сущность правового акта управления

Правовые акты управления

Понятие и юридическое значение актов управления

Издание правовых актов – специфическая и основная форма для деятельности субъектов исполнительной власти. Такая их роль определяется тем, что с их помощью реализуются непосредственно задачи, функции и полномочия этих субъектов, т.е. их компетенция.

Что в наибольшей степени характерно для этих правовых актов?

Прежде всего следует отметить, что они представляют собой, юридический вариант управленческих решений. Это означает, что, принимая такой акт, соответствующий исполнительный орган (должностное лицо) решает общий или индивидуальный вопрос, возникающий в сфере государственного управления и относящийся к его компетенции.

По своему правовому содержанию акт управления представляет собой не что иное, как одностороннее юридически властное волеизъявление субъекта исполнительной власти, в котором, во-первых, находит свое выражение властная природа государственно-управленческой деятельности и, во-вторых, с помощью которого практически реализуются задачи и функции исполнительной власти.

Правовой акт управления императивен, что означает юридическую обязательность содержащихся в нем предписаний для адресата.

Их исполнение обеспечивается, в частности, угрозой юридической ответственности за уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение этих предписаний.

Для юридического содержания правовых актов управления характерно то, что они могут устанавливать правила должного поведения в сфере государственного управления (административно-правовые нормы) либо выступать в роли юридического факта, порождающего конкретные административно-правовые отношения.

Так, приказ министра или руководителя федерального органа исполнительной власти может установить правила, обязательные для всех органов, должностных лиц, предприятий и учреждений, действующих в порученной данному органу сфере деятельности. Его же приказ о назначении лица на должность в аппарате министерства порождает конкретное государственно-служебное правовое отношение.

Правовые акты управления в любой своей разновидности подзаконны, т.е. могут издаваться полномочными исполнительными органами (должностными лицами) в соответствии с Конституцией РФ, другими законодательными актами и в интересах обеспечения их исполнения.

Для правовых актов управления характерно то, что издаются они в качестве письменного документа. Допустим и устный их вариант (например, он распространен в системе военного управления, а также в служебных отношениях между руководителями и непосредственно подчиненными им работниками).

В процессе деятельности исполнительных органов используются различного рода служебные документы (докладные записки, отчетные материалы, акты ревизий и проверок, протоколы, справки и т.д.). Такие документы содержат в себе определенные данные, имеющие и юридическое значение. Так, акт ревизии фиксирует то, что было обнаружено, содержит рекомендации по устранению вскрытых недостатков и по наказанию виновных. Но правовым актом такой служебный документ не является. Дело в том, что, во-первых, сама ревизия проводилась на основе соответствующего приказа, т.е. правового акта; во-вторых, ее результаты могут быть реализованы также только приказом руководителя. Это значит, что правовой акт, будучи юридическим видом служебных документов, составляет основу всей служебной документации исполнительных органов.

Таким образом, под правовым актом управления понимается основанное на законе одностороннее юридически властное воле изъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение и прекращение административно- правовых отношений в целях реализации задач и функций государственно-управленческой деятельности.

Особенностью правовых актов управления является то, что их действие не ограничивается собственно сферой государственной управления. В ряде случаев ими регламентируются отдельные стороны общественных отношений, составляющих предмет других отраслей права (например, финансовых, земельных, экологических). Они служат юридическим фактом для возникновения трудовых, налоговых, предпринимательских, частично и гражданских правоотношений.

Правовые акты управления решают многие вопросы, связанные с детализацией и конкретизацией законодательных актов. Например, реализация Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» потребовала издания около двадцати президентских указов и правительственных постановлений.

Изданные в нарушение принципа подзаконности правовые акты управления могут быть приостановлены либо отменены в установленном порядке. В последнем случае полномочия по отмене противоправных управленческих актов все в большей степени принадлежат органам судебной власти. Исполнительные органы (должностные лица) не могут изменять или отменять судебные акты. Но они нередко играют роль доказательств по жилищным, трудовым, административным делам, рассматриваемым в судебном процессе.

Виды правовых актов управления

По своим юридическим свойствам виды правовых актов управления уже были обозначены. Это нормативные и индивидуальные акты. Такое их подразделение является основным.

Нормативными считаются акты, содержащие административно-правовые нормы, с помощью которых регулятивная функция административного права получает непосредственное выражение. Такие акты регулируют однотипные управленческие отношения путем установления определенных правил должного поведения в сфере государственного управления. Их действие рассчитано на длительное применение и исполнение всеми или большими группами участников регулируемых общественных отношений. Правила, устанавливаемые такого рода правовыми актами управления, действуют во многих конкретных областях жизни. Например, правила дорожного движения, санитарно-эпидемиологические правила, правила в области стандартизации, ведения лесного и охотничьего хозяйства и др.

Нормативные акты являются, соответственно, правоустановительными. Практически ими обеспечиваются государственная дисциплина в сфере государственного управления, административно-правовой механизм реализации правового статуса граждан и общественных объединений; устанавливаются необходимые ограничения и запреты, определяется статус органов исполнительной власти (должностных лиц); регулируются взаимоотношения различных звеньев системы органов исполнительной власти и т.д.

Нормативными правовыми актами, по существу, решаются наиболее важные текущие и перспективные проблемы государственно-управленческой деятельности.

Полномочия органов исполнительной власти (должностных лиц) по изданию нормативных актов определяются их компетенцией. В настоящее время значительные масштабы приобрело нормотворчество на уровне субъектов Федерации.

Нормативные акты издаются как органами общей компетенции (например, правительствами, администрацией областей и т.п.), так и отраслевыми и межотраслевыми исполнительными органами. При этом во многих случаях федеральным министерствам, государственным комитетам, федеральным службам предоставлены полномочия по изданию нормативных актов, обязательных для органов, предприятий и учреждений, действующих в иных сферах деятельности. Так, Министерство труда и социального развития РФ вправе принимать постановления, обязательные для исполнения всеми министерствами, иными органами исполнительной власти, предприятиями и учреждениями независимо от их ведомственной подчиненности.

Среди нормативных правовых актов можно выделить устанавливающие общеобязательные правила, охраняемые мерами административной ответственности. Такие правила предусматриваются КоАП. В качестве примера можно назвать утвержденные Правительством РФ 17 июля 1995 г. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Индивидуальные правовые акты управления – акты правоприменения.

Одновременно они являются распорядительными актами, выражающими конкретные и прямые юридически властные волеизъявления соответствующих субъектов исполнительной власти. С их помощью решаются индивидуальные административные дела (например, регистрационные, лицензионные, кадровые и др.). Они всегда персонифицированы, т.е. имеют точно определенный адресат. Приказ о назначении на ту или иную должность государственной службы непременно касается конкретного лица.

Индивидуальные акты являются юридическими фактами, вызывающими возникновение административно-правовых отношений. Они являются важнейшим юридическим средством оперативного решения текущих вопросов, возникающих в практике государственно-управленческой деятельности.

Соотношение индивидуальных актов с нормативными заключается в следующем: нормативные акты служат правовой основой для издания индивидуальных актов; индивидуальные акты являются актами применения нормативных актов.

Правовые акты управления можно классифицировать и по другим основаниям. Например, по масштабу действия различают общефедеральные, республиканские, краевые, областные и т.д. В зависимости от того, какими правовыми средствами защищаются содержащиеся в них предписания, выделяются акты, нарушение которых влечет за собой дисциплинарную ответственность, и акты с административной санкцией. В первом случае имеются в виду акты, в которых реализуется дисциплинарная власть соответствующего руководителя, а во втором – административное принуждение в отношении неподчиненных лиц.

Определенное значение имеет вопрос об установленных наименованиях правовых актов управления. В настоящее время действуют следующие правила, установленные Правительством РФ относительно издания правовых актов:

а) постановления и распоряжения Правительства;
б) постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции (положения) федеральных органов исполнительной власти;
в) постановления и распоряжения правительств республик;
г) постановления и распоряжения глав администраций других субъектов РФ.

При этом нормативными считаются постановления, приказы, инструкции, правила, положения. Не допускается издание нормативных актов в виде писем и телеграмм.

Требования к правовым актам управления

Важнейшим условием действия правовых актов управления является их соответствие установленным требованиям, предъявляемым к их юридическому содержанию и к порядку их издания. В основе всех таких требований – строгая подзаконность этого вида правовых актов.

Конкретно данные требования заключаются в следующем.

а) не должен противоречить Конституции РФ, законодательству РФ, нормативным указам Президента РФ. Аналогичное требование адресуется правовым актам органов исполнительной власти субъектов РФ с добавлением того, что они не должны противоречить конституциям и уставам этих субъектов, а также их законодательству;

б) должен учитывать разграничение предметов ведения и полномочий между органами исполнительной власти РФ и ее субъектов;

в) должен учитывать правовые акты вышестоящих органов исполнительной власти;

г) должен быть издан полномочным органом (должностным лицом) в рамках закрепленной за ним компетенции;

д) должен быть юридически обоснован, в нем должны быть четко определены цели его издания, основания и желаемые юридические последствия;

е) не должен ограничивать или нарушать компетенцию и оперативную самостоятельность нижестоящих звеньев системы государственного управления;

ж) не должен ограничивать или нарушать установленные действующим законодательством права и законные интересы граждан и негосударственных формирований в сфере государственного управления;

з) должен быть издан с соблюдением установленных для этого правил (процедур).

Действие правовых актов управления

Правовые акты управления вызывают соответствующие юридические последствия тогда, когда они действуют. Что дает основания для признания данного акта действующим?

Юридическая сила, т.е. такое правовое свойство акта, которого позволяет ему практически выступать в качестве административно-правовой формы реализации задач и функций исполнительной власти. Фактически данное условие считается соблюденным во всех случаях издания правовых актов управления, так как на ни распространяется презумпция их действительности или правильности. Означает же она то, что любой правовой акт действует до его официального изменения или до его отмены. В силу этого ой приобретает законную силу с момента его издания либо опубликования. Иногда специально оговаривается определенный срок вступления акта в юридическую силу.

Так, нормативные акты Президента РФ вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Другие акты вступают в силу со дня их подписания. Вступление в силу постановлений Правительства РФ, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления и распоряжения вступают в силу со дня их подписания.

Датой официального опубликования считается дата первой публикации текста акта в одном из официальных изданий РФ. Как правило, эти акты публикуются не позднее пятнадцати дней со дня их принятия либо при необходимости их широкого обнародования – безотлагательно.

Публикуются правовые акты управления в Собрании законодательства Российской Федерации и в «Российской газете». Не опубликованные акты, кроме содержащих сведения, составляющие государственную тайну, по общему правилу не влекут правовых последствий как не вступившие в силу.

Несоблюдение установленных требований к юридическому содержанию правовых актов управления, а также к порядку их издания и опубликования дает основание для признания их недействительными. В этом смысле известны два основных способа достижения подобной цели, а именно опротестование и обжалование. Они имеют и общее обобщающее наименование – оспаривание.

При этом необходимо учитывать, что правовой акт не во всех случаях может быть признан недействительным только по основаниям его дефектности, т.е. неправомерности. Нередко акт утрачивает свою силу в нормальных условиях. Например, истечение срока его действия, если таковой был предусмотрен; утрата актом силы ввиду принятиянового акта по тому же вопросу и т.п.

В негативных же случаях (отступление от требований законности) акт признается оспоримым, что предполагает соответствующую официальную оценкуего правомерности и того или иного решения вопроса о его дальнейшей судьбе, т.е. о его юридической силе.

Обжалование правовых актов управления возможно в административном либо в судебном порядке. Как правило, в роли жалобщиков выступают граждане, считающие, что данным актом нарушены их субъективные права или законные интересы. Жалобы могут поступать от общественных объединений и иных негосударственных формирований, а также от государственных предприятий и учреждений.

Опротестование правовых актов управления – это, как правило, функция прокурорского надзора. В протесте мотивируется вывод о неправомерности опротестованного акта.

В случае признания акта изданным с нарушением требований законности возможна отмена его действия. По существу, акт признается недействительным, что лишает его юридической силы. Естественно, что отсутствие фактов, свидетельствующих о неправомерности акта, не влечет таких последствий. Это имеет место при признании жалобы необоснованной и при отклонении протеста прокурора ввиду его юридической неубедительности.

Наиболее известны следующие варианты отмены правовых актов управления и, соответственно, лишения их юридической силы:

а) Президент РФ отменяет постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента РФ;

б) ПравительствоРФ отменяет противоречащие законодательству акты федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов РФ (кроме актов органов республик);

в) руководители органов исполнительной власти отменяют неправомерные акты, принимаемые на нижестоящем уровне порученных им сфер деятельности (например, акты своих территориальных органов);

г) Конституционный Суд РФ вправе признать правовой акт неконституционным, что влечет за собой утрату им юридической силы, т.е. отмену;

д) суды общей юрисдикции и арбитражные суды также могут признавать акты управления недействительными (только индивидуальные).

Кроме отмены возможно приостановление действия или исполнения правового акта управления. Оно не влечет утрату актом юридической силы. Временно, т.е. до определенных выводов по мотивам, вызвавшим приостановление акта, прекращается его действие. Если выясняется, что акт противоправен, он будет отменен в установленном порядке. Если акт не отменен, а его дефекты устранены, то, приостановленный ранее, он продолжает действовать. Если же приостанавливается исполнение акта (например, постановления о наложении административного взыскания), то после соответствующей проверки акт либо отменяется, что влечет за собой и отменувсех действий, совершенных во исполнение его (например, отмену наложенного административного взыскания), либо его исполнение продолжается.

В настоящее время в КоАП предусмотрено, что подача жалобы в течение десяти дней со дня вынесения постановления о наложении административного взыскания приостанавливает его исполнение до разрешения жалобы; принесение протеста прокурора на такое постановление также приостанавливает его исполнение до рассмотрения протеста.

Установлено также, что Президент РФ вправе приостанавливать действие правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ до решения о их судьбе судом; Правительство РФ может приостанавливать исполнение актов республиканских правительств; законодательные органы субъектов РФ могут приостанавливать до рассмотрения судом или Правительством РФ действие правовых актов федеральных министерств и ведомств, противоречащих законодательству.

Если Правительство РФ подтверждает правомерность таких актов, они вступают в силу. Органы субъектов РФ могут в таких случаях обжаловать решение Правительства РФ в Верховный Суд РФ.

Источник

Вопрос 38. Понятие и сущность правовых актов управления

Основной административно-правовой формой реализа­ции задач и функций исполнительной власти являются пра­вовые акты управления — один из видов правовых актов государства.

В процессе государственного управления возникает пот­ребность в детализации норм законов, которая осуществляется путем издания нормативных актов управления. Содержащиеся в них правовые нормы направлены на обеспечение конкретного оперативного и дифференцированного руковод­ства.

Акт государственного управления — это подзаконное официальное решение, принятое органом управления (должностным лицом) в одностороннем властном порядке и с соблюдением установленной процедуры по тому или иному вопросу, отнесенному к его компетенции, облеченное в предусмотренную законом форму и порождающее юридические последствия.

С помощью актов управления осуществляется и реализа­ция норм права в ходе управленческой деятельности, обеспе­чивающая должное поведение участников соответствующих правовых отношений. Издание актов управления — часть управленческой деятельности, одно из ее проявлений.

Отличительные черты правовых актов управления:

1) возникают в процессе деятельности органа (должностного лица) исполнительной власти, в интересах реализации задач и функций этой власти выражают волю государства, влекут юридически значимые последствия;

2) издаются только полномочными субъектами исполнительной власти; являются односторонними властными волеизъявлениями;

3) носят подзаконный характер;

4) императивны: содержат в себе юридически-властное предписание субъекта исполнительной власти, обязательное для адресата;

5) определяют правила должного поведения в сфере уп­равления;

6) должны быть надлежащим образом оформлены для придания им формы правового акта;

7) могут быть в установленном порядке опротестованы
обжалованы;

8) в случае несоблюдения содержащихся в них юридически властных предписаний наступает ответственность виновной стороны.

Наравне с правовыми актами управления могут издаваться акты государственного управления, не имеющие юридического значения. Такие акты обладают признаками управленческих действий, являются официальными документами, оформляются в виде приказов, решений и т.д. Эти акты называются техническими нормативными актами. К ним относятся: государственные и межгосударственные стандарты, правила техники безопасности, государственные строительные нормы и правила, формы государственной статистической отчетности, указания по их заполнению и т.д.

Наличие в акте предписаний, направленных на установление (изменение, отмену) правовых норм, или возникновение (изменение, прекращение) конкретных правоотношений — свойства право­вого акта, позволяющие отграничить его от других актов. Акт управления может содержать предписания о создании вовых правовых норм, об изменении или отмене ранее дей­ствовавших и т.д. Кроме того, акт управления может содер­жать предписания, обязывающие соответствующие органы издать другой нормативный акт управления или изменить какой-либо из таких актов. Многообразны и предписания ненормативных актов управления.

Акты управления — волевые акты. Они, как и другие правовые акты, являются внешним выражением воли, нап­равленной на создание указанных выше юридических последствий.

Причины, вызывающие издание актов управления, мо­гут быть различными: необходимость урегулировать не уре­гулированные законом отношения, наказать правонаруши­теля, обеспечить возможность проведения в жизнь того или иного конкретного предписания закона или другого правово­го акта вышестоящего органа, обеспечить нормативное регу­лирование деятельности нижестоящего органа и т.д.

Акт управления выражает волю органа управления. В ак­тах управления может выражаться как индивидуальная воля одного должностного лица, так и общая воля группы должностных лиц, где синтезируется воля каждого из членов коллегиального органа.

Издавая правовые акты, органы исполнительной власти выступают как носители госудт: ственно-властных полномочий. Отсюда властный характер актов управления, обязательность содержащихся в них пред­писаний. Властный характер присущ лишь тем право­вым актам государственных органов, которые издаются ими в одностороннем порядке и содержат обязательные к испол­нению предписания. Согласия на их издание со стороны лиц и организаций, которым они адресуются, не требуется.

Властный характер актов управления не означает, что го­сударственные органы, издающие их, действуют вне всяких рамок, только по своему усмотрению. Одним из незыблемых принципов деятельности всех органов государства является принцип законности. Как принцип государственного управ­ления, он находит свое выражение в подзаконности управ­ленческой деятельности. Акты управления имеют подзаконный характер. Содержание их подзаконности определяется не только верховенством законов в системе правовых актов государства, но и наличием иерархии правовых актов, соот­ветствующей иерархии органов исполнительной власти. Подзаконность актов управления означает, что они должны со­ответствовать требованиям законов и иных актов вышестоя­щих органов по содержанию, форме и порядку их издания.

Анализ характерных признаков актов управления позво­ляет сформулировать следующее определение.

Правовые акты государственного управления — это волевые, государственно-властные, в ряде случаев докумен­тально оформленные действия государственных органов и должностных лиц, совершаемые в соответствии с законом в процессе выполнения функций исполнительной власти и направленные на установление, изменение или отмену пра­вовых норм или на возникновение, прекращение, изменение конкретных правоотношений.

Издание правовых актов управления в отличие от органи­зационных мероприятий и материально-технических опера­ций всегда направлено на получение юридического результата.

Таким образом, юридическое значение актов управления заключается в том, что они могут:

Акты органов исполнительной власти, как и правовые акты других органов государства, являются средством осу­ществления единой государственной власти. Все они служат выполнению задач и функций государства, являются волевыми, издаются в соответствии с принципом законности, имеют государственно-властный характер, обязательны к исполнению и направлены на достижение определенного юридического результата.

^ 2. Классификация правовых актов управления.

В силу своего многообразия акты, издаваемые органами исполнительной власти, квалифицируются по многим осно­ваниям: по юридическим свойствам; по органам, их издаю­щим; по юридической силе; по территории, на которой дей­ствуют содержащиеся в актах предписания; по форме выра­жения, адресатам, времени действия, порядку издания и т.д. Иногда используется не один, а несколько критериев, в частности, при выделении группы актов, к которым необходимо предъявлять дополнительные требования.

Основной критерий классификации актов управления — их юридические свойства. В зависимости от этого акты уп­равления делятся на два основных вида: нормативные и ин­дивидуальные.

^ Нормативные акты — важнейший вид правовых актов, издаваемых органами государства в процессе управленческое деятельности. Существо юридической природы нормативных актов состоит не только в том, что они излагают нормы права, но и в том, что с принятием таких актов возникают новые пра­вовые нормы, изменяются или отменяются действовавшие ранее и т.д.

Нормативные акты управления содержат общие правила, устанавливающие правоспособность и дееспособность граж­дан, государственных и негосударственных организаций в различных отраслях управления, определяют деятельность учреждений, предприятий и организаций, а также поведение должностных лиц и граждан в сфере исполнительней власти (например, нормы, содержащиеся в правилах дорож­ного движения). При этом необходимо учитывать, что в соот­ветствии с Законом Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» правовые акты, при­нимаемые (издаваемые) с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распоряди­тельных мероприятий либо рассчитанные на их однократное применение, не являются нормативными.

К ненормативным правовым актам относятся:

Некоторые иные правовые акты также могут не являться нормативными.

Важнейшее свойство нормативного акта — его правот­ворческое назначение. В этом состоит юридическая функция данного вида актов, свидетельствующая о его месте в меха­низме правового регулирования.

Другим важным свойством нормативных актов управле­ния является их государственно-властный характер. В них выражается воля государственных органов. Реализация этой воли обеспечивается государством.

Одним из основных признаков нормативных актов явля­ется возможность их неоднократного применения и охват со­держащимися в них предписаниями индивидуально-неопре­деленных субъектов, т.е. отсутствие конкретного адресата.

Нормативные акты не только обладают определенными свойствами, но и с их непосредственным участием осущест­вляются: уточнение и детализация норм, содержащихся в зако­нодательных актах; проведение в жизнь различных социально-экономичес­ких программ; закрепление типовых правил поведения в сфере госу­дарственного управления; определение организационно-правового статуса конкрет­ных звеньев исполнительной власти; установление необходимых ограничений, запретов, пре­доставление специальных прав и специальных обязаннос­тей, реализуемых в сфере государственного управления; защита определенных прав и свобод граждан и др.

Таким образом, нормативные правовые акты служат пра­вовой основой возникновения, изменения и прекращения определенных административно-правовых отношений.

Многообразие нормативных правовых актов позволяет классифицировать их по различным основаниям.

1. ^ По юридической силе. Естественно, что акты органов вышестоящего звена имеют большую юридическую силу, чем акты органов нижестоящего звена. Это означает не толь­ко необходимость соответствия вторых первым, но и возмож­ность вышестоящих органов отменять и изменять предписа­ния нижестоящих органов.

2. ^ По правовым последствиям. Не все акты непосредственно вносят изменения в систему действующих правовых норм. Это дает основания делить акты на основные и вспомо­гательные. К вспомогательным актам можно отнести те, ко­торые не изменяя действующей нормы, расширяют сферу ее действия, а также акты, содержащие поручения нижестоя­щим органам издать соответствующие нормативные акт Причем нормативный характер имеют не все эти предписа­ния, а лишь те из них, которые выступают как юридическое основание последующего установления, изменения, отмены правовых норм или изменения сферы их действия.

^ Индивидуальные акты — это акты применения норм права к конкретным общественным отношениям, один из способов реализации правовых норм. Они выступают в ка­честве юридических фактов: порождают, изменяют или пре­кращают конкретные правоотношения. Отличительной осо­бенностью данного вида актов является их индивидуальный характер — свойство, давшее название виду. Его проявле­ния, признаки заключаются в конкретности предписаний, адресованности их персонально определенным субъектам, регулировании конкретных отношений, однократности реализации (применения, исполнения – штраф, поручение подчиненному) и др.

Правовыми последствиями индивидуальных актов уп­равления может быть возникновение не только администра­тивно-правовых, но и гражданско-правовых, трудовых, фи­нансово-правовых отношений. Так, приказ о назначении ли­ца на должность в государственном учреждении порождает административно-правовые и трудовые отношения. Акты управления являются одним из оснований, в силу которых возникают гражданские правоотношения.

Любой приказ о назначении того или иного лица на ка­кую-либо должность в государственном аппарате действует в течение всего времени, пока не будет отменен другим прика­зом или фактически не утратит силу (упразднение органа, ликвидация должности и т.д.). Еще дольше может прости­раться действие индивидуальных актов, наделяющих ка­кие-либо субъекты правом пользования определенными ма­териальными или иными благами. Например, решение о назначении пенсии по старости исполняется каждый месяц, следовательно, многократно, и действовать может годами по отношению к одному конкретному лицу.

В зависимости от цели и характера все индивидуальные акты можно разделить на две большие группы: оператив­но-исполнительные и правоохранительные.

Оперативно-исполнительными являются акты примене­ния диспозиции правовой нормы (распоряжение о перечис­лении средств). Это наиболее многочисленная и весьма разнообразная груп­па актов управления. Индивидуальные оперативно-исполни­тельные акты издаются практически всеми органами исполнительной власти.

Правоохранительные индивидуальные акты управления издаются с целью обеспечить охрану права от нарушения ли­бо восстановить нарушенное право. При этом в ряде случаев реализуются санкции правовых норм (приказ об объявлении дисциплинарного взыскания за нарушения по службе, поста­новление о применении административного взыскания за нарушение общественного порядка, отмена незаконного инди­видуального акта нижестоящего органа и т.д.).

Индивидуальные акты по юридическим последствиям де­лятся на обязывающие; запрещающие; управомочивающие: поощряющие; содержащие отказы.

Соотношение нормативных и индивидуальных актов уп­равления в общем плане может быть охарактеризовано как полное и безусловное соответствие индивидуальных актов актам нормативным.

В юридической литературе иногда кроме нормативных и индивидуальных выделяют еще общие и смешанные право­вые акты управления.

^ Общие акты содержат:

^ Смешанные акты одновременно содержат нормы права в правоприменительные решения, иногда еще и общие требо­вания.

Классификация актов управления по органам, их издаю­щим.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законами Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», «О Президенте Республики Бе­ларусь», «О местном управлении и самоуправлении в Респуб­лике Беларусь», «О Совете Министров Республики Беларусь» и иными нормативными актами установлены виды актов, издаваемых конкретными органами государственного уп­равления.

декреты, указы и директивы, распоряжения Президента Республи­ки Беларусь;

постановления Совета Министров и распоряжения Пре­мьер-министра;

постановления, приказы, инструкции, распоряжения и иные акты министерств (министров), государственных ко­митетов (председателей государственных комитетов);

решения местных исполнительных комитетов и мест­ных администраций; распоряжения председателей исполни­тельных комитетов (глав местных администраций);

приказы и распоряжения руководителей управлений, отделов и других структурных подразделений исполнитель­ных комитетов и администраций, руководителей определен­ных предприятий, учреждений и организаций.

^ Классификация актов органов исполнительной власти по другим основаниям. По сроку действия правовые акты управления делятся:

на бессрочные (с неопределенным сроком действия); срочные; временные.

Бессрочные — это акты управления, в которых срок их действия не определен, и действующие до тех пор, пока не будут отменены. В срочных актах указан срок их действия, по истечении которого акт утрачивает силу. Временные акты издаются для регулирования отношений на неопределенное, как правило, непродолжительное время. Наименование та­ких актов содержит указание на их временность.

По территории действия правовых актов управления различают:

По характеру компетенции органов, издающих акты, классифицировать последние допустимо следующим образом: акты общего управления; акты отраслевого управления;

акты межотраслевого управления.

К актам общего управления относятся акты, издаваемые органами общей компетенции (Правительством, исполнительными комитетами областей, городов, районов, местными администрациями).

Акты отраслевого (специального) управле­ния предназначены для регулирования отношений в кон­кретной отрасли государственного управления (сельское хо­зяйство, промышленность, торговля и т.д.).

Акты органов межотраслевой (функцио­нальной) компетенции регулируют отношения меж­ду несколькими или всеми министерствами, государствен­ными комитетами и организациями, должностными лица­ми, независимо от ведомственной подчиненности, а также гражданами. Органами межотраслевого управления являют­ся, например, Министерство экономики, Министерство тру­да и социальной защиты, Министерство статистики и анали­за, отдельные государственные комитеты.

В юридической литературе существуют и иные основания для классификации актов государственного управления, на­пример, по порядку издания, по функциональной роли этих актов, в зависимости от объема полномочий субъекта власти и т.д. Особое место среди актов государственного управления занимают акты с административной санкцией.

^ Особенности актов государственного управления с административной санкцией

Нормативные акты государственного управления, издан­ные с целью регламентации деятельности всех граждан, дол­жностных лиц и организаций в ряде областей общественной жизни, имеющих важное значение, как правило, предусматривают ответственность за их нарушение. Такие акты назы­вают актами с административной санкцией. Эти акты имеют определенные особенности: в них непосредственно предусматривается администра­тивная ответственность за нарушение закрепленных ими правил; учитывая, что эти акты содержат санкции, применение которых существенно затрагивает интересы граждан, дол­жностных лиц, организаций, законодательство Республики Беларусь ограничивает круг органов, наделенных правом их издания. Акты с административной санкцией издаются: Президентом Республики Беларусь, Национальным собра­нием Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, местными Советами и исполнительными комите­тами (за исключением сельских, поселковых Советов и ис­полнительных комитетов).

Решение о принятии таких актов осуществляется в кол­легиальном порядке (исключения составляют акты Прези­дента Республики Беларусь с административной санкцией).

^ 3. Формы правовых актов управления

Правовые акты управления могут издаваться в следующих формах:

4) в форме молчания.

Письменная форма издания правовых актов занимает гос­подствующее положение. Она придает управлению определенную стабильность и упорядоченность, позволяет фиксировать, закреп­лять информацию документально. Действующее законодательство четко не определяет, в какой форме должны издаваться акты управления. Однако анализ отдельных норм права позволяет сделать вывод, что декреты, ука­зы Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров, нпа республиканских органов управления, решения исполнительных комитетов, постановления о привлечении к административной ответственности могут издаваться только в письменной форме. Распоряжения Президента, Премьер-министра, председателя местного исполнительного комитета (руководителя местной администрации) также должны иметь только письменную форму. Издание актов в письменной форме требует соблюдения определенных правил, реквизитов, техники. Это более сложный процесс по сравнению с изданием актов в устной форме.

Устные управленческие акты также направлены на возникновение, изменение и прекращение правоотношений. Они наиболее оперативны, с их помощью решаются разнообразные управленческие вопросы.

Акты в устной форме применяются при непосредственном и оперативном руководстве и могут издаваться руководителями любого ранга, от Президента до руководителя самого низкого звена. Обладают этим правом и представители власти по отношению к неподчиненным по службе лицам.

Виды (формы) подобных актов многочисленны и правом не определеются. Главная их суть, как и письменного акта, состоит в том, что они должны иметь определенное решение, требование, предписание, указание, т.е. властное волеизъявление полномочного на то лица (требования контролеров, работников милиции, инспекторов). В случае неисполнения или ненадлежащего исполнеия

Немаловажное место в системе правовых актов занимают конклюдентныеакты.

Конклюдентный акт (от лат. concludere — заключаю, вывод) — это действия лица, выражающие его волю, но не в форме письменного или устного волеизъявления, а в поведении или в иной форме, по которой можно сделать заключение о таком намерении. Термин «конклюдентный» больше присущ гражданскому праву. Его нормами регулируется совершение различи конклюдентных действий — сделок.

В сфере административного права рассматриваемый термин применяется к актам, которые выражаются путем жестов, световых и звуковых сигналов, знаков, например, дорожного движения, и т.п.

Конклюдентные акты управления по юридической силе однородны. Многие из них носят информационный характер и применяются в местах использования речного флота, для обеспечения безопасности дорожного движения, безопасности движения воздушных средств передвижения и т.д. Ряд таких актов носит запрещающий и разрешающий характер и в случаях их несоблюдения обеспечивается санкциями.

Акты в форме молчания – молчание, сохраняемое органом управления (принятие законов – ст.100 К-ции – законопроект рассматривается в течение 20 дней, в противном случае закон считается одобренным; если Президент не вернул закон с подписания в течение 2 недель – то считается подписанным). Надо применять и в других сферах (обращения граждан).
^ 4. Структура правового акта управления.

Правовые акты управления имеют свою структуру, составные части.

В законе об нпа определяется структура нпа:

Обязательными реквизитами нормативных правовых актов являются:

Исключен реквизит – орган, принявший акт. Он следует из вида акта.

Если акт требует утверждения, то применяется гриф «Утверждаю».Если утверждается другим правовым актом, то слова «утверждено, название акта.

Структурными элементами нормативного правового акта являются преамбула, разделы, главы, статьи, пункты, подпункты, части, абзацы.

Статьи нормативного правового акта обозначаются арабскими цифрами, после которых ставится точка. Название пишется строчными буквами в той же строке. Пункты обозначаются арабскими цифрами с точкой и названия не имеют.

Стилистическое оформление – не допускается употребление разговорной речи, нечетких словосочетаний, призывов, восклицаний.

Разделы кодифицированного нормативного правового акта могут объединяться в Общую и Особенную части.

Общая часть кодифицированного нормативного правового акта должна содержать:

Особенная часть кодифицированного нормативного правового акта может содержать нормы, которые обозначают:

Отдельными структурными элементами нормативного правового акта (его структурных элементов) могут быть подстрочные примечания к ним. Подстрочные примечания используются в тех случаях, когда пояснения или сокращенные наименования не могут быть помещены в текст нормативного правового акта (его структурных элементов).

Если в нормативном правовом акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, перечни, иллюстрации и т.п., то они должны оформляться в виде приложений, а соответствующие структурные элементы нормативного правового акта должны иметь ссылки на эти приложения.
^ 5. Требования, предъявляемые к актам управления и последствия их несоблюдения.

Важнейшим условием юридической силы правового акта является его соответствие установленным требованиям, предъявляемым к его юридическому содержанию и порядку издания.

Исходя из этого, можно выделить три группы требований, предъявляемых к актам органов исполнительной власти.

1. Общие требования законности (юридические требова­ния), которым должны удовлетворять все акты управления, независимо от того, кем они издаются, по какому вопросу и каковы их юридические свойства.

2. Дополнительные (специальные) требования. Они пред­ъявляются к некоторым актам в зависимости от содержания и назначения этих актов.

3. Требования организационно-технического характера.

Общими, обязательными для всех актов управления яв­ляются требования о том, чтобы акт управления был издан полномочным органом в пределах его компетенции, в инте­ресах граждан и государства, в соответствии с законом и его целями, в форме и порядке, определенных законом.

Соблюдение требований об издании акта управления пол­номочным на то органом в пределах его компетенции предпо­лагает, прежде всего, знание соответствующими должностны­ми лицами компетенции органа. Как известно, ее объем и ха­рактер определяются в зависимости от задач, для решения которых данный орган создан.

Конкретно требование об издании акта управления пол­номочным органом в пределах его компетенции означает следующее.

Необходимым условием правомерности акта управления является и соблюдение требования об объеме правового peгулирования. Речь идет о том, что актом управления может ре­гулироваться подведомственный данному органу вопрос лишь в пределах, дозволенных законом.

Акт управления не должен нарушать территориальных пределов деятельности органа. Действие акта управления должно распространяться только на территорию, подведом­ственную данному органу. Например, местный исполком, принимая решение по вопросу, входящему в его компетенцию, не ма­жет распространять его действие на территорию, не входящую в этот район.

Требование об издании акта управления в интересах граждан и государства означает, что акт не только формаль­но не может противоречить закону, но и фактически не дол­жен нарушать интересы государства, а также права и закон­ные интересы граждан.

Требование об издании акта управления в соответствии с законом и его целями означает недопустимость каких бы то ни было отступлений от норм законов, актов вышестоящих орга­нов исполнительной власти. Акты управления не должны про­тиворечить вступившим в законную силу актам органов право­судия. Никакие ссылки на местные условия, целесообразность и другое не могут оправдать отступление от закона.

Требование об издании акта в установленном порядке оз­начает необходимость строгого соблюдения всех правил подготовки проекта акта, его рассмотрения, принятия и доведе­ния до сведения исполнителей, а также сроков введение в действие.

Требование соблюдения формы акта означает издание ак­та в предусмотренной законом форме, с правильным, отражающим существо акта названием, с соответствующими подписями и указанием места и времени его принятия. При этом надо иметь в виду также рациональное построение акта (наличие преамбулы, разделов, статей, параграфов и т.п.). Цель состоит в том, чтобы найти оптимальный вариант его структуры, который наилучшим образом способствует уяс­нению акта, а также соответствует требованиям кодифика­ции и систематизации.

Специальными являются такие требования, которые вы­текают из общих критериев правомерности акта, но предъ­являются лишь к определенной группе актов управления.

Некоторые акты управления могут быть изданы только в определенный срок. Это требование может преследовать раз­личные цели. В одних случаях — оперативное решение воп­роса, например, при издании в определенный срок решений по жалобам, в других — возможность более точного учета об­стоятельств, связанных с причиной издания акта. Так, при­каз руководителя предприятия о наложении дисциплинар­ного взыскания на рабочего или служащего должен быть из­дан в срок не позже одного месяца со дня обнаружения про­ступка и не позднее шести месяцев со дня его совершения.

При издании некоторых актов требуется наличие разре­шения вышестоящего органа. Данное требование предъявля­ется к актам, издание которых выходит за рамки обычной деятельности государственного органа, когда возникает не­обходимость использовать дополнительные полномочия, предоставленные ему в каждом отдельном случае вышестоя­щим органом в силу особых условий.

Многие акты управления могут издаваться лишь при ус­ловии обязательного предварительного согласования с соот­ветствующими государственными органами или органами общественных организаций.

Некоторые акты издаются с последующим утверждением вышестоящими государственными органами, что гарантиру­ет обязательный контроль с их стороны непосредственно за изданием акта, еще до его применения.

^ Организационно-технические требования, предъявляемые к актам государственного управления, призваны обеспечить конкретное оперативное и дифференцированное руководство. В соответствии с этим в актах управления должны быть четко определены конкретные задачи (права и обязанности), их исполнители, сроки, формы и методы решения задач. Ак­ты управления должны издаваться своевременно и по тем вопросам, которые именно в данный момент требуют разре­шения с помощью правовых средств.

В целях осуществления дифференцированного руководства акты управления должны издаваться в соответствии с особен­ностями отдельных местностей, отраслей управления, специ­фикой задач тех или иных государственных органов и дол­жностных лиц. При этом должны учитываться конкретные ус­ловия работы исполнителей, их реальные возможности.

Большое значение для эффективности актов управления имеет соблюдение требования четкого, ясного языка акта, логическая последовательность, отсутствие противоречий. Это требование, по существу, направлено на обеспечение правильного толкования и единообразного понимания и при­менения актов управления.

Необходимыми являются также следующие требования: согласование проекта акта с другими заинтересованными ор­ганами, соответствие положений проекта действующему за­конодательству, а если возникает необходимость внести из­менения в последнее, то подготовка предложения по этому вопросу и другие требования.

Несоблюдение установленных требований к юридическо­му содержанию и порядку издания правовых актов дает ос­нования считать их дефектными (неправомерными). Такие акты принято делить на оспоримые и ничтожные.

Оспоримыми называются правовые акты управления, ко­торые подлежат обязательному исполнению, но могут быть оспорены заинтересованными органами или лицами. При этом в государственном управлении существует презумпция правильности и действительности актов управления, в соот­ветствии с которой акт считается законным, если в установ­ленном законом порядке официально не будет закреплено иное. Соответственно он должен быть исполнен, сомнения в его законности не препятствуют его действию. Акты управления оспариваются в форме жалобы или прокурорского протеста. Отменять и приостанавливать действие оспоримых актов относится, как правило, к компетенции вышестоящих органов государственного управления. Приостановление акта управле­ния означает прекращение его действия до устранения содер­жащихся в нем отклонений от существующих требований.

Правовые акты признаются ничтожными если:

Вопрос 39. Действие актов управления — это правовой режим их практического применения: они начинают устанавливать, изменять или прекращать правоотношения; они применяются при разрешении споров и иных индивидуальных дел в управлении; на них ссылаются при рассмотрении различных дел; они используются в качестве юридических документов и доказательств в государственных органах (например, в судах, органах административной юрисдикции). Действие правовых актов управления всегда связано с необходимостью нормативной регламентации управленческих отношений, формированием новых административно-правовых отношений, решением конкретного спора (дела), появлением конкретных юридических последствий.

Действие правового акта управления (т. е. применение его при разрешении споров и регулировании общественных отношений) возможно лишь при наличии у него юридической силы. Под юридической силой акта управления понимается реальность практического использования данной правовой формы управленческих действий в рамках системы публичного управления. Юридическая сила показывает способность акта управления выступать в роли нормативного регулятора управленческих отношений, а также решать конкретные (или общие) задачи государственного управления и его функции. Она обеспечивает необходимость обязательного исполнения данного акта всеми субъектами, которым он адресован. В случае неисполнения или нарушения акта управления государство и его органы вправе требовать от этих субъектов исполнения данного акта, причем в некоторых случаях могут применяться и меры принудительного воздействия. В этом смысле правовой акт управления отличается от актов управления, принятых различными органами общественных объединений, которые не характеризуются государственно-правовой властной направленностью своего действия.

В государственном управлении существуют принципы презумпции законности актов управления (его соответствие требованиям и положениям законов, издание в рамках предоставленной компетенции, соблюдение процессуальных правил), а также презумпции их правильности и обоснованности, т. е. предполагается, что акт управления издан с соблюдением всех юридических требований и обязателен для всех лиц, которым он адресован. Правовые акты управления начинают действовать, т. е. приобретать юридическую силу, с момента их издания (принятия, утверждения) или опубликования в установленном порядке и действуют до момента их официальной отмены (или изменения); они утрачивают силу в связи с истечением срока их действия. В некоторых случаях устанавливаются специальный порядок приведения акта управления в действие, т. е. вступление его в силу (например, он приобретает юридическую силу с конкретной даты или устанавливаются иной срок и порядок вступления его в силу).

Вопрос 40. Важнейшими условиями вступления акта управления в юридическую силу являются его подписание уполномоченным лицом и официальное опубликование. Момент вступления акта управления в действие, как правило, определяется при его принятии; может быть установлено, что акт вступает в силу с момента подписания или опубликования или даты, указанной в самом акте.

Если при издании акта управления имеет место нарушение принципа законности, то его юридическая сила, практическая целесообразность и обоснованность могут быть поставлены под сомнение. В связи с этим следует прибегнуть к процедуре проверки актов управления на соответствие законам. В результате проведенной проверки судебными или административными органами акт управления может быть признан недействующим, так как он нарушает принцип законности и обоснованности, а поэтому органам, принявшим его, предстоит работа по отмене или изменению соответствующих актов управления.

Современное конституционное законодательство России устанавливает важные положения относительно вступления в силу правовых актов управления. Например, в соответствии с ч. 6 ст. 76 Конституции РФ в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом органов исполнительной власти субъектов РФ, принятым вне пределов ведения Российской Федерации или совместного ведения Федерации и ее субъектов, действует правовой акт, принятый региональными органами государственной власти (т. е. органами субъекта РФ). В иных случаях при обнаружении противоречия действует федеральный закон или нормативный правовой акт, принятый федеральными органами исполнительной власти. Другим существенным положением является то, что нормативный правовой акт управления, затрагивающий права, свободы и обязанности граждан, не может действовать (применяться), если он не был опубликован для всеобщего сведения в установленном порядке (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ).

Порядок подготовки, вступления в силу и опубликования правовых актов управления устанавливается различными нормативными правовыми актами в зависимости от вида акта и издающих (принимающих) их органов федеральной и региональной исполнительной власти, а также органов местного самоуправления. При этом можно выделить следующие характерные для всех производств по изданию (или принятию) административных актов элементы.

1. Наличие нормативно установленной процедуры издания или принятия актов управления.

2. Виды административных актов, которые вправе издавать те или иные органы исполнительной власти, а также должностные лица.

3. Подготовка проекта правового акта управления. На этой стадии определяется срок подготовки проекта правового акта управления и ведется его разработка одним из органов исполнительной власти (или несколькими органами по согласованию). Подготовка акта управления производится тем органом, в компетенцию которого входит его издание, или по его поручению одним или несколькими подчиненными ему органами, организациями или должностными лицами. Инициаторами проекта административного акта могут быть различные организации, структурные подразделения, должностные лица, государственные и муниципальные служащие, которые, основываясь на знании практики, пытаются совершенствовать ту или иную сферу своей управленческой деятельности.

4. Определение структуры проекта правового акта управления, которая должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования, и его обсуждение.

5. Согласование акта управления с заинтересованными ведомствами и должностными лицами; согласование может являться обязательной стадией разработки акта управления, если это устанавливается в специальном нормативном акте (например, обязательность согласования постановления федеральных органов исполнительной власти, в котором затрагиваются финансово-экономические вопросы, с министерством финансов и министерством экономики).

6. Подготовка предложений об изменении и дополнении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их частей в связи с изданием нового административного акта.

7. Издание (подписание, утверждение) правового акта управления.

8. Доведение принятого административного акта до сведения лиц, которые будут его исполнять или соблюдать его требования и положения, является необходимой стадией принятия акта управления.

9. Направление принятого (утвержденного) правового акта управления в Министерство юстиции РФ для его государственной регистрации (если в силу действия специальных нормативных актов это обязательно).

10. Официальное опубликование правового акта управления и вступление его в силу имеет особо важное значение, поскольку оно:

На режим действия правовых актов управления оказывают решающее влияние два фактора, от которых и зависит их юридическая судьба:

а) соблюдение установленных требований к правовому содержанию акта управления;
б) соблюдение порядка их издания и вступления в силу.

При соблюдении указанных требований акты управления являются законными (отвечающими всем установленным требованиям); при несоблюдении же таких требований они могут быть признаны недействительными (незаконными) и соответственно утрачивают свою юридическую силу.

Законные и отвечающие всем требованиям принятые в установленном порядке правовые акты управления могут терять юридическую силу в связи с наступлением определенных обстоятельств, например в связи с истечением срока действия данного акта, в связи с принятием нового акта, заменяющего старый, и т. д. Таким образом, утрата юридической силы базируется и на законных основаниях. В данном случае можно говорить о законном фактическом прекращении действия административного акта. Новый акт по поводу прекращения старого решения уже не принимается.

На практике существует несколько способов обеспечения законности правовых актов управления. Такими способами являются:

Российское законодательство и соответствующие административно-правовые нормы определяют, что утрата юридической силы акта управления происходит в случае его отмены в порядке, установленном нормативными актами. Отмена правового акта управления может быть осуществлена как органами (должностными лицами), которые приняли данный акт управления (а также вышестоящими органами или должностными лицами), так и органами, имеющими право отмены акта управления в случае обнаружения его несоответствия принципу законности.

Особое значение в системе современного административного права имеет возможность признания административных актов недействующими или незаконными в судах. Главная причина прекращения действия актов управления судом и федеральными органами исполнительной власти обшей компетенции (по отношению к актам нижестоящих органов исполнительной власти) — нарушение принципа законности при их подготовке и издании, а также нарушение законности в самом тексте административных актов. Органы исполнительной власти специальной компетенции вправе отменять акты управления нижестоящих органов или должностных лиц не только по причине нарушения актом управления законности, но и учитывая его полезность и целесообразность для социальной практики.

Конституционный Суд РФ рассматривает жалобы уполномоченных субъектов права (граждан и других лиц, а также органов государственной власти) и дела о соответствии Конституции РФ нормативных актов Президента РФ и Правительства РФ, а также актов органов исполнительной власти субъектов РФ. Постановлениями Конституционного Суда РФ акты управления или отдельные их части и положения могут быть признаны неконституционными; в этом случае они утрачивают свою юридическую силу. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды (в случае признания недействующими индивидуальных актов управления) фактически обладают правом отмены правовых актов управления.

Законодательные (представительные) органы государственной власти края, области и других субъектов РФ в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством могут отменять правовые акты управления соответствующих государственных администраций. Глава администрации субъекта РФ имеет право отменять приказы органов и структурных подразделений данной администрации. Глава администрации при соответствующем обращении к нему руководителей законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Федерации обязан отменить не соответствующие законодательству акты органов администрации. Администрация субъектов РФ имеет право внесения в Правительство РФ представления о признании недействительными правовых актов федеральных органов исполнительной власти (федеральных министерств, государственных комитетов, федеральных служб и т. д.). В соответствии с законодательством республик, входящих в состав Российской Федерации, главы исполнительной власти этих республик имеют право отменять или приостанавливать действие нормативных и иных правовых актов управления, принятых органами исполнительной власти этих республик.

Правовой акт утрачивает юридическую силу, когда он:

Основаниями для отмены акта управления или для внесения в них изменений и дополнений являются:

Вопрос 41.Приостановление акта управления — официальное временное прекращение действия данного акта до момента рассмотрения и принятия по нему окончательного решения органом, имеющим право отменять или изменять правовой акт управления. Акт управления не подлежит применению, т. е. временно не действует (однако он не утрачивает своей юридической силы), когда, например:

Многие российские федеральные законы содержат нормы, устанавливающие для граждан и юридических лиц возможность обжалования действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц, нарушающих их права и законные интересы. Большая часть всех административно-правовых споров разрешается в административном (внесудебном) порядке. Гражданин направляет свою жалобу в соответствующий вышестоящий орган управления по отношению к органу (должностному лицу), принявшему неблагоприятное, по мнению гражданина, решение1. Данный способ разрешения административно-правового спора представляет собой часть управленческой деятельности, так как вышестоящее должностное лицо, рассматривая жалобу гражданина, осуществляет обычные контрольно-надзорные функции, распространяемые на всю систему и структуру подчиненных ему органов, организаций, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В результате такого рассмотрения вышестоящий орган (или должностное лицо) принимает по жалобе решение, в котором устанавливается законность, обоснованность и целесообразность обжалуемого решения или действия подчиненного должностного лица или самого органа управления. Здесь также налицо действие важного административно-правового метода регулирования общественных отношений, а именно при рассмотрении спора реализуются правоотношения «власти-подчинения», несмотря на то что административно-правовой спор возник при реализации отношений «горизонтального» типа (т. е. во взаимоотношениях не подчиненных друг другу субъектов).

Вопрос 42. Прекращение, замена, приостановление, отмена правовых актов связаны с формальностями, которые должны помешать поспешной замене действующих актов, привести к их стабильности.

Юридическое прекращение действия акта происходит в случаях, когда издается акт о его отмене или новый акт, регулирующий соответствующие отношения и с началом действия которого старый акт утрачивает силу.

Замена акта как способ повышения его оптимальности применяется, когда существует потребность уточнить его положения, придать им другую редакцию или доработать отдельные части. Замена положений акта, как правило, осуществляется тем же органом (должностным лицом), который издал акт в старой редакции.

По общему правилу акты управления могут быть отменены тем, кто их принимал или высшим органом (должностным лицом). В некоторых случаях акты управления могут быть отменены судом.

Юридические последствия отмены или прекращения актов управления связаны с тем, что прекращаются отношения, созданные на их основе, а также должны быть отменены или прекращены акты, данные на их исполнение.

На практике существует несколько способов обеспечения законности правовых актов управления. Такими способами являются:

Российское законодательство и соответствующие административно-правовые нормы определяют, что утрата юридической силы акта управления происходит в случае его отмены в порядке, установленном нормативными актами. Отмена правового акта управления может быть осуществлена как органами (должностными лицами), которые приняли данный акт управления (а также вышестоящими органами или должностными лицами), так и органами, имеющими право отмены акта управления в случае обнаружения его несоответствия принципу законности.

Особое значение в системе современного административного права имеет возможность признания административных актов недействующими или незаконными в судах. Главная причина прекращения действия актов управления судом и федеральными органами исполнительной власти обшей компетенции (по отношению к актам нижестоящих органов исполнительной власти) — нарушение принципа законности при их подготовке и издании, а также нарушение законности в самом тексте административных актов. Органы исполнительной власти специальной компетенции вправе отменять акты управления нижестоящих органов или должностных лиц не только по причине нарушения актом управления законности, но и учитывая его полезность и целесообразность для социальной практики.

Конституционный Суд РФ рассматривает жалобы уполномоченных субъектов права (граждан и других лиц, а также органов государственной власти) и дела о соответствии Конституции РФ нормативных актов Президента РФ и Правительства РФ, а также актов органов исполнительной власти субъектов РФ. Постановлениями Конституционного Суда РФ акты управления или отдельные их части и положения могут быть признаны неконституционными; в этом случае они утрачивают свою юридическую силу. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды (в случае признания недействующими индивидуальных актов управления) фактически обладают правом отмены правовых актов управления.

Законодательные (представительные) органы государственной власти края, области и других субъектов РФ в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством могут отменять правовые акты управления соответствующих государственных администраций. Глава администрации субъекта РФ имеет право отменять приказы органов и структурных подразделений данной администрации. Глава администрации при соответствующем обращении к нему руководителей законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Федерации обязан отменить не соответствующие законодательству акты органов администрации. Администрация субъектов РФ имеет право внесения в Правительство РФ представления о признании недействительными правовых актов федеральных органов исполнительной власти (федеральных министерств, государственных комитетов, федеральных служб и т. д.). В соответствии с законодательством республик, входящих в состав Российской Федерации, главы исполнительной власти этих республик имеют право отменять или приостанавливать действие нормативных и иных правовых актов управления, принятых органами исполнительной власти этих республик.

Правовой акт утрачивает юридическую силу, когда он:

Вопрос 43. Административное принуждение – метод государственного управления, основанный на нормах административного права, совокупность средств психического, физического и иного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Особенности административного принуждения:

Цели административного принуждения:

По характеру и специфике правонарушения выделяют меры психического воздействия, меры физического воздействия, меры материального (имущественного) воздействия, меры организационного воздействия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *