что означает понятие светское государство
СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО
Полезное
Смотреть что такое «СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО» в других словарях:
СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО — СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО, в конституционном праве государство (см. ГОСУДАРСТВО), в котором церковь отделена от государства, разграничены сферы их деятельности. В светском государстве не существует государственной или обязательной религии, признается… … Энциклопедический словарь
Светское государство — государство, свободное от какого либо влияния религии, ее догматики и обрядности, различных религиозных организаций и их представителей на устройство и деятельность ее политических и правовых институтов, на систему государственного образования и… … Теория государства и права в схемах и определениях
СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО — конституционно правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Светский характер государства не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать их … Юридический словарь
СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО — конституционно правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Светский характер государства не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать их … Юридическая энциклопедия
Светское государство — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия
СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО — государство, в котором не существует какой либо официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным и предпочтительным. Светский характер государства предполагает, что государство и церковь отделены друг от… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»
СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО — конституционно правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Светский характер государства не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать их … Энциклопедический словарь экономики и права
светское государство — конституционно правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Светский характер государства не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать их … Большой юридический словарь
Светское государство — это конституционно правовая характеристика государства, которая включает в себя взаимное невмешательство как государства и его органов в дела церкви, так и церкви в дела государства, что находит выражение в четком разделении сфер компетенции и… … Большой юридический словарь
Светское общество — Светское государство государство, которое регулируется на основе гражданских, а не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования. Законодательство светского государства может соответствовать (полностью… … Википедия
Светское государство: понятие и характеристика. Религиозные объединения
Светским государством признается такое государство, в котором государство и религия, а точнее государство и религиозные объединения отделены друг от друга, а следовательно, не вмешиваются в дела друг друга.
Конституция РФ (ч. 1 ст. 14) не только провозглашает Россию светским государством, но и раскрывает суть этой характеристики: «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». А далее в ч. 2 той же ст. 14 говорится: «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Давая такую характеристику Российскому государству, Конституция (ст. 14) раскрывает ее в следующих положениях:
Эти конституционные положения нашли свое развитие в Федеральном законе «О свободе совести и религиозных объединениях». Касаясь взаимоотношений государства и религиозных объединений, этот закон устанавливает, что государство:
По закону религиозные объединения:
Создание религиозных объединений запрещается в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях.
Законодательное отделение государства от религиозных объединений не исключает, а предполагает их сотрудничество при решении общих задач и, прежде всего, на ниве воспитания высоконравственного человека.
И формы такого сотрудничества весьма многообразны. Это и совместные выступления против войн, насилия, преступности, за духовное возрождение России и россиян. Государство часто оказывает помощь церкви при реставрации древних и строительстве новых храмов. Церковь, в свою очередь, помогает правоохранительным органам в работе с «трудными» подростками, с теми, кто отбывает наказание за совершенные преступления. Многие священнослужители за свою активную плодотворную деятельность на благо Отечества удостоены государственных наград.
В противовес светскому государству, установившемуся в большинстве развитых стран (США, Франция и др.), существуют государства, в которых одна из религий признается государственной (англиканская церковь в Великобритании, иудаизм в Израиле, лютеранская церковь в скандинавских странах, мусульманство в исламских государствах Ближнего и Среднего Востока). Даже в тех странах, где закреплено равенство религиозных конфессий (ФРГ, Япония, Италия), все же одна из религий обладает некоторыми привилегиями. Такое положение сложилось в этих странах исторически, оно отражает глубокое убеждение народа в благотворном воздействии религии на политику и общественную мораль. Впрочем, во всех указанных государствах, кроме исламских, гарантируется свобода вероисповедания и наряду с государственной существуют другие конфессии.
В России основными конфессиями являются православие и ислам, но есть и другие вероисповедания (католицизм, буддизм, баптизм, иудаизм и др.). Они совсем недавно обрели необходимые права для своей деятельности, поскольку тоталитарное государство (считавшее себя тоже светским, а на деле бывшее грубо атеистическим) осуществляло гонение на веру, преследование религиозных служителей. Ныне общепризнано, что церковь играет незаменимую роль в духовном возрождении России и вправе свободно проводить свою деятельность не только по отправлению культов, но и по пропаганде вероучения. Религиозные деятели заняли видное место во многих общественных движениях. Русская православная церковь приняла решение не участвовать в государственной и политической жизни, и с ее стороны нет никаких претензий на статус государственной. Мусульмане также в основном не претендуют на такой статус своей религии, хотя в ряде республик существуют определенные круги, высказывающиеся за преобразование своих республик в исламские государства.
Закрепление светского государства отнюдь не означает умаление или ущемление свободы вероисповедания. Статья 28 Конституции РФ закрепляет свободу совести, и светское государство не освобождается от обязанности гарантировать эту свободу. В равной степени государство не должно заниматься пропагандой атеизма, каким-либо способом препятствовать свободной деятельности религиозных объединений. Более того, нравственный долг требует, чтобы государство оказывало им содействие в их деятельности.
Следует отметить, что содержащаяся в ст. 14 Конституции РФ характеристика светского государства не упоминает об отделении государственной школы от религии. Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в редакции от 6 июля 2006 г.) (ст. 5) установлено, что религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и законодательством РФ создавать образовательные учреждения. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.
Светский характер государства означает, что официальные лица государства, хотя и вправе исповедовать любую религию, не должны предоставлять каких-либо привилегий той или иной конфессии, допускать ее влияние на принятие государственных решений. В связи с этим в Федеральном законе «О государственной гражданской службе РФ» (в редакции от 2 февраля 2006 г.) установлено, что государственные служащие не имеют права использовать должностные полномочия в интересах религиозных объединений, публично выражать отношение к ним, если это не входит в их обязанности (п. 3 ст. 17). Подобные ограничения вполне объяснимы для страны с религиозным плюрализмом, каковой является Россия, а также многонациональным составом государственного аппарата, что требует от государства соблюдения строгого нейтралитета по отношению к конфессиям.
Светское государство: понятие, признаки, типы и примеры
Общее представление об основных типах государственно-церковных отношений
Вопросы религии являются одними из самых сложных проблем, стоящих перед современными государствами. Религиозные вопросы, наряду с национальными и этническими, — это вопросы об идентичности нации, о духовно-нравственной жизни общества, которые не могут быть безразличны для государства.
Всем известным примеры из мировой истории, как религия может сплачивать и разъединять народы и нации. Поэтому практически любое государство уделяет вопросам государственно-церковных взаимоотношений особое место, как правило, закрепляя их основы на конституционном уровне.
В настоящее время выделяются 3 основные модели взаимодействия государства и религиозных объединений:
Между тем, такая классификация несколько схематична, поскольку с позиций точного основания деления все государства можно разделить только на два вида: светские и не светские.
Клерикализм в современном значении больше характеризует политическое направление, которое использует религию и церковь для усиления своего воздействия на общество.
Поэтому в современной типологии клерикальные государства относят к полу-светским и в целом рассматривают как разновидность светских государств, хотя не все авторы соглашаются с такой точкой зрения.
В русском языке слово «светский» означает нецерковный, мирской, гражданский. Синонимом «светского государства» является «секулярное государство».
В настоящее время во всем мире насчитывается около 200 государств, при этом более половины из них официально являются светскими, и их количество в последние 250 лет увеличивается.
Есть и обратная тенденция – из светского государства оно может превратиться в религиозное, хотя такие примеры единичны и как правило, представляют собой исключение из общих правил. Например, Иран до Исламской революции 1979 г. был секуляризованным имперским государством, замененным затем на Исламскую Республику.
Светское государство по праву связывается с демократическим государством, поскольку в нем религия является частным делом каждого человека и за индивидом сохраняется свобода выбора в данном вопросе.
Иногда можно встретить утверждение, что светское государство – это атеистическое государство. Однако это ошибочное утверждение. Светское государство не поддерживает ни религию, ни безбожие (атеизм), сохраняя нейтралитет в данном вопросе.
Признаки светского государства
Какое государство является светским и какие признаки позволяют отличить его от иных типов государств с позиции государственно-церковных отношений, – это вопрос права.
При этом, в юридической науке представлен широкий плюрализм мнений на то, какие характеристики позволяют идентифицировать государство как светское.
Следует учитывать, что разработанные в правоведении теоретические признаки светского государства и реально существующие современные светские государства — это часто несовпадающие понятия.
Реальная жизнь дает такое разнообразие типов современных государств, что многие из них, даже официально провозгласив себя светскими, в то же время не вписываются в общепринятые теоретические конструкции светского государства.
В связи с этим, с позиции государствоведения иногда затруднительно дать ответ, является ли данное государство светским. Например, Аргентина является светским государством, но законодательно установлено, что «федеральное правительство поддерживает римско-католическую апостольскую религию». Аналогичная ситуация в Армении – хотя Конституция формально отделяет церковь от государства, однако Армянская Апостольская церковь официально является национальной церковью.
Этот список стран можно продолжать – Финляндия, Грузия, Канада, Израиль, Ирландия, Норвегия, Румыния, Турция и т.д. считаются светскими государствами, но отдельные законодательные положения, касающиеся государственно-церковных отношений, вызывают двусмысленность и неоднозначность в вопросах точной характеристики данных государств.
Чтобы проще понять сущность светского государства, важно понимать, что в нем Государство и Церковь – это два автономных образования, основные разграничения между которыми основываются на 3 аспектах:
Выделяемые в теории те или иные признаки светского государства основываются на трех вышеуказанных аспектах разграничения.
Итак, к основным характеристикам светского государства относятся:
Таким образом, светское государство – это государство, в котором с институциональной, функциональной и идеологической точек зрения государство и церковь выступают как автономные образования, они отделены и относительно независимы друг от друга, при этом гарантируются основные демократические права и свободы граждан и организаций в духовной сфере.
Основные типы светских государств
В зависимости от взаимоотношений между государством и церковью выделяются несколько основных типов светских государств:
1. Эквипотенциальный тип (от латин. «аequus» — равный) – государство позиционирует себя максимально внерелигиозно, стремится дистанцироваться и изолироваться от церкви и различных религиозных институтов. К иным признакам эквипотенциального светского государства относятся:
Эквипотенциальная модель характерна для современной Японии, КНР, Южной Кореи и США (только отчасти).
2. Преференциальный тип (лат. «praeferentia» — предпочтительный, преимущественный) – характеризует «мягкий» режим отделения религиозных объединений от государства.
В преференциальных светских государствах в силу исторической обусловленности выделяется одна (реже несколько, например, в Германии две — лютеранство и католицизм) религии, которым предоставляется льготный режим существования и деятельности.
Закрепление подобного статуса за определенной религией возможно официально, например, на конституционном уровне, либо неофициально, в силу сложившихся традиций. Например, в Конституции Дании официальная церковь, которая пользуется поддержкой государства, — это Евангелическо-лютеранская церковь (ст. 4), ее устав устанавливается законом.
Нужно обратить внимание на принципиальное положение о том, что законодатель использует термин «государственная религия», но не «общеобязательная». Таким образом, государство поддерживает определенную религию в силу, как правило, исторических традиций, но не навязывает ее гражданскому обществу как единственно возможную, сохраняя для граждан свободу совести и вероисповедания.
3. Контаминационный тип (лат. «contaminatio» — смешение, соединение) — границы между светской и религиозной системами в таком государстве размыты. Религиозное право оказывает влияние на правовую систему государства.
Несмотря на то, что конституции контаминационных стран закрепили отделение религиозных объединений от государства, на практике они играют важную роль, фактически являясь государственной религией. Например, в Лаосе, Шри-Ланке, Таиланде, Монголии такой религией является буддизм, в Индии и Непале — индуизм. Такая модель характерна и для государств так называемого исламского мира.
4. Идентификационный тип (лат. «identifico» — отождествление) — расширенное сотрудничество государства с несколькими религиозными объединениями на основе партнерства.
Отличие данного типа от преференциального заключается в том, что здесь более жесткое отделение государства от религиозных объединений, сотрудничество государства происходит с несколькими религиозными объединениями без ярко выраженного предпочтения, граждане сами активно заявляют свою религиозную идентичность.
Идентификационная модель наиболее подходит для многонациональных государств, которые имеют зачастую печальный опыт гонений на религию, в связи с чем исторические традиции бывают частично утеряны или реконструированы (Россия, Франция, Украина и др.).
Таким образом, несмотря на большое разнообразие типов и подтипов светских государств, во всех из них императивно установлен принцип отделения церкви от государства, который является основополагающим для характеристики светского государства.
В целом, жизнь показывает, что в реальной жизни не существует в абсолютном чистом виде светского государства.
Современная российская практика также демонстрирует отход от конституционных принципов светскости государства. Например, в обновленной в 2020 году Конституции Российской Федерации появилось положение о том, что Россия в целях сохранения государственного единства чтит память предков, сохраняя и веру в Бога (ч. 2 ст. 67.1).
Если у Вас нет времени или возникли трудности с написанием любой научной работы по юриспруденции, обратитесь к нам, и Вы гарантированно получите уникальную авторскую работу, выполненную профессионалами.
Светское государство
Понятие светского государства
В современном мире в научных источниках фигурирует понятие светского государства, где полностью отсутствует официальная религия и никакие вероучения не признаются доминирующими или обязательными. Итак, становиться понятно, что светская сторона государства разделяет само государство и церковь, дабы они не могли проводить вмешательство в дела один другого.
Сущность светского государства
Согласно закону светского государства соответствие религиозным нормам может быть, как полное, так и частичное. Так называемая «светскость» не вступает в противоречие с нормами религии, она просто освобождается от них. Вот небольшой пример, запрет делать аборты можно назвать светским решением, если в его основе лежит гуманистический принцип. А если быть точным, то медицинская и биологическая целесообразность. Религия к подобным мерам не имеет никакого отношения и не является решающим фактором в принятии решения.
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
У каждого человека, живущего в светском государстве, есть право жить без выбора определенной религии. Например, в таком случае браки будут заключаться в государственных учреждениях, как и совершение актов правосудия. Сторонники определенной религии являются равными перед законодательной базой такого государства.
Государства, у которых нет статуса светских
По большей мере к несветским стоит отнести многие страны мусульманских порядков. Например, Саудовская Аравия и Иран имеют официальный статус теократических стран, а в конституциях многих арабских стран указано, что законодательная база основана на шариате и Коране, а брак может заключаться только религиозными представителями, в противном случае он не будет считаться действительным.
Не так давно Малайзия также решила отойти от светскости, в последнее время там начала появляться такая структура, как религиозная полиция, которая занимается разбирательством дел мусульман.
Если говорить о странах, где больше проживает мусульманского населения, то светскими являются, например, Турция и Азейбаржан.
Также бывают прецеденты, когда государство имеет собственную религию, но одновременно провозглашает принадлежность к светским. Это такие страны:
В Израиле религия также не в полной мере отделена от самого государства.
Типология светских государств
В социологии светские и несветские государства разделяются согласно разным критериям. Для первой категории определяющими параметрами являются:
Представленные параметры позволяют определить четыре основных типа государств светского направления:
В нынешних условиях существуют разные модели светских государств, все они – итог общественного развития. Создание определенного типа светского государства основывается на некоторых политических, культурных, исторических и других особенностях социальной динамики.
В части 1 статьи 14 Конституции Российской Федерации указано, что Россия провозглашена светским государством, и к тому же, раскрыла подлинную сущность представленной характеристики. Исходя из этого, никакая религия не имеет статуса обязательной или государственной. Дальше в части 2 этой же статьи указано, что религиозные формирования отделены от государственных учреждений и получают равные законные права.
Представленные положения из Конституции находят новое развитие в Федеральном законе «О свободе совести и религиозных объединениях».
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Если говорить о взаимоотношениях между религией и государством, то этот закон постановил:
В свою очередь религиозные формирования, исходя из принципов, прописанных в Конституции, формируют и внедряют собственную деятельность независимо от государства. Исходя из своей иерархической и институциональной системе, они выбирают, назначают или меняют собственный персонал. Тут уже нужно сказать о том, что действуя согласно собственным уставам, они должны обеспечить своих сотрудников достойным условиями труда и своевременной оплатой, согласно нормам законодательства РФ и трудового контракта (договора).
Светское государство: характеристика, признаки
Базовые виды государства
В государственной и правовой теории четко установлено, что зависимо от отношений, которые сложились между государством и церковью различают три основных вида государств:
Теократическое государство
Первый вид, теократическое государство (от греч. «Бог» и «власть»), представляет собой форму государственной власти, при которой сама власть абсолютно полностью или частично является принадлежащей церкви.
К примеру, Монголия до 1921 г. или сегодняшнее государство Ватикан, которое является теократической монархией, где законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат Папе Римскому.
Клерикальное государство
Государство клерикального вида (от лат. «церковный») являет собой форму государственной власти, при которой церковь, основываясь на закон, влияет на государственную политику и важные жизненные сферы общества.
Примером служит Исламская республика Иран. Здесь, кроме светских органов, к которым относятся парламент и правительство, существует и духовный государственный лидер. Именно его верующие люди тотально боготворят, всецело поклоняются ему.
Точно так же, деятельность государства может быть напрямую связана с церковной сферой в еще одной дополнительной форме. Это государственная церковь. Суть такой церкви заключается в том, что одна из конфессий полностью признается частицей официальной государственной организации, т.е. воспринимается как главная в стране. И тогда, как правило, все должности страны занимают определенные представители государственной единой религии. Подобный институт имеется в Исландии, Швеции, Дании, Греции, Великобритании, Иордании, Иране. Также был и в России до 1917 года.
Светское государство
Что касается светского государства, то его базовыми принципами представляются принципы абсолютного отделения церковной политики от государства и принципов свободы совести. При этом целый ряд авторов в своих работах по данной проблеме относят принцип отделения церкви от государства к одной из важнейших гарантий свободы совести.
Четко формулируя полноценное содержание понятия светского государства, стоит брать во внимание тот факт, что автономность и абсолютная суверенность интересов страны и религиозных сообществ имеют достаточно принципиальное различие компетенции. В таком случае, понятие суверенности подразумевает верховенство и независимость, а также, полнейшее обладание компетенцией исключительного вида.
Сама страна вовсе не вмешивается в вопросы религиозного характера, в четкие определения гражданами принадлежности к религии, в моменты внутренней самоорганизации религиозного объединения. Объединения религиозного вида абсолютно не вмешиваются в следующие моменты:
Светскость, которая выражается через отделение от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на полное распространение идеологии, а именно разделение государства и подобных объединений, подразумевает, что в религиозных моментах верующие представляют собой хозяев у себя и для себя, а сама страна вовсе не позиционирует как религиозный арбитр.
Основные признаки светского государства
Стоит выделить напрямую следующие базовые признаки светского государства:
Этапы отделения религиозных сообществ от государства
Главный признак полноценного отделения от государства всех религиозных объединений и тех объединений, у которых деятельность целиком направлена на распространение, вмещает в себя следующие пункты:
Важнейшим признаком недопустимости установления обязательной религии либо идеологии влечет за собой запрет на закрепление на законодательном уровне какой-либо религии или идеологии в качестве базовой. Право на свободное мировоззрение представляет собой существенный признак недопустимости появления общеобязательной религии либо идеологии и включает в себя следующие права и виды свобод:
Абсолютное равенство прав, а также свобод человека и гражданина, вне зависимости от убеждений и религиозного характера и полное равноправие религиозных объединений относительно законодательства. Вышеуказанное представляет собой определенный конституционный принцип, означающий равенство юридических прав, а также обязанностей религиозных объединений, которые действуют согласно законодательства.
Один из базовых принципов полного равенства религиозных сообществ перед законом допускает полную возможность наделения тех или иных религиозных объединений дополнительными преференциями. Такие принципы представляют собой элементы политики страны в сфере взаимоотношений с религиозными сообществами, и никак не препятствует выделению самой страной сообществ религий традиционного характера, наделению их специальным конституционно-правовым базовым статусом и более широкому сотрудничеству с ними, не ущемляя при этом права и свободы других организаций религиозного вида.
При детальном рассмотрении содержание светского государства, стоит говорить и о таком важнейшем признаке подобного государства, как светскость самой легитимности страны.
В правовой конституции легитимность фигурирует как понятие признания законности прав и всех полномочий государственного органа власти либо высших должностных лиц, их строжайшая идентичность конституции и воле народа, которая выражена законным образом.
Стоит учесть важный момент, что вышеуказанный признак вовсе не представляет собой существенный признак государства светского вида, вместе с тем находя свое отражение в приведенных выше существенных признаках данного государства.
Достаточно высокая степень значимости светскости РФ, как государства, глубоко выражена в определенной протекции базового принципа светскости подобного государства и признании базового значения конституционного вида этого принципа в качестве одной из основ конституционного строя России.
На основе проведенного анализа можно предложить следующие определения: