Участие молодежи в экологических акциях
Участие молодежи в экологических акциях
Рост уровня развития человеческого общества обусловлен научно-техническим прогрессом, который призван создать благоприятные условия для жизни человечества. Однако в погоне за высокими достижениями человек часто забывает об окружающей его среде, относится к природным ресурсам как неисчерпаемому источнику, позволяющему человечеству обогащаться, не задумываясь о возможных последствиях. Возникающие противоречия между обществом и окружающей средой вызывают тяжелейший экологический кризис. Результатом негативного влияния человека на природу является увеличение уровня загрязнения окружающей среды, сокращение биологического многообразия, исчезновение видов животных и растений, рост количества генетически обусловленных болезней [1].
Причинами экологического кризиса наряду с социально-экономическими факторами, являются мировоззренческие и философские взгляды человека, ибо они в первую очередь определяют отношение человека к окружающей его среде и степень ответственности за возможные негативные последствия неразумного природопользования.
Предупредить и предотвратить экологическую катастрофу возможно путем изменения системы ценностей современного общества, путем использования знаний, накопленных человечеством, что могло бы способствовать формированию экологической культуры молодого поколения. Экологическая культура человека проявляется в его экологически обусловленной деятельности. Развитие экологической культуры подразумевает комплексное влияние на когнитивную, аффективную и деятельную сферу сознания личности. Формирование экологической культуры учащихся, координирующей и корректирующей отношение школьников к природе, является целью экологического образования [3].
Однако, овладение теоретическими знаниями, не подкрепленными практической деятельностью, недостаточно для выработки навыков правильного экологического поведения школьников. Непосредственное участие в практических мероприятиях, направленных на привлечение внимания к проблемам окружающей среды и поисков возможных решений этих проблем помогает сформировать личность с активной гражданской позицией, вооруженной знаниями о состоянии дел в этой области, практическими умениями и навыками работы по охране окружающей среды. Следовательно, вовлечение учащихся в мероприятия, посвященные проблемам окружающей среды, является наиважнейшим этапом в формировании экологической культуры школьников.
Первостепенное значение имеет распространение информации. Важно, чтобы учащиеся знали об организациях, осуществляющих природоохранную деятельность в регионе, стране, где они проживают, а так же о существующих международных движениях. Эту информацию можно получить посредством радио и телевидения, интернет ресурсов, газет и журналов. Знание иностранного языка дает возможность учащимся найти единомышленников из других стран, обсуждать проблемы экологии, делиться своими мыслями и идеями, обмениваться опытом работы, тем самым иностранный язык служит не только средством для решения глобальных экологических проблем, но и служит делу укрепления мира во всем мире.
Пример успешной деятельности организации «Гринпис» способствовал привлечению внимания к существующим экологическим проблемам во всем мире и созданию природоохранных организаций и движений во многих странах.
Цели деятельности Гринпис – защита окружающей среды, просвещение и пропаганда экологичного образа жизни. Такие глобальные экологические проблемы, как глобальное изменение климата, сокращение тропических лесов, чрезмерный промышленный вылов рыбы, развитие генной инженерии, радиационная опасность, сохранение Арктики находятся в поле зрения организации.
Международная неправительственная экологическая организация «Гринпис» имеет более 26 региональных отделений в 55 странах мира, в том числе и в России. Региональные отделения занимаются национальными экологическими проектами, следуя международной стратегии. Более 2,8 миллионов людей во всем мире поддерживает деятельность Гринпис [6].
Земля – наш общий дом, а значит, экологические проблемы не могут касаться только отдельно взятых стран или людей, эти проблемы касаются мирового общества в целом, и решить их можно только сплотившись вместе, сообща. Трудно переоценить роль иностранного языка, с помощью которого можно узнать из первых уст об экологических проблемах и мероприятиях, направленных на решение этих проблем в разных странах мира. Знание языка позволяет стать частью мирового движения, внося свой посильный вклад в общее дело.
Глобальное, масштабное складывается из частного, а значит и решение глобальных проблем нужно начинать с малого, с оздоровления родного двора, района, города. В частности, работа на пришкольном участке имеет важное практическое значение, так как в ней могут принять участие все учащиеся. Это способствует выработке у школьников навыков правильного экологического поведения в природно-социальной среде, бережного отношения к природе, развивает их экологическую культуру. Восприятие детьми природной красоты, формирует у школьников правильное экологическое мышление и поведение по отношению к природе. Работая под руководством педагога, они приобретают практические навыки, получают эстетическое наслаждение от результатов своей работы, формируется бережное отношение к окружающей среде. Едва ли они захотят сорить в саду, который они облагораживали или сорвать цветок с клумбы, который они так долго взращивали.
В рамках района и города, школьники могут участвовать в разного рода мероприятиях, таких как экологические субботники по очистке парков, скверов от накопившегося мусора; посадка деревьев, что особенно актуально в связи с проведением в городе Казани акции «Зеленый рекорд», в рамках которой были посажены тысячи деревьев, чтобы сделать наш город чище и краше; очистка прибрежной зоны рек и озер, расположенных в черте города.
Акция «Зеленый рекорд» началась в Казани в 2012 году. В результате этой акции преобразились десятки улиц, дворов и скверов нашего города. Участвовать в акции и внести свой вклад мог любой желающий, придя на один из зеленых субботников, которые проходили в разных уголках города. Саженцы и инвентарь выдавались на месте.
Слоганом акции было: «Хочешь жить в зеленом городе? Приди и посади дерево!». Школьники, педагоги, студенты принимали активное участие в посадке деревьев совместно с чиновниками, депутатами и известными людьми нашего города. Акция приобрела большую популярность у молодежи, благодаря местной прессе, телевидению и социальным сетям интернет, которые широко освещали ее ход. Акция имела большое воспитательное значение для подрастающего поколения, ибо, она наглядно продемонстрировала, что для улучшения окружающей среды необходимо непосредственное участие в ее защите и облагораживании.
В 2015 году акция «Зеленый рекорд» плавно перетекла в год скверов и парков в Республике Татарстан. За этот год были отреставрированы уже существующие скверы и парки и построены новые, сделав наш город еще красивее и удобнее для отдыха горожан.
Мотивация и учет интересов учащихся имеет большое значение для успешности того или иного проекта. Интернет и в частности социальные сети, активными пользователями которых являются школьники, где они проводят большую часть своего свободного времени в поисках друзей и общения, имеют огромный потенциал для привлечения школьников к экологическим акциям. Информация, размещенная в социальных сетях, быстро распространяется среди молодежи, вызывая обсуждения и комментарии. Так почему бы не использовать данный ресурс для того чтобы обратить внимание молодых людей на экологические проблемы родного города, села?
Используя активность молодых людей в социальных сетях, существует возможность успешного привлечения внимания молодежи к существующим проблемам и вовлечения ее в интересные проекты. К сожалению, этот потенциал используется недостаточно и необходимо вести работу в этом перспективном направлении.
Следует отметить положительный опыт всероссийской акции «Блогер против мусора», которая широко освещается в разных социальных сетях и имеет популярность у молодежи. Организаторы акции открывают группы, куда могут вступить все желающие, назначают место и время проведения мероприятия, обеспечивают необходимым для уборки инвентарем. Каждый участник получает памятную футболку с логотипом акции. К освещению мероприятия привлекаются средства массовой информации: местные газеты и телевизионные каналы. Отчет о проведенном мероприятии также размещается в социальных сетях, сопровождаемый фотографиями и комментариями ее участников. С каждой проведенной акцией количество ее участников возрастает.
В рамках этой акции в Казани было организованно мероприятие по очистке парка Молодоженов (напротив здания Центрального автовокзала и рядом с Речным портом города). Парк находился в ужасном состоянии, несмотря на то, что располагается практически в центре города. Организаторами и активными участниками этого мероприятия выступили студенты казанских университетов, и что немаловажно, к ним присоединились неравнодушные жители этого микрорайона. Группу активистов поддержало Министерство экологии и природных ресурсов РТ, выделив технику и рабочих из городского производственного треста водного и зеленого хозяйства. Диджей развлекал участников субботника музыкой и привлекал в парк народ с окрестностей. В результате акции было вывезено несколько машин мусора и установлены новые скамейки и урны. Парк преобразился и стал более привлекательным местом для прогулок и отдыха горожан [4].
Как видно из этого примера, молодежь готова участвовать в мероприятиях, направленных на решение экологических проблем, нужно просто найти правильную мотивацию. Вместо длинных воспитательных бесед и принудительного участия в субботниках, гораздо эффективнее найти такие формы проведения мероприятий, которые бы отвечали интересам современных молодых людей.
Еще одним популярным направлением является акция «Час Земли», которая была основана Всемирным фондом дикой природы (WWF) в 2007 году как символ заботы человека об окружающей среде. Слоган акции – «Всем миром для одной планеты» – отражает ее главную суть. Люди по всему миру на один час выключают свет в знак неравнодушия к будущему планеты. Эта акция переросла в международную кампанию по сохранению ресурсов нашей планеты, в которой может принять участие любой человек. Жители г. Казани и прежде всего студенты и школьники принимают активное участие в этой ежегодной акции. Для присоединения к «Часу Земли» необходимо отключить освещение в комнатах, подсветку зданий, компьютеры, праздничную иллюминацию, неоновые рекламные вывески, телевизоры и настольные лампы, а также можно выключить ненужные электрические приборы.
Каждая страна в рамках Часа Земли привлекает внимание к тому, что для нее является наиболее важным на данный момент. Так в России, в 2012 году за время кампании «Час Земли» было собрано более 120 тысяч подписей за закон о защите морей от нефтяного загрязнения. В конце 2012 года закон был подписан Президентом и с 1 июля 2013 г. вступил в силу. В 2015 году в рамках акции «Час Земли» WWF России проводил кампанию «Время думать иначе», призывая заморозить экологически опасные и дорогостоящие проекты в Арктике. Фонд собрал подписи под обращением к президенту России с просьбой о введении десятилетнего моратория на разработку новых нефтяных месторождений на арктическом шельфе [5].
Данная акция сопровождается благотворительными концертами с участием звезд и сбором пожертвований в поддержку конкретного природоохранного проекта в России. Любой человек может стать частью этого мероприятия, которое способно не только привлечь внимание большого количества людей к вопросам окружающей среды, которые актуальны для России сегодня, но и решить эти проблемы, сохранив уникальную природу нашей страны для себя и будущих поколений.
Вовлечение школьников в мероприятия по защите окружающей среды дает им возможность применения на практике полученных на уроках знаний, позволяет осознать свою причастность к природе, формирует навыки правильного экологического поведения и позволяет надеяться, что наше будущее поколение вырастет неравнодушным к проблемам окружающей среды и будет способным принимать необходимые меры по решению этих проблем. А владение иностранным языком позволяет интегрироваться в международные организации и заниматься природоохранной деятельностью в глобальном мировом масштабе.
Экологическая молодёжная акция «Мусорный король»
Никитина Наталья Васильевна
Экологическая молодёжная акция «Мусорный король»
Молодёжная акция «Мусорный король»
Проблема нравственного воспитания молодёжи всегда актуальна. Проведение массовых мероприятий, где все вместе делают одно единое общее полезное дело, способствует повышению нравственного облика молодёжи. Экологическая обстановка тоже очень актуальна, обычно мы собираем молодёжь на субботники говоря принесите грабли, лопаты и т. д. стимула особого за просто так убирать территории нет! А в акции, торжественно выдаются мешки, перчатки для сбора мусора, создаётся обстановка соревновательности! Основная изюминка акции заключается в том, как можно больше собрать мусора, который будет учитываться путём взвешивания, таким образом заслужить титул «Мусорный король» и получить достойное вознаграждение за проделанную работу. На проведение мероприятия нужны средства, можно вовлечь местных предпринимателей, чтобы можно было сделать существенное вознаграждение, для этого можно создать «фонд добрых дел»! Куда каждый предприниматель будет вносить определённую сумму. Такое подведение итогов и поощрение надолго оставят положительный след в памяти молодого человека, и вызовет дальнейшее желание участвовать в подобных мероприятиях!
Убрать заданные территории от мусора. Прививать навыки трудолюбия. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к родному краю, посёлку, умение пересилить себя и выполнить задание хоть и не очень интересное, но нужное и полезное для всех. Вызвать положительные эмоциональные чувства, повышение нравственного облика молодёжи.
Мешки для сбора мусора, перчатки по количеству участников акции, машина грузовая для вывоза мусора, весы, аптечка медицинская.
3 группы по 10 человек:
Территории для уборки, место для доставки и взвешивания мусора:
Контрольная группа наблюдателей,оценивающая результат:
1- Комитет по охране природы
2- представитель администрации
3 – комитет по делам молодёжи
4- МУДО Центр детского творчества
5 – продавец магазина
6-редакция местной газеты
7- местное телевидение
День и время проведения акции:
Перед началом акции
1. Вступительное слово комитета по охране природы
2. слово главе района
3. слово комитету по молодёжной политике.
Заключительная часть акции:
Тому, кто соберёт большее количества мусора по весу, будет присвоен титул «Мусорный король». В качестве приза «король» получит сотовый телефон, а мелкие «мусорщики» получат небольшие памятные призы за внесённый труд на благо нашего родного края.
Экологическая акция «Берегите Первоцветы!» Стартовала экологическая акция «Берегите Первоцветы». В нашем детском саду она проводилась впервые, поэтому акция вызвала большой интерес,.
Экологическая акция «Чистый участок» В. А. Сухомлинский, называя трудовое воспитание гармонией трех начал: «надо, трудно и прекрасно», вложил в это определение глубокий смысл.
Экологическая акция «Мы — друзья птиц» Каждый человек на земле знает, какую помощь оказывают птицы. Кроме того, что птицы охраняют наши сады, леса и парки от вредителей, они.
Экологическая акция «Мы против мусора!» Экологическая акция «Мы против мусора!» На протяжении многих веков человек живет в тесном контакте с природой. И как не печально но в последнее.
Экологическая акция «Мы за чистую речку» В настоящее время экологическое воспитание дошкольников приобретает все большее значение. Формирование у детей основ экологической культуры,.
Экологическая акция «Мы за чистый посёлок». Фотоотчёт Как я уже писала ранее в нашем детском саду первый месяц лета проходил под лозунгом «Природа и я- верные друзья»,итогом тематического месяца.
Экологическая акция «Покормите птиц зимой» Экологическая акция «Покормите птиц зимой» Ведущий 1: Воробьи, стрижи, пингвины, Снегири, грачи, павлины, Попугаи и синицы: Одним словом.
Экологическая акция «Посади дерево» В нашем детском саду «Солнышко», в сентябре месяце 2017 года, проходила экологическая акция дошколят «Посади дерево». Участниками акции.
Экологическая акция «Сделаем»! Отчётная работа Предыдущая неделя сентября была посвящена экологической акции «Сделаем». В рамках экологической недели для детей подготовительной группы.
Экологическая акция «Скворечник для птиц» Не так давно в нашем детском саду прошла экологическая акция «Скворечник для птиц», посвященная году экологии. Воспитанники с нетерпением.
Программа экологического воспитания молодежи «В чистое завтра» 2018-2020 гг.
Аналитическое обоснование
В современном мире под влиянием человеческой деятельности происходят негативные изменения окружающей среды. Поэтому формирование экологического сознания в настоящее время приобретает особую актуальность.
Экологическому сознанию россиян присущи следующие основные особенности:
— Низкий уровень развитости экологической культуры, образованности и воспитанности населения.
— Недостаточная обеспокоенность населения экологическими проблемами, низкая готовность населения противодействовать нанесению ущерба окружающей природной среде.
— Недостаточная активность экологических движений и организаций.
Экологическое сознание может быть сформировано путем воспитания в семье, экологического просвещения в учреждениях, работающих с молодежью. Формированию экологического сознания молодых людей должна способствовать и работа библиотеки. Через книжные выставки, лекции, беседы, акции, квесты и другие мероприятия можно показать актуальность и значение экологических знаний.
Сознательному подходу и пониманию остроты и важности проблем экологии будет способствовать программа «В чистое завтра». Решение о разработке региональной программы было принято на конференции «Заповедные места Псковской области: библиотеки в формировании экологической культуры», состоявшейся 28 марта 2017 года на базе Бежаницкой районной библиотеки.
Участники программы: ГБУК «Псковская областная универсальная научная библиотека», в том числе осп «Псковская областная библиотека для детей и юношества им. В. А. Каверина», осп «Псковская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящи»х, муниципальные библиотеки Псковской области.
Целевая аудитория: учащаяся молодежь (старшеклассники, учащиеся профессиональных учебных заведений, студенты ВУЗов)
Партнеры программы: природоохранные и экологические организации, образовательные учреждения, средние специальные и высшие учебные заведения Псковской области.
Цель:
Актуализация работы по формированию экологической культуры и экологического сознания молодежи, ответственности за природу родных мест.
Задачи:
Направления программных мероприятий:
Источники финансирования
Бюджетное финансирование в рамках целевой программы «Культура, сохранение культурного наследия и развитие туризма на территории области на 2014-2020 годы».
Бюджетное финансирование муниципальных образований.
Привлечение внебюджетных источников финансирования и пополнения ресурсов библиотек через участие в конкурсах и программах, спонсорскую помощь.
Ожидаемые результаты:
План мероприятий по реализации региональной программы «В чистое завтра»
Мероприятия по достижению целей
Сроки реализации
Ответственные исполнители
Координация действий с заинтересованными организациями
Поддерживать связи с экологическими организациями, школами, средними специальными учебными заведениями, вузами.
ПОУНБ, муниципальные библиотеки
Разработать экологические библиотечные программы работы с молодежью (циклы, тематические планы просветительских мероприятий).
Библиотечный отдел РКЦ Куньинского района
Эколого-краеведческая программа «О родной земле с любовью».
Цикл мероприятий «Мы интересны миру – мир интересен нам».
Познавательная программа «Жизнь в руках живущих».
«Чистая экология — здоровая жизнь» целевая программа.
Усть-Долысская модельная библиотека
Цикл мероприятий совместно с Государственным заповедником «Полистовский» «Природа рядом с нами».
Программа «Земля наш дом, где мы живём и дышим».
Эколого-краеведческая программа «Сохрани землю, на которой ты живешь»
Круппская модельная библиотека Печорского района
Изборская модельная библиотека Печорского района
Ключи к экологии «В гармонии с природой».
«Чистота планеты – чистота души».
«У всех у нас есть мать одна по имени ПРИРОДА».
«Жить в согласии с родной природой».
Шиковская сельская библиотека Островского района
Синерецкая библиотека Островского района
Скуратовская сельская библиотека Островского района
Первомайская сельская библиотека Островского района
Исследовательская деятельность
Проводить анкетирования «Экология в системе жизненных ценностей молодых людей», виртуальные опросы, мониторинги по итогам мероприятий.
ПОБДЮ им. В.А. Каверина,
муниципальные библиотеки области
Анкетирование «Экология города глазами подростков и молодёжи», «Экологическая культура пользователя»/
Детская экологическая библиотека «Радуга»
Формирование книжных и электронных ресурсов
— Изучить состав фонда и обновить его новой учебной, научно-практической, научно-популярной литературой по теме;
-совершенствовать качественный состав справочного фонда;
-пополнять фонд аудиозаписей, компакт-дисков, видеофильмов, отражающих экологическую тематику.
Все библиотеки области
Ведение сайта «Твой след на земле»
Ведение рубрики «ЭКОкалендарь» на сайте ПОБДЮ им. В. А. Каверина
ПОБДЮ им. В. А. Каверина
Библиотечный портал Псковской области:
Библиотечный отдел РКЦ Куньинского района
Ведение на детском краеведческом сайте «Познай свой край родной» постоянных разделов «Природа края», «Заповедные места», «Книги о крае: увлекательное экологическое чтение».
Ведение постоянного ресурса «Экологический календарь» на сайте МАУК «ЦБС» г. Пскова
ЦГБ г. Пскова МАУК «ЦБС» г. Пскова
Социально-значимый проект «Парки, сады и скверы Пскова».
Библиотеки МАУК «ЦБС г. Пскова»
Серия информационных интернет-ресурсов «Птица года» на сайте МАУК «ЦБС» г. Пскова
Интернет-проект «Календарь защитника природы – 2018» на сайте МАУК «ЦБС» г. Пскова
Детская экологическая библиотека «Радуга»
Виртуальный эко-набат «Красная книга Псковской области в формате Playcast»
Распространение экологической информации
— Осуществлять индивидуальное и групповое информирование студентов и учащихся, углубленно занимающихся темой экологии.
— Обеспечивать доступ пользователей к полному объему экологической информации
Все библиотеки области
Организовать и провести цикл массовых мероприятий, среди которых: недели экологии, познавательные часы, уроки природолюбия и др.