам, которые соответствуют фактическим обстоятельствам совершенного преступления и подтверждены достаточной совокупностью имеющихся в уголовном деле доказательств, и что избранная ими квалификация преступления является правильной, единственно возможной.
К тому же содержание требования справедливости актов органов предварительного расследования во многом лишено своего самостоятельного значения по сравнению с приговором суда, где оно наиболее ярко проявляет себя в решении вопроса о справедливом наказании подсудимого.
Следует обратить внимание на то обстоятельство, что требование справедливости актов выражается также через его морально-этическое, нравственное содержание.
53. Особенности уголовного судопроизводства в суде с участием присяжных заседателей.
Введение института присяжных заседателей в уголовный процесс выступает одним из важнейших направлений демократического преобразования суда, формирования нового правосознания и правосудия.
Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей является правом граждан РФ, за исключением установленных законом ограничений. Обстоятельства, исключающие участие в судопроизводстве в качестве присяжного заседателя, перечислены в ФЗ от 20 августа 2004 года «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».
ст. 3 ФЗ: присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели НЕ мб лица: не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет; имеющие непогашенную или неснятую судимость; состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании.
Для рассмотрения дела судом с участием присяжных заседателей необходимо наличие ходатайства подсудимого о рассмотрении дела в таком порядке, если его дело подсудно тем судам, где действуют присяжные заседатели.
Присяжные заседатели принимают решение по делу самостоятельно и независимо от профессионального судьи. Судья руководит присяжными заседателями в ходе судебного разбирательства, разъясняет им положения закона, сущность принципа презумпции невиновности, разницу между фактами и доказательствами по делу. Однако принятие решения по делу – прерогатива присяжных.
Присяжные заседатели не знакомятся с материалами уголовного дела, не должны знать о прежней судимости подсудимого, обстоятельства, характеризующие личность подсудимого не имеют для них существенного значения. В основе решения присяжных лежат фактические обстоятельства дела, воссозданные в ходе судебного разбирательства сторонами.
Присяжные выносят вердикт, иначе говоря, решение о виновности или невиновности подсудимого, ответив на вопросы:
6) доказано ли, что имело место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый
7) доказано ли, что деяние совершил подсудимый
9) если виновен, заслуживает ли подсудимый снисхождения.
то есть решают вопросы, не требующие специальных знаний, руководствуются не нормами права, а жизненным опытом и здравым смыслом. Постановление же приговора, применение уголовного и уголовно-процессуального закона, определение меры наказания подсудимому в случае вынесения обвинительного вердикта – дело судьи.
В то же время судья вправе не согласиться с обвинительным вердиктом и передать дело на новое рассмотрение с участием иного председательствующего и иных присяжных в случаях, когда, по его мнению, подсудимый не виновен, поскольку не установлено или не доказано событие преступления или совершение его подсудимым.
Понятие уголовного процесса, его сущность и назначение
Понятие, сущность и значение уголовного процесса
Уголовный процесс представляет собой деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц по расследованию и рассмотрению уголовных дел, основанную на принципах уголовного судопроизводства и регламентированную уголовно-процессуальным законом. Именно эта деятельность органов предварительного расследования, прокуратуры и суда, направленная на защиту граждан и общества от преступных посягательств, составляет содержание уголовного процесса. Свойства уголовно-процессуальной деятельности:
а) представляет собой разновидность государственной деятельности;
б) может осуществляться только определенными субъектами – специально на то уполномоченными государственными органами и должностными лицами. Граждане и общественные объединения могут участвовать в ней и активно влиять на ее ход;
в) протекает в определенной, четко установленной законом форме;
г) имеет свои задачи.
Назначением уголовного процесса в соответствии со ст. 6 Уголовно-процессуального кодекса является защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, а также защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод.
Уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечает назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.
Таким образом, уголовный процесс – это вид государственной деятельности, основанной на принципах уголовного судопроизводства и регламентированной уголовно-процессуальным законом, которая осуществляется в определенной законом форме компетентными государственными органами и должностными лицами при участии граждан и общественных объединений и направлена на защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения и осуждения.
Уголовный процесс иначе называют уголовным судопроизводством. Этим понятием охватывается вся деятельность по делу, последовательно осуществляемая органами дознания, следователем, прокурором и судом.
Стадии и производства в системе уголовного процесса
Уголовно-процессуальная деятельность осуществляется в определенном порядке, поэтапно. Такие этапы (части) процессуальной деятельности называют стадиями уголовного процесса. Они сменяют одна другую в строгой последовательности и тесно связаны общими задачами и принципами судопроизводства. Вместе с тем для каждой стадии свойственны и свои непосредственные задачи, свой круг субъектов, определенная форма процессуальной деятельности, специфический характер уголовно-процессуальных правоотношений и итоговое процессуальное решение (постановление о возбуждении уголовного дела, обвинительное заключение, приговор и т. п.), завершающее деятельность на данной стадии и знаменующее переход дела на следующую ступень, стадию процесса. Каждая предыдущая стадия является предпосылкой для последующей, а каждая последующая – содержит контрольные механизмы для проверки деятельности на предыдущей стадии. В совокупности стадии образуют систему уголовного процесса.
Стадийное построение уголовного судопроизводства обеспечивает глубокое исследование обстоятельств уголовного дела и установление истины по нему.
Выделяют следующие стадии российского уголовного процесса: 1) возбуждение уголовного дела; 2) предварительное расследование; данные стадии процесса составляют досудебное производство (ч. 2 Уголовно-процессуального кодекса); все остальные стадии процесса закон относит к судебному производству (ч. 3 Уголовно-процессуального кодекса): 3) подготовительные действия судьи к судебному заседанию; 4) судебное разбирательство; 5) производство в суде второй инстанции (пересмотр судебных решений, не вступивших в законную силу в апелляционном и кассационном порядке); 6) исполнение приговора.
Кроме этих шести основных существуют две исключительные стадии уголовного процесса. Их исключительность объясняется тем, что они могут осуществляться после вступления приговора в силу и его исполнения. Это производство в надзорном порядке и возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
Уголовно-процессуальные функции
Уголовное судопроизводство складывается из деятельности различных субъектов. Каждый из них в соответствии со своими задачами действует в определенном направлении. Такие направления уголовно-процессуальной деятельности, обусловленные ролью и назначением ее субъектов, называют уголовно-процессуальными функциями. УПК выделяет три основных направления (функции) уголовного судопроизводства: уголовное преследование и обвинение, защита, разрешение дела.
Уголовное преследование представляет собой процессуальную деятельность, осуществляемую стороной обвинения с целью изобличения подозреваемого и обвиняемого в совершении преступления (п. 55 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса). Составной частью функции уголовного преследования является обвинение, т. е. утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом, выдвинутое в порядке, предусмотренном УПК (п. 22 ст. 5).
В зависимости от характера и тяжести совершенного преступления уголовное преследование и обвинение осуществляются в публичном, частно-публичном и частном порядке (ст. 20 Уголовно-процессуального кодекса).
Подавляющее большинство преступлений преследуется в публичном порядке. Данная деятельность осуществляется прокурором, следователем, органом дознания при участии потерпевшего (но без учета его волеизъявления о необходимости производства по делу).
Дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 115, ч. 1 ст. 116, ч. 1 ст. 129, ст. 130 Уголовного кодекса, относятся к делам частного обвинения. Они возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего (его законного представителя) и подлежат прекращению за примирением с обвиняемым. Обвинение по таким делам поддерживается частным обвинителем.
Дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 131, ч. 1 ст. 132, ч. 1 ст. 136, ч. 1 ст. 137, ч. 1 ст. 138, ч. 1 ст. 139, ст. 145, ч. 1 ст. 146, ч. 1 ст. 147 Уголовного кодекса, считаются уголовные дела частно-публичного обвинения. Они возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя, но не подлежат безусловному прекращению за его примирением с обвиняемым.
Такие дела могут быть возбуждены и без заявления потерпевшего следователем, а также с согласия прокурора дознавателем, если лицо в силу своего зависимого состояния, либо в связи с тем, что ему неизвестны данные о правонарушителе или по иным причинам не может самостоятельно защитить свои права.
Функция защиты от обвинения осуществляется подозреваемым, обвиняемым, их законными представителями, защитником, гражданским ответчиком и его представителем и выражается в их действиях, направленных на опровержение подозрения или обвинения, на выявление обстоятельств, смягчающих их ответственность.
Функция разрешения дела (или осуществления правосудия) осуществляется только судом. Только суд вправе признать лицо виновным и назначить ему уголовное наказание (ст. 49, 118 Конституции). Основное содержание этой функции состоит в непосредственном исследовании доказательств, представленных сторонами, и разрешении дела по существу.
Уголовно-процессуальные функции разделяют сферы деятельности субъектов уголовного процесса. Каждый субъект процесса может выполнять только одну функцию. Такое положение является основой построения процесса состязательного типа.
Уголовно-процессуальные правоотношения
Правовой формой уголовно-процессуальной деятельности выступают конкретные правовые отношения, которые возникают, развиваются и прекращаются при реализации прав и обязанностей, имеющихся у государственных органов и других участников процесса. Поэтому связь уголовно-процессуальной деятельности и уголовно-процессуальных отношений может быть охарактеризована как связь содержания (деятельность) и формы (правоотношения).
Круг субъектов, вступающих в уголовно-процессуальные правоотношения, разнообразен: государственные органы и должностные лица, граждане, представители общественных объединений. Но одним из участников уголовно-процессуального правоотношения всегда является государственный орган (должностное лицо), компетентный осуществлять уголовно-процессуальную деятельность и наделенный властными полномочиями.
Уголовно-процессуальные отношения возникают с момента появления повода к возбуждению уголовного дела. Во всей полноте они находят свое проявление и развитие в стадии возбуждения уголовного дела и при дальнейшем производстве по нему. Центральным в системе уголовно-процессуальных отношений является правоотношение между судом и подсудимым.
Особенности уголовно-процессуальных правоотношений состоят в следующем: а) эти отношения носят государственно-властный характер и, как правило, складываются независимо от воли участников процесса, в силу предписаний закона; б) они неразрывно связаны с уголовно-процессуальной деятельностью, т. е. с системой урегулированных законом действий участников процесса; в) специфичен круг участников уголовно-процессуальных правоотношений (одна из сторон в них – это всегда государство в лице соответствующих компетентных должностных лиц); г) они тесно связаны с уголовно-правовыми отношениями.
Последнее, однако, не означает, что уголовно-процессуальные правоотношения вызываются к жизни и служат лишь формой уголовно-правовых отношений. Уголовный процесс может осуществляться и при отсутствии уголовно-правовых правоотношений (при производстве по применению принудительных мер медицинского характера). Производность уголовно-процессуальных правоотношений от уголовно-правовых не означает, что они возникают непосредственно в результате преступления. Юридическим фактом, влекущим возникновение уголовно-процессуальных отношений, является наличие повода к возбуждению уголовного дела. Поэтому деятельность следователя и дознавателя по установлению оснований для возбуждения уголовного дела уже подчинена процессуальному порядку.
Процессуальная форма
Неотъемлемым свойством уголовного судопроизводства является процессуальная форма, т. е. тот порядок, те условия, которые установлены уголовно-процессуальным законом для действий всех участников процесса. Другими словами, уголовно-процессуальная форма – это предусмотренная законом процедура уголовно-процессуальной деятельности. Она создает детально урегулированный и строго обязательный правовой режим производства по всем уголовным делам.
Следует различать процессуальную форму отдельных действий, институтов и стадий уголовного процесса, а также процессуальную форму уголовного судопроизводства в целом.
Значение уголовно-процессуальной формы заключается в следующем.
1. Ею создается стабильный режим производства по уголовным делам и обеспечивается законность в деятельности суда, прокурора и органов предварительного расследования. Строгое соблюдение требований уголовно-процессуальной формы является непременным условием правосудности решений суда. Если при совершении уголовно-процессуальных действий допускаются отступления от требований процессуальной формы, то результаты таких действий не могут использоваться в доказывании (ст. 75 Уголовно-процессуального кодекса).
2. Процессуальная форма призвана содействовать правильному установлению обстоятельств уголовного дела, так как в ней закреплены выработанные в науке уголовного процесса и апробированные на практике способы уголовно-процессуального познания.
3. Процессуальная форма обеспечивает активность государственных органов и должностных лиц, ведущих производство по делу, так как устанавливает сроки осуществления уголовно-процессуальных действий.
4. Она является важнейшей гарантией прав и законных интересов участников процесса.
5. Процессуальная форма обеспечивает воспитательно-профилактический эффект уголовного судопроизводства, повышает авторитет суда, убедительность его приговора.
Статья 1 Уголовно-процессуального кодекса предусматривает, что порядок производства по уголовным делам является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства. В уголовно-процессуальном законе определена последовательность совершения уголовно-процессуальных действий, способы и процессуальные условия их совершения, порядок оформления их результатов. УПК предусматривает последовательность стадий процесса, порядок действия участников процесса внутри каждой стадии, сроки совершения отдельных действий и т. д.
Но единство процессуальной формы не исключает некоторых особенностей по отдельным категориям уголовных дел (по делам о преступлениях несовершеннолетних, по применению принудительных мер медицинского характера и т. д.).
Уголовно-процессуальные акты
Составной частью уголовно-процессуальной формы являются уголовно-процессуальные акты. УПК требует, чтобы все процессуальные действия и решения были закреплены путем составления соответствующих процессуальных документов. Без этого нет уголовного процесса, нет уголовных дел.
Все процессуальные документы можно разделить на две группы: протоколы и решения.
Протоколы удостоверяют факт производства, содержание и результаты следственных и судебных действий. Протоколы можно разделить на следующие виды: 1) протоколы следственных и судебных действий, которые удостоверяют обстоятельства, имеющие значение для дела. Они являются источниками доказательств; 2) протоколы процессуальных действий органов предварительного расследования по обеспечению прав участников процесса (например, протокол ознакомления обвиняемого с материалами уголовного дела); 3) протоколы, отражающие факт нарушения кем-либо из участников процесса своих обязанностей.
Решения в отличие от протоколов являются актами применения норм права и характеризуются рядом признаков: а) выносятся только государственными органами или должностными лицами, осуществляющими уголовно-процессуальную деятельность в пределах их компетенции; б) выражают властные полномочия вынесшего их должностного лица и обеспечиваются принудительной силой государства; в) порождают, изменяют или прекращают уголовно-процессуальные правоотношения; г) принимаются в установленном законом порядке и выражаются в определенной, установленной законом форме.
По своей форме решения, как правило, состоят из вводной, описательной и резолютивной частей. Содержание решения должно отражать цель, для которой оно принимается, фактические и юридические основания его принятия, мотивы.
Можно выделить следующие группы решений:
Уголовно-процессуальные гарантии
Уголовно-процессуальные гарантии представляют собой установленные законом средства и способы обеспечения целей уголовного процесса, содействующие успешному осуществлению правосудия, защите прав и законных интересов личности. При этом процессуальные гарантии правосудия одновременно служат и гарантиями прав личности в уголовном судопроизводстве. Они неразрывно связаны и не могут противопоставляться друг другу, так как изобличение виновного и правильное разрешение уголовного дела отвечают не только интересам потерпевшего, но и интересам всего общества и государства, так как борьба с преступностью является одной из важнейших государственных задач.
Участники уголовно-процессуальной деятельности наделены определенными правами и обязанностями, которые и определяют их правовой статус. Реальное и активное использование предоставленных законом прав лицами, участвующими в уголовном судопроизводстве, само по себе уже служит одной из гарантий правильного разрешения дела и защиты участниками процесса своих интересов.
УПК устанавливает средства, обеспечивающие участникам процесса реальную возможность защищать свои права. Суд, прокурор и органы предварительного расследования в соответствии с Конституцией обязаны уважать неприкосновенность личности, охранять права и свободы граждан. На них лежит обязанность разъяснять участникам процесса их права и обеспечивать реальные возможности для реализации этих прав.
Таким образом, правам участвующих в деле граждан соответствуют обязанности должностных лиц, осуществляющих уголовно-процессуальную деятельность. Суд, прокурор и органы предварительного расследования не только имеют властные полномочия в отношении участников процесса, но и несут перед ними обязанности по обеспечению их прав и законных интересов.
В качестве гарантии правосудия, прав и интересов личности в уголовном процессе в широком смысле выступает установленный законом порядок осуществления уголовно-процессуальной деятельности (процессуальная форма), а также надзор вышестоящих судов за деятельностью нижестоящих, прокурорский надзор за деятельностью органов предварительного расследования, широкая возможность обжалования всеми заинтересованными лицами решений государственных органов и должностных лиц, ведущих процесс.