Учет скидок по мсфо
МСФО (IFRS) 15 в розничной торговле — скидки за объем и гарантии нормы прибыли
Скидки за объем
Для побуждения покупателей приобрести/заказать больше товаров в оптовой торговле не является редкостью предоставлять покупателями скидки/компенсации за объем. В соответствии с МСФО (IFRS) 15 скидка/компенсация за объем — вид переменного возмещения. Оптовые продавцы должны отразить выручку в сумме, которую они ожидают получить (за минусом предоставленных скидок/компенсаций). Это означает, что оптовые продавцы должны признать выручку в величине средней ожидаемой цены за единицу продукции — путем оценки всего объема ожидаемых продаж и всей ожидаемой выручки от продаж (после вычета скидки/компенсации).
Пример: скидки за объем
Исходная информация
1 июня 201X “Tissues Co” подписала годовой контракт с розничным продавцом X на поставку упаковок бумажных салфеток по следующим ценам:
Цена за коробку бумажных салфеток
Объем продаж
100 001–200 000 коробок
Исходя из прошлого опыта, по оценкам “Tissues Co” общий объем продаж составит 150 000 коробок в год.
Вопрос
На 30 июня 201X “Tissues Co” продала 30 000 коробок. В какой сумме “Tissues Co” должна признать выручку?
Ответ
$10 за коробку X 100 000 коробок
$9 за коробку X 50 000 коробок
Ожидаемый объем продаж
Средняя цена за коробку
$9.67 ($1 450 000/150 000)
Для отражения продажи 30 000 коробок бумажных салфеток бухгалтерские записи будут следующими:
Дт Денежные средства
Кт Обязательство по договору
Обратите внимание: обязательство по договору будет списано, когда продажи превысят 100 000 коробок и счета будут выставляться из расчета 9 долларов за коробку.
МСФО (IAS) 18
МСФО (IFRS) 15
Обязательство по договору
Практическое влияние на системы и процессы
Некоторые примеры практического влияния на системы и процессы для “Tissues Co” включают:
Гарантии нормы прибыли
Для продавцов оптовой торговли не редкость предоставление розничным продавцам гарантии нормы прибыли с целью компенсации снижения цены вследствие рекламных компаний, проводимых для стимулирования объема продаж. В случае гарантии нормы прибыли оптовые продавцы возвращают розничным продавцам часть выручки с продаж, если последние не достигли своих показателей по минимальной марже. В соответствии с МСФО (IFRS) 15 подобные гарантии расцениваются как форма переменного возмещения. Это означает, что если оптовый продавец ожидает, что часть продажной стоимости будет возвращена обратно покупателю, то он должен признать выручку в величине, меньшей чем цена продажи.
Пример: гарантия нормы прибыли
Исходная информация
На отчетную дату JC Shoe Co продала туфли розничному продавцу M&S на 2 млн долларов. JC Shoe Co компенсирует часть продажной цены в конце каждого сезона, если розничный продавец M&S не выполняет свой показатель по минимальной марже.
Основываясь на своем прошлом опыте, JC Shoe Co возвращает в среднем приблизительно 15% от суммы счета.
Вопрос
В какой величине JC Shoe Co должна признать выручку?
Ответ:
JC Shoe Co должна признать выручку в сумме 1 700 000 долларов ($2 000 000–($2 000 000×15%)).
МСФО (IFRS) 15 в розничной торговле — стимулы для покупателей
Розничные продавцы часто предлагают покупателям разнообразные стимулы, например, купоны на скидку, гарантии соответствия цены и счастливые розыгрыши. В данной публикации мы рассматриваем, как МСФО (IFRS) 15 в подобных случаях определяет величину и период признания выручки.
Купоны на скидку
Когда вместе с продажей выдается купон на скидку, подход МСФО (IFRS) 15 предполагает, что розничный продавец продал 2 элемента:
Пример: купон на скидку для следующей покупки
Покупатель приобрел товары, стоимостью 100 долларов от розничного продавца D 29 июня 2018 года и получил купон на 50% скидку на следующую покупку на сумму 25 долларов. Срок действия купона истечет 29 сентября 2018 года.
Вопрос
Как розничный продавец D должен учесть данную продажу? Обычная маржа розничного продавца — 60%, поэтому даже в случае использования купона он получит прибыль.
Ответ
По МСФО (IFRS) 15 розничный продавец D продал 2 элемента:
Розничный продавец D должен определить цену обособленной продажи в отношении купона на скидку. Предположим, розничный продавец D оценивает вероятность того, что покупатель использует купон — 80%, тогда цена обособленной продажи купона равна 20 долларов. (25 x 80%).
Компоненты договора
Цена обособленной продажи
Выручка
Розничный продавец D должен признать выручку в сумме 83 доллара от продажи товаров 29 июня 2018 года и признать выручку в сумме 17 долларов, когда покупатель использует купон. Бухгалтерские записи по первоначальной продаже будут следующими:
Дт Денежные средства
Кт Обязательство по купону на скидку
Если у розничного продавца D нет достаточных исторических данных для оценки процента использования купона, тогда ему придется предположить, что он равен 100%, и тогда цена обособленной продажи купона будет равна 25 долларам (что приведет к большей величине отложенной выручки). Это даст уверенность, что с высокой степенью вероятности выручка в будущем не будет отсторнирована.
По предыдущей практике учета выручка признавалась в сумме 100 долларов на дату продажи товаров. Когда покупатель использовал купон на скидку, выручка признавалась по сниженной цене.
Признание выручки
30 июня 2018
30 июня 2019
Всего
МСФО (IFRS) 15
Выручка от продаж по купону на дисконт
Всего
МСФО (IAS) 18
Практическое влияние на системы и процессы
Примеры влияния на процессы и системы для розничного продавца D:
Гарантия соответствия цены
По МСФО (IFRS) 15 выручка подлежит признанию в сумме, которую ожидается получить от покупателя. Когда часть выручки подвержена возможности сторнировки, выручка признается только в той сумме, которая не подвержена риску значительного уменьшения. Это требование может привести к признанию выручки в меньшей сумме, чем цена продажи.
Пример: гарантия соответствия цены
Вопрос
Розничный продавец E предоставляет покупателям гарантию соответствия цены. Если в течение трех месяцев после даты продажи покупатель найдет меньшую цену за продукт от любого из конкурентов, то розничный продавец E выплатит покупателю разницу между ценой продажи и найденной меньшей ценой.
Покупатель приобрел у розничного продавца E продукт за 200 долларов. Применив подход, основанный на взвешивании вероятностей исходов, продавец оценил, что он возместит покупателю 10 долларов. Как учесть данную продажу?
Ответ
Сумма, которую розничный продавец E ожидает выплатить покупателю, должна быть исключена из выручки и учтена как обязательство. Розничный продавец E внесет следующие бухгалтерские записи:
Дт Денежные средства
Выручка в сумме 10 долларов будет признана тогда, когда с высокой вероятностью у розничного продавца E пропадет обязанность возместить покупателю разницу в цене.
По предыдущей практике учета выручка признавалась в сумме 200 долларов на дату продажи.
Признание выручки
30 июня 2018
30 июня 2019
Всего
МСФО (IFRS) 15
Гарантия соответствия цены
Всего
МСФО (IAS) 18
Практическое влияние на системы и процессы
Примеры влияния на процессы и системы розничного продавца E:
Счастливые розыгрыши
С целью продвижения продаж отдельных продуктов производители нередко предоставляют покупателям шанс поучаствовать в розыгрыше большого приза, например, туристической путевки или машины, когда они покупают определенный продукт. Согласно МСФО (IFRS) 15, предоставление «бесплатного» шанса поучаствовать в розыгрыше приза, вероятно, будет учтено как отдельная обязанность к исполнению.
Пример: счастливый розыгрыш
С целью продвижения самой последней серии итальянской кухонной посуды, компания “XYZ Co” предлагает покупателям, которые приобретут данную посуду на сумму 100 долларов, шанс поучаствовать в розыгрыше отпуска в Италию, стоимостью 50 000 долларов. Когда покупатель совершит покупку на 100 долларов, он получит анкету, которую должен заполнить и опустить в магазине в ящик для розыгрыша или отослать электронную форму. По оценке “XYZ Co” право участвовать в розыгрыше получат 5 000 покупателей, из которых 70% заполнят анкету участника.
Покупатель А приобрел итальянскую кухонную посуду на 120 долларов и заполнил анкету для участия в розыгрыше.
Вопрос
Как компания “XYZ Co” должна учесть данную продажу?
Ответ
Цена обособленной продажи каждой заполненной анкеты равна 7 долларам (50 000 долл. /5,000 x 70%).
Учет скидок и программ лояльности в соответствии с МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями»
Боева Екатерина Сергеевна
FCCA старший менеджер по МСФО, Департамент аудита ООО «Кроу Русаудит»
В данной статье рассматриваются отдельные аспекты нового стандарта, связанные с учетом скидок, переменного возмещения и программ лояльности.
Договор — соглашение между двумя или несколькими сторонами, которое создает юридически защищенные права и обязательства.
Покупатель — сторона, заключившая договор с организацией на получение товаров или услуг, являющихся результатом обычной деятельности организации, в обмен на возмещение.
Обязанность к исполнению — обещание в договоре с покупателем передать покупателю товар или услугу (или пакет товаров или услуг), которые являются отличимыми, либо ряд отличимых товаров или услуг, которые являются практически одинаковыми и передаются покупателю по одинаковой схеме.
Цена обособленной продажи (товара или услуги) — цена, по которой организация продала бы покупателю обещанный товар или услугу в отдельности.
Цена сделки — сумма возмещения, право на которое ожидает получить организация в обмен на передачу обещанных товаров или услуг покупателю, исключая суммы, полученные от имени третьих сторон.
Снижение цены сделки
Пример 1
Компания распродает оставшиеся в наличии лыжи, которые до распродажи стоили100 руб., по цене 80 руб. В учете компания признает выручку в размере 80 руб.
Дт «Денежные средства» («Дебиторская задолженность») — 80 руб.
Кт «Выручка» — 80 руб.
Скидка (20 руб.) не является частью себестоимости или маркетинговых расходов компании, а представляет собой уменьшение выручки.
Переменное возмещение
Следующим типом изменения цены сделки является переменное возмещение. Оно возникает в том случае, когда организация заранее не может точно определить сумму возмещения, право на которое она ожидает получить в обмен на передачу обещанных товаров или услуг, то есть когда существует неопределенность в получении возмещения по договору. Сумма возмещения может изменяться в зависимости от специальных скидок и бонусов (например, скидка за объем приобретенных товаров, определяемая в конце года; бонус за досрочное завершение работ), а также если право организации на возмещение зависит от наступления или ненаступления будущего события (например, продажа товара с правом на возврат). Такой характер возмещения может быть прямо указан в договоре или подразумеваться сложившейся деловой практикой. К переменному возмещению можно также отнести и штрафы, которые не являются скидками, но приводят к снижению цены сделки при невыполнении организацией каких-либо условий договора.
Переменное возмещение организация оценивает, используя метод ожидаемой стоимости или метод наиболее вероятной величины, — в зависимости от того, какой из способов лучше прогнозирует сумму возмещения, право на которое она получит.
Пример 2
Компания заключает договор на строительство подсобного помещения на сумму 1 000 000 руб. В договоре указан штраф в размере 100 000 руб. в случае, если строительство не будет завершено в течение 3 месяцев с даты заключения договора.
Компания считает, что возмещение, право на которое она получает по договору, состоит из фиксированной части (900 000 руб.) и переменного возмещения (100 000 руб.), которое компания получит, если строительство будет завершено вовремя. Переменное возмещение оценивалось методом наиболее вероятной величины, то есть определялось единственное наиболее вероятное значение из диапазона возможных (то есть единственный наиболее вероятный результат договора). Такая оценка является надлежащей, если у договора есть только два возможных результата, в нашем случае — будет ли учтен штраф.
Соответственно, выручка в размере 900 000 руб. признается согласно условиям договора в определенный момент времени или в течение периода времени, а 100 000 руб. признается при завершении работ в установленный срок.
В данном примере компания определяла переменное возмещение методом наиболее вероятной величины. Метод ожидаемой стоимости предполагает оценку переменного возмещения как суммы взвешенных с учетом вероятности возможных значений ожидаемого возмещения из диапазона его возможных значений. Такая ожидаемая стоимость может быть надлежащей оценкой величины переменного возмещения, если у организации имеется большое количество договоров с аналогичными характеристиками, то есть такую ожидаемую стоимость можно рассчитать на основе исторических данных.
Пример 3
Компания продает велосипеды. Цена каждого велосипеда — 2000 руб., себестоимость — 1500 руб., контроль к покупателю переходит в момент оплаты. Компания предоставляет покупателю право вернуть велосипед и получить полный возврат средств в течение 30 дней после покупки при условии сохранения товарного вида. 31 декабря компания продала 20 велосипедов.
В качестве упрощения практического характера, предусмотренного МСФО (IFRS) 15, компания применяет стандарт к портфелю договоров, обладающих аналогичными характеристиками, то есть рассматривает не каждый договор в отдельности, а все договоры в совокупности. Так как договор предоставляет покупателю право на возврат, возмещение, полученное от покупателя, является переменным. Используя метод наиболее вероятной величины для оценки переменного возмещения, компания считает, что 18 велосипедов не будут возвращены. В цену сделки компания включает переменное возмещение только в той части, в которой в высшей степени вероятно, что при последующем разрешении неопределенности, присущей такому переменному возмещению, не произойдет значительного уменьшения суммы признанной накопительным итогом выручки. Другими словами, компания не должна признавать выручку в сумме большей, чем она с высокой степенью вероятности рассчитывает получить. Стандарт не подразумевает сторнирование выручки.
Соответственно, компания считает, что может признать выручку в размере 36 000 руб. (18 × 2000 руб.). Также компания считает, что возвращенные велосипеды можно будет продать, и это не повлечет дополнительных расходов.
31 декабря компания сделает следующие записи в учете:
Дт «Денежные средства» («Дебиторская задолженность») — 40 000 руб.
Кт «Выручка» — 36 000 руб.
Кт «Обязательство по возврату товаров» — 4000 руб.
Одновременно с признанием выручки и обязательства по возврату товаров отражается актив, представляющий собой право получить те велосипеды, которые покупатели предположительно вернут, то есть велосипеды по себестоимости, так как дополнительных затрат по возврату не ожидается:
Дт «Себестоимость» — 27 000 руб.
Дт «Актив по договору» — 3000 руб.
Кт «Запасы» — 30 000 руб.
Опционы в отношении дополнительных товаров
или услуг, предоставленные покупателю
Предоставляемые покупателям опционы (то есть возможность) на приобретение дополнительных товаров или услуг бесплатно или со скидками могут иметь различные формы. Это могут быть программы лояльности, бонусные баллы, право на продление договора, ваучеры на следующую покупку со скидкой и другие виды скидок на приобретение будущих товаров или услуг.
Учет программ лояльности клиентов ранее был описан в разъяснении КРМФО (IFRIC) 13 «Программы лояльности покупателей», подход в МСФО (IFRS) 15 в целом сохранился, однако с некоторыми изменениями. Ранее организация должна была оценивать предоставляемые опционы (или бонусные баллы) по справедливой стоимости, а с момента введения в действие МСФО (IFRS) 15 оценка таких баллов происходит исходя из относительной цены обособленной продажи.
Для того, чтобы определиться со способом учета таких опционов, необходимо рассмотреть, предоставляет ли данный опцион покупателю существенное право, которое покупатель не получил бы, не заключив договор. Если это так, то опцион обуславливает возникновение обязанности к исполнению, и цена сделки должна быть распределена между товарами или услугами, обещанными по договору, и будущими товарами или услугами.
Существенное право — это выгода, предоставляемая покупателю, которую он не получил бы, не заключив договор на покупку товаров или услуг.
Пример 6
Вернемся к примеру 4 — про покупателя, который заключает годовой договор на услуги связи с компанией и получает один месяц обслуживания бесплатно. Как уже было определено, бесплатный (13-й) месяц является предоставленным существенным правом. Соответственно, у компании существует две обязанности к исполнению: услуги связи в течение 12 месяцев и 1 месяц бесплатного обслуживания.
Цена сделки: 1000 руб. × 12 месяцев = 12 000 руб. Цену сделки следует распределить на обязанности к исполнению на основе относительной цены их обособленной продажи. Цена обособленной продажи услуг связи в месяц известна и составляет 1000 руб. Для определения цены существенного права (бесплатного месяца) необходимо оценить вероятность использования этого опциона, то есть вероятность того, что покупатель захочет пользоваться услугами связи 13-й месяц бесплатно. Предположим, что в рассматриваемом случае такая вероятность составляет 100 %. Результаты распределения цены сделки представлены в таблице.
Распределение цены сделки на обязанности к исполнению
руб. | ||
Обязанность к исполнению | Цена обособленной продажи | Распределение цены сделки |
Услуги связи | 12 000 | 11 077 |
1 месяц бесплатно | 1000 | 923 |
Итого | 13 000 | 12 000 |
Распределение цены сделки рассчитано следующим образом:
12 000 / 13 000 × 12 000 = 11 077 руб. (или 923 руб. в месяц)
1000 / 13 000 × 12 000 = 923 руб.
По мере оказания услуг покупателю компания признает выручку на основании распределенной цены сделки. От покупателя компания будет получать оплату в размере 1000 руб. в месяц. Компания будет делать ежемесячно следующие записи:
Дт «Денежные средства» («Дебиторская задолженность») — 1000 руб.
Кт «Выручка» — 923 руб.
Кт «Обязательство по договору» — 77 руб.
После окончания годового периода будет признана выручка в сумме 11 077 руб., и обязательство по договору составит 923 руб. (то есть 77 руб. × 12 месяцев). Когда покупатель использует свое право и воспользуется месяцем бесплатного обслуживания, необходимо признать оставшуюся часть выручки следующей записью:
Дт «Обязательство по договору» — 923 руб.
Кт «Выручка» — 923 руб.
Будет неправильно не учитывать дополнительную обязанность к исполнению. В этом случае в течение 12 месяцев будет признана выручка, а в 13-м месяце выручка признана не будет, тогда как себестоимость услуг будет признаваться все 13 месяцев.
Пример 7
Рассмотрим в качестве другого примера учет программы лояльности. Сеть магазинов косметики предоставляет карты постоянного покупателя для увеличения продаж. За каждые потраченные в магазине 100 руб. покупателю начисляется на карту 1 балл, который равен 1 руб. и может быть потрачен на следующую покупку.
В августе покупатели совершили покупки на 500 000 руб., на карты постоянных покупателей было начислено 5000 баллов (для упрощения расчетов не будем учитывать то, что покупки могут быть не на полные 100 руб., а также покупки, совершенные за полученные баллы уже в августе). На основании имеющейся информации и прошлого опыта компания оценила, что 90 % баллов будут использованы.
У компании существуют две обязанности к исполнению:
Цена сделки равна цене обособленной продажи товаров и составляет 500 000 руб. Так как компания считает, что 90 % баллов будут использованы, то есть оценивает вероятность использования предоставленных покупателям опционов, цена их обособленной продажи составляет 5000 руб. × 90 % = 4500 руб.
Как и в предыдущем примере, распределяем цену сделки пропорционально:
руб. | ||
Обязанность к исполнению | Цена обособленной продажи | Распределение цены сделки |
Товары | 500 000 | 495 540 |
Баллы | 4500 | 4460 |
Итого | 504 500 | 500 000 |
Компания признает выручку за проданные товары:
Дт «Денежные средства» («Дебиторская задолженность») — 500 000 руб.
Кт «Выручка» — 495 540 руб.
Кт «Обязательство по договору» — 4460 руб.
Когда баллы использованы или срок их действия истек, компания признает оставшуюся часть выручки:
Дт «Обязательство по договору» — 4460 руб.
Кт «Выручка» — 4460 руб.
Может так получиться, что покупатели используют больше баллов, чем ожидаемые 90 %. В этом случае компания не признает выручку в большей сумме и не производит перерасчет, но учитывает больший процент использования баллов для оценки вероятности использования опционов в будущем.
Многие розничные компании используют системы поощрения клиентов для стимулирования продаж. Рассмотрим порядок учета скидок, бесплатных товаров/услуг, бонусных программ и других маркетинговых инструментов в соответствии с МСФО (IFRS) 15.
Если вы работаете в компании, которая продает продукты или услуги массового спроса физическим лицам (а не другим предприятиям), то вы, вероятно, используете систему поощрений, чтобы убедить людей покупать.
Здесь возникает вопрос:
Как правильно учитывать эти способы стимулирования в соответствии с МСФО?
Многие компании просто признают стоимость этих рекламных акций как маркетинговые расходы в составе прибыли и убытка.
Да, это простое и понятное решение, но не правильное.
Попробуем разобраться с правилами, направляющими бухгалтеров в этой области, и проиллюстрируем учет на примерах.
Учет скидочных схем с применением купонов и баллов описан здесь.
Что предписывают правила МСФО?
Например, бухгалтерам приходилось применять Разъяснение IFRIC 13 «Программы лояльности покупателей» для учета программ поощрения клиентов.
Для других операций существовал МСФО (IAS) 18 «Выручка», но этот стандарт был довольно общим и не содержал разнообразных и подробных рекомендаций. В результате не было четких указаний относительно того, как учитывать будущие скидки или купоны.
К счастью, появился новый стандарт МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями», с довольно обширным руководством в этой области.
Тем не менее, общих правил для всех способов стимулирования покупателей нет.
Вместо этого различные части стандарта применяются к различным маркетинговым инструментам, и это опять же требует от бухгалтера тщательной оценки.
Чтобы дать подсказку, перечислим несколько основных моментов, на которые нужно обращать внимание:
1. Предоставляете ли вы клиенту средство стимулирования в самом начале срока действия договора (т.е., знает ли покупатель о нем до покупки)?
Или вы предоставили скидку, бесплатные товары или что-либо еще впоследствии?
В целом, если это происходит в начале, то предоставленное клиенту средство стимулирования может считаться отдельным обязательством, поскольку это существенное право клиента, и компании, возможно, потребуется установить цену для этой сделки.
Если это не предусмотрено в договоре изначально, то средство стимулирования может быть просто бонусом для хорошего клиента, и поэтому нет необходимости распределять на него цену сделки.
Вместо этого вам может потребоваться признать резерв в соответствии с МСФО (IAS) 37 (на основе характера стимулирования), скорректировать цену сделки или сделать что-то еще.
2. Если вы предоставляете скидки за объем приобретаемого товара (англ. ‘volume discount’), применяете ли вы их впоследствии только для новых покупок (т.е. перспективно)?
Или вы применяете их ретроспективно? Иными словами, зависит ли общая стоимость покупок клиента от общего объема товаров, приобретенных в течение определенного периода времени?
Однако, если вы применяете скидки ретроспективно, это переменное возмещение (англ. ‘variable consideration’) определяется ценой сделки.
3. Предоставляете ли вы потенциальные скидки всем клиентам за крупные покупки?
Или вы предлагали конкретную скидку конкретному клиенту по конкретному договору?
Если скидка предоставляется в связи с конкретным договором, в то время как для остальных клиентов действуют более высокие цены, тогда это может быть существенным правом.
Если вы предлагаете скидку всем покупателям, делающим крупные покупки, то это не существенное право. Вместо этого у вас есть переменное возмещение.
Вы наверно заметили, термин «существенное право» упоминается довольно часто. Но что это?
Что такое существенное право?
Например, вы заключаете договор с интернет-провайдером на 1 год. Стоимость услуг составляет 50 д.е. в месяц, и в договоре говорится, что вы можете получить 1 дополнительный месяц бесплатно после 1-го года обслуживания.
Это существенное право, потому что вы не сможете получить 1 месяц бесплатно, не заключив сначала этот договор.
Как только вы идентифицировали существенное право в договоре с клиентом, вы ДОЛЖНЫ относиться к нему как к отдельному обязательству к исполнению (англ. ‘performance obligation’).
Это совершенно неправильно!
Прежде чем объяснить это практически на нескольких примерах, рассмотрим то, КАК можно идентифицировать существенное право.
Как идентифицировать существенное право?
Вы должны ответить на 2 основных вопроса, чтобы узнать, есть ли существенное право в договоре:
1. Может ли ваш клиент получить дополнительный товар или услугу БЕЗ заключения другого договора?
Если да, то существенное право отсутствует, поскольку клиент может получить товар или услугу в любом случае.
Если нет, переходите к вопросу 2.
2. Может ли клиент купить дополнительный товар или услугу по той же цене, что указана в договоре?
Если да, то существенного права нет, потому что клиент может купить то же самое по той же цене.
Если нет, то у клиента есть существенное право, и вы ДОЛЖНЫ относиться к нему как к отдельному обязательству к исполнению.
Теперь рассмотрим несколько примеров.
Пример учета предоставления дополнительных услуг со скидкой.
Компания ABC является поставщиком интернет-услуг. Она повышает свои продажи, предлагая каждому клиенту, который подписывает договор на 12-месячное обслуживание, 1 месяц бесплатного обслуживания после истечения 12-месячного периода платных услуг. Цена обслуживания за 1 месяц составляет 50 д.е.
Как компания ABC должна учитывать этот договор в соответствии с МСФО (IFRS) 15?
Решение:
Похоже, что в этом договоре есть существенное право, потому что клиент не сможет получить 1 месяц бесплатного обслуживания без платного обслуживания в течение 12 месяцев.
Таким образом, в этом договоре есть 2 обязательства к исполнению, и компания ABC должна распределить цену сделки на каждое из них:
В этом случае это 12 * 50 = 600.
Затем компания ABC должна распределить эту цену на оба обязательства к исполнению на основе их цен обособленной продажи.
Мы знаем, что цена обособленной продажи интернет-услуг составляет 50 д.е. в месяц.
Но что насчет цены обособленной продажи существенного права?
Компания ABC должна оценить вероятность того, что клиент воспользуется дополнительным бесплатным обслуживанием (или другим предлагаемым продуктом /услугой в иных случаях).
В данном случае, допустим, что никто не откажется от бесплатного месяца. Поэтому, предположим, что вероятность равна 100%.
Поэтому наша оценка цены обособленной продажи существенного права составляет: 100% * скидку в 50 д.е. (т.е. на цену ежемесячного обслуживание) = 50 д.е.