что означает понятие граффити
Граффити это что такое: примеры с фото
Приветствую читателей блога! Эта тема является злободневной уже целый век! А может дольше? Граффити это что такое, когда появилось первое граффити и что Вы наверняка не знаете об этом искусстве. Сегодня и только для Вас.
История
Угадайте, когда было нарисовано первое граффити? Для большинства это вандализм последних 50 лет. Самые прошаренные отсылают к Первой Мировой Войне. На самом же деле все отсылается к самому определению, которое весьма размыто. И слово граффити сегодня приобрело немного негативный оттенок.
Первые настенные рисунки появились 65 тысяч лет назад. А может раньше. Речь идет о наскальной живописи древних людей, самая древняя из найденных из которых найдена в пещере, помните в какой стране? Напишите, а я подскажу в самом конце статьи.
Граффити были найдены в Древнем Риме, Древнем Египте, Майя и т.д. Точно не самое современное творчество. Вторую жизнь они приобрели в начале 20 века, когда стали краской помечать поезда в депо.
А людям только покажи! В общем, началось все хорошо и полезно, а сейчас большинство стран считают настенную живопись вандализмом и отлавливает художников.
Определение
Сложности в определении понятия вызывает разрыв между научными определениями и представлениями общества сегодня.
Исторически, граффити называется любое изображение на стене, сделанное краской. А еще более исторически это искусство делилось на «граффити» и «дипинти».
Где граффити – нацарапанные надписи, а дипинти – нарисованные. Но сейчас это все кануло в Лету и осталось общее название граффити.
Хотя современные художники прекрасно используют старые техники, в том числе «выцарапывая» часть рисунка. В царапинах открывается нижний слой краски, делая картину интереснее.
Таким образом, граффити — это любая надпись или изображения краской на стене.
Все надписи «на заборе» попадают под это определение. Исторически таких надписей много. Забавное совпадение, но в Римском городе найдена самая древня надпись. Знаете, что там? Реклама борделя.
Инструменты
Как и любое творчество, изображения делаются с помощью определенных инструментов. Если Вы вдруг хотите стать великим художником, на сленге их называют райтеры (writer – писатель), то держите список для творчества:
Как следует из последнего пункта, граффити – развивающееся искусство. Для привлечения публики изобретаются новые стили, создаются инсталляции, рисуются новые сюжеты.
Бум качества рисунков был в 1970-80 годах, когда художников Нью-Йорка особенно притесняла полиция. Остались сильнейшие и вандализм стал переходить в категорию искусства.
Стили
Деление на виды и стили немного условное, как и в любом искусстве. Стили перетекают друг в друга, райтеры используют их сочетания или пробуют новые идеи. Но сейчас принято выделять следующие направления:
Это классические рисунки. Наиболее распространенный мотив для изображения – имя автора. Немного фото для понимания:
Throw up
Bubble letters
Blockbusters
Characters
Wildstyle
Masterpiece
В заключении
Какие виды граффити Вы видели в своем городе? Вандализм или искусство? Этот вопрос дискуссионный уже более 50 лет. С одной стороны, художник самовыражается, а рисунки многим нравятся. С другой, это порча имущества города. Или, хуже, частных построек. Мало какой хозяин захочет увидеть такое на своем доме:
К тому же на граффити подтвердилась теория «разбитых окон». Когда беспорядки привлекают беспорядки. Например, брошенная на газон салфетка с куда большей вероятностью «привлечет» других людей сделать также, чем чистый газон.
Статистически оказывалось, что граффити рисовали в неблагоприятных районах, делая их тем самым еще более неблагоприятными.
Репутацию художников портят дилетанты, которые считают, что на покупке баллончика их обучение закончилось. На одно произведение искусства обязательно найдется не менее 10 откровенного вандализма. Видели же у себя в городе примеры такого плохого граффити? А хорошего?
Для тех кто дочитал, как и обещал – самые древние пещеры с наскальной живописью расположены к Испании и рисовали так неандертальцы, а не наши прямые потомки. Вот как.
На этом этот небольшой обзор подошел к концу. Кстати, возможно вам будет интересно узнать о самых популярных картинах, или самых дорогих? Это совсем разные оказывается картины!
Запомни мое имя: что нужно знать, чтобы понимать граффити
В последнее время часто на улицах можно встретить различные рисунки на стенах. Такие надписи и картинки являются уличной живописью и могут рассказать о чем-то. В этой статье вы узнаете об особенностях граффити, а также научитесь в них разбираться.
Уличные рисунки как вид искусства
Для начала стоит отметить, что понятия «граффити» и «стрит-арт» немного разные. Если стрит-арт является обширным понятием уличного творчества, которое подразумевает различные картинки, надписи и прочее. То граффити — один из видов уличного искусства, который ранее и вовсе считался вандализмом. Граффити начинает свой путь еще в далеком 1920 году. А на сегодняшний день ни для кого не секрет, что граффити считается неким «союзником» хип-хопа.
Виды граффити
Есть несколько видов граффити:
Есть также несколько стилей граффити:
Можно беспрерывно спорить о том, является ли изображение на стенах неким искусством или порчей фасадов. Сторонники первого варианта уверены в бездействии коммунальных служб и считают, что при помощи граффити можно украсить старые здания. Вторая же группа людей говорит о том, что граффити только портят исторические фасады. Однако уличные художники всего лишь используют городские фасады в качестве бумаги, оставляя свои послания. Граффити — культура, которая создана для отдельных групп людей, понимающих это искусство.
Кроме того, у райтеров есть свой «кодекс чести», они не оставляют под чужой работой свое имя, ведь подобное может привести к серьезным разбирательствам между художниками. Граффитчикам также нельзя использовать для своих творений детские площадки, отреставрированные здания и памятники. Поэтому уличные художники всегда находятся в поиске менее востребованных и нужных фасадов. Некоторые могут оставить свой рисунок даже на мусорном баке или трубах. Несмотря на то, что граффити понимают далеко не все, красивый рисунок мало кого оставит равнодушным. Чтобы понять некоторые рисунки, требуется развитое воображение и мышление, а этого можно добиться с помощью курсов и тренажеров Викиум.
Как искусство граффити стало легальным и востребованным
Зарубежный опыт
Активное развитие социальных сетей поспособствовало тому, что граффити вышло из андеграунда и стало важной вехой в развитии современной массовой культуры. Сегодня стрит-арт очень быстро становится неотъемлемой частью городов, гармонично сочетаясь с урбанистическими ландшафтами и тесно переплетаясь с дизайн-кодом.
Другой чертой граффити как искусства является то, что некоторые работы уходят за огромные деньги с молотка аукционов. А некоторые граффити и вовсе с налетом времени становятся лишь ценнее. За примером идти далеко не нужно: фургон, разрисованный легендарным Бэнкси еще в конце 90-х, в 2015 году был продан на парижском аукционе Drouot за 850 тысяч долларов. А в 2019 году на британском аукционе Bonhams появился другой лот этого райтера: 17-тонный Volvo FL6, стоимость которого оценили в 1,3–2 миллиона долларов. Таким образом, появляется тенденция инвестирования в граффити как в долгосрочный актив.
Неотстающая Россия
Часто, сопоставляя какие-либо явления, мы поневоле оставляем достижения России на втором плане. Просто потому, что они не такие впечатляющие. Еще лет 10–20 назад это касалось бы и граффити, но сейчас всё изменилось. Стрит-арт в необъятной интенсивно развивается, и этому есть множество доказательств.
Взять хотя бы многочисленные и массовые фестивали уличного искусства: «Морфология улиц», «Место», Artemoff, «Карт-Бланш», kaliningrART, Meeting of Styles, Union of Free Art и еще по меньшей мере с десяток других. При этом они не носят пустячкового характера, чисто для галочки — на фестивале Urban Morphogenesis было использовано больше 250 тысяч баллончиков и суммарно раскрашено более 50 объектов, в том числе высотные здания. Спустя месяц кропотливой работы город в буквальном смысле заиграл новыми красками, что оценили даже местные жители:
Всеобщий интерес к граффити не мог остаться незамеченным для крупных компаний и брендов. Так, например, известный российский граффитчик Покрас Лампас за последние годы успел поработать с итальянским домом моды Fendi, создать уникальные принты для Adidas и принять участие в коллаборациях с Lamborghini, Альфа-Банком и IKEA. Другой пример — команда SprayPassion, которая помогает компаниями и брендам найти общий язык с аудиторией, привлекать ее внимание и показать собственную индивидуальность. Их клиентами были Doritos, хоккейный и футбольный клуб «Спартак», служба такси Gett и многие другие. Закончим, пожалуй, на московской команде A.D.E.D, выпустившей коллаб с итальянским стритвир-брендом люксовой одежды Off-White и оформившей корнер Louis Vuitton в Москве. Важно отметить и то, что многие райтеры не сотрудничают с кем попало. Для многих из них важно, чтобы философия и политика компании не противоречили их собственным. Вот что по этому поводу говорит один из участников A.D.E.D Cozek:
Так же, как и за границей, в России стали массово появляться галереи, ярмарки и частные коллекции с произведениями уличной культуры. Среди них музей «Гараж», RuArts, «Триумф», Cosmoscow, Street Art Museum, музей уличного искусства в Санкт-Петербурге, Центр современного искусства «Винзавод» и множество других.
Как зарабатывают современные художники
В мире современного стрит-арта выделяется несколько направлений коммерциализации.
— Коммерческое сотрудничество с глобальными и локальными брендами. Мы уже затрагивали этот вопрос выше, поэтому лишь дополним некоторыми пояснениями. Уровень бренда и размер гонорара всегда зависят от множества факторов: объем работы, правовые аспекты использования продукта, размер тиража, цель сотрудничества, имидж и популярность мастера, а также его заинтересованность в проекте. Так стоимость имиджевого проекта может обойтись от 500 тысяч до 1,5 миллиона и выше.
— Оформление. Это очень обширная категория, в которую входят различные направления. Как правило, ими занимаются специализирующиеся мастера, способные учесть основные пожелания заказчиков и адаптировать их в целостное, несущее художественную ценность произведение. Можно выделить три ключевых направления: роспись фасадов, роспись интерьеров и офисов. Детальнее рассмотреть их можно на примере работ творческого объединения SprayPassion.
Роспись фасадов
Одним из последних проектов SprayPassion было оформление производственного цеха на Шумерлинском Заводе Специализированных Автомобилей. Помимо сложностей, связанных с размерами стены (11,5 метра в высоту и площадью 500 квадратных метров ), было необходимо составить эскиз и проект будущего граффити.
Концептуально мотив рисунка относит к советским мозаикам и плакатам. На полную доработку и согласование эскиза ушло 7 месяцев, после чего три мастера отправились его реализовывать. Спустя 7 дней и 180 кг материалов картина была завершена. Так и выходит, что каждый проект — это отдельная увлекательная история, которой ребята из SprayPassion делятся в своем блоге.
Примером социального граффити может послужить роспись фасада 10-этажного здания в Пскове. В честь 20-летия подвига воинов-десантников 6-й роты они изобразили горные ландшафты с флагом Военно-воздушных сил, беретом, силуэтами солдат, складывающимися из облаков, и стаей мирно летящих вдаль птиц. Нужно объяснять социальную ценность такого проекта? Едва ли.
Граффити в интерьерах
Это незаурядное решение по оживлению дизайна, ведь в этом случае вместо монотонных обоев стены могут быть стилизованы под космические и природные пейзажи, обыгрывать различные веяния поп-арта, переносить на стены культовых и любимых героев и так далее. Выбор нужного эскиза или создания его полностью с нуля позволяет сделать интерьер по-настоящему неповторимым и уникальным. Более того, грамотно подобранное и качественно реализованное граффити позволяет зрительно увеличить пространство. Художники SprayPassion работают в смешанной технике, подстраиваясь под конкретные пожелания клиентов. Благодаря штату собственных иллюстраторов и дизайнеров, они самостоятельно разрабатывают эскизы под каждый отдельный интерьер.
Роспись офисов
Качественное оформление офисного пространства больше не прихоть состоятельных владельцев — это повсеместная практика. Ведь оно не только делает помещение более уютным и создает нужную атмосферу, но и доносит дух и внутреннюю философию компании. Обычные серые стены заполняются красками, цитатами, пейзажами, вымышленными и реальными персонажами, за счет чего сам офис в глазах работника воспринимается иначе. При этом стоимость росписи офиса не сильно отличается от обычного ремонта, однако это служит долгосрочным вложением в имидж компании и гармонию внутри коллектива.
Граффити сленг
Словарь граффити-терминов
ACAB (A.C.A.B., All Cops Are Bustards, англ. Все копы — ублюдки) популярная надпись на стенах, в основном делающая из-за гонений полицейских и не успешного создания работы, или наносится в качестве протеста на зданиях и автомобилях полицейских.
Акаб, акабы – произносят обозначая полицейских, когда кто-то стоит на шухере и при обнаружении полицейского произносит эту фразу (Акабы идут)
All City King (Король всего города) — Райтер, рисующий по всему городу, получивший за это славу
All City (Ол сити) — Нанес тэги по всему городу, пометил весь город
Background (Бэкграунд) — Фон — фон, на котором помещается основная часть рисунка
Backjump (Бэкджамп) — Для работы с движущимся объектом за короткий период, нужно заходить в тупик (например, поезд на станции). Рисование с платформы, выступа или в месте где поезд, трамвай может находиться недолго. Либо путем срывания стоп-крана
Bite (Байт) — Байтить, сбайтить — плагиат, украсть рисунок
Biter (Байтер) — Тот, кто имитирует/копирует стили. Они занимают в иерархии низший ранг (Toy)
Buff (Бафф) — Удаление граффити со стен или поездов. Бафить (To buff) — закрашивать граффити
Can (Кэн) — Аэрозольная краска в баллончиках для граффити
Canvas (Канвас) — Холст — Рисунок на холсте
Cap (Кэп) — Колпачок от аэрозольного баллона
Character (Керек) – Изображение персонажа комикса, мультфильма или любого другого произведения массовой культуры, может быть нарисован совместно со шрифтовой композицией так и отдельно
Crew (Крю, кру. Возможно написание krew, cru, kru — команда уличных художников граффити (аналогичные примеры Squad, Team, Side)
Crossing (Кросен/ кросить) – Уничтожение граффити, зачеркивание рисунков
Diss/dissen (Диссить) — Грубить, оскорблять — Дискриминация в отношении кого-то, что сокращение (часто используется вне сцены)
Dope — обычные хип-хоп эквиваленты словам “cool”, “really nice”
Drip/Drop/Nase (Капать/Стекать/Чутьё) — Подтекающая краска. Является частой ошибкой новичка
End2end (Энд-ту-энд) – Полностью расписанный поезд (от кабины локомотива до конечной кабины локомотива)
Fat (Фэт) — колпачок аэрозольного баллона для широких линий
Fading (увядание, затухание) – плавный переход между двумя цветами в изображении
Fame (Ruhm — известность, слава) высокая репутация и популярность райтеров, цель и мотивация многих художников
Filling (Филин) — Заливка — Закрашивание объема фигуры
Freestyle, freehand (свободный стиль) в создании работ Freestyle райтер работает без скетчей, эскизов и сочетая разные стили
Freight (fr8)– фрейд – грузовой вагон (делать фрейды)
Flop (Флоп) – Простой одноцветный рисунок без заливки
Flat (Флэт) — Рисование простых тем, обычно в два цвета
Getting up — Деятельность, подъём
Hall of Fame/Hall (Хоф) – Зал славы – Куски, на которых рисовать законно, и место, где райтер, прежде всего, рисует качественно. Такие места часто бывают скрытыми. Залы славы имеют традицию и служат местом встречи для райтеров. Если такие места известны многим райтерам, то их порой часто посещают райтеры со всего мира. Чтобы рисовать на таких местах нужно одобрения влиятельных людей из этой среды
Highlights (Хайллайт) – Блики на буквах
Ink – Чернила
King – Король – Признание и уважение к выдающемуся райтеру, имеющему большую славу. Есть несколько подкатегорий, такие как “Король линий”, “Король стиля” или “Король Бомбинга” или Король Ярда
Legende – Легенда – Признание на международной сцене, активное участие в проектах и фестивалях других стран
Line (Лайн(ы) — Линия, магистраль — Железная дорога (железнодорожная линия). Как правило рисование вдоль жд путей
Mural (Мьюрал/ мурал) — Высокохудожественный рисунок, выполненный на поверхности большого размера
Masterpiece (Шедевр, мастерство) — Лучшая работа райтера; первоначально наименование для каждого «куска»
New School (Нью скул) — Новая школа — в современном граффити начался примерно в конце 2000-ых. Бурно прогрессирует
Old School (Олд скул) — Старая школа — Cубкультурный термин, означает первоначальную стилистику явления. В граффити, термин пришёл из хип-хоп культуры. Определяет стилистику 80ых- начала 90ых гг.Для граффити олд скула характерна привязка к хип-хоп культуре (нью с кул уже отделен) в виде сюжетов рисунков и шрифтов. Простые формы, простые цвета. определенные маскоты (характерные персонажи).Если ухватить суть — для старой школы шрифтового граффити характерна работа над формой букв, для новой работа с цветами (зачастую при полной примитивности форм)
Ontour/on tour — Гастроли, в туре, в разъезде — делают надпись рядом с созданной работой находясь в поездках по разным городам и странам
Outline(Аутлайн) — Внешняя линия, контур фигуры
Pieace (Пис, кусок, шедевр) — Уличный рисунок
Poster (Постер) — Плакат
Right (Райт) – Легальное граффити, чаще всего оплачиваемое. Райтинг – Легальное рисование, на которое уделяется много времени и максимум таланта. Спокойное рисование, либо легальное, либе в беспалевном месте, выдрачиваются линии, чёткость, техника тут должны быть на уровне
Roof-top (Руфтоп, руф-топ) — Рисунки и надписи на крыше или карнизах
Sketch (Скетч) — Эскиз. Скетчбук или блэк бук — альбом (книга) с эскизами
Skinny (Скини/ скинявые) — Насадка аэрозольного баллона для тонких линий
Scratch (Скретч) — Выцарапанный на поверхности рисунок, как правило на стеклах
Sticker (Стикер) – Наклейка, на которой есть имя или рисунок человека, который его сделал. По сути это тот же тэг только он нанесён на наклейку
Stencil (Стенсил) — Трафарет для граффити и созданное с его помощью изображение
Style — Стиль — Ключевое понятие райтинга. Это специальный вид работы, наличие характерной черты в работах райтеров. К этому определению так же принадлежит и наличие индивидуального вида букв, а также применение определённых стилевых элементов. Так и возникает соответствующий райтеру, собственный стиль. Создавать хороший (и возможно, неповторимый) стиль считается желанной и наивысшей целью райтеров. Так же отдельные куски обозначаются как стиль
Skill (Скилл) — Навык, уровень мастерства (прокачать скилы)
Spot (Спот) – Место, может быть любым местом, где рисуют граффитосы, простые и не сложные работы, там где все могут друг друга перекрасить без разрешения (если toy то таких полномочий не имеет)
Top-to-bottom (Топ-ту-ботом) — рисунок, нанесенный во всю высоту вагон
Throw-up (Троу ап, троу-ап) — Флоп с заливкой
Traffic (Трафик) — Рисунок на транспорте, который будет ездить по городу или пригороду, который выпустят на маршрут (для городского пассажирского транспорта)
Tag (Тег) – Стилизованный автограф(подпись) художника (тэгнуть)
Toy (Той) – Неопытный художник, новичок, подражатель (чикокер чикарь)
Whole car (Холкар, хол-кар) – Полностью расписанный вагон
Whole train (Холтрейн) – Полностью расписанный состав поезда
Writert (Райтер) – Граффити-художник
Yard, train yard (Ярд) — Депо, отстойник для поездов
Ежедневные подборки лучших работ из мира уличного искусства в наших социальных сетях: