Технологии проведения политических акций
Вопрос 3. Формы политических акций.
Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» дает следующие определения митинга, демонстрации и шествия:
Митинг – это массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Демонстрация – организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.
Шествие – массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
По определению действующего Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» пикетирование – это форма публичного выражения мнений, осуществляемая без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
Хэппенинг – это направление в постмодернизме, перешедшее от создания эстетических объектов к произведениям-процессам, то есть к «художественным событиям», осуществляемым либо самим художником, либо помощниками и зрителями, действующими по его плану; так называют и само это произведение-событие или акцию. Хэппенинги – это своеобразные микроспектакли с элементами сюжетности и наличием театрального реквизита, либо более отвлеченными ритмическими, динамичными или стабильными композициями. В них неизменно акцентируется свободное «пространство игры», которое должен прочувствовать зритель-соучастник.
Перформанс – это вид визуального искусства в ХХ веке, в котором произведением являются любые действия художника, наблюдаемые в реальном времени. В отличие от театра, в перформансе художник обычно – единственный автор; перформанс ближе к поэтическому чтению и исполнению музыкального произведения и может быть определен как публичный жест (физический, словесный, поведенческий, социальный и т.д.).
Перформанс радикально отличен от классического произведения искусства, но в нем могут быть акцентированы разные основания этого отличия – временная длительность, провокативность, социальность, игровой аспект, поэтому перформансы могут выражать совершенно различные эстетические программы.
Главное отличие хэппенинга от перформанса заключается в том, что в хэппенинге зритель, как правило, вовлечен в театрализованное действие, в то время как перформанс не предполагает участия зрителя.
«Прорывная» акция – непродолжительное по времени (мгновенное) театрализованное политическое действо, направленное на привлечение общественного и медийного внимания к той или иной общественно значимой проблеме, которое заключается в появлении в определенное время в определенном месте некоторого числа политических активистов, производящих заранее согласованные действия, имеющие политический подтекст.
Флэш-моб (flash-mob) буквально переводится с английского как «мгновенная толпа». Суть флэш-моба заключается в мгновенном появлении в определенном месте определенного количества людей, которые действуют по определенному сценарию, то есть выполняют некий порядок действий. При этом главной особенностью флэш-моба является то, что люди, принимающие в нем участие, не знакомы друг с другом, а сценарий не имеет конкретной цели (в то время как «прорывные» акции имеют вполне конкретные политические цели).
Уличный PR-маневр – это организация протестной акции в рамках массового мероприятия, проводимого политическими оппонентами. Необходимо отметить, что технологии организации уличных PR-маневров весьма широко используются не только оппозицией в противостоянии действующему режиму, но и, напротив, представителями провластных структур для дискредитации действий оппозиционных организаций, а также в борьбе между политическими партиями, претендующими на одну электоральную нишу.
Дата добавления: 2015-05-05 ; просмотров: 5 | Нарушение авторских прав
Легальные, или «белые» политические PR-технологии
В данном разделе мы рассмотрим приемы легальные, или «белые» PR-технологии. Итак, допустимые виды предвыборной агитации определяет закон «О выборах депутатов Государственной Думы…»[23]. Это публичные дебаты, дискуссии, круглые столы, пресс-конференции, интервью, выступления, политическая реклама, показ телеочерков, показ видеофильмов и «иные не запрещенные законом формы», например, известные «летучие пикеты» – мобильные группы агитаторов, способные охватить значительные площади.
Т.е. к «белым» PR-технологиям автор относит все, что 1) находится в рамках действующего законодательства и 2) соответствует сложившимся нравственным этическим нормам. Мы тоже будем придерживаться этой точки зрения.
Рассмотрим наиболее известные легальные PR-технологии:
1. Публичные выступления. Наиболее распространенным методом политической агитации с древнейших времен является публичное выступление. Умение хорошо и образно говорить, увлекать слушателя – это один из основных ресурсов политика, неотъемлемая составляющая его имиджа. Именно через личное общение, через умение говорить и слушать, убеждать и вдохновлять собеседника начинается карьера политика, формируется команда единомышленников, которая в дальнейшем сможет привести кандидата к победе в избирательной кампании.
2. Организация и проведение листовочной кампании. Ни одна современная избирательная кампания не обходится без листовок. Листовка – это надежное, недорогое, оперативное и достаточно эффективное средство ведения избирательной борьбы, обладающее большим потенциалом творческого самовыражения для ее авторов. Опыт показывает, это грамотно организованная и профессионально подготовленная листовочная кампания по эффективности воздействия на избирателей сопоставима, а в ряде случаев превосходит как электронные, так и печатные СМИ.
3. Организация агитации в СМИ: печать, телевидение, радио, Интернет. Важнейшим каналом влияния на избирателей в кампании любого уровня являются СМИ. Хорошо спланированная реклама в прессе или на телевидении может в кратчайший срок привлечь к кандидату внимание избирателей, готовых оказать ему кредит доверия. Эффективная работа со СМИ предполагает тщательное планирование такой работы, координацию с другими агитационными технологиями. Надо помнить, что любая реклама может остаться незамеченной или стать антирекламой, если ее подать в соответствующем окружении и оформлении. Необходимо определить популярность и охват аудитории жителей СМИ в регионе, найти наиболее грамотные и эффективные подходы к работникам СМИ. Как правило, агитация разбивается на несколько этапов: к примеру, агитационные материалы в СМИ на этапе «обеспечения узнаваемости» должны основной акцент делать именно на имени и личности кандидата, на этапе «создания имиджа» агитация должна быть нацелена на создание и укрепление имиджа кандидата и т.д. Задача штаба конкретного кандидата состоит в том, чтобы подать, информация о своей кампании так, чтобы она получила статус новостей или сенсации[25].
4. Наружная и уличная реклама. Использование наружной рекламы – один из самых распространенных способов доведения обращений кандидата до широкой публики. При этом под наружной рекламой понимается не только реклама, расположенная на улице, но и в общественных местах, например, стадионах, в метро.
5. Адресная агитация. Успех избирательной кампании любого уровня во многом зависит от того, насколько полно содержание агитационных материалов связано с насущными нуждами избирателей, насколько глубоко воздействуют они на их чувства и эмоции. Чем к более узкой и сплоченной группе обращено рекламное сообщение, тем более конкретные проблемы оно может затронуть и, соответственно, больше уверенности, что она достигнет сознания и чувств избирателей. Именно поэтому американские организаторы выборов сравнивают прямую агитацию с «винтовкой», противопоставляя ее «дробовику». Прямая политическая агитация позволяет добиваться точного попадания информации именно к тем людям, для которых она предназначена. Адресная политическая агитация еще более конкретизирована. Она предполагает наличие базы данных об избирателях и ее постоянное наполнение. Подобная информация совершенно необходима для составления личного обращения.
6. Организация проведения кампании «От человека к человеку». Сущность данной технологии выражена в ее названии. Агитационная работа осуществляется во всех местах, где присутствуют избиратели: на рабочем месте, в поликлинике, магазине, на улице и т.д. Общий принцип такой кампании – сделать незнакомого – знакомым, превратить знакомого в сторонника и агитатора. Наиболее подходящие для такой кампании люди: социальные и медицинские работники, продавцы, учителя, почтальоны, дворники, то есть те, кто в процессе своей ежедневной деятельности контактирует со многими людьми, имеет определенный уровень влияния на них, пользуется доверием. Этот метод агитации во многом пересекается с технологией слухов. Однако в последнее время разрабатываются новые технологии агитации «от человека к человеку», основанные на принципе многоуровнего маркетинга, что может реализовать их потенциальные возможности.
7. Привлечение «известных людей». Привлечение известных людей для агитации за кандидата – один из классических способов ведения предвыборной борьбы. Нужно сказать, что участие известных людей в избирательных кампаниях, их положительные отзывы о кандидате не всегда напрямую приносит голоса избирателей. Но их участие в избирательной кампании создает необходимый положительный фон кампании, повышает интерес к ней избирателей, оказывает существенное влияние на имидж кандидата («скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты»). К примеру, во время выборов губернатора Краснодарского края А. Лебедь пригласил французского киноактера Алена Делона, а его соперник В. Зубов – певицу Аллу Пугачеву; важным элементом предвыборной шоу-кампании президента Казахстана в 1999 году была российская группа «На-На». Подобные технологии «засветки» на фоне известных людей составляют необходимый элемент практически любой крупной избирательной кампании.
8. Избирательная агитация на улице. Трудно добиться того, чтобы люди приходили и встречались с кандидатом – нужно, чтобы кандидат сам приходил к ним[26]. существует множество способов организации таких встреч. Наиболее эффективная агитационная кампания проводится прямо на улице, например, с использованием следующих вариантов:
Посещение предприятий торговли – кандидат посещает магазины и пожимает руки покупателям и работникам торговли. Рекомендуется заранее предупредить местных торговцев о приезде кандидата. Нужно организовать сопровождение кандидата его помощниками, раздачу агитационных материалов. Этим способом широко пользовался Б. Ельцин в 1989, 1990, 1996 годах. Осенью 1998 года он повторил этот прием, чем опять вызвал большой энтузиазм у населения.
Посещение предприятий – может быть очень эффективной формой проведения кампании. При этом следует избегать сопровождения начальниками, которых рабочие недолюбливают. Можно организовать сопровождение кандидата лидером профсоюза или сторонниками, работающими на данном предприятии.
Посещение вузов и школ – хороший способ поговорить с молодежью и потенциальными добровольными помощниками.
Дома престарелых, больницы и др. – люди, живущие в домах престарелых, чутко реагируют на личное внимание и обычно участвуют в голосовании.
Места отдыха, дискотеки – могут стать хорошими местами для встречи с молодыми избирателями. Обычно в таких заведениях не привыкли к появлению кандидатов, поэтому встреча с кандидатом может дать неплохой агитационный эффект. В то же время чаще всего такие встречи оказываются бесполезными для окончательного результата, т.к. молодые редко голосуют.
Спортивные мероприятия – в тех случаях, когда кандидат собирается присутствовать на таких мероприятиях, нужно заранее «обработать публику». Использование кандидатом для этого помощников более эффективно, чем деятельность самого кандидата.
Собрания общественных организаций – на таких собраниях обычно требуется выступление, поэтому кандидат должен быть хорошо информирован о проблемах организации.
Агитационные походы или поездки – являются эффективным способом привлечения внимания избирателей. Агитпоезда позволяют кандидату «вырваться на простор» и одновременно не дают ему «увязнуть» в полемике с избирателями. Особенно активно такие формы использует ЛДПР. Для успеха поездок необходимо массовое сопровождение кандидата. Тщательная выверка маршрута и плана встреч. На каждой встрече нужно иметь «основное ядро толпы», состоящее, по меньшей мере, из 10-20 человек.
9. Кампания «От двери к двери». Кампании «От двери к двери», которые часто еще называют «от дома к дому», «с глазу на глаз», являются неотъемлемой частью избирательной кампании любого уровня. Обходы по квартирам обеспечивают личные контакты агитаторов, помощников кандидата с избирателями. Обычно агитаторы делают обходы в доме или районе, где они сами проживают.
Анализ показывает, что эта кампания эффективна лишь при грамотной организации, тщательном подборе и обучении агитаторов, скрупулезной работе со списками избирателей и т.д.
Там, где кампания проходит по принципу «лишь бы отчитаться», ее результаты обычно отрицательны. Особенно результативны такие кампании на региональном и местном уровне, где они часто заменяют все другие виды агитации.
Обязательное условие проведение эффективной кампании – согласование ее со стратегией и тактикой избирательной кампании, другими методами проведения агитации, прежде всего, агитацией на территории[27].
Наиболее эффективна кампания «от двери к двери» проводит КПРФ. Грамотная работа их активистов дает значительный агитационный эффект.
10. Массовые публичные акции: митинги, демонстрации, забастовки, пикеты, хепенинги и перфомансы.
Одной из эффективных форм предвыборной политической борьбы являются массовые предвыборные акции: митинги, демонстрации, встречи политиков с избирателями, посещение политиками массовых мероприятий, пикеты, забастовки, перфомансы и т.д.
Массовые акции являются традиционным способом политической борьбы. Они создают иллюзию непосредственного участия масс в политической жизни, в ходе них часто озвучиваются идеи, которые по различным причинам нецелесообразно озвучивать самому кандидату или партии. Массовые акции могут принимать различные формы, менять свою форму в период их проведения и трансформироваться в иную форму протеста, например, митинг – в демонстрацию, забастовку, голодовку, блокаду транспортных магистралей, общественные беспорядки.
Одной из разновидностей массовых акций является митинговая «волна», т.е. практически единовременная организация митингов по всей стране. Такой стратегией часто пользуется ЛДПР, а также коммунисты в дни памятных годовщин. Наибольшее разнообразие стратегических приемов при организации массовых акций демонстрируют «левые» организации.
Митинги, как правило, проводятся для создания в среде сторонников психологического подъема, что позволяет «взбодрить» сторонников, влить в них дополнительную энергию, преодолеть «усталость» от лобовой агитации в среде избирателей накануне выборов.
Участие в митингах надолго откладывается в памяти людей и благотворно влияет на их мотивацию участия в избирательной кампании.
В случае если митинг легальный, разрешенный властями, его участники могут получить удовлетворение от безопасного для них лично «разрешенного бунта», от устроенного ими беспорядка. Это создает «митинговую эйфорию», в которой участники находятся довольно долгое время – до 10 дней после митинга.
Для того чтобы митинг достиг своей цели, необходима четкая организация и подготовка, решение вопросов: где и когда проводить митинг, кто должен в нем участвовать, какие требования и лозунги необходимо предъявить, какую подготовить атрибутику. У организатора митинга существуют две «заповеди»:
1. обеспечение иерархии участников;
2. обеспечение эмоционального вовлечения участников в митинг.
Без хорошего сценария и ораторов нет митинга.
Забастовка, т.е. сознательное нарушение обычного трудового процесса с целью изменения условий производства или производственных отношений – неотъемлемый атрибут российской политики. Забастовки эффективно применяют и власть, и оппозиция.
Существует около двадцати видов забастовок. Например, можно вообще не выходить на работу, можно выходить. Но ничего не делать.
Забастовка может трансформироваться в митинг, в голодовку, а также в другие формы протеста.
Поскольку экономическое положение предприятий и страны в целом в неудовлетворительном состоянии. Забастовки будут случаться чаще, при этом политики и политические партии будут использовать их для формирования своего имиджа.
За последние десять лет по России прокатилась волна митингов, демонстраций, забастовок, голодовок. Эти формы общественной активности уже никого не удивляют. К ним стала «нечувствительна» местная и федеральная администрация. Ими «пресытилась» пресса и телевидение. Во многом агитационный эффект таких акций во время проведения выборных кампаний стал снижаться.
Можно привести несколько примеров нашумевших акций подобного плана. Так, «Обществом дураков» в Самаре 22 апреля 1991 года было организовано возложение венка к памятнику Ленину с надписью «Ленину от дураков». Произошло столкновение «дураков» с ветеранами КПСС, проводившими там свой митинг. В этом случае хепенинг носил характер антикоммунистического действия. В результате был сорван митинг коммунистов, который превратился в составную часть хепенинга – потасовку[28].
Суть политического хепенинга – проведение серьезной политической акции в несерьезной, юмористической форме.
Эффективность хепенингов может быть значительной, о них много говорят. Хорошо подготовленная акция послужит основой многих информационных событий кампании. Главное, чтобы они отражали общую стратегию избирательной кампании и были скорректированы с другими агитационными акциями.
Анализируя вышесказанное мы приходим к выводу, что легальными технологиями являются те методы, которые не противоречат закону. Но в последнее время, на наш взгляд, используя только такие технологии вряд ли можно одержать победу на выборах, поскольку одни и те же приемы не будут работать во время последующих избирательных кампаниях. Скорее, легальные технологии всегда будут лишь как обязательный «атрибут» избирательной кампании.
Политические акции
Организация политических митингов, акций поддержки и протестов, марши и пикеты – все эти мероприятия с завидной частотой проводятся накануне выборов и их основная цель – показать насколько тот или иной кандидат, сумел завоевать доверие у обычных людей.
Но как организовать все это знает далеко не каждый патриот, ведь для начала мирной акции нужно не просто создать группу людей, которые поддерживают кандидата, а еще и правильно организовать их время, распределить обязанности и создать резонанс. Для этого мы предлагаем вам свои услуги по организации и проведению массовых митингов и акций в поддержку нужного кандидата, при этом четко понимая и осознавая всю ответственность за полученный результат.
Несколько стратегий по проведению мероприятий:
Формирование поведения уличных мероприятий:
Учитывая поставленные задачи, наша организация сумеет грамотно и адекватно подобрать формат проведения уличных акций. Стоит выделить самые популярные формы проведения митингов на улицах.
Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» гласит следующее определение для демонстраций, митингов и акций, а именно все действия которые влечёт за собой массовое присутствие граждан в конкретном месте для публичного проявления общественного мнения по поводу существующих в стране проблем в основном общественно-политического характера.
Также демонстрация имеет свое определение, к примеру, публичное выражение общественного настроения с применением транспарантов, плакатов, а также иных средств прямой агитации.
Шествие – массовое хождение граждан по заранее оговоренном маршруту с целью привлечь максимальное внимание к какой-либо проблеме.
Стоит отметить, что в Федеральном законе не существует принципиальной разницы между понятиями «шествиями» и «демонстрациями», так как они по своей сути являются идентичными.
Пикетирование – это своеобразная форма публичного выражения мнений, путем передвижения людей по площади с использованием звукоусиливающих технических средств, а также размещением у пикетируемого объекта одного или нескольких граждан, с применением плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.
Выделяют два главных вида пикетирования. Это:
Главные атрибуты пикетирования – это специальный складной столик, плакаты, необходимые материалы, транспаранты. К примеру, в ходе пикетирования все граждане имеют право скандировать свои лозунги. Однако они не имеют право применять различные средства для звукоусиления. Имеется также и нетривиальные подходы непосредственно к организации всех акций. Это театрализованная акция. Она собой представляет заявление своей позиции или же выражение протеста в так называемой творческой форме с применением активным разнообразного театрального реквизита, а также с привлечением профессиональных актеров. Такая акция, по сути, это активное применение в политических целях всех явлений в искусстве, которые получили название хэппенинг.
Хэппененги представляют собой своеобразные микроспектакли с наличием элементов сюжетности, а также наличием театрального реквизита или же более отвлеченными ритмическими, а также стабильными и динамичными композициями. В них постоянно акцентируется так называемое свободное «пространство игры».
Перфоманс – это любые действия организатора, которые являются наблюдаемыми в реальном времени, то есть, публичный жест своего рода (поведенческий, словесный или де физический). Самое главное его отличие от хэппенинга – это непосредственно то, что любой зритель вовлечен в действия, в то время как в перфоманс вообще не предполагает участие любого зрителя.
Цель любой театрализованной акции заключается в привлечении интереса к некому мероприятию со стороны СМИ и также всей общественности. Качественное творческое оформление очень выгодно такую акцию отличает от самого обычного классического пикетирования при той же самой массовости проводимого мероприятия.
Театрализованная акция протеста обычно не требует также по законодательству уведомления и она может быть всегда заявлена как обычный митинг или же простое пикетирование.
Сделать заказ или проконсультироваться можно по телефону: +7 (495) 374-81-01
Самые интересные политические акции
Для того чтобы привлечь внимание к какой-либо проблеме не обязательно устраивать погромы и вандалить. Некоторые вопросы требуют более интересного решения, сравни заявки на творческое начало своей акции. Нашему ли обществу не знать, о чем идет речь. Но у нас все преподносится в вульгарном и испорченном виде, когда идея акции оказывается в тени личностей тех, кто ее устраивал. В мире много примеров действительно экстравагантных политических акций и протестов, которые вошли в историю, о которых будут говорить через годы. Все забудут имена и названия организаций тех, кто их устраивал, но никогда не забудут социального отклика и саму акцию.
Наглядная подборка самых запоминающихся политических акций и протестов в современной мировой истории.
Содержание
Акция Guerrilla Girls в Лондоне против сексизма
Фишка ХХ века – это постоянный плач женщин о притеснениях по половому признаку со стороны мужчин. Сразу заметим, что редакция Stone Forest считает любые проявления феминизма больным и нездоровым рудиментом нашего общества. Если женщина больна феминизмом, то в ее жизни просто никогда не было настоящего мужика – во всех проявлениях. Не зря бытует мнение, что когда женщине кое-чего не хватает, в ее голове начинают рождаться нездоровые мысли, связанные с переделом жизненного устоя в мире. Естественно, мы не одобряем уничижения женщин и сведения их роли в нашей жизни до борщестирки, но не более того. Нам нужны матери детей и верные жены, а не бесноватые бабищи с бешенством матки.
Надувные шары от протестной группы Eclectic Electric Collective
Что тут спорить, изменения климата на нашей планете беспокоят практически каждого жителя Земли, начиная от бабы Клавы из соседнего подъезда, заканчивая видными деятелями политики. Но в том-то и дело, что уничтожение нашей планеты руками самого человечества трудно остановить без избавления от вредного и губительного для природы производства. А чтобы от него избавиться, нужно справиться с воротилами этого мира, которые получаются гигантскую прибыль от продажи продуктов вредного производства. Внедрение и использование солнечной энергии могло бы существенно помочь экологии Земли, но для многих эта инновация является неудачной и убыточной, лоббировать в правительствах мировых держав ее некому.
Хотя ситуация меняется с каждым годом, и происходит это не без помощи активистов на подобии Eclectic Electric Collective. Во многих крупных городах мира они запустили специальные воздушные шары, которые символизируют станции по накоплению солнечной энергии. Курсирование таких шаров по улицам городов означает повсеместное внедрение солнечных батарей в свой обиход.
Поддержка Сапатистких революционных движений в Мексике
Начало 80-х годов ознаменовано образованием Сапатистской армии национального освобождения, которая получила свое название в честь национального героя Мексики – Эмилиано Сапаты. Движение поддерживало леворадикальные и социалистические идеи, основанные на мексиканской самоидентификации. Их лозунги и убеждения ходили на грани анархизма и полного равенства мексиканского народа. А главное – это независимость мексиканцев от капиталистического мира, от грязной рыночной экономики, которую им навязала Америка. Движение продолжает свое существование и по сей день, периодически устраивая столкновения с полицией, армией и наркобаронами.
Большая часть латиноамериканского мира поддержала своих собратьев, а во многих странах люди начали активно проводить акции поддержки. В Чили такая поддержка была на грани дозволенного из-за существовавшего тогда строя, но все-таки люди умудрялись проявлять солидарность с мексиканским народом. Одним из видов такой солидарности стали куклы, изображавшие членов Сапатистской армии национального освобождения.
Антикапиталистический велопробег
Вот очень простой и мирный способ протеста, который не должен вызывать негативных эмоций у обывателей и у полиции. Собираетесь и едете на велосипедах под вполне себе мирными и понятными лозунгами. Без экстремистского оттенка, вполне отражая свою гражданскую позицию.