Цифровые финансовые активы это акции
Цифровые финансовые активы это акции
Статья 13. Особенности выпуска и обращения цифровых финансовых активов, удостоверяющих права участия в капитале акционерного общества
1. Выпуск цифровых финансовых активов, удостоверяющих права участия в капитале публичного акционерного общества (акции публичного акционерного общества, выпущенные в виде цифровых финансовых активов), и выпуск акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов при условии, что ранее была осуществлена эмиссия акций данного общества не в виде цифровых финансовых активов, запрещены.
2. В случае выпуска акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов лицом, осуществляющим учет прав на акции этого общества, признается оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов.
3. Эмиссия акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» с учетом следующих особенностей:
1) регистрация выпусков акций непубличного акционерного общества, выпущенных в виде цифровых финансовых активов, осуществляется оператором информационной системы в соответствии с правилами информационной системы. Государственная регистрация выпусков акций в виде цифровых финансовых активов не осуществляется;
2) решение о выпуске акций непубличного акционерного общества, выпущенных в виде цифровых финансовых активов, должно предусматривать учет акций в виде цифровых финансовых активов в информационной системе, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, а также содержать информацию о рисках, связанных с приобретением таких акций;
3) устав непубличного акционерного общества, акции которого выпущены в виде цифровых финансовых активов, должен предусматривать учет акций в виде цифровых финансовых активов в информационной системе, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов. Также уставом такого акционерного общества могут быть предусмотрены способы созыва и проведения общего собрания акционеров и способы уведомления акционеров об осуществлении корпоративных действий, предусмотренные правилами информационной системы;
4) возможность выпуска акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов должна быть предусмотрена уставом непубличного акционерного общества при его учреждении. Соответствующие положения не могут быть внесены в устав, изменены и (или) исключены из устава по решению, принятому общим собранием акционеров такого общества;
5) непубличное акционерное общество, акции которого выпущены в виде цифровых финансовых активов, не может приобрести публичный статус;
6) непубличное акционерное общество, акции которого выпущены в виде цифровых финансовых активов, не вправе осуществлять выпуск эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций, выпущенных в виде цифровых финансовых активов, в том числе эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции такого непубличного акционерного общества;
7) непубличное акционерное общество, акции которого выпущены в виде цифровых финансовых активов, не вправе осуществлять, в том числе при реорганизации, конвертацию акций, выпущенных в виде цифровых финансовых активов, в акции непубличного акционерного общества, выпущенные не в виде цифровых финансовых активов;
8) непубличное акционерное общество, акции которого выпущены не в виде цифровых финансовых активов, не вправе осуществлять, в том числе при реорганизации, конвертацию акций, выпущенных не в виде цифровых финансовых активов, в акции непубличного акционерного общества, выпущенные в виде цифровых финансовых активов.
4. Для выпуска и размещения акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, открывает в российской кредитной организации номинальный счет, бенефициаром по которому является эмитент ценных бумаг.
5. Денежные средства, передаваемые в оплату акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов, при их выпуске должны зачисляться на номинальный счет, указанный в части 4 настоящей статьи.
6. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, не вправе распоряжаться денежными средствами, находящимися на номинальном счете, указанном в части 4 настоящей статьи. Денежные средства, находящиеся на номинальном счете, перечисляются кредитной организацией по требованию бенефициара на его банковский счет, открытый в российской кредитной организации. Совершение иных операций по номинальному счету не допускается.
7. Акции непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов считаются размещенными с момента наступления условий, при которых выпуск цифровых финансовых активов признается состоявшимся (завершенным), и возникновения прав, удостоверенных цифровыми финансовыми активами, в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 2 настоящего Федерального закона.
8. Обязанность по оплате акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов считается исполненной с даты поступления денежных средств на номинальный счет, указанный в части 4 настоящей статьи.
9. Установленные нормативными актами Банка России требования к осуществлению деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг в части порядка учета прав на ценные бумаги не распространяются на учет прав на акции непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов.
Как правильно проводить сделки с цифровыми финансовыми активами и криптовалютой
В начале 2021 года в силу вступит закон о цифровых финансовых активах и цифровой валюте, который легализует сделки с цифровыми финансовыми активами и частично узаконит операции с криптовалютой. В этом материале расскажем, как правильно оформлять такие сделки и избежать претензий со стороны налоговых органов.
22 июля 2020 года Госдума окончательно приняла закон о цифровых финансовых активах и цифровой валюте, который вступит в силу с 1 января будущего года. В целом закон направлен на регулируемые информационные системы на основе блокчейна, описывает возможность предприятий и финансовых организаций выпускать цифровые финансовые активы (ЦФА) и цифровую валюту (ЦВ) и регулирует их обращение. Со вступлением закона в силу одни игроки финансового рынка смогут создавать новые финансовые продукты, а другие получат возможность расширить свой инвестиционный портфель.
Что такое ЦФА и их плюсы
Закон вводит новое для нашей правовой системы понятие: цифровой финансовый актив. Фактически ЦФА – это цифровые права, которые могут распространяться на денежные требования (например, по договору займа), эмиссионные ценные бумаги (акции, облигации, опционы эмитента, российские депозитарные расписки), а также на участие в АО (за исключением ПАО). По закону ЦФА является объектом гражданских прав, а значит, может выступать и предметом сделок. Это открывает возможность заключения договоров купли-продажи, обмена и иных операций с ЦФА. В отношении такого актива может быть заключена любая не запрещенная Гражданским кодексом РФ сделка.
Плюсы введения ЦФА очевидны: главный из них заключается в том, что все операции с ними можно будет проводить удаленно. К примеру, станет возможным быстрый переход права собственности на долю в непубличной акционерной компании. Помимо увеличения скорости операций также снизятся затраты на документооборот. В целом легализация цифровых финансовых активов открывает новые возможности для привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику.
Как и в случае с “аналоговыми” финансовыми активами, в работе с ЦФА есть юридические нюансы и правила, от которых нельзя отступать.
Юридические нюансы
Главным отличием сделок с цифровыми финансовыми активами от обычных станет необходимость заключать их только через оператора обмена ЦФА, который при этом сможет выступать в таких операциях в качестве одной из сторон (действуя в интересах другого лица). Право стать операторами получат кредитные учреждения, организаторы торговли и другие компании. Важное условие – они должны быть включены ЦБ РФ в реестр операторов обмена ЦФА, а их уставный капитал – составлять не менее 50 млн рублей. Кроме того, закон предъявляет определенные квалификационные требования к руководителю и должностным лицам таких организаций.
Любая сделка, связанная с цифровыми финансовыми активами, полностью перейдет в электронный формат. К примеру, при заключении договора купли-продажи акций процесс будет состоять из двух юридически значимых действий:
1) выставление оферты (предложение продавца заключить сделку);
2) акцепт оферты (принятие предложения покупателем, то есть заключение сделки).
Существенными условиями договора в таком случае станут цена, наименование и количество акций, а также регистрационный номер (цифровой код, который идентифицирует конкретный выпуск ценных бумаг). Если договор будет заключаться с рассрочкой оплаты, то необходимо предусмотреть также порядок, сроки и размеры платежей.
Налогообложение ЦФА
Операции с ЦФА для организаций будут облагаться налогом на прибыль и НДС (в первом случае ставка составит 13%, во втором – 20%), а для физлиц – НДФЛ (13%). Однако есть исключение – сделки по отчуждению цифровых финансовых активов, которые выражают право на доли в уставном капитале АО, а также на эмиссионные ценные бумаги и производные финансовые инструменты. При проведении этих операций юридические и физические лица должны быть избавлены от необходимости платить налоги.
Цифровая валюта
Новый закон также официально вводит понятие цифровой валюты – совокупности электронных данных (цифрового кода или обозначения) в информационной системе. Фактически ЦВ приравнивают к криптовалюте, хотя в законе об этом прямо не упоминается. По состоянию на 2020 год лишь четверть всех государств мира официально узаконили криптовалюту – в список вошли страны Евросоюза, Северной и Южной Америки, Австралия. В Германии, к примеру, ей поощряется платить за товары или услуги – такие сделки полностью освобождаются от уплаты налогов.
По новому положению криптовалюта в России с 1 января 2021 года сможет выступать предметом сделок. Ее можно будет покупать, продавать, выпускать, обменивать и совершать с ней другие инвестиционные операции. При этом ЦВ все еще не признается денежной единицей – оплачивать с ее помощью товары или услуги будет запрещено. Табу действует на отечественные организации, подразделения иностранных компаний в России и на российских налоговых резидентов – физлиц (тех, кто более 183 дней в году находится в РФ). Также по закону в нашей стране не допускается распространение информации (рекламы) о предложении или приеме цифровой валюты в качестве средства для совершения платежей.
Как и в случае с ЦФА, сделки с ЦВ будут подлежать налогообложению: налогом на прибыль для организаций и НДФЛ для физлиц (все – по ставке 13%). В законе пока нет упоминания об административной и уголовной ответственности за нелегальные операции с криптовалютой – скорее всего, эти пункты появятся в новых редакциях документа.
В целом можно отметить, что тема сделок с ЦФА и ЦВ для нашей страны совсем новая, а российские нормативные правовые акты, связанные с такими операциями, еще только разрабатываются. Так как законодательство в их отношении еще не сформировано до конца, у организаций и физических лиц велики шансы столкнуться со множеством юридических сложностей и подводных камней при заключении и исполнении таких сделок. Поэтому для минимизации всех рисков лучше всего обратиться за консультацией профессионального юриста с релевантным опытом.
Цифровые финансовые активы
Определение
Цифровые финансовые активы – это цифровые права, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы. Данные цифровые права включают: денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг (ст. 1 Федерального закон N 259-ФЗ от 31.07.2020 «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; далее – Закон).
Цифровые финансовые активы (ЦФА) как и цифровая валюта (криптовалюта) существуют на технологии блокчейна, одна по своей сути сильно от нее отличаются: отсутствует присущая криптовалютам децентрализация, имеется конкретное лицо, ответственное за выпуск и обращение ЦФА.
Выпуск и обращение цифровых финансовых активов
Выпускать в обращение ЦФА могут только организации (операторы информационной системы) – юридические лица, работающие по российскому законодательству. Для этого оператор информационной системы должен быть включен в соответствующий реестр, который ведет Банк России. Оператор ЦФА должен утвердить, в частности:
правила внесения изменений в алгоритм программ информационной системы;
требования к пользователям информационной системы;
правила выпуска цифровых финансовых активов;
правила привлечения операторов обмена цифровых финансовых активов, включая требования к указанным операторам;
требования к защите информации и операционной надежности и др.
Также Закон содержит определенные требования к руководителю такой организации (образование, стаж работы).
Для оператора информационной системы Закон устанавливает ряд важных требований. В частности, он обязан восстановить пользователю доступ к ЦФА, если он был утрачен. Обратите внимание, в случае с криптовалютой восстановить утраченный доступ невозможно, законы криптографии не позволяют этого сделать. В случае с ЦФА восстановить доступ к активам возможно, т.к. они существуют в частном блокчейне, у которого есть конкретный оператор, полностью контролирующий процесс создания и передачи токенов.
Оператор информационной системы отвечает по закону за утрату информации, сбои в работе системы и прочие несоответствия ее требования Закона о цифровых финансовых активах.
Отдельно Закон регулирует особенности выпуска и обращения цифровых финансовых активов, удостоверяющих права участия в капитале акционерного общества. Особенность заключается в том, что если акции были выпущены в обычной, нецифровой, форме, выпустить их в виде ЦФА уже не получится, это запрещено. Эмиссия акций АО в виде ЦФА осуществляется в соответствии с законом №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», за исключением некоторых особенностей, которые перечислены в Законе. В частности, непубличное акционерное общество, акции которого выпущены в виде цифровых финансовых активов, в будущем не может приобрести публичный статус.
Операторы обмена цифровых активов
Сделки с цифровыми финансовыми активами, их купля-продажа, совершаются через оператора обменам ЦФА. Данные «обменники» также подлежат регулированию, их реестр ведет Банк России. Это должны быть российские организации с уставным капиталом не менее 50 млн руб. Оператор обмена обязан утвердить правила обмена ЦФА, где описано с какими видами активов он работает, каков порядок взаимодействия с оператором информационной системы и т.п.
Бухгалтерский учет и налогообложение ЦФА
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Обзор закона о цифровых финансовых активах
31 июля был опубликован Федеральный закон № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законопроект был внесен в Госдуму еще в начале 2018 года — и изначально предполагалось, что он будет регулировать только порядок выпуска и оборота цифровых финансовых активов — «токенов». Он очень быстро был принят в первом чтении и после этого «завис» — в какой-то момент депутаты говорили, что они вообще хотят отказаться от регулирования оборота токенов и криптовалют.
Однако через некоторое время рассмотрение законопроекта вновь вернулось в повестку Госдумы.
Параллельно вопрос оборота токенов и криптовалют рассматривала FATF, в результате чего появились рекомендации по внесению изменений в национальное регулирование в сфере финансового мониторинга.
В результате в начале этого года законопроект был принят во втором чтении с существенными изменениями в части регулирования криптовалют. Предлагалось в принципе запретить выпуск и оборот криптовалют с установлением административной и уголовной ответственности за любое прямое или косвенное участие в такой деятельности.
Но такие жесткие меры вызвали критику со стороны экспертов и бизнеса, и в итоговую версию закона они не вошли (что не исключает того, что эти меры будут впоследствии установлены отдельным федеральным законом в отношении криптовалют).
Закон вступает в силу с 1 января 2021 года, за исключением отдельных изменений в Федеральный закон «О противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», которые вступают в силу на 9 дней позже.
Ниже — краткий обзор основных положений закона.
Цифровая валюта и цифровые финансовые активы
Законом регулируются отношения, связанные с выпуском и оборотом двух объектов — цифровых финансовых активов и цифровой валюты.
Под цифровыми финансовыми активами в соответствии с законом понимаются «цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы».
Другими словами, закон определяет цифровые финансовые активы как цифровые права, удостоверяющие одно из следующих прав (их перечень закрыт):
Цифровую валюту закон определяет как
«совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам».
То есть, если изложить данное определение простым языком, к цифровой валюте будет относиться любая информация в информационной системе, которая:
Какой-либо привязки к использованию криптографии, распределенного реестра или иных связанных с криптовалютой технологий, в определении нет.
Определение очень размытое и теоретически под него могли бы попасть вполне традиционные электронные деньги и иные электронные средства платежа. Во избежание этого в законе сделана специальная оговорка о том, что его положения не распространяются на «обращение безналичных денежных средств, электронных денежных средств, а также на выпуск, учет и обращение бездокументарных ценных бумаг».
Если сравнить закрепленные в законе определения с терминами криптовалютного рынка, то можно сделать вывод, что положения принятого закона распространяются на отдельные виды «токенов», попадающие под определение цифровых финансовых активов, в первую очередь на токены-акции и кредитные токены, а также на классические, необеспеченные криптовалюты.
Положения закона также распространяются на определенные виды «стейлбкоинов» (криптовалют, обеспеченные другими активами, например, денежными средствами, золотом или товарами), например, на стейблкоины, обеспеченные реальной валютой — такие стейблкоины могут быть отнесены к цифровым финансовым активам.
За пределами регулирования данного закона остаются токены и стейблкоины, не удостоверяющие права на какой-либо из объектов, перечисленных в определении цифровых финансовых активов, что не исключает того, что оборот таких объектов будет урегулирован другими законами.
Например, вопросы выпуска и оборота отдельных видов утилитарных токенов уже урегулированы Федеральным законом «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (известным также как «Закон о краудфандинге»).
Регулирование в отношении цифровых финансовых активов
Особенностям выпуска и оборота цифровых финансовых активов посвящена большая часть закона. Основные положения:
Регулирование в отношении цифровой валюты
Основное нововведение, касающееся цифровой валюты — запрет на прием цифровой валюты в качестве встречного предоставления за любые товары, работы, услуги или иные объекты. Запрет распространяется на юридических лиц, личным законом которых является российское право, филиалы, представительства и иные подразделения иностранных лиц, а также физических лиц, находящихся на территории РФ не менее 183 дней в течение следующих 12 месяцев.
Кроме того, на указанных лиц распространятся требование декларировать имеющуюся цифровую валюту. При этом требования, связанные с незадекларированной цифровой валютой, не подлежат судебной защите.
Также для любых лиц запрещается в принципе распространять какую-либо информацию о предложении или приеме цифровой валюты в качестве встречного предоставления.
Отношения, касающиеся выпуска и оборота цифровой валюты, будут, судя по всему, урегулированы отдельным федеральным законом. При этом такое регулирование распространяется на деятельность по организации выпуска и обращения цифровых валют, а также непосредственно на выпуск цифровой валюты, совершаемые с использованием российской информационной инфраструктуры, оборудования, расположенного на территории РФ, доменных имен и сетевых адресов, находящихся в российской доменной зоне.
Еще один интересный момент — отнесение цифровой валюты к тому или иному виду объектов гражданских прав. Законодатель не стал разрешать этот вопрос в целом, а вместо этого внес отдельные точечные изменения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве), Федеральный закон «Об исполнительном производстве», Федеральный закон «О противодействии коррупции» указание на то, что цифровая валюта признается имуществом для целей указанных федеральных законов.
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина
Новое законодательство РФ о цифровых финансовых активах и цифровой валюте
В РФ с 01 января 2021 г. вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон). Этот закон значительно изменяет существующий (см. Юридические аспекты операций с криптовалютами для резидентов РФ // Хабр 2017-12-17) правовой режим использования криптовалют и блокчейна в РФ.
Рассмотрим основные понятия, определенные данным Законом:
Распределенный реестр
Согласно п. 7 ст. 1 Закона:
Для целей настоящего Федерального закона под распределенным реестром понимается совокупность баз данных, тождественность содержащейся информации в которых обеспечивается на основе установленных алгоритмов (алгоритма).
Данное определение никоим образом не является определением распределенного реестра в традиционном понимании, формально под него подпадает любая совокупность баз данных, в которых осуществляется репликация и или периодически выполняется бэкап (backup). Следует учитывать что любые базы данных, как и вообще программное обеспечение (ПО), работают на основе установленных алгоритмов. То есть, формально, любая система, в которой несколько баз данных синхронизируют данные с точки зрения Закона является “распределенным реестром”. Любая банковская информационная система формально с 01.01.2021 будет считаться “распределенным реестром”.
Конечно, настоящее определение распределенного реестра, является совсем другим.
Так, стандарт ISO 22739:2020 (en) Блокчейн и технологии распределения реестра — словарь, дает следующее определение блокчейна и распределенного реестра:
Блокчейн — распределенный реестр с подтвержденными блоками организованными в последовательно добавляемую цепочку с использованием криптографических ссылок.
Блокчейны организованы таким образом чтобы не допускать изменения записей и представлять законченные определенные неизменные записи в реестре.
Распределенный реестр — реестр (записей), который распределен в наборе распределенных нод (или узлов сети, серверов) и синхронизирован между ними с использованием механизма консенсуса. Распределенный реестр спроектирован таким образом чтобы: не допускать изменения записей (в реестре); обеспечивать возможность добавления, но не изменения записей; содержать проверенные и подтвержденные транзакции.
Представляется, что в данном Законе ошибочное определение распределенного реестра дано не случайно, а намеренно, о чем свидетельствуют изложенные в законе требования к тому, что обозначено как “информационная система”, и в которую также включаются и “информационные системы на основе распределенного реестра”. Эти требования таковы, что данном случае речь явно не идет о распределенном реестре в общепринятом значении этого термина.
Цифровые финансовые активы
Согласно п. 2 ст. 1 Закона:
Цифровыми финансовыми активами признаются цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы.
Определение “цифрового права” содержится в ст. 141-1 ГК РФ:
Поскольку ЦФА названы в законе в качестве цифровых прав, следует предположить, что на них распространяются положения ст. 141-1 ГК РФ.
Однако цифровыми финансовыми активами согласно закону являются не все цифровые права, например “утилитарные цифровые права” определенные в ст. 8 Федерального закона от 02.08.2019 N 259-ФЗ (ред. от 20.07.2020) «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»’ к ЦФА не относятся. К ЦФА относятся только четыре вида цифровых прав:
Денежные требования — это требования передачи денег, т.е. рублей РФ или иностранной валюты. Кстати криптовалюты, такие как биткойн и эфир, с точки зрения законодательства РФ деньгами не являются.
Эмиссионные ценные бумаги согласно ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О рынке ценных бумаг» это любые ценные бумаги, которые характеризуются одновременно следующими признаками:
Российское законодательство к числу эмиссионных ценных бумаг относит акции, облигации, опционы эмитента и российские депозитарные расписки.
Также следует отменить что к ЦФА в РФ относятся только права участия в капитале непубличного акционерного общества, но не права участия в других хозяйственных обществах, в частности, к ним не относятся права участия в обществе с ограниченной ответственностью зарегистрированного в РФ. Тут следует принять во внимание что корпорации или компании зарегистрированные в других юрисдикциях могут не соответствовать в точности определениям хозяйственных обществ установленных законодательством РФ.
Цифровая валюта
Согласно п. 3 ст. 1 Закона:
Цифровой валютой признается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам.
Не совсем понятно, что имелось в виду под “международной денежной или расчетной единицей”, опять же, чисто формально, таковыми могут считаться Ripple или биткойн, и, таким образом, на них не будут распространяться ограничения предусмотренные законодательством РФ о цифровых валютах. Но мы бы все же предположили, что на практике Ripple или биткойн будут рассматриваться именно как цифровые валюты.
Оговорка “в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных” дает основание предположить, что речь идет о классических криптовалютах вроде биткойна или эфира, которые создаются централизованно и не означают обязательств какого-либо лица.
Если же такое средство платежа означает денежное обязательство какого-либо лица, что имеет место в некоторых стейблкойнах, то оборот таких инструментов в РФ будет незаконным вне одобренных Банком России информационных систем или не через зарегистированных операторов обмена, в силу того что такие инструменты подпадают под определение ЦФА.
Резиденты РФ согласно закона имеют право иметь, покупать и продавать цифровую валюту, брать и давать ее в долг, дарить, передавать по наследству, но не имеют права использовать ее для расчетов за товары, работы и услуги (п. 5 ст. 14 Закона):
Юридические лица, личным законом которых является российское право, филиалы, представительства и иные обособленные подразделения международных организаций и иностранных юридических лиц, компаний и других корпоративных образований, обладающих гражданской правоспособностью, созданные на территории Российской Федерации, физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, не вправе принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за передаваемые ими (им) товары, выполняемые ими (им) работы, оказываемые ими (им) услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров (работ, услуг).
То есть цифровую валюту резидент РФ может купить, скажем, за доллары у нерезидента или за рубли у резидента, и может продать за рубли резиденту или за доллары нерезиденту. Но резидент РФ не может цифровую валюту принимать в оплату за товары, работы, услуги. При этом Закон устанавливает ограничение только на прием цифровой валюты в качестве оплаты. Теоретически резидент РФ может за рубли в РФ купить цифровую валюту (например биткойн или эфир), и рассчитаться нею с нерезидентом, например, за поставку товаров из Китая.
Это похоже на режим использования иностранной валюты в РФ, хотя следует подчеркнуть что ЦВ иностранной валютой не является, и нормы законов об иностранной валюте напрямую к ЦВ неприменимы. Резиденты РФ также имеют право иметь, покупать и продавать иностранную валюту. Но использовать, скажем, доллары США, для расчетов не разрешено.
Закон прямо не говорит о возможности внесения цифровой валюты в уставной капитал российского хозяйственного общества. В РФ такая практика уже имела место, в уставный капитал компании “Артель” был внесен биткойн, оформлено это было передачей доступа к электронному кошельку (см. Karolina Salinger Биткоин впервые внесли в уставный капитал российской компании // Forklog 25.11.2019)
Поскольку внесение в уставной капитал не является операцией продажи работ или услуг, мы полагаем, что данный Закон не запрещает такие операции и в будущем.
Как мы указывали ранее, (см. Юридические аспекты операций с криптовалютами для резидентов РФ // Хабр 2017-12-17) до вступления в силу Закона в РФ отсутствовали какие-либо ограничения на операции с криптовалютой, в том числе на обмен ее на товары, работы, услуги. И, таким образом, “цифровая валюта” полученная резидентом РФ при продаже своих товаров, работ, услуг в обмен на цифровую валюту до вступления в силу Закона, после его вступления в силу должна считаться правомерно приобретенным имуществом.
Судебная защита владельцев цифровых валют
В п. 6 ст. 14 Закона содержится следующее положение:
Требования лиц, указанных в части 5 настоящей статьи (т.е. резидентов РФ — авторы), связанные с обладанием цифровой валютой, подлежат судебной защите только при условии информирования ими о фактах обладания цифровой валютой и совершения гражданско-правовых сделок и (или) операций с цифровой валютой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, Закон устанавливает, что для резидентов РФ права связанные с обладанием цифровой валютой подлежат судебной защите только при условии предоставления информации в налоговую, а для нерезидентов такого ограничения нет.
Т.е. если человек проживает на территории РФ менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, и он дал взаймы цифровую валюту другому лицу, то он может взыскать в российском суде сумму займа независимо от того информировал ли он налоговую о сделке, а вот если это резидент РФ, то в принятии или удовлетворении иска о возврате займа по смыслу данной статьи должны отказать, если будет установлено что о сделке займа истец не проинформировал налоговую.
Это, конечно же, неконституционная норма, и она не должна применяться судами на практике.
Ч. 1 ст. 19 Конституции РФ устанавливает, что все равны перед законом и судом, и у нерезидентов не должно быть больше судебной защиты чем у резидентов.
Но, даже и если бы такое ограничение ввели для нерезидентов, это все равно было бы неконституционно, т.к. ч. 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав.
Также следует принять во внимание, что ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека, которая действует в РФ, гарантирует каждому право на судебное разбирательство в случае спора о гражданских (цивильных) правах и обязанностях.
Информационная система и оператор информационной системы.
П. 9 ст. 1 Закона гласит:
Понятия «информационная система» и «оператор информационной системы» используются в настоящем Федеральном законе в значениях, определенных Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ содержит следующее определение информационной системы (п. 3 ст. 2) и оператора информационной системы (п. 12 ст. 3):
информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств
оператор информационной системы — гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.
Закон устанавливает ряд требований к информационной системе в которой могут осуществляться записи с помощью которых осуществляется учет обращение цифровых финансовых активов. Требования эти таковы, что технически такая информационная система никоим образом не может быть блокчейном или распределенным реестром в общепринятом понимании этих терминов.
В частности речь идет о том, что у такой информационной системы (далее — ИС) должен быть “оператор информационной системы”.
Решение о выпуске ЦФА возможно не иначе как с размещением на сайте оператора ИС этого решения. Иными словами, если оператор отказывается разместить у себя на сайте такое решение, то выпуск ЦФА по Закону произвести нельзя.
Оператором ИС может быть только российское юридическое лицо, и только после включения его Банком России в “реестр операторов информационных систем” (п. 1 ст. 5 Закона). При исключении оператора из реестра операции с ЦФА в ИС приостанавливаются (п. 10 ст. 7 Закона).
Оператор ИС, в которой осуществляется выпуск ИС, обязан обеспечить возможность восстановления доступа обладателя цифровых финансовых активов к записям информационной системы по требованию обладателя цифровых финансовых активов, если такой доступ был им утрачен (пп. 1 п. 1 ст. 6 Закона). Тут не уточняется что имеется ввиду под “доступом”, имеется ли в виду доступ на чтение или доступ на запись, однако из смысла п. 2 ст. 6 можно предположить что у оператора все же должен быть полный контроль над правами пользователя:
Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, обязан обеспечить внесение (изменение) записей о цифровых финансовых активах на основании вступившего в законную силу судебного акта, исполнительного документа, в том числе постановления судебного пристава-исполнителя, актов других органов и должностных лиц при осуществлении ими своих функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо выданного в порядке, предусмотренном законом, свидетельства о праве на наследство, предусматривающего переход цифровых финансовых активов определенного вида в порядке универсального правопреемства, не позднее рабочего дня, следующего за днем получения соответствующего требования таким оператором информационной системы
В соответствии с п. 7 ст. 6 Закона:
Последствием приобретения цифровых финансовых активов, соответствующих признакам, определенным Банком России в соответствии с частью 9 статьи 4 настоящего Федерального закона, лицом, которое не является квалифицированным инвестором, в том числе при неправомерном признании указанного лица квалифицированным инвестором, является возложение на оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск таких цифровых финансовых активов, обязанности по требованию указанного лица, которое приобрело цифровые финансовые активы, приобрести у него эти цифровые финансовые активы за свой счет и возместить ему все понесенные им при этом расходы.
На практике это означает, что по сделкам с ЦФА приобретение которых может осуществляться только лицом, являющимся квалифицированным инвестором, переход ЦФА будет осуществляться не иначе как с одобрения оператора ИС.
Сфера действия законодательства РФ о ЦФА.
В соответствии с п. 5 ст. 1 Закона:
К правоотношениям, возникающим при выпуске, учете и обращении цифровых финансовых активов в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе с участием иностранных лиц, применяется российское право.
Если подойти к данной формулировке чисто формально, то российское право применяется только к тем финансовым активам выпуск, учет и обращение которых происходят именно так как описано в Законе. Если же они происходят не так, то ним вообще не применяется российское право. Даже если все участники сделки резиденты РФ, все сервера в РФ, предмет сделки акции или денежные обязательства российской компании, но ИС работает не так как описано в законе — то она вне действия российского права. Вывод абсолютно логичный, но странный. Возможно авторы закона хотели сказать что-то другое, но сформулировали так, как сформулировали.
Другая возможная трактовка: российское право применяется к любым ЦФА описанным в законе, даже для иностранных лиц. Иными словами, если предмет сделки подпадает под определение ЦФА в законе, даже если стороны сделки иностранные лица, к сделке должно применяться российское право. Иными словами, при этой трактовке российское право распространяется на деятельность всех фондовых бирж в мире торгующих облигациями и другими инструментами подпадающими под определение ЦФА по российскому праву. Мы полагаем, что такая трактовка все же неправомерна, так как мы не можем предположить, что этот Закон может регулировать деятельность, скажем Токийской или Лондонской фондовой биржи если там осуществляются сделки с электронными облигациями и другими активами подпадающими под понятие ЦФА.
На практике мы предполагаем, что будет осуществляться запрет на доступ резидентов РФ к любым “информационным системам” не соответствующим требованиям Закона, т.е. к любым не одобренным Банком России, в том числе к зарубежным биржам и системам основанным на блокчейне, кроме как через “оператора обмена цифровых финансовых активов” (см. п. 1 ст. 10 Закона).
Операторы обмена цифровых финансовых активов
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона (выделение шрифтом — авторов):
Сделки купли-продажи цифровых финансовых активов, иные сделки, связанные с цифровыми финансовыми активами, включая обмен цифровых финансовых активов одного вида на цифровые финансовые активы другого вида либо на цифровые права, предусмотренные законом, в том числе сделки с цифровыми финансовыми активами, выпущенными в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом, а также сделки с цифровыми правами, включающими одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права, совершаются через оператора обмена цифровых финансовых активов, который обеспечивает заключение сделок с цифровыми финансовыми активами путем сбора и сопоставления разнонаправленных заявок на совершение таких сделок либо путем участия за свой счет в сделке с цифровыми финансовыми активами в качестве стороны такой сделки в интересах третьих лиц.
Вот тут уже начинается про блокчейн.
Как мы уже установили выше, согласно Закону в РФ выпускать ЦФА используя блокчейн нельзя, согласно Закону любая информационная система, в том числе “распределенный реестр” должны быть жестко централизованы.
Однако, эта статья дает право резидентам РФ совершать сделки с ЦФА выпущенными в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом (то есть в информационных системах которые уже не должны соответствовать требованиям российского права), если такие сделки обеспечиваются оператором обмена цифровых финансовых активов (далее — ООЦФА).
ООЦФА может обеспечивать заключение таких сделок двумя способами указанными в Законе:
1) Путем сбора и сопоставления разнонаправленных заявок на совершение таких сделок.
2) Путем участия за свой счет в сделке с цифровыми финансовыми активами в качестве стороны такой сделки в интересах третьих лиц.
В Законе это прямо не указано, однако представляется что ООЦФА может продавать и покупать цифровые валюты за деньги (в сделках с резидентами РФ — за рубли, с нерезидентами за иностранную валюту).
Одно и то же лицо может быть оператором обмена цифровых финансовых активов и оператором информационной системы в которой осуществляется выпуск и обращение ЦФА.
ООЦФА по данному закону получается неким аналогом криптобиржи. Банк России будет вести “реестр операторов обмена цифровых финансовых активов”, и осуществлять такую деятельность смогут только лица внесенные в реестр.
ООЦФА в РФ может таким образом выступать шлюзом между “иностранными”, децентрализованными системами (нам кажется в этом отношении особенно интересен Ethereum), и финансовой системой РФ. Так же как и на криптобиржах, на аккаунтах пользователей в ООЦФА могут отражаться права на активы выпущенные в децентрализованных системах, и они даже могут передаваться с аккаунта одного пользователя на аккаунт другого пользователя, а также покупаться и продаваться за деньги. Напрямую покупать ЦФА за ЦВ в РФ нельзя, но ООЦФА может предоставлять возможность продать ЦВ за деньги, и купить за эти же деньги ЦФА.
Иными словами в централизованной ИС могут осуществляться операции с ЦФА выпущенных в централизованных “иностранных” системах, в частности может осуществляться их получение от иностранных контрагентов из децентрализованных систем, или отчуждение иностранным контрагентам в выводом в децентрализованную систему.
Например: ООЦФА может предоставлять резидентам РФ услуги по приобретению определенного вида ЦФА выпущенного на блокчейне Ethereum. Приобретенный актив в системе Ethereum находится на адресе ООЦФА (из положений Закона вытекает что ООЦФА может это делать), а в информационной системе оператором которой выступает ООЦФА этот актив будет отражаться на счету резидента РФ. Это даже некоторым образом упрощает для резидента РФ работу с такими активами, если для него более привычной является работа с централизованными системами доступ к которым осуществляется с помощью логина и пароля, чем с децентрализованными системами на основе криптографических ключей, потеря которых, например, не предполагает возможности восстановления доступа.
Резидент РФ у которого на счету в ООЦФА имеются ЦФА, может эти ЦФА с помощью ООЦФА продать или обменять, причем другой стороной сделки может выступить как резидент имеющий аккаунт у того же ООЦФА, так и нерезидент пользующийся децентрализованной “иностранной” системой.
Примеры цифровых активов.
Акции/доли компании на блокчейне.
Первой в мире корпорацией акции которой легально были выражены в токенах на блокчейне Ethereum была зарегистрированная в 2016 г. в Республике Маршалловы Острова корпорация CoinOffering Ltd. В уставе корпорации были установлены следующие положения:
Акции корпорации представлены токенами выпущенными в электронном виде в смарт контракте задеплоенном на адресе 0x684282178b1d61164FEbCf9609cA195BeF9A33B5 на блокчейне Ethereum.
Передача акций корпорации может осуществляться только в форме передачи представляющих акции токенов в указанном смарт контракте. Никакая другая форма передачи акций не считается действительной.
В случае CoinOffering Ltd. такие правила устанавливались уставом самой корпорации, используя либеральную юрисдикцию. Подробнее см. Выпуск, управление и торговля акциями на блокчейне, как это было сделано у CoinOffering // FB, 2016-10-25
В настоящее время есть юрисдикции в которых закон прямо предусматривает возможность ведения реестра акций/акционеров на блокчейне, в частности это американские штаты Делавэр (см. Delaware Passes Law Permitting Companies to Use Blockchain Technology to Issue and Track Shares и Вайоминг (см. Caitlin Long What Do Wyoming’s 13 New Blockchain Laws Mean? // Forbes, 2019-03-04)
Сейчас есть проекты разрабатывающие платформы для выпуска электронных акций на блокчейне используя законодательство указанных штатов, например, cryptoshares.app
Новый Закон открывает возможности для создания аналогичных конструкций в РФ. Это могут быть также гибридные конструкции в виде иностранной компании, например в США, у которой выпущены токенизированные акции на децентрализованном блокчейне, и у которой есть дочерняя компания в РФ, причем эти токенизированные акции могут приобретаться (и продаваться) резидентами РФ через российского оператора обмена цифровых финансовых активов в соответствии с новым Законом.
Электронные векселя.
Первый вид ЦФА о котором говорит Закон это “денежные требования”.
Наиболее удобным и универсальным видом денежных требований которые могут передаваться от одного лица к другому является вексель. Вексель вообще очень удобный и продуманный инструмент расчетов, к тому же можно сказать древний, и по нему наработана огромная практика. Реализовать обращение векселей на блокчейне было бы очень интересно, тем более понятие ЦФА в Законе на это сразу же намекает.
Переводной и простой вексель должен быть составлен только на бумаге (бумажном носителе)
Возможно ли при этом реализовать на практике “цифровые права, включающие денежные требования” о которых говорит п. 2 ст. 1 Закона в виде токенов на блокчейне?
Мы полагаем что это возможно, исходя из следующего:
Форма, в которой приняты обязательства по переводному или простому векселю, определяется законом той страны, на территории которой эти обязательства были подписаны.
Если обязательства по векселю были подписаны на территории РФ, то такое подписание должно быть исполнено только на бумаге, если же обязательства по векселю были подписаны в месте где векселя в электронном виде не запрещены, но такой вексель в силу положений Женевской конвенции 1930 года, имеющая целью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях даже оказавшись на территории РФ и/или во владении резидента РФ будет действительным. Для соблюдения требований Закона, опять, же возможна гибридная конструкция, при которой вексель выпущенный в соответствии с иностранным правом, может рассматриваться в РФ как ЦФА (денежное требование) и, приобретаться/отчуждаться через оператора обмена ЦФА резидентами РФ, пусть даже и формально не считаясь векселем по российскому праву (с учетом положений ст. 4 Федерального закона от 11 марта 1997 г. N 48-ФЗ «О переводном и простом векселе»)
Например, выпуск таких электронных векселей в соответствии с нормами английского права возможен на платформе cryptonomica.net/bills-of-exchange (см. описание на русском). Место выпуска векселя и платежа по векселю при этом может быть в Великобритании, однако такие ЦФА могут приобретаться и отчуждаться российскими резидентами через оператора обмена цифровых финансовых активов, и возможен их вариант обращения в централизованной информационной системе оператором которой является резидент РФ в соответствии с положениями Закона.
Заключение.
В целом закон вводит существенные ограничения по использованию цифровых валют по сравнению с существующим положением в РФ. При этом он открывает интересные возможности для работы с “цифровыми финансовыми активами” (ЦФА), которое однако требуют соответствующего подхода со стороны операторов информационных систем и операторов обмена цифровых финансовых активов зарегистрированных Банком России.