сущность прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

сущность прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Смотреть фото сущность прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Смотреть картинку сущность прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Картинка про сущность прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Фото сущность прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина сущность прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Смотреть фото сущность прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Смотреть картинку сущность прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Картинка про сущность прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Фото сущность прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина сущность прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Смотреть фото сущность прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Смотреть картинку сущность прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Картинка про сущность прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Фото сущность прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина сущность прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Смотреть фото сущность прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Смотреть картинку сущность прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Картинка про сущность прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Фото сущность прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

сущность прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Смотреть фото сущность прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Смотреть картинку сущность прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Картинка про сущность прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Фото сущность прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Согласно Закону о прокуратуре предмет прокурорского надзорасоставляет соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Прокурорский надзор охватывает весь комплекс прав и свобод, установленных Конституцией РФ (личные права и свободы, политические права и свободы, социально-экономические права и свободы).

Задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в значительной мере совпадают с задачами, решаемыми органами прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законов (общего надзора). Вместе с тем в рамках рассматриваемой отрасли прокурорского надзора решаются конкретные задачи по соблюдению прав и свобод человека и гражданина:

— обеспечение защиты прав и свобод как отдельной личности, так и интересов всех или многих граждан, проживающих в стране или регионе;

— обязательное реагирование и вмешательство прокурора в связи с поступающей информацией о нарушении нрав и свобод личности;

— использование в полном объеме возможностей прокурора в предупреждении и восстановлении нарушенных прав и свобод граждан.

Ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

В сферу надзора входит соблюдение прав и свобод граждан РФ, граждан РФ, имеющих гражданство иностранного государства (двойное гражданство), иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ.

Предмет прокурорского надзора обусловливает необходимость прокурорам в своей работе руководствоваться конституционными принципами, определяющими значение, порядок и условия соблюдения прав и свобод человека и гражданина (принцип равенства всех перед законом).

Объекты прокурорского надзораза соблюдением прав и свобод человека и гражданина определены в Законе о прокуратуре: 1) федеральные министерства; 2) государственные комитеты; 3) федеральные службы; 4) иные федеральные органы исполнительной власти; 5) представительные (законодательные) органы власти субъектов РФ; 6) исполнительные органы государственной власти субъектов РФ; 7) органы местного самоуправления; 8) органы военного управления; 9) органы контроля; 10) должностные лица; 11) органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций.

Пределы прокурорского надзораза соблюдением прав и свобод человека и гражданина определяются по тем же правилам, что и пределы прокурорского надзора за исполнением законов.

Предмет прокурорского надзора, определяемый Законом о прокуратуре, охватывает соблюдение прав и свобод человека и гражданина, которые не относятся к предмету других отраслей прокурорского надзора.

Осуществляя прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прокурор должен действовать строго в рамках предоставленных ему полномочий, не подменяя иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваясь в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных объектов.

Источник

Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Понятие, значение и специфика надзора

Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина представляет собой отдельную отрасль прокурорского надзора, заключающуюся в охране и защите прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, а также восстановлении средствами прокурорского надзора нарушенных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

Охрана прав и свобод человека и гражданина означает, прежде всего, обеспечение правового положения личности путем предотвращения средствами прокурорского надзора нарушений со стороны поднадзорных лиц, защита – восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов. При этом восстановление может проходить как в оперативном порядке – исключительно с помощью средств прокурорского надзора, так и в сложном – путем возбуждения административных, судебных и прочих охранительных производств, когда прокурор сталкивается с препятствиями при восстановлении нарушенных прав или же когда закон создает дополнительные гарантии в ходе восстановительной деятельности.

В последнем случае восстановление, как правило, протекает в судебном порядке с обязательным участием прокурора.

В литературе вопрос об отнесении прокурорского надзора за соблюдением прав, свобод и законных интересов человека и гражданина к отдельной отрасли прокурорского надзора вызывает дискуссии.

Противники такого выделения приводят следующие аргументы:

1. Выделение данного направления в отдельную отрасль прокурорского надзора противоречит доктрине обеспечения баланса интересов личности, общества и государства, согласно которой права и свободы человека и гражданина представляют собой равноохраняемую категорию наряду с обеспечением и защитой интересов общества и государства, и поэтому надзор за их соблюдением не следует выделять в отдельную отрасль. Этот вид деятельности должен представлять собой одно из направлений в рамках надзора за исполнением законов и законностью правовых актов.

2. Правовые средства и методы прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина практические аналогичны правовым средствам и методам надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, поэтому нет практического смысла обособлять данное направление прокурорской деятельности в отдельную отрасль.

3. Выделение надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в отдельную отрасль создает предпосылки для подмены судебной формы защиты нарушенных прав и свобод граждан.

В правовом государстве только суд вправе разрешать споры и осуществлять восстановление нарушенных прав в публичном порядке.

Сторонники обособления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в отдельную отрасль обусловливают свою позицию тем, что поскольку ст. 2 Конституции РФ закрепляет, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью в Российской Федерации, то и деятельность прокуратуры как органа надзора за законностью, связанная с обеспечением правового положения личности, применительно к прокурорскому надзору должна быть организована на самом высоком уровне – организационно выделена в отдельную отрасль наряду с отраслью прокурорского надзора за исполнением законов.

Кроме того, дополнительно приводятся аргументы о том, что современное правосудие не всегда недоступно для большинства населения в силу его дороговизны и длительности, и в этой связи прокурор фактически является единственным субъектом, способным квалифицированно и оперативно обеспечить правовое положение личности и восстановить нарушение права, свободы и законные интересы личности.

На сегодняшний день прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является отдельной отраслью прокурорского надзора.

Основными задачами прокурорского надзора за соблюдением прав, свобод человека и гражданина являются:

Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина включает в себя несколько направлений. К числу основных из них можно отнести:

Предмет и пределы надзора

Статья 26 Закона о прокуратуре устанавливает, что предмет прокурорского надзора данной отрасли составляет соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

Эта же статья определяет пределы по кругу поднадзорных лиц и общие пределы.

Предел по кругу поднадзорных лиц включает в себя соблюдение прав и свобод человека и гражданина:

Часть 2 ст. 26 Закона уточняет общие пределы применительно к этой отрасли, устанавливая, что

1) органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

2) органы прокуратуры не вмешиваются в оперативнохозяйственную деятельность организаций.

В гл. 2 Закона о прокуратуре, регулирующей осуществление прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, предел по кругу актов прямо не определяется. Однако он может быть установлен с помощью системного толкования.

В этом случае он включит в себя все нормативно-правовые акты, устанавливающие правовое положение человека и гражданина.

К их числу безусловно относятся:

Также в предмет по кругу актов войдут подзаконные нормативно-правовые акты в случае удовлетворения двум условиям:

Таким образом, пределы прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина по общим пределам, пределам по кругу поднадзорных лиц и актов фактически совпадают с аналогичными пределами прокурорского надзора за исполнением законов.

В литературе принято уточнять круг субъектов, чьи права и свободы обеспечивает прокурор. В этой связи выделяют четыре уровня (категории лиц).

Первый – общегуманитарный уровень: прокурор обеспечивает правовое положение всех лиц, закрепляемое на международном уровне, независимо от их гражданской принадлежности. В этом случае, как правило, речь идет об обеспечении естественных фундаментальных прав личности, закрепляемых как в общепризнанных нормах и принципах международного права, так и на уровне национального законодательства. На этом уровне обеспечиваются права и свободы всех лиц, пребывающих на территории РФ, независимо от наличия у них гражданства РФ.

Второй – национальный уровень: прокурор обеспечивает политические, социальные экономические и прочие права граждан РФ.

Эти права и свободы устанавливаются национальным законодательством.

Третий – специальный уровень: прокурор обеспечивает правовое положение социально-охраняемых и социально-защищаемых категорий лиц (граждан): ветеранов, инвалидов, представителей коренных малочисленных народов, граждан и лиц, в отношении которых действует специальное законодательство в части предоставления социальной защиты, льгот или иных преференций (к примеру, ликвидаторы аварии на ЧАЭС, матери-одиночки, несовершеннолетние и т.п.).

Четвертый – исключительный уровень: прокурор обеспечивает правовое положение лиц (граждан), находящихся в трудной жизненной ситуации, которые самостоятельно не могут реализовать свои права в силу состояния здоровья, возраста, зависимого положения, особого физического и психического состояния при сложившихся на конкретный момент обстоятельствах (тяжелобольной пенсионер, ребенок-инвалид и т.п.).

Предметом обеспечения, охраны и защиты являются права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, закрепляемые в общепризнанных нормах и принципах международного права, а также национальном законодательстве. Прокурор в равной мере охраняет и обеспечивает все формы и виды правопритязаний, независимо от того, относятся ли они к правам, свободам или законным интересам. Не имеет значение и их видовая и национальная принадлежность: являются ли указанные правопритязания политическими, экономическими, социальными, культурными, закрепляются ли они в международном или национальном законодательстве и т.п.

Правовые средства надзора

Осуществляя надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прокурор использует все правовые средства, предусмотренные ст. 22, 23 и 24 Закона о прокуратуре.

Кроме того, ст. 27 Закона о прокуратуре устанавливает, что прокурор также:

В литературе спорным является вопрос о праве прокурора приносить предостережение. Буквальное толкование Закона о прокуратуре позволяет сделать вывод о том, что вынесение данного акта в этой отрасли надзора не предусмотрено. Некоторые авторы считают, что вынесение предостережения возможно. Поскольку на практике зачастую весьма трудно разграничить данные отрасли надзора, представляется, что не исключено вынесение предостережения также при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Рассмотрение и разрешение обращений в прокуратуре

Рассмотрение и разрешение обращений в органах прокуратуры регулируется Конституцией РФ, ст. 10 Закона о прокуратуре, ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 г. (в ред. от 28.07.2020) № 45 «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации».

Органы прокуратуры рассматривают обращения, содержащие сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства.

Обращение в органы прокуратуры может быть подано в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, телеграфу, факсимильной связи, информационным системам общего пользования (с использованием сети Интернет), через ящик «Для обращений и заявлений», установленный в каждом органе прокуратуры.

Поступившие обращения подлежат обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в органы прокуратуры.

Срок рассмотрения и разрешения обращений и запросов исчисляется с момента их регистрации в соответствующем органе прокуратуры.

Окончанием срока рассмотрения и разрешения обращений (запросов) считается дата направления письменного ответа автору о принятом решении.

Письменное обращение должно содержать наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность, а также фамилию, имя, отчество гражданина, направившего обращение, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, изложение существа вопроса, личную подпись указанного гражданина и дату.

Обращение, поступившее в форме электронного документа, в обязательном порядке должно содержать фамилию, имя, отчество гражданина, направившего обращение, адрес его электронной почты, если ответ (уведомление) должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ (уведомление) должен быть направлен в письменной форме.

По обращению, поступившему в органы прокуратуры, должно быть принято одно из следующих решений:

Обращения граждан разрешаются в срок не позднее 30 дней со дня регистрации в органах прокуратуры, а не требующие дополнительного изучения и проверки – не позднее 15 дней.

При рассмотрении обращения органами прокуратуры заявитель имеет право представлять дополнительные документы и материалы, в том числе в электронной форме, либо обращаться с просьбой об их истребовании.

В случае проведения дополнительной проверки, запроса материалов и в других исключительных случаях срок разрешения обращений граждан, должностных или иных лиц продлевается уполномоченным прокурором с одновременным уведомлением их авторов о причинах задержки и характере принимаемых мер, но не более чем на 30 дней.

По итогам разрешения обращений может быть принято одно из следующих решений:

Ответ на обращение, поступившее в органы прокуратуры в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, телеграфу, факсимильной связи, направляется в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.

Ответ на обращение, поступившее в органы прокуратуры по информационным системам общего пользования, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.

При направлении ответов на обращения заявителям возвращаются приложенные к ним документы.

Не подлежат возвращению документы и материалы, направленные заявителем в органы прокуратуры в электронной форме.

По просьбе заявителя по окончании проверки ему предоставляется возможность ознакомиться с документами и материалами в той мере, в какой это не противоречит требованиям соблюдения государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны, правам, свободам и законным интересам других лиц.

При несогласии с решением должностного лица органа прокуратуры, принятым по обращению, заявитель имеет право обратиться с жалобой к вышестоящему прокурору либо в суд.

Источник

Сущность прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Предмет надзора

См. также Приказ Генпрокуратуры России от 14.11.2017 N 774 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав несовершеннолетних на досудебных стадиях уголовного судопроизводства»

Прокурорский надзор выступает одной из гарантий ре­ального соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Он является основным, важнейшим направлением проку­рорской деятельности на современном этапе.

Предмет прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определен в ст. 26 ФЗ «О прокуратуре РФ». В соответствии с этой статьей предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина

Анализируя содержание названной статьи, нельзя не прийти к выводу о том, что полномочия прокурора по над­зору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина распространяются на все органы и всех должностных лиц, независимо от их подчиненности (подведомственности) и формы собственности, начиная с федеральных министерств и ведомств, и закон в этом отношении не содержит каких-либо ограничений. Иными словами, при поступлении сведе­ний о нарушении прав и свобод человека и гражданина про­курор вправе провести проверку или совершить иные, надзорные действия в любом органе, на любом предприя­тии, в учреждении и организации, а также в общественной организации или объединении.

Основная цель прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина — это достижение та­кого положения, когда эти права и свободы реально соблю­даются всеми органами, должностными и иными лицами, когда граждане уверены, что их права и интересы надежно защищены и что они в случае нарушения этих прав и свобод могут рассчитывать на помощь соответствующих государ­ственных органов, в том числе и органов прокуратуры.

Задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Задачи прокуроров при осуществ­лении надзора за исполнением законов заключаются:

Генеральный прокурор требует от всех прокуроров, что­бы надзор за соблюдением прав и свобод человека и граж­данина находился в центре их постоянного внимания и что­бы прокуроры остро реагировали на факты ущемления прав и свобод личности. При этом предметом особой заботы про­куроров должно быть соблюдение прав и свобод слабозащищенных категорий населения (инвалидов, престарелых, де­тей, потерявших родителей и некоторых других).

Прокурорам особенно внимательно следует относиться к жалобам и заявлениям граждан об ущемлении их прав и свобод, своевременно рассматривать и разрешать подведом­ственные прокуратуре обращения граждан, принимая меры к восстановлению нарушенных прав и свобод.

Если установлен судебный порядок рассмотрения спо­ров, связанных с нарушением прав и свобод человека и гражданина, прокурор, не подменяя суд, может воспользо­ваться правом обращения с исками в суды в защиту интере­сов граждан.

Прокурор должен быть особенно нетерпим к фактам проявления бездушия к гражданам со стороны соответству­ющих органов и должностных лиц, к которым обратились граждане с просьбой о защите своих прав и свобод, непри­нятия ими мер по восстановлению нарушенных прав и сво­бод граждан.

Следует подчеркнуть, что одна из главнейших задач про­куратуры как федерального правозащитного органа — это защита общественных и личных интересов. В связи с этим прокуроры обязаны в первую очередь предпринимать такие действия и меры, которые способствуют защите прав и сво­бод всех или многих граждан, проживающих в стране или регионах. Речь должна идти о действиях, предупреждаю­щих принятие или издание правовых актов представитель­ными и исполнительными органами, которыми могут быть нарушены права и свободы всех или многих граждан, о при­нятии мер к отмене подобных актов, о предъявлении исков (заявлений) в суды в защиту интересов всех или многих граждан, проживающих в регионе и т.д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *