что означает представление об управлении как о процессе

Управление как процесс и система

Управление как процесс —это совокупность последовательных действий субъекта и объекта управления, направленных на достижение определенных результатов.

Таким образом, цикл управления сводится к стандартному набору действий субъекта:

1. формирование цели;

2. формирование критериев (показателей) достижения цели;

3. выбор управленческого воздействия;

4. осуществление управляющего воздействия;

5. определение показателей изменения объекта;

6. сопоставление полученного результата (показателей) с целью.

Далее, если цель достигнута, управляющее воздействие прекращается. Если цель близка, управляющее воздействие корректируется и повторяется. Если цель по-прежнему далека и недостижима при существующих ресурсах, субъект корректирует цель управления, и цикл повторяется.

В наиболее общем виде процесс управления можно разделить на две составные, взаимообусловленные и взаимосвязанные части:

1. административную, областью которой является разработка и определение политики (как системы целей, задач и путей их решения),

2. и собственно управленческую (оперативную, исполнительскую, направленную преимущественно на технологическую и техническую организацию объекта управления).

Механизм управления представляют собой динамичную структуру гибкого взаимодействия социальных субъектов, характер которой складывается и определяется социальным поведением этих субъектов. Механизм управления создается и целенаправленно изменяется людьми, которые осуществляют регламентацию всей совокупности функций, форм, методов, рычагов и стимулов управления, чтобы достичь наибольшей его эффективности в данных конкретно-исторических условиях. Общество как сложная, многоцелевая социальная система требует, чтобы механизм управления обеспечивал четкое взаимодействие всех его подсистем и решение стоящих перед ним задач. С эти позиций в общем механизме управления выделяют экономический, организационный и социально-культурный механизмы, основу взаимосвязанного функционирования которых составляют требования системы объективных законов социального развития и управления.

Функции управления— это особые виды деятельности, выражающие направления или стадии осуществления целенаправленного воздействия на связи и отношения людей в процессе жизнедеятельности общества и управления им. К основным функциям социального управления относятся планирование, организация, мотивацию и контроль.

Социально-экономические системы являются одновременно субъектом и объектом управления, что определяет необходимость рассматривать субъект и объект управления как две системы (управляющую и управляемую), находящиеся в постоянном взаимодействии. При этом управляющая система (субъект управления) выступает как часть управляемой (объект управления), и ее величина и границы зависят от масштабов и особенностей последней. Отсюда следует, что функционирование субъекта управления определяется в основном особенностями объекта.

что означает представление об управлении как о процессе. Смотреть фото что означает представление об управлении как о процессе. Смотреть картинку что означает представление об управлении как о процессе. Картинка про что означает представление об управлении как о процессе. Фото что означает представление об управлении как о процессе

В самой системе и в ее крупных составляющих (управляемой и управляющей системах) ясно просматриваются своеобразные системы меньшего уровня:

• техническая система представляет собой пропорциональное сочетание отдельных технических средств из множества отдельных видов различного оборудования;

• технологическая система основана на делении материального и духовного производства, политической деятельности на стадии и процессы. Она представляет собой набор правил и норм, определяющих последовательность операций в процессе материального или духовного производства и управления ими;

• организационная система с помощью разработки структуры управления, соответствующих положений и инструкций позволяет рационально использовать технические и технологические средства, площади и трудовые ресурсы;

• экономическая система представляет собой единство хозяйственных и финансовых процессов и связей;

• социальная система является совокупностью социальных отношений, образуемых в результате совместной деятельности, и вместе с экономической определяет цели материального и духовного производства, общественной политики, формирует принципы и методы их организации.

Каждая такая система в определенные периоды развития социальных целых может занимать доминирующее положение, характеризуя тем самым особенности различных частей организационной структуры управления (ведущее положение технико-технологических, организационно-правовых, экономических или социальных служб), а также господствующее положение в сфере социального управления представителей тех или иных управленческих профессий. При этом смена ведущих позиций представителей различных управленческих профессий соответствует, на наш взгляд, циклическому превалированию то организационно-технической, то социально-экономической сторон управления, а также одной из систем низшего уровня

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Что такое процессное управление

В статье описаны наиболее распространенные модели управления, которые используются в российских в компании. В частности, дан сравнительный анализ характеристик функциональному и процессному подходу к организации системы управления.

Процессный подход был сформулирован во второй половине прошлого века и до сих пор остается одним из наиболее эффективных методов организации системы управления в компании. Краеугольным камнем данной методологии является понятие «процесс». Процесс — это совокупность взаимосвязанных видов деятельности, преобразующая входы в выходы, которые имеют ценность для потребителя. Таким образом, концепция процессного подхода, как системы управления, заключается в выделении конкретных бизнес-процессов компании, определении одного из участников в качестве владельца бизнес-процесса и делегировании ему полномочий и ответственности по управлению данным процессом.

В данном случае компания рассматривается, как система отдельных видов деятельности (бизнес-процессов), направленных на достижение конкретного результата и осуществляющих взаимодействие друг с другом посредством входов и выходов. В качестве входов в процессной методологии могут выступать: информация, документация, материалы, оборудование, человеческие ресурсы и так далее. Выходами бизнес-процессов является результат деятельности, который имеет ценность как для внешнего заказчика, так и для внутреннего. Стоит отметить, что важной отличительной особенностью процессного подхода от других моделей управления является не только выделение бизнес-процессов, но и постоянное их совершенствование.

К сожалению, несмотря на все достоинства и преимущества процессной методологии до сих пор в большинстве отечественных компаний используется функциональная модель управления. В отличие от процессного, в основе концепции функционального подхода к управлению делегирование полномочий и ответственности осуществляется через выполняемые функции. Другими словами, функциональный подход заключается в объединении сотрудников в отдельные структурные бизнес-единицы (отделы, департаменты и прочее) по принципу однообразия выполняемой деятельности с жесткой вертикальной иерархией.

Давайте рассмотрим как реализуются функциональная и процессная модели управления на примере абстрактной компании. Пусть наша компания имеет организационную структуру, представленную на рисунке

что означает представление об управлении как о процессе. Смотреть фото что означает представление об управлении как о процессе. Смотреть картинку что означает представление об управлении как о процессе. Картинка про что означает представление об управлении как о процессе. Фото что означает представление об управлении как о процессе

Функциональная модель управления, в данном случае, будет выглядеть следующим образом

что означает представление об управлении как о процессе. Смотреть фото что означает представление об управлении как о процессе. Смотреть картинку что означает представление об управлении как о процессе. Картинка про что означает представление об управлении как о процессе. Фото что означает представление об управлении как о процессе

Для функциональной модели управления характерна декомпозиция поставленных задач, то есть руководитель ставит конкретную задачу, которая спускается следующему сотруднику по иерархической лестнице в зависимости от его квалификации. Полученный результат, проходит длительные процедуры согласования у функциональных руководителей (заместителей начальника, главных специалистов и т.д.) до тех пор, пока не окажется у начальника. Контроль деятельности осуществляется через мониторинг выполняемых сотрудниками функций, а не результата деятельности, который имеет ценность для потребителя. Коммуникация осуществляется только между начальниками отделов на рабочих встречах, планерках, совещаниях и прочих подобных мероприятиях. Отсутствие четкого видения конечного результата у исполнителей исключает возможность координации и планирования работы структурных бизнес-единиц.

К преимуществам функциональной модели управления можно отнести:

Четкое осознание сотрудниками, выполняемых ими функций (но не понятно для чего они их выполняют).

Быстрая обучаемость новых сотрудников или повышение квалификации.

Быстрая постановка задач директором для функциональных подразделений (время их выполнения — это уже другой вопрос).

К недостаткам относятся:

Отсутствие четкого представления у сотрудников о конечном результате.

Отсутствие четкого плана о нормальном ходе выполнения работы.

Несогласованность действий и возникновение конфликтов, что в итоге приводит к увеличение сроков реализации готового продукта.

Отсутствие зон ответственности за промежуточный и конечный результат.

Большое количество промежуточных согласований при реализации функциональной деятельности.

Отсутствие измеримых показателей (KPI), оценивающих влияние подразделений и сотрудников на конечный результат.

Основную часть времени руководители занимаются административной или операционной деятельностью.

Большое количество различных, несвязанных между собой, информационных систем, предназначенных для автоматизации конкретного функционала.

Рассмотрим как будет выглядеть процессная модель управления

что означает представление об управлении как о процессе. Смотреть фото что означает представление об управлении как о процессе. Смотреть картинку что означает представление об управлении как о процессе. Картинка про что означает представление об управлении как о процессе. Фото что означает представление об управлении как о процессе

Рабочий процесс осуществляется согласно утвержденному регламенту, в котором задействованы кросс-функциональные команды участников бизнес-процесса из разных подразделений. Владелец процесса осуществляет мониторинг реализации деятельности сотрудников посредством специальных индикаторов – ключевых показателей эффективности бизнес-процесса. Роль руководителя заключается в контроле операционной эффективности (10-20% рабочего времени), а также разработки стратегии развития и формирования предложений по оптимизации подконтрольного бизнес-процесса (80-90% рабочего времени).

Единственным, пожалуй, недостатком процессной модели является трудоемкость ее внедрения в компании, которое состоит из определенных этапов: выделение и классификация бизнес-процессов, моделирование бизнес-процессов, разработка KPI бизнес-процессов, обучение сотрудников и разработка нормативной и регламентирующей документации.

К преимуществам процессной модели можно отнести:

Все виды деятельности компании ориентированы на получение результата, ценного для потребителя.

Постоянное совершенствование бизнес-процессов компании, как следствие повышение качества продукции.

Прозрачность системы управления (каждый понимает, что делает и зачем).

Мотивация сотрудников привязана к получению конечного результата, а не к выполняемым ими функциям.

Повышение операционной эффективности компании.

Быстрое обучение новых сотрудников (регламенты, инструкции и т.д.).

Возможность внедрения корпоративных информационных систем, автоматизированных платформ и прочих инструментов автоматизации бизнес-процессов.

Отсутствие длительных процедур согласования.

Отсутствие конфликтов среди топ-менеджмента (все играют по правилам).

В заключении я хотел бы отметить, что переход от функционального подхода к процессному это важный и необходимый шаг, который начинается с осознания необходимости изменить модель управления и измениться самим. Проекта трансформации не стоит бояться, реализовать его можно как самостоятельно, так и с привлечение сторонних консультантов. Однозначно, что при самостоятельном внедрении проект займет больше времени, но зато в работу будут вовлечены все сотрудники. Однако, стоит запомнить, что передавая на аутсорс проект внедрения процессного подхода, вам все равно придется разбираться и вникать в тонкости и нюансы данной методологии.

Дорогие друзья, если вам интересно узнать о внедрении и сопровождении процессного управления, то прошу написать в комментарии. В этом случае я продолжу писать. Заранее благодарен!

Источник

Процесс управления

Процесс управления решает две задачи:

Процесс характеризуется непрерывностью, циклической повторяемостью отдельных фаз (сбора, обработки, анализа, хранения, контроля информации; выработки и принятия решений; организации их выполнения), неравномерностью, инерционностью, проявляющейся в запаздывании управленческих действий. Он развивается и совершенствуется вместе с самой организацией.

Управленческий процесс объединяет в себе такие моменты как управленческий труд, его предмет и средства, и реализуется в определенном продукте.

Предметом труда в управлении являются документы управления, получивший такое название в отличии от других документов, не связанных с вообще с процессом управления. Основным носителем информации в системе управления служит в настоящее время документ. С их помощью осуществляется взаимосвязь между структурными подразделениями организации.

Преобразованная информация приобретает самостоятельное существование и может накапливаться, что приводит к усложнению процесса управления, усилению господства прошлых решений над текущими. Последнее, правда, в определенней степени полезно, так как порождает организационный порядок, обеспечивающий автоматическое срабатывание управленческих механизмов и выполнение соответствующих действий без специальных распоряжений. Однако он ограничен, так как не в состоянии подчинить и координировать все организационные элементы.

Управленческий труд, как и инженерный, конструкторский, исследовательский и пр., относится к категории труда умственного, осуществляемого человеком в виде нервно-психических усилий. Он существует в трех основных формах: эвристического, административного и операторного.

Эвристический труд сводится к совокупности действий по анализу и изучению тех или иных проблем, стоящих перед организацией, и разработке на основе этого различных вариантов их решений — управленческих, экономических, технических. В зависимости от сложности и характера самих проблем этот труд выполняется руководителями и специалистами.

Административный труд является уделом в основном руководителей. Он связан с выполнением таких видов работ, как текущая координация деятельности подчиненных, их контроль, оценка, мотивация, распорядительство (доведение в устном и письменном виде принятых решений до исполнителей), инструктирование, обмен информацией (осуществляется в процессе проведения собраний и совещаний, приема посетителей, ведения деловых переговоров, ответов на письма и телефонные звонки, обхода рабочих мест).

Операторный труд направлен на техническое обеспечение производственных и управленческих процессов необходимой информацией. Он включает такие работы как документационная (оформление, размножение, сортировка, и хранение различного рода документов); первично-счетная и учетная (сбор статистической, бухгалтерской и иной информации о производственных, хозяйственных, социальных и иных процессах, протекающих в рамках организации); коммуникативно-техническая, вычислительная и формально-логическая (последовательная обработка собранной информации и осуществление на ее основе и по заданному алгоритму, расчетов необходимых для принятия решений).

Этот труд выпадает на долю специалистов и технических исполнителей. Часть его, строго говоря, не относится к умственному, поэтому для ее обозначения иногда используют термин «нефизический труд».

Процесс управленческого труда состоит из элементарных действий, или операций, то есть однородных, логически неделимых частей управленческой деятельности, с одним или группой носителей информации (документов) от момента их поступления до передачи в преобразованном виде другим или на хранение.

Управленческие операции – это технологически нерасчленимый процесс обработки управленческой информации, поступающей в данное структурное подразделение.

Управленческие операции бывают: поисковыми, вычислительными, логическими, описательными, графическими, контрольными, коммуникационными (например, слушание, чтение, разговор, наблюдение за действиями различных устройств, мышления т.п.).

Самостоятельный комплекс операций по обработке информации (сбора, изучения, анализа, формулировке выводов, их оформлению), заканчивающихся определенным по форме и содержанию результатом в виде устного сообщения или документа (справки, приказа, письма и пр.), получил название работы.

Управленческие работы различаются:

Остановимся подробнее на последней, поскольку для управленческого труда она является едва ли не главной характеристикой.

Сложность управленческого труда обусловливается несколькими обстоятельствами.

Во-первых, масштабами, количеством и составом решаемых проблем, связей между ними, разнообразием применяемых методов, организационных принципов.

Во-вторых, необходимостью принимать новые, нетрадиционные решения, часто в условиях неопределенности или риска, что требует глубоких профессиональных знаний, опыта, широкой эрудиции.

В-третьих, сложность управленческого труда определяется степенью оперативности, самостоятельности, ответственности, рискованности решений, которые необходимо принимать. Менеджер, принимая решения, часто берет на себя ответственность не только за материальное благосостояние людей, но за их здоровье и даже жизнь.

По содержанию управленческие работы бывают:

Управленческая процедура – комплекс взаимосвязанных в определенном порядке управленческих операций и документов, направленных на достижение фиксированной цели.

Процедура должна отражать цель работы, используемые и разрабатываемые документы, их содержание, порядок прохождения.

Классификация процедур и операций осуществляется по ряду критериев:

При всем своем разнообразии и различной степени сложности управленческие процедуры носят циклический характер.

Управленческий цикл – это период обращения информации в сфере управления, который измеряется определенным для каждой процедуры временным интервалом или календарным периодом.

Источник

Основы процессного подхода к управлению компанией

что означает представление об управлении как о процессе. Смотреть фото что означает представление об управлении как о процессе. Смотреть картинку что означает представление об управлении как о процессе. Картинка про что означает представление об управлении как о процессе. Фото что означает представление об управлении как о процессе

Виды организаций

Я уже упоминал про процессы, процессный подход и процессное управление на страницах своего блога. Хотя эта концепция существует достаточно давно, но вот ее применение и попытка внедрения в деятельности компании чаще всего оканчивается неудачей, как среди отчечественных компаний так и зарубежом. Причин этому множество, начиная от формального отношения к написанию регламентов и заканчивая простым нежеланием руководства делиться своей властью. Но современные реалии ведения бизнеса требуют этого, особенно остро этот вопрос встает при автоматизации деятельности бизнеса и без наличия процессов (хоть в каком-то виде) про нее даже не стоит начинать думать.

Если говорить про бизнес в целом, то для его развития важны три фактора:

В большинстве компаний как правило хромают от одного до нескольких факторов. Либо у компании нет четких целей, либо не выстроена система, либо к людям относятся как к рабам, либо работают с ними неэффективно никак не мотивируя.

Если говорить про виды организация (по способам организации управления), то можно выделить следующие:

Те способы организации работы, которые предпринимает у себя компания – комбинация этих трех способов.

Первым способом организации с которым сталкивается любая компания – структурный. Структурная организация – упорядоченный набор подразделений и должностей. В центре внимания здесь вопросы: кто и что делает, кто кем руководит (вопросы ответственности, полномочий, руководства и подчинения).

Каждая организационная единица (будь то подразделение или должность) состоит из задач, за выполнение которых она отвечает, а также полномочий для их выполнения. На выполнение определенных задач дают определенные полномочия. Поэтому бухгалтер занимается проводками и не занимается отгрузкой товара (хотя нет, иногда занимается 🙂 ) В рамках структурной единицы выполняют подобные задачи. “Подобие” означает, что выполнение группы задач требует от сотрудника выполнения определенных знаний, умений и опыта. Следование этому принципу ведет к специализации, которая в свою очередь ведет к росту производительности труда.

Любая компания стремится к тому, чтобы как можно лучше справиться с задачей структурной организации, то есть максимально эффективно распределить функции, ответственность и полномочия между конкретными людьми и подразделениями.

Но у такого способа организации есть один “маленький” изъян: Чем выше специализация, чем четче разграничена ответственность и распределены полномочия, тем труднее сотрудникам и отделам находить общий язык. Каждый хочет оптимизировать собственную деятельность, не особо задумываясь о влиянии, которое оказывает на коллег.
Взаимодействие между подразделениями начинает страдать, а обособленность возрастает.

Следствием этого становится ситуация, когда каждый выполнил свою работу хорошо, но общий результат все равно не очень.

Например, если в компании менеджер по продажам не может выписать счет клиенту, а должен как-то об этом сообщить бухгалтеру, то бухгалтер не всегда это может сделать оперативно по разным причинам. Вследствии чего может возникать конфликт. Особенно это проявляется в больших компаниях.

что означает представление об управлении как о процессе. Смотреть фото что означает представление об управлении как о процессе. Смотреть картинку что означает представление об управлении как о процессе. Картинка про что означает представление об управлении как о процессе. Фото что означает представление об управлении как о процессеПротиворечие между отделами и процессами

Теперь перейдем плавно к процессам. Хочет того организация или нет в ее деятельности есть процессы, вопрос только в том формализированы они или нет.

Процесс – это не более чем деятельность, ведущая к какому-либо определенному результату.

Соответственно, в бизнесе процесс – это деятельность, в результате которой получается какой-либо ценный для бизнеса результат.

Формализация процесса зависит от того, загоняется ли он в какие-то рамки или нет. Формализация процессов (бизнес-процессов) направлена на устранение хаотичности в деятельности как компании в целом, так и каждого сотрудника в отдельности. Процесс – это по сути набор ограничений.

С точки зрения участников процесс представляет собой цепочку взаимодействий сотрудников разных подразделений компании. А на выходе получается какой-то значимый результат. Суть процессного подхода состоит в том, чтобы грамотно управлять этими цепочками взаимодействий.

Критерий объединения отдельных операций в общую цепочку (процесс) – общность результата. Если набор операций ведет к получению ценного для компании результата, мы имеем дело с процессом, которым следует управлять. Традиционно выделяют такие процессы, как производство, закупки, транспортная логистика, юридическое обеспечение. Процессный подход, дополняя структурную организацию, позволяет компаниям реализовать преимущества специализации, обеспечивая эффективное взаимодействие всех и вся.

Ну и немного слов про проектный подход. Он необходим в двух случаях. Во-первых, когда компания производит относительно уникальную и нестандартную продукцию. Например, в сфере строительства. Во-вторых, когда сама компания активно развивается на протяжении долгого времени. Помощь в управлении уникальными задачами – суть проектного подхода.

Переход от структурной организации к процессной очень болезненный. Практика отечественного управления показывает, что большинство руководителей относятся к компании как к своей вотчине и придерживаются принципа, высказанного еще Петром Первым “Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство”, а для того чтобы достичь успеха нужно придерживаться другого принципа: “Чтобы создать результативную организацию, нужно заменить власть ответственностью”.

Процессный подход: основные идеи

Итак, давайте еще раз повторим определение процесса (несколько его перефразируя):

Процесс – отдельное действие или совокупность взаимосвязанных действий (операций), направленных на преобразования исходных данных (сырья, материалов, информации и т. д.) в значимые для бизнеса результаты.

Любая деятельности по сути является процессом: выписуете ли вы счет на оплату, заказываете канцтовары в офис или регистрируете налоговую накладную.

что означает представление об управлении как о процессе. Смотреть фото что означает представление об управлении как о процессе. Смотреть картинку что означает представление об управлении как о процессе. Картинка про что означает представление об управлении как о процессе. Фото что означает представление об управлении как о процессеПроцесс как деятельность по созданию ценности

Приведенное выше определение процесса хорошо для учебника, но на практике оно малоприменимо, так как он слишком формально.

Если мы смотрим на свою деятельность как на совокупность процессов и пытаемя ими управлять, то на это нам надо будет прилагать больше усилий. А значит, и применять процессное управление следует только тогда, когда отдача от дополнительных управленческих воздействий перекрывает наши затраты на их осуществление.

Когда стоит начинать применять процессное управление (далее – ПУ). Есть несколько критериев:

Ну короче как вы поняли ПУ принесет пользу практически для любого бизнеса.

что означает представление об управлении как о процессе. Смотреть фото что означает представление об управлении как о процессе. Смотреть картинку что означает представление об управлении как о процессе. Картинка про что означает представление об управлении как о процессе. Фото что означает представление об управлении как о процессе

Большинство отечественных компаний находятся на той иной стадии спонтанного бизнеса (то есть бардака), причем это свойственно не только маленькому бизнесу. Даже в крупных компаниях которые много лет на рынке могут отсутствовать регламенты и формализированные процессы и когда такие компании начинаю внедрять у себя какую-то IT систему, то начинается такое (вы сами знаете что).

Переход от бардака к системе может быть достаточно болезненным.

В нашей семье каждый делает что-то,
Но никто не знает, что же делают рядом.
Такое ощущение, словно мы собираем
Машину, которая всех нас раздавит

Системная же компания работает стабильно, как швейцарские часы. Процессы отлажены и дают хорошие результаты. Каждый сотрудник знает, за что он отвечает, и хорошо обучен своей работе. Людям не приходится каждый раз думать, как выполнить ту или иную задачу – работает четкая и эффективная технология привлечения клиентов, выполнения заказов и т. д.

Снижается себестоимость, повышается качество.

Теперь не нужно каждый день бросаться на амбразуру, появляется возможность уходить с работы вовремя. При этом эффективность каждого сотрудника и системы в целом выше, чем в бардаке. Люди меньше суетятся и напрягаются, но достигают большего. Руководители разного уровня и ключевые специалисты теперь не вязнут день и ночь в текучке – работа хорошо выполняется без их неусыпного контроля и ручного управления. Появляются время и силы регулярно думать над развитием бизнеса.

Ну и наконец-то в живой, саморазвивающейся компании система продолжает успешно работать. При этом в ней появляется много точек роста и развития. Вы когда-нибудь видели, как на стволе старого мощного дерева вырастают молодые побеги?

Группы процессов

Для лучшего понимания и использования ПП (процессного подхода) принято объединять процессы в группы. Самым частым критерием группировки служит тип результата.

Выделяют три группы процессов:
– бизнес-процессы, или основные процессы;
– вспомогательные, или поддерживающие процессы;
– руководящие процессы.

Я этот вопрос уже поднимал ранее, кому интересно можете почитать по ссылке.

Процессы, подпроцессы и операции

Всю деятельность предприятия можно представить как один большой процесс, например зарабатывания денег. Но лучше так не делать. На практике используют разделение процесса на части. Такую операцию называют декомпозицией. В результате декомпозиции получаются отдельные части процесса – подпроцессы.

Например возьмем процесс продаж. Его можно разложить на 4 подпроцесса:

Каждый из этих подпроцессов можно разложить на подподпроцессы (процессы 2-го уровня). Но лучше ограничиться тремя-четырьма уровнями детализации, выделяя процессы, например вот так:

что означает представление об управлении как о процессе. Смотреть фото что означает представление об управлении как о процессе. Смотреть картинку что означает представление об управлении как о процессе. Картинка про что означает представление об управлении как о процессе. Фото что означает представление об управлении как о процессеДекомпозиция процессов: процессы, подпроцессы, операции

Система процессов

Процессы взаимосвязаны. Часто случается, что проблемы, проявляющиеся в одном из процессов предприятия, обусловлены организацией других. Кроме того, само взаимодействие между отдельными процессами может быть проблемной зоной. Этот вопрос настолько важен, что один из основополагающих источников в сфере процессного управления –
стандарт ИСО 9001 – прямо требует от предприятия определить не только процессы, но и систему их взаимодействия (пункт 4.1).

Поэтому принято говорить о “системе процессов”.

Система процессов – это все бизнес-процессы, вспомогательные и руководящие процессы, которые предприятие посчитало нужным выделить (идентифицировать) среди существующих видов деятельности, а также взаимосвязи между этими процессами.

Организация этого взаимодействия осуществляется с помощью определения “входов” и “выходов” процессов.

Владелец процесса

Владелец процесса – это не должность, а организационная роль. Организационная роль, так же как и должность, представляет собой набор функций и соответствующих им прав и обязанностей. Особенность организационной роли состоит в том, что она не подразумевает учреждение отдельной структурной единицы (должности).

Зачем нужна роль процесса? Участниками большинства процессов являются сотрудники нескольких подразделений и соответственно если ориентироваться на организационную структуру, то получается что у процесса нет единого руководителя. А если пытаться найти такого руководителя, которому подчинены абсолютно все участвующие в процессе подразделения, нам придется выйти на самый верх должностной иерархии – до уровня топ-менеджеров компании, а в некоторых случаях – первого лица организации. Разумеется, такое замыкание всех вопросов управления на топ-менеджменте неэффективно, так как приводит к перегрузке высшего руководства достаточно мелкими и рутинными вопросами.

Как же определить владельца процесса? Есть несколько методик определения этого.

При определении владельца бизнес процесса очень возможно, что вы будете использовать несколько методик. Это совершенно нормально. Главное, понимать, почему вы выбираете тот или иной путь. Будет лучше, если при закреплении владельцев за процессами, вы укажете причины своего выбора. И не забывайте, что владелец процесса не только несет ответственность, но и имеет полномочия по его изменению. Он также должен иметь возможность полноценно реализовать свои полномочия. Иными словами, если у него нет возможности заниматься операционным управлением – лучше найдите другого владельца процесса.

Управление процессом

В каком случае можно говорить о том, что мы управляем процессом? При том, что существует довольно четкий, но сложный подход к решению этого вопроса, базирующийся на статистическом управлении процессами, можно использовать простую для понимания и максимально практичную модель управления любым процессом – модель “Черепахи”.

что означает представление об управлении как о процессе. Смотреть фото что означает представление об управлении как о процессе. Смотреть картинку что означает представление об управлении как о процессе. Картинка про что означает представление об управлении как о процессе. Фото что означает представление об управлении как о процессе

На «Диаграмме черепахи» указывают:

Стандартизация процессов

Для управления процессом нужно чтобы он был регламентирован (стандартизирован). Эти стандарты могут существовать в трех формах: в головах людей (знания), в документации и в информационных системах.

1. Знание персонала. Стандарты процессов, существующие как знания, умения и навыки персонала, или, проще говоря, в головах. Эта форма стандартизации означает, что люди просто знают и умеют выполнять тот или иной процесс, потому что кто-то их научил, показал как. Основной способ передачи таких стандартов – объяснение и демонстрация. В теории эта форма самая эффективная.

2. Документация. Вообще термин «документ» означает информацию и ее носитель. Под него подпадают не только бумажные документы, но и документы электронные. Эта форма стандартизации подразумевает, что правила исполнения и управления процессом описываются в каком-нибудь документе (или нескольких). Документы используются в работе и для обучения новых сотрудников, разрешения споров между участниками процесса, разработке мер по совершенствованию процессов и так далее.

3. Информационные системы. Значительная часть стандартов в современных компаниях существует за счет автоматизации правил выполнения и элементов управления процессами. Такие элементы подчас не оставляют персоналу иного выбора, кроме следования заданным правилам (последовательности действий, правилам выполнения
операций, установленному методу контроля и т. д.). На практике эта форма стандартизации оказывается самой надежной. Она приводит к тому, что автоматизация превращается в фетиш некоторых руководителей, забывающих, во-первых, что не все можно автоматизировать, а во-вторых, что избавляться надо от негативного влияния человеческого фактора, а не от самого человеческого фактора (то есть инициативы, активности, творчества, ответственности, смекалки и т. п.). Если палку перегибают, смекалка персонала обычно используется для обхода информационных систем.

В компании должны быть задействованы все три формы стандартизации.

Подытожим

Чтобы развивать свой бизнес вам нужно определить “точку А” где вы находитесь и “точку Б”, куда хотите прийти. Основной причиной всех проблем которые есть в вашем бизнесе является недостаточно четкая и слаженная работа. Для большинства компаний ближайшая цель, «точка Б» – навести порядок в бизнесе, вывести его на второй уровень. Важен баланс трех элементов: цели, система (технология работы) и люди. В большинстве компаний бывают перекосы:

• Вектор движения четко не определен, или не согласован между ключевыми людьми, или команда о нём не знает.
• Система управления не выстроена, все держится на конкретных людях. Или система построена формально, или она избыточная, бюрократическая.
• С людьми работают неграмотно: плохо отбирают, не вводят в должность, слабо мотивируют и т. д.

Ваша компания представляет собой одновременно совокупность подразделений и процессов. И если она хочет быть более эффективной, то ей надо переходить на процессное управление. Процессный подход позволяет видеть компанию через призму процессов. Большинство из них выполняются по горизонтали, проходят через разные подразделения и должности. Управление процессами позволяет повысить эффективность работы, сделать компанию живой и гибкой, отладить взаимодействие людей и подразделений, включить сотрудников в развитие бизнеса, улучшить атмосферу в команде.

В этой статье я дал лишь вводную по процессам и процессному управлению и продолжу данную тему в следующих публикациях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *