У кого контрольный пакет акций оао ржд
Общее собрание акционеров ОАО «РЖД»
Высшим органом управления ОАО «РЖД» является общее собрание акционеров. Поскольку все акции ОАО «РЖД» принадлежат единственному акционеру — Российской Федерации, а полномочия акционера осуществляются Правительством Российской Федерации, то все решения по вопросам, которые относятся к компетенции общего собрания акционеров, принимаются Правительством Российской Федерации и оформляются письменно в форме постановлений и распоряжений.
Компетенция общего собрания акционеров ОАО «РЖД» определяется Федеральным законом «Об акционерных обществах» (статья 48) и Уставом ОАО «РЖД» (пункт 62). К компетенции общего собрания акционеров Компании относятся:
В 2020 году были проведены одно годовое общее собрание акционеров и пять внеочередных общих собраний акционеров ОАО «РЖД». На годовом общем собрании акционеров ОАО «РЖД» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2020 года No 2509-р. были приняты следующие решения:
На внеочередных общих собраниях акционеров ОАО «РЖД» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 марта 2020 года No 552-р, постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 2020 года No 244, распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2020 года No 890-р, постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2020 года No 450, распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 мая 2020 года No 1260-р, распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 года No 3190-р, постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 года No 2004. были приняты следующие решения:
Работа РЖД: кому принадлежит контрольный пакет акций компании?
РЖД является российской государственной компанией, которая владеет инфраструктурой общего пользования, подвижным составом, сетью железных дорог. Основано ОАО было 15 лет назад на базе Министерства путей сообщения страны. В 2012 году компания вошла в тройку самых крупных компаний в мире, которые функционируют в транспортной сфере.
В начале нынешнего года в ней было трудоустроено чуть более 730 тысяч человек. Пресса следит за деятельностью РЖД и интересуется различными вопросами, в частности, кому сейчас принадлежит контрольный пакет акций, произойдет ли приватизация открытого акционерного общества и другими.
Контрольный пакет акций РЖД: кому принадлежит, как работает компания
Офис государственной компании расположен в столице России. Само ОАО обслуживает практически все субъекты страны (около 77). В прошлом году корпорация пополнила внутренний валовой бюджет на чуть менее 1,5 процента, а доля в инвестициях превысила 2,5 процента. На РЖД приходится 27 процентов пассажирооборота и не менее 45 процентов грузооборота (не учитывался трубопроводный транспорт).
Контрольный пакет акций РЖД принадлежит федерации, страна является единственным акционером компании. Полномочия акционера осуществляет Правительство страны. Чиновники выбирают руководителя, каждый год формируется совет директоров, составляется и оглашается отчетность. Руководят компанией высокопоставленные лица, а в состав совета входят лучшие российские менеджеры, эксперты и специалисты.
Пять лет назад Правительство включило ОАО в перечень государственных корпораций, директор которых должен подавать декларацию о своих затратах и доходной части. В прошлом году чиновники изменили устав РЖД. Согласно корректировкам, теперь президент корпорации становится гендиректором, которого будут выбирать на 3-5 лет.
Ротенберг все-таки выкупил у РЖД контрольный пакет акций «Мостотреста»
Пресса не перестает обсуждать решение Аркадия Ротенберга, который планировал стать совладельцем крупного российского подрядчика. Успешный бизнесмен хотел купить ценные бумаги «Мостотреста», чтобы руководить компанией. Сама компания является одним из востребованных и популярных подрядчиков в стране. С ее помощью возводятся мосты, реализуются транспортные проекты.
Россиянин отметил, что его заинтересовало строительство инфраструктурных сооружений. Ему нужен контрольный пакет акций для того, чтобы нарастить синергии в отрасли, увеличить эффективность своего бизнеса. Условия соглашения рассматривались ФАС. Информация о том, будет ли принадлежать контрольный пакет акций компании Ротенбергу, стала известна после одобрения его продажи регулятором.
Ротенбергу все же удалось присвоить себе «Мостотрест» в 2018 году, поскольку его приобрела «ТФК-Финанс», которой владеет бизнесмен. Он получил более 94 процентов ценных бумаг компании. За сколько был продан объект, СМИ не смогли узнать.
Акционерный капитал
Учредитель
Учредителем ОАО «РЖД» является Российская Федерация.
Акционер
Единственным акционером ОАО «РЖД» является Российская Федерация. От имени Российской Федерации полномочия акционера осуществляет Правительство РФ.
Уставный капитал
Уставный капитал ОАО «РЖД» сформирован учредителем путем внесения в него имущества и имущественных комплексов организаций федерального железнодорожного транспорта.
По состоянию на 01.12.2021 уставный капитал ОАО «РЖД» составляет 2 528,751131 млрд рублей и разделен на 2 378 751 131 обыкновенных именных бездокументарных акции номинальной стоимостью 1000 рублей каждая акция и 150 000 000 привилегированных именных бездокументарных акции номинальной стоимостью 1000 рублей каждая акция.
Выпуски обыкновенных акций
Государственный регистрационный номер выпуска акций | Дата государственной регистрации выпуска | Количество акций в выпуске, шт. | Решение о выпуске/Документ, содержащий условия размещения/Проспект ценных бумаг | Отчет об итогах выпуска ценных бумаг |
1-01-65045-D | 02/12/2003 | 1 535 700 000 | ||
1-01-65045-D-001D* | 13/12/2007 | 5 997 819 | ||
1-01-65045-D-002D* | 23/12/2008 | 41 500 000 | ||
1-01-65045-D-003D* | 25/08/2009 | 11 318 400 | ||
1-01-65045-D-004D* | 04/03/2010 | 60 000 000 | ||
1-01-65045-D-005D* | 23/12/2010 | |||
1-01-65045-D-010D* | 23/07/2013 | 31 745 352 | ||
1-01-65045-D-011D* | 26/12/2013 | 27 724 619 | ||
1-01-65045-D-012D* | 22/05/2014 | 12 973 678 | ||
1-01-65045-D-013D* | 19/08/2014 | 12 070 500 | ||
1-01-65045-D-014D* | 29/12/2014 | 4 708 977 | ||
2-01-65045-D | 20/02/2015 | 50 000 000 | ||
1-01-65045-D-015D* | 18/06/2015 | 64 280 838 | ||
1-01-65045-D-016D* | 29/12/2015 | 8 950 000 | ||
1-01-65045-D-017D* | 10/03/2016 | 44 151 961 | ||
1-01-65045-D-018D | 27/12/2016 | 24 981 693 | ||
1-01-65045-D-019D | 27/04/2017 | 29 786 438 | ||
1-01-65045-D-020D | 09/11/2017 | 13 155 453 | ||
1-01-65045-D-021D | 21/12/2017 | 17 686 420 | ||
1-01-65045-D-022D | 23/04/2018 | 24 103 858 | ||
1-01-65045-D-023D | 21/12/2018 | 34 884 072 | ||
2-01-65045-D-001D | 21/12/2018 | 20 000 000 | ||
1-01-65045-D-024D | 16/05/2019 | 6 933 700 | ||
1-01-65045-D-025D | 14/10/2019 | 44 073 905 | ||
2-01-65045-D-002D | 14/10/2019 | 19 500 000 | ||
1-01-65045-D-026D | 23/12/2019 | 8 606 221 | ||
2-01-65045-D-003D | 23/04/2020 | 20 500 000 | ||
1-01-65045-D-027D | 23/04/2020 | 32 112 442 | ||
1-01-65045-D-028D | 22/12/2020 | 16 385 689 | ||
2-01-65045-D-004D | 22/12/2020 | 40 000 000 | ||
1-01-65045-D-029D | 12/08/2021 | 31 726 099 | ||
1-01-65045-D-030D | 13/12/2021 | 180 289 754 |
звонок бесплатный для всех регионов РФ
по всему миру, оплата в соответствии с тарифами вашего оператора связи
Силуанов рассказал об условиях вхождения ВЭБа в капитал РЖД
ВЭБ выкупит допэмиссию привилегированных акций РЖД на 82 млрд руб. в 2022 году, чтобы компания могла реализовать свою инвестпрограмму. Об этом на брифинге рассказал журналистам министр финансов Антон Силуанов, передает корреcпондент РБК.
В четверг, 24 декабря, правительство рассматривало проекты финансового плана и инвестиционной программы РЖД на 2021 год и на плановый период 2022–2023 годов. «Программа очень амбициозная, на уровне 700–800 млрд руб. с последующим ростом. Речь шла о том, чтобы закрывать эти средства (потребности РЖД. — РБК) бюджетными деньгами либо привлекать какие-то ресурсы на стороне. Было принято решение, чтобы ВЭБ купил допэмиссию, которую будет выпускать РЖД, и стал ее акционером», — сказал Силуанов. Он не уточнил, какую долю ВЭБ получит в РЖД.
По словам министра, в рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ) РЖД дополнительно будет выделено 140 млрд руб. в 2025–2026 годах (по 70 млрд руб. в год), чтобы компания могла также привлечь на рынке еще 108 млрд руб. в 2022 году и покрыть дефицит инвестпрограммы. «Такой механизм предложил Минфин, в итоге он был поддержан. Инвестпрограмму важно реализовать с учетом задач, поставленных президентом», — заключил Силуанов.
Сам ВЭБ будет докапитализирован в 2025–2026 годах на 130 млрд руб. из федерального бюджета: 30 млрд руб. пойдут на участие в допэмиссии РЖД (эта сумма с учетом дисконтирования поможет госкорпорации не тратить собственный капитал), еще 100 млрд руб. — для реализации инвестпроектов и нацпроектов, а также для продолжения финансирования приоритетов, которые были определены для госкорпорации.
Приватизация РЖД – признание беспомощности власти
Идея продать небольшой пакет акций Российских железных дорог подкреплена совершенно чудовищной аргументацией
Министерство финансов России продолжает кампанию по пополнению российского бюджета любой ценой. Государство уже сейчас забирает себе более трети дохода страны, но для реализации дорогостоящих социальных программ, типа повышения пенсионного возраста, этого мало. Поэтому министр финансов Антон Силуанов зорко смотрит по сторонам в поиске непрофильных активов, которые можно продать.
Компания, которая не платит
ОАО РЖД (открытые акционерные общества в России официально уже не существуют, но РЖД упорно называют себя именно так) – стопроцентно государственная компания, естественный монополист с огромными оборотами. Идея как-то продать её (вернее, «привлечь частных инвесторов») обсуждается в правительстве с 2005 года. Действительно, что теряет государство? Сохраняя 75% или более акций, оно оставляет за собой возможность провести абсолютно любые решения. Минус лишь в том, что приходится делиться с миноритариями прибылью в виде дивидендов, но в наших условиях этого минуса нет, поскольку РЖД вообще ничего не платят своему единственному акционеру – только потребляют. В трёхлетний бюджет заложены поступления от монополии, но в её собственные планы – нет.
Фото: Amnat Phuthamrong / Shutterstock.com
Существует правило, согласно которому 50% прибыли государственных компаний (тех, где Россия контролирует 50% + 1 акцию или более) должно выплачиваться в виде дивидендов. С большим количеством оговорок и льгот основные корпорации это правило выполняют. РЖД – нет. Удалось, правда, уговорить компанию заплатить по итогам 2019 года… старыми вагонами, которые поедут в Крым, куда сами РЖД, опасаясь санкций, заходить отказались.
И надо сказать, что отказ от дивидендов РЖД поддерживают сырьевые компании, которым нужны максимальные инвестиции в транспортное сообщение. Только, к сожалению, это почти исключительно экспортные каналы.
Если ранее, говоря о приватизации РЖД, имелось в виду исключительно пополнение бюджета, то на сей раз в Министерстве финансов заговорили об экономии. И на ком! Не на нас с вами, а на руководстве государственной компании! Если акции будут выставлены на биржу, у них появится рыночная цена, а значит, зарплату и бонусы топ-менеджмента можно будет привязать к этому показателю.
То есть правительство, имея абсолютную власть над РЖД, на полном серьёзе раздумывает, как же заставить корпорацию платить деньги и как снизить размеры зарплат её руководителей. Именно ради этого предлагается выставить на продажу 5-10% акций.
Ползучая приватизация
Несмотря на то что 100% акций РЖД принадлежат государству, на самом деле содержания в этих ста процентах постепенно становится всё меньше. Компанию потихоньку приватизируют, не выставляя на рынок, а выделяя из неё в отдельные компании наиболее прибыльные направления и затем продавая уже их. Только что реализован «Трансконтейнер», причём за вполне увесистые 60 млрд рублей. Аукцион выглядел честным – на нём проиграли такие тяжеловесы, как Роман Абрамович и Владимир Лисин, кстати, владеющий ещё одной выделенной из РЖД «Первой грузовой компанией».
Давно уже нет доли РЖД в Центральной пассажирской пригородной компании, катающей москвичей и «замкадышей» на собственных и арендованных у тех же РЖД электричках. То есть ползучая приватизация РЖД всё равно идёт. Правда, конкуренции, под знаком которой её проводят (в первую очередь между перевозчиками грузов), на наших железных дорогах всё равно не видно.
Вряд ли правительство вообще питает какие-то иллюзии относительно Олега Белозёрова и его настроя на конкуренцию. Прямо перед своим назначением в РЖД он, например, в один голос с арестованным ныне министром Михаилом Абызовым продвигал идею выдачи подряда на установку систем взвешивания тяжелых автомобилей по всей стране без конкурса. РЖД неплохо конкурирует на внешних рынках с другими подрядчиками, но внутри страны никакого сопротивления не потерпит. И раз Олег Валентинович остаётся на своём месте, значит он устраивает наше правительство.
Олег Белозёров. Фото: Kremlin Pool / Globallookpress
Спиной к России
Слово «приватизация» в России имеет однозначно негативную коннотацию, но на самом деле ничего плохого в частном бизнесе, в том числе и возникшем на месте государственного, нет. Частные железные дороги тоже – отнюдь не экзотика в развитых странах. Важно лишь помнить, что если у госкомпаний предполагается социальная ответственность, то у частных она бывает лишь приятным исключением из правил.
Встаёт вопрос: если даже сейчас РЖД выглядит не столько российской, сколько антироссийской компанией, что будет в случае её приватизации, ибо где 5%, там и 10, 20, 40? Будучи формально государственным, АО РЖД не развивает отдалённые уголки страны, проводя туда транспорт, наоборот: корпорация уничтожает трассы, проложенные её предшественниками (мартиролог можно посмотреть на страницах энтузиастов), зато в изобилии строит дороги для вывоза природных ресурсов из страны. При этом за границей российские железнодорожники ведут массу прекрасных проектов, но внутри России их энтузиазм почему-то исчезает. Обновление дорог ведётся в первую очередь там, где они и без того есть – на трассах Москва – Санкт-Петербург, Москва – Ярославль – Санкт-Петербург (здесь идёт грузовой трафик между двумя столицами).
Более того, именно министр финансов Антон Силуанов, пытающийся сейчас через акционирование «раскулачить» Белозёрова, категорически отказывается выделять деньги на «бесперспективные» дороги. Вместо того чтобы спасать отдалённые уголки инфраструктурой, мы оставляем их умирать. Потому что в спасении «нет экономики». «Экономика», судя по всему, есть в том, чтобы построить один мегаполис от Москвы до Петербурга, а всё содержимое остальных территорий продать в Европу и Китай. Ну и не забыть проспонсировать Белоруссию и Кубу.
Чтобы ограничить зарплату руководителей, не нужно никаких сложных биржевых телодвижений.
Чтобы заставить РЖД платить дивиденды, достаточно приказать это сделать.
Приватизация части РЖД даст единовременную подпитку бюджета, но ещё более отдалит компанию от её истинного предназначения – развития России, а не российского сырьевого экспорта.