что означает политика коренизации в чем ее главная задача

Коренизация

Корениза́ция — политическая и культурная кампания советской власти в национальном вопросе в 20-е и начале 30-х годов XX века, призванная сгладить противоречия между центральной властью и нерусским населением СССР.

Содержание

История

Причинами коренизации были непрочность советской власти в национальных окраинах, выявившаяся в годы Гражданской войны в России, настороженность не-русского населения национальных окраин по отношению к новой власти с её выраженной «русской» языковой и этнокультурной доминантой, и существенный рост национального самосознания нерусских народов в ходе революционных событий начала ХХ века, с которым центральной власти пришлось так или иначе считаться.

Проводилась коренизация путём выдвижения на руководящие партийные и административные посты местных национальных кадров различных уровней, а также через малоудачные попытки заставить уже имеющиеся русскоязычные партийные и административные кадры в национальных окраинах освоить язык местного населения. Эта политика, наряду с политикой поддержки и развития национальных культур, при всей своей противоречивости и неудачах, имела существенное значение для национального становления и культурного развития не-русских народов СССР. Идеологической основой «коренизации» стала провозглашённая 15.10.1917 Декларация прав народов России.

По мнению западных историков [уточнить] целью коренизации являлось укрепление большевистской власти на местах. Незначительный процент национальных (нерусских) кадров в партийных и советских органах большинства национальных республик и автономий вызывал беспокойство центрального руководства, так как это значительно ослабляло авторитет и привлекательность власти в глазах местного населения. Многие партийные и советские функционеры на местах не знали языка местного нерусского населения и пренебрежительно относились к его традициям и культуре, демонстрируя хорошо знакомый местному населению по былым годам великорусский шовинизм. Попытки «коренизации» местной партийной и советской власти были непоследовательными и половинчатыми. В начале 30-х годов они были свёрнуты в связи с началом кампании «борьбы с буржуазным национализмом», в ходе которой основная часть местных «коренизаторов» подверглась репрессиям. Например, немецкий специалист в сфере национальной политики Кремля Герхард Зимон [1] считал, что коренизация должна была предотвратить развитие националистических сил. Уступки в языке, культуре и кадровой политике должны были остановить распространение автономистских и сепаратистских настроений. Коренизация завершилась в 1937—1939 годах возвратом к русификации.

Источник

Что означает политика коренизации в чем ее главная задача

Подробное решение параграф § 11 по истории для учащихся 10 класса, авторов Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю. 2016

Каковы были предпосылки создания и укрепления союзного советского государства?

Предпосылками создания и укрепления союзного советского государства стали: формирование советских социалистических республик во главе с коммунистическим партиями, подчинявшимся ВКП(Б), исторические, культурные и экономические связи между республиками, необходимость экономического восстановления и обороны.

Этот план И.В. Сталина получил название плана автономизации. Почему? Используйте определение понятий «федерация» и «автономия».

План получил такое название, потому что республики входили бы в состав РСФСР на правах автономий с потерей атрибутов государственности и политического суверенитета.

Проанализируйте новый вариант резолюции. Какие изменения являются принципиальными?

Принципиальным изменением является предоставление союзным республикам права свободного выхода из союза.

1. Дайте определение понятий «федерация», «автономия».

Федерация – форма государственного устройства, при которой части государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью в рамках федерации.

Автономия — особый статус территории в государстве (или сама территориальная единица с соответствующим статусом), предусматривающий более или менее широкие возможности самостоятельно решать свои внутренние проблемы вне пределов прав и полномочий государства в целом, в состав которого входит данная самоуправляющаяся единица.

2. Сравните сталинский и ленинский планы создания союзного государства. В чём их принципиальное различие?

что означает политика коренизации в чем ее главная задача. Смотреть фото что означает политика коренизации в чем ее главная задача. Смотреть картинку что означает политика коренизации в чем ее главная задача. Картинка про что означает политика коренизации в чем ее главная задача. Фото что означает политика коренизации в чем ее главная задача

3. Что означает политика «коренизации»? В чём её главная задача?

Политика «коренизации» — политика, ориентированная на подготовку, выдвижение и использование в национальных образованиях национальных кадров для работы в государственных, общественных органах, в хозяйственных учреждениях и учреждениях культуры

4. Назовите основные итоги проводимой в 1920-е гг. национальной политики.

Итогами проводимой в 1920-е гг. национальной политики стали – развитие национальных языков, образования и культуры, формирование национальных политических и культурных элит, но в то же время ущемление прав других национальностей, прежде всего русского населения. Также итогом стал определенный рост национализма и недовольства на территориях со смешанным населением.

1. Покажите на карте республики, первоначально вошедшие в СССР в 1922 г., в последующие годы.

В 1922 г. в состав СССР вошли РСФСР, Белорусская ССР, Украинская ССР, Закавсказская СФСР (Армянская СССР, Азербаджанская ССР, Грузинская ССР).

Позже в состав вошли: Туркменская ССР (1924), Узбекская ССР (1924), Таджикская ССР (1929), Казахстанская ССР (1936), Киргизская ССР (1936), Армянская ССР (1936), Азербаджанская ССР (1936), Грузинская ССР (1936), Эстонская ССР (1940), Латвийская ССР (1940), Литовская ССР (1940), Молдавская ССР (1940).

2. Сравните территории Российской империи и СССР. Сделайте выводы.

По сравнению с Российской империей СССР утратил территории Финляндии, Польши, страны Прибалтики (в 1940 г. вошли в состав СССР), Западных Украины и Белоруссии (вернулись в 1940 г.), Молдавии (вернулись в 1940 г.), Карской области на Кавказе. Таким образом, образовавшийся СССР включал меньше территорий, чем было в Российской империи, однако к 1940 г. ряд территорий были возвращены.

Каковы были принципы устройства союзного государства?

Принципами устройства союзного государства были добровольность и свобода выхода из Союза.

Какова была политическая цель образования СССР?

Политическая цель образования СССР заключалась в создании оплота против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику

1. Определите главные принципы построения союзного советского государства.

Главными принципами построения союзного государства были равноправие самостоятельность союзных республик, возможность свободного выхода.

2. Найдите в дополнительных источниках информации различные оценки образования СССР. В чём вы видите историческое значение создания СССР?

Историческое значение образование СССР – это восстановление целостности страны после Гражданской войны, когда возникла угроза распада единого государства на ряд суверенных и враждующих государств.

3. Составьте схему организации государственного управления в СССР. В чём особенности такой структуры власти.

что означает политика коренизации в чем ее главная задача. Смотреть фото что означает политика коренизации в чем ее главная задача. Смотреть картинку что означает политика коренизации в чем ее главная задача. Картинка про что означает политика коренизации в чем ее главная задача. Фото что означает политика коренизации в чем ее главная задача

Источник

Дополнительный материал по истории России «Политика «коренизации» в СССР в 1920-е гг.»

Политика «коренизации» в СССР в 1920-е гг.

Политика «коренизации» проводилась в 1920-е годы Советской властью в национальных районах посредством замещения национальными языками русского, инкорпорирования аборигенов в политику местных властей. Её целью стало исправление проводимой царской Россией политики насильственной русификации, усиление доверия этнических меньшинств к Советской власти, через поощрение местных жителей к активному участию в управлении. Основы концепции коренизации проводились Сталиным на XII съезде РКП(б), на котором он предложил: «принять все меры к тому, чтобы Советская власть в республиках стала понятной и родной, чтобы Советская власть была у нас не только русской, но и междунациональной. Для этого необходимо, чтобы не только школы, но и все учреждения, все органы, как партийные, так и советские, шаг за шагом национализировались, чтобы они действовали на языке, понятном для масс, чтобы они функционировали в условиях, соответствующих быту данного народа. Только при этом условии мы получим возможность Советскую власть из русской сделать междунациональной, близкой, понятной и родной для трудящихся масс всех республик, и особенно для тех, которые отстали в хозяйственном и культурном отношениях». В резолюции XII съезда чётко записано: «[съезд рекомендует членам партии в качестве практических мер добиться того, чтобы:] д) органы национальных республик и областей строились по преимуществу из людей местных, знающих язык, быт, нравы и обычаи соответствующих народов; е) были изданы специальные законы, обеспечивающие употребление родного языка во всех государственных органах и во всех учреждениях, обеспечивающих местное национальное население и национальные меньшинства, – законы, преследующие и карающие со всей революционной суровостью всех нарушителей национальных прав и в особенности прав национальных меньшинств». Таким образом, XII съезд РКП(б) официально провозгласил политику «коренизации» в качестве основного курса в разрешении национального вопроса партией большевиков.

Проводилась коренизация путём выдвижения на руководящие партийные и административные посты местных национальных кадров различных уровней, а также через малоудачные попытки заставить уже имеющиеся русскоязычные партийные и административные кадры в национальных окраинах освоить язык местного населения. Эта политика, наряду с политикой поддержки и развития национальных культур, при всей своей противоречивости и неудачах, имела существенное значение для национального становления и культурного развития нерусских народов СССР. В районах проживания национальных меньшинств устанавливались процентные квоты их представительства, а также сроки перевода, так 22 ноября 1923 года ЦИК Киргиской АССР принял декрет, который предусматривал перевод в период с января по июль 1924 года всего официального делопроизводства в казахских волостях на казахский язык.

В некоторых местностях коренизация в 1920-е годы сопровождалась возвратом местным народам изъятых у них для русскоязычных переселенцев земель и ограничением миграции из РСФСР. В 1920—1921 годах советская власть предприняла ряд мер по ограничению переселения русскоязычных жителей в Казахстан, а также по возврату казахам части изъятых земель. Постановление Совнаркома Киргизской автономной советской социалистической республики от 8 ноября 1920 года запретило самовольное крестьянское переселение. Во второй половине 1920-х годов на территории Казахстана изъятие земель у русскоязычных переселенцев приняло массовый характер и сопровождалось их выездом.

Результатом коренизации стало создание полиэтничной системы образования. Например, в Украинской ССР к весне 1938 года было 21656 школ, в которых преподавание велось на 21 языках. С украинским языком преподавания имелась 18101 школа, с русским — 1550 школ, еврейским — 312, молдавским — 163, узбекским — 19, белорусским — 9, болгарским — 54, польским — 50, немецким — 512, чешским — 14, греко-эллинским — 12, татарским — 5, армянским — 4, туркменским — 2, киргизским — 1, шведским — 1, казахским — 1, смешанных — 838. Многие национальные школы были малокомплектными (например, в чешской школе Киева было 3 класса и 19 учащихся), а часть их учеников плохо знала русский язык, а также язык преподавания, низким был уровень обеспечения учителями и учебными пособиями.

Коренизация охватила не только союзные республики, но и национальные автономии в составе РСФСР. Среди них были автономии, в которых численно преобладало русское население. Последнее обстоятельство не было основанием для исключения автономии из коренизации.

В Татарской АССР внедрение татарского языка в делопроизводство формально началось с Декрета Всетатарского ЦИК и СНК Татарской АССР от 25 июня 1921 года «О реализации татарского языка в пределах Татреспублики». Предусматривался перевод к 1930 году основного делопроизводства на татарский язык в учреждениях и предприятиях, расположенных в районах, где татары составляли большинство населения. В дальнейшем республиканские нормативные акты следовали один за другим. Их требования не исполнялись на местах, но повторялись во всё новых инструкциях. Например, в 1922 году одна инструкция предписала до 1 февраля 1923 года перевести все вывески, штампы и печати во всех учреждениях Татарской АССР на татарский и русский язык. 21 сентября 1923 года вышло новое постановление ЦИК Татарской АССР, которое требовало исполнить такие же указания. Затем прекратилось выделение средств на внедрение татарского языка. На 1926/27 и 1927/28 годы средства на внедрение татарского языка в республике не были выделены. Задача по переводу делопроизводства на татарский язык так и не была решена.

Коренизация проводилась также в Красной Армии. По традиции, сложившейся с дореволюционных времен, в РККА в первые годы советской власти не призывались представители коренных народов национальных окраин.

Коренизация в РККА выразилась в создании воинских частей, укомплектованных по национальному признаку, в использовании национальных языков на военной службе, в создании национальных военно-учебных заведений и квотировании мест в военных учебных заведениях для лиц определенных национальностей. Идеологом выступил М.В.Фрунзе который считал нерусские контингенты «источником дополнительной мощи» Красной Армии. Уже к концу 1924 года национальные части и соединения существовали в некоторых республиках — в Грузинской, Армянской, Азербайджанской, Белорусской, Бухарской и Украинской ССР, Крымской, Якутской и Дагестанской АССР. Для создания национальных частей использовалась также так называемая «концентрация» — представителей одного этноса сосредотачивали в одной территориальной воинской части, которая формально национальной не считалась. При этом в результате «концентрации» возникали не только национальные дивизии, но и более мелкие формирования в обычных воинских частях — полки, батальоны, батареи, роты, эскадроны, взводы.

Многие военнослужащие-«националы» не владели русским языком. Однако 31 июля 1925 г. было издано постановление Президиума Совета Национальностей ЦИК СССР «О введении в национальных частях исполнительных команд на русском языке». Уставы переводились на национальные языки. Кроме того, на национальных языках издавали военно-политическую литературу.

Коренизация военно-учебных заведений началась в 1924 году. 9 июня 1924 года вышел приказом наркома по военным и морским делам «О национализации военно-учебных заведений», в соответствии с которым на базе различных курсов были открыты национальные военно-учебные заведения для подготовки командного состава на родном языке. Численность таких заведений быстро возросла:

• На 1 марта 1924 года — 7 заведений и 2973 курсанта;

• На 1 ноября 1924 года — 13 заведений и 4961 курсант;

• На 1 октября 1925 года — 20 заведений и 6328 курсантов.

Большинство национальных военных школ было вскоре ликвидировано. В 1929 году в СССР было только 9 национальных военных школ.

В национальных военных школах среди курсантов численно преобладали «националы», но и русских было немало. В 1925 году только 76,6 % курсантов национальных школ не были русскими по национальности.Кроме того, для представителей некоторых национальностей предусматривалось выделение специальных мест в военных учебных заведениях на территориях их компактного проживания.

Политика коренизации сделала так, что каждый народ почувствовал уважение к Советской власти, усилила их доверие к администрации и укрепила новую власть в районах проживания национальных меньшинств. Национальной политике партии большевиков в этот период дали высокую оценку некоторые западные учёные, а также советские диссиденты. Один немецкий историк назвал «золотым веком» советскую национальную политику 20-х годов.

С другой стороны политика коренизации имела и негативные последствия.Во-первых, претворение политики «коренизации» привело к тому, что были проигнорированы интересы некоренных национальностей (включая и русских). Во-вторых, политика «коренизации» привела к росту националистических настроений, и ЦК во время корректировки этого курса прибегал к ненормальным методам, в некоторой степени ставшими предлогом для этнических чисток. В-третьих, политика «коренизации» преимущественно отменила проводимую вопреки желаниям нетитульных народов политику насильственной русификации, проводимую в царской России. Однако процесс её внедрения в некоторых регионах также продемонстрировал пренебрежение реальной обстановкой и даже шёл в разрез с чаяниями национальных меньшинств посредством административных предписаний принудительного характера.

Советская политика «коренизации», проводимая в 20-е годы ХХ в., была направлена на исправление царского курса на русификацию, однако она не обошлась без перегибов и имела негативные последствия, вплоть до того, что через 70 лет привела к распаду СССР.

Источник

КОРЕНИЗАЦИЯ

Политика РКП(б) (ВКП(б)) и Советской власти, направленная на укрепление позиций (укоренение) в национальных республиках СССР и развитие национальных культур.

К. предусматривала развитие просвещения на национальных языках, ведение делопроизводства на национальных языках, укрепление взаимоподдержки Советской власти и национальной интеллигенции, развитие национальных учреждений культуры и средств массовой информации на национальных языках, подготовку и продвижение на руководящие должности национальных «кадров», создание национально-территориальных автономий. К. должна была преодолеть недоверие к коммунистическим идеям и Советской власти со стороны национально-ориентированных кругов советского общества, облегчить процесс просвещения, необходимых для модернизации страны.

Уже в ходе Гражданской войны 1918-1922 годов Советская власть столкнулась с сопротивлением, вызванным не столько социальными причинами, сколько навязыванием русской культуры и языка народам бывшей Российской империи, в которых происходил подъем национальных движений. Реализации политики Советской власти мешало незнание советскими кадрами языка местного населения. Считая национальную проблематику вторичной по отношению к борьбе за «интересы рабочего класса», руководство РКП(б) было готово обеспечить осуществление культурных задач национальных движений при условии, что это не будет угрожать социальной политике и коммунистическому режиму. Это должно было привлечь широкие массы нерусского населения в советские институты и способствовать осуществлению политики Советской власти. На XII съезде РКП(б) в 1923 году были выдвинуты задачи одновременной борьбы против великорусского шовинизма и шовинизма национальных меньшинств, широкого развития национальных культур. Приоритет получала культура «титульных» национальных групп данной республики. Для того, чтобы обеспечить более четкое разделение территорий с преимуществами тех или иных культур в 1924-1925 годах, было проведено национально-территориальное размежевание с Средней Азии и уточнение границ между РСФСР, УССР и БССР. В них проводились свои варианты политики К. – украинизация и белоруссизация.

Помимо школ, вузов, культурных и научных учреждений, где работа велась на национальных языках, создавались воинские формирования, где служба шла не на русском языке.

В ходе осуществления первых пятилеток произошло существенное движение населения за пределы своих республик, что стало создавать трудности в получении высшего образования и продолжения карьеры за пределами своих республик, адаптации крестьянского населения к жизни в городах и работе на промышленных предприятиях, где встречались люди, получившие образование на разных языках. Формирование советского народа с русским языком в качестве «языка межнационального общения» выдвинуло на первый план процесс просвещения на русском языке.

В 1938 году было введено обязательное обучение русскому языку во всех национальных начальных школах со 2-го класса, а в неполных средних школах с 3-го класса. 24 января 1938 года было принято решение Оргбюро ЦК ВКП(б) о преобразовании национальных школ «нетитульных» национальностей республик (немецких, польских, финских и др.), в обычные школы с преподаванием на языке соответствующей республики и на русском».

17 декабря 1937 года было принято постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О ликвидации национальных районов и сельсоветов».

7 марта 1938 года совместное постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О национальных частях и формированиях РККА» преобразовало национальные воинские части и учреждения в общесоюзные с экстерриториальным принципом комплектования.

Таким образом, коренизация была свернута, многие ее активные участники репрессированы. К. обеспечила подготовку образованных кадров из представителей всех народов СССР и развитие их культуры.

Источник

История России

План урока:

Политика коренизации в СССР

Гражданская война в России показала большевикам, что население национальных окраин страны относится к центральной власти с недоверием. Это было связано с тем, что почти все чиновники на местах были русскими либо русскоязычными, и часто они плохо понимали язык местного нерусского населения. Советская власть хотела показать народам, жившим на территории СССР, что она будет поддерживать их национальную культуру. В связи с этим в 1920-1930-х годах в СССР проводилась так называемая политика коренизации.

Суть политики коренизации сводилась к тому, что с русского на местные языки переводился процесс образования и делопроизводства, поощрялось издание газет на национальных языках. Например, на Украине к 1938 г. действовала 21 тыс. школ, из них украиноязычными были 18 тыс. школ, а русскоязычными – только 1500. Если в 1928 г. на украинском языке издавалось чуть более 71% журналов, то через год их доля возросла уже до 84%. Аналогичная ситуация наблюдалась и в других союзных республиках.

Значительная часть газет в Белорусской ССР печаталась на белорусском языке, хотя в 1920-ые годы мало кто мог умел читать по-белорусски

Партия пыталась увеличить численность чиновников, представляющих местное население. Так, в Казахстане с 1924 г. по 1926 г. численность казахов, входящих в коммунистическую партию, увеличилась в 7 раз. Часто новые члены партии даже не знали азбуки. При этом все русскоязычные чиновники были обязаны активно изучать местный язык.

В Средней Азии коренизация сопровождалась насильственной передачей земли местным народам. В Казахстане было ликвидировано 120 русских сел, а постройки передавались казахам. Впрочем, уже в 1927 г. от этой практики коммунисты отказались.

Помимо этого советская власть поддерживала культуру. Открывались театры, в которых актеры играли спектакли на местных языках.

В дореволюционной России лишь некоторые народы (в первую очередь русские, а также грузины и армяне) имели развитую письменность. Языки значительной части народов (особенно живших на крайнем Севере) вовсе были устными. Советские лингвисты начали беспрецедентную работу по созданию алфавитов для бесписьменных народов. При этом и народы, уже имевшие письменность на основе арабского письма (азербайджанцы, татары, башкиры, казахи), переводились на новые алфавиты. Сначала эти алфавиты строились на основе латиницы, однако позже они были изменены и перестроены на основе кириллицы.

Пример киргизской письменности с латинским алфавитом, разработанным в 1920-ые годы. Сегодня же киргизский алфавит основан на кириллице

В итоге политика коренизации способствовала развитию национальных культур народов СССР, повышению статуса их языков. Вместе с тем из-за коренизации многие выпускники национальных школ плохо владели русским языком, что мешало им поступать в русскоязычные ВУЗы. Помимо этого качество образования на местных языках значительно уступало качеству образования в русскоязычных школах. Таким образом, коренизация мешала развитию образования в СССР.

В ряде республик, в особенности в Белоруссии и на Украине,население критически относилось к коренизации. Многим не нравилось, что им искусственно сверху навязывают украинскую или белорусскую национальность. В ответ коммунисты обвиняли противников коренизации в «великодержавном русском шовинизме», под которым понималось чувство превосходства русского народа над остальными народами СССР. В частности, проявлением великорусского шовинизма считалась господствовавшая в Российской империи концепция триединого русского народа, согласно которой русские, украинцы и белорусы на самом деле представляют собой один народ.

Новая экономическая политика (НЭП)

Проводившаяся в годы Гражданской войны политика военного коммунизма оказалась крайне неэффективной. Экономика страны пережила тяжелейший спад, крестьяне часто бунтовали против советской власти. В связи с этим 14 марта 1921 г. по инициативе Владимира Ленина происходит переход к новой экономической политике, или к НЭПу. Суть НЭПа сводилась к тому, что в стране допускались проявления рыночной экономики, что противоречило идеологии большевиков. Ленин прямо заявлял, что НЭП означает «восстановление капитализма в значительной мере». Предполагалось, что политика НЭПа – это временное явление, необходимое для стабилизации экономики и постепенного перехода к социализму.

Владимир Ленин был одним из главных инициаторов политика НЭПа

Первая мера НЭПа сводилась к отмене продразверстки и введению вместо нее продналога. Напомним, что ранее большевики фактически просто изымали у крестьян хлеб, оставляя им лишь минимум зерна, необходимый для прокорма семьи и выращивания нового урожая. Эта политика и называлась продразверсткой. В результате нее крестьяне просто лишились стимула к труду – зачем выращивать хлеб, если его просто заберут? Система продналога означала, что теперь крестьянам заранее объявляли, сколько зерна и других продуктов они должны отдать государству. Излишки же продовольствия крестьяне могли оставить себе и в дальнейшем выставить на продажу. При этом величина продналога была вдвое меньше размера продразверстки. Таким образом, введение продналога давало крестьянам стимул для увеличения производительности труда.

Плакат, разъясняющий крестьянам суть продналога

В ноябре 1920 г. было разрешено создание иностранных концессий в РСФСР. Это означало, что теперь иностранные предприниматели могли вести свою деятельность в России. Например, в 1921 г. американец Дж. Винт получил право на добычу золота на Дальнем Востоке, а немецкая компания «Юнкерс» в 1922 г. открыла в Москве авиационный завод. Всего в 20-ые годы в СССР было создано порядка 350 иностранных концессий.

Гидросамолет, который собирали на авиационном заводе Юнкерс в Москве

В годы гражданской войны советское правительство выпускало собственную валюту – так называемые совзнаки, однако они быстро обесценивались. Важно было создать новую, стабильную валюту, которая позволила бы стабилизировать цены на продукцию и наладить торговлю с иностранными державами. В связи с этим в 1922-1924 г. была проведена финансовая реформа Сокольникова (Г. Я. Сокольников в это время занимал пост наркома финансов).

Григорий Сокольников, нарком финансов СССР

На первом этапе реформы в СССР использовались сразу две валюты – старые совзнаки и новые червонцы. Червонец был твердой валютой, он выпускался в виде монеты, содержащей 7,74 г. золота. Таким образом, червонец фактически приравнивался к дореволюционной 10-рублевой монете, которая, в результате реформ Витте, как раз содержала такое же количество золота.

Червонец постепенно вытеснял совзнаки из обращения, поэтому в 1924 г. была проведен второй этап реформы – в течение 1,5 месяцев все совзнаки были обменяны на рубли, причем гарантировался обмен 10 рублей на 1 червонец. Торговля червонцам шла на международных биржах в США, Англии и других странах.

Золотой червонец, выпущенный в 1923 году

Помимо этого в рамках финансовой реформы Сокольникова осенью 1922 г. были открыты фондовые биржи, закрытые после революции. В стране создавались коммерческие банки, которые выдавали кредиты на развитие промышленных предприятий.

В рамках НЭПа был введен так называемый хозрасчет (хозяйственный расчет). Это означало, что государственные предприятия, заплатив обязательные взносы в бюджет, могли самостоятельно распоряжаться оставшимися у них деньгами и продукцией, сами использовали прибыль по своему усмотрению. Фактически работа предприятий, находящихся на хозрасчете, мало чем отличалась от работы обычных коммерческих предприятий.

Вместе с тем в стране сохранялись элементы плановой экономики. В 1921 г. был создан Госплан. Он составлял планы того, сколько и каких товаров должна произвести экономика страны, каковы должны быть цены на различную продукцию. В 1927 г. был создан первый пятилетний план развития страны. Однако существование строгих планов вступало в противоречие с политикой НЭПа, дававшей предприятиям экономическую самостоятельность.

Г. М. Кржижановский – первый председатель Госплана

В целом НЭП позволил восстановить экономику страны после гражданской войны. Однако развитие рыночной экономики привело к появлению экономического неравенства. Появились так называемые нэпманы – новые советские предприниматели и торговцы, которые в глазах народа мало чем отличались от дореволюционной буржуазии. В деревне снова вольготно почувствовали себя кулаки – зажиточные крестьяне.Многие большевики, видя кулаков и нэпманов, чувствовали разочарование, ведь революция должна была принести всеобщее равенство, а фактически происходило восстановление старых, дореволюционных порядков.

Более того, было понимание того, что фактически экономический рост при НЭПе обеспечивается развитием мелкого хозяйства. Большевики же хотели видеть развитие тяжелой промышленности (металлургии, авиастроения, станкостроения и т. д.)

В коммунистической партии начались споры о НЭПе. Одни члены партии предлагали углублять политику НЭПа, а другие наоборот, желали вернуться к идеалам революции. В целом к 1928 г. политика НЭПа была в значительной степени свернута, официально же от нее отказались к 1931 г., когда вышел указ о запрете частной торговли в СССР.

План ГОЭЛРО

Ленин полагал, что особое значение для экономики имеет развитие электроэнергетики. В 1920 г. была создана государственная комиссия по электрификации России, сокращенно ГОЭЛРО. Она составила так называемый план ГОЭЛРО. Он предполагал строительство в течение 10-15 лет порядка 30 электростанций суммарной мощностью 1,75 ГВт, а также других предприятий, необходимых для постройки этих электростанций.

Плакат, пропагандирующий план ГОЭЛРО

В рамках плана ГОЭЛРО страна была условно разбита на 8 экономических районов (Приволжский, Кавказский, Северный и т. д.). Также было запланировано строительство новых железных дорог и каналов. Фактически с проекта ГОЭЛРО началась массовая индустриализация в России. В результате реализации плана ГОЭЛРО выработка электроэнергии к 1932 г. увеличилась в 7 раз по сравнению с 1913 г. Электричество стало активно использоваться на мельницах, лесопилках и других предприятиях.

Отношение советской власти к церкви

После окончания гражданской войны коммунистическая партия продолжила давление на церковь. Для борьбы с голодом 1921-1922 г. в феврале 1922 г. был принят декр ет об изъятии церковных ценностей. Дело в том, что в церквях хранилось множество предметов, изготовленных из золота и серебра и содержащих драгоценные камни. Изъятые ценности продавались за границу, а на вырученные средства закупалось продовольствие для голодающих.

Часть священников сопротивлялась политике большевиков, поэтому власть организовала против них судебные процессы. Некоторые священнослужители приговаривались к расстрелу.

Советский плакат, пропагандирующий изъятие церковных ценностей

Коммунисты начали кампанию по дискредитации Патриарха Тихона. В мае 1922 г. Патриарх был отправлен под домашний арест в Донской монастырь. В советских газетах стали публиковаться письма с требованием наказать Тихона, однако в 1923 г. Патриарх написал письмо, в котором раскаивался в антисоветской деятельности, после чего его выпустили на свободу. Тихон умер в 1925 г., провести выборы нового Патриарха большевики не позволили.

Также коммунисты пытались давить на церковь изнутри, раскалывая ее. Ещё в после Февральской революции в православной церкви возникло движение «обновленчества», сторонники которого желали «модернизировать церковные порядки». В 1922 г. по инициативе Троцкого власть стала активно поддерживать обновленцев, в результате чего возник церковный обновленческий раскол. Уже к концу 1922 г. обновленцы контролировали более двух третей действовавших в России православных храмов.

Александр Веденский – один из лидеров обновленцев

Усиливалась антирелигиозная пропаганда в СССР. В 1922 г. начала выходить газета «Безбожник», чей тираж к 1931 г. достиг 500 тыс. экземпляров. В 1925 г. была создана организация «Союз воинствующих безбожников», занимавшаяся антирелигиозной агитацией. Например, в журнале рассказывалось о том, что в свое время защитники рабства активно ссылались именно на Библию, пытаясь доказать свое право на владение рабами.

Один из антирелигиозных плакатов СССР

Образование в СССР

Большевики уделяли колоссальное внимание вопросам образования. Ещё в 1918-1919 г. был принят ряд декр етов, которые вносили следующие изменения в систему образования:

19 июня 1920 г. была создана комиссия по ликвидации безграмотности. Она проводила в стране политику ликбеза (это сокращение от словосочетания «ликвидация безграмотности»). Создавались так называемые ликпункты (ликвидационные пункты), в которых уже взрослые люди обучались грамоте. Обучение длилось в течение 7 месяцев, каждую неделю необходимо было учиться примерно 8 часов. Ликбез позволил значительно повысить грамотность населения. Если в 1914 г. в России грамотными были лишь 30% населения, то к 1926 г. эта доля достигла 57%, а к 1939 г. – 90%.

Обучение грамоте населения на одном из ликпунктов

К 1922 г. сформировалась школьная система. Младшая школа составляла 4 года обучения, средняя школа – 7 лет, старшая – 9-10 лет. В целом к концу 1920-х годов во всем Советском союзе было введено всеобщее начальное образование, но среднее образование ещё не было обязательным.

Активно создавались ВУЗы. Если в 1914 г. в России было 91 ВУЗ, то к 1928 г. их численность возросла до 148. Количество студентов возросла со 127 тыс. в 1914 г. до 272 тыс. в 1930 г.

Уже в 1918 г. было принято решение о том, что рабочие и крестьяне могут поступать в ВУЗы без экзаменов. Однако уровень их знаний был столь низок, что они просто не могли освоить программу ВУЗов. В связи с этим в 1919 г. начали создавать рабочие факультеты, или рабфаки – особые курсы, где рабочие и крестьяне подготавливались к обучению в ВУЗах. Обучение в рабфаке днем приравнивалось к работе на производстве. Уже к 1926 г. примерно 40% поступающих в ВУЗы были выпускниками рабфаков.

Один из рабфаков при Белгородском государственном университете

Развивалась и наука. Уже в 1927 г. в СССР было 25 тыс. научных работников, что вдвое больше показателя дореволюционной России.

В целом политика коммунистов, направленная на повышение грамотности населения, пропаганду атеизма, повышение статуса нерусских народов в СССР была направлена на перестройку всей культуры советского общества и формирование новой идеологии. Все эти мероприятия нередко объединяют под одним понятием – культурная революция в СССР. Проводившаяся же в 20-ые годы в экономике политика НЭПа, напротив, не соответствовала идеологии партии и во многом была вынужденным отступлением, так как у большевиков просто не получилось сразу создать в России эффективную плановую экономику. Однако уже к концу 20-ых годов происходит отказ от политики НЭПа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *