Яндекс золотая акция что это
«Хороший компромисс»: Греф объяснил продажу «золотой акции» «Яндекса»
Глава Сбербанка рассказал, что участвовал в совете директоров «Яндекса» и голосовал за новую структуру корпоративного управления, которую Волож назвал «золотой акцией 2.0». В июле Financial Times писала, что Греф перестал участвовать в советах директоров поисковика, после того как «Яндекс» «отразил попытку» госбанка стать его крупным акционером.
Отвечая на вопрос Forbes о том, заставили ли «Яндекс» менять структуру управления, Греф сказал, что он не называл бы это словом «заставили». «У меня есть право вето, со мной никто не обсуждал, как я должен голосовать и должен ли наложить вето на что-то. Был конструктивный диалог, и, я думаю, найден хороший компромисс», — подчеркнул Греф.
На вопрос Forbes, не был ли актом давления на «Яндекс» законопроект депутата Госдумы Антона Горелкина, предложившего ограничить иностранное владение значимыми информационными ресурсами, Греф отметил, что не считает документ оптимальным.
«Я не думаю, что это была провокация, но тема ограждения значимых компаний от влияния извне витает в воздухе. Я не считаю законопроект Горелкина оптимальным, он затрагивал многих, включая нас. Но я не воспринимал его очень остро, так как понимал, что нам дадут высказаться», — добавил президент Сбербанка.
В середине ноября «Яндекс» представил новую схему корпоративного управления: в структуре компании появится некоммерческий Фонд общественных интересов, которому будет передана «золотая акция» от Сбербанка. «Золотая акция» даст фонду право выдвигать двух из 12 членов в совет директоров «Яндекса» и блокировать консолидацию 10% и более голосующих или экономических акций в одних руках. Новая структура также получит право вето по таким вопросам, как передача персональных данных российских пользователей или значимой интеллектуальной собственности. У Сбербанка, владевшего «золотой акцией» с 2009 года, было только право накладывать вето на продажу от 25% акций «Яндекса».
После того как «Яндекс» объявил о новой схеме управления, Горелкин отозвал свой законопроект.
20 самых дорогих компаний Рунета — 2019. Рейтинг Forbes
20 самых дорогих компаний Рунета — 2019. Рейтинг Forbes
Что такое золотая акция?
Разбиение капитала АО на отдельные акции позволяет многим людям и организациям стать обладателями некоторой части компании. Права и обязанности акционеров по участию в управлении деятельностью общества определяются количеством акций, находящихся у них в собственности. При этом особняком среди различных ценных бумаг АО стоит так называемая «золотая акция». Разберемся с этим понятием – но сначала вспомним, какие права дает акционеру владение определенным количеством обыкновенных акций:
Как видно из таблицы, только имея блокирующий пакет (как минимум), можно реально влиять на принимаемые правлением АО решения. Конечно, не все так просто и однозначно, но надо признать, что акционер, контролирующий большое количество акций, имеет реальную возможность принимать участие в управлении компанией.
В этом нет ничего необычного, но иногда, например в процессе приватизации, государство стремится сохранить за собой контроль над компанией и после ее передачи в частные руки. Как правило, подобное происходит тогда, когда существует теоретическая возможность потери правительством своего влияния на деятельность такого АО. Например, при его покупке иностранным инвестором. Вот тогда-то и оказывается востребованной золотая акция.
Что такое золотая акция?
Сразу стоит отметить, что золотая акция это не ценная бумага, она не обращается на биржах. Она не имеет ничего общего, например, с акциями золотодобывающих компаний.
Золотая акция представляет собой право государства или уполномоченного им органа по контролю над деятельностью акционерного общества.
Особенно это право актуально в тех случаях, когда правительство считает целесообразным сохранить на определенный срок управление объектом при его передаче частным лицам.
Как говорилось выше, такой подход обычно обусловлен опасением за изменение вида деятельности предприятия после приватизации — например, когда вместо выполнения заказов оборонной промышленности будет взят курс на перепрофилирование производства. Или вообще новый собственник решит его закрыть и заняться логистикой. Благодаря золотой акции подобное решение будет заблокировано, и предприятие сохранит направление деятельности.
В качестве примеров можно привести Лукойл и в недавнем прошлом Яндекс, о котором речь пойдет ниже. На одно предприятие имеется максимум одна золотая акция, их не может быть 5, 100 или тысяча. Это нетрудно понять, поскольку одну компанию нельзя приватизировать дважды.
Особенности инструмента
Среди них следует отметить такие:
Что она дает владельцу?
Обладатель золотой акции имеет право:
накладывать вето на принятие решений, касающихся:
Здесь надо сделать уточнение — использование золотой акции может применяться только по отношению к обществам, в которых РФ или иные ее субъекты обладают пакетом акций.
Решение о выпуске золотой акции
Решение о появлении подобного инструмента принимается на основании Федерального закона № 178-ФЗ от 21 декабря 2001 г., определяющего порядок приватизации муниципальных и государственных компаний. Именно этим законом предусмотрен выпуск золотой акции в случае приватизации более 75% унитарного предприятия. Принимается решение правительством России или субъектами РФ. При этом теми же органами назначаются представители в ревизионную комиссию и совет директоров.
Полномочия, предоставляемые данной акцией, действительны до тех пор, пока не будет принято решение о прекращении ее действия. Такое решение должны принять те же органы, что и при выпуске акции.
Контроль компаний на практике
У государства существует два способа контроля над деятельностью важных для него предприятий. Первый из них — это обладание как минимум блокирующим пакетом акций (25%+1 акция). В таблице ниже приведены данные, показывающие доли государства в капитале некоторых корпораций.
Второй путь контроля правительства над предприятием — обладание золотой акцией. Известны, к примеру, случаи использования такой акции в Volkswagen AG, Татнефти и нескольких белорусских предприятий в 1998-2008 годах. Но наиболее известным случаем в России стала продажа (передача) такой акции Яндекса Сбербанку в 2009 году за один евро.
В данном случае Сбербанк выступил представителем интересов государства, хотя и не является государственным на 100%. С этого момента акционеру Яндекса, скупившему более 25% его акций, необходимо было получить разрешение Сбербанка. Без этого разрешения ценные бумаги сверх лимита должны были быть проданы на фондовой бирже по рыночной цене.
Однако в 2019 году Сбербанк передал золотую акцию обратно Яндексу за тот же один евро, что фактически упразднило ее действие. Подобное решение стало возможно после того, как была изменена структура управления компании. Не вдаваясь в подробности отметим, что после такой реорганизации Яндекса иностранцы не могут владеть более 20% его акций.
Т.е. после того, как исчезла возможность поглощения со стороны, отпала и необходимость в организации дополнительных прав на управление компанией. Тем не менее государство в последние 10 лет заметно влияло на политику Яндекса при формировании новостной ленты и продолжает влиять на компанию сегодня. Как именно, смотрите в видео ниже:
Само понятие пришло к нам из Европы: родиной золотой акции считается Англия, а крестной матерью Маргарет Тэтчер. Тем не менее именно европейские бизнесмены 10 лет назад посчитали, что процесс влияния государства на бизнес должен быть ограниченным или вообще ничего подобного быть не должно. Поэтому с 2008 года в странах Евросоюза золотые акции больше не задействуются. Однако с точки зрения правительства РФ, подобное вмешательство, пусть и в ограниченном виде, оправдано и даже необходимо.
Для инвестора использование инструмента в отношении предприятия, обычные акции которого он держит, это палка о двух концах. Бизнес сырьевых и IT-компаний несхож между собой. С одной стороны, контроль государства над компанией в традиционном секторе может означать ее дополнительное финансирование и обеспечение заказами, показывая общественную значимость бизнеса. С другой, государственное вмешательство может плохо сказаться на рентабельности — менеджмент привыкает к «подкачке» и понимает, что от банкротства предприятие все равно спасут. Многие российские компании с госучастием в последние 10 лет показали довольно слабые результаты.
Заключение
Золотая акция — инструмент государственного влияния на деятельность конкретного предприятия. Насколько это обосновано — отдельный вопрос в рамках противостояния между кейнсианством, популярным до 60-х годов XX века, и монетаризмом. Однако правительством РФ возможность контроля унитарных предприятий считается вполне допустимым явлением.
Подобное вмешательство по мере развития фондового рынка обычно уменьшается. Хотя надо иметь в виду, что для большинства эмитентов, имеющих свои ценные бумаги, наличие или отсутствие государственного влияния не играет существенной роли. Хотя бы потому, что есть много небольших компаний с малым вкладом в экономику РФ. Государству они не слишком интересны. Определяющим фактором их деятельности является доходность ценных бумаг и рентабельность бизнеса.
Сбербанк передал «золотую акцию» «Яндексу»
Сбербанк передал «Яндексу» «золотую акцию». «Золотая акция» была передана 23 декабря, сказал РБК представитель кредитной организации. В «Яндексе» ТАСС также подтвердили эту информацию, уточнив, что после регистрации Фонда общественных интересов «золотая акция» будет передана в него.
Ранее правление Сбербанка одобрило продажу акции головной компании «Яндекса» (Yandex N.V., зарегистрированная в Нидерландах), купленной в августе 2009 года по номинальной стоимости приобретения €1.
В начале декабря глава Сбербанка Герман Греф сообщил, что банк согласовал отказ от «золотой акции» «Яндекса» с основателем холдинга Аркадием Воложем, а передача была добровольной. По словам Грефа, банк не стал «цепляться» за возможность контроля, поскольку новая структура «Яндекса» стала лучше.
18 ноября совет директоров «Яндекса» предложил изменить схему управления компанией, а именно создать некоммерческий Фонд общественных интересов. Предполагается, что он сможет блокировать с помощью переданной ему «золотой акции» сделки по консолидации в одних руках 10% и более голосующих или экономических акций интернет-компании.
После объявления об изменениях в корпоративной структуре «Яндекса» член комитета Госдумы по информационной политике, ИТ и связи Антон Горелкин, предложивший принять поправки об ограничении доли владения в значимых интернет-ресурсах иностранцами до 20%, заявил о намерении отозвать проект для внесения в него доработок.
«Золотая акция» Яндекса переходит от Сбербанка к некоммерческому фонду
В структуре компании Яндекс появится некоммерческий Фонд общественных интересов (Public Interests Foundation). Эта организация будет согласовывать некоторые сделки, кроме того, она будет распоряжаться «золотой акцией» компании, которая сейчас находится у Сбербанка.
В Совет директоров фонда Яндекс пригласил представителей университетов и негосударственных организаций, с которыми у компании сложились долгосрочные партнерские взаимоотношения. Пять из них — представители ведущих российских вузов, с которыми Яндекс реализует совместные образовательные и научные проекты: ВШЭ, МФТИ, МГУ, СпбГУ и ИТМО. Трех независимых директоров представят негосударственные организации: Российский союз промышленников и предпринимателей, или РСПП, членом которого является Яндекс, Школа управления «Сколково» и Фонд поддержки 57-й школы (Москва).
В совет Фонда также войдут руководители компании: Аркадий Волож, Тигран Худавердян и Елена Бунина. После создания Фонд выдвинет в качестве двух новых членов Совета директоров Яндекса проректора РАНХиГС, директора Высшей школы государственного управления Алексея Комиссарова и генерального директора ВТБ Капитал Алексея Яковицкого. Один из них также войдет в Номинирующий комитет и будет иметь право вето в отношении кандидатов, которые выдвигаются для избрания на четыре из 12 мест в Совете директоров. Номинирующий комитет будет состоять из пяти участников и, как и ранее, будет рекомендовать и выдвигать кандидатов в члены Совета директоров.
Как поясняют в Яндексе, Фонд создается для «соблюдения баланса интересов при обсуждении чувствительных для общества вопросов». В исключительных случаях, когда Совет директоров компании будет намеренно не выполнять решения Фонда и мешать работе новой структуры или принимать решения, способные повлиять на национальную безопасность, Фонд будет иметь право временно заменить руководителя Яндекса в России. После исправления ситуации руководитель будет восстановлен в должности.
Совет директоров Яндекса уже одобрил изменения в структуре управления компании. Сейчас нововведения также должны быть одобрены на специальном собрании акционеров, которое состоится 20 декабря 2019 года.
«Совет директоров проанализировал различные варианты решения данного вопроса. Предлагаемая структура соблюдает баланс всех сторон: учитывает общественные интересы, интересы публичных акционеров, сотрудников и пользователей и не влияет на операционную деятельность компании» — заявил Джон Бойнтон, председатель Cовета директоров Яндекса.
«Яндекс.Большие.Деньги», или развод по соглашению сторон. Обобщение
«Яндекс» и Сбербанк поделят совместно нажитые проекты, так и не создав русский Amazon
«Яндекс», и без того накопивший на счетах огромные суммы, после завершения всех объявленных в ночь на среду сделок существенно нарастит свою «кубышку». Впрочем, окончательное превращение в «IT-Сургутнефтегаз» компании не грозит: впереди, вероятно, выкуп доли партнера в СП с Uber, расходы на строительство штаб-квартиры и инвестиции в новые направления бизнеса, которые пока сжигают кэш, а не приносят его.
Сбербанк, который отношениями с «Яндексом» давно и очевидно тяготился, пытаясь создать ему конкуренцию везде, где это не запрещали юристы, теперь сможет действовать без оглядки на старые договоренности. И 20 млрд рублей прибыли от развода с «Яндексом», вполне возможно, инвестирует как раз в усиление позиций в e-commerce.
Вначале была «золотая акция»
«Яндекс» и Сбербанк были связаны достаточно тесными отношениями на протяжении более десяти лет. Началом послужила передача госбанку «золотой акции» интернет-компании за символический 1 евро в 2009 году. Такое решение было принято с целью обезопасить российский «Яндекс» от чрезмерного иностранного вмешательства в капитал компании, которая на тот момент готовилась к IPO на Nasdaq.
Вторым проектом партнеров стало СП на базе агрегатора товаров и услуг «Яндекс.Маркет», сделка по его созданию была закрыта в апреле 2018 года. Стороны получили по 45% в СП, еще 10% осталось на мотивационную программу для сотрудников. Все СП на тот момент оценивалось в 60 млрд рублей. Согласно расчетам «Ренессанс Капитала», сейчас 100% «Яндекс.Маркета» можно оценить примерно в 87 млрд рублей.
Компания должна была сфокусироваться на трех направлениях: создание маркетплейса («Беру»), развитие трансграничной онлайн-торговли (Bringly), развитие сервиса «Яндекс.Маркет».
Мы делили апельсин
Несмотря на постоянные заявления «Яндекса» и Сбербанка об активном развитии «Яндекс.Маркета», сообщения СМИ о разладе отношений начали появляться в скором времени после закрытия сделки (стороны опровергали их до последнего).
Официальное подтверждение слухов стороны закрепили заключением рамочного соглашения о разделе активов 23 июня.
Сбербанк при этом ожидает, что совокупная прибыль от сделки составит порядка 20 млрд рублей, окончательный размер будет понятен на момент определения транзакции.
Герман Греф, который входит в совет директоров «Яндекса» с 2014 года, останется в нем до созыва годового собрания акционеров. Его полномочия в качестве члена совета истекают в 2020 году, а сам Греф «в будущем не предполагает своего дальнейшего участия в этом коллегиальном органе управления компании «Яндекс», сообщил банк.
С выходом из «Яндекс.Денег» интернет-компания получит возможность развивать собственные сервисы финансовых услуг. Сейчас, согласно данным системы «СПАРК-Интерфакс», «Яндекс» ожидает согласие Роспатента на регистрацию товарного знака «Яндекс.Инвестиции», который, по данным The Bell, может быть связан с совместным финтех-проектом интернет-компании и ВТБ.
Финансовый и операционный директор «Яндекса» Грег Абовский на телефонной конференции с аналитиками подтвердил, что развитие финтех-направления находится на повестке дня. По его словам, компания рассматривает различные варианты, в том числе с помощью партнерств или приобретения активов.
По условиям сделки новые инвесторы взяли на себя обязательство не продавать купленные акции «Яндекса» в течение двух лет. Кроме того, на протяжении того же периода времени их максимальная доля в компании будет ограничена уровнем 3,99%.
Отвечая на вопрос аналитиков, почему компания решила привлечь инвестиции, имея на балансе 197,2 млрд рублей по итогам I квартала, Абовский сказал, что интернет-компания решила откликнуться на интерес среди инвесторов, которые, в свою очередь, согласились не продавать купленные акции «Яндекса» в течение двух лет.
Возвращение блудного «Маркета»
Триумфальное возвращение «Яндекс.Маркета» к своему историческому владельцу будет сопровождаться обновлением стратегии, объявили топ-менеджеры «Яндекса» на телефонной конференции.
Теперь перед сервисом стоят три основных задачи, которые необходимо выполнить в 2023 году: достигнуть положительной скорректированной EBITDA, войти в топ-3 местных игроков на рынке e-commerce и увеличить ассортимент до 5 млн SKU.
В частности, компания намерена получить позитивную EBITDA с помощью оптимизации логистической работы благодаря открытию автоматизированного склада в 2021 году и сортировочных центров, а также за счет расширения службы доставки через интеграцию с другими сервисами «Яндекса». Помимо этого, на результаты могут повлиять оптимизация затрат на привлечение клиентов и улучшение валовой маржи.
В целом в «Яндексе» планируют полностью интегрировать «Яндекс.Маркет» в экосистему интернет-компании. например, с помощью предложений для пользователей по подписке «Яндекс.Плюс» и логистической интеграции с сервисами «Яндекс.Такси».