что означает первая цифра в маркировке новых плетей
Что означает первая цифра в маркировке новых плетей
1. Устройство железнодорожного пути
1.3.3. Маркировка рельсовых плетей
Маркировка рельсовых плетей в условиях рельсосварочного предприятия после изготовления
В начале и конце каждой плети, сваренной из новых или старогодных рельсов, на расстоянии 12,5 м от ее торцов на внутренней стороне шейки рельса светлой несмываемой краской наносятся:
Рисунок 1.1 Образец маркировки плети, наносимой в рельсосварочном предприятии
Рисунок 1.1 Образец маркировки плети, наносимой в рельсосварочном предприятии
где L – измеренная при данной температуре длина плети, м;
t – температура рельса в момент измерения длины плети, °С.
Маркировка рельсовых плетей после укладки
После укладки плети в путь ее маркировка, сделанная в условиях РСП, дополняется следующей информацией:
В результате маркировка коротких плетей принимает вид:
Рисунок 1.2 Образец маркировки короткой плети
Рисунок 1.2 Образец маркировки короткой плети
Маркировка при сварке коротких плетей в длинные | При сварке коротких плетей в длинные к маркировке первой и последней коротких плетей (в начале и конце длинной плети) наносятся: | ||||||||||
номер | номера длинных плетей принимаются по проекту | ||||||||||
длина длинной плети |
Например, номер длинной плети (левой) по проекту 181Л, длина 12051,15 м, маркировка длинной плети в ее начале будет иметь вид:
Рисунок 1.3 Образец маркировки длинной плети
Рисунок 1.3 Образец маркировки длинной плети
Видеоролик 1.1 Нанесение маркировки рельсовых плетей
Видеоролик 1.1 Нанесение маркировки рельсовых плетей
Например, начало плети находится на 4-м пикете 15-го километра:
Рисунок 1.4 Образец маркировки длинной плети при сварке в плети рельсов звеньевого пути
Рисунок 1.4 Образец маркировки длинной плети при сварке в плети рельсов звеньевого пути
Рисунок 1.5 Маркировка плетей по трафарету
Рисунок 1.5 Маркировка плетей по трафарету
Рисунок 1.6 Маркировка коротких сварных рельсовых плетей после укладки
Рисунок 1.6 Маркировка коротких сварных рельсовых плетей после укладки
Изготовление и маркировка плетей
Изготовление и маркировка плетей.
Главный элемент бесстыкового пути – рельсовые плети – сваривают из стандартных 25-метровых рельсов. Плети длиной до 800 метров изготавливают на рельсосварочных предприятиях – РСП, а при укладке в путь такие плети сваривают между собой передвижными рельсосварочными машинами ПРСМ (электроконтактным способом) или с помощью специального оборудования алюминотермитным.
Рельсы, свариваемые в одну плеть, должны быть:
- одного типа, одной марки стали, одинакового термического упрочнения, изготовлены на одном металлургическом комбинате одной категории качества.
Рельсовые плети для бесстыкового пути внеклассных линий и линий 1-го и 2-го классов должны свариваться электроконтактным способом из новых термоупрочнённых рельсов типа Р-65 1-й группы и 1-го класса длиной 25 м без болтовых отверстий, для линий 3-го класса плети могут быть сварены из старогодных рельсов Р65 прошедших комплексный ремонт, а для линий 4-го и 5-го классов плети могут быть сварены из старогодных рельсов в том числе перекладываемых без ремонта.
На мостах длинной более 25 м и в тоннелях применение старогодных рельсов в бесстыковом пути не допускается
Маркировка плетей, в том числе при сварке в длинные и при введении в оптимальные температуры естественным и принудительным способом.
Каждая эксплуатируемая плеть должна иметь маркировку. В проекте укладки бесстыкового пути каждой короткой плети присваивают порядковый номер, под которым она должна значиться в сварочной ведомости РСП и в Журнале учета службы и температурного режима короткой рельсовой плети. Правую и левую плети по счету километров отмечают буквами П и Л.
В условиях РСП в начале и конце каждой плети, сваренной из новых или старогодных рельсов, на расстоянии не менее 150 см от ее торцов на внутренней стороне шейки рельса (со стороны оси пути) белой масляной красой наносятся: номер РСП, номер плети по сварочной ведомости и длина плети.
В случае если температура плети при укладке не соответствует оптимальной температуре закрепления ± 50С, то записывается ее температура при укладке. После ввода плетей в оптимальную температуру закрепления температура укладки на концах плетей удаляется, а вместо нее записывается температура ее закрепления на постоянный режим работы.
В результате маркировка коротких плетей принимает вид:
При сварке коротких плетей в длинные к маркировке первой и последней коротких плетей (в начале и конце длинной плети) наносятся номер и длина длинной плети. Номера длинных плетей принимаются по проекту. Например, номер длинной плети (левой) по проекту 181Л, длина 12051,15 м, маркировка длинной плети в ее начале будет иметь вид:
На концах каждой плети, повторно укладываемой в путь, и плети, сваренной из старогодных отремонтированных рельсов, должна быть нанесена маркировка. Она наносится на расстоянии 12,5 м от конца плети с указанием номера РСП; года сварки плетей с указанием двух последних цифр; группы годности рельсовой плети, которая определяется по группе годности рельсов; наработки на месте первой укладки (при сварке плети из старогодных отремонтированных рельсов наработка определяется по наибольшей наработке рельса); номера плети по Шнуровой книге учета отремонтированных и сваренных рельсов формы ПУ-95; номера плети по проекту с указанием ее сторонности; длины плети; температуры закрепления плети; способа ввода плети в оптимальную температуру закрепления. На перекладываемых без разрезки на рельсы плетях сохраняются номера плетей по сварочной ведомости и по проекту на месте первой укладки.
Ниже приведены примеры маркировки для плетей, сваренных из старогодных отремонтированных рельсов типа Р65:
и для старогодных повторно укладываемых в путь плетей:
При сварке старогодных плетей в плети длиной до перегона, блок-участка в начале и в конце длинной плети после маркировки коротких плетей, наносятся ее номер и длина. Номер длинной плети указывается по километру и пикету ее начала, например:
При замене короткой плети с боковым износом на новую плеть или старогодную плеть, снятую с прямого участка пути или с пологой кривой, маркировка наносится в том же порядке в начале и конце плети. При этом указывается номер РСП, номер плети по сварочной ведомости, длина переложенной плети, номер плети по проекту с указанием сторонности, наработанный тоннаж (для старогодной плети), дата укладки, температура закрепления плети.
При перекладке плетей с наружной стороны на внутреннюю и наоборот маркировка наносится в том же порядке, но исключается наработка.
В случае, если перекладывается не вся плеть, а ее часть, маркировка наносится на обоих концах как на не перекладываемой, так и на перекладываемой частях плетей. При этом указываются новые длины плетей (не переложенной и переложенной), записывается дата перекладки, температура закрепления. Номер плетей остается прежний, но к длине переложенной плети, буквой «П» добавляется перекладка. Например, плеть длиной 800 м имела на концах маркировку:
21 – 372 – 800,00 – 4915П – 15.05.06 – 33.
После перекладки с заменой рабочего канта ее половины (400 м) маркировка не переложенной и переложенной частей плети будет иметь вид:
21 – 372 – 400,00 – 4915П – 15.06.08 – 33;
21 – 372 – 400,00П – 4915П – 15.06.11 – 35.
При сварке в плети рельсов звеньевого пути номер плети определяется по километру и пикету расположения ее начала по ходу километров, например:
начало плети находится на 4-ом пикете 15-го километра:
690,45 – длина плети, м;
08.07.12 – дата сварки последнего стыка плети;
35 – температура закрепления плети.
Температура закрепления плети, сваренной из рельсов звеньевого пути, устанавливается только после вывешивания ее на ролики (пластины) и разрядки в ней напряжений при температуре, соответствующей оптимальной температуре закрепления ±50С.
Основные требования к рельсам свариваемых в одну плеть. Рельсы, применяемые для изготовления плетей, для линий разных классов. Маркировка плети в условиях Рельсосварочных поездов (РСП). Маркировка короткой рельсовой плети после её укладки в путь. Дополнительные обозначения в маркировке плети после её перезакрепления или переукладки с заменой рабочего канта. Маркировка рельсовой плети сваренной из рельсов звеньевого пути.
Почему отечественные танки называют на букву «Т», и что означают цифры за ней
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В некоторых случаях у названий наземной техники есть еще и третья часть, некое «фирменное» название конкретной машины. Оно может быть как официальным, так и неофициальным «народным». Примерами таких названий можно считать «Катюша», «Град», «Акация», «Пион» и т.д. После буквенного обозначения и перед формальным названием идет второй важный элемент обозначения – цифровой индекс модели машины. И здесь начинается самое веселое.
Когда смотришь на цифровые индексы обозначения любой отечественной военной технике, возникает несколько вопросов примерно одного свойства: «Как цифры расшифровываются?», «Есть ли здесь какая-то логика?», «Существует ли закономерность в выборе цифрового индекса?». Отвечая на первые два вопроса, можно сказать два раза «да»: все индексы как-то расшифровываются и в них всегда есть логика. А вот какой-либо устойчивой закономерности в выборе индексов нет. Здесь не существует ни ГОСТа, ни железных правил, а потому цифры могут подбираться из самых разных соображений. Проще всего объяснить это на конкретных примерах.
Вариант второй : цифры по калибру главного орудия. Здесь все просто и понятно. В качестве примеров можно вспомнить СУ-85, СУ-76, ПТ-76, а также варианты с комбинированными названиями Т-34-76 и Т-34-85, где 76 и 85 – калибры пушек, а 34 – заводской индекс танка.
Вариант третий : цифры по очередности внутри серии машины. Таких машин не очень много и встречаются они главным образом в качестве исключений. Самый простой и хорошо знакомый пример — это тяжелые советские танки «Клим Ворошилов» и «Иосиф Сталин»: КВ-1, КВ-2, огнеметная модификация МК-8, ИС-1, ИС-2, ИС-3.
Вариант четвертый : цифры по году создания или году выхода в серию. Едва ли здесь нужны какие-то пояснения. Вот несколько примеров: Т-44 от 1944 года, Т-62 от 1962, Т-72 «Урал» от 1972, Т-90 от 1990, Т-14 «Армата» от 2014 года.
Вариант пятый : цифры от увеличения на «10». Данный способ некоторое время использовался в Советском Союзе для обозначения новых поколений однотипных машин. Например, Т-44 и Т-54 – машины одного проекта от 1944 и 1946 года; Т-40 и Т-60, и Т-70 – одно семейство от 1939, 1941, 1943 года.
В продолжение темы читайте про танки Т-34 : чем отличались выпущенные на разных предприятиях боевые машины.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Марки стали – таблица с маркировкой и расшифровкой
Любому специалисту, имеющему дело с металлом, знакомо понятие «марки стали». Расшифровка маркировки стальных сплавов дает возможность получить представление об их химическом составе и физических характеристиках. Разобраться в данной маркировке, несмотря на ее кажущуюся сложность, достаточно просто – важно только знать, по какому принципу она составляется.
Редкое производство обходится без стали, поэтому разбираться в его марках крайне важно
Обозначают сплав буквами и цифрами, по которым можно точно определить, какие химические элементы в нем содержатся и в каком количестве. Зная это, а также то, как каждый из таких элементов может влиять на готовый сплав, можно с высокой степенью вероятности определить, какие именно технические характеристики свойственны определенной марке стали.
Мы проконсультируем вас по любым вопросам!
Виды сталей и особенности их маркировки
Сталь представляет собой сплав железа с углеродом, при этом содержание последнего в ней составляет не более 2,14%. Углерод придает сплаву твердость, но при его избытке металл становится слишком хрупким.
Одним из важнейших параметров, по которому стали делят на различные классы, является химический состав. Среди сталей по данному критерию выделяют легированные и углеродистые, последние подразделяются на мало- (углерода до 0,25%), средне- (0,25–0,6%) и высокоуглеродистые (в них содержится больше 0,6% углерода).
Включая в состав стали легирующие элементы, ей можно придать требуемые характеристики. Именно таким образом, комбинируя вид и количественное содержание добавок, получают марки, обладающие улучшенными механическими свойствами, коррозионной устойчивостью, магнитными и электрическими характеристиками. Конечно, улучшать характеристики сталей можно и при помощи термообработки, но легирующие добавки позволяют делать это более эффективно.
По количественному составу легирующих элементов различают низко-, средне- и высоколегированные сплавы. В первых легирующих элементов не более 2,5%, в среднелегированных – 2,5–10%, в высоколегированных – более 10%.
Классификация сталей осуществляется и по их назначению. Так, выделяют инструментальные и конструкционные виды, марки, отличающиеся особыми физическими свойствами. Инструментальные виды используются для производства штамповых, мерительных, а также режущих инструментов, конструкционные – для выпуска продукции, применяемой в строительстве и сфере машиностроения. Из сплавов, отличающихся особыми физическими свойствами (также называемых прецизионными), изготавливают изделия, которые должны обладать особыми характеристиками (магнитными, прочностными и др.).
Стали противопоставляются друг другу и по особым химическим свойствам. К сплавам данной группы относятся нержавеющие, окалиностойкие, жаропрочные и др. Что характерно, нержавеющие стали могут быть коррозионностойкими и нержавеющими пищевыми – это разные категории.
Кроме полезных элементов, сталь включает и вредные примеси, к основным из которых относятся сера и фосфор. В ней также находятся газы в несвязанном состоянии (кислород и азот), что негативно отражается на ее характеристиках.
Если рассматривать основные вредные примеси, то фосфор увеличивает хрупкость сплава, особенно сильно проявляющуюся при низких температурах (так называемая хладноломкость), а сера вызывает появление трещин в металле, нагретом до высокой температуры (красноломкость). Фосфор, ко всему прочему, значительно уменьшает пластичность нагретого металла. По количественному содержанию этих двух элементов выделяют стали обыкновенного качества (не более 0,06–0,07% серы и фосфора), качественные (до 0,035%), высококачественные (до 0,025%) и особовысококачественные (сера – до 0,015%, фосфор – до 0,02%).
Маркировка сталей также указывает на то, в какой степени из их состава удален кислород. По уровню раскисления выделяют стали:
О чем говорит маркировка сталей
Расшифровать марку стали довольно просто, необходимо только владеть определенными сведениями. Конструкционные стали, обладающие обыкновенным качеством и не содержащие легирующих элементов, маркируют буквосочетанием «Ст». По цифре, идущей после букв в названии марки, можно определить, сколько в таком сплаве углерода (исчисляется в десятых долях процента). За цифрами могут идти буквы «КП»: по ним становится ясно, что данный сплав не до конца прошел процесс раскисления в печи, соответственно, он относится к категории кипящего. Если название марки не содержит таких букв, то сталь соответствует категории спокойной.
Конструкционная нелегированная сталь, относящаяся к категории качественных, имеет в своем обозначении две цифры, по ним определяют среднее содержание в ней углерода (исчисляется в сотых долях процента).
Прежде чем приступить к рассмотрению марок тех сталей, которые включают легирующие добавки, следует разобраться в том, как данные добавки обозначаются. Маркировка легированных сталей может включать такие буквенные обозначения:
Обозначение сталей с легирующими элементами
Как сказано выше, классификация сталей с легирующими элементами включает несколько категорий. Маркировка легированных сталей составляется по определенным правилам, знание которых позволяет достаточно просто определить категорию конкретного сплава и основную область его применения. В начальной части названий таких марок находятся цифры (две или одна), показывающие содержание углерода. Две цифры указывают на его среднее содержание в сплаве в сотых долях процента, а одна – в десятых. Есть и стали, не имеющие в начале названия марки цифр. Это означает, что углерод в этих сплавах содержится в пределах 1%.
Буквы, которые можно увидеть за первыми цифрами названия марки, указывают на то, из чего состоит данный сплав. За буквами, дающими информацию о том или ином элементе в его составе, могут стоять или не стоять цифры. Если цифра есть, то по ней определяется (в целых процентах) среднее содержание указанного буквой элемента в составе сплава, а если цифры нет, значит, данный элемент содержится в пределах от 1 до 1,5%.
В конце маркировки отдельных видов сталей может стоять буква «А». Это говорит о том, что перед нами высококачественная сталь. К таким маркам могут относиться и углеродистые стали, и сплавы с легирующими добавками в своем составе. Согласно классификации, к данной категории сталей причисляются те, в которых сера и фосфор составляют не более 0,03%.
Примеры маркировки сталей различных видов
Определение марки стали и причисление сплава к определенному виду – это задача, которая не должна вызывать никаких проблем у специалиста. Не всегда под рукой есть таблица, в которой дается расшифровка названий марок, но разобраться с этим помогут примеры, которые приведены ниже.
Конструкционные стали, не содержащие легирующих элементов, обозначаются буквосочетанием «Ст». Цифры, стоящие следом, – это содержание углерода, исчисляемое в сотых долях процента. Несколько иначе маркируются низколегированные конструкционные стали. К примеру, в стали марки 09Г2С 0,09% углерода, а легирующие добавки (марганец, кремний и др.) содержатся в ней в пределах 2,5%. Очень похожие по своей маркировке 10ХСНД и 15ХСНД отличаются разным количеством углерода, а доля каждого легирующего элемента в них составляет не больше 1%. Именно поэтому после букв, обозначающих каждый легирующий элемент в таком сплаве, не стоит никаких цифр.
20Х, 30Х, 40Х и др. – так маркируются конструкционные легированные стали, преобладающим легирующим элементом в них является хром. Цифра в начале такой марки – это содержание углерода в рассматриваемом сплаве, исчисляемое в сотых долях процента. За буквенным обозначением каждого легирующего элемента может быть проставлена цифра, по которой и определяют его количественное содержание в сплаве. Если ее нет, то указанного элемента в стали содержится не больше 1,5%.
Можно рассмотреть пример обозначения хромокремнемарганцевой стали 30ХГСА. Она, согласно маркировке, состоит из углерода (0,3%), марганца, кремния, а также хрома. Каждого из данных элементов в ней содержится в границах 0,8–1,1%.
Мы проконсультируем вас по любым вопросам!
Как расшифровать маркировку сталей?
Чтобы расшифровка обозначения различных видов сталей не вызывала затруднений, следует хорошо знать, какими они бывают. Отдельные категории сталей имеют особенную маркировку. Их принято обозначать определенными буквами, что позволяет сразу понять и назначение рассматриваемого металла, и его ориентировочный состав. Рассмотрим некоторые из таких марок и разберемся в их обозначении.
Конструкционные стали, специально предназначенные для изготовления подшипников, можно узнать по букве «Ш», данная литера ставится в самом начале их маркировки. После нее в названии марки идет буквенное обозначение соответствующих легирующих добавок, а также цифры, по которым узнают количественное содержание этих добавок. Так, в сталях марок ШХ4 и ШХ15, кроме железа с углеродом, содержится хром в количестве 0,4 и 1,5%, соответственно.
Буквой «К», которая стоит после первых цифр в названии марки, сообщающих о количественном содержании углерода, обозначают конструкционные нелегированные стали, используемые для производства сосудов и паровых котлов, работающих под высоким давлением (20К, 22К и др.).
Качественные легированные стали, которые обладают улучшенными литейными свойствами, можно узнать по букве «Л», стоящей в самом конце маркировки (35ХМЛ, 40ХЛ и др.).
Некоторую сложность, если не знать особенностей маркировки, может вызвать расшифровка марок строительной стали. Сплавы данной категории обозначают буквой «С», которую ставят в самом начале. Цифры, следующие за ней, указывают на минимальный предел текучести. В таких марках также используются дополнительные буквенные обозначения:
Нелегированные стали, относящиеся к категории инструментальных, обозначают буквой «У», она проставляется в начале их маркировки. Цифра, идущая за данной буквой, выражает количественное содержание углерода в рассматриваемом сплаве. Стали данной категории могут быть качественными и высококачественными (их можно определить по букве «А», она проставляется в конце названия марки). В их маркировке может содержаться буква «Г», что означает повышенное содержание марганца (У7, У8, У8А, У8ГА и др.).
Инструментальные стали, содержащие легирующие элементы в своем составе, маркируются аналогично с легированными конструкционными (ХВГ, 9ХВГ и др.).
Маркировка тех сталей, которые входят в категорию быстрорежущих, начинается с буквы «Р», за которой идут цифры, указывающие на количественное содержание вольфрама. В остальном марки таких сплавов называются по стандартному принципу: буквы, обозначающие элемент, и, соответственно, цифры, отражающие его количественное содержание. В обозначении таких сталей не указывается хром, так как его стандартное содержание в них составляет около 4%, а также углерод, количество которого пропорционально содержанию ванадия. Если количество ванадия превышает 2,5%, то его буквенное обозначение и количественное содержание проставляют в самом конце маркировки (З9, Р18, Р6М5Ф3 и др.).
По-особому маркируются нелегированные стали, относящиеся к категории электротехнических (их еще часто называют чистым техническим железом). Невысокое электрическое сопротивление таких металлов обеспечивается за счет того, что их состав характеризуется минимальным содержанием углерода – менее 0,04%. В обозначении марок таких сталей нет букв, только цифры: 10880, 20880 и др. Первая цифра указывает на классификацию по типу обработки: горячекатаная или кованная – 1, калиброванная – 2. Вторая цифра связана с категорией коэффициента старения: 0 – ненормируемый, 1 – нормируемый. Третья цифра указывает на группу, к которой данная сталь относится по нормируемой характеристике, принятой за основную. По четвертой и пятой цифрам определяется само значение нормируемой характеристики.
Принципы, по которым осуществляется обозначение стальных сплавов, были разработаны еще в советский период, но и по сей день успешно используются не только в России, но также в странах СНГ. Обладая сведениями о той или иной марке стали, можно не только определять ее химический состав, но и эффективно подбирать металлы с требуемыми характеристиками.
Разбираться в данном вопросе важно как специалистам, разрабатывающим и проектирующим различные конструкции из металла, так и тем, кто часто работает с различными сталями и занимается изготовлением из них деталей разного назначения.