У кого контрольный пакет акций камаза
Сергей Когогин вернул «Автоинвест» в родную гавань
На КАМАЗе сменился владелец второго по величине пакета акций
На КАМАЗе сменился владелец второго по величине пакета акций. Впрочем, о смене реальных владельцев никто не говорит. Вероятнее всего, речь идет лишь о переводе одной и той же компании под российскую юрисдикцию. Одним из конечных бенефициаров нового акционера является сам глава КАМАЗа — Сергей Когогин, два других скрыты. Подробности — в материале «Реального времени».
Кипрский Avtoinvest заменили на российский
ПАО «КАМАЗ» сообщило о смене одного акционера. Речь идет о продаже второго по величине пакета акций. Кипрский офшор Avtoinvest Limited избавился от своей доли в 23,54%, говорится в сообщении на сайте раскрытия информации. Акции приобрело российское ООО «Автоинвест».
Таким образом, в настоящее время крупнейший российский производитель грузовиков из Набережных Челнов принадлежит на 49,9% госкорпорации «Ростех», на 23,54% — ООО «Автоинвест», на 15% — международному концерну Daimler AG.
На своем сайте автопроизводитель ограничился коротким сообщением: «ПАО «КАМАЗ» официально сообщает, что в соответствии с ранее принятыми решениями «Автоинвест лимитед» прекратил свое участие в акционерном капитале ПАО «КАМАЗ». Новым владельцем 23,54% акций «КАМАЗа» является ООО «АВТОИНВЕСТ». Таким образом данный пакет акций переведен в российскую юрисдикцию». В пресс-службе «КАМАЗа» сделку не комментируют, ссылаясь на то, что не имеют право комментировать действия акционеров.
По данным газеты «Ведомости», бенефициар «Ноэлии» — миноритарный акционер КАМАЗа, основатель «Тройки диалога», президент инвестбутика «Варданян, Бройтман и партнеры» Рубен Варданян. Фото finparty.ru
С Кипра — в Белиз, Британские острова и Набережные Челны
Впрочем, с российской юрисдикцией не все до конца ясно. ООО «Автоинвест», по данным системы «Спарк-Интерфакс», зарегистрировано в октябре 2015 года в Москве. 30% компании принадлежат Сергею Когогину — генеральному директору ПАО «КАМАЗ». До этого ему принадлежал скромный пакет акций предприятия в 0,0028%.
С двумя другими собственниками нового акционера все не так прозрачно. 50% «Автоинвеста» владеет «ПИРСОН ХОЛДИНГ ЛИМИТЕД», зарегистрированный в Белизе. Еще 20% контролирует «НОЭЛИЯ ХОЛДИНГС ЛИМИТЕД» с Британских островов. Так что 70% компании, зарегистрированной в России, все равно оказывается скрыто в офшорных зонах.
В разгар мирового кризиса в начале 2008 года через Avtoinvest и другие компании «Тройка Диалог» фактически взяла под свой полный контроль КАМАЗ. Фото kamaz.ru
Эхо «Панамагейта» отозвалось через год
История с кипрскими офшорами КАМАЗа попала в СМИ в рамках одного большого офшорного скандала с публикацией панамских архивов в апреле 2016 года. Утечка из базы данных Mossack Fonseca, четвертой по величине в мире офшорной юридической фирмы, ударила и по Камскому автогиганту. Расследование Международного консорциума журналистских расследований (ICIJ) привело к неожиданным выводам. Как оказалось, КАМАЗ мог контролироваться через офшоры виолончелистом Сергеем Ролдугиным, которого СМИ называют близким другом Владимира Путина и которому, согласно данным компании-регистратора Mossack Fonseca, принадлежат офшоры в Панаме.
Компания Avtoinvest Ltd была зарегистрирована в 2004 году на Кипре, в Никосии. В апреле 2008 года газета «Коммерсант» упоминала о том, что компания принадлежит российской инвестиционной компании «Тройка Диалог», контролируемой тогда известным бизнесменом Рубеном Варданяном. В разгар мирового кризиса в начале 2008 года через Avtoinvest и другие компании «Тройка Диалог» фактически взяла под свой полный контроль КАМАЗ. Судя по опубликованным отчетам КАМАЗа, именно в этом же году среди акционеров автогиганта появился Avtoinvest с долей в 20,88%. Через компанию «КамАЗ-капитал», изначально созданную правительством Татарстана, «Тройка Диалог» контролировала еще 16,6% акций. В апреле 2008 года Avtoinvest приобрел у Татарстана еще 37,8% акций компании «КамАЗ-капитал», которая владела 33,2% акций самого КАМАЗа. В результате сделки «Тройка Диалог» увеличила пакет не менее чем до 51%. Однако во второй половине 2008 года, в разгар кризиса в России, «Тройка Диалог» стала избавляться от активов.
По данным Международного консорциума журналистских расследований, «Тройка Диалог» с помощью нескольких скрытых соглашений могла действовать всего лишь как агент в интересах гораздо более влиятельных игроков. В расследовании сообщалось, что Avtoinvest подчинялся ранее неизвестному панамскому офшору — Avto Holdings Ltd. 15% этого неизвестного офшора через компанию Sonnette Overseas принадлежали Ролдугину.
Сообщалось, что Avtoinvest подчинялся ранее неизвестному панамскому офшору — Avto Holdings Ltd. 15% этого неизвестного офшора через компанию Sonnette Overseas принадлежали Ролдугину. Фото yugopolis.ru
Официально КАМАЗ дела своих акционеров никак не комментировал. Однако уже летом 2016 года Сергей Когогин заявил, что «офшорный» пакет акций будет передан под российскую юрисдикцию. Причем изначально планировалось, что это будет сделано уже в июне 2016 года, однако перевод растянулся более чем на год.
Доля акций компании КАМАЗ, принадлежащая Daimler, возвращается в Россию
Гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин заявил, что все необходимые для этой процедуры юридические заключения готовы
Немецкий концерн Daimler, являющийся одним из акционеров «КамАЗа» (принадлежит 15% акций), в ближайшее время переведет свои акции в российскую юрисдикцию, об этом заявил гендиректор «КамАЗа» Сергей Когогин.
«Мы ожидаем, что в ближайшем будущем акции вернутся в Россию. Сейчас идет процесс согласования с нашими акционерами. Очевидно, что «Ростех» категорически «за», у Daimler просто идут внутренние процедуры — то есть, у них нет возражений, они знают наше законодательство, но внутренние процедуры требуют проведения комплаенс-проверок, юридических заключений и утверждения на совете директоров. Насколько я знаю, они все комплаенс-проверки завершили, юридические заключения готовы», — сказал гендиректор «КамАЗа».
При этом, по мнению Когогина, полностью вернуть все акции «КамАЗа» в российскую юрисдикцию невозможно. Сейчас в офшоре остается менее 25% акций компании, отметил он.
ПАО «КамАЗ» — крупнейший производитель грузовых автомобилей и дизельных двигателей в России. По объемам выпуска автомобилей компания занимает 14-е место в мире, по двигателям — 8-е место. В ПАО «КамАЗ» входит 13 крупных специализированных подразделений по разработке, производству, сборке автомобильной техники и автокомпонентов, а также сбыту готовой продукции. Всего в группе «КамАЗ» 110 предприятий, включая совместные предприятия в странах СНГ и зарубежные сборочные производства. Основное производство расположено в городе Набережные Челны Республики Татарстан.
По итогам 2015 года «КамАЗ» реализовал 29 тыс. грузовиков, в том числе 22 тыс. на внутреннем рынке. За 2014 год компанией было продано 32,6 тыс. грузовых автомобилей.
Чистый убыток «КамАЗа» за 2015 год по РСБУ вырос в 7,8 раза и составил 3,3 млрд руб., выручка снизилась на 17% до 86,7 млрд руб.
Крупнейшим акционером «КамАЗа» является «Ростех» (контролирует 49,9% акций). Зарегистрированному на Кипре Avtoinvest limited принадлежит 23,54% акций, германский автоконцерн Daimler владеет 15%.
Деофшоризация КАМАЗа: Сергей Когогин наконец-то стал официальным миллиардером
Сегодня ПАО «КАМАЗ» официально сообщило, что кипрский офшор Avtoinvest Limited, владевший 23,54% акций автогиганта, «прекратил свое участие в акционерном капитале предприятия», а «новым владельцем 23,54% акций КАМАЗа стало ООО «Автоинвест». Сергею Когогину принадлежат 20% этого ООО, более крупные доли, как предполагают, у Рубена Варданяна и друга Сергея Чемезова — Виталия Мащицкого. «БИЗНЕС Online» вспоминает историю заграничных путешествий акций автогиганта.
Сегодня ПАО «КАМАЗ» официально сообщило, что кипрский офшор Avtoinvest Limited, владевший 23,54% акций автогиганта, «прекратил свое участие в акционерном капитале предприятия» Фото: «БИЗНЕС Online»
ОФШОРНАЯ ИСТОРИЯ КАМАЗА. НАЧАЛО
Офшорная одиссея КАМАЗа началась в 2004 году, когда группа таинственных инвесторов под руководством Рубена Варданяна (он тогда был владельцем и председателем совета директоров ИК «Тройка Диалог») начала процесс консолидации пакетов акций предприятия, чтобы потом перепродать их стратегическому инвестору. Параллельно «Тройка» таким же макаром вела скупку бумаг АвтоВАЗа.
Параллельно появилась и еще одна «копилка» — другая кипрская компания Dekodelement Services Limited. В ней было «сложено» 14,85% обыкновенных акций КАМАЗа. Для оперативного управления офшорными операциями создается третий кипрский офшор — Mikam Holdings Limited, куда в качестве директора и члена совета директоров был делегирован заместитель генерального директора КАМАЗа, бывший генеральный директор «КАМАЗ-Капитала» Ахат Урманов.
В 2008 году сообщалось, что «Тройка» довела свой пакет в КАМАЗе до 54%, а в конце того же года 10% акций завода приобрел Daimler. Ну а летом 2010 года госкорпорация «Ростех» увеличила свою долю в КАМАЗе на 12,2% до 49,9%, Daimler нарастил свою долю в автогиганте на 1% до 11%. Также приобрел акции российского автопроизводителя Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Инвестиции последнего позволили увеличить совместную долю партнеров — ЕБРР и Daimler AG — до 15% (сейчас Daimler принадлежит весь этот пакет).
По сведениям Чемезова, консорциум имени Рубена Варданяна (на фото) спал и видел, как бы избавиться от акций да подороже Фото: kremlin.ru
«НАСКОЛЬКО МНЕ ИЗВЕСТНО, С НЕМЦАМИ НЕ ДОГОВОРИЛИСЬ О ЦЕНЕ»
На этом все и заглохло. С этого момента «Ростех» и Daimler не покупали и не продавали бумаги КАМАЗа. И надежды «Тройки» на то, что немецкий концерн скупит весь пакет и станет контролирующим акционером, не оправдались.
По сведениям главы ГК «Ростех» Сергея Чемезова, консорциум имени Варданяна спал и видел, как бы избавиться от акций да подороже. После того как «Ростех» и Daimler отказали «Тройке», география поиска покупателя расширилась: «Они (консорциум акционеров — прим. ред.) сейчас ведут переговоры с китайскими партнерами, с немецкими. Насколько мне известно, с немцами не договорились о цене: консорциум хочет дорого, немецкие партнеры — дешево. А мы на данный момент все-таки решили не выкупать», — твердо заявлял Чемезов.
В октябре 2013 года сам КАМАЗ все-таки выкупил у Avtoinvest Limited 3,72% своих акций, передав их стопроцентной «дочке» — ФЛК «КАМАЗ». Сумма, уплаченная кипрскому офшору, согласно отчетности предприятия, составляла 2,9 млрд рублей. Сам Когогин в интервью «Ведомостям» объяснил, что пресловутый консорциум ранее купил эти акции у КАМАЗа за 2,2 млрд рублей, рассчитывая на перепродажу Daimler. Деньги для этого они, правда, взяли не из своего кармана, а в долг у ФЛК «КАМАЗ», то есть у самого же автогиганта. В 2013 году же сделку развернули обратно — консорциум вернул займ, по которому платил проценты, а КАМАЗ выкупил акции. Тем не менее, как мы уже писали, «группа товарищей», похоже, внакладе не осталась: стоимость выкупа оказалась на 79% выше рыночной цены бумаг на тот момент, а разница между ценой покупки и продажи составила 728 млн рублей.
Новым владельцем 23,54% акций КАМАЗа стало ООО «Автоинвест». Сергею Когогину принадлежат 20% этого ООО Фото: tatarstan.ru
«НАШИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ЧАСТО УПРЕКАЮТ В НЕПАТРИОТИЗМЕ»
Реакция главы КАМАЗа не заставила себя ждать. «В отношении акций ОАО „КАМАЗ“ акционеры провели обсуждение и приняли решение начать юридические процедуры по переводу владения акциями в российскую юрисдикцию», — сказал Когогин через несколько дней после путинского заявления (цитата по «Интерфаксу»).
По данныи «СПАРК-Интерфакс», в октябре 2015 года было зарегистрировано ООО «Автоинвест». В нем 30% капитала напрямую принадлежит гендиректору КАМАЗа Сергею Когогину, 50% — «Пирсон холдинг лимитед» из Белиза, 20% — «Ноэлия холдингс» с Британских Виргинских островов. По данным газеты «Ведомости», бенефициар «Ноэлии» — сам Варданян, а «Пирсон» принадлежит президенту «Ви холдинга» и другу Чемезова Виталию Мащицкому. И уже в 2016 году было известно, что именно российский «Автоинвест» получит от своего кипрского тезки принадлежащие ему 23,54% акций КАМАЗа. Бенефициары и их доли при этом не изменятся.
Исходя из распределения долей получается, что Мащицкий контролирует 11,77% КАМАЗа, Варданян — 4,7%, а Когогин — чуть более 7%. Доля гендиректора КАМАЗа с учетом текущего биржевого курса акций автогиганта (около 54 рублей за бумагу) стоит 2,7 млрд рублей. Впрочем, это ориентировочная цена — пример того, с какой премией может происходить бай-бэк, мы приводили выше.
В итоге сейчас структура акционеров КАМАЗа выглядит так: корпорация «Ростех» (49,9%), ООО «Автоинвест» (23,54%), германский Daimler AG (15%), американская KAMAZ International Management (4,25%, аффилирована с американским инвестфондом KKR), а также ООО «Финансово-лизинговая компания „КАМАЗ“» (3,72%).
Владеющая 50% «Автоинвеста» «Пирсон холдинг лимитед» принадлежит президенту «Ви холдинга» и другу Сергея Чемезова Виталию Мащицкому (слева)
Фото: ©Валерий Левитин, РИА «Новости»
СЛЕД ВИОЛОНЧЕЛИСТА И ДРУГА ПУТИНА
Отметим, что компания Avtoinvest Ltd упоминается в панамском досье — базе данных юридической компании Mossack Fonseca, доступ к которой получил журналистский консорциум ICIJ. Из него следует, что компания друга детства Путина — виолончелиста Сергея Ролдугина — тоже пыталась участвовать в скупке акций КАМАЗа.
КАМАЗ начиная с момента акционирования практически никогда не платил дивиденды. Исключением стали выплаты по итогам 2012 и 2013 годов Фото: tatarstan.ru
ДИВИДЕНДЫ КОГОГИНУ ИЗ ПРИБЫЛИ, ПОЛУЧЕННОЙ С ВНУШИТЕЛЬНОЙ ГОСПОДДЕРЖКОЙ
Примечательно, что КАМАЗ начиная с момента акционирования практически никогда не платил дивиденды. Исключением стали выплаты по итогам 2012 года в объеме около 500 млн рублей и 206 млн рублей по итогам 2013-го. Но 24 мая текущего года совет директоров КАМАЗа, возглавляемый Сергеем Чемезовым, обнародовал решение по распределению 297 млн рублей из прошлогодней прибыли. Годовому общему собранию акционеров завода рекомендовано утвердить дивиденды из расчета 42 копейки на одну акцию. Получается, что около 21 млн рублей из прибыли полагается лично Когогину. Тут остается только порадоваться за автогигант: в практике бонусов для топ-менеджеров ничего зазорного нет, это общемировая практика. Радует то, что теперь это будет хотя бы отчасти прозрачно.
Пожалуй, стоит напомнить, за счет чего у КАМАЗа появилась возможность порадовать акционеров. По итогам 2016 года автогигант заработал 1,2 млрд рублей чистой прибыли против 3,3 млрд рублей чистого убытка, полученного годом ранее (то есть на выплаты предполагается направить около четверти прибыли). Сдвиг к лучшему очевиден, хотя, в отличие от выручки (без малого 120 млрд рублей), чистая прибыль далека от рекорда. Максимум был достигнут в другом «дивидендном» году, 2012-м, когда завод заработал 4,15 млрд рублей.
Впрочем, выйти в плюс у концерна без посторонней помощи не получилось бы. Это становится очевидным, если вспомнить, что, несмотря на бурный рост основных издержек, валовая прибыль крупнейшего производителя грузовиков в РФ увеличилась на 6,9 млрд рублей до 10,9 млрд рублей. За это спасибо следует сказать государству. Прежде всего сразу на 74% до 17 млрд выросли субсидии, относящиеся к себестоимости производства. Во-вторых, КАМАЗ получил 983 млн рублей госсубсидий, относящихся к выручке, чего просто не было годом ранее. Также КАМАЗ отразил получение «бюджетных средств, которые в установленном порядке признаны в качестве дохода», — всего 3,3 млрд рублей, что на 1,6 млрд рублей больше, чем годом ранее. Добавим и прочие каналы субсидирования, с учетом которых объем госпомощи вырос на 9,8 млрд рублей, или 82%, до 21,7 млрд рублей.