Условия получения акций денежной приватизации 1990 х

Условия получения акций денежной приватизации 1990 х. Смотреть фото Условия получения акций денежной приватизации 1990 х. Смотреть картинку Условия получения акций денежной приватизации 1990 х. Картинка про Условия получения акций денежной приватизации 1990 х. Фото Условия получения акций денежной приватизации 1990 х

Содержание:

Вовлечение новых социальных групп (ваучерных и финансовых спекулянтов и т.д.) в управление реальным сектором экономики в ходе ваучерной приватизации приводит к острым конфликтам между старыми (директорами и традиционными банковскими и финансовыми группами) и новыми элитами и, как следствие, к политической и общей нестабильности. Конфликты интересов препятствуют достижению консенсуса в отношении общего увеличения национального дохода.

Приватизация ваучеров и наличных денег

Главным недостатком ваучерного механизма также является то, что он расстраивает все финансовые инструменты общества. С точки зрения финансового цикла, ваучер является ценной бумагой, с другой стороны, он не связан напрямую с денежным механизмом и не учитывается. В условиях, когда монетарные и фискальные власти страны технически не в состоянии учесть реальное влияние новых ценных бумаг на обращение денег и своевременно отреагировать на это (что чаще всего происходит в крупных странах), введение ваучеров в обращение без поддержки реального сектора в отсутствие инвестиционного бума разрушает не только обращение на рынке корпоративных ценных бумаг с катастрофическим падением цен из-за того, что предложение превышает спрос, но и другие сферы обращения денег.

Похоже, что ваучеры, поскольку они являются государственными ценными бумагами, требуют постоянной и тщательной заботы со стороны их эмитента, то есть государства, чего не было, например, в России. Государство может и должно иметь право выкупать ваучеры по требованию инвесторов, в том числе для повышения ликвидности. В этом случае начинает действовать более полный механизм обмена в области обращения ваучеров. С июля 1994 г. (завершение ваучерной фазы приватизации) стало ясно, что большинство неаффилированного населения предпочитает либо продавать свои ваучеры, либо инвестировать их в чековые инвестиционные фонды (ЧИФы), тем самым минимизируя собственную прибыль.

С другой стороны, общая рентабельность спекулятивных операций в России при разнице между реальной стоимостью производственных активов и рыночной ценой ваучеров превысила 10 000%. Понятно, что результатом этого стало появление новой элитной группы, которая обеспечила свое существование при поддержке правительства. Однако на данном этапе следует отметить, что реформаторская пропаганда в России по этому вопросу всегда была достаточно двусмысленной: власти объявляли через устье президента Б. Ельцин их желание создать «не сотни миллионеров, а миллионы владельцев».

Приватизация в денежной форме отражает попытку достижения компромисса между промышленниками и финансистами. Привлечение денежного капитала в производственный сектор играет на руку всей экономике и делает ее более конкурентоспособной. Сделки на рынках ценных бумаг перестают быть «вещью в себе» и становятся функциональным механизмом рыночной экономики, ориентированным на развитие производства. Именно это развитие может сделать выгодным для компаний, как хозяйствующих субъектов, выплату дивидендов «ваучерным» владельцам.

Концепция ваучерной приватизации

Ваучерная приватизация в России проводилась с 1992 года по 1 июля 1994 года. Реформаторы экономической системы страны определили ее как первый шаг к передаче государственной собственности физическим лицам.

Результаты ваучерной приватизации в России

Всего за период ваучерной приватизации было продано более 16 тысяч государственных предприятий. К концу 1994 г. около 70% всей национальной промышленности находилось в частных руках в результате ваучерных операций. Значительная часть небольших объектов приватизации также перешла в частные руки. Это более 85 тысяч магазинов, ресторанов, кафе и др. В большинстве регионов мелкомасштабная приватизация была завершена к концу 1994 года. В то время на базе средних и крупных предприятий было создано около 20 тыс. акционерных обществ.

Трудовые коллективы получили несколько вариантов льгот от государства. Большая часть населения (около 75%) выбрала акции. Предполагалось, что эта форма собственности помогает избежать иностранного доминирования предприятий. Однако этот опцион не увенчался успехом, так как все акции были куплены менеджментом. Почти треть всех ваучеров была продана практически даром с помощью чековых инвестиционных фондов. 22 миллиона граждан занимались бизнесом с такими средствами. В результате ваучеры, которые были депонированы в инвестиционные фонды, не принесли никаких доходов, поскольку эти организации вскоре прекратили свою деятельность. В этой ситуации сотрудники становились владельцами акций лишь на короткое время.

Основным результатом ваучерной приватизации стал переход от модели командной экономики к модели рыночной. Государство утратило монополию в большинстве сфер национальной экономики. Весь процесс занял всего несколько лет. Ваучеры фактически разрушили существующую экономическую и социальную систему. А когда старые фундаменты были разрушены, экономического роста не было.

Результатом ваучерной приватизации стало большое количество частных собственников, большинство из которых не были ответственными и эффективными предпринимателями и не имели представления о специфике отрасли. Владельцы в первую очередь заботились о получении прибыли, а не о производстве и качестве услуг.

Большие надежды возлагались на денежную стадию приватизации, которая должна была восполнить недостатки и исправить ошибки, допущенные при выдаче и продаже ваучеров.

Основные этапы государственной программы приватизации

Программа приватизации была разделена на два этапа:

На первом этапе ваучерной приватизации предполагалось, что в течение 3-4 лет большинство государственных предприятий будут преобразованы в акционерные общества и распределены между всеми гражданами России. Масштабы такой приватизации и ограниченность сроков были беспрецедентными в истории мировой экономики.

Правительство страны хотело придать программе приватизации статус «народной приватизации». Но все обернулось иначе, и общенациональный характер перераспределения государственных активов среди населения оказался обманом. Каждый гражданин России, в том числе новорожденный и пенсионер, получил приватизационный чек, дающий право на владение частью государственного имущества.

Стоимость ваучера составила 10 000 рублей. В то время эта сумма была в два раза меньше, чем у местных жигулей. Программа приватизации предусматривала, что с 1993 года население могло продавать ваучеры за наличные деньги или обменивать их на акции приватизированных предприятий. В результате либерализация цен и стремительная инфляция вскоре привели к такой девальвации ваучеров, что к концу 1993 года можно было купить всего 3-4 бутылки водки за 10 000 рублей.

Было предусмотрено несколько моделей приватизации. Основной была схема, по которой руководство и сотрудники компании объявили о создании закрытого акционерного общества. Акции этих компаний не были выставлены на рынок. Руководство компании фактически установило контроль над компанией и в большинстве случаев приобрело акции, которые были распределены между работниками. В результате, несмотря на то, что определенное количество акций приватизированных компаний было распределено среди большого количества мелких акционеров, количество реальных владельцев компании увеличилось лишь незначительно.

Таким образом, все российские граждане на какое-то время стали претендентами на право собственности, а затем выяснилось, что большинство из них не может получить доступ к прежней государственной собственности.

Следующий этап приватизации последовал сразу после завершения ваучерной приватизации и заключался в продаже крупных государственных активов за «живые деньги». Аукционы залогового обеспечения начались осенью 1995 года. Они работали по принципу передачи государством своего контрольного пакета акций высокорентабельных предприятий, таких как нефтяные компании, «Норильский никель» и т.д., крупным коммерческим банкам для временного приобретения. В обмен на акции государства банки должны кредитовать правительство для финансирования бюджетных расходов. В течение определенного периода времени правительство должно вернуть кредиты банковскому сектору. В случае невозврата кредитов, акции государства переходят к кредиторам. Таким образом, в связи с острой необходимостью пополнения бюджета многие предприятия государственного сектора перешли в руки нескольких бизнесменов, имеющих тесные связи с правительством.

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

Источник

Ваучерная приватизация в России

Ваучерный период приватизации в России 1990-х гг. был ее первым аккордом. Этот этап также называют «народным», так как благодаря чекам в стране появилось около 40 миллионов акционеров. Ваучерная модель была полна противоречий и юридических изъянов, приведшими к неравномерному перераспределению собственности в стране.

В 1992 – 1994 гг. в России проводилась ваучерная приватизация. Идеологами экономических реформ она рассматривалась как первый этап передачи государственной собственности в частные руки. Формы, цели, варианты и конкретные пути приватизации были определены в специальных документах. Это были государственные программы, принятые в 1992 и 1993 гг.

В них провозглашались основные цели приватизации. Они сводились к формированию слоя частных собственников, которые должны были помочь властям создать рыночную экономику. Считалось, что ваучерная приватизация поможет повысить эффективность деятельности предприятий. Средства, поступившие из рук граждан в казну, планировалось потратить на развитие социальной инфраструктуры. Все вышеописанное должно было содействовать процессу стабилизации экономического положения в Российской Федерации. Кроме того, ваучерная приватизация могла привлечь иностранные инвестиции содействовать демонополизации хозяйства страны и создать конкурентную среду.

Согласно программе, государственное имущество было поделено на несколько групп. Это были предприятия, ваучерная приватизация которых была запрещена, объекты, которые подвергались приватизации согласно решению правительства России. В другую категорию входили заводы, подлежащие незамедлительной и обязательной приватизации.

Условия получения акций денежной приватизации 1990 х. Смотреть фото Условия получения акций денежной приватизации 1990 х. Смотреть картинку Условия получения акций денежной приватизации 1990 х. Картинка про Условия получения акций денежной приватизации 1990 х. Фото Условия получения акций денежной приватизации 1990 х

Ваучеры

Правительство предусмотрело четыре способа приватизации, с помощью которых государственные предприятия должны были быть отданы в частные руки: коммерческий конкурс, аукцион, аренду с правом выкупа и акционирование. Последний метод и был связан с ваучерами. Согласно новому законодательству, каждый гражданин Российской Федерации приобретал именной счет. На него зачислялись деньги, которыми оплачивалась приватизация государственных предприятий.

Приватизационный чек, или ваучер, стал использоваться на территории России в начале 1992 года. Именно эти государственные ценные бумаги принимали в уплату за долю в приватизированном имуществе. Согласно закону, каждый российский гражданин имел право получить только один ваучер. Эти бумаги обладали ограниченными срок действия (3 года с момента выпуска). Каждый приватизационный чек имел номинальную стоимость, равную 10 тысячам недоминированных рублей. При этом продажа и покупка этих бумаг объявлялась свободной, а их реальная цена определялась по соглашению участников сделки. Накануне приватизации совокупность предприятий страны была оценена в 1,400 миллиардов рублей. Количество выпущенных ваучеров было определено, исходя из этой цифры.

Недостатки

С самого своего начала приватизация в России приняла противоречивый характер. Ее формат был расплывчатым и обладал множеством юридических дыр. Кроме того, хотя некоторые страны уже имели опыт приватизации после крушения плановой и централизованной экономики, таких ее масштабов как в России нигде еще не было. Правительство и Верховный Совет долго не могли договориться о том, как государственные предприятия будут передаваться в частные руки. Кроме того, на формат продажи повлияли лоббистские группы, стремившиеся защитить интересы определенных бизнесменов и крупных собственников.

Суть ваучерной приватизации не нравилась главным идеологам строительства рыночной экономики – Егору Гайдару и Анатолию Чубайсу. Тем не менее 3 июля 1991 года закон об использовании именных счетов все-таки был принят. Ваучерная приватизация в России приобрела множество недостатков, самый весомый из которых – уязвимость к коррупции. У сотрудников предприятий были преимущественные права на выкуп акций. Как показал опыт, «красные директора» часто давили на работников, перекупая у них чеки и захватывая контроль над крупным имуществом. Также они могли добиться необходимых для себя результатов голосования во время собрания акционеров трудового коллектива.

Условия получения акций денежной приватизации 1990 х. Смотреть фото Условия получения акций денежной приватизации 1990 х. Смотреть картинку Условия получения акций денежной приватизации 1990 х. Картинка про Условия получения акций денежной приватизации 1990 х. Фото Условия получения акций денежной приватизации 1990 х

Ход приватизации

Все этапы приватизации на крупных и средних предприятиях умещались в два шага. Первым проводилось акционирование завода или фабрики и преобразование в новые открытые акционерные общества. В корне менялась организационная и правовая форма предприятия. После этого происходил выпуск акций, распределявшихся между его сотрудниками согласно их ваучерам. Это были члены трудового коллектива и руководство. Также часть акций могла попасть в руки внешних юридических и физических лиц. Пропорции этого распределения определялись самим коллективом трудящихся. В некоторых случаях определенный пакет акций оставался в муниципальной или государственной собственности. Если это происходило, то в такие общества назначались представители Российской Федерации или ее субъектов.

Условия получения акций денежной приватизации 1990 х. Смотреть фото Условия получения акций денежной приватизации 1990 х. Смотреть картинку Условия получения акций денежной приватизации 1990 х. Картинка про Условия получения акций денежной приватизации 1990 х. Фото Условия получения акций денежной приватизации 1990 х

«Народная приватизация»

В 1992 – 1994 гг. около 40 миллионов человек в России стали акционерами, а еще миллион – малыми бизнесменами. Поэтому в обиходе закрепилось понятие «народной приватизации». Обычно так называют самый первый период перераспределения собственности в России 1990-х гг.

Безвозмездное распределение ваучеров оказалось эффективным только в первые месяцы реформ. Вскоре стала ясной невозможность оценить реальную рыночную стоимость этих бумаг. Сказывалась неразвитость рыночных отношений и зачаточное состояние фондового рынка. Стоимость одного ваучера могла колебаться от нескольких рублей до тысяч рублей в зависимости от конкретного предприятия и конъектуры.

Криминализация

Рядовые акционеры почти не имели возможности управлять делами акционерного общества, даже несмотря на то что формально собственность распределялась равномерно. Кроме того, в 1992 году была проведена переоценка капитала всех приватизируемых предприятий. Изъян был в том, что она осуществлялась без учета инфляции. Таким образом собственность получила заниженную оценку, что только облегчило ее переход в руки «красных директоров» и других менеджеров, вовремя осознавших собственное привилегированное положение.

Фактически из-за непродуманности механизма обращения и выпуска ваучеров разные группы населения оказались на неравных стартовых позициях в гонке за приватизированным имуществом. Очень быстро это привело к криминализации экономических отношений. Например, частыми стали негласные и нелегальные передачи пакетов акций различным влиятельным чиновникам, хотя они не имели права участвовать в покупке ценных бумаг.

При повальном масштабе приватизации государство почти не извлекло из нее выгоды. В 1993 году доход от коммерческого использования муниципальных предприятий составил меньше процента от всех доходов казны. Ожидаемые иностранные инвестиции так и не приходили. Зарубежные бизнесмены опасались нести деньги на рынок, где царил «дикий капитализм», царствовала преступность, а закон был бессилен.

Условия получения акций денежной приватизации 1990 х. Смотреть фото Условия получения акций денежной приватизации 1990 х. Смотреть картинку Условия получения акций денежной приватизации 1990 х. Картинка про Условия получения акций денежной приватизации 1990 х. Фото Условия получения акций денежной приватизации 1990 х

Результаты

Всего за период приватизации за приватизационные чеки было продано около 16 тысяч предприятий. К середине 1994 года в результате ваучерных сделок в частной собственности оказалось 70% промышленности страны. Также была передана большая часть объектов малой приватизации. В эту категорию входило 85 тысяч магазинов, кафе, ресторанов и т. д. Малая приватизация в большинстве регионов России завершилась к концу 1994 года. К тому же сроку на базе крупных и средних предприятий было создано около 20 тысяч акционерных обществ.

Государство предоставляло трудовым коллективам несколько вариантов льгот. Большая их часть (75%) предпочла выбрать контрольный пакет акций. Считалось, что эта форма собственности поможет избежать установления внешнего постороннего контроля над предприятиями. Тем не менее преимущества данного варианта очень быстро свелись на нет, из-за того, что акции скупались администрацией. Около трети всех ваучеров было перепродано за бесценок с помощью чековых инвестиционных фондов (ЧИФ). Они заключили сделки с 22 миллионами граждан (около 15% населения России). Внесенные в ЧИФы ваучеры практически не дали никаких дивидендов из-за того, что эти краткосрочные организации быстро прекращали свое существование. Поэтому, как правило, работники становились акционерами лишь на короткий период. Кроме того, владение одной-единственной бумагой нигде и никогда не делало человека реальным совладельцем предприятия.

Условия получения акций денежной приватизации 1990 х. Смотреть фото Условия получения акций денежной приватизации 1990 х. Смотреть картинку Условия получения акций денежной приватизации 1990 х. Картинка про Условия получения акций денежной приватизации 1990 х. Фото Условия получения акций денежной приватизации 1990 х

Окончание ваучерного периода приватизации

Главным итогом ваучерной приватизации был переход от командно-административной экономики к рыночной модели. Государство утратило монополию в большинстве сфер народного хозяйства. Широкомасштабный процесс продлился всего два года. Такая внезапность не могла обойтись без потрясений. Недаром реформы начала 90-х до сих пор называют «шоковой терапией». Ваучеры оказались эффективным средством уничтожения прежде существовавшей экономико-социальной системы. Разрушение прежних основ не могло сопровождаться ростом экономики.

Когда ваучерный этап приватизации закончился, в стране появились частные собственники, однако почти никого из них нельзя было отнести к ответственным и эффективным предпринимателям. Новые владельцы, скупившие предприятия за бесценок, могли прийти «со стороны», не имея ни малейшего представления о реалиях отрасли. Часто предприниматели заботились только о получении прибыли, в то время как качество услуг и производства их вообще не беспокоило. Конечно, были и исключения, но принципиально нового и весомого класса собственников западного образца в России не появилось и не могло появиться в столь короткие сроки.

Летом 1994 года начался новый этап приватизации – денежный. Он должен был сгладить недостатки и исправить ошибки, которые были совершены при выпуске и продаже ваучеров. В правительстве надеялись, что платная приватизация приведет к управлению предприятиями эффективных и ответственных предпринимателей. Затем последовали залоговые аукционы, которые, ко всему прочему, закрепили появление новой прослойки олигархии.

Условия получения акций денежной приватизации 1990 х. Смотреть фото Условия получения акций денежной приватизации 1990 х. Смотреть картинку Условия получения акций денежной приватизации 1990 х. Картинка про Условия получения акций денежной приватизации 1990 х. Фото Условия получения акций денежной приватизации 1990 х

Критика

Все формы приватизации, в том числе и ваучерная, подвергались критике как в 90-е гг., так и сейчас. Одной из самых частых претензий является обвинение в слишком быстром проведении передачи имущества в частную собственность. Фактически приватизация в России прошла без какой-либо подготовки государственных институтов и на зыбкой законодательной базе. Во-вторых, после раздела имущества заметно ослабла федеральная власть. Произошла эрозия общественного порядка, начался рост коррупции. В-третьих, так и не появился класс реальных собственников. Почти все приватизированное имущество перешло к новым хозяевам посредством воровских и нечистоплотных способов.

Всему этому способствовала порочность ваучерных механизмов. Реформаторы стремились как можно быстрее порвать с коммунистическим прошлым, что привело к печальным последствиям. Другие критики попросту обвиняют инициаторов экономических преобразований в преступности и сговоре с бизнесменами, сколотившими состояние из ничего посредством обмана простых граждан.

Была ли альтернативная программа приватизации? Критики часто говорят о том, что она должна была происходить медленно, по мере появления рыночных институтов. Для честного раздела советского наследия предлагалось продлить государственный контроль над приватизируемым имуществом. Еще в последние годы СССР много обсуждалась модель аренды с правом выкупа. Этот способ мог бы эффективно заменить эпопею с ваучерами, однако к нему так и не обратились.

Условия получения акций денежной приватизации 1990 х. Смотреть фото Условия получения акций денежной приватизации 1990 х. Смотреть картинку Условия получения акций денежной приватизации 1990 х. Картинка про Условия получения акций денежной приватизации 1990 х. Фото Условия получения акций денежной приватизации 1990 х

Защита выбранного курса

Еще в 1987 г. был принят Закон СССР о государственном предприятии. Это был эпохальный документ. Он зафиксировал фактическую независимость трудовых коллективов заводов (а фактически директоров) от государства. Позже это явление получило название «спонтанной приватизации». Под этим эвфемизмом скрывался переход собственности в руки тех, в чьих руках она была на момент принятия закона. Когда было положено начало ваучерной приватизации, власть новой России уже не имела влияния на жизнь многих предприятий, которые формально еще были государственными, но на самом деле уже стали вотчиной «красных директоров».

Еще одним важным законом, принятым еще в советское время в 1988 году, был Закон о кооперативной деятельности. Этот документ подсказал, как можно удобно и легально растащить государственную собственность. На предприятиях создавались кооперативы, которые стали заниматься самыми эффективными видами деятельности своего завода, фабрики и т. д. Их главы для своей наживы использовали разницу между своими рыночными и общими государственными ценами. Разница оседала в кармане директора – фактического хозяина кооператива. Таким образом, проведение ваучерной приватизации лишь закрепило те порядки, которые уже существовали в последние советские годы экономического хаоса и разрухи.

Источник

После ваучера: 25 лет назад в России началась денежная приватизация

В первые годы после распада СССР российская экономика предпринимала начальные попытки перехода к рыночному механизму. Перераспределение госимущества с помощью приватизационных чеков должно было создать класс частных собственников и повысить эффективность национальных компаний. Между тем государство испытывало острую нехватку финансов, а зарубежные инвесторы и рядовые граждане по-прежнему не могли приобрести большие объёмы акций российских предприятий. Так, 1 июля 1994 года произошёл переход от ваучерной к денежной приватизации.

В целом, как отмечают опрошенные RT эксперты, приватизация в России проходила в несколько этапов и преследовала две ключевые цели: изменить структуру экономики и пополнить государственный бюджет в период кризиса.

Первая стадия приватизации стартовала в 1992 году. Согласно указу Бориса Ельцина, значительную часть государственного имущества было решено безвозмездно передать российским гражданам. Основным способом стало распределение госсобственности через ценные бумаги. Каждый гражданин получил право на приватизационный чек (ваучер) номиналом 10 тыс. рублей. Его можно было продать по рыночной цене или обменять на акции предприятия.

Как заявлял автор реформы Анатолий Чубайс, путём приватизации страна должна была построить капитализм «причём в несколько ударных лет, выполнив ту норму выработки, на которую у остального мира ушли столетия».

Как объяснил в интервью RT профессор кафедры экономики РЭШ Валерий Черноокий, за счёт вовлечения населения в процесс руководство страны намеревалось за короткое время резко нарастить долю частных собственников и снизить влияние госсектора на экономику. Таким образом, планировалось закрепить переход к рыночной экономике и сделать невозможным возврат к неэффективной плановой системе хозяйствования СССР.

«Большинство государственных предприятий, доставшихся в наследство от советской плановой экономики, были убыточными. Приватизация, по мнению реформаторов, должна была привлечь частных собственников, заинтересованных в реструктуризации предприятий и повышении эффективности производства и управления», — добавил Черноокий.

В ходе первичной (малой) приватизации были проведены аукционы по продаже небольших предприятий бытового обслуживания — магазинов, ресторанов, кафе. В свою очередь, крупные и средние предприятия не продавались, а были превращены в открытые акционерные общества. Ценные бумаги частично передавались трудовым коллективам, а частично могли быть выкуплены за приватизационные чеки.

Примечательно, что оборонные и приносящие самый высокий доход предприятия остались в государственной собственности.

В общей сложности к концу 1994 года было приватизировано 112 тыс. бывших госпредприятий.

Отметим, что, помимо частичной передачи государственного имущества, приватизация подразумевала и привлечение иностранных инвестиций в страну. По словам экспертов, с приходом зарубежных инвесторов планировалось создать конкурентную среду на российском рынке.

Между тем, как отмечает Валерий Черноокий, преимущественным правом на приобретение акций (за ваучеры или по льготной цене) обладали в основном только работники и менеджеры приватизируемых предприятий. Как следствие, к 1994 году большинство крупных компаний перешло под прямой или косвенный контроль назначенных ещё в советское время руководителей, так называемых красных директоров.

«И работники, и менеджеры выступали резко против прихода внешних акционеров: первые опасались увольнений, а вторые — потери контроля над предприятием. Всё это тормозило дальнейшую реструктуризацию и повышение эффективности бывших госпредприятий, на которые рассчитывало правительство», — пояснил экономист.

Вторая попытка

Для облегчения появления новых инвесторов в акционерном капитале компаний с 1 июля 1994 года был проведён переход от чековой к денежной приватизации. Соответствующий указ Борис Ельцин подписал несколько позже — 22 июля. Спустя почти полгода Государственная дума официально признала неудовлетворительными итоги чекового этапа приватизации. В своём постановлении от 9 декабря 1994 года нижняя палата парламента заявила о несоответствии достигнутых результатов основным целям социально-экономических реформ.

Новая модель приватизации должна была привлечь инвестиции для перестройки работы предприятий. В период чековой приватизации крупные компании испытывали острую нехватку денег для дальнейшего развития. По данным Счётной палаты, в 1990 году доля отчислений на модернизацию производства составляла 12,1% от общих затрат на промышленную продукцию. В 1992-м показатель упал до 2,6%, а в 1993-м составил лишь 0,9%.

При этом основной целью денежной приватизации должно было стать пополнение федерального бюджета. Поступившие в государственную казну деньги планировалось потратить на финансирование социальных программ и направлений по реструктуризации экономики. Об этом в беседе с RT рассказал заведующий кафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС Константин Корищенко.

Необходимость собрать как можно больше средств для выполнения социальных обязательств государством стала одной из причин появления залоговых аукционов. Закон о бюджете на 1995 год запрещал продавать акции высокодоходных предприятий. Между тем в рамках новой схемы частные банки предоставляли государству кредиты под залог акций крупных компаний. Если заём не был возвращён, заложенные ценные бумаги переходили в собственность кредиторов.

При этом, как отмечали в Счётной палате, пополнение бюджета за счёт залоговых аукционов прошло недостаточно эффективно. Так, по оценке ведомства, стоимость предлагаемых в залог акций была либо недооценена, либо намеренно занижена. Более того, итоговый размер получаемых кредитов лишь незначительно превышал стартовую цену. Таким образом, аукционы проходили не на состязательной основе банков, как предполагалось изначально.

Позже в своей книге «Президентский марафон» Борис Ельцин вспоминал: «Говорят, что наша собственность была при продаже недооценена. Мол, продали её за бесценок. Да, абсолютно правильно. Продали за бесценок, относительный, конечно, — за сотни миллионов долларов. Но больше никто не давал. Именно столько, сколько смогли заплатить российские бизнесмены, столько и стоило на тот момент данное предприятие. Не больше и не меньше».

Ваучер на память

Эксперты неоднозначно оценивают итоги приватизации в России. Так, поставленные цели во многом были выполнены, и страна перешла к системе рыночной экономики. В то же время, по словам экономистов, реформа не привела к ожидаемому росту эффективности бывших госпредприятий и одновременно спровоцировала увеличение преступных действий среди новых собственников.

«Позитивные стороны очевидны. Была создана масштабная и массовая частная собственность, которой практически не было в СССР. Кроме того, реформа послужила начальным толчком к формированию фондового рынка, а также дала определённые поступления в бюджет. Но любое дело требует обучения, и создание частной собственности в отсутствие навыков обращения с ней привело к существенному перекосу отношений в сторону криминализации», — отмечает Константин Корищенко.

Кроме того, по словам экспертов, у рядовых граждан не было первоначальных денежных накоплений для покупки больших пакетов акций компаний, а выданные россиянам ваучеры не давали возможности участвовать в управлении предприятиями.

«Изначально ваучерная приватизация имела высокую поддержку среди населения. Однако большинству так и не удалось стать капиталистами, и постепенно одобрение приватизации и частной собственности снизилось. Кто-то продал свой ваучер за бесценок, кто-то потерял вложения в чековых инвестиционных фондах, кто-то вложился в предприятие-банкрот, а кто-то просто сохранил ваучер на память», — заключил Валерий Черноокий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *