сущность признаки и функции государства формы государства

Билет 1. Понятие, сущность, признаки, формы и функции государства.

Основу государства составляет общество. Общество – устойчивый союз отдельных индивидов, созданный для достижения общего интереса, объединенных единой целью, на основе их взаимного сотрудничества. Данный союз имеет общий язык, культуру, образ жизни. Общество в результате преобразований, происходящих в его среде, порождает такое общественное явление, как государство. Общество существовало до появления государства. Государство – это организация, особая, суверенная, территориальная, политической власти, обладающая специальным аппаратом и регулирующая отношения, складывающиеся в обществе с помощью общеобязательных правил поведения. Государство отделено от общества, действует на основе права и принуждения в отношении всех представителей общества и осуществляет согласование интересов отдельных слоев общества.

территорией, на которой действует его юрисдикция;

населением, проживающим на данной территории;

политической организацией (власть) на территории всей страны, т.е. распространяется на всех, кто находится на данной территории. Влечет за собой территориально-административное деление страны;

суверенитетом – полная независимость государства от других государств в его внутренней деятельности (внутренний суверенитет) и внешних отношениях (внешний суверенитет);

правом осуществлять определенные действия в принудительном порядке (например, сбор налогов, пошлин с физических и юридических лиц). Данное право составляет материальную основу государства;

правовой системой и правом осуществлять правотворчество;

наличие государственной символики.

Функции государства – основные направления деятельности государства. Классификация функций:

внутренние – решение определенного круга задач, связанных с внутренней деятельностью государства. Они подразделяются на:

а) политическая – охрана законности и поддержание правопорядка, прав и свобод граждан;

б) регулятивные – социальная (защита безработных, инвалидов, образование, пенсия, здравоохранение), духовная (гос. поддержка культуры и искусства) и в экономической сфере (формирование и контроль за государственным бюджетом, налоги, установление рамок для граждан экономической деятельности).

2) внешние – служат решению внешнеполитических задач государства:

а) деятельность по налаживанию политического и экономического сотрудничества с другими государствами;

б) защита от нападения из вне, охрана государственных границ

в) деятельность по обеспечению мира на земле, экология, разоружение.

Форма государства – это организация и устройство государственной власти, а также способы ее осуществления. Форма правления – монархия и республика – помогает выяснить, кому принадлежит верховная власть, как формируются высшие органы государственной власти, какова их структура и компетенция, как они взаимодействуют с народом и друг с другом; Форма территориального государственного устройства – унитарное и федеративное – то, как организована территория государства, на какие части она делится, каковы отношения центра с составными территориальными единицами государства; Политический режим – демократический и антидемократический – какие способы и средства использует государство для осуществления своей власти, а также степень участия в ней народа и положение личности в государстве.

Источник

Сущность и функции государства

Государственная власть: понятие и общие черты

Необходимым условием существования общества является наличие власти, благодаря которой удается организовать совместную деятельность людей, обеспечить порядок в их взаимоотношениях. Для человеческого общества, представляющего собой единый социальный организм, власть является мозгом, без которого невозможны ни выработка единой воли, ни следование ей.

Особенности власти проявляются в следующем:

1. Отношения носят волевой характер, т.е. предполагают подчинение, следование субъектов воле властвующего.

2. Наличие принуждения в любой форме, которое может основываться не только на силе, но и на авторитете, слепой вере и других факторах, которые заставляют субъектов следовать воле властвующего.

Выделяют различные виды социальной власти: власть рода, племени, общины, политическая, экономическая, родительская и др.

Особым видом социальной власти является государственная власть, которая осуществляется самим государством либо делегирована или санкционирована им, т.е. проводится от его имени и при его поддержке.

Особенность государственной власти, ее исключительный характер определяется прежде всего характеристиками самого государства, являющегося единственным официальным представителем общества, реализующим свою волю на всей своей территории и в отношении каждого, кто находится на ней, а также имеющего монополию на использование силы.

Соответственно, характерными признаками государственной власти, выделяющими ее среди других видов власти, являются следующие моменты:

Поскольку государство является официальным представителем населения, в основе государственной воли лежит воля народа, граждан государства. Однако ее выражение имеет определенные особенности, так как государство не может учесть волю каждого, соответственно, воля граждан носит обобщенный характер и выражается через представительные органы государственной власти (в современных демократических государствах). Формирование состава представителей общества и, соответственно, воли народа осуществляется через деятельность политической системы общества. В свою очередь, реализация государственной воли осуществляется через специальные институциональные элементы, организационно оформляющие власть и делающие ее постоянно функционирующей и общеобязательной. К таким элементам относятся государственные органы и учреждения, право и т.п. Именно данные элементы обеспечивают следование всех установленной воле народа, прибегая в самом крайнем случае к мерам государственного принуждения.

Рассматривая соотношение государственной и публичной власти, стоит отметить, что на данный момент в Российской Федерации под публичной следует понимать власть, обеспечивающую управление делами общества от имени народа. В Конституции РФ указано, что этот вид власти осуществляется не только государственными органами, но и иными организациями, не входящими в систему органов государственной власти, например органами местного самоуправления. Таким образом, категория публичной власти также является более широкой, чем власть государственная.

Понятие, основные признаки и сущность государства

Категория «государство» является одной из наиболее изучаемых и интересных. Внимание ученых к данной проблематике более чем объяснимо, ведь от того, что понимать под этим явлением, зависит содержание всей юриспруденции и любых других наук, так или иначе связанных с государством и государственными явлениями. Так что же понимает под государством современная юридическая наука? Прежде чем ответить на этот вопрос и дать определение государства, необходимо рассмотреть его основные признаки.

Рассматривая признаки государства, принято особо выделять так называемые сущностные, т.е. ключевые, внутренне присущие государству признаки:

1) любое государство является особой организацией публичной власти, обеспечивающей управление делами общества, т.е. любое государство есть инструмент управления обществом, «машина власти» (формальный аспект сущности государства);

Поэтому процедуру изменения ключевых идей, лежащих в основе государства, выстраивают на основании демократических правил, а процесс использования государственной власти организуют на базе принципов самоуправления населения, сочетания централизма и федерализма, множественности властных центров, которые обеспечат более гибкий подход к решению стоящих перед обществом и властью задач. Такой подход к содержательной стороне государства называется общесоциальным, однако истории известны случаи, когда в качестве ключевых идей государства выбирались (в том числе по желанию большинства граждан) идеи превосходства той или иной расы (политика апартеида в ЮАР), нации (фашизм), класса и др. Данный вопрос крайне важен, так как именно от его решения зависит облик не только государственной машины, но и создаваемого права.

Помимо названных, к признакам государства относят следующие:

1) это официальный представитель населения, объединяемого государством по признаку гражданства либо подданства;

Таким образом, суверенность власти предполагает недопустимость как иных источников власти на территории, так и вмешательства во внутренние дела извне, т.е. других государств;

3) монополия на правотворчество, означающая, что только государство и специально уполномоченные им субъекты могут создавать нормы права, чем обеспечивается единство и целостность правового пространства. Данный признак является следствием суверенитета;

5) наличие правоохранительных органов, призванных охранять законность и правопорядок, обеспечивать верховенство на территории страны, а также имеющих монопольное право на легальное применение силы и принуждения;

6) наличие вооруженных сил и органов безопасности, обеспечивающих оборону страны, независимость на международной арене, территориальную целостность и безопасность;

7) тесная и неразрывная связь с правом, которое является экономически и духовно обусловленным нормативным выражением государственной воли общества, государственным регулятором общественных отношений, основным инструментом управления обществом и каждым субъектом в отдельности.

Функции государства: понятие и виды

Знание функций государства позволяет достаточно полно и точно определить социальное назначение государства, стоящие перед обществом проблемы на определенном этапе его исторического развития, а также возможные пути его совершенствования.

Характеризуя функции государства, необходимо в первую очередь выделить их основные признаки:

Задачи являются предпосылками функций, предопределяющими эти направления и обозначающими их (например, если целью является создание правового государства, то одной из задач является обеспечение самостоятельного соблюдения гражданами действующего законодательства, функциями же будут охрана правопорядка и воспитательная работа).

2. В функциях государства непосредственно выражается и конкретизируется сущность государства, его социальное назначение.

3. Выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом.

4. Соответственно, сами функции носят конкретно-исторический характер и активно изменяются в процессе развития государства и общества;

5. Реализация функций государства осуществляется в специфических, только ему присущих формах и специфическими методами.

В связи с изменчивостью функций, их многообразием наиболее оптимальным способом их описания и изучения является классификация, которая в научной литературе проводится по нескольким основаниям:

1) по времени существования: постоянные, которые присущи всем государствам и всегда присутствуют в деятельности государства (например, оборона страны, охрана правопорядка), и временные, появляющиеся в связи с какими-то событиями, носящими непостоянный характер (например, функция государственного регулирования цен на продукты в связи с тяжелым экономическим положением страны);

2) по сферам общественной жизни, в которых реализуются функции. В рамках этой классификации выделяют экономические, социальные, политические и функции, осуществляемые в духовной сфере;

3) в зависимости от сферы деятельности государства, в которой они осуществляются, говорят о внутренних функциях, представляющих его деятельность внутри страны, определяющих его роль в жизни конкретного общества, и о внешних функциях, осуществляемых за пределами государства, в которых проявляется специфика взаимоотношений с другими государствами.

Причем не всегда можно однозначно отделить внутренние функции от внешних, так как направления деятельности государства вне страны и за ее пределами тесно связаны: внешняя политика, определяющая линию поведения с другими государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного государства и наоборот;

4) по степени обобщенности можно выделить основные функции, в которых отражаются наиболее важные стратегические направления деятельности государства и неосновные (вспомогательные), конкретизирующие и развивающие основные функции (хотя в последнее время данная классификация подвергается активной критике).

Рассматривая функции любого государства, следует остановиться на предметной характеристике основных постоянных внутренних и внешних функций, позволяющих наиболее полно и наглядно охарактеризовать цели, задачи и социальное назначение того или иного государства.

В деятельности любого государства можно выделить следующие основные внутренние и внешние функции.

Основные внутренние функции государства:

4. Функция финансового контроля и налогообложения, в рамках которой осуществляется проведение целенаправленной финансовой политики, контроль за денежным обращением в стране, формирование бюджетных средств, за счет чего обеспечивается не только реализация всех других функций, но и существование самого государства.

5. Функция охраны прав и свобод граждан, охраны правопорядка и укрепления законности, реализация которой обеспечивает неуклонное соблюдение действующих норм права, а также надлежащую реализацию прав и свобод всех субъектов. Данная функция заключается в борьбе с преступностью, исполнении наказаний, правовом воспитании, контроле и надзоре за надлежащим исполнением всех норм права.

Основные внешние функции государства:

1. Функция обороны страны. Эта функция связана с необходимостью поддержания независимости на международной арене и защиты своих граждан. Для реализации данной функции не только ведутся войны, но и обеспечивается постоянная боеготовность войск, проводятся различные маневры и учения.

3. Функция внешних сношений с другими государствами. В условиях современной глобализации и повышения взаимосвязей между государствами в различных сферах общественной деятельности необходимо создавать инструменты эффективного взаимодействия и согласования совместных действий.

4. Функция интеграции в мировое экономическое пространство, обеспечивающая эффективность экономических взаимосвязей государств, получение товаров, не производимых в тех или иных государствах, оптимизацию использования своих ресурсов и сырья и др.

5. Решение глобальных проблем современности, прежде всего сырьевой, демографической, энергетической, экологической. Человечество настолько активно влияет на окружающую среду, что масштабы этого влияния начинают сказываться на нашей планете. Несомненно, что решение этих вопросов требует совместных усилий, поэтому государства всего мира пытаются договориться о взаимной ответственности во имя общего выживания.

Формы осуществления функций государства

Рассмотрение функций государства будет неполным без характеристики форм осуществления этих функций. К пониманию данного явления существует два подхода.

В рамках первого формы осуществления функций государства определяют как деятельность, непрерывно осуществляемую любым органом государственной власти, в процессе которой и реализуются, осуществляются функции (данного подхода, например, придерживался М.И. Байтин). При этом выделяют две основные группы форм осуществления функций государства:

1. Правовые, которые связаны с изданием правовых актов и их претворением в жизнь, соответственно, влекущие юридические последствия. К ним относятся правотворческая деятельность, заключающаяся в создании юридических актов, а также правоприменительная деятельность, в рамках которой обеспечивается их реализация. Особой разновидностью правоприменительной деятельности является правоохранительная деятельность, направленная на пресечение правонарушений и наказание виновных в них лиц.

2. Организационные, не связанные с изданием юридических актов и не влекущие за собой юридических последствий, но осуществляемые на основе выполнения требований законности.

К ним следует отнести организационно-регламентирующую деятельность, в рамках которой решаются текущие технические вопросы (например, организация приема граждан, дежурства по учреждению), организационно-хозяйственную деятельность, благодаря которой осуществляется материальное обеспечение выполнения различных функций (например, организация бухгалтерского учета, материально-технического снабжения), а также организационно-идеологическую деятельность, которая выражается в разъяснительной и воспитательной работе с гражданами и иными субъектами (например, разъяснение смысла нормы права, информирование об основных результатах деятельности).

Второй подход подразумевает под формами осуществления функций государства деятельность основных звеньев государственного аппарата (этой позиции придерживался, например, М.С. Строгович). В связи с тем что в основе существующей структуры механизма государства лежит принцип разделения властей, в рамках данного подхода выделяют следующие формы осуществления функций государства:

Оба данных подхода в равной мере применимы на практике и в совокупности позволяют более четко и конкретно характеризовать деятельность государства по реализации своих функций и достижению поставленных перед ним обществом целей и задач.

Источник

Понятие, признаки, функции, типы и формы государства

сущность признаки и функции государства формы государства. Смотреть фото сущность признаки и функции государства формы государства. Смотреть картинку сущность признаки и функции государства формы государства. Картинка про сущность признаки и функции государства формы государства. Фото сущность признаки и функции государства формы государства сущность признаки и функции государства формы государства. Смотреть фото сущность признаки и функции государства формы государства. Смотреть картинку сущность признаки и функции государства формы государства. Картинка про сущность признаки и функции государства формы государства. Фото сущность признаки и функции государства формы государства сущность признаки и функции государства формы государства. Смотреть фото сущность признаки и функции государства формы государства. Смотреть картинку сущность признаки и функции государства формы государства. Картинка про сущность признаки и функции государства формы государства. Фото сущность признаки и функции государства формы государства сущность признаки и функции государства формы государства. Смотреть фото сущность признаки и функции государства формы государства. Смотреть картинку сущность признаки и функции государства формы государства. Картинка про сущность признаки и функции государства формы государства. Фото сущность признаки и функции государства формы государства

сущность признаки и функции государства формы государства. Смотреть фото сущность признаки и функции государства формы государства. Смотреть картинку сущность признаки и функции государства формы государства. Картинка про сущность признаки и функции государства формы государства. Фото сущность признаки и функции государства формы государства

сущность признаки и функции государства формы государства. Смотреть фото сущность признаки и функции государства формы государства. Смотреть картинку сущность признаки и функции государства формы государства. Картинка про сущность признаки и функции государства формы государства. Фото сущность признаки и функции государства формы государства

Основы теории государства и права

Происхождение государства

При обучении студентов юридическим и экономическим наукам часто выясняется, что они с течением времени утрачивают понимание основных категорий общей теории права, которая была изучена на начальных курсах. В связи с этим необходимо напоминание о них при изучении отраслевых дисциплин. Причем для лучшего осмысления данных понятий способствует сопровождение их конкретными примерами и жизненными ситуациями.

Государство – это понятие: *В теории права: определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся на средства и меры принуждения, обладающая внутренней структурой, имеющая специальные органы для реализации своих полномочий; Под которым в Конституционном праве России подразумевается определенные совокупности органов законодательной, исполнительной и судебной власти «парламент, правительство и суды», действующих в масштабе страны или субъекта Российской Федерации «иной территориально-политической единицы» с местными их представителями; *Как субъект Международного публичного права – основной участник международных отношений.

Включает как политическую организацию власти, так и население с определенной территорией. Основным характеризующим его качеством является суверенитет.

Поэтому перед изучением юридических, в т.ч. связанных с регулированием предпринимательской «хозяйственной» деятельности, обучающимся желательно восстановление в памяти общих понятий и первичных сведений о праве, как теоретический базе для дальнейшего изучения отраслей права.

В настоящее время у хозяйственников существует большая свобода и выбор вариантов поведения. Но с другой стороны, это сопряжено и с ответственностью за их последствия. При выходе лица за широкие рамки дозволенного «разрешенного, незапрещенного» и, вторжение в сферу неодобряемого обществом и запрещаемого государством, оно будет привлекаться к юридической ответственности.

Право имеет множество функций, в том числе и экономическую, которая устанавливает: правила игры в системе рыночных отношений; упорядочивает производство, распределение и обмен товаров; закрепляет право собственности и формы хозяйствующих субъектов

Существует более десятка теорий происхождения государства, у каждой их которых есть свои плюсы, и минусы, в частности к ним относятся:

1. Теологическая или религиозная. Теория Формы Аквинского – средневекового мыслителя. Государство имеет божественное происхождение.

2. Патриархальная. Теория Платона и Аристотеля – древнегреческих философов. Государство является продуктом естественного развития семьи, т.е. патриарх в государстве – то же, что глава семейства в своей семье.

3. Договорная. Теория: в древности – ранний буддизм, учения Мо цзы; античная философия – сочинения Эпикура, Тита Лукреция Кара; голландского философа Г. Гроция; английского мыслителя – Т. Гоббса, Д. Локка; ученых – французских Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбаха; российского – А.Н. Радищева. Государство возникло в результате общественного договора, по которому люди, находящиеся до этого в «естественном» первобытном состоянии, отказываются от части своих прав и свобод в пользу единой цели государства в обмен на гарантии личной безопасности.

5. Психологическая. Теория ученых: французского Г. Тард и русского Л.И. Петражицкого. Причины возникновения государства лежат в особенностях человеческой психика: одни подчиняются более сильным, а другие – властвуют над слабыми.

сущность признаки и функции государства формы государства. Смотреть фото сущность признаки и функции государства формы государства. Смотреть картинку сущность признаки и функции государства формы государства. Картинка про сущность признаки и функции государства формы государства. Фото сущность признаки и функции государства формы государства

6. Ирригационная. Теория немецкого ученого К. Виттфогеля. Государство возникает вследствие потребности общества в постоянном осуществлении крупномасштабных работ по созданию оросительных каналов и ирригационных сооружений. В определенных регионах «Междуречье, Египет, Китай» существование невозможно без строительства оросительных каналов. Осуществление таких работ и мобилизацию масс людей может только постоянно действующая организация власти и управления, т.е. государство.

7. Расовая. Теория французский ученого Ж.А. Гобино, немецкого философа Ф. Ницше. Причиной возникновения государства является разделение общества на высшие и низшие расы.

8. Инцестная «половая». Теория ХIХ века, французского этнографа и социолога К. Леви-Строс. Причиной возникновения государства стало введение запрета инцеста, т.е. кровосмешения между родственниками. Необходимость следить за соблюдением этого запрета потребовала создания в обществе особой группы людей. Эти же люди применяли в случае его неисполнения принуждение. Постепенно они стали выполнять и иные общественные, а затем и государственные функции.

9. Органическая. Теория английского ученого Г. Спенсер. Общество и государство похожи на человеческий организм, и поэтому их сущность можно понять и объяснить по аналогии с законами анатомии и физиологии. Этой теорией государство рассматривается как произведение сил природы, некое непостижимое биологическое существо. Все части этого существа специализируются на выполнении определенных функций, например, деятельность правительства аналогична действиям человеческого мозга.

10. Спортивная. Теория испанского ученого Х. Ортега-и-Гасета. Развитие спорта способствовало появлению государства. Например, у некоторых племен существовали обычаи посвящения во что-либо. Для проведения обряда создавались специальные органы, функции которых были похожи на функции государства.

11. Классовая. Теория К. Маркса, и Ф. Энгельса. Возникновение государства есть результат объективных социально-экономических процессов, приводящих к возникновению в обществе антагонистических классов. Государство возникает там и тогда, где и когда происходит разделение общества на классы.

Понятие, признаки, функции, типы и формы государства

Определений государства больше, чем теорий его происхождения, поэтому, разберем два распространенных варианта:

Первый в краткой форме: Государство – это коллективная организация людей расположенная на определенной территории имеющие систему власти способную к выполнению своих обязательств перед населением.

Признаки государства:

— наличие публичной государственной власти;

— территориальная организация населения;

— налогообложение и взыскание.

Внешние:

Формы государства: Форма правления «способ организации власти»:

Политический режим:

— демократический и антидемократический.

Второй в расширенной форме с конкретным разбором : Государство – это особая организация публичной, политической власти господствующего класса «или иной социальной группы, блока классовых сил, всего народа», располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая представляет общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию.

Основные признаки государства: наличие аппарата управления «механизма государства, публичной власти», отделенного от общинного строя, в управлении участвуют не все члены общества. При этом у аппарата управления существуют свои интересы отличные от интересов всего общества; взимание с населения налогов и сборов; деление населения по территории. Для каждого государства характерно наличие четко ограниченной территории, на которую распространяется его действие, и населения, проживающего на этой территории и являющегося гражданами государства.

Часто территорию и население называют отдельными важнейшими признаками государства; в отличие от других организаций, государство – это единственная организация, осуществляющая публичную власть в масштабе всей страны; важнейшим признаком государства является его внутренний и внешний суверенитет, то есть независимость от других государств при решении вопросов внутренней и внешней политики; наличие специального аппарата принуждения, государства, безопасность граждан и обеспечение реализации их прав и свобод, а также выполнение ими своих обязанностей; издание общеобязательных правил поведения «норм права».

Общественно-политические отношения, выражающие наиболее принципиальные свойства, взаимосвязи и взаимодействие в механизме организации и функционирования государства, называется государственным строем.

Типы и формы государств :

В настоящее время существует два основных подхода к типологии государств: формационный и цивилизационный. Формационный подход основан на классовом подходе к изучению истории, характерном для марксизма. На основе этого подхода выделяются несколько типов государства «общественно-экономических формаций, отличающихся друг от друга тем, в руках какого класса «социальной группы» находится рычаги государственной власти: рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и социалистическую формацию «переходную к безгосударственному коммунистическому обществу».

Цивилизационный подход основан на отнесении государства к той или иной цивилизации. Цивилизация – довольно емкое и неоднозначное понятие «имеются несколько сотен его определений». Согласно этому подходу, выделяют такие типы государства: восточные, западные и смешанные «промежуточные»; древние, средневековые и современные; сельскохозяйственные, промышленные и научно-технические; доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные; локальные, особенные и современные.

Форма государства включает его строение, основные составные части, внутреннюю структуру государства и основные методы осуществления государственной власти. Таким образом, форма государства состоит из трех основных элементов: форма правления; форма государственного устройства и политический режим. Форма правления – это порядок образования высших и местных государственных органов взаимоотношений между ними. В частности, высшее руководство государством может осуществляться единолично или коллективно. Различают монархическую и республиканскую формы правления «монархию и республику».

Монархией можно назвать такое государство, где верховная власть принадлежит одному лицу, пользующемуся ей по собственному усмотрению, по праву, не переданному «делегированному» ему никакой другой властью. В отличие от монархии, в республике государственная власть делегируется одному или нескольким лицам всем народом или его частью на определенный срок. Монарх «король и император» персонифицирует государство, выступает во внешней и внутренней политике как глава государства, представитель народа, нации, лицо, которое сплачивает граждан, объединяет их в государство. Власть монарха является верховной и суверенной «независимой».

Это означает, что даже при распределении полномочий, сфер управления между различными государственными органами он может взять к своему рассмотрению любой вопрос, если сочтет его достойным своего внимания. Власть монарха бессрочна и пожизненна. Монарх считается свободным от ответственности «но не «безответственным»: как правило, за ошибки и злоупотребление в государственном управлении отвечают его советники и другие чиновники. Часто власть монарха объявляются священной «в настоящее время такая традиция сохранилась в Японии».

1. Абсолютная «абсолютистская» монархия, при которой монарх пользуется всеми перечисленными правами, безусловно, и неограниченно, независимо от какой-либо иной власти. Такая форма правления характерна для средневековья и восточной деспотии «в рабовладельческих государствах древнего Востока»

2. Парламентарная «парламентская» монархия – более современная разновидность монархической правления «она существует в настоящее время в Великобритании, Бельгии, Норвегии, Швеции». В этих государствах «царствует, но не правит». Формально он назначает главу правительства и министров, однако правительство и премьер отвечает перед парламентом. Все решения монарха приобретают юридическую силу только после одобрения законодательным органом «парламентом» и должны соответствовать конституции. Поэтому парламентскую монархию также называют конституционной

3. Дуалистическая монархия – форма правления, при которой монарх остается главой исполнительной власти, формирует правительство, назначает и смещает ответственных перед ним министров и иных должностных лиц «губернаторов, префектов и других», имеет право вето и право неограниченного роспуска парламента. Однако его властные полномочия все же ограничены, поскольку бюджет принимается парламентом. Подобные монархии существовали в прошлом в Пруссии, Румынии, Австрии и Италии

4. Теократическая монархия, при которой монарх одновременно является религиозной главой

5. В прошлые исторические периоды в разных странах существовало множество разнообразных вариантов монархической формы правления.

Президент – глава государства – играет в такой республике незначительную роль «например, вы часто слышите в новостях о тех или иных действиях премьер-министра – «канцлера» ФРГ, и намного реже – о президенте этой страны». Недостатки парламентской республики – неустойчивость правительства, которое меняется, как только большинство мест в парламенте занимает другая партия, и сильная зависимость его политической ситуации; Президентская республика отличается тем, что избираемый глава государства «президент» одновременно является главой правительства, которое он «обычно с согласия парламента» назначает и распускает.

Такая форма правления существует во Франции, США, России и многих других странах. Основное достоинство президентской республики заключается в том, что всенародно избранный президент выступает символом нации, символом принадлежности граждан к единому государству. В чрезвычайных обстоятельствах он может быстрее принять нужное решение, чем коллегиальный законодательный орган. Президентская система правления в принципе обеспечивает большую степень политической стабильности, чем парламентская, но и она имеет ряд недостатков.

Если президент и парламентское большинство принадлежат к различным партиям или политическим течениям, это может привести к их противостоянию и конституционному кризису. Возможность распускать парламент может в определенных условиях привести к несоразмерному усилению исполнительной власти и установлению так называемой суперпрезидентской республики, которая может перерасти в диктатуру. Фактически соотношение сил в республике зависит от политической ситуации в конкретном государстве, наличия стабильных политических партий, опирающихся на широкие массы населения и имеющих первые экономические социальные программы

Формы государственного устройства :

Форма государственного устройства «единства» – это административно-территориальная организация государственной власти, характер взаимоотношений между государством и составляющими его частями, между отдельными регионами государства, между центральными и местными органами. В зависимо от формы территориального устройства, различают: унитарные государства; федерации и конфедерации. Унитарное «от латинского «unus» – один» государство отличается полным политическим единством и неделимостью.

Отдельные административно-территориальные единицы «области, районы» не имеют своего собственного законодательства и судебной системы, а местные исполнительные органы власти прямо подчиняются вышестоящим как элементы единой «пирамиды» с правительством и президентом на вершине. Федерация «союзное государство» – это сложное государство, представляющее собой союз ряда государств – членов «субъектов» федерации. Каждый из них «например, какой-либо штат США, Приморский край» может иметь свое региональное законодательство, представительный орган и правительство, иногда – свою судебную систему «в России мировые судьи являются судами общей юрисдикции субъектов Федерации, но при этом входят в единую судебную систему; регионы могут создавать свои конституционные или уставные суды».

Конфедерация «от латинского «confederatio» – «сообщество» – государственно-правовое объединение, союз суверенных государств. Она создается для достижения определенных, ограниченных целей в пределах известного исторического периода «например, в качестве военного союза». Исключение – Швейцария, где фактически федеративное государство традиционно сохраняет название конфедерации. Политический режим – совокупность способов и приемов руководства государством, уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности.

Различают две основные формы политического режима: диктатура «авторитарный режим», для которого характерно значительное ограничение прав и свобод граждан, слабость выборных органов, ограничение роли политических партий и усиление исполнительно-распорядительных органов власти, сосредоточение огромных властных полномочий в руках главы государства; демократия «народовластие», характеризующаяся: конституционным провозглашением и «в идеале» реальным осуществлением гражданских прав и свобод; выборностью и сменяемостью центральных и местных органов государственной власти; официальным признанием принципов законности и разделения властей.

Функции государства :

Функциями государства называют основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе развития государства целями, задачами и его социальным назначением. Функции государства следует отличать от функций отдельных государственных органов.

В осуществлении функции государства, так или иначе, в большей или меньшей степени участвуют все его органы «например, реализация экономической функции обеспечивается путем деятельности не только специально предназначенных для этого органов «Минэкономразвития», но и в ходе разрешения споров экономического характера арбитражными судами, расследования преступлений в сфере экономики, деятельности глав субъектов РФ по развитию экономики регионов. Функцию же конкретного государственного органа, наоборот, не может подменять никакой другой «мировой судья не рассматривает дела, подведомственные арбитражному суду».

Государственные функции подразделяются на: внешние и внутренние.

К внешним функциям относятся:

— поддержание отношений с другими государствами;

— международная охрана окружающей среды;

— интеграция в мировую экономику и другие.

Наиболее важными внутренними функциями государства являются:

— охраны правопорядка, собственности, прав и свобод граждан;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *