что означает научное предположение истинное значение которого является неопределенным
Что означает научное предположение истинное значение которого является неопределенным
ГИПОТЕЗА
ГИПОТЕЗА (от греч. ὑπόθεσις – основа, предположение) – научное допущение или предположение, истинностное значение которого неопределенно. Различают гипотезу как метод развития научного знания, включающий в себя выдвижение и последующую экспериментальную проверку предположений, и как структурный элемент научной теории.
Зарождение метода гипотез исторически связано с ранними этапами развития античной математики. Древнегреческие математики широко применяли в качестве метода математического доказательства дедуктивный мысленный эксперимент, включавший в себя выдвижение гипотез и вывод из них с помощью аналитической дедукции следствий с целью проверки правильности первоначальных догадок. Принципиально иной подход к гипотезе был предложен Платоном, который рассматривал ее как посылки разработанного им аналитико-синтетического метода доказательства, способного обеспечить абсолютно истинный характер вывода. Подобное понимание эвристической роли гипотезы было отвергнуто Аристотелем, концепция которого исходила из невозможности использования гипотез как посылок силлогистического доказательства (поскольку в качестве последних мыслились лишь общие, необходимые и абсолютные истины), что обусловило последующее негативное отношение к гипотезам как форме недостоверного или вероятного знания. В античной науке и естествознании Нового времени метод гипотез применялся в основном лишь в неявной, скрытой форме в рамках др. методов (в мысленном эксперименте, в генетически-конструктивном и индуктивном методах). Об этом свидетельствуют «Начала» Евклида и статика Архимеда, а также история формирования механики Галилея, теория Ньютона, молекулярно-кинетические теории и др. Лишь в методологии и философии кон. 17 – нач. 19 в. в процессе осмысления успехов эмпирических исследований постепенно стала осознаваться эвристическая роль метода гипотез. Однако ни рационалистическому, ни эмпирическому направлениям в классической методологии и философии не удалось обосновать необходимость гипотез в научном познании и преодолеть противопоставление гипотез и закона. Так, напр., Кант ограничил сферу применения научных гипотез узкой областью сугубо эмпирических исследований, приписав методу гипотез вспомогательный, подчиненный статус по отношению к априорному знанию как знанию безусловно всеобщих и необходимых истин.
В 70–80-х гг. 19 в. Ф.Энгельс на основе принципиально нового понимания гносеологического статуса законов и теорий как относительно истинных утверждений ограниченной общности обосновал роль научных гипотез не только в процессе накопления и систематизации эмпирического материала, но и на этапах уточнения, модификации и конкретизации экспериментальных законов и теорий. Рассматривая гипотезу как форму «развития естествознания, поскольку оно мыслит» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 555), Энгельс выдвинул положение о взаимосвязи гипотез с законами и теориями как формами относительно истинного знания.
Научная гипотеза всегда выдвигается в контексте развития науки для решения конкретной проблемы с целью объяснения новых экспериментальных данных либо устранения противоречий теории с отрицательными результатами экспериментов. Замена гипотезы в процессе развития науки другой, более подходящей, не означает признание ее ложности и бесполезности на определенном этапе познания: выдвижение новой гипотезы, как правило, опирается на результаты проверки старой (даже в том случае, когда эти результаты были отрицательными). Поэтому выдвижение гипотезы в конечном итоге оказывается необходимым историческим и логическим этапом становления другой, новой гипотезы. Напр., разработка Планком квантовой гипотезы опиралась как на выводы, полученные в рамках классической теории излучения, так и на отрицательные результаты проверки его первой гипотезы. Рассмотрение истины как процесса, взятого вместе с результатом, приводит к выводу, что любой относительно завершенный этап познания, выступающий в форме относительных истин (экспериментальных законов, теорий), не может быть оторван от процесса собственного становления. Развитие теорий и построение прикладных моделей всегда требует введения ряда вспомогательных гипотез, которые образуют с исходной теорией одно целое, взаимно подкрепляя друг друга и обеспечивая прогрессирующий рост научного знания. Так, в частности, применение квантовой механики в качестве теоретической основы предсказания свойств различных химических веществ оказывается невозможным без введения специальных гипотез.
В качестве научных положений гипотезы должны удовлетворять условию принципиальной проверяемости, означающему, что они обладают свойствами фальсифицируемости (опровержения) и верифицируемости (подтверждения). Однако наличие такого рода свойств является необходимым, но не достаточным условием научности гипотез. Свойство фальсифицируемости достаточно строго фиксирует предположительный характер научных гипотез. Ограничивая универсальность предыдущего знания, а также выявляя условия, при которых возможно сохранить частичную универсальность того или иного утверждения о законах, свойство фальсифицируемости обеспечивает относительно прерывный характер развития научного знания. Верифицируемость гипотезы позволяет установить и проверить ее относительно эмпирического содержания. Наибольшую эвристическую ценность представляет собой подтверждение такими фактами и экспериментальными законами, о существовании которых невозможно было предположить до выдвижения проверяемой гипотезы. Так, напр., предложенная Эйнштейном в 1905 квантовая гипотеза спустя почти десятилетие была подтверждена экспериментами Милликена. Свойство верифицируемости служит эмпирической основой процессов становления и развития гипотезы и других форм теоретического знания, обусловливая относительно непрерывный характер развития науки. Вместе с тем методологическое значение имеет вероятностная или сравнительная оценка соперничающих гипотез по отношению к классу уже установленных фактов.
Эвристическая роль метода гипотез в развитии научного знания нашла отражение в гипотетико-дедуктивных теориях, представляющих собой дедуктивно организованные системы гипотез различной степени общности. Такие теории являются неполными, что открывает возможности для их расширения и конкретизации за счет дополнительных гипотез, прикладных моделей. Все это в конечном итоге обеспечивает достаточную широту и гибкость применения гипотез и других развитых форм теоретического знания для отражения сложных объектов и процессов объективной реальности.
1. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М., 1974;
2. Он же. Научная теория. Логико-методологический анализ. М., 1978;
3. Баженов Л.Б. Строение и функции естественнонаучной теории. М., 1978;
4. Меркулов И.П. Научная революция и метод гипотез. – «ВФ», 1979, № 8;
5. Он же. Гипотетико-дедуктивная модель и развитие научного знания. М., 1980;
6. Он же. Метод гипотез в истории научного познания. М., 1984.
Б) ССВУ (SWOT-анализ)
40. Что означает: «часть объектов генеральной совокупности, включенных в обследование для характеристики совокупности по нужным признакам»?
б) выборка;*
в) определенное множество;
41. Какие этапы научного планирования выделяются при проведении исследований?
а) планирование, проведение эксперимента, формулирование выводов;
б) планирование, закладка эксперимента, накопление первичных данных, математический анализ с последующим формулированием выводов и предложений производству;*
в) проведение исследований, математическая обработка полученных данных;
г) планирование, накопление первичных данных, формулирование выводов и предложений производству.
42. Какие методы предназначены для накопления первичных данных об объектах исследования?
а) наблюдение и дисперсионный анализ;
б) эксперимент и вариационный анализ;
в) наблюдение и эксперимент;*
г) вариационный анализ и дисперсионный анализ.
43. Какой из методов научного исследования подразумевает «искусственное создание разных условий для исследуемых растений с целью определения наиболее эффективных в процессе учетов и наблюдений»?
в) эксперимент;*
44. Что называют вариантами опыта?
а) обработку почвы и удобрения;
б) определенная разновидность исследуемого фактора, от которого надеются получать лучшие результаты;*
в) повторения в опыте;
г) разновидности опытов.
45. Что такое схема эксперимента?
а) размещение вариантов и повторений на опытном участке;
б) перечень опытных и контрольных вариантов, включаемых в эксперимент для проверки гипотезы;*
в) чертеж, на котором размещены границы эксперимента;
г) перечень методов исследования, которые планируется проводить в эксперименте.
46. В каких опытах изучается влияние нескольких факторов?
б) многофакторных;*
47. Что означает: «научное предположение, истинное значение которого является неопределенным «?
г) гипотеза.*
48. Что означает: «целенаправленное сосредоточение внимания исследователя на явлениях эксперимента или природы, их количественная и качественная регистрация»?
б) наблюдение;*
в) статистический анализ;
49. Что означает «воспроизводимость результатов опыта»?
а) при повторе опыта в идентичных условиях и при аналогичных методиках должны получить аналогичные результаты;*
б) результаты опыта должны быть такими же и в других почвенно-климатических зонах;
в) в следующем году исследований результаты опыта должны повториться;
г) что даже при изменении условий опыта и методик исследования результаты опыта должны подтвердиться.
50. Если уровень значимости 5%-ный, чему будет равен уровень вероятности?
б) 95 %;*
51. Как расшифровывается НСР:
а) наибольший существенный результат;
б) head certain point;
в) наибольшая средняя разница;
г) наименьшая существенная разность.*
52. Какая разновидность ошибок приводит к завышению или занижению результатов исследований под действием определенных факторов (закономерных изменений плодородия почвы и др.)?
а) систематические;*
53. Как называются ошибки, возникающие при просчетах в процессе работы?
в) грубые;*
54. По какой формуле находится стандартное отклонение?
а) ;
б) ;
в) ;*
г) .
55. По какой формуле находят погрешность выборочной средней?
а) ;*
б) ;
в) ;
г) .
56. Какая проявляется форма корреляции, когда при увеличении одних признаков соответственно увеличиваются другие признаки?
б) прямолинейная;*
57. Когда исследуется связь между двумя признаками, то это корреляция?
а) простая;*
58. Степень и особенности изменения одного из признаков (Х) на единицу другого (Y) – это.
г) регрессия.*
59. Модель – это:
а) иерархическая система принципов системного анализа;
Тесты по Методика и ОИА
Тестовые задания для проведения модульно-рейтингового контроля По дисциплине «Методика и организация исследований в агрономии»
Вопросы тестового контроля знаний
1. Причины непрерывного возрастания роли науки?
А) Из-за увеличения численности населения
Б) Из-за неизбежного уменьшения площади с/х угодий и пашни в расчете на 1 человека
В) Из-за неизбежного возрастания потребностей человека
Г) Из-за увеличения численности населения, неизбежного уменьшения площади с/х угодий и пашни в расчете на 1 человека, а также возрастания потребностей человека*
2. Что подразумевается под: «комплексом наук, разрабатывающих теоретические основы и практические приемы повышения урожайности, улучшение качества продукции, снижение ресурсоемкости производства и охраны окружающей среды»?
Г) Земледелие и агрохимия
3. Какая агрономия разрабатывает теоретические основы и практические приемы повышения урожайности, улучшение качества и т. д.?
В) Прикладная и научная
4. В каких направлениях проводит исследования научная агрономия?
А) Изыскание способов направленного изменения природы растений и создание новых форм и культур растений, наиболее приспособленных к условиям определенной зоны
Б) Изменение условий внешней среды в соответствии с потребностями культурных растений
В) Изыскание способов сокращения ресурсоемкости производства и охрана окружающей среды
Г) Все пункты а, б и в*
5. Какие виды познавательной деятельности использует человек?
А) Изучение и испытание
Б) Изучение, исследование и испытание*
6. Что является объектом исследования в научной агрономии?
А) Растения, среда их обитания и урожай*
В) Метеорологические показания
Г) Обработка почвы, нормы удобрений и нормы высева
7. Что означает: «свойство объектов одного класса отличаться друг от друга по одному и тому же признаку даже в однородных совокупностях»?
8. Определите вид изменчивости – урожайность озимой пшеницы?
А) Качественная двухранговая
Б) Количественная дискретная (прерывистая)
В) Количественная непрерывная*
Г) Качественная многоранговая
9. Определите вид изменчивости – количество зерен в колосе?
А) Качественная двухранговая
Б) Количественная дискретная (прерывистая) *
В) Количественная непрерывная
Г) Качественная многоранговая
10. Определите вид изменчивости – приживаемость саженцев?
А) Качественная двухранговая*
Б) Количественная дискретная (прерывистая)
В) Количественная непрерывная
Г) Качественная многоранговая
11. Определите вид изменчивости – окраска томатов перед уборкой?
А) Качественная двухранговая
Б) Количественная дискретная (прерывистая)
В) Количественная непрерывная
Г) Качественная многоранговая*
12. Что означает: «часть объектов генеральной совокупности, включенных в обследование для характеристики совокупности по нужным признакам»?
В) Определенное множество
13. Какие этапы научного планирования выделяются при проведении исследований?
А) Планирование, проведение эксперимента, формулирование выводов
Б) Планирование, закладка эксперимента, накопление первичных данных, математический анализ с последующим формулированием выводов и предложений производству*
В) Проведение исследований, математическая обработка полученных данных
Г) Планирование, накопление первичных данных, формулирование выводов и предложений производству
14. Какие методы предназначены для накопления первичных данных об объектах исследования?
А) Наблюдение и дисперсионный анализ
Б) Эксперимент и вариационный анализ
В) Наблюдение и эксперимент*
Г) Вариационный анализ и дисперсионный анализ
15. Какой из экспериментов является основным в агрономии?
Б) Лабораторный и вегетационный
В) Лабораторный, вегетационный и лизиметрический
16. В каких экспериментах для проведения исследований используются вегетационные сосуды?
17. Какой эксперимент предназначен для исследования процессов перемещения в почве воды и растворенных в ней питательных веществ?
18. Какой из методов научного исследования подразумевает «искусственное создание разных условий для исследуемых растений с целью определения наиболее эффективных в процессе учетов и наблюдений»?
19. Что называют вариантами опыта?
А) Обработку почвы и удобрения
Б) Определенная разновидность исследуемого фактора, от которого надеются получать лучшие результаты *
В) Повторения в опыте
Г) Разновидности опытов
20. Какие разновидности контрольных вариантов используют в агрономии?
А) Абсолютный и видоизмененный
Б) Опытный, производственный и видоизмененный
В) Нулевой и сельскохозяйственный
Г) Абсолютный и производственный*
21. Чем отличается абсолютный контроль от производственного?
А) В абсолютном контроле исследуемый фактор исключен из технологии*
Б) В абсолютном контроле дозы факторов рассчитываются на планируемый урожай
В) В абсолютном контроле применяются завышенные дозы исследуемого фактора
Г) На вариантах абсолютного контроля ожидают получать высокую урожайность исследуемых культур
22. Что такое схема эксперимента?
А) Размещение вариантов и повторений на опытном участке
Б) Перечень опытных и контрольных вариантов, включаемых в эксперимент для проверки гипотезы*
В) Чертеж, на котором размещены границы эксперимента
Г) Перечень методов исследования, которые планируется проводить в эксперименте
23. Что означает: «наименьшая земельная площадка определенного размера и формы на которой размещают один какой-то вариант опыта»?
24. Из чего состоит опытная делянка?
А) Из учетной площади
Б) Из учетной площади и защитной зоны*
В) Из повторений и повторностей
Г) Из учетной площади и боковой защитной зоны
25. Что такое «повторность опыта»?
А) Количество делянок с одним и тем же вариантом на всем опытном участке*
Б) Часть площади опытного участка с полным набором вариантов
В) Часть землепользования на которой один раз размещены все варианты
Г) Количество делянок с контрольным вариантом на всем опытном поле
26. Какая продолжительность во времени кратковременных опытов?
27. Какая продолжительность во времени многолетних опытов?
28. В каких опытах изучается влияние нескольких факторов?
29. Для культур с небольшой площадью питания (злаковые зерновые и др.) используются делянки учетной площадью.
30. Для пропашных культур учетная площадь опытной делянки должна составлять не менее.
31. Если на опытном участке наблюдается сильное варьирование почвенных условий, то в этом случае надо.
А) Увеличить повторность опыта*
Б) Увеличить площадь эксперимента
В) Увеличить число вариантов в схеме эксперимента
Г) Уменьшить норму высева культуры
32. Что означает: «научное предположение, истинное значение которого является неопределенным «?
33. Что означает: «целенаправленное сосредоточение внимания исследователя на явлениях эксперимента или природы, их количественная и качественная регистрация»?
В) Статистический анализ
34. Что подразумевается под принципом (правилом) единственного различия?
А) Размеры и направление делянок должны быть одинаковыми на всем опытном участке
Б) Технология возделывания и условия на опытном участке, кроме исследуемых факторов, должны быть одинаковыми*
В) При математическом анализе данные должны отличаться на определенную величину
Г) Исследуемые совокупности растений не должны значительно отличаться друг от друга
35. Что означает «воспроизводимость результатов опыта»?
А) При повторе опыта в идентичных условиях и при аналогичных методиках должны получить аналогичные результаты*
Б) Результаты опыта должны быть такими же и в других почвенно-климатических зонах
В) В следующем году исследований результаты опыта должны повториться
Г) Что даже при изменении условий опыта и методик исследования результаты опыта должны подтвердиться
36. Какие значения критерия уровня значимости приемлемы в агрономии?
37. Какие значения критерия уровня значимости используются в агрономии при исследовании эффективности гербицидов и других пестицидов?
38. Если уровень значимости 5%-ный, чему будет равен уровень вероятности?
39. Как расшифровывается НСР
А) Наибольший существенный результат
Б) Head Certain Point
В) Наибольшая средняя разница
Г) Наименьшая существенная разность*
40. Какая разновидность ошибок приводит к завышению или занижению результатов исследований под действием определенных факторов (закономерных изменений плодородия почвы и др.)?
41. Как называются ошибки, возникающие при просчетах в процессе работы?
42. В каком направлении нужно производить посев семян на опытном поле при изучении систем обработки почвы?
В) Первый и последний ярус делянок поперек основного направления, внутри опыта вдоль
Г) Делянки обработки почвы засевают вдоль проведенной основной обработки, а делянки удобрения поперек
43. С какой целью закладываются повторения эксперимента?
А) Для увеличения числа делянок
Б) Для увеличения повторности эксперимента
В) Для учета влияния почвенных условий в опыте
Г) Для уменьшения погрешности эксперимента*
44. При рендомизированном размещении варианты в опыте размещаются?
В) один вариант контроля чередуется с одним опытным вариантом
Г) один вариант контроля чередуется с двумя опытным вариантом
45. Какой из вариантов ответа относится к систематическому размещению вариантов в опыте?
46. Какое размещение вариантов в опыте относится к Дактиль-методу?
47. Чем отличается метод полной рендомизации от метода рендомизированных повторений?
А) В методе полной рендомизации не создаются повторения*
Б) В методе полной рендомизации больше вариантов
В) В методе полной рендомизации меньше погрешность опыта
Г) В методе полной рендомизации варианты внутри повторений размещаются по жребию (случайно)
48. В каком методе размещения вариантов повторения закладываются в 2-х направлениях – горизонтально и вертикально?
А) Метод полной рендомизации
Б) Метод рендомизированных повторений
Г) Латинский квадрат и латинский прямоугольник*
49. В каком методе размещения вариантов число вариантов должно равняться числу повторностей?
А) Метод полной рендомизации
Б) Метод рендомизированных повторений
В) Латинский квадрат*
Г) Латинский прямоугольник
50. Для чего используют рекогносцировочные посевы?
А) Для определения варьирования плодородия почвы*
Б) Для определения влияния сорта на урожайность культуры
В) Для снижения засоренности полей
Г) Для снижения фитопатогенной микрофлоры на поле
51. Что называют варьированием?
А) Применение различных доз удобрений в опыте
Б) Способность одних растений отличаться от других
В) Влияние неконтролируемых факторов
Г) Изменчивость свойств растений и их среды обитания*
52. Каким символом обозначается дисперсия?
53. Какая из моделей дисперсионного анализа относится к методу рендомизированных повторений?
54. Какая из моделей дисперсионного анализа относится к двухфакторному опыту?
55. Какой показатель находится по формуле: ?
А) Стандартное отклонение
Б) Коэффициент вариации*
В) Допустимая относительная ошибка
56. Какой показатель находится по формуле: ?
А) Head Certain Point
Б) Наибольший существенный результат
В) Наименьшая существенная разность*
Г) Наибольшая средняя разница
57. По какой формуле находится стандартное отклонение?
А)
Б)
В) *
Г)
58. По какой формуле находят погрешность выборочной средней?
А) *
Б)
В)
Г)
59. Какая будет степень изменчивости признаков при V = 12 %
60. Какая будет степень изменчивости признаков при V = 35 %
61. По этой формуле рассчитывают?
А) Распределение Стьюдента
Б) Закон нормального распределения Гаусса
В) Распределение Фишера*
Г) Распределение Пирсона
62. Какая проявляется форма корреляции, когда при увеличении одних признаков соответственно увеличиваются другие признаки?
63. Когда исследуется связь между двумя признаками, то это корреляция?
64. Степень и особенности изменения одного из признаков (Х) на единицу другого (Y) – это.