сущность задачи и основные формы деятельности адвокатуры организация адвокатуры
Общие сведения
Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Адвокатура призвана на профессиональной основе обеспечивать защиту прав, свобод и интересов физических и юридических лиц. Это структура гражданского общества, профессиональное объединение адвокатов, созданное на добровольной основе в целях оказания квалифицированной юридической помощи.
Адвокатура в современной правовой системе России играет большую роль в самоограничении государственной власти. Положение адвокатуры является индикатором состояния демократии в обществе. Адвокатура во многом и индикатор «здоровья» самого государства с точки зрения его отношения, прежде всего, к демократии и защите прав личности. Только сильное и мудрое государство может позволить себе независимую адвокатуру в качестве «вечного оппонента» на правовом поле и принципиального партнера в лице института гражданского общества на поле политическом. Избыточный патернализм – недоверчивое, предвзятое, негативное, нетерпимое отношение к адвокатуре – свидетельство недостаточной силы государства.
Адвокатура – единственный на сегодняшний день институт гражданского общества, признанный законодательством.
В свою очередь служение праву как гуманистическому явлению и гражданскому обществу всегда являлось основной стратегической задачей адвокатуры.
Учитывая профессиональный уровень адвокатуры, ее максимальный региональный охват и активную гражданскую позицию многих членов сообщества, ФПА РФ видит одну из своих задач в том, чтобы установить и развивать тесные связи с другими гражданскими институтами.
Максимальное использование механизмов гражданского общества, его инструментов может быть эффективно, в частности, в реформировании законодательства, в борьбе с его нарушениями, в установлении благоприятного климата для становления государства, в котором право будет признано наивысшей ценностью.
Основополагающие принципы организации деятельности адвокатуры – это законность, независимость, самоуправляемость адвокатских образований, корпоративность, принцип равноправия адвокатов. Именно эти принципы провозглашаются в п. 2 ст. 3 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатуре).
Принцип законности закреплен, прежде всего, в Конституции РФ, в ст. 15 которой говорится: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Применительно к адвокатуре принцип законности выражается в необходимости соблюдения адвокатами законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре, которое включает Закон об адвокатуре, другие федеральные законы, нормативные акты Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Принцип законности – общеправовой, универсальный принцип, его можно рассматривать в качестве принципа всей системы права. Другие принципы организации и деятельности адвокатуры являются условием реализации законности. Каждый из них в отдельности это прямое и непосредственное выражение принципа законности. Нарушение любого из них – отступление от требования законности.
Принцип независимости адвокатуры является основополагающим для характеристики правовой природы и статуса адвокатуры. Адвокатура – институт, относительно независимый от государства, защищенный от государственного вмешательства в свою деятельность.
Ее независимость служит гарантией и необходимым условием независимости самих адвокатов при осуществлении ими адвокатской деятельности. Конечно, как организация публичной власти государство не может обойти своим регулирующим воздействием институт, осуществляющий полномочия по реализации своей функции по защите прав, свобод и интересов физических и юридических лиц. Главное – найти тот баланс, при котором такое воздействие не будет посягать на независимость адвокатуры.
Кроме того, государство обеспечивает ряд организационных аспектов ведения адвокатской деятельности. Например, территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области юстиции ведет реестр адвокатов субъекта РФ; федеральный орган юстиции утверждает форму ордера на исполнение поручения адвокатом, выдаваемого в необходимых случаях соответствующим адвокатским образованием.
Помимо органов исполнительной власти, на адвокатуру в рамках своей компетенции оказывают воздействие органы законодательной и судебной власти. Первые, в частности, принимают законодательные акты, которые регулируют вопросы организации и деятельности адвокатуры в России, а судебные акты вторых развивают и толкуют положения законодательства.
Принцип самоуправления адвокатуры вытекает из ее негосударственного характера. Государство не может и не должно осуществлять управление этим институтом гражданского общества, вследствие чего адвокатура строится на принципе самоуправления в решении важнейших вопросов внутренней жизни. В соответствии с п. 2 ст. 35 Закона об адвокатуре органом адвокатского самоуправления в Российской Федерации является Федеральная палата адвокатов. Безусловно, важным элементом корпоративного самоуправления выступают также адвокатские палаты субъектов РФ.
Значение принципа корпоративности определяется тем, что лица, осуществляющие определенный вид деятельности, объединяются в корпорацию, профессиональную организацию. Данная корпорация разрабатывает свои внутренние правила и имеет целью защиту профессиональных интересов входящих в нее членов, повышение престижа профессии, представительство перед иными органами и организациями, в том числе государственными.
В соответствии с принципом равноправия адвокатов все адвокаты равны при осуществлении ими своей профессиональной деятельности.
Равенство адвокатов выражается в том, что:
Разумеется, правила поведения адвоката не ограничиваются следованием лишь указанным принципам. Лояльность к доверителю, соблюдение адвокатской этики, профессионализм и многие другие – важная составляющая характеристики как адвокатуры в целом, так и ее членов.
Понятие и задачи адвокатуры и адвокатской деятельности
Право каждого на получение квалификационной юридической помощи закреплено в ст. 48 Конституции РФ. Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре базируется на Федеральном законе РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», принятом Государственной Думой 26 апреля 2002 г., с последующими изменениями и дополнениями.
Адвокатура – это организованное особым образом, самоуправляемое объединение юристов-профессионалов, созданное для оказания юридической помощи всем, кто в ней нуждается. Адвокатурой называют также профессию адвоката.
В соответствии с Законом об адвокатской деятельности и адвокатуре адвокатская деятельность – это квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе людьми, получившими статус адвоката, в порядке, им установленном, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Она не является предпринимательской деятельностью.
Адвокатура не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, и в этом смысле она негосударственный правоохранительный орган, однако ее деятельность имеет государственное значение, так как направлена на защиту нарушенных прав и свобод граждан, интересов организаций.
Принципами, на которых основана организация и деятельность адвокатуры, являются законность, независимость, самоуправление, корпоративность, а также принцип равноправия адвокатов.
Задачи адвоката (адвокатуры) – оказание квалифицированной юридической помощи. Адвокатура содействует осуществлению правосудия в конституционном, гражданском, арбитражном, административном и уголовном судопроизводстве, охране прав и законных интересов граждан, соблюдению законности и правопорядка, формированию уважительного отношения к законам.
Адвокат принимает участие в разрешении сложных жилищных и иных гражданских дел, помогает подготавливать истцу или ответчику соответствующие документы, защищает их интересы.
Адвокатура
Задачи адвокатуры, принципы ее организации и деятельности
Адвокатура- это добровольное профессиональное объединение квалифицированных юристов, созданное для оказания правовой помощи физическим и юридическим лицам.
В соответствии со ст. 48 Конституции РФ каждый имеет гарантированное право на юридическую помощь, когда он в ней нуждается. В случаях, установленных законом, такая помощь оказывается за счет государства. Адвокатура является основным, но не единственным органом, оказывающим юридическую помощь. Не являются адвокатами индивидуальные предприниматели. На предприятиях, в учреждениях, организациях функционируют юридические отделы, юрисконсульты, советники по правовым вопросам, не являющиеся адвокатами. В Конституционном Суде РФ интересы сторон могут защищать лица, имеющие ученые степени и звания, хотя и не состоящие в адвокатуре. Защиту и представительство по уголовным делам, представительство по гражданским делам могут осуществлять близкие родственники обвиняемого, представляемого и другие приглашенные им лица.
В основе организации и деятельности адвокатуры лежат следующие правовые принципы: 1) гуманизм, защита прав и свобод человека; 2) законность; 3) добровольность вступления в адвокатуру и членства в ней; 4) самоуправление; 5) независимость адвокатуры и недопустимость государственного и иного вмешательства в ее дела; 6) тайна сведений, доверенных адвокатуре клиентами («адвокатская тайна»); 7) корпоративность и равноправие адвокатов
Законность как требование, обращенное к адвокату, означает его обязанность вести защиту или представительство только законными средствами; отстаивать законные интересы клиента; немедленно реагировать на нарушения закона судом, прокурором, другими участниками процесса, если эти нарушения ущемляют права и свободы обвиняемого (подозреваемого) или представляемого; обжаловать в интересах и по поручению (или с согласия) клиента незаконные и необоснованные решения суда и других правоприменительных органов.
Самоуправление адвокатуры состоит в том, что адвокатское сообщество управляет своими делами самостоятельно, решая наиболее важные вопросы на общем собрании (конференции) адвокатов и предоставляя определенные полномочия выборным органам адвокатуры.
Корпоративность означает объединение адвокатов в профессиональные организации, где все адвокаты соблюдают определенные этические нормы.
В содержание адвокатской тайны включаются: 1) сам факт обращения гражданина к адвокату за юридической помощью и мотивы, побудившие к такому обращению; 2) сведения о преступлении, его участниках, последствиях, данные о личной жизни, сообщаемые обвиняемым или потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, если нет согласия заинтересованного лица на их разглашение при производстве следствия и в суде; 3) те же сведения, сообщенные адвокату родственниками обвиняемого (подозреваемого) и другими лицами при обращении за юридической помощью; 4) сведения, почерпнутые из уголовного дела при ознакомлении с ним; 5) сведения, сообщенные адвокату лицом, которое он представляет в гражданском, арбитражном или административном процессе; б) сведения, содержащиеся в переписке между адвокатом и обвиняемым (представляемым) и в адвокатских досье.
В ст. 8 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», принятом 3 июня 2002 г., установлено: «Адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю». Это положение, универсальное по своему характеру, распространяется на деятельность адвоката во всех формах судопроизводства.
К субъектам сохранения тайны относятся адвокаты и в предпроцессу-альный период их деятельности, т. е. до заключения соглашения о защите или представительстве (не подлежат оглашению заданные клиентом вопросы, представленные им документы, составленные адвокатом бумаги и его устные разъяснения).
Адвокат обязан сохранять в тайне доверенные ему сведения бессрочно, даже после смерти лица, доверившего эти сведения, за исключением случаев, когда они служат его реабилитации. Для предания огласке такого рода информации необходимо согласие правопреемников.
Досье адвокатов, журналы учета посетителей и учетно-регистрацион-ные карточки должны храниться в условиях, исключающих возможность ознакомления с ними лиц, не имеющих отношения к адвокатуре.
Исторический очерк развития адвокатуры
В континентальной Европе, в частности в Пруссии, в ХУП-ХУШ вв. получил признание институт государственной адвокатуры. Согласно этой системе адвокатские обязанности выполняли лица, назначенные судами из состоявших при них чиновников. Они получали содержание от государства, несли дисциплинарную ответственность перед судом и могли выступать только в суде, при котором состояли. Но это направление в развитии адвокатуры не имело будущего. «Превращаясь в должностных лиц, адвокаты утрачивают независимость и самостоятельность, необходимые им для стойкого охранения на суде доверенных им интересов. Включение их в состав суда вредит и независимости последнего. Чиновничий мундир уменьшает энергию адвоката и ослабляет тот священный пыл при защите доверенных интересов, который составляет славу и силу адвокатуры».
На смену цеховой и государственной организации защиты и представительства приходит адвокатура как самоуправляемая организация лиц свободной профессии. Раньше всех адвокатура в таком виде возникла во Франции.
В России до судебной реформы 1864 г. ходатаями «по чужим делам» были не организованные в цех подьячие и стряпчие, как правило, без юридического образования, ловкие и корыстолюбивые.
Возникновение российской адвокатуры справедливо связывается с принятием судебных уставов 1864 г. Адвокатура объявлялась свободной от государственного вмешательства самоуправляемой организацией юристов, призванных оказывать гражданам юридическую помощь, в частности, защищать их интересы в судах. Собрание присяжных поверенных при каждой судебной палате было высшим органом адвокатуры. Оно избирало исполнительный Совет. Дисциплинарную ответственность за проступки присяжные поверенные несли перед Советом. Присяжными поверенными могли быть только лица с высшим юридическим образованием, достигшие 25 лет, дееспособные, ничем не опороченные, имеющие практику по юридической профессии не менее пяти лет. Принятие решения о создании адвокатуры не решило, однако, всех проблем с обеспечением граждан юридической помощью. Они вынуждены были обращаться к частным лицам, осуществлявшим свою деятельность вне всякого контроля.
В 1874 г. были введены помощники присяжных поверенных, которые имели право самостоятельно давать юридические советы, составлять деловые бумаги, вести дела в мировом суде. Они привлекались для оказания помощи адвокатам при ведении защиты в суде присяжных. В основном из них комплектовался контингент присяжных поверенных, но для того, чтобы стать адвокатом, нужно было (при отсутствии судебного стажа) в течение 5 лет работать помощником присяжного поверенного (своеобразная форма стажировки).
Упразднение сложившейся в России адвокатуры последовало вскоре после Октябрьской революции 1917 г., о чем было прямо указано в декрете В ЦИК о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. В качестве обвинителей, защитников и судебных представителей допускались «все неопороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами». Прежние адвокаты были «опорочены» и гражданскими правами не пользовались.
Декрет ВЦИК о суде № 2 от 7 марта 1918 г. уточнил, что обвинители и защитники входят в коллегии правозаступников, избираемые Советами рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Кроме того, могли выступать один обвинитель и один защитник из числа присутствующих на суде граждан. Адвокатура оказалась разрушенной, а «люди из народа» были не подготовлены к осуществлению функций защиты и представительства. Уровень правовой культуры в судах резко упал. Защитники и представители попали в зависимость от местной власти. Эта зависимость была усилена декретом ВЦИК от 30 ноября 1918 г. «О народом суде РСФСР», который предписывал создание коллегий правозаступников и при уездных исполкомах. Члены этих коллегий стали должностными лицами, получавшими от государства зарплату. Адвокатура учреждалась «для содействия суду», а не для защиты интересов обвиняемого, потерпевшего, истца, ответчика.
В дальнейшем в качестве защитников допускались консультанты отделов юстиции. Тем самым их зависимость от государства сохранялась (Положение о народном суде РСФСР от 21 октября 1920 г.).
В отношении революционных трибуналов было установлено, что «допущение к участию в деле обвинителей и защитников всецело зависит от трибунала» (декрет ВЦИК «О революционных трибуналах» от 12 апреля 1919г.).
Инструкция НКЮ РСФСР от 23 ноября 1920 г. «Об организации обвинения и защиты на суде» устанавливала, что «защита по уголовным делам является общественной повинностью» и что списки отбывающих эту повинность граждан составляются организациями и объединениями, в том числе народными судьями, отделами юстиции, профсоюзными и партийными организациями. Таким образом, судьи могли подбирать «удобных» защитников, исполнительная власть продолжала управлять ими, общественные организации сохраняли возможность влиять на исход процесса, а сама защита рассматривалась как деятельность непрофессионалов, т. е. лиц, специально к этому не подготовленных.
Приведенные нормативные акты свидетельствуют о попытке решить проблему организации защиты, основываясь на сочетании идей французской революции о всенародной адвокатуре и старонемецкого опыта по созданию государственной адвокатуры (ХУП-ХУШ вв.). Такой противоречивый и научно не обоснованный подход к строительству адвокатуры не мог дать позитивных результатов. Судя по последующим акциям, это поняли и создатели указанных попыток решений проблемы.
Совмещение адвокатской профессии с исполнением государственной должности (кроме выборной и преподавательской работы) было запрещено. На этих организационных основах (самоуправление плюс общее руководство со стороны государственных органов) адвокатура строилась до конца 80-х гг.
В соответствии с Положением об адвокатуре (1922 г.) исполнительная власть в лице губисполкомов, обл(край)исполкомов, отделов юстиции постоянно сохраняла право вето на решения адвокатских коллегий о приеме в адвокатуру и увольнении из нее, обладала инициативой привлечения адвокатов к дисциплинарной ответственности за проступки и аморальное поведение и контролировала нормативы оплаты услуг.
Положением об адвокатуре РСФСР 1962 г.2 в основном была сохранена * прежняя организация адвокатуры. Коллегии адвокатов рассматривались как добровольные объединения лиц, занимающихся адвокатской деятель-| ностью, однако общее руководство адвокатурой по-прежнему осуществляли Министерство юстиции РСФСР и его местные органы.
В Конституции СССР 1977 г. адвокатура рассматривалась как ассоциа-ция, оказывающая правовую помощь гражданам, учреждениям и организациям (ст. 161). На основе союзного Закона «Об адвокатуре в СССР» (1979 г.) было принято «Положение об адвокатуре в РСФСР», утвержденное Верховным Советом РСФСР 20 ноября 1980 г. Это Положение, имевшее силу, закона, действовало до 2002 г. Но фактически многие его нормы устарели и не применялись задолго до принятия Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
Не применялись те статьи Положения об адвокатуре, в которых говорилось о государственном контроле за деятельностью этого профессионального объединения. Общие собрания (конференции) членов коллегий адвокатов больше не созывались по предложению (указанию) Министерства юстиции РФ и его органов (ст. 5 Положения). Численный состав, штаты, смета доходов и расходов коллегий не утверждались исполнительными органами субъектов Федерации (ст. 6). Министерство юстиции более не устанавливало правил оплаты труда адвокатов (ст. 6), поскольку размеры их гонораров стали определяться соглашениями между адвокатами и клиентами.
Министерство юстиции СССР, а затем и Российской Федерации начиная с 1990 г. стали выдавать лицензии на право организации юридических кооперативов вне адвокатских коллегий. Юридические кооперативы, как показал опыт, комплектовались далеко не лучшим образом.
На смену юридическим кооперативам пришли так называемые «параллельные» («альтернативные») коллегии адвокатов, которые создавались на основании лицензий, выдаваемых Министерством юстиции РФ вопреки Положению об адвокатуре. По состоянию на 1 января 2002 г. до 30 % адвокатов работали в «параллельных» коллегиях. В одной лишь Москве функционировали независимо друг от друга 14 адвокатских коллегий. Создание «параллельных» коллегий (многие из них входили в Гильдию российских адвокатов) оправдывали необходимостью усилить конкуренцию между адвокатами и их объединениями, что далеко не бесспорно, так как в «традиционных» коллегиях клиент тоже сохранял право выбора как между юридическими консультациями, так и отдельными адвокатами.
В 90-х гг. было разработано до десяти законопроектов, предлагавших различные варианты реформирования адвокатуры. Однако из-за противоречий в адвокатской среде они отвергались законодателем. Поворотным пунктом стал январь 2001 г., когда Президент РФ создал комиссию по подготовке правовых основ судебной реформы в России, включая Закон об адвокатуре.
Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» был разработан этой комиссией при участии адвокатов и 26 апреля 2002 г. был принят Государственной Думой РФ в третьем чтении, а затем одобрен Советом Федерации РФ и 3 июня 2002 г. подписан Президентом РФ. Закон внес много нового в организацию и деятельность российской адвокатуры; на его основе дан последующий материал об адвокатуре.
Права, обязанности и статус адвоката
Адвокатская деятельность не является предпринимательской. Адвокатами не могут быть, в частности, индивидуальные предприниматели.
Адвокаты иностранных государств вправе оказывать юридическую помощь на территории РФ лишь по вопросам права данного иностранного государства, например, при разрешении правовых споров между гражданами (юридическими лицами) России и этих государств. Эти адвокаты заносятся в специальный реестр, который ведет Минюст России.
Правомочия адвоката в различных формах судопроизводства определяются соответствующим процессуальным законодательством. Для участия в уголовном, гражданском или ином деле адвокат должен иметь удостоверение личности, выдаваемое органами Минюста на основании заключения адвокатской квалификационной комиссии, и ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием (бюро, консультацией и др.).
Адвокат имеет ряд прав, реализуемых в различных формах судопроизводства, и вне его. Государственные органы, должностные лица, общественные организации обязаны выдавать адвокату запрошенные им документы (справки, характеристики и т. д.) или их заверенные копии.
Адвокат вправе привлечь к поиску необходимых ему сведений, предметов, документов сотрудников частных сыскных служб и своих помощников. Сведения, полученные адвокатом, обнаруженные им предметы и документы становятся доказательствами после представления их следователю, прокурору или суду и приобщения к делу. При проведении опросов лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, адвокат не вправе убеждать их в необходимости отказа от дачи показаний или их изменения и навязывать им свою позицию по делу
Специалисты, приглашенные адвокатом на договорной основе, оказывают ему техническую помощь при поисках доказательств, помогают правильно сформулировать вопросы эксперту, высказывают свое мнение по вопросам, подлежащим разрешению по делу. Заключения специалистов-правоведов, не являясь доказательствами, помогают адвокату обосновывать заявляемые им ходатайства и оценивать заключения экспертов.
Адвокат вправе беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине в условиях, обеспечивающих конфиденциальность (в том числе в период содержания его под стражей) без ограничения числа свиданий и их продолжительности. Адвокат вправе снимать копии с материалов дела, в котором он участвует, в том числе с применением технических средств.
Адвокат не может участвовать в деле и подлежит отводу, если он прямо или косвенно заинтересован в исходе расследования или разбирательства дела в суде, в частности если он участвовал в деле в качестве судьи, арбитра, прокурора, следователя, дознавателя, эксперта, специалиста, переводчика; является по данному делу потерпевшим или свидетелем; был должностным лицом, в компетенцию которого входило принятие решения в интересах данного лица; состоит в родственных или семейных отношениях с должностным лицом, которое принимало или принимает участие в расследовании или рассмотрении данного дела; оказывает юридическую помощь доверителю, интересы которого противоречат интересам данного лица (ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 63-ФЗ).
Адвокат не вправе принимать поручение, имеющее заведомо незаконный характер, например, с помощью сфальсифицированных документов признавать сделку состоявшейся. Однако адвокат не вправе отказаться от защиты лишь на том основании, ч го обвиняемый совершил тяжкое преступление. Но если обвиняемый доверительно сообщил адвокату, что он действительно совершил инкриминируемое ему преступление, а официально свою вину отрицает, то адвокат при определении позиции по делу должен исходить из имеющихся в деле доказательств. При их недостаточности для осуждения адвокат обязан настаивать на вынесении оправдательного приговора. Если же, по мнению адвоката, собранных по делу доказательств достаточно для осуждения, то он может посоветовать клиенту признать вину в его же интересах. При несогласии обвиняемого с таким советом он может отказаться от защитника. Независимо от того, рассказал или не рассказал обвиняемый своему защитнику о совершенном им преступлении, адвокат не вправе, за исключением случаев, когда он убежден в наличии самооговора, занимать по делу позицию вопреки воле доверителя (п. 3 ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 63-ФЗ). Если обвиняемый свою вину отрицает, адвокат не вправе утверждать, что вина доказана. В противном слу адвокат оставил бы своего клиента без юридической помощи и превратился бы во «второго обвинителя». В любом уголовном деле при тщательном изучении могут быть обнаружены противоречия, пробелы, слабые доказательства, процессуальные нарушения, недостаточно проверенные версии, на что должен обратить внимание адвокат, не противопоставляя себя подзащитному.
Закон, как было замечено, допускает только один случай расхождений в позициях обвиняемого и защитника. Но обвиняемый сохраняет право такого защитника отказаться, хотя в случаях, предусмотренных в ч. 2 ст. 5 ЗУ в УПК РФ, он не обязателен для органов расследования и суда.
Закон запрещает негласное сотрудничество адвоката с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (ч. 5 ст. 6 Закона № 63-фЗ). Надо полагать, что и гласное сотрудничество тоже недопустимо. Сотрудничество с органами ОРД подрывало бы доверие граждан к адвокатуре.
Обязанности адвоката состоят в том, что он должен: честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законом средствами; постоянно совершенствовать свои профессиональные знания, исполнять решения органов адвокатской палаты (при несогласии с ними он может обратиться в суд); соблюдать кодекс профессиональной этики адвоката (проект такого кодекса имеется); отчислять из получаемого им вознаграждения средства на общие нужды адвокатской палаты и содержание соответствующих кабинета, коллегии, бюро.
Адвокат также обязан участвовать в уголовном судопроизводстве по назначению органов расследования, прокурора и суда, а также оказывть юридическую помощь бесплатно в случаях, предусмотренных законе. Однако защита по назначению, осуществляемая почти по половине уголовных дел, может быть более эффективной, если будут изысканы ресурсы для повышения оплаты труда адвокатов за участие по этим делам.
Новый Закон (ст. 26) существенно сузил круг оснований для оказания юридической помощи бесплатно, но это не относится к случаям участия адвоката в деле по назначению дознавателя, следователя, прокурора и судьи.
По общему правилу, юридическая помощь оказывается бесплатно, если среднедушевой доход гражданина ниже величины прожиточного минимума, установленного законом, притом лишь перечисленным ниже лицам:
Гражданин, претендующий на оказание юридической помощи бесплатно, должен представить документ, подтверждающий наличие одного из перечисленных оснований освобождения от уплаты за оказание юридической помощи. Порядок представления таких документов определяется законами и иными нормативными актами субъектов Федерации.
От оплаты юридической помощи, безусловно, освобождаются несовершеннолетние, если они содержатся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ч. 3 ст. 26). Адвокатская палата вправе освободить гражданина от оплаты правовой помощи и в других случаях.
Статус адвоката в РФ вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, либо имеет ученую степень по юридической специальности. Такие лица должны иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в одном из адвокатских образований продолжительностью от одного года до двух лет. В этих пределах срок стажировки устанавливает Совет адвокатской палаты по рекомендации квалификационной комиссии с учетом индивидуальных особенностей абитуриента (уровня знаний, возраста, характеристик с места работы или учебы и др.). Не могут претендовать на статус адвоката недееспособные, ограниченно дееспособные и лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.
В стаж работы по юридической специальности, необходимый для приобретения статуса адвоката, включается работа в качестве: судьи; должностных лиц государственных и муниципальных органов, сотрудников Судебного департамента, для замещения которых требуется высшее юридическое образование; преподавателей юридических дисциплин высших и средних учебных юридических заведений; сотрудников научно-исследовательских учреждений, имеющих высшее юридическое образование; адвоката и помощника адвоката; нотариуса.
Адвокат вправе осуществлять свою деятельность на всей территории Российской Федерации без какого-либо дополнительного разрешения, а также на территории других государств при наличии соответствующих международных соглашений.
Лицо, удовлетворяющее указанным требованиям и желающее приобрести статус адвоката, должно обратиться в квалификационную комиссию адвокатской палаты и представить ей необходимые документы (ст. 10 Закона). Квалификационная комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с запросом о проверке достоверности полученных от претендента документов и сведений. После завершения проверки квалификационная комиссия принимает решения о допуске гражданина к квалификационному экзамену. Отказ в допуске может быть обжалован в суд.
Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена и перечень вопросов, предлагаемых претендентам, разрабатывается и утверждается советом Федеральной палаты адвокатов. Квалификационный экзамен состоит из письменных ответов на вопросы (тестирование) и устного собеседования. Вопросы охватывают несколько отраслей права. Статус адвоката присваивается на неопределенный срок и не ограничивается возрастом адвоката. Претендент, успешно сдавший экзамен, приносит присягу и с этого момента становится членом адвокатской палаты.
Территориальный орган Минюста ведет реестр адвокатов субъекта Федерации. После присвоения лицу статуса адвоката квалификационная комиссия сообщает об этом территориальному органу юстиции, который вносит данные об адвокате в региональный реестр и выдает адвокату удостоверение, которое является единственным документом, подтверждающим статус адвоката. Адвокат вправе состоять в адвокатской палате только одного субъекта Федерации и осуществлять свою деятельность только в одном адвокатском образовании (кабинете, бюро и др.). Адвокат вправе изменить членство в адвокатской палате одного субъекта Федерации на членство в адвокатской палате другого субъекта Федерации. В этом случае данные о нем исключаются из реестра одного субъекта Федерации и включаются в реестр другого субъекта Федерации. Соответственно адвокат сдает прежнее удостоверение личности и получает новое. Этим оформлением занимаются территориальные органы юстиции.
Статус адвоката может быть приостановлен решением Совета адвокатской палаты в следующих случаях:
После прекращения действия указанных оснований Совет адвокатской палаты принимает решение о возобновлении статуса адвоката.
Решения о приостановлении и возобновлении статуса адвоката Совет палаты доводит до сведения территориального органа юстиции для внесения соответствующих сведений в региональный реестр.
Прекращение статуса адвоката равнозначно его исключению из адвокатской палаты. Решение об этом принимает Совет этой палаты субъекта Федерации. Основаниями прекращения статуса адвоката являются:
О принятом решении Совет адвокатской палаты уведомляет лицо, статус адвоката которого прекращен, и территориальный орган юстиции для внесения изменений в региональный реестр.
Если территориальному органу юстиции стали известны обстоятельства, влекущие прекращение статуса адвоката, он вносит об этом представление в совет адвокатской палаты. Если совет в течение одного месяца не вынес решения о прекращении статуса адвоката, орган юстиции вправе обратиться со своим требованием в суд. Таким образом, органы государства- Минюст и суд- могут прекратить статус адвоката вопреки позиции адвокатской палаты.
Формы организации адвокатуры
Адвокатский кабинет создает адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально. Ему могут оказывать содействие помощники и технические сотрудники, не имеющие адвокатских полномочий.
Коллегия адвокатов лишь по названию похожа на существовавшие до сих пор коллегии. Коллегия адвокатов состоит из двух или большего количества адвокатов любой численности. Коллегия адвокатов действует на основании устава, утверждаемого ее учредителями, и учредительского договора.
Устав содержит следующие сведения: наименование и место нахождения коллегии; предмет и цели деятельности коллегии; источники образования имущества коллегии и направления его использования; порядок управления коллегией; сведения о филиалах коллегии; порядок реорганизации и ликвидации коллегии; порядок внесения в устав изменений и дополнений (ч. 4 ст. 22 указанного Закона).
Коллегия состоит из учредителей и членов. В учредительском договоре учредители определяют условия передачи коллегии своего имущества, которое после передачи становится собственностью коллегии; порядок участия в деятельности коллегии учредителей и членов; условия приема в коллегию новых членов; права учредителей и членов; условия выхода из коллегии учредителей и членов.
При выходе из коллегии учредитель имеет право на выделение определенной доли собственности.
Об учреждении коллегии должен быть уведомлен совет адвокатской палаты, которому сообщаются данные о коллегии и ее учредителях, а также о технических средствах связи с коллегией. Коллегия считается учрежденной с момента ее государственной регистрации в качестве юридического лица.
Коллегия имеет самостоятельный баланс, открывает счета в банках, имеет печать, штампы, бланки. Коллегия вправе иметь свои филиалы, в том числе на территориях других субъектов Федерации и иностранных государств, если это предусмотрено законодательством этих государств (п. 10 ст. 22 Закона об адвокатской деятельности).
Коллегия является представителем состоящих в ней адвокатов по их расчетам с доверителями. Соглашения об оказании юридической помощи заключаются между адвокатом и клиентом, однако они регистрируются в документации коллегии. Таким образом, коллегия осведомлена о суммах получаемых адвокатом гонораров. Коллегия не может быть преобразована в коммерческую организацию.
Адвокатское бюро составляют два или большее число адвокатов. В отличие от коллегии их объединяет партнерство. Адвокаты, учредившие бюро, заключают партнерский договор, в котором указываются: срок действия договора; порядок принятия партнерами решений; порядок избрания управляющего партнера и его компетенция; иные существенные условия (ст. 23 Закона об адвокатской деятельности).
Управляющий партнер ведет общие дела адвокатского бюро, заключает соглашения об оказании юридической помощи клиентам, за исключением случаев, когда такие соглашения заключает другой партнер по доверенности, выданной ему всеми остальными партнерами.
Партнерский договор может быть расторгнут или один либо некоторые партнеры могут выйти из этого договора. С момента прекращения партнерского договора его участники несут солидарную ответственность по неисполненным обязательствам.
В остальном порядок деятельности адвокатского бюро определяется правилами, установленными в отношении адвокатских коллегий.
Юридическая консультация учреждается адвокатской палатой по представлению органа власти соответствующего субъекта Федерации в случаях, когда на территории одного судебного района общее число адвокатов составляет менее двух на одного федерального судью. Число мировых судей в расчет не принимается. Судебные районы пока не созданы, поэтому необходимо ориентироваться на административно-территориальное деление страны.
Юридические консультации в основном рассчитаны на оказание юридической помощи по назначению дознавателя, следователя, прокурора, суда, а также на оказание некоторых других услуг (жалобы, заявления, бесплатная правовая помощь некоторым категориям граждан и т. д.).
Юридическая консультация является некоммерческой организацией, создаваемой в форме учреждения в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Из получаемого вознаграждения адвокат отчисляет средства на: 1) общие нужды палаты; 2) содержание адвокатского образования, где он работает; 3) страхование профессиональной ответственности; 4) иные расходы.
Вторая форма- оплата труда адвоката, назначенного дознавателем, следователем, прокурором, судом без заключения соглашения с клиентом, осуществляемая из средств федерального бюджета. Дополнительное вознаграждение этим адвокатам может быть выплачено из средств адвокатской палаты.
Адвокат вправе пригласить помощника на условиях трудового договора. Помощник не вправе заниматься адвокатской деятельностью. Он может оказывать адвокату лишь организационно-техническое содействие.
Адвокатская палата создается для оказания правовой помощи гражданам и юридическим лицам, обеспечивает высокий уровень этой помощи, представляет интерес адвокатуры в ее взаимоотношениях с государственными и иными органами.
Совет адвокатской палаты избирается собранием (конференцией) адвокатов палаты тайным голосованием в количестве не более 15 человек из состава палаты. Совет обладает следующими полномочиями:
Президент адвокатской палаты представляет ее во взаимоотношениях с государственными органами, действует от имени палаты без доверенности, выдает доверенности и заключает сделки от имени адвокатской палаты и осуществляет некоторые другие полномочия (см. п. 7 ст. 31 Закона об адвокатской деятельности).
Ревизионная комиссия избирается общим собранием (конференцией) адвокатов палаты для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью адвокатской палаты и ее органов.
Квалификационная комиссия избирается собранием (конференцией) адвокатской палаты на два года для приема квалификационных экзаменов у лиц, поступающих в адвокатуру, и для рассмотрения жалоб на действия (бездействие) адвокатов. Принимая решения, комиссия не связана мнением должностных лиц Минюста, других органов и членов совета палаты. Решения комиссии никем не утверждаются. Состав комиссии- 13 членов, из них:
Включение в состав квалификационной комиссии представителей разных учреждений и установлений способствует выработке объективных и справедливых решений. Естественно, что большинство членов комиссии являются адвокатами. Члены комиссии действуют в личном качестве, но они могут учитывать мнение, сложившееся в соответствующем учреждении (установлении), где они работают. Если депутаты и государственные служащие, работающие в законодательных органах, не могут быть членами квалификационной комиссии, то не вполне ясно, кто будет представлять эти органы в комиссии. Возможно, что это будут представители общественности и ученые-юристы.
Председателем квалификационной комиссии является председатель адвокатской палаты по должности. Комиссия заседает не реже четырех раз в году. Решения принимаются простым большинством, причем при голосовании используются именные бюллетени.
Адвокат, на действия (бездействие) которого подана жалоба, вправе^ привлечь к ее рассмотрению адвоката по своему выбору.
Федеральная палата адвокатов Российской Федерации является организацией, имеющей статус юридического лица и подлежащей государственной регистрации. Федеральная палата не занимается руководством адвокатурой и повседневной адвокатской практикой. В этом отношении федеральная палата не дает каких-либо указаний адвокатским палатам субъектов Федерации, хотя членство этих палат в федеральной палате является обязательным. Отдельные адвокаты не состоят членами федеральной палаты.
Федеральная палата адвокатов представляет и защищает интересы адвокатов, координирует деятельность (непрофессиональную) адвокатских палат субъектов Федерации, способствует высокому уровню профессиональной деятельности адвокатов. Федеральная палата адвокатов имеет устав. Решения органов федеральной палаты обязательны для адвокатских палат субъектов Федерации и отдельных адвокатов, но только не по вопросам повседневной профессиональной деятельности Федеральная палата в нынешнем виде напоминает «бюрократический нарост», поскольку ее функции успешно выполняют адвокатские палаты субъектов Федерации.
Всероссийский съезд адвокатов является высшим органом федеральной палаты. Он созывается не реже одного раза в два года. Съезд принимает устав федеральной палаты (уставы имеют и адвокатские палаты субъектов Федерации); кодекс профессиональной этики адвоката (такие кодексы могут принимать и адвокатские палаты субъектов Федерации), формирует Совет федеральной палаты, определяет размер отчислений адвокатских палат на нужды федеральной палаты и осуществляет некоторые другие функции, предусмотренные уставом федеральной палаты.
Закон допускает образование общественных объединений адвокатов (ассоциаций, международного союза и т п.), но при условии, что они не будут выполнять функции, отнесенные к компетенции федеральной палаты адвокатов, адвокатских палат субъектов Федерации, адвокатских образований и их органов. Общественные ассоциации адвокатов тоже могут содействовать повышению профессионального уровня адвокатов и адвокатуры в целом, разрабатывать методики профессиональной подготовки и переподготовки адвокатов, участвовать в проведении экспертиз законопроектов, заниматься информационным обеспечением адвокатов.)