Яндекс акции класса б
Яндекс акции
А вот Сбер, скорее всего, припадёт, тк начнутся разговоры об ухудшении инвестклимата в рф…
А вот Сбер, скорее всего, припадёт, тк начнутся разговоры об ухудшении инвестклимата в рф…
Суд в РФ назначил Google оборотный штраф в размере более 7,2 млрд рублей
РОССИЯ-GOOGLE-ШТРАФ-СУД-2
24.12.2021 14:11:53
Суд в РФ назначил Google оборотный штраф в размере более 7,2 млрд рублей
(добавлен текст после 3-го абзаца)
Москва. 24 декабря. ИНТЕРФАКС — Мировой суд Москвы признал Google виновным в повторном нарушении российского законодательства и назначил компании оборотный штраф в размере более 7,2 млрд рублей.
«Постановлением мирового судьи судебного участка N422 Таганского района Москвы Google LLC признан виновным в совершении административного правонарушения, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 7 221 916 235 руб. 00 коп.», — сообщили «Интерфаксу» в суде.
В свою очередь, как пояснил «Интерфаксу» информированный источник, данная сумма штрафа рассчитана судьей исходя из представленных суду Роскомнадзором данных о размере годовой выручки Google.
Компания признана виновной по ч. 5 ст. 13.41 КоАП РФ (повторное совершение правонарушения, связанного с неудалением владельцем сети «Интернет» информации, если обязанность по ее удалению предусмотрена законодательством РФ). Наказание по данному правонарушению предусматривает для юридических лиц от 5% до 10% совокупного размера выручки, полученной за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение.
С 11 февраля Роскомнадзор составляет административные протоколы в отношении социальных сетей, которые не удалили или несвоевременно убрали призывы, в том числе, к несовершеннолетним участвовать в несанкционированных акциях.
Крупнейшие интернет-сервисы — Google, Telegram, Facebook, Twitter, TikTok — неоднократно привлекались в России к ответственности за неудаление запрещенного контента.
Сумма штрафов в отношении компаний уже составляет около 200 млн рублей.
Суд в РФ назначил Google оборотный штраф в размере более 7,2 млрд рублей
РОССИЯ-GOOGLE-ШТРАФ-СУД-2
24.12.2021 14:11:53
Суд в РФ назначил Google оборотный штраф в размере более 7,2 млрд рублей
(добавлен текст после 3-го абзаца)
Москва. 24 декабря. ИНТЕРФАКС — Мировой суд Москвы признал Google виновным в повторном нарушении российского законодательства и назначил компании оборотный штраф в размере более 7,2 млрд рублей.
«Постановлением мирового судьи судебного участка N422 Таганского района Москвы Google LLC признан виновным в совершении административного правонарушения, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 7 221 916 235 руб. 00 коп.», — сообщили «Интерфаксу» в суде.
В свою очередь, как пояснил «Интерфаксу» информированный источник, данная сумма штрафа рассчитана судьей исходя из представленных суду Роскомнадзором данных о размере годовой выручки Google.
Компания признана виновной по ч. 5 ст. 13.41 КоАП РФ (повторное совершение правонарушения, связанного с неудалением владельцем сети «Интернет» информации, если обязанность по ее удалению предусмотрена законодательством РФ). Наказание по данному правонарушению предусматривает для юридических лиц от 5% до 10% совокупного размера выручки, полученной за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение.
С 11 февраля Роскомнадзор составляет административные протоколы в отношении социальных сетей, которые не удалили или несвоевременно убрали призывы, в том числе, к несовершеннолетним участвовать в несанкционированных акциях.
Крупнейшие интернет-сервисы — Google, Telegram, Facebook, Twitter, TikTok — неоднократно привлекались в России к ответственности за неудаление запрещенного контента.
Сумма штрафов в отношении компаний уже составляет около 200 млн рублей.
Курьеры, которые доставляют заказы «Яндекс.Еды» и «Лавки», а также сборщики заказов в магазинах, получат дополнительные выплаты от сервисов в новогодние праздники. Обычно в этот период заметно возрастает число заказов, и такими выплатами «Яндекс» поддержит партнеров в сильно загруженные дни. На заботу о курьерах и сборщиках «Яндекс» потратит более 25 миллионов рублей
Компания увеличит чаевые в 2 раза, которые оставляют пользователи.
В декабре и январе количество переводов от заказчиков может увеличиться до 20% по сравнению с осенью.
Сейчас, согласно раскрытию «Яндекса» перед SEC, Волож напрямую владеет 29 180 акциями Yandex N.V. (головная компания группы) класса A. Семейный фонд Воложа Lastar Trust, основанный им в январе 2020 года, владеет примерно 30,8 млн акций класса B. Акция класса А дает один голос на собрании акционеров, акция класса B — десять. Суммарно доля Воложа и его семейного фонда в акционерном капитале компании составляет 8,7%, они контролируют 45,5% голосов.
В январе прошлого года Волож объявил, что собирается продать «очень маленькую долю» своего пакета в «Яндексе». Тогда он объяснял, что его 95% активов — в акциях одной компании («Яндекса»), и их необходимо диверсифицировать. Тогда же, в январе 2020-го, «Яндекс» объявлял, что Волож и его семья могут продать около 2 млн акций класса А (в том числе полученных путем конвертации принадлежащих семейному трасту акций класса B) в течение года.
Волож передал почти весь свой пакет в «Яндексе» в семейный траст в начале 2020-го. Изменения акционерной структуры произошли спустя несколько месяцев после того, как в июле 2019 года член думского комитета по информационной политике, ИТ и связи Антон Горелкин внес в Госдуму законопроект, ограничивающий долю владения иностранных инвесторов в значимых интернет-ресурсах страны до 20%. При этом головная компания «Яндекса», Yandex N.V., зарегистрирована в Нидерландах, а большинство в ее капитале — у иностранных акционеров.
Осенью прошлого года была представлена схема изменения корпоративного управления «Яндекса». В ее рамках Волож передал свои акции класса B в семейный траст, при этом оговаривалось, что после смерти бизнесмена бумаги не будут конвертированы в акции класса А в течение двух лет и голосовать по ним траст будет в соответствии с рекомендациями совета директоров компании. Было решено создать Фонд общественных интересов (в него вошли представители нескольких российских университетов и негосударственных организаций). К фонду перешла «золотая акция», принадлежавшая Сбербанку (владение этой акцией давало право блокировать консолидацию более 25% «Яндекса» в одних руках, теперь с ее помощью можно блокировать консолидацию 10% и более голосующих или экономических акций в одних руках). Фонд получил и несколько других полномочий — в частности, выдвигать двух из 12 членов совета директоров «Яндекса» и временно отстранять от обязанностей главу «Яндекса» в России. После того как был представлен план реструктуризации, Горелкин отозвал свой законопроект.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем аккаунте в Instagram
Фундаментальный анализ акций Яндекса или «не время»
В настоящее время Яндекс является крупнейшей и наиболее известной российской технологической компанией. В 2004 году в Нидерландах было зарегистрировано акционерное общество Yandex N.V., а сама компания основана в 2000 году.
Акции Яндекса стали торговаться на бирже NASDAQ в 2011 году, а с 2014 доступны и на Московской бирже. Поисковая система Яндекса (появилась в 1997 году в рамках компании CompTek International) занимает четвертое место в мире по числу поисковых запросов.
Яндекс активно развивает собственную экосистему, которая уже распространяется на множество сфер жизни. Из основных направлений можно выделить:
Это далеко не все сервисы. Наибольшую часть выручки Яндекс получает за счет продажи рекламы.
Руководитель: Аркадий Волож – генеральный директор.
Средний объем торгов: около 3 млрд руб. в день на Московской бирже. В последние месяцы объемы торгов существенно увеличиваются. К примеру, 31.08.2020 объем торгов по бумагам Яндекса составил фантастические 116 млрд руб. на фоне ребалансировки индекса MSCI.
Цена акции: 5100 руб. на 31.08.2020
Капитализация: 1,62 трлн руб.
Официальный Free—float (акций в свободном обращении): 97%
Основные акционеры
Капитал Яндекса состоит из двух типов акций:
На конец 2019 года структура акционеров Яндекса выглядела следующим образом:
Дивидендная политика
Яндекс никогда не выплачивал дивиденды и не собирается этого делать в ближайшем будущем. Всю прибыль компания направляет на развитие, являясь классической «историей роста».
Дивидендная доходность: 0%
Периодичность дивидендных выплат: —
Историческая динамика
Рассмотрим историческую динамику акций Яндекса с начала торгов на Московской бирже.
Средняя прогнозная справедливая цена от аналитических компаний: Консенсус-прогноз Инвестдомов: 4274,5 руб. (-16%). При этом, большинство рекомендаций «покупать».
Коэффициенты недооцененности / переоцененности
Вывод: На российском рынке Яндекс можно сравнивать разве что с Mail.ru. При подобном сравнении Яндекс выглядит существенно дороже по всем мультипликаторам. При этом, даже в сравнении с технологическим сектором США, который традиционно является более дорогим из-за значительно более низких геополитических рисков, Яндекс не выглядит дешевым. В частности, по коэффициенту P/E акции оценены в 2 раза дороже зарубежных аналогов. Можно однозначно заявить, что сейчас по мультипликаторам бумаги Яндекса являются очень дорогими.
Коэффициенты финансовой устойчивости
Вывод: У Яндекса нет никаких проблем с долговой нагрузкой. Чистый долг отрицателен.
Динамика основных показателей финансовой отчетности (по МСФО за последние 4 года)
Динамика финансовых результатов Яндекса за последние 4 года
Комментарий: За 1 полугодие 2020 года чистая прибыль Яндекса по US GAAP упала на 70% до 1,837 млрд руб. в сравнении с 6,117 млрд руб. за тот же период прошлого года. Выручка выросла на 12% до 88,41 млрд руб., а скорректированный EBITDA упал на 14% до 20,632 млрд руб. При этом, рекламная выручка компании, которая и является основным источником дохода, во 2 квартале этого года упала на 15% до 24,8 млрд руб.
В итоге, динамику финансовых результатов Яндекса можно назвать умеренно позитивной с учетом растущей со временем выручки, EBITDA и чистой прибыли. С другой стороны, негативная отчетность за 1 полугодие 2020 года явно свидетельствует о том, что пандемия коронавируса оказывает давление на бизнес технологических компаний. Кроме того, показатели эффективности ROA и ROE хоть и находятся на неплохих уровнях, однако постепенно стагнируют.
Яндекс и Фонд общественных интересов
Летом 2019 года в парламент РФ был внесен законопроект «о значимых интернет компаниях», согласно которому иностранные инвесторы не могли бы владеть более чем 20% «существенных информационных ресурсов» в России, одним из которых и является Яндекс. Обсуждение законопроекта привело к обвалу акций Яндекса на 15% за один день. Позже законопроект был поддержан с уточнением по иностранному участию, которое было установлено на уровне 50% минус одна акция.
В ноябре 2019 года Яндекс представил проект обновленной структуры собственности компании, который является «меньшим злом» в сравнении с новым законопроектом. Основные условия:
Новости о завершении «конфликта» в Яндексе позитивно отразились на котировках.
Комментарий Аркадия Воложа: «На протяжении 22 лет Яндекс создает технологии мирового уровня, которые являются важной частью жизни миллионов людей. Я надеюсь, что акционеры поддержат предложенные сегодня изменения, которые мы уже назвали между собой «золотой акцией 2.0». Это позволит нам и дальше фокусироваться на том, что мы делаем лучше всего – создавать инновационные продукты и сервисы, а также развивать компанию в интересах наших пользователей и акционеров».
Комментарий Джона Бойнтона, председателя Совета директоров Яндекса: «От имени Совета директоров я поддерживаю предлагаемые изменения и призываю акционеров одобрить их. Очевидно, что как и любая крупная IT-компания, Яндекс должен учитывать изменения в регуляторной среде на ключевом для себя рынке. Совет директоров проанализировал различные варианты решения данного вопроса. Предлагаемая структура соблюдает баланс всех сторон: учитывает общественные интересы, интересы публичных акционеров, сотрудников и пользователей и не влияет на операционную деятельность компании».
«Развод» Яндекса и Сбербанка
В августе 2017 года Сбербанк и Яндекс договорились создать совместное предприятие на базе «Яндекс.Маркета». Объем совместных инвестиций оценивался в 60 млрд руб. В 2018 году СП было создано вместе с запуском маркетплейса «Беру». Планировалась активная интеграция маркетплейса в различные сервисы Сбербанка, однако уже в 2019 году между двумя компаниями начали возникать разногласия. В первую очередь, это было связано с ростом конкуренции между самостоятельными сервисами.
В том же 2019 году, согласно сообщениям источников, у Сбербанка и Яндекса состоялся «разговор за чашкой чая», где банк высказывал идею о возможной о покупке технологической компании, что привело к обвалу акций Яндекса.
Помимо этого, постепенно росла конкуренция со стороны совместного предприятия Сбербанка и Mail.ru. О создании СП две компании объявили летом 2019 года. Совокупная стоимость активов тогда оценивалась в 100 млрд руб. От Mail.ru Group была внесена доля в Delivery Club и сервисе такси «Ситимобил», а Сбербанк внес долю в компании Foodplex. Затем было приобретено 75,6% продуктового онлайн-магазина с экспресс-доставкой «Самокат».
В итоге, в июне 2020 года стало известно, что Сбербанк и Яндекс окончательно «разводятся». Яндекс выкупит у Сбербанка его долю в «Яндекс.Маркете» за 42 млрд руб., становясь тем самым единоличным владельцем маркетплейса «Беру». Сбербанк же выкупит «Яндекс.Деньги» примерно за 2,4 млрд руб. Стоит отметить, что «развод» двух компаний прошел весьма мирно, что позволит в будущем достаточно спокойно и эффективно развиваться двум экосистемам одновременно.
Новостной фон
Уточнение от 23.09.2020: Яндекс заявил о намерениях купить «Тинькофф». Данная новость существенно улучшает долгосрочные перспективы Яндекса, так как закрывает последнюю непокрытую сферу в экосистеме (финансовую).
Факторы «ЗА» инвестирование в акции Яндекса
Итак, давайте кратко подытожим основные позитивные моменты в бумагах Яндекса:
Факторы «ПРОТИВ» инвестирования в акции Яндекса (основные риски)
Перечислим основные риск-факторы для акций Яндекса:
Итоговая оценка
Итак, в текущий период акции Яндекса стали одними из самых популярных на российском рынке. Что уж говорить, обороты торгов по Яндексу иногда даже превышают тот же показатель в Сбербанке или Газпроме. Темпы роста бумаг впечатляют, однако является ли это объективным отражением улучшения фундаментальных позиций компании на рынке? Я в этом очень сильно сомневаюсь. Ряд сервисов Яндекса, действительно, получили стимул к развитию благодаря всеобщей изоляции, однако в целом на деятельность компании пандемия конкретно в данный момент оказывает негативное влияние.
Яндекс – это отличная компания с крайне высокими перспективами развития собственной экосистемы во всех сферах жизни в России. Очевидно, что у отличной «компании роста» акции должны стоить дорого, однако, на мой взгляд, сейчас формируется явный разрыв между фундаментальной оценкой и стоимостью ценных бумаг. Предположения о том, что долгосрочные последствия пандемии окажут положительное влияние на деятельность Яндекса отнюдь не очевидны, однако ценные бумаги ускоренно движутся вверх, отражая поразительную эйфорию на рынке.
В моем долгосрочном портфеле акции Яндекса находятся уже около полутора лет. Мне по-прежнему импонирует данный бизнес, однако расширять, либо же вовсе формировать позиции впервые по данным акциям на текущих уровнях я бы не стал. Эйфория может длиться долго, однако, по моему мнению, рано или поздно фундаментальные факторы должны возыметь действие. Сейчас же лично для меня не лучшее время для покупки ценных бумаг этой безусловно интересной и перспективной, но уж слишком дорогой российской истории.
Автор: Алексей Соловцов
Данный материал не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией и отражает исключительно субъективное мнение автора. Помните о том, что инвестирование в ценные бумаги сопряжено со значительным риском, в связи с чем Вам всегда необходимо проводить самостоятельный анализ рыночной ситуации и объектов инвестирования.
Вам может быть интересно:
Базовые знания о финансах и рынках:
Фундаментальные обзоры эмитентов:
Обзор «Яндекс»: диверсифицирующийся технологический гигант
Yandex N. V. (NASDAQ, MCX: YNDX) — нидерландский холдинг, головная компания международного технологического гиганта с российскими корнями — «Яндекса».
Что тут происходит
Читатели давно просили нас начать разбирать отчетность и фундамент бизнеса российских эмитентов. Идею сделать обзор «Яндекса» предложил наш читатель Alex Freeman в комментариях к обзору IPO Fix Price. Предлагайте в комментариях компании, разбор которых вам хотелось бы прочитать.
О компании
«Яндекс» — крупная международная технологическая компания с российскими корнями. Ведет бизнес как в России, так и еще в 21 стране. Бизнес-модель компании не подразумевает разработку программного обеспечения на заказ или прямую продажу его клиентам — компания делает упор именно на создании и развитии полноценных пользовательских сервисов на основе произведенного компанией программного обеспечения. Многие сервисы компании — это фактически агрегаторы, многие бесплатны для широкого круга клиентов.
«Яндекс» считает началом своей истории 1990 год, когда начинали разрабатываться первые продукты компании в рамках компаний Arcadia и CompTek. В виде отдельного юридического лица компания появилась в 2000 году, а в 2007 появилась головная нидерландская компания Yandex N. V.
В первые годы существования были созданы: поисковый алгоритм, давший также название одноименному поисковому порталу, рекламный движок, прочие сервисы типа почты, карт. В первой половине 2010-х компания начала путь к активному расширению и диверсификации бизнеса — можно сказать, что она вышла в офлайн — стала производить товары и начала заниматься цифровизацией традиционных офлайн-бизнесов.
Сейчас у «Яндекса» не просто диверсифицированный бизнес. «Яндекс» — один из ведущих игроков, организовавших свою экосистему — большое количество разнообразных сервисов, пытающихся удовлетворить максимальное количество повседневных потребностей пользователя в одном месте. Экосистемность удобна самому «Яндексу» еще и потому, что новые экспериментальные сервисы могут использовать существующие наработки и сервисы как свою инфраструктуру, создавая синергию.
Компания выделяет шесть операционных сегментов бизнеса, в каждом — по несколько сервисов.
Поиск и портал. В данный сегмент входят довольно разнородные сервисы:
На заработки от рекламы значительно влияет объем рынка онлайн-рекламы — и с ним все хорошо: он растет, перетекая из менее эффективного офлайна. Несмотря на обилие сервисов, основным все равно остается поиск, так что компании очень важно сохранять свою лидирующую позицию в рунете, что непросто, так как главным соперником выступает мировой поисковый гегемон — Google. Пока получается.
Такси. Здесь объединены офлайн-бизнесы компании, связанные с мобильностью:
В разделе такси компания заняла уже значительную долю рынка, так что ФАС даже заблокировала покупку «Везет», посчитав, что тогда «Яндекс-такси» может занять 70% российского рынка агрегаторов такси. Остальные сервисы также растут хорошими темпами. В 2020 году компания выпустила единое суперприложение «Яндекс Go», объединяющее все сервисы в одном месте.
Как победить выгорание
«Яндекс-маркет». Мультикатегорийный маркетплейс и сервис сравнения цен. Он недавно снова стал полноценной частью «Яндекса». С точки зрения бизнеса это конкурент Ozon, в статье про который мы подробно рассматривали данный бизнес-сегмент и его перспективы. Количество товарных позиций, продающихся на «Яндекс-маркете», превысило два миллиона, количество продавцов — 8 тысяч. У компании есть 4 фулфилмент-центра: три в Москве и один в Ростове-на-Дону, — 8 сортировочных центров, 632 пункта самовывоза и 1187 пунктов выдачи. Компания активно использует курьерскую службу «Яндекс-лавки».
Медиасервисы. Сюда входят сервисы, связанные с развлечениями:
Вертикали. Сюда входят различные сервисы объявлений:
В данном сегменте компания зарабатывает на комиссиях за поднятие объявлений и дополнительные услуги, на рекламе.
Другие бизнес-юниты и инициативы. Сюда входят остальные сервисы компании — не подходящие под тематику остальных операционных сегментов или те, что числятся экспериментальными и которые компания не готова выделить в отдельные бизнес-юниты:
«Яндекс» гибко подходит к операционным сегментам, периодически перемещая сервисы из одного в другой. Например, «Яндекс-драйв» только недавно вошел в сегмент «Такси», а начиная с 2021 года «Яндекс-услуги» и «Товары» переместили в «Другие сервисы и эксперименты», которые вместе с тем переименовали в «Другие бизнес-юниты и инициативы», а геосервисы перешли в «Поиск и портал».
Также стоит упомянуть, что «Яндекс» не только самостоятельно разрабатывает новые сервисы с нуля, но и периодически не чурается покупать их для последующего встраивания в свою экосистему. Приобретаются как целые большие сервисы, которые так и остаются заметными частями экосистемы, такие как «Кинопоиск» и «Авто-ру», так и более мелкие активы — например, «Партия еды» и часть активов «Везет».
На утренних торгах 25 июня акции «Яндекса» выросли на 4%. За день до этого бумаги обновили исторический максимум в ходе сессии на Московской бирже.
По словам начальника отдела экспертов по фондовому рынку компании «БКС Брокер» Василия Карпунина, рост бумаг на открытии во многом обусловлен отыгрыванием динамики бумаг «Яндекса» на бирже NASDAQ — в среду на Московской бирже был выходной, а в США котировки холдинга прибавили 2,6%. Гораздо более значимую поддержку «Яндексу» и отрасли в целом оказывают новости о снижении ставки страхового взноса для IT-компаний с 14% до 7,6% и налога на прибыль с 20% до 3%.
«Эти меры в значительной степени привели к той переоценке акций «Яндекса», которую мы видели в последние дни», — сделал вывод Карпунин.
Основной вклад в переоценку «Яндекса» внесло то, что зарубежные инвесторы получили сигнал: компания будет развиваться за счет частного привлечения, то есть национализации и сращивания с государственным Сбербанком не будет, прокомментировал аналитик «Фридом Финанса» Валерий Емельянов.
Опрошенные РБК Quote аналитики сходятся во мнении, что, несмотря на рост последнего времени, у акций «Яндекса» еще есть потенциал для движения вверх, особенно в среднесрочной или долгосрочной перспективе.
По оценке эксперта Академии управления финансами и инвестициями Алексея Кричевского, до конца лета бумаги могут подорожать до ₽4000. «Эта покупка оправдает себя и спекулятивно, и как долгосрочное вложение средств», — считает Кричевский.
Василий Карпунин из БКС называет вполне допустимым рост на горизонте года на 15%. При таком росте от нынешних цен стоимость акций составит около ₽3855.
«Бумаги «Яндекса» непрерывно растут с середины июня, когда появилась информация о том, что они уже в августе могут быть включены в индекс MSCI Russia, — добавил начальник отдела анализа рынков компании «Открытие Брокер» Алексей Павлов. — Вот это однозначно позитивная для котировок новость, однако она уже, на мой взгляд, по большому счету отыграна. Таким образом, текущие уровни, возможно, не являются оптимальной точкой для покупки акций «Яндекса». Тем не менее в долгосрочной перспективе компания по-прежнему остается растущей историей, одним из лидеров российского рынка, и потому с этой точки зрения выглядит привлекательно».
Сервис Refinitiv присвоил бумагам «Яндекса» статус «покупать». Рекомендация дана на основе 19 прогнозов. Из них 12 аналитиков дают рекомендацию «покупать» или «активно покупать», оставшиеся семь рекомендуют «держать» акции холдинга.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Изменение курса акций или валют в сторону, обратную основной тенденции рыночных цен. Например, рост котировок после недельного снижения цены на акцию. Коррекция вызывается исполнением стоп-ордеров, после чего возобновляется движение котировок согласно основному рыночному тренду.