что означает незавершенность человека

Эффект Зейгарник в психологии – примеры из жизни

что означает незавершенность человека. Смотреть фото что означает незавершенность человека. Смотреть картинку что означает незавершенность человека. Картинка про что означает незавершенность человека. Фото что означает незавершенность человека

Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.

Однажды, молодая студентка, будущий советский психолог, Блюма Вульфовна Зейгарник беседовала в кафе со своим руководителем дипломной работы Куртом Левином. Блюма Вульфовна обратила внимание, что в кафе один из официантов обслуживает посетителей, не пользуясь блокнотом и ручкой, в отличие от всех остальных официантов. Разговорившись с официантом, они обнаружили, что он помнил все заказы, которые ещё ждали посетители. И официант не мог назвать блюда, которые заказывали те люди, которые уже поели и ушли.

Так, родилось открытие Блюмы Вульфовны о том, что память сохраняет незавершённые действия. Они остаются «заряженными» энергией и не отпускают ум человека. Действие, которое доведено до логического завершения, как бы закрывается в памяти. Это явление получилось название «эффект Зейгарник».

Эффект незавершённости

что означает незавершенность человека. Смотреть фото что означает незавершенность человека. Смотреть картинку что означает незавершенность человека. Картинка про что означает незавершенность человека. Фото что означает незавершенность человека

Открытие Зейгарник прочно вошло в область гештальт психологии. Блюма Вульфовна обнаружила, что, не доведя до завершения какое-то дело, человек не может успокоиться и расслабиться. Зейгарник так описала последовательность этого эффекта:

Психика человека устроена так, что всегда стремится к балансу. Появилась потребность, значит, нужно её удовлетворить. И никакие процессы не рассасываются сами собой. Если появилась какая-то энергия, чувство, цель, — они должны получить разрядку, реализацию. Иначе они остаются в «списке ожидания». Часто, такая нереализованная энергия приводит к психосоматическим заболеваниям – они ищут выход через тело.

Гештальт психология опирается на эффект Зейгарник, описывая незавершённость «гештальтов». «Гештальт» означает «образ». Эффект Зейгарник стал основой для базовых принципов гештальт психологии – принципа целостности и завершённости. В каждом человеке заложено стремление к целостности. Поэтому психологической травмой становится что-то незавершённое, не прожитое до конца.

что означает незавершенность человека. Смотреть фото что означает незавершенность человека. Смотреть картинку что означает незавершенность человека. Картинка про что означает незавершенность человека. Фото что означает незавершенность человека

Эффектом Зейгарник пользуются для удержания зрителей за просмотром длинного сериала. Каждая серия обязательно заканчивается на самом интересном месте, создавая эффект незавершённости. Чтобы ты обязательно вернулась к просмотру!

В маркетинге и рекламе так же знают об эффекте Зейгарник. Многие рекламные сообщения составляются таким образом, чтобы у потребителя возник интерес, но повис и не был удовлетворён, чтобы остались вопросы, ожидание. Эффект Зейгарник – это то, что поможет получить повторные продажи. Да и в повседневной жизни людей, в отношениях он тоже встречается.

Например, очень часто встречаются среди женщин истории о великой любви. Некая симпатичная гражданка, назовём её Мария, благополучно замужем уже много лет, воспитывает детей, заботится о муже, работает. Но в задушевных разговорах с подругами всегда вспоминает «того-самого», её первую любовь, молодого красавца Павла.

что означает незавершенность человека. Смотреть фото что означает незавершенность человека. Смотреть картинку что означает незавершенность человека. Картинка про что означает незавершенность человека. Фото что означает незавершенность человекаGiphy

С каждым годом воспоминания только ярче и печальнее. И ощущение несбывшихся надежд не оставляет сердце Марии. Не смотря на вполне удачный брак и истекшие все сроки давности, Мария помнит Павла всю жизнь. Она помнит его внешность, каждое его слово, каждый уголок, где они гуляли вместе и каждую бабочку в своём животе от его прикосновений. И на сегодняшний день ей кажется, что замужество с Павлом было бы более удачным, что меньше было бы ссор и недопонимания и больше необыкновенно глубоких чувств.

Мария даже может любить мужа и видеть в нём положительного человека. Но память о первой любви не умирает в ней. Почему? Так ли прекрасен был Павел? На самом деле нет, конечно. Просто история их любви резко закончилась. Павла призвали в армию, на долгих три года в морфлоте. Родители Марии ничего против Павла не имели, но предложению о замужестве от другого парня были рады. Мол, чего в девках сидеть, несерьёзная это любовь – юношеская, детская. А замуж – это серьёзно, это хорошо, да и пора.

Да и самой Марии будущий муж был симпатичен, а время тянулось, писем было всё меньше. Давление родителей и общественных стереотипов о страшных рисках одиночества «в старых девах» повлияли на решение Марии. Она вышла замуж. А Павлу написала, что не будет ждать, мол, прости и забудь.

Отношения Марии и Павла остались не завершёнными. Они попрощались, ещё горячо любящими друг друга. Они не прошли этапы кризиса и притирки друг к другу, не узнали, как может угасать страсть со временем, как бытовуха поглощает романтику, как из влюблённости может вырасти безразличие или ненависть. Не узнали плохие стороны друг друга. Их отношения оборвались на самом красивом этапе и так и остались недописанной повестью.

Поэтому в памяти Марии Павел так прекрасен. Незавершённость Марии усиливается чувством вины. Именно поэтому в её памяти этот человек занимает отдельное место. Что до Павла, для него это так же незавершённая история. Чувства только-только начали разрастаться в разлуке, подкрепляемые обещанием любимой ждать. А потом резко оборвались неприятным письмом. Только вот в его памяти Мария осталась предательницей.

Обида и злость со временем чуть тише, но до конца не оставляют память. Первая рана на душе будет помниться им всю жизнь.

Как почистить память?

Этому учатся гештальт-терапевты, и ты научишься тоже. Незавершённые действия и ситуации можно пробовать прорабатывать самостоятельно. Конечно, наиболее болезненные события лучше завершать с помощью специалиста. Но многие гештальтики ты закроешь сама.

Если твоя незавершённая ситуация связана с отношениями, с каким-то человеком, то тебе нужно прописать серию писем. Начни с первого – как будто ты пишешь этому человеку, о своих мыслях, переживаниях, чувствах, о том, чего тебе хотелось, о том, что ты вспоминаешь его. В общем, напиши всё, что есть у тебя внутри к этому человеку. Затем напиши от его имени ответ самой себе. Что бы он ответил, получив твоё письмо? Возможно, это будет не конец и ваша «переписка» будет состоять из нескольких писем. Пиши, пока не почувствуешь облегчение.

Со временем эта ситуация исчезнет из постоянного фона памяти.

Поставь два стула. Сначала сядь на один. Это твой стул. Почувствуй своё тело, найди удобное положение. Сосредоточься на проблемной ситуации. Представь напротив себя другого человека, того, с кем хочешь поговорить. Представь, как он сидит, во что одет, какое у него выражение лица. Теперь, начни диалог. Скажи, всё, что хочется. Можешь говорить, плакать, кричать.

Затем пересядь на его стул. Теперь будь вместо него. Представь, что ты – это он. Почувствуй, что у него внутри в ответ на твои слова, что он хочет тебе ответить? Отвечай вслух, от его лица. Представь, что напротив сидишь ты, и слушаешь его.

что означает незавершенность человека. Смотреть фото что означает незавершенность человека. Смотреть картинку что означает незавершенность человека. Картинка про что означает незавершенность человека. Фото что означает незавершенность человекаФото Daniel Öberg on Unsplash

Продолжай диалог, пока тебя не отпустит, или ты не осознаешь что-то важное. Скажите друг другу всё недосказанное. Обязательно попрощайтесь и пообещайте друг другу идти своими жизнями свободно.

Используй любую из этих техник, оставляй прошлые истории позади и живи будущим. А подробнее почитать про эффект Зейгарник можно в её книге «Патопсихология».

Источник

Незавершенность человека

что означает незавершенность человека. Смотреть фото что означает незавершенность человека. Смотреть картинку что означает незавершенность человека. Картинка про что означает незавершенность человека. Фото что означает незавершенность человека что означает незавершенность человека. Смотреть фото что означает незавершенность человека. Смотреть картинку что означает незавершенность человека. Картинка про что означает незавершенность человека. Фото что означает незавершенность человека что означает незавершенность человека. Смотреть фото что означает незавершенность человека. Смотреть картинку что означает незавершенность человека. Картинка про что означает незавершенность человека. Фото что означает незавершенность человека что означает незавершенность человека. Смотреть фото что означает незавершенность человека. Смотреть картинку что означает незавершенность человека. Картинка про что означает незавершенность человека. Фото что означает незавершенность человека

что означает незавершенность человека. Смотреть фото что означает незавершенность человека. Смотреть картинку что означает незавершенность человека. Картинка про что означает незавершенность человека. Фото что означает незавершенность человека

что означает незавершенность человека. Смотреть фото что означает незавершенность человека. Смотреть картинку что означает незавершенность человека. Картинка про что означает незавершенность человека. Фото что означает незавершенность человека

«Никакое философское озарение, — пишет К. Ясперс, — не спо-

собно дать однозначную картину «человеческого». Скорее сле-

довало бы сказать/что. проявляется множественность истоков

природы человека; отсюда неустанное стремление человека

к единому, каковым он не является. Природа человека незавер-

шенна или фрагментарна. Фрагментарность требует достижения

полноты, источник которой, в противоположность всем осталь-

ным универсальным источникам «человеческого», должен обес-

печить бытию человека основу и целостность. Временный успех

на этом пути достижим только ценой многочисленных разочаро-

ваний. Но именно разочарования указывают верное направле-

ние — ведь чтобы выполнить требование, нужно, по Ясперсу, об-

ладать истовой верой и сохранять духовную связь с традицией».

(ЯсперсК. Общая психопатология. М., 1997, с. 908).

Открытость человека тождественна его всегдашней незавер-

шенности. Сущность человека выявляется для нас не в объек-

тивных схемах «человеческого», а именно в этой бесконечной

потенциальности, в этих неизбежных конфликтах и внутрен-

Прежде всего, человекэто открытая возможность.Чело-

век — это еще не определившееся животное (Ф. Ницше). Жи-

вотные осуществляют свою жизнь согласно заранее предна-

чертанным путям; каждое новое поколение, подобно всем

предыдущим, приспособлено к определенной форме сущест-

вования. Что касается человека, то его ничто не принуждает

строить свою жизнь по заданной модели: человек наделен

пластичностью и способен бесконечно изменяться. Живот-

ные ведут устойчивое существование, так как руководствуют-

ся надежными инстинктами; человек же несет в себе элемент

неустойчивости и ненадежности. Он не предназначен для аб-

60 Глава IV. Культура как поиск смысла

солюткых, конечных форм жизни. Следовательно, его сущест-

юзание неотделимо от случайностей и опасностей. Человек

заблуждается, допускает ошибки, его инстинкты немногочис-

ленны, он, так сказать, изначально «болен». Он всеиело зави-

сит от собственного свободного выбора.

По экспертизе К. Ясперса, развитие животных было направлено

изначально в сторону узкой, специализации и поэтому пошло

тупиковыми путями; потенциал для развития был сохранен за

одним только человеком. О человеке можно сказать, что в ос-

нове своей он есть уникум («душа — это все», как говорил

Аристотель). В самых глубинных слоях человеческой природы

сохраняются какие-то действенные элементы. Благодаря сво-

ей пластичности человек остается незавершенным; и в этой

незавершенности содержатся ростки будущего. По причинам,

самому человеку неизвестным, его способности в основе сво-

ей неисчерпаемы. В своем воображении он может предвидеть

ход событий и освещает свой путь истинными, фантастически-

ми и утопическими целями.

Потенциально человек может все; поэтому человеческая приро-

да неопределима. Мы не можем свести человека к единому

знаменателю, ибо он не соответствует какой-либо одной спе-

циализации. Человек не сводим к какой-либо одной видовой

категории. Другого такого вида в природе не существует.

«Будучи определен, — пишет Ясперс, — т.е. отнесен к какой-

либо категории, человек утрачивает свою исконную целост-

ность. В любой жизненной ситуации человек выступает как

своего рода экспериментатор, имеющий возможность отсту-

пить, отойти в сторону, отказаться от продолжения «экспери-

мента». Это происходит потому, что в глубинах его природы

сохраняются дальнейшие возможности — причем возможнос-

ти эти принадлежат не столько отдельному индивиду (кото-

рый идентифицируется с неким осуществленным содержани-

ем), сколько человеку как некой генетически детерминиро-

ванной сущности» (там же, с. 909).

Человек находится в постоянной борьбе с самим собой. Он не •

является однозначно определенным существом, без колеба-

ний идущим по заранее предначертанному пути. Об этом и

свидетельствует его борьба с самим собой. Человек не просто

принудительный синтез противоположностей (каковым, по

Ясперсу, является все живое) или необходимое и, в сущности,

доступное пониманию диалектико-синтетическое движение

что означает незавершенность человека. Смотреть фото что означает незавершенность человека. Смотреть картинку что означает незавершенность человека. Картинка про что означает незавершенность человека. Фото что означает незавершенность человека

Глава IV. Культура как поиск смысла 61

духа. Уже в самих глубинных своих истоках человек — не что

иное, как творение, созданное для борьбы. Различные формы

этой непримиримой борьбы можно рассматривать как ряд сту-

пеней, ведущих от того, что является общим для всего живого,

к чисто человеческим феноменам.

Но каковы же эти противоречия? Человек, рассматриваемый как

форма жизни, является ареной борьбы между наследственной

предрасположенностью и окружающей средой, между внутрен-

ним и внешним миром. Человек как общественное существо

находится в центре конфликта между индивидуальной и коллек-

тивной волей. В последней же идет борьба между той волей,

которая обусловлена природой отдельных людей, и волей обще-

ства в целом. Человек как мыслящее существо пытается преодо-

леть антагонизм между субъектом и объектом, между «Я» и ве-

щами — между неразрешимыми антиномиями, сталкиваясь с ко-

торыми человеческий разум терпит поражение. Человек как дух

пребывает в пространстве созидательного движения противо-

положностей. Противоречие — это тот непреодолимый стимул,

который побуждает человека к созиданию; такую творческую

функцию выполняют противоречия, свойственные любым ти-

пам переживания, опыта, мышления. Человек как феномен духа

склонен к отрицанию; но отрицание не разрушает человека,

а выступает как форма созидания через преодоление и синтез,

осуществляемые в процессе становления.

Человек как существо живущее, мыслящее и духовное планирует

свое будущее, осознанно вносит в жизнь определенный порядок,

дисциплинирует себя. Благодаря воле он имеет возможность

делать с окружающей средой и с самим собой то, что хочет. Эта

воля постоянно борется с противоречиями; она становится раз-

рушительным фактором, когда вырождается в «чистую», фор-

мальную волю. Такая воля способствует угасанию собственного

источника, его вырождение в нечто механическое.

Далее по К. Ясперсу, нигде и никогда человек не бывает полно-

стью независимым. Он постоянно зависит от чего-то иного.

Как наличное бытие, он зависит от своей среды и своего про-

исхождения. Для познания ему требуется содержание (т.е. ок-

ружающая среда), которое должно быть ему дано (ибо чистое

мышление лишено содержания). Реализуя свою природу, он

ограничен во времени и возможностях и то и дело преодоле-

вает сопротивление. Чтобы реализовать себя, человек должен

обладать сознанием собственных границ; поэтому он вынуж-

62 Глава IV. Культура как поиск смысла

ден специализироваться на чем-то определенном и не может

охватить всего. Создав предпосылки для того, чтобы по-насто-

ящему начать свой путь, человек должен отказаться от очень

многого в своей жизни.

Человек не просто конечен. Он еще изнает, чтоконечен. Он

не удовлетворяется собой как конечным существом. Чем от-

четливее его знание и чем глубже его переживания, тем яснее

он осознает свою конечную природу и, следовательно, принци-

пиальную незавершенность своего бытия и всех своих прояв-

лений. Человеку свойственно недовольство миром независимо

от того,.насколько глубоко он вовлечен в мирские дела.

Способность человека повсюду ощущать эту конечную природу

и его постоянная неудовлетворенность ею указывают на воз-

можности, скрытые в его природе. Основой его бытия должно

быть не только конечное, но еще и что-то иное. Если бы челове-

ку не было свойственно некое предвосхищающее знание о непо-

знаваемом, он не испытывал бы никакой потребности в поиске.

Но человек ищет бытие само по себе, бесконечное, иное. Только

такой поиск может принести ему удовлетворение.

« Достичь его он может уже в бытии мира — постольку, посколь-

ку в конечных явлениях находит выражение бесконечность.

Только такой поиск может принести ему удовлетворение. Че-

ловеку знакомо глубокое удовлетворение, источником кото-

рого служат опыт постижения мира, общение с природой, чте-

ние ее иероглифов, познание космоса, обнаружение истинной

природы вещей» (там же, с. 912).

Будучи конечным существом и сознавая это, человек стремится

к преодолению всего конечного. Но каждый шаг его на этом

пути обусловлен тем обстоятельством, что человек конечен.

Человек реален лишь постольку, поскольку он стремится к ко-

нечному. Но, обнаруживая, что все конечное неистинно для

него, он не может остановиться и продолжает свое движение

дальше. Итак, человек оказывается в двойственном положе-

нии: в его глубинных основах кроются бесконечные возмож-

ности, благодаря которым он стремится преодолеть свою ко-

нечную природу; но все эти возможности побуждают челове-

ка воплотиться в чем-то конечном, решиться на безусловное

и устойчивое самоотождествление во времени.

Итак, человек — не просто разновидность животного, Но че-

ловек и не чисто духовное существо,о котором мы ничего

не знаем и которое в прежние времена мыслилось как ангел.

ГлаваIV. Культура как поиск Смысла 63;

Скорее следовало бы сказать, что человек — это нечто единст-

венное в своем роде. Отчасти он принадлежит к разряду жи-

вых существ, отчасти — к разряду ангелов, но отличается как

от тех, так и от других. Человек — открытая возможность.

Он не завершен и не может быть завершен. Поэтому человек

всегда больше того, что осуществил, и не тождествен тому, что

осуществил. Такую же мысль находим у русского философа Се-

мена Людвиговича Франка (1877-1950):

«В парадоксальной форме это можно было бы выразить, сказав,

что человек всегда хочет быть чем-то большим и иным, чем он

есть; и так как это хотение есть само его существо, то можно

сказать, что своеобразие человека в том и состоит, что он есть

больше, чем то, что он есть» (Франк Л. Духовные основы обще-

Вот почему человек осуществляет себя в определенных феноме-

нах — поступках, мыслях, символах. И он все время восстает

против этих ставших определенными феноменов, против того,

что было утверждено им же самим. Перестав стремиться к пре-

одолению фиксированных форм, человек, так сказать, «усред-

няется» и отходит в сторону от естественных путей «челове-

Как известно, феномен творчества развернуто исследован рус-

ским философом Н.А. Бердяевым в книге «Философия творчест-

ва». Он отмечает, что в Евангелии нет ни одного слова о творче-

стве. Если бы пути творчества были оправданы и указаны в Свя-

щенном писании, то творчество было бы послушанием, т.е. не

было бы творчеством. Тайна творчества сокровенна. «И Бог

ждет от человека антропологического откровения творчества,

сокрыв от человека во имя богоподобной свободы его пути

творчества и оправдание творчества» (Бердяев Н.А. Философия

творчества, культуры и искусства. М., 1994, с. 112).

Источник

Культурная незавершённость человека

Вы будете перенаправлены на Автор24

Культура – это человеческая деятельность в самых разных ее проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания.

Незавершенность как одна из главных характеристик человека

По мнению немецкого философа, психолога и психиатра К. Ясперса философская мысль не может точно определить, что конкретно является «человеческим». Философы так же интересуются вопросом, что определяет множественность истоков природы человека. Человек все время стремится к единению, однако сам единением не является. Суть человеческой природы представлена фрагментами и является незавершенной. Именно фрагментарность человеческой природы стремится к единству. Источник этой полноты в отличии от других универсальных источников человеческого дает людям полноту и завершенность. Для того чтобы прийти к положительному результату, человеку придется для начала столкнутся с большим количеством неудач. Более того успех, к которому он придет будет лишь временным. Однако все неудачи, с которыми столкнется человек имеют положительную основу. Именно они показывают человеку по каком пути ему следует идти. Ясперс считает, что для выполнения своей цели, человек должен верить в результат своих действий и иметь крепкую духовную связь с традициями. Об этом ученый писал в своём труде «Общая психопатология».

Человеческая открытость совпадает с его незавершённостью. Сущность людей можно понять не из объективных человеческих схем, а из бесконечного потенциала человека в его постоянной борьбе с самим собой.

Культурологии определяют человека как открытую возможность. Ницше определял человека как неопределившиеся животное. Животные существуют по уже предначертанной траектории. Каждое очередное поколение зверей, птиц, насекомых живет точно также, как и предыдущее. Животные приспособлены только к определенной форме существования, по которой жили их предки. С человеком все обстоит иначе, он не должен жить по той же самой траектории, по которой жили его предки, для человека нет обязательной модели образа жизни. Человек является пластичным существом и имеет хорошую способность к адаптации и приспособлению, он способен меняться до бесконечности.

Существование животных является устойчивым, причиной этому являются их инстинкты, которым они доверяют. В отличии от животных, человек существо ненадежное и неустойчивое. Человек для своего вида не является конечно формой жизни. Таким образом получается, что человек в ходе своего существования всегда будет сталкиваться с несчастными случаями и ситуациями. Человеку свойственно часто ошибаться так как у него намного меньше надёжных и проверенных инстинктов чем у животных. Некоторые философы и антропологи считают, что человек изначально «болен». Его жизнь принадлежит ему самому, и она зависит от того, что человек сам выберет для себя.

Готовые работы на аналогичную тему

Как считает Карл Ясперс, развитие животных пришло в тупик, так как изначально имело узкую направленность. Один только человек имеет потенциал для своего развития. Человек по истине является существом уникальным, к такому вывод начали приходить еще философы Античности. В глубине человеческой природы имеются части способные на продвижение. Человек обладает важным для себя качеством, которое очень отличает его от животных – это пластичность, именно она делает человека незавершенным. Именно эта незавершенность дает человеку возможность развиваться и изменяться в будущем. Считается, что способности человека неисчерпаемы, почему сложилось таким образом не известно, но известно то, что человек не знает, как реализовать свой потенциал полностью. От животного человека так же отличает и то, что он обладает способностью предвидения, он может проанализировать ход событий.

Считается, что, используя полностью свой потенциал, человек способен практически на все. Этот факт объясняет, почему человеческую природу сложно предопределить. Человека нельзя свести только к одной специализации как животное, он не следует одной отработай предками траектории. Кроме того, человека нельзя свести к одной видовой категории.

Подобного существа как человек в природе не существует, возможно, что и не существовало. Ясперс считает, что, если человеку присвоить некоторую категорию, то он потеряет свою целостность. Приступая к любой деятельности человек вступает в некий эксперимент, в котором имеет ведущую роль. Если он захочет, то может отступить в сторону, или отказаться от эксперимента в любой момент. Человек способен на подобные деяния, потому что в его природе все еще есть возможности, которыми он не воспользовался, эта черта характерна не только для отдельного человека, эта черта является генетически определяющей.

Внутреннее противостояние человека

Для человека так же характерно состояние борьбы самим с собой. Начиная с самого начала своего существования человек был создан для постоянной борьбы. Человек по своей сути является полем для боя, где сталкивается наследственная предрасположенность и окружающий мир. Так же человек находится в состоянии борьбы между своим индивидуальным и коллективным началами. Помимо этого, происходит борьба воли отдельного индивида и воли общественной. Считается, что именно весь этот набор противоречий подвигает человека на созидательную деятельность.

К. Ясперс так же утверждал, что человек не может быть полностью независимым существом. Он зависит от окружающего мира и от своей наследственности. Человек находится в состоянии постоянного поиска, этот поиск ему необходим так как он дает человеку чувство удовлетворения. Источником удовлетворения так же является процесс познания космос, бытия, общение с природой, обнаружение природы вещей.

Человека нельзя полностью воспринимать как животное, человека так же нельзя рассматривать как полностью духовное существо. Полностью духовных существо в прошлом называли ангелами. Отчасти человека можно отнести и к животным, и к так навиваемым ангелам. Человека так же определяют, как открытую возможность. Он выражается в своих поступках и идеях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *