сущность общества как организационно правовой формы виды обществ
Организационно-правовая форма
Организационно-правовая форма (ОПФ) – это признаваемая законодательством той или иной страны форма хозяйствующего субъекта, которая фиксирует метод (способ) закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности. То есть, организационно-правовая форма определяет способ управления имуществом хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности.
Примерами организационно-правовых форм являются – Акционерное общество (АО), Общество с ограниченной ответственностью (ООО), Учреждение.
Организационно-правовую форму или, как ее иногда называют, «форма ведения бизнеса» сокращенно именуют как ОПФ.
Что определяет организационно-правовая форма
Организационно-правовая форма – это способ организации и ведения предпринимательской деятельности, имеющий закрепление в виде юридического документа.
Организационно-правовая форма определяет ответственность компании по обязательствам, право сделок от лица предприятия, структуру управления и другие особенности хозяйственной деятельности предприятий.
Организационно-правовая форма и законодательство России
Организационно-правовые формы юридического лица – это формы деятельности, которые закреплены непосредственно законодательством страны и определяют права, обязанности и порядок распоряжения активами юридического лица.
Применяемая в России система организационно-правовых форм отражена в Гражданском кодексе РФ, а также в вытекающих из него нормативных актах. Каждая организационно-правовая форма организаций предполагает конкретный перечень обязательств, устанавливает право сделок от лица организации, задает управленческую структуру и прочие элементы функционирования предприятий.
Классификация организационно-правовых форм
От того, какой вид организационно-правовой формы присутствует у компании, и происходит ее классифицирование. Абсолютно все виды ОПФ прописаны в законодательной базе РФ. Они регламентированы ГК РФ. Именно здесь можно найти определение форм организаций.
Согласно ГК РФ в данный момент различают коммерческие и некоммерческие компании.
Перечень и описание применяемых в Российской Федерации организационно-правовых форм закреплен в нормах Гражданского Кодекса РФ и соответствующих нормативных актах.
Классификатор организационно-правовых форм
В Российской Федерации действует общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ). К хозяйствующим субъектам в ОКОПФ относятся любые юридические лица, а также организации, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и индивидуальные предприниматели.
В общероссийском классификаторе организационно-правовых форм (ОКОПФ) (ОК 028-99 (в ред изменения № 1/99)) каждой организационно-правовой форме соответствует двухразрядный цифровой код, наименование организационно-правовой формы, алгоритм сбора.
С 01.01.2013 года принята и введена в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 октября 2012 г. № 505-ст новая версия Общероссийского классификатора организационно-правовых форм (ОКОПФ) ОК 028-2012 взамен Общероссийского классификатора организационно-правовых форм (ОКОПФ) ОК 028-99.
Что должна содержать в себе организационно-правовая форма
В зависимости от того, какой деятельностью занимается компания, его ОПФ должны обязательно содержать в себе:
Обязательно определение организации. Что это за организация, с образованием или без образования юридического лица.
Какой собственностью является это предприятие – государственной или частной.
Какой вид у данной компании. Унитарный или государственный вид.
Основные критерии, по которым классифицируются юридические лица
Основными критериями, по которым классифицируются юридические лица, являются:
Классификация юридических лиц по целям предпринимательской деятельности
Одним из главных критериев предприятий является классификация по целям деятельности. Отметим, что субъектами деятельности могут быть:
физические лица (ИП – индивидуальные предприниматели, без образования юридического лица);
юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации).
Гражданский кодекс РФ включает две основные формы ведения предпринимательской деятельности: коммерческие компании и некоммерческие организации. Поскольку юридические лица могут разделяться на коммерческие компании и некоммерческие организации, то цели могут здесь различаться. То есть целями может являться:
Таким образом, две основные формы ведения предпринимательской деятельности- это:
1. Коммерческие компании.
Для коммерческих организаций основной целью является получение прибыли с ее последующим распределением между участниками.
Основными видами коммерческих организаций являются:
2. Некоммерческие организации.
Некоммерческие организации создаются ради других целей и не преследуют получение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. А если прибыль и возникает, то она не распределяется между учредителями, а тратится на уставные цели. К таким целям, как правило, относят: социальные, культурные, образовательные, духовные, благотворительные и другие виды целей.
Некоммерческие организации имеют право заниматься предпринимательской деятельностью только если данная деятельность направлена на достижение целей организации.
Основные виды организационно-правовых форм предприятий
В законодательно закрепленную систему организационно-правовых форм входят:
две формы предпринимательской деятельности (без образования юридического лица);
7 разновидностей организаций коммерческого характера;
7 видов организаций некоммерческого характера.
Согласно ГК РФ возможны следующие организационно-правовые формы собственности:
На практике используются такие виды ОПФ коммерческих образований: общества, товарищества, унитарные предприятия, кооперативы.
В некоммерческих образованиях выделяют такие типы: кооператив, общественная организация, различные фонды, товарищества, ассоциации.
На что обратить внимание при выборе организационно-правовой формы
Информацией об организационно-правовой форме и изменениях в законодательстве, связанных с созданием предприятий различных форм собственности необходимо владеть для выбора выгодной организационно-правовой формы деятельности.
Перед выбором организационно-правовой формы необходимо определиться со следующими вопросами:
Каким образом будет финансироваться компания? Понадобится ли привлечение инвесторов или инвестировать компанию будет только собственник.
Собственник желает вести дело самостоятельно или нанимать директора, бухгалтера и других работников?
Насколько крупный будет бизнес, какой предполагается месячный и годовой оборот?
Какому расчету с контрагентами отдается преимущество: наличному или безналичному?
Возможна ли продажа бизнеса в будущем?
От решения этих вопросов зависит форма ведения бизнеса, а также количество форм отчетности и периодичность их сдачи.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Хозяйственное общество
Хозяйственные общества создаются в форме:
акционерных обществ (в том числе публичных или непубличных);
обществ с ограниченной ответственностью;
обществ с дополнительной ответственностью.
Формы хозяйственных обществ
В настоящее время выделяют следующие формы (виды) хозяйственных обществ:
Общество с ограниченной ответственностью также имеет уставной капитал, разделенный на несколько частей. При этом держатели ценных бумаг несут материальную ответственность исключительно в рамках данных цифр;
Каждый из участников общества с дополнительной ответственностью несет ответственность в масштабах, пропорциональных своей доле в капитале. Если средств организации недостаточно для покрытия обязательств, то все ее члены погашают остаток задолженности в равных долях;
Ассоциация возникает на основе договорных отношений. Несмотря на то что ее участники преследуют общую цель и подотчетны руководству, оно никоим образом не вмешивается в коммерческую деятельность данных единиц;
Корпорация во многом схожа с ассоциацией. Главное отличие состоит в том, что участники передают высшему руководству определенные полномочия по управлению их деятельностью;
Коммандитные общества предоставляют своим участникам право осуществлять предпринимательскую деятельность от их лица. При этом имеет место дополнительная ответственность. В отдельных случаях для покрытия обязательств может использоваться также и личное имущество;
Учредительные документы хозяйственных обществ
Организация работы хозяйственного общества подразумевает наличие необходимых учредительных документов, главным из которых является устав. Устав содержит общие сведения о наименовании и адресе хозяйственного общества, его участниках, а также в нем указываются осуществляемые хозяйственным обществом виды коммерческой деятельности. Кроме этого, в Уставе хозяйственного общества приводится порядок оплаты уставного капитала общества и прописывается распределение ответственности. Также в Уставе хозяйственного общества приводится информация о сроках деятельности (если срок деятельности ограничен).
Регистрация хозяйственных обществ
Все хозяйственные общества должны пройти государственную регистрацию и получить статус юридического лица. Для каждого типа (вида) общества государственная регистрация имеет свои особенности.
Отметим, что в дальнейшем изменения, которые будут вноситься в устав и прочие учредительные документы, также подлежат обязательной государственной регистрации.
Принципы деятельности хозяйственного общества
Хозяйственные общества функционируют на основании следующих принципов:
деятельность направлена на получение выгоды, что сопряжено с соответствующими финансовыми рисками;
участники объединения самостоятельно и свободно определяют вид коммерческой деятельности;
руководство общества имеет полную свободу в плане привлечения и высвобождения персонала (в рамках трудового законодательства);
разработка технологий, организация производственного процесса, налаживание поставок и сбыта, формирование бюджета и прочие моменты происходят без постороннего вмешательства.
Признаки хозяйственного общества
Для того чтобы организация имела право называться хозяйственным обществом, она должна соответствовать следующим признакам:
имеет форму юридического лица;
в ходе создания общества было осуществлено объединение имущественных ценностей учредителей (участников) общества;
вклады разделены на доли уставным капиталом;
основной целью создания объединения является извлечение максимальной финансовой выгоды;
всё имущество, приобретенное или произведенное, принадлежит обществу;
в качестве учредителей выступают предприниматели, предприятия или же физические лица;
высшим органом является собрание участников общества;
каждый из учредителей (участников) организации имеет и осуществляет право на непосредственное участие в ее коммерческой и других видах деятельности;
участники хозяйственных обществ не отвечают по его обязательствам, а только несут риск убытков, связанных с деятельностью общества;
государственные органы и муниципальные органы не вправе участвовать в хозяйственных обществах.
Обязанности участников хозяйственного общества
Участники хозяйственного общества обязаны:
оплатить уставной капитал общества;
осуществлять свою деятельность в соответствии с учредительными документами организации;
действовать не только в своих интересах, но также и в интересах всех участников общества.
Права участников хозяйственного общества
получение полной информации о деятельности общества (речь идет как о ежегодных отчетных документах, так и внеплановом предоставлении соответствующих сведений);
участие в управлении организацией (осуществляется в соответствии с уставными документами, договором, а также законодательными нормами);
участие в распределении прибыли, а также получение дивидендов, соответствующих доле в уставном капитале;
возможность, в соответствии с порядком, установленном законодательством, а также уставными документами, выйти из состава участников хозяйственного общества.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Организационно-правовые формы предприятий
1. Теоретические аспекты изучение организационно-правовых форм предприятий
1.1 Сущность организационно-правовых форм предприятий
1.2 Классификация организационно-правовых форм предприятий
1.3 Особенности организации финансов различных организационно-правовых форм предприятий
2. Анализ основных организационно-правовых форм предприятий
2.1 Организационно-правовые формы некоммерческих организаций и их особенности
2.2 Коммерческие организации: особенности различных организационно правовых форм
2.3 Унитарные предприятия: понятие, виды, порядок создания и особенности организации финансов
3. Основные направления совершенствования основных организационно-правовых форм предприятий
Список использованной литературы
В России большинство предприятий функционируют в условиях жесткого ограничения финансовых средств. В подобных условиях основной задачей, решаемой на государственном уровне, является поиск наиболее эффективного использования имеющихся ограниченных ресурсов, организационно-правовых форм предприятий. Наиболее остро эта проблема встает в период проведения реформ, затрагивающих социальные и экономические аспекты общественного устройства. Преобладающие в настоящее время организационно-правовые формы предприятий оказываются неэффективными по ряду параметров, а предусмотренные законодательством формы коммерческих организаций не могут быть полностью использованы.
Гражданский кодекс допускает существование следующих организационно-правовых форм предприятий: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, некоммерческие организации. Очень важно различать общие характерные черты предприятий различных организационно-правовых форм, которые определяют выбор той или иной формы. Практика показывает, что если предприятия не учитывают тех или иных особенностей, характерных для выбранной ими формы, то это приводит к конфликтам между собственниками, управляющими и работниками.
В настоящее время в России существуют различные организационно-правовые формы предприятий, а также частное предпринимательство и патент на определенный вид деятельности.
Выбор определенной организационно-правовой формы предприятия зависит от множества различных факторов. Набор и действие этих факторов неодинаковы для разных видов бизнеса.
Объектом курсовой работы являются организационно-правовые формы предприятий.
Предметом исследования выступают преимущества и недостатки организационно-правовых форм предприятий России.
Целью данной курсовой работы является комплексное исследование организационно-правовых форм предприятий в России с выявлением их преимуществ и недостатков.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
— раскрыть сущность организационно-правовых форм предприятий;
— рассмотреть классификацию организационно-правовых форм предприятий;
— изучить особенности организации финансов различных организационно-правовых форм предприятий;
— провести анализ основных организационно-правовых форм предприятий;
— предложить основные направления совершенствования основных организационно-правовых форм предприятий.
В процессе исследования были использованы следующие методы: общенаучные методы (синтез, анализ, индукция, дедукция, обобщение, сравнение, исторический и логический метод и т.д.), специально-юридические методы (метод сравнительного правоведения), аналитически-правовой.
Теоретической и методологической основой исследования являются законодательные и нормативные акты, научные труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов по проблемам, рассматриваемым в исследовании.
1. Теоретические аспекты изучение организационно-правовых форм предприятий
1.1 Сущность организационно-правовых форм предприятий
После государственной регистрации предприятие признается юридическим лицом и может участвовать в хозяйственном обороте. Оно обладает следующими признаками [4, c. 138]:
— предприятие должно иметь в своей собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество;
— предприятие отвечает своим имуществом по обязательствам, которые возникают у него во взаимоотношениях с кредиторами, в том числе и перед бюджетом;
— предприятие выступает в хозяйственном обороте от своего имени и имеет право заключать все виды гражданско-правовых договоров с юридическими и физическими лицами;
— предприятие имеет право быть истцом и ответчиком в суде;
— предприятие должно иметь самостоятельный баланс и своевременно представлять установленную государственными органами отчетность;
— предприятие должно иметь свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Предприятия можно классифицировать по многим признакам:
— по назначению готовой продукции предприятия делятся на производящие средства производства и производящие предметы потребления;
— по признаку технологической общности различают предприятие с непрерывным и дискретным процессами производства;
— по признаку размеров предприятия делятся на крупные, средние и мелкие;
— по специализации и масштабам производства однотипной продукции предприятия делятся на специализированные, диверсификационные и комбинированные.
— по типам производственного процесса предприятия делятся на предприятия с единичным типом производства, серийным, массовым, опытным.
— по признакам деятельности различают промышленные предприятия, торговые, транспортные и другие.
— по формам собственности различают частные предприятия, коллективные, государственные, муниципальные и совместные предприятия (предприятия с иностранными инвестициями).
К хозяйствующим субъектам в ОКОПФ относятся любые юридические лица, а также организации, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и индивидуальные предприниматели.
В общероссийском классификаторе организационно-правовых форм (ОКОПФ) (ОК 028-99 (в ред изменения N 1/99)) каждой организационно-правовой форме соответствует двухразрядный цифровой код, наименование организационно-правовой формы, алгоритм сбора.
1.2 Классификация организационно-правовых форм предприятий
В соответствии с гражданским кодексом РФ в России могут создаваться следующие организационные формы коммерческих предприятий: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Хозяйственные товарищества и общества:
— товарищество на вере (коммандитное товарищество);
— общество с ограниченной ответственностью,
— общество с дополнительной ответственностью;
— акционерное общество (открытое и закрытое).
Полное товарищество. Участники его в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом, т.е. по отношению к участникам полного товарищества действует неограниченная ответственность. Участник полного товарищества, не являющейся его учредителем, отвечает наравне с другими участниками по обязательствам, возникшим до его вступления в товарищество. Участник, выбывший из товарищества, отвечает по обязательствам товарищества, возникшим до момента его выбытия, наравне с оставшимися участниками в течение двух лет со дня утверждения отчета о деятельности товарищества за год, в котором он выбыл из товарищества [12, c. 116].
Товарищество на вере. Им является товарищество, в котором на ряду с участниками, осуществляющими предпринимательскую деятельность от имени товарищества и отвечающими по обстоятельствам товарищества своим имуществом, имеются участники-вкладчики (коммандисты), которые несут риск убытков в пределах внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.
Общество с ограниченной ответственностью. Это общество учрежденное одним или несколькими лицами, уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью несут риск убытков, связанный с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Общество с дополнительной ответственностью. Особенностью такого общества является то, что его участники несут субсидирную ответственность по обязательствам общества в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов. Все другие нормы ГК РФ об обществе с ограниченной ответственностью могут применяться к обществу с дополнительной ответственностью.
Акционерное общество. Им признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество, участники которого могут свободно продавать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое общество в праве проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции и их свободную продажу на условиях установленных законом. Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции.
Особенности функционирования акционерных обществ заключается в следующем:
— они используют эффективный способ мобилизации финансовых ресурсов;
— распыленностью риска, т.к. каждый акционер рискует потерять только те деньги, которые он затратил на приобретение акций;
— участие акционеров в управлении обществом;
— право акционеров на получение дохода (дивиденда);
— дополнительные возможности стимулирования персонала.
Производственные кооперативы. Это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Члены производственного кооператива несут по его обязательствам субсидиарную ответственность. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием. В таком же порядке распределяется имущество, оставшееся после ликвидации кооператива и удовлетворение требований его кредиторов.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за собственником имущества. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено вкладом (долям, паям). В том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
Унитарные предприятия подразделяются на две категории [12, c. 117]:
— унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения;
— унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.
Право хозяйственного ведения шире права оперативного управления, т.е. предприятие, функционирующее на основе права хозяйственного ведения, имеет большую самостоятельность в управлении. Предприятия могут создавать различные объединения.
1.3 Особенности организации финансов различных организационно-правовых форм предприятий
Организационно-правовые формы предприятий, закрепленные в его учредительных документах, должны полностью соответствовать требованиям законодательных актов. Рассмотрим особенности организации финансов на предприятиях различных организационно-правовых форм предприятий.
Хозяйственные товарищества. К ним относятся полные товарищества и товарищества на вере или коммандитные товарищества.
Хозяйственные общества включают акционерные общества и общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, формирование уставного капитала этих коммерческих организаций производится за счет взносов участников или учредителей, каждый из которых имеет определенную долю [22, c. 74].
Полное товарищество действует на основании договора между индивидуальными предпринимателями и/или коммерческими организациями. Особенностью договора является признание солидарной субсидиарной ответственности по обязательствам всем принадлежащим участникам товарищества имуществом независимо от вклада в уставный капитал.
Товарищество на вере или коммандитное товарищество создается также на основании договора между индивидуальными предпринимателями и/или коммерческими организациями. В него могут входить один или несколько участников, занимающихся от имени товарищества предпринимательской деятельностью и несущих ответственность по обязательствам всем своим имуществом, являющихся полными товарищами, а также участники, которые несут ответственность в пределах сумм, внесенных ими вкладов, являющиеся коммандитистами или вкладчиками.
Акционерные общества открытого и закрытого типов. Наиболее сложная организационно-правовая форма коммерческих организаций. Как правило, АО объединяет широкий круг юридических и физических лиц. Имущество АО формируется за счет продажи акций в форме открытой либо закрытой подписки, полученных доходов и иных источников.
Производственные кооперативы. Это добровольное объединение граждан на основе членства для совместного ведения предпринимательской деятельности путем объединения имущественных паевых взносов, а также при личном трудовом участии членов кооператива. Имущество производственного кооператива формируется за счет паевых взносов его членов, полученных доходов и других источников.
К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации и объединения, различные фонды, учреждения, а также объединения юридических лиц. Некоммерческие организации имеют существенные различия, но объединены они по принципу основной цели деятельности, которая не связана с извлечением прибыли.
2. Анализ организационно-правовых форм предприятий
2.1 Организационно-правовые формы некоммерческих организаций и их особенности
Некоммерческие организации могут создаваться в любых формах, предусмотренных законом. Действующим законодательством предусмотрено создание следующих видов некоммерческих организаций:
1) Потребительский кооператив
Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемого путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Пайщиками потребительского кооператива могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, и юридические лица.
Государственная регистрация потребительских кооперативов осуществляется в соответствии с Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности.
В потребительском кооперативе нет ограничений на круг участников, если они прямо не установлены специальным законом или уставом конкретного кооператива. Соответственно этому не исключается возможность одновременного участия одного и того же гражданина в нескольких кооперативах, даже в однородных.
Потребительские кооперативы имеют ряд отличительных черт по сравнению с другими некоммерческими организациями. Так, отличительной чертой данной организационно-правовой формы некоммерческой организации является то, что потребительский кооператив создается и осуществляет деятельность для удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. Закон и устав потребительского кооператива могут предусматривать осуществление им некоторых видов предпринимательской деятельности. Полученные от этой деятельности доходы могут распределяться между членами кооператива либо идти на иные нужды, определенные его общим собранием. Деятельность же других некоммерческих организаций направлена, как правило, на достижение общественных благ.
Однако не допускается использование слов «потребительское общество» и «союз потребительских обществ» в названиях потребительских кооперативов, осуществляющих свою деятельность на основании Закона «О сельскохозяйственной кооперации», а также иных специализированных потребительских кооперативов, на которые не распространяется Закон «О потребительской кооперации».
К числу особенностей имущественно-правового положения потребительских кооперативов относится правило о необходимости иметь полностью оплаченный паевой фонд, конкретный размер которого должен определяться специальными законами для каждого вида кооперативов отдельно. Вместе с тем при отсутствии предпринимательской деятельности и соответствующих доходов потребительский кооператив может покрывать свои убытки лишь за счет дополнительных взносов участников. Поэтому обязанность по внесению таких взносов является специально предусмотренной уставной обязанностью члена такого кооператива. Одновременно она является гарантией имущественных интересов кредиторов потребительского кооператива. Отсутствие таких гарантий дает кредиторам основание ставить вопрос о ликвидации кооператива.
Состав, размер и порядок внесения членами кооператива паевых взносов определены уставом организации.
Имущество потребительского кооператива принадлежит ему на праве собственности, а пайщики сохраняют на это имущество лишь обязательственные права.
Потребительский кооператив отвечает по своим обязательствам своим имуществом, он не отвечает по обязательствам пайщиков [1, c. 25].
Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность (т.е. ответственность наступает только в том случае, когда имущества самого кооператива для удовлетворения требований кредиторов недостаточно) по его обязательствам в пределах внесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива. Доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами. При распределении доходов потребительского кооператива между его пайщиками размер кооперативных выплат не должен превышать 20% от доходов общества.
Пунктом 1 ст. 65 ГК РФ предусмотрена теперь и возможность банкротства потребительского кооператива.
2. Общественные и религиозные организации
По общему правилу общественные и религиозные организации являются объединениями только граждан.
Общественные и религиозные организации, являясь некоммерческими организациями, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Члены этих организаций не сохраняют никаких прав на имущество, переданное в собственность этих организаций, что отличает эти организации как от коммерческих, так и от других некоммерческих организаций. Участники не отвечают по обязательствам общественных и религиозных организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов.
Предпринимательская деятельность указанных организаций может осуществляться только в пределах уставной правоспособности и в тех формах, которые предусмотрены законодательством. Так, например, общественная организация вправе создавать свои предприятия, деятельность которых также не может выходить за пределы уставной правоспособности самой организации.
Доходы от деятельности некоммерческих организаций, созданных общественными и религиозными организациями, не могут распределяться между членами таких некоммерческих организаций, а направляются на нужды этих юридических лиц [1, c. 26].
Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:
— совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
— обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. При этом запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях. Законом запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.
Религиозной группой по Закону признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками.
Граждане, образовавшие религиозную группу с намерением в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию, уведомляют о ее создании и начале деятельности органы местного самоуправления.
Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные учреждения. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.
Религиозной организацией в соответствии с Законом признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном Законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.
Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.
Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.
Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения указанной религиозной организации в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова «Россия», «российский» и производные от них [10, c. 257].
Религиозной организацией признается также учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющие цель и признаки, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 6 Закона, в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также учреждение профессионального религиозного образования.
Органы государственной власти при рассмотрении вопросов, затрагивающих деятельность религиозных организаций в обществе, учитывают территориальную сферу деятельности религиозной организации и предоставляют соответствующим религиозным организациям возможность участия в рассмотрении указанных вопросов.
Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.
Религиозная организация обязана ежегодно информировать зарегистрировавший ее орган о продолжении своей деятельности с указанием сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
Указанные сведения о местных религиозных организациях могут представляться в регистрирующий орган соответствующей централизованной религиозной организацией.
Непредставление указанных сведений в течение трех лет является основанием для обращения регистрирующего органа в суд с иском о признании религиозной организации прекратившей свою деятельность.
В соответствии с Законом учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией. Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат закону.
Религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.
В уставе религиозной организации указываются:
— наименование, место нахождения, вид религиозной организации, вероисповедание и в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной организации ее наименование;
— цели, задачи и основные формы деятельности;
— порядок создания и прекращения деятельности;
— структура организации, ее органы управления, порядок их формирования и компетенция;
— источники образования денежных средств и иного имущества организации;
— порядок внесения изменений и дополнений в устав;
— порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности;
— другие сведения, относящиеся к особенностям деятельности данной религиозной организации.
Общественным объединением является добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное в результате волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов, указанных в уставе общественного объединения.
Деятельность общественных объединений должна быть основана на принципах равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.
Общественные объединения создаются в целях реализации и защиты гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод; развития активности и самостоятельности граждан, их участия в управлении государственными и общественными делами; удовлетворения профессиональных и любительских интересов; развития научного, технического и художественного творчества; охраны здоровья населения, участия в благотворительной деятельности; проведения культурно-просветительской, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы; охраны природы; расширения международных связей; осуществления иной деятельности, не запрещенной законом [10, c. 258].
Общественные объединения создаются по инициативе не менее десяти граждан.
Общественные объединения, кроме политических партий и профессиональных союзов, могут быть созданы также другими общественными объединениями.
В процессе создания общественного объединения созывается учредительный съезд (конференция) либо общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения (положение, иной основополагающий акт) и образуются руководящие органы.
Общественные объединения в порядке, определяемом законодательством, осуществляют производственную и хозяйственную деятельность и создают лишь в целях выполнения уставных задач предприятия и хозрасчетные организации, обладающие правом юридического лица.
Доходы от производственной и хозяйственной деятельности общественных объединений не могут перераспределяться между членами этих объединений и используются только для выполнения уставных задач, допускается использование общественными объединениями своих средств на благотворительные цели, даже если это не указано в их уставах.
1) общественная организация;
2) общественное движение;
3) общественный фонд;
4) общественное учреждение;
5) орган общественной самодеятельности.
Фонд представляет собой некоммерческую организацию, создаваемую учредителями в определенных общественно-полезных целях путем объединения имущественных взносов.
По сравнению с другими некоммерческими юридическими лицами фонд обладает определенными особенностями, например, отсутствие членства, возможность юридических лиц быть учредителями фонда, обязанность публиковать отчеты об использовании своего имущества и т.д.
В связи с тем, что фонды не основаны на членстве участников, последние не только не обязаны участвовать в деятельности организации, но и лишены возможности прямо участвовать в управлении ее делами. Кроме того, фонд является собственником своего имущества, на которое у его учредителя (участников) отсутствуют какие-либо права. Учитывая эти факторы, вполне обоснованным представляются предъявляемые законодателем требования о создании попечительского совета, осуществляющего надзор за деятельностью фонда и его должностных лиц, и обязание фонда к публичному ведению своих имущественных дел.
Правом учреждать фонд обладают граждане и юридические лица. ГК РФ не устанавливает каких-либо специальных требований к субъектному составу участников фонда. Однако в законах, регулирующих деятельность фондов отдельных видов, определенные ограничения предусматриваются. Так, учредителями общественного фонда могут выступать граждане, а также юридические лица, созданные только в форме общественных объединений. Законодательством прямо определено, что учредителями, членами и участниками общественных фондов не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления. Запрещается участие в благотворительных фондах органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений.
Фонд обладает специальной правоспособностью и осуществляет деятельность в соответствии с целями создания, закрепленными в уставе. Таким образом, возможные формы предпринимательской деятельности фонда ограничены. Иначе говоря, специальная правоспособность фонда имеет два проявления: во-первых, он вправе осуществлять только ту некоммерческую деятельность, которая соответствует целям его создания, отраженным в его уставе, иная деятельность будет признана неуставной; во-вторых, фонд вправе осуществлять только те виды предпринимательской деятельности, которые не противоречат целям его создания, закрепленным в уставе.
По сравнению с другими некоммерческими организациями фонд не обладает правом участвовать в товариществах на вере в качестве вкладчика. Что касается благотворительных фондов, то им запрещено участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами.
Фонд является собственником своего имущества, а его учредители (участники) не несут ответственность по его долгам. Имущество фонда, оставшееся после его ликвидации и расчетов с кредиторами, не подлежит распределению между учредителями.
Благотворительная или иная общественно-полезная деятельность фондов требует постоянных материальных затрат, которые невозможно обеспечивать при отсутствии членских взносов, так как структура фонда не предусматривает членства. В связи с этим закон позволяет фондам участвовать в предпринимательской деятельности как непосредственно, так и через создаваемые для этих целей хозяйственные общества.
Изменения в уставе фонда, как и его ликвидация, по общему правилу возможны лишь в судебном порядке. При этом для ликвидации фонда законодателем предусмотрены следующие основания:
1) если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
2) если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
3) в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом;
Ликвидация фонда возможна также и в других случаях, предусмотренных законом.
Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Учреждения создаются для определенной деятельности некоммерческого характера собственником имущества. В качестве собственника могут выступать юридические и физические лица, государство, муниципальные образования. Учреждение может быть создано совместно несколькими собственниками [15, c. 211].
Учреждение, являясь одной из разновидностей некоммерческой организации, владеет закрепленным за ним имуществом на праве оперативного управления, т.е. пользуется и распоряжается им лишь в той мере, в которой это дозволено собственником. Имущество, которым учреждение распорядилось без согласия собственника, истребуется собственником из чужого незаконного владения.
При недостаточности денежных средств учреждения для расчетов с кредиторами собственник несет субсидиарную ответственность по долгам созданного им учреждения.
Собственник может наделить учреждение правом заниматься деятельностью, приносящей доходы, предусмотрев это в уставе (положении). Такие доходы и приобретенное за счет них имущество учитываются на самостоятельном балансе и поступают в хозяйственное ведение учреждения.
5. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.
Общественные и иные некоммерческие организации, в том числе учреждения, могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) этих организаций. Ассоциация (союз) некоммерческих организаций является некоммерческой организацией.
Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и в порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации.
Объединения юридических лиц (ассоциации или союзы) в соответствии с законодательством могут создаваться либо только коммерческими, либо только некоммерческими юридическими лицами. Одновременное участие в объединении коммерческих и некоммерческих организаций не допускается.
Ассоциация (союз) коммерческих юридических лиц имеет своей целью координацию осуществляемой ими предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов. Возможность непосредственного осуществления объединением деятельности в иных направлениях, в том числе предпринимательской, исключается. Таким образом, правоспособность объединения коммерческих организаций ограничена по сравнению с другими некоммерческими организациями, которые самостоятельно определяют направления своей деятельности и обладают правом осуществлять отдельные виды предпринимательской деятельности.
Для возможности ведения предпринимательской деятельности объединение с соблюдением установленных правил должно быть преобразовано в хозяйственное общество или товарищество.
Юридические лица, объединившиеся в ассоциацию (союз), сохраняют свою самостоятельность и статус юридического лица. Оно обладает теми же правами, что и до вступления в ассоциацию (союз).
Ассоциация (союз) является собственником имущества, складывающегося за счет регулярных и единовременных поступлений от участников, а также иных разрешенных законодательством источников. Данное имущество используется объединением в соответствии с его специальной правоспособностью. При ликвидации объединения имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, не распределяется между участниками, а направляется на цели, аналогичные целям ликвидируемого объединения.
6. Некоммерческое партнерство
Государственной Думой 8 декабря 1995 года был принят Федеральный закон «О некоммерческих организациях».
Закон предоставляет заинтересованным лицам возможность создания некоммерческих организаций в формах, не предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации. Одной из этих форм является некоммерческое партнерство.
В соответствии со ст. 8 Закона «О некоммерческих организациях» некоммерческим партнерством является основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов.
Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано [15, c. 212].
Некоммерческое партнерство относится к юридическим лицам, в отношении которых их члены имеют обязательственные права. Члены некоммерческого партнерства вправе:
— участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства;
— получать информацию о деятельности некоммерческого партнерства в установленном учредительными документами порядке;
— по своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства;
— если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства, получать при выходе из некоммерческого партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами некоммерческого партнерства;
— получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, если иное не предусмотрено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства.
Член некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами некоммерческого партнерства.
Член некоммерческого партнерства, исключенный из него, имеет право на получение части имущества некоммерческого партнерства или стоимости этого имущества.
Члены некоммерческого партнерства могут иметь и другие права, предусмотренные его учредительными документами и не противоречащие законодательству.
7. Автономная некоммерческая организация
В соответствии с Законом автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.
Автономная некоммерческая организация относится к юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав. Ранее к таким организациям гражданское законодательство относило общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация.
Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами.
Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.
2.2 Коммерческие организации: особенности различных организационно-правовых форм
В статье 50 Гражданского кодекса РФ дан исчерпывающий перечень организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц. Это означает, что без изменения Гражданского кодекса никакими иными законами другие виды коммерческих юридических лиц в гражданский оборот введены быть не могут.
Среди коммерческих организаций как юридических лиц особое место занимают хозяйственные общества и товарищества.
Имущество, приобретенное хозяйственным обществом и товариществом в процессе его коммерческой деятельности, также поступает в собственность юридического лица. В качестве вклада участники хозяйственных обществ и товариществ могут вносить деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо права, имеющие денежную оценку.
Хозяйственные товарищества предполагают, прежде всего, объединение лиц, а затем уже и объединение их имущества. Отсюда личность участника товарищества имеет большое значение для деятельности этого юридического лица. Участники товарищества своей личной предпринимательской деятельностью должны участвовать в деятельности товарищества, а значит, результаты их деятельности зависят от их личного участия. Отсюда и другое правило: участники товарищества отвечают по обязательствам товарищества своим личным имуществом.
Коль скоро участники хозяйственного общества не участвуют в его хозяйственной предпринимательской деятельности, то они и не несут ответственности по обязательствам этого юридического лица. Вот в этом и состоит принципиальное различие между хозяйственными товариществами и хозяйственными обществами.
Среди видов хозяйственных товариществ различают полное товарищество и товарищество на вере. Под полным товариществом понимается коммерческая организация, созданная в результате объединения лиц и их имущества на основе заключенного между ними договора о совместной предпринимательской деятельности, участники которого несут ответственность по его обязательствам всем своим имуществом.
На практике оба вида товариществ встречаются крайне редко. Большинство предпринимателей предпочитают создавать общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества.
Признаки, которыми характеризуется эта организационно-правовая коммерческая организация:
Участниками ООО могут быть любые лица (а не только предприниматели, как в товариществах), в том числе коммерческие и некоммерческие организации;
Участником ООО в соответствии с законом может быть одно лицо. Юридическое лицо или гражданин выделяет часть своего имущества в эту организацию, создает ООО и дальше он рискует только этим имуществом. Таким образом, это лицо участвует в гражданском обороте этим выделенным, закрепленным за ним имуществом;
Участники не отвечают по обязательствам общества, поэтому оно и называется обществом с ограниченной ответственностью. Участники ООО несут только риск убытков в виде того имущества, которое они внесли в уставный капитал общества;
Фирменное наименование этого юридического лица должно содержать слова «общество с ограниченной ответственностью» (или ООО).
ООО в отличие от хозяйственных товариществ получили достаточно широкое распространение в предпринимательской практике в нашей стране, что связано с тем, что ООО имеет целый ряд весьма удобных для предпринимателей признаков [19, c. 86]:
ООО позволяет уменьшить риск предпринимательской деятельности до величины вклада, который вносится в это общество;
В то же время ООО предполагает и предоставляет возможность реально влиять на предпринимательскую деятельность этого общества. Участник не обязан, но вправе занимать какую-то должность в органах управления и тем самым оказывать влияние на предпринимательскую деятельность этого общества;
Круг участников ООО, как правило, незначителен. Участники Общества известны друг другу и пользуются взаимным доверием;
Участник ООО вправе в любое время выйти из общества (согласия на это других участников не требуется) и забрать свою долю, то есть ту часть имущества общества, которая падает на его долю в уставном капитале.
Большинство правоведов считают высшей организационно-правовой формой хозяйственного общества акционерное общество (АО).
Под акционерным обществом понимается коммерческая организация, созданная в результате объединения имущества нескольких лиц, которые не несут ответственности по обязательствам этой организации и имеют в собственности акции, удостоверяющие их обязательственное право требования к этому обществу.
АО как организационно-правовая форма юридического лица характеризуется следующими признаками:
1. Участниками АО могут быть любые субъекты гражданского права, в том числе допускается создание АО с одним акционером;
3. Акционеры не отвечают по обязательствам этого общества;
4. Акционеры могут не участвовать в деятельности этого общества;
5. Основным учредительным документом АО является устав;
6. Фирменное наименование этого юридического лица должно содержать слова «акционерное общество» (или АО);
7. Связь между участниками общества, их личности имеют минимальное значение;
8. Выйти из акционерного общества можно только путём продажи или отчуждения иным способом своих акций;
9. Одним из главных признаков АО как организационно-правовой формы является стабильность имущественной базы этого юридического лица.
Имущество или капитал АО собирается с помощью особых ценных бумаг, которые получили название акции. Акции облегчают процесс гражданского оборота, делают его значительно более быстрым.
1. Мелкие акционеры не имеют возможности реально влиять на деятельность этого общества;
2. Руководители АО, управляющие его деятельностью, приобретают неограниченные возможности по распоряжению имуществом, собственниками которого они не являются. Таким образом, возникает необходимость обеспечить надлежащий контроль над исполнительными органами АО и защищать права мелких акционеров.
ОАО характеризуется тем, что:
Его участники могут отчуждать свои акции без согласия других акционеров, то есть это общество открыто для любого участника гражданского оборота. Любой участник гражданского оборота может приобрести акции АО, здесь нет никаких ограничений. В то же время любой акционер в любое время может продать свои акции любому субъекту гражданского права;
ОАО может производить открытую подписку на акции по следующему алгоритму: образуется АО, объявляется и регистрируется выпуск акций и любой может их приобрести на бирже;
Число акционеров ОАО не ограничено.
ЗАО характеризуется тем, что:
Отчуждение акций акционерам ЗАО ограничено преимущественным правом покупки другими акционерами. Аналогично процедуре отчуждения долей в ООО, необходимо сначала предложить акции другим акционерам, и только если они откажутся, можно продавать акции третьему лицу;
Акции в ЗАО распределяются среди ограниченного числа участников, между конкретными лицами, а не продаются на бирже;
Число акционеров в ЗАО не должно превышать 50.
Как юридическое лицо производственный кооператив характеризуется следующими чертами:
1. Это объединение граждан, которые организуются для того, чтобы трудиться;
2. В основе объединения лежит членство в кооперативе;
3. Члены кооператива участвуют в деятельности кооператива личным трудом;
4. Требуется не только личное трудовое, но и имущественное участие в деятельности кооператива;
6. Членом кооператива, который вносит только пай, может быть и юридическое лицо;
7. Члены производственного кооператива несут субсидиарную ответственность (субсидиарная ответственность подразумевает, что в том случае, если имущества кооператива недостаточно для покрытия обязательств, то оставшаяся часть долга возмещается пайщиками) по обязательствам этого юридического лица в размере, установленном уставом кооператива;
8. Фирменное наименование этого юридического лица должно содержать собственно название этого кооператива и слова «производственный кооператив» или «артель» (это синонимы);
9. В качестве учредительного документа здесь выступает устав, принятый на общем собрании членов кооператива;
10. Число членов кооператива должно быть не менее 5. Максимальное число не ограничено;
11. Имущественную базу деятельности кооператива образуют паевые взносы членов кооператива.
2.3 Унитарные предприятия: понятие, виды, порядок создания и особенности организации финансов
Государство в системе рыночных отношений через государственный сектор реализует ряд своих важнейших функций, представленных в виде поставки обществу благ, за обеспечение которых последнее уплачивает государству налоги. К таким благам можно отнести:
В мировой практике можно выделить несколько причин образования государственных предприятий [18, 85-86]:
В соответствии с Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ, унитарным предприятием признаётся коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закреплённое за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия (далее ГМУП) в ходе коммерческой деятельности владеют и пользуются чужой (государственной, муниципальной) собственностью, которая принадлежит им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в связи с чем данные предприятия должны перечислять собственнику имущества часть прибыли от его использования.
В РФ создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:
Финансовые ресурсы любого хозяйствующего субъекта по источникам формирования подразделяются на собственные, мобилизуемые на финансовом рынке и поступающие в порядке перераспределения.
Финансовый механизм деятельности ГМУП теоретически предполагает использование как внутренних (амортизация, прибыль), так и внешних (целевое бюджетное финансирование, заемные средства, в том числе кредиты банков и других кредитных организаций) источников финансирования.
Уставный фонд ГМУП определяет минимальный размер его имущества, гарантирующий интересы его кредиторов. Он может формироваться за счёт денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку. Федеральными законами или иными нормативными правовыми актами могут быть определены виды имущества, за счёт которого не может формироваться уставный фонд государственного или муниципального предприятия. Размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия определяется в рублях.
Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем 5 000 ММРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации предприятия. Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем 1 000 ММРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации предприятия.
В казённом предприятии уставный фонд не формируется. Деятельность казённого предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казённого предприятия.
Вторым важным источником формирования имущества является прибыль, полученная от коммерческой деятельности предприятия, которая представляет собой одну из форм чистого дохода. Чистый доход, создаваемый унитарными предприятиями, полностью принадлежит государству, поскольку основой его получения является государственная собственность. Существует три подхода его к использованию:
— централизация всего чистого дохода в государственном бюджете;
— оставление всего дохода в распоряжении предприятий;
— централизация части чистого дохода.
Метод распределения и использования чистого дохода определяется действующей системой хозяйствования. В России централизация чистого дохода унитарных предприятий производится двумя методами: налогообложением прибыли и установлением обязательных ежегодных отчислений от прибыли [6, c.247].
Важным источником финансирования расходов ГМУП выступают финансовые резервы, создаваемые в соответствии с действующим законодательством. В настоящее время коммерческие организации могут формировать три группы резервов:
— резервы, создаваемые за счёт включения в себестоимость продукции;
— резервы, создаваемые за счёт балансовой прибыли (включаются во внереализационные расходы);
— резервы, создаваемые за счёт чистой прибыли.
Унитарное предприятие за счёт чистой прибыли создает также иные фонды в соответствии с их перечнем и в порядке, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия. Средства, зачисленные в такие фонды, могут быть использованы унитарным предприятием только на цели, определённые федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом унитарного предприятия.
На финансовом рынке ГМУП может привлекать заёмные средства следующими способами:
— кредитов по договорам с кредитными организациями;
— размещения облигаций или выдачи векселей.
ГМУП могут пользоваться государственной поддержкой в виде государственной помощи: бюджетных средств (субсидии, субвенции) и бюджетных кредитов.
Особенности формирования и использования финансовых ресурсов ГМУП в большой степени обусловлены и порядком формирования и использования их имущества.
Уставом ГМУП определяются основные источники формирования имущества, к которым относятся:
— имущество, переданное по решению собственника имущества: государственным и муниципальным предприятиям как взнос в уставный фонд или в хозяйственное ведение; казённым предприятиям в оперативное управление;
— имущество, приобретенное предприятием за счёт прибыли, полученной в результате хозяйственной деятельности остающейся в распоряжении предприятия;
— имущество, приобретенное предприятием за счёт заемных средств, в том числе кредитов банков и других кредитных организаций;
— имущество, приобретенное или созданное за счёт средств, получаемых предприятием из бюджета на безвозвратной основе на капитальные вложения предприятия;
— имущество, приобретенное или созданное за счёт целевого бюджетного финансирования в виде трансфертов, средств, получаемых предприятием в виде бюджетных кредитов;
— имущество, приобретаемое за счёт прочих поступлений (арендная плата, амортизационные отчисления, добровольные взносы).
3. Основные направления совершенствования основных организационно-правовых форм предприятий
Проведенный сравнительный анализ коммерческих и некоммерческий предприятий показывает, что для решения социальных задач преимущественными являются организационно-правовые формы некоммерческих организаций как обладающие наиболее подходящими характеристиками для удовлетворения социальных потребностей общества, по сравнению с коммерческими организациями.
Целью деятельности коммерческой организации является получение прибыли. Полученной прибылью коммерческая организация может распоряжаться по своему усмотрению.
Цель деятельности некоммерческой организации определяется учредителем. Некоммерческая организация тоже может получать прибыль, однако расходовать полученные средства может только в соответствии с целью деятельности, определенной учредителем.
Из существующих организационно-правовых форм некоммерческих организаций наиболее подходящей с точки зрения организационно-правовых аспектов деятельности формой представляется автономная некоммерческая организация. Некоторой проблемой по реализации этого варианта реорганизации является то, что Закон «О некоммерческих организациях» прямо не указывает на возможность учреждения автономных некоммерческих организаций государством и муниципальными образованиями. Но главным препятствием является возможность передачи в частную собственность государственного или муниципального имущества и таким образом утрата для государства и муниципального образования этого имущества.
Проведенный в рамках исследования анализ показал, что в настоящее время ни одна организационно-правовая форма, предусмотренная действующим законодательством РФ, не может полностью заменить бюджетное учреждение.
Наиболее вероятным на настоящий момент вариантом изменения организационно-правового статуса предприятия является изменение его типа с бюджетного на автономное [1, c. 78].
Схематично типы учреждений и законодательные акты их регламентирующие можно изобразить следующим образом (Рисунок 3.1):
Хозяйственная самостоятельность автономных учреждений требует обеспечения платежеспособности и финансовой устойчивости для своевременного удовлетворения требований кредиторов при недостаточности финансирования из государственных источников.
1. Приведенное научно-правовое обоснование необходимости изменения организационно-правового статуса предприятий может быть использовано как основа для разработки и внедрения новых организационно-правовых форм предприятий.
2. Сформулированные возможные неблагоприятные последствия изменения организационно-правового статуса предприятий могут использоваться в оценке проектов по внедрению новых организационно-правовых форм предприятий.
3. Для следования автономного учреждений целям, ради которых они создаются, и избежания их перепрофилирования необходимо разработать и внедрить посредством принятия подзаконных нормативно-правовых актов, обязательных к исполнению:
— четкие критерии определения видов деятельности, которые помимо основной может осуществлять автономное учреждение;
— порядок согласования с учредителем тех или иных действий, включая распоряжение имуществом, внесение изменений в устав (особенно в части расширения видов деятельности), вопросы реорганизации и ликвидации автономного учреждения,
— возможность изменения типа учреждения в обратном направлении от автономного к бюджетному в случае невозможности функционирования и не выполнения предусмотренных уставом целей, уклонения от выполнения задания учредителя;
-механизм свободного выбора пациентами лечебно-профилактического учреждения.
4. В целях повышения правовой грамотности и готовности руководителей предприятий к изменению организационно-правового статуса возглавляемых ими учреждений необходимо обеспечить обучение руководителей организаций по правовым и экономическим аспектам деятельности предприятий различных организационно-правовых форм. Разработать четкие требования к кандидатам на должность руководителей автономных учреждений, включая требования к уровню подготовки, опыту работы.
Подводя итог проведённого исследования, следует отметить, что:
2. В настоящее время в сфере государственных и муниципальных предприятий возникли проблемы, требующие изменения организационно-правового статуса предприятий: зависимость учреждений от адекватного финансирования из бюджета соответствующего уровня, недостаточно четкая регламентация содержания права оперативного управления, целесообразность и правомерность оказания учреждениями платных услуг, проблема самостоятельного распоряжения средствами от приносящей доходы деятельности, проблемы, связанные с наличием субсидиарной (дополнительной) ответственности собственника.
3. Юридические неопределенности и противоречия в практике функционирования государственных (муниципальных) и негосударственных предприятий свидетельствуют о необходимости изменения сложившегося положения, включая четкое определение характера вещного права на имущество; механизма присвоения имущества при создании организации; объема полномочий организации по владению, пользованию и распоряжению средствами, получаемыми из разных источников; характера ответственности организации и ее учредителей за «хозяйское» использование имущества; возможности и порядка одновременного оказания бесплатных и платных услуг; формы контроля со стороны учредителя, государственных надзорных органов, общественности.
Список использованной литературы