что означает право на петицию
ПРАВО ПЕТИЦИЙ
Смотреть что такое «ПРАВО ПЕТИЦИЙ» в других словарях:
ПРАВО ПЕТИЦИЙ — одно из конституционных политических прав граждан, представляющее собой право обращения к властям с письменным требованием, предложением, жалобой, на что власти обязаны в установленном порядке реагировать. Ряд конституций (например, Венгрии)… … Юридическая энциклопедия
право петиций — одно из конституционных политических прав граждан, представляет собой право обращаться к властям с письменным требованием, предложением, жалобой, на что власти в принципе обязаны в установленном порядке реагировать. Ряд конституций (напр.,… … Большой юридический словарь
ПРАВО ПЕТИЦИЙ — см. Петиция … Энциклопедия юриста
ПЕТИЦИЙ ПРАВО — ПРАВО ПЕТИЦИЙ … Юридическая энциклопедия
ПЕТИЦИЙ СВОБОДА — ПРАВО ПЕТИЦИЙ … Юридическая энциклопедия
ПЕТИЦИЙ ПРАВО — (см. ПРАВО ПЕТИЦИЙ) … Энциклопедический словарь экономики и права
ПЕТИЦИЙ СВОБОДА — (см. ПРАВО ПЕТИЦИЙ) … Энциклопедический словарь экономики и права
ПРАВО ГРАЖДАН НА ОБРАЩЕНИЯ — гарантированная Конституцией РФ возможность граждан обратиться лично либо через своего законного представителя, а также направлять коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане имеют … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»
СВОБОДА ПЕТИЦИЙ — см. Право петиций. СВОБОДА ПЕЧАТИ одно из старейших конституционно закрепляемых личных прав человека и политических прав граждан, являющееся составной частью свободы информации. Впервые провозглашено в Декларации прав человека и гражданина 1789г … Юридический словарь
Что такое петиция и почему она не работает?
В ситуации с коронавирусной пандемией в России стало еще популярнее взаимодействовать с властью через подачу электронных петиций. Петиция сейчас подписывается везде и по очень разным поводам. Но собрав нужное количество подписей, проблема чаще всего так и остается без внимания властей. И в чем тогда смысл?
Содержание статьи
Для начала узнаем, что такое петиция
Петиция – это коллективное обращение к органам власти или негосударственным структурам (например, в адрес руководства СМИ). В ней просят решить какую-то актуальную проблему. Своей подписью вы можете повлиять на принятие решений на территории страны, региона или города, или даже поддержать интересы конкретного человека.
Где разместить или подписать петицию?
В век информационных технологий стало обычным делом подавать онлайн-петиции с помощью специальных порталов. И тем самым привлекать к проблеме максимально широкое внимание общественности.
Что происходит с петицией после ее размещения?
Стоит сразу отметить, что успешность некоторых инициатив при проверке оказывается сомнительной. Более того, сам факт опубликования петиции на том или ином сайте никого ни к чему не обязывает. И даже если ваша инициатива и набрала необходимое количество голосов, органы власти не обязаны принимать ее к рассмотрению. Исключением является лишь портал «Российская общественная инициатива», созданный во исполнение Указа Президента РФ «О рассмотрении общественных инициатив». В этом случае, если вашу идею в течение года поддержат не менее 100 тысяч граждан, петиция будет рассмотрена органами власти. Ее направят в экспертную рабочую группу. Она в срок до двух месяцев должна провести экспертизу и принять решение о разработке соответствующего нормативного правового акта и (или) принятии иных мер по реализации инициативы.
А дальше, как показывает практика, даже если экспертная группа и одобрила общественную инициативу, ее заключения очень редко перерастают в законопроекты. Ведь в Указе не предоставляется сам механизм взаимодействия общественной инициативы и законотворческого процесса. Не указывается и кому должны быть адресованы заключения экспертной группы и какую силу они имеют.
Если же вы разместили петицию на иных сайтах, то она может быть направлена в адрес должностных лиц и государственных (муниципальных) органов. Рассмотрена будет как коллективное обращение на основании Закона РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» только в случае соблюдения требований к ее оформлению. Закон требует, чтобы в электронном обращении гражданин в обязательном порядке указывал свои фамилию, имя, при наличии отчество, адрес электронной почты/почтовый адрес. При оформлении электронных петиций на большинстве общественных сайтов данные требования порой не соблюдаются. Это дает право лицам, в чей адрес направлялось обращение, оставить его без ответа.
Нужна юридическая помощь?
Воспользуйтесь бесплатной помощью опытного юриста по ссылке ниже. Консультация возможна онлайн или в нашем московском офисе.
Концепция федерального закона «о петициях граждан Российской Федерации»
Нудненко Л.А., заместитель заведующего кафедрой конституционного права Российской академии правосудия, доктор юридических наук, профессор.
Статья 3 Конституции Российской Федерации закрепляет в качестве важнейшей основы конституционного строя народовластие. «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Важным институтом непосредственной демократии являются петиции, особая разновидность коллективных обращений граждан, предусмотренных статьей 33 Конституции Российской Федерации. В юридической литературе было высказано мнение, что петицию, которая может быть лишь частью, элементом состава референдума, выборов, отзыва, плебисцита и общего собрания населения, нельзя относить к самостоятельным формам прямого правления.
Этот вывод, возможно, правильный применительно к законодательству зарубежных стран, представляется неточным с точки зрения теории конституционного права, российского законодательства и практики его применения. Прежде всего в российской науке конституционного права общепризнан коллективный характер петиций. Что касается обращений граждан, то они могут быть как коллективными, так и индивидуальными. Петиции было бы неверно приравнивать и к обычным коллективным обращениям. Будучи их разновидностью, петиции вместе с тем отличаются от коллективных обращений граждан по своему предмету и процедуре оформления. Так, если предмет обращений (предложений, заявлений, жалоб) практически неограничен, к нему относятся любые вопросы, волнующие граждан, то предмет петиций должен быть определен законом. Им являются вопросы, имеющие значение для всего или части населения муниципального образования, региона. Обращения могут иметь как письменную, так и устную форму. Для петиций обязательна только письменная форма.
См.: Киров В.Ц. Парадоксы государственной власти в гражданском обществе. М., 1992. С. 172.
Из сказанного видно, что необходимым свойством, качеством любого института непосредственной демократии ученый считает императивный характер выраженной посредством него воли граждан, принятых решений. Общепризнанно, что народ в целом, местное сообщество в частности выражают свою волю как через публичную, так и через общественную власть. Решения, принятые посредством публичной власти, имеют императивный характер. Решения, принятые посредством общественной власти, могут иметь лишь консультативный характер. Следовательно, и народ в целом, и местное сообщество в частности осуществляют принадлежащую им власть путем прямого волеизъявления как через институты прямой демократии, решения которых имеют императивный характер, так и через институты прямой демократии, решения которых имеют консультативный характер.
Различие между петициями и народной правотворческой инициативой можно провести по предмету. Предметом народной правотворческой инициативы является предложение о принятии правового акта органом государственной власти или органом местного самоуправления, отмене или изменении ранее принятого правового акта, под которым подписалось установленное законом число граждан, и обязательное для рассмотрения соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления. Предмет петиции намного шире. Это могут быть: жалобы на действия органов и должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления; предложения о рассмотрении любого вопроса, имеющего общественное значение для всего или части населения муниципального образования, региона; коллективное требование отчета руководителя органа государственной власти или местного самоуправления.
См.: Кряжков В.А. Развитие институтов непосредственной демократии в современный период // Советское государство и право. 1988. N 9. С. 28.
Петиция представляет собой коллективное обращение граждан в представительные и исполнительные органы государственной власти, а также в органы местного самоуправления, внесенное по вопросу, имеющему значение для всего или части российского многонационального народа, населения субъекта Российской Федерации, муниципального образования, и относящееся к ведению соответственно представительного, исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления.
Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан» от 2 мая 2006 г. не предусматривает особого процесса для рассмотрения петиций граждан. В связи с тем что право на подачу петиции по своей правовой природе отличается от традиционных обращений граждан, процедура подачи петиции должна быть выделена в отдельное производство. Поэтому представляется целесообразным принятие федерального закона, регулирующего процедуру рассмотрения петиций граждан. Он может быть рамочным для законодательства субъектов Российской Федерации в данной сфере общественных отношений. В связи со сказанным полагаем возможным предложить для обсуждения концепцию такого федерального закона.
Адресатом петиций могут быть: Государственная Дума, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации; законодательные (представительные) органы государственной власти, высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации; органы местного самоуправления.
Что касается возможного аргумента относительно того, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и потому федеральный закон не должен регулировать порядок их рассмотрения, то он является несостоятельным хотя бы потому, что осуществление конституционных прав и свобод как в органах государственной власти, так и в органах местного самоуправления должно основываться на одних общих принципах. И эти принципы должны быть сформулированы в федеральном законе, а не в законе субъекта Российской Федерации. Нельзя оставлять данный круг отношений для опережающего правового регулирования законами субъектов Российской Федерации, как это уже произошло с обращениями граждан, порядок рассмотрения которых был урегулирован в девяностые годы двадцатого столетия законами многих субъектов Российской Федерации в условиях отсутствия федерального закона по данному кругу общественных отношений.
Кроме того, принятие федерального закона о петициях только в федеральные органы государственной власти, думается, является неверным и с политической точки зрения. Основной поток петиций должен идти именно в местные органы самоуправления, региональные и республиканские органы государственной власти. Не стоит акцентировать внимание населения на обращение с петициями именно в федеральные органы государственной власти, пока не исчерпаны возможные пути решения злободневных проблем на местном и регионально-республиканском уровнях. Принятие же федерального закона о петициях только в федеральные органы государственной власти вызовет поток таких коллективных обращений именно к Президенту и в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.
Предмет петиции граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления может быть определен в общей форме. Им могут быть:
Вместе с тем целесообразно выделить специфику предмета петиции отдельных органов государственной власти и местного самоуправления.
Так, предметом петиции Президенту Российской Федерации, помимо вышеперечисленных вопросов, могут быть:
Специфику предмета петиции законодательному органу государственной власти субъекта Российской Федерации помимо общих перечисленных выше вопросов могут составлять ходатайство о выражении недоверия высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации в соответствии с пп. «б» ст. 19 Федерального закона от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации», а также требование о проведении отчета председателя, депутата законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В предмет петиции высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации целесообразно включить:
В Федеральном законе «О петициях в Российской Федерации» можно выделить специфику предмета петиции в органы местного самоуправления. Предметом петиции в представительный орган местного самоуправления могут быть: требование об отчете председателя, депутата представительного органа местного самоуправления; предложение о проведении публичных слушаний по вопросам местного значения; возбуждение ходатайства об отрешении от должности главы муниципального образования на основании и в порядке, предусмотренных ст. 74 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления».
Специфику предмета петиции главе муниципального образования могут составлять: требование о проведении отчета главы муниципального образования перед всем или частью населения муниципального образования; возбуждение ходатайства перед главой муниципального образования об отставке ответственных должностных лиц местной администрации.
Помимо признаков содержания и формы петиции, Федеральный закон должен урегулировать процедуру рассмотрения петиции граждан компетентным органом или должностным лицом. Наиболее целесообразным представляется формирование инициативной группы по внесению петиции, которое осуществляется на основе волеизъявления граждан на собраниях по месту жительства, работы, сходах и во время проведения общественно-политических акций.
Инициативная группа в составе не менее 3 и не более 100 граждан регистрирует петицию в соответствующем органе государственной власти, органе местного самоуправления. Для этого руководителю органа передаются текст петиции и список членов инициативной группы, в котором указываются: наименование петиции, фамилия, имя, отчество, место работы (род деятельности), адрес, телефон и личная подпись члена инициативной группы.
Сбор подписей граждан в поддержку петиции может проводиться по месту работы, службы, учебы и жительства, а также в других местах, где сбор подписей не запрещен Федеральным законом.
Количество подписей, необходимых для признания коллективного обращения петицией, можно установить следующим образом:
В связи с тем что право на подачу петиции по своей природе отличается от традиционных обращений граждан, процедура подачи петиции и принятия по ней решения должна быть выделена в отдельное производство.
В петиционном процессе можно условно выделить пять стадий:
Комиссия по рассмотрению петиции создается в каждом случае поступления в органы государственной власти, органы местного самоуправления, их руководителям петиции в соответствии с требованиями Федерального закона. Комиссия по рассмотрению петиции создается соответственно распоряжением руководителя органа государственной власти, органа местного самоуправления по предложению заинтересованного комитета органа государственной власти, органа местного самоуправления или иного его структурного подразделения.
Членами комиссии по рассмотрению петиции могут быть депутаты представительных органов государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие, представители общественных объединений. Деятельность комиссии по рассмотрению петиции осуществляется под руководством заинтересованного комитета органа государственной власти, органа местного самоуправления или иного его структурного подразделения. По завершении петиционного процесса комиссия по рассмотрению петиции считается прекратившей свою деятельность.
Петиция не принимается и не рассматривается в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории субъекта Российской Федерации, территории муниципального образования, органам государственной власти или органам местного самоуправления которого адресована данная петиция.
Федеральный закон должен определить полномочия комиссии органа государственной власти, органа местного самоуправления или иного его структурного подразделения по рассмотрению петиции. К числу таких полномочий целесообразно отнести возможность:
Перечисленным правам должны корреспондировать обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, а также коммерческих организаций, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих оказывать комиссиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, комитетам и иным их структурным подразделениям помощь в осуществлении их деятельности, связанной с рассмотрением и разрешением петиции.
При обсуждении на сессии представительного органа государственной власти, органа местного самоуправления, руководителя исполнительного органа государственной власти или главы муниципального образования, местной администрации, иных органов местного самоуправления вопроса о результатах рассмотрения и разрешения петиции с докладом выступают соответственно руководитель комитета органа государственной власти, органа местного самоуправления или его структурного подразделения, а также руководитель комиссии по рассмотрению петиции.
На сессии представительного органа государственной власти, органа местного самоуправления, у главы муниципального образования, местной администрации, иных органов местного самоуправления вправе присутствовать и выступить представитель петиционеров.
Комитет органа государственной власти, органа местного самоуправления или иное их структурное подразделение, ответственные за рассмотрение петиции, с помощью комиссии по рассмотрению петиции разрешают поставленные в ней вопросы по существу и вносят соответственно органу государственной власти или органу местного самоуправления предложение:
Соответствующее решение органа государственной власти или органа местного самоуправления принимается с учетом указанных предложений. Петиция считается разрешенной с момента принятия упомянутого решения органом государственной власти или органом местного самоуправления.
Срок рассмотрения и разрешения петиции, на наш взгляд, должен составлять не более одного месяца со дня ее поступления в орган государственной власти или орган местного самоуправления. Полагаем, что целесообразно установить возможность продления этого срока, но не более чем на один месяц по ходатайству комитета органа государственной власти, комитета органа местного самоуправления или его структурного подразделения распоряжением соответственно руководителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или его структурного подразделения.
Петиционеры вправе знакомиться со всеми документами, связанными с рассмотрением и разрешением вопросов, поставленных ими в петиции, получать письменные и устные ответы о результатах рассмотрения и разрешения петиции.
Доступ петиционеров к указанным документам может быть ограничен, если содержащиеся в них сведения согласно Закону Российской Федерации «О государственной тайне» составляют государственную тайну.
Полагаем, что разработка и принятие Федерального закона «О петициях граждан Российской Федерации» будет способствовать укреплению как непосредственной, так и представительной демократии в России.
ПРАВО ПЕТИЦИИ
Смотреть что такое «ПРАВО ПЕТИЦИИ» в других словарях:
ПРАВО ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПЕТИЦИИ — право лица, находящегося под юрисдикцией государства, участника определенного международного договора в области защиты прав человека на обращение в международный контрольно имплементационный орган, указанный в договоре, с жалобой о нарушении этим … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»
Право общества знать (объединение) — Право общества знать иврит русский логотип … Википедия
Право общества знать — Право общества знать … Википедия
ПРАВО НА ОБРАЩЕНИЕ — в качестве конституционного права гражданина закреплено в ст. 33 Конституции РФ, которая гласит, что граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные предложения, заявления и жалобы в государственные… … Энциклопедия юриста
ПРАВО НА ОБРАЩЕНИЕ — одно из прав гражданина, закрепленное в ст. 33 Конституции РФ. Она гласит, что граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.… … Энциклопедический словарь конституционного права
ДВОРЯНСТВО — ДВОРЯНСТВО, одно из высших сословий общества (наряду с духовенством ), обладавшее закреплёнными в законе и передаваемыми по наследству привилегиями. Основа экономического и политического влияния Д. собственность на землю. В России возникло в 12… … Русская история
Государственное — право, в обширном смысле слова, тождественно с правомпубличным, а в тесном смысле означает совокупность правовых норм,определяющих устройство и формы деятельности государственной власти; исовокупность правовых отношений между правящими и… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Европа — (Europe) Европа – это плотнонаселенная высокоурбанизированная часть света названная в честь мифологической богини, образующая вместе с Азией континент Евразия и имеющая площадь около 10,5 миллионов км² (примерно 2 % от общей площади Земли) и … Энциклопедия инвестора
Сан-Марино — У этого термина существуют и другие значения, см. Сан Марино (значения). Светлейшая Республика Сан Марино Serenissima Repubblica di San Marino … Википедия
Правительство Сан-Марино — Координаты: 43°56′06″ с. ш. 12°26′56″ в. д. / 43.935° с. ш. 12.448889° в. д. … Википедия
ПЕТИЦИЯ
Смотреть что такое ПЕТИЦИЯ в других словарях:
ПЕТИЦИЯ
(лат. petitio — искание, требование, прошение) — один из способов, установленных конституционным правом для достижения каких-либо мероприятий со сторон. смотреть
ПЕТИЦИЯ
ПЕТИЦИЯ
петиция ж. Коллективное письменное прошение, подаваемое главе правительства или высшим органам власти.
ПЕТИЦИЯ
петиция ж.petition обращаться с петицией — (к) petition (d.); (к кому-л. о чём-л.) petition (smb. for smth.)
ПЕТИЦИЯ
ПЕТИЦИЯ
Петиция (лат. petitio — искание, требование, прошение) — один из способов, установленных конституционным правом для достижения каких-либо мероприятий со стороны государственной власти. На французском и английском языках слово П. употребляется в более широком смысле: им обозначается всякая просьба, обращаемая лицом или многими лицами к какому бы то ни было органу власти. Бенжамен Констан признает 5 категорий П., в том числе П., подаваемые в интересах частного лица; остальные категории: 1) П., преследующие местные интересы; 2) П. с жалобами на злоупотребления местных властей; 3) П., требующие общественных реформ, и 4) адресы с выражением благодарности или сочувствия правительству, парламенту и т. п. На немецком и русском языках термин П. употребляется обыкновенно в более узком смысле прошения, подаваемого органу верховной государственной власти (главе государства, парламенту или одной из его палат, реже — министерству или отдельному министру), с указанием на необходимость какой-либо общей реформы или частного изменения в законодательстве. Большая часть конституций гарантирует право подачи П. как свободное и неотъемлемое право каждого. В Англии право П. признано уже в постановлении общин, утвержденном королем Генрихом IV. Знаменитейшая из П. самой палаты общин — П. о правах (см.) 1628 г. Ввиду серьезного политического значения, которое начали приобретать П., правительство делало попытки их ограничить; в 1673 г. был издан закон против шумных (tumultuous) П., запретивший П. более чем от 10 лиц сразу. Закон доныне не отменен, но с 1689 г. не имел применения. Современное право П. основывается на билле о правах 1689 г. С конца XVIII века входят в обычай П., подаваемые парламенту, и с тех пор они сделались одним из самых важных проявлений общественной самодеятельности; каждый год подается их по несколько тысяч, даже десятков тысяч. Количество П. с требованием какой-либо реформы и количество подписей под ними служит для парламента и правительства важным указанием на настроение общественного мнения по данному вопросу. П. нередко давали толчок для постановки на очередь важных законодательных вопросов (например билля о реформе). П. той или другой палате парламента в Англии могут быть поданы не иначе, как через ее члена; исключение делается для лондонского Сити, которое имеет привилегию подавать П. через шерифа, и для Дублина, сохранившего привилегию подавать П. через лорда-мэра. П., подаваемые в парламент, пишутся в определенной форме и должны заканчиваться просительным пунктом и подписями. Прежде парламент обсуждал все подаваемые ему П., но с течением времени их число настолько увеличилось, что это стало немыслимым. Теперь (с 1839 г.) в палате общин существует специальный комитет, предварительно рассматривающий П. как со стороны их содержания, так и со стороны подлинности подписей (случаются подписи фальшивые) и периодически печатающий списки всех поданых П. с кратким изложением их или с полным текстом. На обсуждение палаты общин П. переходит только в том случае, если какой-либо депутат возьмет на себя почин и сделает соответственный запрос; громадное большинство П. остается без обсуждения. Палата лордов, менее обременяемая П., по сохраняющемуся доныне обычаю обсуждает все П. Во Франции уже конституция 1791 г. признала за гражданами право «подавать властям П., подписанные лично»; конституцией 1793 г. оно было включено в число прав, гарантированных за всеми французскими гражданами. Требование личных подписей было направлено против анонимных П. и П. с неопределенными подписями (например подписью: «Народ»), которые, впрочем, иногда все-таки доходили до обсуждения в законодательном собрании. Конституция VIII года ограничила право П., разрешив подачу их только в трибунат. Во время империи П. потеряли всякое политическое значение. Право П. было восстановлено хартией 1815 г. и существовало до конституции 1852 г., постановившей, что П. должны направляться исключительно в сенат; в 1860 г. сенат постановил даже, что он не будет принимать П., подписанных более чем одним лицом; в 1863 г., однако, сенат отказался от этого ограничения, отменявшего, в сущности, право П. Республика восстановила право П., но они во Франции далеко не достигли того значения, как в Англии. В Соединенных Штатах конституция гарантирует гражданам право мирно собираться и обращаться с П. к правительству. В Германской империи право П. установлено конституцией; они принимаются особой комиссией, которая имеет право их допустить или не допустить до рассмотрения в рейхстаге. Прусская и австрийская конституции дозволяют подачу П. только отдельным лицам, корпорациям и органам власти, запрещая, таким образом, массовые П. В. В—в.
ПЕТИЦИЯ
ПЕТИЦИЯ(лат., от petere требовать чего от кого, стремиться). Прошение, подаваемое правительству или монарху.Словарь иностранных слов, вошедших в состав. смотреть