что означает поменяться крестами
Обмен крестиками
Существует ли традиция обмена крестиками? Что такой обмен означает?
Да, такая традиция существует. Издревле на Руси считалось, что если два человека обменивались нательными крестиками – это говорило о том, что они готовы были взять на себя жизненный крест друг друга, что считалось одной из самых высоких степеней родства.
Можно ли носить крест, оставленный в наследство?
Да, носить крест, оставленный в наследство можно. В некоторых семьях есть традиция хранить фамильный крестик предка, передавая его из поколения в поколение. Что же касается верований, будто с крестиком наследуются и все грехи подарившего его человека, то это лишь суеверия, не имеющие ничего общего с церковным учением о личной ответственности каждого человека за свои деяния.
Можно ли носить нательные крестики родственников и знакомых?
Да, можно без всяких ограничений. Осторожное отношение к этому вопросу вызвано лишь суевериями. На Руси также существовал обычай обмениваться крестиками. Это означало, что люди готовы были взять жизненный крест друг друга и после обмена они становились крестными побратимами, что приравнивалось к родственной связи, а порой ставилось и выше.
Если два любящих человека обмениваются крестиками — что это значит? И допустимо ли это?
Вообще традиционно, обмениваясь крестиками, два человека называют друг друга братом и сестрой, и, разумеется, это допустимо. Но чисто гипотетически, на Руси им, скорее всего, не дали бы после этого пожениться, так как духовное родство почиталось наравне с родством телесным. Самым высшим выражением чувств двух любящих друг друга людей будет их участие в Таинстве венчания. А если речь идет о людях, уже состоящих в браке, то они в Таинстве венчания уже разделили все тяготы друг друга и стали «плотью единой». Отношений теснее брака быть уже не может.
Обмен нательными крестами
Павел А.М.
Здравствуйте, отец Сергий!
Недавно пересмотрел фильм «Россия молодая», в нем два героя обменялись нательными крестами.Также в Интернете нашел следующую информацию: «Кроме того, в древности на Руси существовал обычай братания, при котором было положено меняться с побратимом нательными крестами. Обмен крестами символизировал готовность крестного брата или сестры помогать нести крест побратиму. В народе крестное родство ставилось зачастую выше кровного.»
Не знаете ли вы откуда пошел этот обычай и является ли он только нашим или был заимствован? Есть ли какие-то реальные исторические примеры этого обычая?
протодиакон Сергий Шалберов
QUOTE=»Павел А.М., post: 300301, member: 19533″].. в древности на Руси существовал обычай братания, при котором было положено меняться с побратимом нательными крестами. …Не знаете ли вы откуда пошел этот обычай и является ли он только нашим или был заимствован? Есть ли какие-то реальные исторические примеры этого обычая?[/QUOTE]
Различные формы ритуального родства существовали у славян еще с языческих времен, как, например, побратимство, кумовство, молочное родство, куначество и др. Причем их социально- юридическая значимость была достаточно велика, поскольку если не устраняла полностью, то в значительной мере снижала стихийную конфликтность, упорядочивая отношения людей в родо-племенной иерархии. Некоторые древнейшие ритуалы заключения побратимства, известные в народной традиции всех славян, сохранились на Балканах, у части казачества, у горских народностей. А с возникновением государственности у восточных славян и Крещением Руси древний ритуал братания трансформировался в обычай обмена с побратимом нательными крестами. Хотя официального церковного чинопоследования не существовало, но по сведениям В.И.Даля обряд побратимства чаще всего совершался на второй день Пасхи и поэтому считался братством во Христе. Он воспринимался как связь, опосредованная Богом и потому как более сильная, сакральная взаимозависимость в отличие от кровного родства, которое имеет не божественную, а «человеческую» природу. Ссориться и ругаться с крестовым побратимом было грехом. Дети и сестры побратимов считались родными, и браки между ними были невозможны. Согласно обычаю, каждый побратим был обязан положить за своего крестного брата жизнь, если это понадобится. Даже считается, что в древности между брачующимися обмен крестами был тождественен обмену обручальными кольцами.
В русском фольклоре тема побратимства особенно характерна для былин: былинные герои братаются с боевым противником или соперником, чтобы завершить миром поединок, в котором оба проявили доблесть и отвагу. Кстати, примером являются отношения между Добрыней и Ильей Муромцем, которые сначала друг друга недолюбливали, а потом стали названными братьями. У Достоевского тоже Рогожин и князь Мышкин крестами меняются.
Нет ничего предосудительного и в обмене нательными крестами и сегодня, при условии, если совершается не легкомысленно за кружкой пива, но от чистого сердца – когда люди понимают, что они очень близки по духу, даже ближе, чем кровные родственники. Серьезность этого акта должна восприниматься, как своеобразная клятва в верности, когда нужно пройти вместе какие-то испытания, организовать взаимную помощь и защиту, преодолеть смертельную опасность. Он как бы символизирует пожелание спасения в Вечной Жизни во Христе.
Почему на Руси было принято обмениваться нательными крестами
Нательный крестик для русского человека – это символ принадлежности к Церкви Христовой, благодатная защита Бога от злых сил и свидетельство того, что человек поклялся жить по заповедям Бога и всегда следовать Его путями, ибо сказано в Писании: «. отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною…» (Мф.16:24). Снять с себя крестик считалось вероотступничеством.
Однако нательные кресты постепенно обросли разными традициями, иногда просто далекими от веры, и иногда и прямо порицаемые священниками.
На крестах клялись
Крестами обменивались
На Руси было принято обмениваться нательными крестами – так люди становились побратимами, духовными родичами и этим давали друг другу клятву вечной верности.
Несмотря на то, что обычай этот восходит к языческим традициям братания или кумовства, Православная церковь не видит в нем ничего предосудительного. Например, протодиакон Сергий Шалберов из Санкт-Петербурга указывает, что обычай меняться тельными крестами возник почти сразу после принятия Русью крещения. Несмотря на то, что никакого особого чина для него не было, братание совершали на второй день после праздника Пасхи. Это делало людей не просто родственниками, но братьями во Христе.
Обмен крестами воспринимался как связь людей через Бога, и такое родство становилось сакаральным. Согласно русскому обычаю, теперь каждый из побратимов был обязан отдать за другого жизнь. В фольклоре этот обычай нашел отражение в братании русских богатырей Добрыни и Ильи Муромца, а в литературе он описывается у Федора Михайловича Достоевского в романе Идиот, где князь Мышкин обменивается нательным крестом с другим героем – Рогожиным. Упоминания о братании на нательных крестах есть у Пушкина в «Песнях западных славян» и у русского писателя Алексея Константиновича Толстого в «Князе Серебряном».
Главное, – подчеркивают священники, – чтобы люди не относились к такому обычаю легкомысленно. Он не совершается «за кружкой пива», в подпитии, а символизирует духовную связь людей и пожелание друг другу спасения и Вечной жизни.
Крестики закладывали в основания строений
Очевидно, этот обычай у строителей пошел от языческого обычая делать «закладную жертву», однако смысл его в православии стал совершенно иным, высоким. Теперь на Руси дома, хоромы, мосты и храмы зиждались не на кровавой языческой жертве, не на убийстве невинного человека, а на Слове Божьем и на Его искупительной Жертве.
Впрочем, был и вполне приземленный мотив: частенько это делали из веры в то, что освященный крестик сам по себе отпугнет от дома нечистую силу. Историк В. А. Курбатов в статье «Истоки строительных «прикладов» в Западной Сибири» описывает, что в остроге города Берёзова в 2007 году археологами в доме XVIII века под печью были найдены три нательных креста.
Крестики отливали из колоколов
Нательные крестики на Руси отливали из старых или разбитых церковных колоколов. О возможности такого говорят результаты спектрального анализа исследования сибирских археологов (Л. В. Татаурова, А. А. Тишкин «Результаты рентгенофлюорисцентного анализа предметов культового литья. Омского Прииртышья), которые выяснили. что очень многие нательные крестики были сделаны из бронзы весьма близкой по своему составу к колокольной.
Скорее всего так оно и было, так как обычно и нательные кресты и колокола лились в одних и тех же мастерских. Крестики могли отливать из остатков колокольной бронзы или из «неудачных» колоколов. «Колокольные» крестики очень ценились у простого народа якобы за особую «святость».
Кресты ломали
Очень часто «черные археологи» – поисковики возле старых храмов находят множество поломанных нательных крестов. Есть предположение, что крест ломали намеренно и делали это в нескольких случаях: если человека казнили; в том случае, если он отрекался от Христа добровольно, например, в случае самоубийства; и в третьем случае – тогда, когда он становился клятвопреступником, так как клясться на кресте было грешно, но нарушить такую клятву было недопустимо.
Можно ли носить чужой нательный крестик
Сколько всевозможных примет и суеверий сконцентрировано в нашем обществе! А ведь мы давно покорили небо, создали глобальное информационное пространство, научились лечить многие страшные заболевания.
Пока оставим в стороне религиозные вопросы (это весьма зыбкая почва), обратимся к суевериям. Многие люди уверены, что нельзя носить чужой крестик с цепочкой, ибо этим можно навлечь на себя страшные несчастья. Разберемся, может ли святыня причинить вред в принципе или это дремучие забобоны, не имеющие ничего общего с догматами христианской церкви.
Значение нательного креста в православии
Крест – один из самых узнаваемых и почитаемых символов в мире. Ученые полагают, что он начал использоваться нашими далекими пращурами еще в эпоху палеолита, а в неолите уже стал всеобщим почитаемым символом.
Крест известен во многих древнейших культурах: от майя и инков до шумеров и древних египтян. Он ассоциировался со многими сущностями и явлениями:
Многие археологи полагают, что крест – это трансформация образа самого примитивного огнива. Наши почти дикие предки добывали огонь путем трения двух скрещенных палочек. Имеет право на жизнь и версия о двух перекрещенных лучах солнца.
Православный крестик как христианская святыня относится уже к нашей эре. Он символизирует муки и воскрешение Христа на Голгофе. Это символ веры который демонстрирует принадлежность человека к христианской конфессии и символизирует признание Святой Троицы: Бога-Отца, божьего сына Иисуса Христа и Святого Духа.
Удивительно, но первые христиане считали крест исключительно языческим символом. Для обозначения религиозной принадлежности и символизации образа первого великомученика за грехи человеческие использовали другие пиктограммы: рыбы, агнец, якорь. Широко распространена была и хризма: символ, состоящий из инициалов Иисуса Христа.
Крест как христианский символ возник примерно в IV столетии нашей эры. По легенде, мать Константина Великого Елена Равноапостольная совершила паломничество в Иерусалим и якобы была удостоена Животворящего Креста.
С тех пор крест стал самым узнаваемым христианским символом. Его однозначно признают святыней две основные христианские конфессии: католицизм и православие. Некоторые более мелкие христианские и псевдохристианские течения крест не принимают: они считают, что Христос был не распят на кресте, а прикован к столбу.
«Ставрос» в переводе с древнегреческого обозначает как крест, так и столб. Так что этот вопрос лежит больше в области эллинской филологии, нежели теологии.
Казалось бы, в любом случае крест – это орудие казни. Но на нем Иисус Христос принял муки за все грехи человеческие, умер, а затем воскрес и вознесся. Это и превратило орудие казни в символ жизни и искренней веры, способной творить чудеса.
И теперь любой искренне верующий православный человек проходит через обряд Крещения. Большинство родителей предпочитает крестить малышей сразу же после рождения, но некоторые люди приходят к вере уже в зрелом возрасте.
При обряде крещения на новорожденное дитя Божье надевают крестильный крест. И это не простое украшение, поэтому его полагается носить исключительно под одеждой, не снимая даже ночью или в бане. Его нужно всячески беречь и относиться к нему как к святыне, этакому проводнику между человеком и Богом.
Можно ли носить чужой крестик
Многие люди, считающие себя истинными христианами, боятся носить ношенный крестик по следующим причинам:
Все это дремучие суеверия, не имеющие ничего общего с христианской религией. С крестом никакие испытания не передаются: человек творит свою судьбу сам, но при искренней вере – с помощью Всевышнего.
Человек волен в своих поступках, ведь неотвратимость фатума христианской религией отрицается, несмотря на признание незыблемых законов мироздания. Слепого рока не существует, есть лишь выбор пути: перекресток и опять вездесущий крест!
По второму пункту позиция церкви еще жестче. Она не признает всевозможные оккультные науки и мистицизм в принципе, активно борется со всевозможными суевериями и магическими обрядами. Не верьте в приметы и ложные сны, они и не сбудутся, а всяческие порчи рассыплются под светом истинной Веры. То есть, никакой предмет не может являться носителем негативной энергетики, а символ веры – тем более.
Золотая подвеска SUNLIGHT «Бриллианты Якутии»
И третье: даже утратив по каким-то причинам нательный крестик, человек не лишится защиты Бога. Распятие можно даже дарить человеку, максимально нуждающемуся в защите. Это не оберег в языческом смысле этого слова, но предмет, осененный божьей благодатью, а значит – и дающий опекунство всевышнего. Так что если носить чужой крестик с должным благоговением, от этого будет лишь польза!
Что насчет крестика умершего человека?
Отсюда следует, что носить мамин крестик дочери можно и нужно. Тем самым дочь проявляет почтение к матери, обязуется стать ее преемницей в вере, берет частичку ее мудрости.
Жена может носить крестик мужа, например, если он уехал или умер. В первом случае актуален обмен святынями, так часто практиковавшийся нашими предками. Считается, что обмениваясь символами веры, люди становятся духовными братьями и сестрами, что превыше банальных родственных уз.
Нет ничего страшного и в том, чтобы носить распятие почившего близкого человека – этим вы точно не разделите его печальную судьбу и ближе к смерти не станете. Это просто память об усопшем человеке, пожелание покоя и умиротворения его духа.
По христианской традиции усопшего хоронят вместе с нательным крестом. Если по каким-то причинам этого не произошло, можно его крестик носить, передать детям, хранить дома или отнести в церковь.
Однако некоторые священники придерживаются альтернативной точки зрения. Они считают, что если усопший вел благочестивый образ жизни, то его крестик наполнен божьей благодатью и носить его можно безбоязненно. А при греховном образе жизни он заряжается греховными страстями. Если хочется его носить, нужно заново освятить распятие.
Однако эта точка зрения не поддерживается патриархами Русской православной церкви. Они считают, что крест сам по себе чист, отрицая саму возможность его насыщения какой-либо энергией, кроме божьей благодати.
Мнение священника
Мнение священнослужителей РПЦ по этому поводу однозначно: надевать чужой крестик можно! Однако нужно понимать, что речь идет об атрибуте веры, и носить его нужно соответствующими чувствами. Отдающий должен осознавать, что расстается с самым дорогим, но кому-то благоволение бога нужнее.
Золотая подвеска с бриллиантами (перейти в каталог SUNLIHT)
Иным ответ священника и быть не может, ведь известно множество случаев, когда священнослужители отдавали свои кресты страждущим людям, собственных не имевшим. Наиболее часто это бывает при крещении неимущих, принимающих христианство в зрелом возрасте.
Ни один священнослужитель не вправе отказать человеку в проведении таинства крещения, даже если у него нет денег даже на крестик. Как жаль, что некоторые слуги Господни об этом забывают!
По канону православные священнослужители носят по два креста. Один располагается поверх одежды, как принадлежность к сану, второй – скрыто возле тела, как у обычных прихожан.
Итак, носить крестик другого человека можно – церковь не имеет ничего против. А вот насчет того, нужно ли его освящать, мнения священнослужителей расходятся.
Можно ли носить два креста
Необходимость или желание носить два крестика одновременно может возникнуть по разным причинам:
По этому поводу существуют диаметрально противоположные мнения. Согласно первому, носить два распятия сразу – тяжелый грех. Кстати, его поддерживают и некоторые священнослужители с ортодоксальным мышлением. Они же ассоциируют потерю креста с огромной трагедией: якобы, это самое страшное, что может произойти с христианином.
Большинство слуг Господних новой школы считает, что можно носить сколько угодно крестов – вреда от этого не будет. Правда, и пользы тоже: от количества символов степень Божьего благословения не зависит. Вера находится внутри, в душе и сердце.
Согласно мнению патриархов РПЦ, потеря крестильного крестика – неприятность, ведь святыню нужно беречь. Однако пропажа ее не трагедия: разрешается приобрести и освятить другой символ веры – он будет выполнять ту же функцию.
Что делать с чужим крестиком
Почему-то люди часто считают необходимым избавиться от чужого крестика в доме, боясь, что он навлечет несчастье на семью. Особенно это касается символов веры, появившихся в доме случайно, а иногда – и подброшенных кем-то. Как говорилось выше, избавляться от чужого крестика не обязательно: святыня не может нести негатива.
Даже если речь идет о неосвященном кресте или другом предмете, над которым целенаправленно поработал недоброжелатель, не стоит впадать в панику. Истинному христианину нипочем всевозможные сглазы и порчи – они бессильны перед светом истинной веры. Во всяком случае, так утверждают служители церкви, а соглашаться с ними или нет – это опять же, вопрос веры.
Золотая подвеска с фианитами (перейти в каталог SUNLIGHT)
В свете этого на вопрос, можно ли выкинуть чужой крестик, существует лишь один ответ, отрицательный. Естественно, кара божья вас на месте не поразит, хляби небесные не раскроются и земля под ногами не разверзнется. Тем не менее, вы совершите поступок, неприемлемый с точки зрения христианской церкви – надругаетесь над святыней.
Если очень хочется оставить крестик себе, но боитесь последствий, можно прибегнуть к альтернативному способу очищения. Подержите символ веры в святой воде или соли – так вы снимете возможный негатив (которого, скорей всего, и нет) и успокоите собственные нервы.
Не стоит с ужасом отворачиваться и от святыни, втоптанной в уличную грязь, подозревая ее в содержании сглаза и порчи. Нельзя оставлять символ веры валяющимся в грязи – это уж точно не по-христиански. Обязательно поднимите крестик, спасите его от поругания.
Куда же девать чужие крестики из неизвестных источников? С ними лучше сразу отправляться в храм – там будут только благодарны, что вы с должным почтением отнеслись к святыне. Крестик в храме освятят, а дальше уже дело сугубо личное. Можно:
Свой крест каждый получает на протяжении жизни, собственными деяниями, благочестивыми и не очень. И каждому воздается по ним, а не в зависимости от приверженности человека к той или иной конфессии с соответствующей символикой.
Можно надеть хоть десяток крестов – и не стать от этого праведником. Можно вообще не носить символа веры, но быть глубоко благочестивым внутри. И не стоит бояться чужих крестиков – они точно не окажут негативного влияния на вашу жизнь, особенно если вы искренне верите в Бога или хотя бы придерживаетесь общепринятых норм этики.
Крест и крестное знамение: как использовать без заблуждений и суеверий
Третья неделя Великого поста – Крестопоклонная. В воскресенье на всенощном бдении в центр храма выносится Животворящий Крест, которому всю неделю поклоняются верующие.
Почему крест сопутствует человеку всю жизнь? И от чего никак нельзя откреститься, разъясняет митрополит Антоний (Паканич).
– Владыко, как и что можно крестить в быту?
– Тертуллиан в трактате «О венце воина» (около 211 г.) пишет: «Мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, одеваясь, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие».
«С большою ревностью мы начертываем крест на жилище, на стенах, на окнах, на челе и в уме. Это знамение нашего спасения, всеобщей свободы и милосердия Господня», – учит святитель Иоанн Златоуст. Можно осенять крестным знамением и пищу перед вкушением, и постель перед сном, и вообще все, что связано с нашими повседневными делами и заботами. Главное, чтобы это было уместно и не нарушало благоговейного отношения к святыне.
– Первые христиане делали начертание креста на лбу, груди и плечах одним перстом. Почему мы крестимся тремя? Когда была установлена такая традиция?
– О крестном знамении одним перстом говорили святитель Епифаний Кипрский, блаженный Иероним Стридонский, блаженный Феодорит Кирский, церковный историк Созомен, святитель Григорий Двоеслов, преподобный Иоанн Мосх и в первой четверти VIII века преподобный Андрей Критский. Согласно выводам большинства современных исследователей, осенение лба (или лица) крестом возникло еще во времена апостолов и их преемников.
Приблизительно к IV веку христиане стали осенять крестом все свое тело, т. е. появился известный нам «широкий крест». Однако наложение крестного знамения в это время все еще было единоперстным. Более того, к IV веку христиане начали осенять крестом не только себя, но и окружающие предметы. Так, современник этой эпохи преподобный Ефрем Сирин пишет: «Животворящим крестом осеняются наши дома, наши двери, наши уста, наша грудь, все наши члены. Этот крест вы, христиане, не оставляйте ни в какое время, ни в какой час; пусть он с вами будет во всех местах. Без креста ничего не предпринимайте; ложитесь ли спать или встаете, работаете или отдыхаете, едите или пьете, путешествуете на суше или плаваете по морю – постоянно украшайте все ваши члены этим живоносным крестом».
В IX веке единоперстие постепенно стало заменяться двуперстием, что было обусловлено широким распространением на Ближнем Востоке и Египте ереси монофизитства, которая воспользовалась дотоле употреблявшейся формой перстосложения – единоперстием для пропаганды своего учения, так как видела в единоперстии символическое выражение своего учения о единой природе во Христе. Тогда православные, вопреки монофизитам, стали использовать в крестном знамении двуперстие как символическое выражение православного учения о двух природах во Христе.
Приблизительно к XII веку в грекоязычных Поместных Православных Церквях (Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской) двуперстие было заменено троеперстием. Причина тому виделась в следующем: поскольку к XII веку борьба с монофизитами уже закончилась, то двуперстие утратило свой демонстративный и полемический характер, однако оно роднило православных христиан с несторианами, которые также использовали двуперстие. Желая внести изменение во внешнюю форму своего богопочитания, православные греки начали осенять себя троеперстным крестным знамением, тем самым подчеркивая почитание Пресвятой Троицы. На Руси троеперстие было утверждено в XVII веке, во время реформ Патриарха Никона.
– Если условия позволяют, то лучше перчатки снимать, перед тем как осенять себя крестным знамением.
– Как относиться к крестам на одежде: на подошве обуви, сумках, платках… Крест и череп сегодня – одни из самых распространенных изображений на мировых брендах.
— Святитель Иоанн Златоуст учит: «Крест – символ Божественного дара, знамение духовного благородства, сокровище, которое невозможно похитить, дар, который невозможно отнять, основание святости».
Почитание креста связано с той великой Жертвой, которую принес Спаситель за род человеческий. Преподобный Симеон Новый Богослов говорит: «Поскольку Крест сделался как бы жертвенником Страшной Жертвы, ибо на Кресте умер Сын Божий за падение людей, то справедливо мы и чтим Крест, и поклоняемся ему, и изображаем его, как знамение общего спасения всех людей, чтобы поклоняющиеся древу Креста освобождались от клятвы Адамовой и получали благословение и благодать Божию на исполнение всякой добродетели. Для христиан Крест – величайшая слава и сила».
Поэтому весьма печальным является использование образа Креста в неподобающем виде, в качестве модных украшений или отвлеченных символических изображений. Необходимо очень внимательно относиться к символам, сходным с изображением креста, но не имеющим к христианству никакого отношения.
При этом не стоит к любому графическому изображению с пересечением двух линий относиться как к Кресту. Пересечение двух перекладин, или перекресток двух дорог, орнамент или некая геометрическая фигура в виде креста – не являются предметом почитания. Крест Христов имеет четкое каноническое изображение, которое является для нас священным знаком и святыней. Все остальное не есть таковым.
– Что делать, если найдешь крест?
– Поцеловать его и носить с благоговением. Часто приходится слышать, что нельзя поднимать, а тем более носить потерянный кем-то нательный крест, так как на того, кто его наденет, переходят все невзгоды потерявшего. Это не более чем предрассудок. Наоборот, обязанность каждого православного человека поднять крест с земли, чтобы он не подвергся попранию или осквернению. Если же человек смущается носить этот крест или подарить его другому, то следует отнести его в церковь и отдать священнику.
– В каких случаях можно обменяться нательными крестиками?
– Со времен язычества с крестом связано множество суеверий и предрассудков. Они возникают или из-за незнания, или из-за неправильной трактовки канонов Церкви. Считается, что нельзя дарить крест, так как это приносит несчастье тому, кому его дарят. В свете значения креста для православных людей последнее утверждение нельзя рассматривать иначе как хулу на Крест Христов. Хотя свой нательный крест дарить действительно не стоит, если сам даритель при этом остается без креста. В то же время бывают ситуации, когда дарение креста является если не обязательным, то, как минимум, традиционным. Например, на Руси по традиции крестный отец дарил крест мальчику, а крестная мать – девочке. Нет ничего предосудительного и в дарении креста родственнику, другу или подруге, если дар совершается от чистого сердца. Он как бы символизирует пожелание спасения в Вечной Жизни во Христе.
Кроме того, в древности на Руси существовал обычай братания, при котором было положено меняться с побратимом нательными крестами. Обмен крестами символизировал готовность крестного брата или сестры помогать нести крест побратиму. В народе крестное родство ставилось зачастую выше кровного.
– Можно мысленно крестить другого человека? И в каких случаях?
Не нужно стыдиться крестного знамения. Если мы хотим кого-то осенить крестом, то ничего плохого в этом нет. Главное, чтобы мы были движимы чувством любви к человеку и глубокой верой в силу Животворящего Креста Господня.
– Чувство благоговения к святыне является важным аспектом христианской жизни. Храм – особое место благодатного присутствия Божия, где совершаются спасительные Таинства, где верующие собираются для молитвы. Вполне естественно выражать знаки почтительного отношения к Дому Божьему, и, конечно, христиане осеняют себя крестом и кланяются храму каждый раз, когда проходят или проезжают рядом.
– Можно ли входить в храм и участвовать в Таинствах без нательного крестика?
– В жизни православного христианина нательный крест играет особую роль. Нательный крест – это атрибут принадлежности к Христовой Церкви. Крест – наша защита и ограждение от воздействий нечистых духов. По словам праведного Иоанна Кронштадтского: «Крест всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов».
– Если потерял крестик – это какой-то знак? Что-то может плохое произойти?
– Святитель Иоанн Златоуст учит: «Если есть суеверия у язычников, это нисколько не удивительно. А когда поклоняющиеся Кресту, приобщающиеся неизреченных таинств и достигшие мудрости держатся языческих обычаев, это достойно слез. Суеверия – смешное и забавное внушение сатаны, впрочем, только не смеху, но и геенне подвергающее обольщающихся». Поэтому мы должны строго избегать различных суеверий, которые возникают от недостатка веры и являются человеческими заблуждениями. Не случайно святитель Тихон Задонский говорил, что суеверие наступает, когда оскудевает и исчезает вера.
Евангелие учит нас: «Познаете Истину, и Истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Знание истинного учения Христова, которое может дать только Православная Церковь, делает человека свободным от рабства греха, человеческих заблуждений и нелепых суеверий.