What a wonderful world интересные факты
What a wonderful world интересные факты
What a wonderful world интересные факты
Луи Армстронг
Луи Армстронг — человек, сотканный из противоречий. Всю жизнь любивший музыку, созданный для покорения вершин, зачастую он был вынужден довольствоваться вторыми ролями. Можно поспорить, сказать, что он сам, единолично, создал свой образ великого «Короля джаза», что вся его слава — результат долгого и упорного труда. Безусловно, так оно и есть, но только отчасти. Расовые предрассудки, царившие в то время, просто не дали бы Армстронгу взойти на вершину Олимпа в одиночестве. Многое он делал, наступая на горло своей песне, руководствуясь ролью, навязанной ему многочисленными импресарио. Но они были белые, а он — нет, так что Армстронгу приходилось совершать невероятное — быть звездой сцены, артистом высшего класса, вхожем в элитные дома, — и при этом творить не только на угоду публике, но и для будущих поколений, создавая гениальные композиции, неумирающие в течение десятилетий.
Краткую биографию Луи Армстронга, а также множество интересных фактов о музыканте читайте на нашей странице.
Маленький Луи родился в районе Нового Орлеана, который назывался «Поле сражений». Постоянные стычки бандитов и перестрелки были неотъемлемой чертой местной жизни, что, конечно же, наложило на маленького мальчика свой отпечаток. Беднейший район Луизианы являлся просто скопищем баров, салунов, населяющих его преступников и женщин легкого поведения. Поножовщина и стрельба были настолько в ходу, что воспринимались, как что-то естественное. Касательно даты его рождения до сих пор ведутся споры. Общепринятой считается 1900 год, 4 июля. Но есть и другая дата — 1901 год, 4 августа. А сам музыкант всегда говорил, что увидел мир аж в 1890 году. Эти расхождения как нельзя лучше показывают, в каком бедственном положении находилась семья Армстронга, даже не удосужившаяся зарегистрировать его рождение.
Его матери Мэри Элберт было всего 16 лет, когда она родила Луи. В младенчестве родители разошлись, и мальчика оставили на попечение Жозефины — бабушки мальчика. Правда, через 5 лет мать снова забрала его к себе, к тому времени Луи уже начал ходить в школу.
Он смог устроиться в квартет мальчиков-вокалистов, которые выступали за милостыню. В это же время Луи знакомится с семьей Карновски — латвийско-еврейских иммигрантов. Он стал работать на них, развозя уголь, и постепенно стал очень близким членом семьи.
В исправительном заведении была небольшая вокальная группа и оркестр под управлением Питера Дэвиса. Дэвис согласился взять мальчика в оркестр и для начала посадил его на тамбурин, простейший музыкальный инструмент. Достаточно быстро мальчику доверили альтгорн — духовой инструмент с низким звучанием, играющий гармонические партии. Так как Армстронг уже научился исполнять на слух различные голоса еще во время пения в хоре, с новым инструментом проблем у него не было. Талант мальчика был очевиден, и Дэвис для начала стал учить мальчика играть на горне, а затем — на корнете. В итоге Армстронг становится лучшим музыкантом в оркестре.
Из колонии музыканта забрал отец, но при первой же возможности Армстронг сбежал и вернулся обратно к матери. Как нельзя кстати пришлась ему помощь Карновски — они подарили ему новый корнет, на котором он смог начать зарабатывать деньги. С этого момента началась творческая и концертная деятельность Армстронга.
В 1918 году Луи устраивается на речной пароход в развлекающий публику оркестр. Меллофонист Дейвид Джонс в один из круизов обучил Армстронга нотной грамоте. В 1922 году он переезжает в Чикаго, где на тот момент ему практически не было равных. Будучи вне конкуренции, он в скором времени становится звездой, делая из каждого своего выступления яркое и эффектное шоу.
В 1925 году он выступает в кафе «Дримлэнд», устраивается в оркестр Флетчера Хендерсона и подрабатывает в оркестре Эрскина Тэйта. В 1929 году он переезжает в Нью-Йорк, где полностью отдается музыке. Будучи к этому времени очень известным, он не испытывал недостатка в деньгах, давая неимоверное множество концертов.
Вплоть до 1946 года Армстронг живет активной концертной жизнью, снимается в кино и записывает собственные пластинки. В 1947 году появляется созданный по инициативе Глейзера ансамбль «All Stars», включающий в себя самых именитых мастеров джаза. Армстронг с ансамблем дает бесчисленные концерты, продолжает сниматься в кино. С 1950 года он начинает больше выступать в качестве вокалиста. Его глубокий хриплый голос и белоснежная улыбка были его визитной карточкой, его пропуском в любое место, где он хотел выступать. Он жил ради музыки, ради игры на трубе и больше ему не было нужно ничего. 6 июля 1970 года величайший джазмен за всю историю человечества ушел из жизни.
Лучшие песни, ставшие известными на весь мир
Будучи поистине неисчерпаемым источником идей, Луи Армстронг за свою жизнь подарил миру большое количество произведений, ставших по-настоящему значимыми и культовыми в мире джаза. Его манера игры и исполнительские вокальные приемы, его шикарный «голос с песком» стали своеобразным каноном эпохи.
Самыми известными композициями, записанными Армстронгом, можно по праву считать «Hello, Dolly!», «Go down Moses» (больше известная как «Let My people go») и «What a Wonderful World». Сегодня их знает практически каждый, а их звучание ассоциируется только с голосом Армстронга.
Вопреки расхожему мнению, композиция «Hello, Dolly!» была написана не Армстронгом, а Джерри Херманом. А вот ее исполнение 63-летним джазменом смогло совершить невозможное — песня заняла первую строчку хит-парада, сбросив с вершины самих Beatles! А ведь они уверенно удерживали первые три места чарта на протяжении целых 3-х месяцев. В 1965 году Армстронг получает за эту песню премию Грэмми — за лучший мужской вокал.
Песня «Go down Moses» благодаря Армстронгу начала новую жизнь. Именно он в 1958 году значительно переработал ее, заново аранжировал и придал свежее звучание. Его известнейшее соло на трубе стало каноном джазовой музыки, навеки закрепив за Армстронгом эту композицию, как за гениальным исполнителем.
В 1967 году сочинили песню «What a Wonderful World». Ее авторы — Боб Тиэл и Джордж Вайс, долго думали, кому из популярных певцов ее можно предложить для исполнения и в итоге остановились на Армстронге. Он как раз подбирал композиции для своего нового альбома, и свежая песня пришлась как нельзя кстати.
К сожалению, соотечественники Армстронга не оценили песню и ее исполнение. «Как можно петь о красоте мира и природы, глядя на то, что твориться вокруг?» — вот был их единственный вопрос. Только через год, в 1968 году, песня заняла первое место в хит-параде Великобритании. С тех пор композиция неоднократно перепевалась различными исполнителями, но каноничное исполнение Армстронга никто не смог перепеть. Ведь именно его голос мы слышим в голове, когда видим название песни.
Армстронг снялся в огромном количестве фильмов, сериалов и телешоу, даже большем, чем у иного актера. Во многом это было сделано ради популяризации самого музыканта, и, естественно, — ради денег. Его импресарио — Джо Глейзер, создал для Армстронга своеобразный образ, ни имевший ничего общего с внутренним миром Луи, и которого он должен был придерживаться, чтобы удержаться на зените славы. Любимыми фразами Глейзера были: «Улыбайся, черт побери, улыбайся!» и «Гримасничай!».
Таким образом, Глейзер смог значительно разбогатеть на имени своего подопечного, но это была не просто нажива, — это был своеобразный симбиоз. Ведь будучи «цветным», Армстронг никогда не смог бы достичь такой славы, которую получил при помощи Глейзера. Это следовало из реалий того времени, в котором он жил, — где белые имели изначальное преимущество перед темнокожими. Так что, будучи реалистом, Армстронг просто играл свою роль, следовал традициям, принятым в его время.
Армстронг снимался всю свою жизнь, начиная с 1930 года и заканчивая 1971. Первым его фильмом был «Ex-Flame» (Взрывоопасный), снятый в 1930 году. Простой сюжет об ослепленной ревностью жене, в результате которой она потеряла не только свой дом, но и своего сына. В этой картине Луи снялся в роли самого себя, что не потребовало от него каких-то особых усилий. Последним фильмом, в котором он снялся в 1969 году, стала музыкальная приключенческая комедия «Hello, Dolly!», продолжительностью 2 часа 26 минут. В ней Армстронг снялся в роли оркестрового дирижера. Фильм выиграл 3 Оскара и получил 13 номинаций.
Всего на счету Луи съемки в 28 фильмах, где он играл других персонажей, и в 10 фильмах, где он изображал самого себя. Кроме того, он на протяжении многих лет принимал участие в 13 телевизионных шоу и снялся в 10 сериалах.
После смерти о нем продолжали снимать фильмы, едва ли не в большем количестве, чем при жизни. Вышел 21 новый фильм и 10 сериалов: документальных, биографических и популяристических.
Личная жизнь джазмена
Отношения с матерью и свободное от морали детство музыканта значительно повлияли на его отношения со слабым полом. Ежедневно видя разгульную жизнь своей матери, он подсознательно пришел к выводу, что серьезной привязанности к слабому полу, а тем более любви, — не бывает.
За свою жизнь он поменял много женщин, был в браке целых 3 раза, кроме того, нередко заводил романы на стороне, будучи женатым. Не стеснялся флиртовать с женщинами, а так как он был богат, — то пользовался бешеным успехом.
В 1918 году он встретил первую женщину, к которой испытал что-то похожее на любовь. Ее звали Дейзи Паркер. Милая и интересная на первый взгляд, внутри она была сущим дьяволом в юбке — необразованность, дикая ревность, постоянные ссоры, крики и неуемная драчливость. Несносный характер женщины послужил причиной развода, после которого Дейзи вскоре скончалась.
Со второй женой музыканту повезло больше. Можно сказать, что это она выбрала Армстронга, а не наоборот. Лил Хардин получила весьма приличное музыкальное образование, отлично играла на фортепиано, одевалась со вкусом и была достаточно образованной. Сначала она была очень невысокого мнения об Луи, считая его провинциальным необразованным человеком, но со временем его талант, белоснежная улыбка и обаяние растопили ее сердце.
Лил начала делать из Армстронга звезду. Это было ее навязчивое желание и Армстронг не смог ему противостоять. Она заставила его сесть на диету, благодаря чему он сбросил 20 килограмм, купила новую красивую одежду и привила чувство вкуса. Кроме того, она обучила его светским манерам и основам музыкальной культуры.
Третьей его женой была Люсилл Уилсон, родившаяся в Нью-Йорке. Наконец-то нашлась женщина, полюбившая Армстронга не за деньги, а за его характер. Танцовщица, получившая музыкальное образование, она полностью устроила Луи своим характером, будучи мягкой и уступчивой женщиной. Во время ссор она всегда могла найти компромисс, и они прожили в счастливом браке целых 30 лет.
Непростые отношения с менеджерами
Армстронгу всю жизнь не везло с деньгами. Нет, он знал им цену, но распоряжался своими доходами абсолютно неграмотно. Вокруг него постоянно крутились попрошайки всех мастей, многочисленные «друзья» звали его в бары, но не торопились оплачивать счета. Поэтому неудивительно, что у Армстронга зачастую случались проблемы с менеджерами, которые пытались сначала хоть как-то контролировать музыканта, а потом начинали пользоваться своим положением и бессовестно обирать.
Первым менеджером Луи был Джонни Коллинз, — бессовестный обманщик, который использовал любую возможность, чтобы взять себе из гонорара Армстронга основную часть денег. При этом он даже не заботился о том, чтобы зафиксировать это документально — музыкант был абсолютно беспомощен в бюрократии и никогда не проверял свои счета и гонорары. Постоянные ссоры Луи с менеджером ни к чему не приводили, — деньги все так же утекали, непонятно куда и на что.
В 30-х годах у Армстронга возникли серьезные проблемы с соперничающими мафиозными кланами, контролирующими ночную жизнь Лондона. В результате ему пришлось скрываться в Калифорнии. Как только он попробовал вернуться в Чикаго, мафия приказала ему убираться из города. Джонни Коллинз в 1934 году бросает Армстронга, отказавшись от дальнейшего сотрудничества. При этом он забирает себе практически все деньги музыканта.
В 1935 году окончательно разочарованный в людях джазмен не знает, что ему делать, но внезапно знакомится с Джо Глейзером, который за короткое время (всего за 3-4 месяца) решает все его проблемы. Он становится новым менеджером джазмена. При этом он был достаточно близким с гангстером Аль Капоне и имел авторитет среди криминального мира. У этого жесткого и даже жестокого человека были большие связи. Он быстро расплатился со всеми долгами Армстронга, отпугнул от него бывших подруг и любовниц, грозивших ему исками, и навел порядок в счетах.
Глейзер на долгие годы стал могущественным покровителем Армстронга. Случилась интересная вещь. Как известно, джазмена многие не уважали: кто-то за отказ от пропаганды равенства «цветных», кто-то за излишнюю доверчивость. Многие не любили его за послушание, которое он высказывал «белым господам». А принципиальный человек с наклонностями преступника, — Джо Глейзер, — искренне уважал музыканта. Возможно, в глубине души он понимал, что имеет дело с гением, с талантом, которого он никогда не достигнет, с человеком, не имеющем себе равных в плане исполнительства и мастерства. До самого конца жизни он оберегал Армстронга и тот считал его своим другом. Отчасти, так оно и было.
В 1969 году у Глейзера неожиданно случился сильный приступ. Армстронгу решили ничего не говорить, но по стечению обстоятельств Глейзера доставили в ту же больницу, куда незадолго до этого из-за проблем с сердцем увезли музыканта. Луи требовал, чтобы ему позволили увидеться с другом, просил отвезти к нему, хоть бы и на каталке. В конце концов, ему разрешили. Вышел он подавленный и потрясенный, вне себя от горя. Его друг и покровитель даже не узнал своего подопечного…
Луи Армстронг был гением, опередившим свое время. Его талант не входил в существующие рамки, не вмещался в них, и ему приходилось ограничивать себя, чтобы всегда быть первым, лучшим, единственным… Особенно заметно это проявилось во второй половине его жизни. Неунывающий и харизматичный, он был душой любой компании, но мы никогда не сможем узнать, что творилось у него внутри.
Армстронг — феномен музыкальной культуры. Непростое детство музыканта оставило на нем свой след, но не могло сломить его характер. Через всю жизнь пронес он свое обаяние, чарующую улыбку и доброту. Сложнейшая виртуозная техника запросто соседствовала в его музыке с разговорным речитативом. Глубокий проникновенный звук трубы и непередаваемый голос легко уживались вместе, делая любую композицию шедевром. Хоть его и считали величайшим музыкантом современности, сам он был о себе невысокого мнения. Он жил ради выступлений, концертов и аплодисментов публики. Перед самой смертью он отказался ложиться в больницу. Находясь в ужасном физическом состоянии, истощенный, он не мог отказать людям, которые купили билеты на его выступление. Таким он уж был — великим и при этом простым, «Король джаза».
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Луи Армстронг
13 фактов о невероятном Луи Армстронге
Своей заразительной улыбкой и хриплым голосом Луи Армстронг (который на самом деле произносил свое имя «Льюис») покорил поклонников по всему миру. Для бесчисленных миллионов каждая нота, которую он пропевал, заставляла мир чувствовать себя немного прекраснее, а его музыку до сих пор открывают для себя новые поколения поклонников. Вот 13 фактов из жизни одного из самых выдающихся джазовых музыкантов 20 века.
1. Луи Армстронг праздновал свой день рождения в неправильный день
Армстронг говорил, что родился 4 июля 1900 года. Оказывается, на 13 месяцев позже. В 1988 году историк музыки Таддеус Джонс обнаружил запись о крещении в церкви в Новом Орлеане. Согласно этому документу, действительная дата рождения исполнителя — 4 августа 1901 года. Никто не знает, почему Армстронг солгал о своем возрасте, но самые популярные теории утверждают, что он хотел попасть в военный оркестр.
2. Кулон со Звездой Давида
Армстронг родился в бедном районе Нового Орлеана, прозванном «Полем битвы». Его отец покинул семью, когда Армстронг был ребенком, а мать-подросток часто была вынуждена прибегать к проституции, чтобы свести концы с концами. Луи провел большую часть своего детства на попечении бабушки, а также выполнял разные работы для Карновских, семьи литовско-еврейских иммигрантов.
Позже джазмен писал, что Карновские относились к нему как к своему собственному ребенку. Помимо денег, Армстронгу каждый вечер давали горячую еду и регулярно приглашали на субботние ужины. Однажды они дали мальчику 5 долларов, на которые он купил свой первый инструмент, корнет. В знак благодарности своим благодетелям Армстронг стал носить на шее «Звезду Давида».
3. Тюрьма подарила будущее
В юности Армстронг пел на улице, чтобы заработать мелочь, но формального музыкального образования он не получил до 11 лет, когда его арестовали за стрельбу из пистолета на улице во время празднования Нового года. За это преступление его посадили в тюрьму под названием «Дом цветных беспризорников для мальчиков», и именно там Армстронг заявил, что «я и музыка поженились». В течение своего полуторагодичного срока он учился игре на горне и корнете у учителя музыки Питера Дэвиса и в итоге стал звездным исполнителем в его духовом оркестре.
После своего освобождения Армстронг продолжал оттачивать свои навыки в группах Нового Орлеана, и в 1919 году он дал важный концерт с группой под управлением музыканта Фэйта Марабла. «Я действительно верю, что весь мой успех восходит к тому времени, когда меня арестовали, — писал он позже, — потому что тогда мне пришлось перестать бегать по улицам и начать чему-то учиться. Больше всего я начал заниматься музыкой».
4. Сольная карьера благодаря жене
Покинув Новый Орлеан в 1922 году, Армстронг три года играл в джазовых ансамблях Чикаго и Гарлема. Он был в основном доволен своим занятием, но его вторая жена, пианистка Лил Хардин, считала, что он слишком талантлив, и должен иметь собственную группу. В 1925 году, когда Армстронг выступал в Нью-Йорке, Хардин за его спиной подписала сделку с чикагским кафе Dreamland Café. Она даже потребовала, чтобы он был объявлен «величайшим трубачом в мире». Поначалу Армстронг колебался, но это оказалось лучшим ходом в его карьере.
Всего через несколько дней после того, как он вернулся в Чикаго, OKeh Records позволили ему сделать свои первые записи под своим именем. В течение трех лет он и его группы Hot Five и Hot Seven записали несколько десятков пластинок, которые познакомили мир с его импровизационными соло на трубе и фирменным скат-пением. Позднее записи сыграли ключевую роль в становлении Армстронга как легендарной фигуры в джазе. Между тем его брак с Хардин оказался менее успешным — пара развелась в 1938 году.
5. Любимое блюдо
В его сердце занимало особое место китайская и итальянская кухня. Но, как уроженец штата Луизиана, любимым блюдом Армстронга всегда были рис и бобы. Прежде чем жениться на своей четвертой жене, он позаботился о том, чтобы она могла хотя бы сносно приготовить это блюдо. Чтобы окончательно понять, насколько мужчина обожал эту еду, знайте, что он часто подписывал свои личные письма словами «Ваша красная фасоль с рисом».
6. Импровизация во время записи
В какой-то момент в «Heebie Jeebies» — песне 1926 года, выпущенной Армстронгом и его группой Hot Five, певец издает серию звуков, похожих на рожок. Историки музыки признают это первым известным скатом (подражание инструменту) для широкой публики. По иронии судьбы, Армстронг позже списал все это как на большую ошибку с его стороны.
В интервью 1951 года Армстронг утверждал, что в тот день он подготовил напечатанные тексты песен. В середине записи он случайно уронил их и рассыпал. Чтобы заполнить наступившее молчание он стал импровизировать. Однако большинство биографов считают, что Армстронг заранее планировал этот скат. Стоит также отметить, что, хотя этот прием привел его к популярности, не Армстронг изобрел скат, который известен с 1906 года.
7. Луи Армстронг раздавал слабительное
Между 1952 и 1955 годами Армстронг похудел на 45 кг. Поначалу было трудно сбросить вес, но все изменилось, когда он узнал о слабительном, основанном на травах, под названием «Швейцарский Крисс (Дед Мороз)». Музыкант быстро вышел, купил коробку и с тех пор стал их поклонником и представителем на всю жизнь. Попробовав раз, он сказал, что дефекация звучит как «аплодисменты». Счастливый, музыкант начал раздавать пакеты со слабительным своим поклонникам, близким и участникам группы. Хотя Армстронг был самым большим сторонником продукта, он не запрашивал и не получал никаких платежей от его производителей за рекламу и распространение.
8. Бойкот
В 1956 году Луизиана запретила объединенные группы. Возмущенный Армстронг отказался давать концерт в пределах штата. «Во всем мире ко мне относятся лучше, чем в моем родном городе», — сказал он. «Разве это не глупо? Джаз родился там, и я помню, когда даже кошки любого окраса собирались вместе и резвились, это не было преступлением». Девять лет спустя, после того как этот запрет был окончательно снят, он снова вышел на сцену в Новом Орлеане 31 октября 1965 года.
9. Армстронг подарил Джорджу V новое имя
По приказу Его Величества несколько величайших джазовых имен демонстрировали свои таланты в Букингемском дворце, в 1932 году Армстронга пригласили на королевское выступление. Видно, концерт прошел хорошо. По словам Армстронга, «самый большой смех» той ночи произошел прямо перед тем, как его группа начала играть You Rascal, You. Без предупреждения он посмотрел прямо на монарха и крикнул: «Это тебе, Рекс!»
10. Луи Армстронг давал концерты во время холодной войны
После бешеного успеха его песни Hello, Dolly! в 1965 году Армстронг совершил поездку в Восточный Берлин, где дал двухчасовой концерт, завершившийся бурными овациями. Хотя официально он не спонсировался государством, некоторые считают, что концерт был организован ЦРУ, что стало бы одним из многих выступлений, финансируемых налогоплательщиками, которые он делал за границей во время холодной войны в попытке укрепить дипломатические отношения за рубежом.
Раньше Армстронг выступал по всей Европе, Азии и Африке, хотя, он отменил запланированный тур по Советскому Союзу в 1957 году, сославшись на недавний кризис в Литл-Роке. «То, как они обращаются с моими людьми на Юге, — заявил Армстронг, — правительство может пойти к черту».
11. What a Wonderful World была написана для Тони Беннетта
Песня What a Wonderful World, по которой Армстронга больше всего помнят, почти никогда не была его песней. Завершив писать песню, авторы Боб Тил и Джордж Дэвид Вайс подумали, что Тони Беннетт не отдаст никому эту композицию. Впоследствии он скончался, поэтому дуэт связался с Армстронгом в августе 1967 года.
12. What a Wonderful World полюбилась после смерти Армстронга
Первую запись What a Wonderful World выпустила компания ABC Records, которая не предприняла никаких попыток рекламировать ее внутри страны. Хотя баллада возглавила чарты Великобритании в 1968 году, продажи в Америке были ужасными. Когда 6 июля 1971 года Армстронг скончался, песня What a Wonderful World казалась обреченной на безвестность в США.
Затем в 1987 году вышла комедия «Доброе утро, Вьетнам». Оптимистичная мелодия (пер. песни «Какой чудесный мир») идеально и иронично перекликалась с ужасами военного времени, изображенными в одном монтаже, поэтому режиссер Барри Левинсон добавил ее в саундтрек к своему фильму. What a Wonderful World вызвала отклик у кинозрителей и была переиздана в том же году, став абсолютным радио-хитом.
13. Губы «твердые, как кусок дерева»
Благодаря безжалостному графику гастролей и своей склонности к игре на трубе высоких нот до, Армстронг всю свою карьеру боролся с серьезным повреждением губ. Он играл с такой силой, что часто широко раскрывал губу и страдал от болезненных рубцов. Один музыкант однажды сказал, что его губы выглядели «твердыми, как кусок дерева». Армстронг обрабатывал мозоли на губах специальной мазью и даже сам удалял их с помощью лезвия. Музыкант настолько жестко относился к своим «отбивным», как он их называл, что определенный тип состояния губ теперь у трубачей известен как «синдром Сатчмо».
Хиты 1960-х. Почему песни Луи Армстронга «Hello, Dolly!» и «What A Wonderful World» можно назвать «хитами, которых не хотели»?
В 1959 году Луи Армстронг перенёс свой первый инфаркт. Однако великий джазмен не прекратил выступать на публике. Более того, за отведённую ему дюжину лет (Амстронг умер в 1971 году) он сумел записать две песни, которые наряду со знаменитой «Go down Moses» стали знаковыми в его карьере.
История одного из хитов началась, когда бродвейские продюсеры решили превратить пьесу «Сваха» американского писателя Торнтона Уайлдера в мюзикл. Музыку написал композитор Джерри Херман на либретто Майкла Стюарта, и произведение стало называться более затейливо — «Dolly, A Damned Exasperating Woman» («Долли — чертовски несносная женщина»).
Действие мюзикла развивается в Нью-Йорке где-то на рубеже еков. Главная его героиня — Долли Галлахер Ливай — действительно весьма неординарная дама. После смерти любимого мужа она не пала духом и начала обустраивать личное счастье других — стала профессиональной свахой. Но однажды Долли влюбилась в одного из «клиентов» и в итоге сама себе его сосватала.
Премьера мюзикла была запланирована на 16 января 1964 года. Где-то за месяц до этого менеджер Армстронга попросил певца сделать демо-запись одной из песен — «Hello, Dolly!» — так сказать, для раскрутки постановки. К идее отнеслись без особого энтузиазма. Недаром интервью с Амстронгом в мае 1964 года имело парадоксальный заголовок «Хита никто не хотел».
Как бы то ни было, Луи песню записал — правда, с несколько изменённым текстом. Дело в том, что в мюзикле песня исполняется, когда вдова приходит в ресторан, который в былые времена часто посещала с мужем. Разумеется, Долли прекрасно знает работников ресторана и приветствует их по именам: «Hello, Harry, well, hello, Louie» («Привет, Гарри, ну, привет, Луи»). Во втором куплете уже официанты и повара приветствуют героиню («Hello, Dolly!») и убеждают её, что она так же блистательна, как и в прошлые годы. Однако Армстронг исполнял песню один, поэтому все обращения адресовались только Долли.
В результате «выстрелили» оба варианта. Сначала песня прозвучала на премьере мюзикла в исполнении актрисы Кэрол Ченнинг, игравшей Долли. Премьера имела большой успех, а тут ещё под шумок вышел и сингл с версией Армстронга. Сингл быстро карабкался по ступеням американского хит-парада и в итоге сшиб с первого места «британских интервентов» БИТЛЗ с их «Can’t Buy Me Love».
Популярность песни была столь высока, что мюзикл срочно переименовали в «Hello, Dolly!». Кроме того композиция стала самой известной и коммерчески успешной записью Армстронга за всю его карьеру. 63-летний певец получил за неё аж две премии «Грэмми» (за «лучшую песню» и «лучший мужской вокал»), а также титул самого старого исполнителя, записавшего хит № 1.
Тем удивительней тот факт, что экранизация «Hello, Dolly!» 1969 года с треском провалилась. Не помогли ни участие Барбры Стрейзанд в главной роли, ни солидный бюджет, который «отбился» лишь наполовину. Кстати, в одном из эпизодов фильма мелькнул сам Армстронг, из-за чего в песне появилось своеобразное алаверды («Долли, это Луи» — «Привет, Луи!»).
«Хитом, которого не хотели», можно назвать ещё одну великую запись Армстронга — «What A Wonderful World». Знаменитую балладу о том, как прекрасен этот мир, написали Боб Тиэл и Джордж Вайс. Сначала они предложили песню Тони Беннету, но тот отказался. А вот Армстронг согласился, причём вопреки воле Ларри Ньютона — главы компании ABC, с которой у певца был контракт. Ньютон считал, что поп-баллада не соответствует стилистике Армстронга (в этом была доля истины), и требовал от него бодрых джазовых хитов в духе «Привет, Долли!».
Записывать песню начали ночью и закончили аж в 6 часов утра. Процесс затянулся, потому что все инструменты и вокал записывали сразу, без наложений. Сначала мешали доносящиеся гудки поезда, а потом неугомонный Ларри Ньютон. Он лично явился в студию, скандаля и требуя прекратить запись, пока его — чуть ли не силой — не вытолкали за дверь.
На этом глава ABC не успокоился. Когда в 1967 году сингл «What A Wonderful World» всё-таки вышел, компания просто не стала его раскручивать. В результате в США продали не более тысячи пластинок. Ситуацию спас выпуск сингла в Британии, где он не только занял 1-е место, но и стал самой продаваемой записью 1968 года. Таким образом, Армстронг побил свой же рекорд, выпустив хит № 1 в возрасте 66 лет и 10 месяцев. Этот возрастной барьер был преодолён лишь в 2009 году, когда 69-летний Том Джонс записал топовый хит «Islands in the Stream».
Что касается США, то «What A Wonderful World» по-настоящему раскрутилась лишь в 1980 году — после того, как прозвучала в саундтреке фильма «Доброе утро, Вьетнам!» (правда, там она звучит на фоне событий 1965 года, за два года до реальной записи). Благодаря успеху фильма, песню Армстронга переиздали, и она попала в американский ТОП-40.
Тем не менее для многих исполнителей «What A Wonderful World», напротив, стала своеобразным оптимистическим гимном — заявлением того, что в мире остаётся достаточно прекрасных вещей, невзирая на самые трагические обстоятельства. Недаром именно эта песня звучала на последнем публичном выступлении Евы Кэссиди и стала последним синглом Джоуи Рамона (основателя группы RAMONES). Оба певца исполнили её, зная, что они смертельно больны раком.
А вот что говорил сам Армстронг во время одного из выступлений в неспокойном 1968 году: «Некоторые из вас, молодые люди, говорили мне: „Эй, батя, о чём ты, какой прекрасный мир? А как насчёт всех этих войн повсюду, ты их тоже называешь прекрасными?“ Но как насчёт того, чтобы минутку послушать старого батю? Мне кажется, это не мир так плох, а то, что мы делаем с ним. И всё, что я хочу сказать: посмотри, что за прекрасный мир мог бы быть, если бы мы дали ему шанс. Любовь, детки, любовь. В этом весь секрет».
: Сами песни вы можете послушать в 1-м комментарии к этой статье.
Прекрасная ли жизнь была у Луи Армстронга, как он пел в песне?
Несмотря на перенесенные тяготы в детстве и трудности в юношеском возрасте Луи Армстронг прожил свою жизнь со страстью к джазовой музыке, пению и игре на трубе
Джазовый трубач Луи Армстронг, как принято считать, родился 4 августа 1901 года. При этом сам музыкант точно не знал, когда появился на свет, и выбрал днем рождения день независимости США – 4 июля 1900 года.
Семью, в которой родился Луи Армстронг, вряд ли можно назвать благополучной. Отец бросил их сразу после рождения второго ребенка – младшей сестры Беатрис, а мать Мэйэнн, не владеющая каким-либо ремеслом, работала прачкой. Темнокожий мальчик рос в полной нищете, как и многие в неблагополучном районе Нового Орлеана штата Луизиана.
Детские годы
Мать постоянно была занята, поэтому большую часть времени покинутые дети находились со своей бабушкой Жозефиной. Едва Луи поступил в младшую школу, жизнь стала особенно тяжелой, ведь ремесло матери почти перестало приносить доход. Тогда мальчик стал искать всевозможные подработки, чтобы хотя бы сносно питаться.
Луи Армстронг не знал точной даты своего рождения
Ему пришлось поработать разносчиком газет, продавцом, он возил уголь в район «красных фонарей», который славился своими, барами, кафе и ресторанами, где всегда можно было встретить множество музыкантов. Именно тогда Луи и увлекся музыкой.
В 7-летнем возрасте мальчик работал на семью евреев, которые относились к нему, как к родному сыну. До самой смерти Армстронг помнил их доброту, и в память о них носил на шее Звезду Давида.
Луи Армстронг в своей гостинной
Достигнув 11 лет, влюбленный в музыку мальчуган бросил учебу в школе, и вместе зарабатывал на хлеб, исполняя незамысловатые мелодии. Луи очень быстро освоил игру на трубе. Он повторял почти все услышанные им композиции, поскольку абсолютно не был обучен нотной грамоте.
По словам самого Луи Армстронга, своей поразительной обучаемостью он обязан полной лишениям жизни в Новом Орлеане. Чтобы не оказаться без пропитания, без крыши над головой или не быть пойманным местными торговцами за воровство еды, приходилось крутиться и придумывать уловки.
Юношество Луи Армстронга
Подросток был совсем не кроткого нрава, поэтому нередко попадал в полицейский участок. Однажды из-за своей бесшабашности он угодил за решетку прямо в канун нового 1913 года. Причиной стало мимолетное желание пострелять из найденного им у матери пистолета. Эта выходка послужила поводом для определения Луи в интернат для трудных подростков.
Луи Армстронг рос трудным подростком
Переживал об этом Луи недолго, потому что теперь у него было достаточно свободного времени, чтобы всецело посвятить себя любимому занятию. Именно тогда он стал выступать в духовом оркестре, играя на корнете, тамбурине и альтгорне и твердо решил стать музыкантом.
Дебют на джазовой сцене
После возвращения в город он первым делом выучил нотную грамоту, гастролируя на пароходах в летнее время года – музыканты охотно соглашались помочь начинающему трубачу. С 1918 года он активно играл во всевозможных музыкальных коллективах Нового Орлеана и Чикаго.
Успешная карьера великого Сэчмо началась в оркестре Кинга Оливера
В 1922-м талантливого паренька пригласили в самый популярный чикагский джаз-бэнд на должность второго корнетиста. Участие в оркестре Кинга Оливера стало мощным толчком к успеху для Луи Армстронга.
В 1932 году Луи пригласили выступить в лондонском театре «Палладиум». Там ему довелось встретиться с редактором английского журнала Melody Maker Матисоном Бруксом. По незнанию, журналист исказил новоорлеанскую кличку Армстронга Satchelmouth и назвал его Сэчмо. Джазмен вовсе не расстроился, напротив, новое джазовое прозвище ему понравилось больше прежнего.
Личная жизнь Луи Армстронга
Личная жизнь у Луи была весьма насыщенной. Сначала он женился на проститутке – креолке Дэйзи Паркер, но этот брак просуществовал совсем недолго, до 1924 года. Едва достигнув 23-летнего возраста, он связал свою судьбу с коллегой по джаз-бэнду Лил Хардин. Позднее эта волевая женщина настояла на сольной карьере музыканта.
В 1938 году на пике своей карьеры он сочетался браком с танцовщицей Люсиль Уилсон, с которой прожил до самой смерти.
Сольная карьера
Приехав в Нью-Йорк, Луи добился особой манеры исполнения на трубе – точные пассажи и живые импровизации сделали его одним из самых востребованных музыкантов. Кроме того, его скрипучий голос стал самым узнаваемым в Новом Орлеане. Армстронг является пионером скэта – вокальных импровизаций голосом как музыкальным инструментом.
Армстронг со своим квинтетом Hot Five
О нем заговорили, как о восходящей звезде. Уже в 24 года он записал свой первый альбом Hot Five, пригласив для сотрудничества талантливых исполнителей джаза – тромбониста Кида Ори, кларнетиста Джонни Доддса, исполнителя на банджо Джонни Сент-Сира и пианисткe Лил Хардин. Эти записи стали классикой джазовой музыки. Спустя год Армстронг уже руководил собственным оркестром, который исполнял репертуар в стиле хот-джаз.
В 26 лет у Луи началась жизнь, полная гастролей – серия турне по Европе, начиная с 1933 года, сделала его звездой мирового уровня. Его приглашали сниматься в кино, участвовать в передачах на телевидении и выступать по радио. В 1947 году вместе с Луи Армстронгом на одной сцене спела вокалистка Билли Холидей в мюзикле New Orleans: выступить со своим кумиром было давней мечтой певицы.
Луи Армстронг и Билли Холидей
Проблемы со здоровьем и смерть
В 1936 году увидела свет автобиография Луи Армстронга с названием Swing That Music, в которой самый известный джазовый трубач рассказал о своей непростой жизни, о перенесенных тяготах и первом успехе на джазовой сцене.
В это же время он перенес операцию на верхней губе – к деформации и разрыву тканей привела профессиональная деятельность музыканта. Кроме того, пытаясь убрать хрипотцу из голоса, Луи Армстронг перенес операцию на голосовых связках.
Луи Армстронг и Барбра Стрейзанд
Даже после перенесенного в 1959 году инфаркта Луи Армстронг не прекратил свою концертную деятельность, но выступать он стал все же реже. В этот период он принял участие в мюзикле «Привет, Долли!» (Hello, Dolly) вместе с Барброй Стрейзанд. Одноименная композиция в их исполнения достигла первой строчки в американском хит-параде.
Свой последний концерт он дал 10 февраля 1971 года, на котором спел вместе с Бингом Кросби.
Величайший джазмен – трубач Луи Армстронг – скончался 6 июня 1971 года от сердечной недостаточности. В этот день по миру прокатилась волна всеобщего соболезнования: многие печатные издания, включая московские «Известия», напечатали новость об уходе из жизни джазового трубача.
Луи Армстронг и Бинг Кросби
Наследие Луи Армстронга
В 1950-х годах Госдепартамент США неофициально присвоил Луи Армстронгу титул «Посол джаза» и предложил спонсировать его поездку в СССР, но визит короля джазовой трубы в Советский Союз так и не состоялся. На вопрос, почему он отказался приехать, Армстронг ответил: «У меня прекрасная жизнь в музыке, но чувствую я себя, как и любой другой негр».
В 1954 году была выпущена его вторая автобиография – Satchmo. My Life in New Orleans. А в 1957 году Луи Армстронг вместе с Эллой Фицджеральд записал альбом Summertime, в который вошли арии к опере Porgy and Bess.
Во время выступления с песней What a Wonderful World
Последним хитом великого стала полная любви к жизни песня What a Wonderful World. Этот хит был написан в 1967 году, а спустя 32 года версия в исполнении Сэчмо была введена в Зал славы «Грэмми». Предлагаем вам узнать о самых известных джазовых премиях в России и за рубежом.
В джазе только Луи Армстронг: 7 интересных фактов о хитах музыкальной легенды
Сколько бы музыкантов ни исполняло его песни, выдающийся джазовый трубач и вокалист всегда останется первым. 4 августа будет 117 лет со дня рождения Луи Армстронга — гениального музыканта, который за 30-летнюю карьеру смог подняться до небывалых высот и давал по 300 концертов в год. Предлагаем вспомнить хиты легендарного джазмена и познакомиться с малоизвестными фактами из их истории. Уверяем, о некоторых вы даже не догадывались!
Hello, Dolly
Эта композиция стала визитной карточкой известного спектакля “Hello, Dolly”. Пьеса рассказывает о вдове, которая по воле судьбы становится профессиональной свахой и в итоге находит свое счастье. На Бродвее постановку показывали почти 3000 раз, но в кино она успехом не отметилась. А вот знаменитый саундтрек стал самым популярным в те годы: его перевели более чем на 30 языков, и 60 исполнителей пытались «обыграть» песню по-своему. Но только Луи Армстронгу удалось вывести хит на вершину Billboard Hot 100, опередив The Beatles. В итоге 62-летний джазмен был номинирован на «Грэмми» и стал самым пожилым музыкантом, добившимся таких вершин.
Potato Head Blues
Эта композиция также считается одной из самых успешных у Луи Армстронга. Песню записали в 1927 году для лучшего издателя пластинок того времени — Okah Records. Она получила много лестных отзывов от влиятельной публики. В фильме Вуди Аллена «Манхэттен» главный герой утверждает, что «”Potato Head Blues” — одна из причин, ради которой стоит жить». А критик Томас Уорд заявил, что это «одно из самых удивительных достижений XX века». Особое звучание хиту придает мелодичное трио трубы, ударных и кларнета.
What a Wonderful World
Последний хит Луи Армстронга вызвал немало противоречий. Сложная социально-политическая ситуация и протест против войны во Вьетнаме стали почвой для обвинения артиста, что он «угождает белым». На злословие Луи ответил: «Мне кажется, это не мир так плох, а то, что мы с ним делаем. И я хочу сказать, каким удивительным он мог бы быть, если бы мы дали ему шанс. Любовь, крошка, любовь. Вот в чем секрет».
К счастью, позитив победил. Даже после смерти исполнителя “What a Wonderful World” много раз звучала в фильмах и была номинирована на «Грэмми» в 1999 году.
Go Down Moses (Let My People Go)
Изначально песню исполняли афроамериканцы в церквях и борцы за права чернокожих, а называлась она «Гимном контрабандистов». В основе композиции лежит библейский сюжет о Моисее, который просил отпустить свой народ. Хрипота, от которой певец не смог избавиться после операции, стала одной из фишек исполнения. В 90-х “Let My People Go” оказалась на слуху благодаря звучанию в рекламе известного банка и вернула себе славу. Сегодня существует множество каверов на композицию, но только легендарное исполнение Луи Армстронга запомнилось нескольким поколениям.
Mack the Knife
“Mack the Knife” впервые прозвучала в пьесе Брехта «Трехгрошовая опера», для которой была специально написана Куртом Вейлем. Главный герой постановки Мэкки-Нож (разбойник, совершающий зверские убийства) первый раз появляется на сцене под эту композицию. Песня, написанная в стиле зонг, потом часто звучала на концертах. Луи Армстронг стал одним из самых популярных исполнителей баллады о Мэкки-Ноже. В 1954 году трек попал в национальные чарты США и смог взобраться на 20-ю строчку, заслужив звание хита.
Фото: mdb.com
Heebie Jeebies
По возвращении в Чикаго в 1926 году Луи Армстронг записал композицию, использовав скэт-пение, которое до этого было никому не известно. Изобрел прием он совершенно случайно. Лист с текстом упал на пол, и музыкант был вынужден импровизировать: имитировать звуки музыкальных инструментов ртом. “Heebie Jeebies” быстро стала популярной, и вскоре во многих афроамериканских районах вокалисты стали использовать скэт для приветствия.
Фото: Fria.ru 7
Очи черные
Юного Луи Армстронга приютила чета евреев, перебравшихся в Америку из Литвы. Мальчик нередко слышал, как мать семьи, миссис Корнофски, напевает красивый романс своим детям, и фраза «Очи черные» навсегда отложилась в его памяти. В 1954 году фанаты услышали авторскую версию романса, в которой Армстронг поет первые два слова на языке оригинала.
Источники информации:
- http://tv-week.am/13-faktov-o-neveroyatnom-lui-armstronge/
- http://www.shkolazhizni.ru/culture/articles/75849/
- http://jazzpeople.ru/jazz-in-faces/louis-armstrong-biografiya-fakty/
- http://losangeles.zagranitsa.com/article/6841/v-dzhaze-tolko-lui-armstrong-7-interesnykh-faktov-o-khitakh-muzykalnoi-legendy