что означает приставка мета в слове метапредметные

Что означает приставка мета в слове метапредметные

Мета- (с греч. metá — между, после, через), часть сложных слов, обозначающая промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому, перемену состояния, превращение (например, метагалактика, метацентр).

В древнегреческом языке предлог μετά (metá) и приставка μετα- имеет значения: «после», «следующее», «за», а также «через», «между».

Содержание

Химия

В химии приставка мета- используется для обозначения химических веществ, различных по составу, и изомеров химических веществ.

В органической химии мета- употребляется наряду с приставками орто- и пара- для обозначения положения двух одинаковых или различных друг относительно друга заместителей в бензольном кольце.

В неорганической химии приставка мета- употребляется наряду с приставкой орто- в названиях форм кислот, различающихся содержанием гидроксогрупп (орто- — наибольшее, мета- — наименьшее). Например, ортофосфорная Н3РО4 и метафосфорная НРО3 кислоты.

См. также

Эпистемология и гуманитарные науки

В эпистемологии приставка «мета-» означает «о себе». Например, метаданные — данные о данных (кто выдаёт их, когда, какой формат данных используется и т. п.). Аналогично, метапамять в психологии обозначает интуицию личности о том сможет ли она вспомнить нечто если сконцентрируется на вспоминании. Любая дисциплина имеет метатеорию, которая является теоретическими сображениями о её основах и методах.

Особенности этимологии

Александрийский философ-перипатетик Андроник Родосский (I век до н. э.) в изданном им собрании сочинений Аристотеля озаглавил « τὰ μετὰ τὰ φυσικά » (буквально — «то, что после физики») группу текстов, которые он поместил после трактатов по физике.

Сам Аристотель называл науку, изложенную в этих статьях, то «первой философией», то «наукой о божестве», то просто «мудростью». Сочинение, посвященное этой дисциплине, он называл «О сущности» или « О сущем и сущности »

Впоследствии название «метафизика» стали прилагать к наиболее общей части философии, к учениям о высших принципах познания (онтология), о Боге, о первоначале мира, о бессмертии души и свободе воли.

Метафизика описывает принципы на которых основана физика, является наукой более высокого уровня по отношению к ней.

Это обобщение передалось приставке мета-.

См. также

Полезное

Смотреть что такое «Мета. » в других словарях:

МЕТА — (греч. «вместе с чем либо», а также «после чего либо», «потом»), чрезвычайно распространенная приставка к различным терминам биологического, химического и патологического характера. Присоединение приставки мета … Большая медицинская энциклопедия

мета — См. цель. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. мета знак, цель, метка, отметка, пометка; зарубка, клеймо, отметина, сделка, мятва, заметина, помета, заметка, тавро, признак,… … Словарь синонимов

МЕТА — (греч.). Приставка к названиям различных неорганических и органических веществ, служащая для обозначения противоположности, низшей степени или для отличия одного вещества от другого однородного по составу. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

МЕТА — (Mehta) Зубин (родился в 1936), индийский дирижер. Руководитель симфонических оркестров в Монреале (1961 67), Лос Анджелесе (1962 78), Тель Авиве (с 1977), Нью Йорке (с 1978). Выступает и как оперный дирижер. Стилю Мета присущи пластичность и… … Современная энциклопедия

МЕТА — 1. МЕТА1, меты меты, мн. меты, жен. (устар.). Цель, мишень. || перен. Предмет стремлений, цель. «Пусть будет он тебе единственная мета.» Пушкин (о свете вдали). 2. МЕТА2, меты, жен. (устар.). Метка, помета. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков … Толковый словарь Ушакова

МЕТА — 1. МЕТА1, меты меты, мн. меты, жен. (устар.). Цель, мишень. || перен. Предмет стремлений, цель. «Пусть будет он тебе единственная мета.» Пушкин (о свете вдали). 2. МЕТА2, меты, жен. (устар.). Метка, помета. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков … Толковый словарь Ушакова

Источник

12 основ практики метапредметности в образовании

Анатолий Сторожев

16 марта 2020 • 16:40

Материал Максима Васильева о метапредметном подходе к образованию вызвал бурную дискуссию на сайте. Оказалось, что тема метапредметности интересна нашим читателям, поэтому мы предложили высказаться участнику Педсовета, руководителю Лаборатории целостного образования Анатолию Сторожеву.

Несмотря на то, что метапредметные результаты давно внесены в государственный образовательный стандарт, у большинства педагогов до сих пор не сложилось представления о смыслах и ценностях этого нововведения. Метапредметность увеличила список раздражающих факторов и пока не стала ресурсом.

Непонимание задачи при необходимости соблюдать закон быстро привело к девальвации понятия. Но это дело привычное, пустыми словами педагогов не удивить. Вот внедрили же в школьную практику избыточное словечко – «компетенции», что с этим делать тоже неизвестно, но не конфликтовать же с начальством, приходиться «компетентствовать». Схема деятельности известна, как выстраивать деятельность – все понимают, а как выстроить компетентность – загадка. Компетентны ли второклассники решать квадратные уравнения – понять невозможно. Так и здесь.

Возвращаем понятию «метапредметность» исходный смысл

Сегодня повсеместно вижу, как за метапредметный подход выдают то введение интегрированных предметных курсов, то проектный метод, то развитие общих учебных навыков (этот вариант гораздо ближе к истине). Так проще. Особенно если истинной задачей отдельных руководителей является не развитие, а деградация образования. Развитие – для деклараций. Деградация – профессиональная установка.

Поэтому обращаюсь прежде всего к той прослойке учителей, которые каким-то чудом сохраняют в себе силы работать осмысленно. Восстановим исходную ситуацию.

Приблизительно в 1987 году доктор психологических наук, методолог Юрий Вячеславович Громыко с группой соратников и учеников приступил к разработке этого принципиально нового направления в образовании. В 1990 г в Москве была создана экспериментальная площадка – гимназия 1314, на базе которой шла разработка и обкатка четырёх метапредметов для старшеклассников: «Знание», «Знак», «Задача» и «Проблема». В 2000 году Громыко пишет книгу «Мыследеятельностная педагогика» (издана в Минске), в которой описан этот ценнейший опыт. Разработки метапредметов продолжаются и в наши дни. Многие ли о них знают?

что означает приставка мета в слове метапредметные. Смотреть фото что означает приставка мета в слове метапредметные. Смотреть картинку что означает приставка мета в слове метапредметные. Картинка про что означает приставка мета в слове метапредметные. Фото что означает приставка мета в слове метапредметныеАвтор на занятиях с детьми. Фото из личного архива

В нашей Лаборатории целостного образования метапредметный подход был реализован через три особых курса, прежде всего для учащихся младших классов: «Осмысленное чтение» (обучение пониманию), «Основы миропонимания» (опыт построения целостной картины мира) и двухуровневый «Курс эффективного школьника» (воспитание желания и умения учиться, второй уровень – для старшеклассников). Какие задачи мы при этом решали?

Концентрация внимания учащихся (и педагогов, конечно) исключительно на предметной подготовке не позволяет решить большой пласт актуальных задач. Первая из них – задача понимания. Что делать, если ученик вас не понимает? Правильно, взять дневник и красной пастой написать: «Уважаемые родители, примите меры, ваш сын ничего не понимает на уроке». А что ещё может сделать учитель? Кто его обучал искусству понимания? Раз объяснил, второй раз объяснил, а на третьей попытке закончился урок. Впереди – 129 параграфов, я сколько раз могу объяснять одно и то же? Вот – формула. Вот – задача. Применяй, что тут может быть непонятного? Находим, дети, площадь прямоугольника.

Лето, детский лагерь. Перед входом в столовую построены дети, московские школьники, два отряда, скучают, ждут очереди. На вид – примерно 4-5 классы. Спрашиваю:

— Ребята, можно вам научный вопрос задать?

— Да! – оживляются они.

— Скажите, что больше, площадь или периметр?

— Площадь! – дружно отвечают московские школьники.

— А кто может доказать?

— Площадь находится умножением, а периметр – сложением!

Для нормального учителя – это, наверное, неплохой результат. Более того, нет никаких сомнений, что эти ребята хорошо написали ВПР, перешли в следующий класс, это очень хорошие ученики. Дети явно помнят школьную программу, даже летом не забывают формулы площади и периметра. А для меня это сигнал образовательной катастрофы. Эти прекрасные дети проходят мимо образования – сразу к ЕГЭ. Ни у одного из детей не возникло уточняющих вопросов, никто не усомнился, никто не сказал: «Так, минутку, надо подумать…». Нет такой привычки – думать. Вопрос – ответ – оценка. Садись, пять! Это результат школьной дрессировки.

— Полностью! – неожиданно выпаливает одна бойкая девчушка, всем становится смешно, но у многих возникает в глазах сомнение. Наконец, один мальчик произносит:

— Вы хотите сказать, что площадь и периметр нельзя сравнивать?

На самом деле я хочу сказать гораздо больше, но у парнишки ещё есть шанс на образование, мышление не до конца блокировано, он делает выводы, относительно быстро соображает. Но это – один на 50 человек. Никто из этих ребят не обращал внимания, что бывают разнородные величины, что результат умножения бывает меньше результата сложения, что в большинстве случаев желательно сначала думать, а только потом отвечать или действовать. Знать формулы – это предметный результат обучения. Задействовать механизмы понимания, мышления, рефлексии – метапредметный результат. Он не описан в учебниках педагогики, он не беспокоит тех, кто выдаёт позитивные отчеты о набранных на ВПР и ЕГЭ баллах. Может быть он вообще не очень важен для общества?

Конечно же – нет. На рынке труда все более востребованы умные, умеющие понимать сложные вещи профессионалы. Редко кому сегодня требуются специалисты по безупречной сдаче тестов. Однако, школа с маниакальным упорством продолжает биться за привычный результат: освоение-запоминание предметного материала. Я не утверждаю, что в предметной подготовке нет смысла. Я утверждаю, что предметная подготовка – не единственный и даже не самый важный результат обучения в школе.

Что составляет практическую основу мета-уровня в образовании?

Вот самое очевидное:

1. Психологическая установка на мышление.

Мышление есть ценность. Мышление – это ответственное творчество, игра, «создание узоров из идей».

2. Мышление как инструмент.

Прежде всего – мышление как умение определять суть, ядро, содержание события, поступка, явления. Овладение многими способами и приёмами мышления, различение этих методов, понимание границ их применимости. То, что работает в исследовательском подходе, может не сработать в инженерном. Эмпирическое мышление (метод проб и ошибок) явно уступает по возможностям теоретическому, но у каждого есть своя область применения. Мышление по шаблону, по алгоритму или по образцу может подвести в незнакомой ситуации. Все эти способы надо накапливать, сравнивать в явном виде – как схемы, шлифовать их, оттачивая метод.

3. Мышление как жизненная практика.

Овладение собственным мышлением – задача на всю жизнь. Формирование системного мышления.

4. Понимание как ценность.

5. Способы понимания.

Накопление этих способов в различных практиках. Одинаково ли (по методу) понимают интегралы и основания поступков Жилина и Костылина? Понимание литературного текста. Понимание искусства. Понимание социальных явлений, конфликтов. Понимание другого человека. Понимание себя, своих поступков, целей и ценностей. Это всё разные способы понимания или у них есть общее основание?

6. Способы организации рефлексии.

Задачи рефлексии (обеспечение мыследеятельности, присвоение способностей и т.д.).

7. Способы рациональной обработки информации.

В частности – больших динамических информационных потоков. Как не потеряться в мире, к котором объём знаний удваивается ежедневно?

8. Способы организации собственного внимания и восприятия.

9. Приёмы и способы работы с памятью.

Методы организации долгосрочного запоминания. Память как основа рефлексии (работа со смыслами).

10. Способы работы с воображением.

11. Метапредметные знания.

Что такое знание вообще, в принципе? Чем знания отличаются от информации? Чем задача отличается от проблемы? Как устроено то и другое? Как работать с задачами и проблемами? Глупо ходить в школу за знаниями и ни разу не обсудить – что это такое.

12. Осмысленный опыт работы с собственным сознанием.

Как я понимаю мир? Откуда у меня это понимание? Оно единственно возможное? Могу ли я осознанно выстраивать собственное миропонимание? Каковы мои ценности, базовые смыслы, убеждения? Они меняются? Кто их меняет?

Об авторе: Александр Сторожев, директор Лаборатории целостного образования, автор книги «Ученик в поисках смысла»

Источник

Что означает приставка мета в слове метапредметные

что означает приставка мета в слове метапредметные. Смотреть фото что означает приставка мета в слове метапредметные. Смотреть картинку что означает приставка мета в слове метапредметные. Картинка про что означает приставка мета в слове метапредметные. Фото что означает приставка мета в слове метапредметныечто означает приставка мета в слове метапредметные. Смотреть фото что означает приставка мета в слове метапредметные. Смотреть картинку что означает приставка мета в слове метапредметные. Картинка про что означает приставка мета в слове метапредметные. Фото что означает приставка мета в слове метапредметныечто означает приставка мета в слове метапредметные. Смотреть фото что означает приставка мета в слове метапредметные. Смотреть картинку что означает приставка мета в слове метапредметные. Картинка про что означает приставка мета в слове метапредметные. Фото что означает приставка мета в слове метапредметныечто означает приставка мета в слове метапредметные. Смотреть фото что означает приставка мета в слове метапредметные. Смотреть картинку что означает приставка мета в слове метапредметные. Картинка про что означает приставка мета в слове метапредметные. Фото что означает приставка мета в слове метапредметныечто означает приставка мета в слове метапредметные. Смотреть фото что означает приставка мета в слове метапредметные. Смотреть картинку что означает приставка мета в слове метапредметные. Картинка про что означает приставка мета в слове метапредметные. Фото что означает приставка мета в слове метапредметныечто означает приставка мета в слове метапредметные. Смотреть фото что означает приставка мета в слове метапредметные. Смотреть картинку что означает приставка мета в слове метапредметные. Картинка про что означает приставка мета в слове метапредметные. Фото что означает приставка мета в слове метапредметныечто означает приставка мета в слове метапредметные. Смотреть фото что означает приставка мета в слове метапредметные. Смотреть картинку что означает приставка мета в слове метапредметные. Картинка про что означает приставка мета в слове метапредметные. Фото что означает приставка мета в слове метапредметныечто означает приставка мета в слове метапредметные. Смотреть фото что означает приставка мета в слове метапредметные. Смотреть картинку что означает приставка мета в слове метапредметные. Картинка про что означает приставка мета в слове метапредметные. Фото что означает приставка мета в слове метапредметныечто означает приставка мета в слове метапредметные. Смотреть фото что означает приставка мета в слове метапредметные. Смотреть картинку что означает приставка мета в слове метапредметные. Картинка про что означает приставка мета в слове метапредметные. Фото что означает приставка мета в слове метапредметныечто означает приставка мета в слове метапредметные. Смотреть фото что означает приставка мета в слове метапредметные. Смотреть картинку что означает приставка мета в слове метапредметные. Картинка про что означает приставка мета в слове метапредметные. Фото что означает приставка мета в слове метапредметные

Мета- — часть сложных слов, обозначающая абстрагированность, обобщённость, промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому, перемену состояния, превращение.

В древнегреческом языке предлог μετά (metá) и приставка μετα- имеет значения: «после», «следующее», «за», а также «через», «между».

Приставка мета используется в различных областях науки, техники, искусства и пр.

В химии приставка мета- используется для обозначения химических веществ, различных по составу, и изомеров химических веществ. В органической химии мета- употребляется наряду с приставками орто- и пара- для обозначения положения двух одинаковых или различных друг относительно друга заместителей в бензольном кольце. В неорганической химии приставка мета- употребляется наряду с приставкой орто- в названиях форм кислот, отличающихся по количеству содержащихся в них молекул воды (орто- — наибольшее, мета- — наименьшее). Например, ортофосфорная Н3РО4 и метафосфорная НРО3 кислоты.

В эпистемологии приставка «мета-» означает «о себе». Например, метаданные — данные о данных (кто выдаёт их, когда, какой формат данных используется и т. п.). Аналогично, метапамять в психологии обозначает интуицию личности о том, сможет ли она вспомнить нечто, если сконцентрируется на вспоминании. Любая дисциплина имеет метатеорию, которая является теоретическими соображениями о её основах и методах.

Метаязык:

Метаязык — язык, предназначенный для описания другого языка, называемого объектным языком.

Метаязык — язык лингвистики. Лингвистическая лексика, на основе которой формируются словари.

Метаязык — язык построения теории, слов, фраз в сфере грамматической лингвистики.

Использование понятия метаязык:

Метаэтика:

Метаэтика (аналитическая этика) — направление этических исследований в философии, анализирующее саму этику как научную дисциплину методами логико-лингвистического анализа.

Три общих вопроса метаэтики:

Согласно Ричарду Гарнеру и Бернарду Розену, существует три рода метаэтических проблем или три общих вопроса метаэтики:

Вопросом первого рода, например, является «что означают понятия „хороший“, „плохой“, „правильный“, „неправильный“?».

Вторая категория включает вопросы о том, являются ли моральные суждения универсальными или относительными, однозначными или плюралистичными.

Вопросы третьего рода состоят, например, в том, откуда мы знаем, что хорошо, а что плохо, и можно ли это знать вообще. Гарнер и Розен утверждают, что все три рода вопросов не являются независимыми, и ответ на один из них подразумевает достаточно определённые ответы на остальные.

Метатеория:

Метатеория — теория, анализирующая методы и свойства другой теории, так называемой предметной или объектной теории.

Термин «метатеория» имеет смысл и употребляется только применительно к данной, конкретной теории: разделов логики — металогика; разделов математики — метаматематика, теории математических доказательств; разделов философии – метафизика; разделов химии — метахимия; разделов биологии – метабиология и т. д.

Задача метатеории — установить границы области применения исследуемой в ней теории, ответить (если это возможно на данном этапе развития науки) на вопрос о ее непротиворечивости и полноте, изучить (или установить) способы введения ее новых понятий и доказательства ее утверждений. Понятие предметной теории становится, таким образом, экспликатом понятия научной теории.

Металогика:

Металогика — это теоретическое направление в современной логике, в рамках которого изучается строение логических теорий, присущие им свойства и возможности, а также их отношения с описываемой их средствами реальностью.

Если предметом логики являются рассуждения, то предметом металогики являются рассуждения о рассуждениях. В этом смысле металогика является своего рода саморефлексией логики относительно своих построений.

К области исследований металогики относятся: формальные языки, формальные системы и их интерпретации.

Метафизика:

Метафизика — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.

Метафизика делится на античную (древнюю), классическую (эпоху Нового времени) и современную.

Метапсихология:

Метапсихология — многозначный термин, употребляемый в различных аспектах научного знания, чаще всего в тесной связи с дисциплиной психологией.

Метапсихология (в методологии науки) — дисциплина, ориентированная на изучение научной (эмпирической) психологии.

Метапсихология (в философии науки) — узкая специализация в науке, основной целью которой является раскрытия полного комплекса принципов, исходных предпосылок, понятий, а также принимаемых в качестве аксиом способов объяснения/объяснительных факторов, которые делают психологию понятной.

Метапсихология (TIR) — одно из центральных понятий и научная база в терапии ПТСР и методики личностного роста, разработанной в рамках направления Traumatic Incident Reduction американским учёным Ф. Гербоди.

Метапсихология (психоанализ) — «общая теория» психоанализа (в первоначальном смысле — фрейдизма), а также специфический подход к изучению психических явлений.

Метаданные:

Метаданные раскрывают сведения о признаках и свойствах, характеризующих какие-либо сущности, позволяющие автоматически искать и управлять ими в больших информационных потоках.

Три наиболее используемые класса метаданных:

Метаданными на практике обычно называют данные, представленные в соответствии с одним из форматов метаданных.

Формат метаданных — представляет собой стандарт, предназначенный для формального описания некоторой категории ресурсов (объектов, сущностей и т. п.). Такой стандарт обычно включает в себя набор полей (атрибутов, свойств, элементов метаданных), позволяющих характеризовать рассматриваемый объект. Например, формат MARC позволяет описывать книги (и не только книги), содержит поля для описания названия, автора, тематики и огромного множества других характеристик (формат MARC позволяет описать сотни характеристик).

Классификация форматов метаданных:

Классификация форматов метаданных по описываемой предметной области:

Метафайл:

Метафайл — это общий термин для формата файлов, которые могут хранить в себе сведения о хранимых в них данных (файлах), которые, в обычном режиме просмотра содержимого, скрыты от пользователя.

Источник

Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемmeta.psu.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Метапредметность в образовании. В древнегреческом языке предлог μετά (metá) и приставка μετα- имеет значения: «после», «следующее», «за», а также «через»,» — Транскрипт:

1 Метапредметность в образовании

2 В древнегреческом языке предлог μετά (metá) и приставка μετα- имеет значения: «после», «следующее», «за», а также «через», «между». «Мета-» как часть сложных слов имеет несколько значений: промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому, перемену состояния, превращение (метагалактика, метацентр); в эпистемологии и психологии приставка «мета-» означает «о себе» (метаданные, метапамять, метатеория); вслед за метафизикой, описывающей принципы, на которых основана физика, приставка «мета-» стала означать более высокий уровень обобщения, универсальности, интегральности.

3 На роль идеологов и реализаторов метапредметного подхода претендуют прежде всего две школы: Громыко Юрий Вячеславович. Организация – институт инновационных стратегий развития общего образования при Департаменте образования Москвы. Монография «Мыследеятельностная педагогика» 2000 г. Хуторской Андрей Викторович. Организация – центр дистанционного образования (ЦДО) РАО «Эйдос», Москва. В марте 2011 года ЦДО учредил Институт образования человека. Вопросами метапредметного содержания образования занимаются с 1980-х гг.

4 Метапонятия – метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Аналогичные понятия – универсальные знания и способы; – мыследеятельность. Метадеятельность – универсальный способ жизнедеятельности каждого человека; отражает уровень развития личности. Имеет надпредметный характер. Две составляющие – метазнания и метаспособы. Метаспособы – это мышление (теоретическое, критическое, творческое, образное…) + информационные и регулятивные умения. Метазнания – это знания о знании, о структуре и способах получения знания. характеристика метазнания – надпредметность и интегративность.

5 Суть метапредметного подхода Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребёнка. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире, выраженном в числах и фигурах (математика), в веществах (химия), телах и полях (физика), художественных образах (литература, музыка, ИЗО) и т.д.

6 Задачи/результаты метапредметного подхода Когнитивный аспект: 1.Понимание 2.Интеграция; уровни: – всеобщий (философский) – общий – внутрипредметный Деятельностный аспект: 1.Мышление 2.Метадеятельность 3.Рефлексия 4.Коммуникации

7 Предлагаемые средства достижения 1.Определенные технологии 2.Метапредметы 3.Надпредметные программы 4.Метапредметные темы в рамках предметных курсов 5.Специальная деятельность 6.Специальные приемы 7.Специальная дидактика

9 Предлагаемые средства достижения 2. Метапредметы Это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала Знание Проблема Задача Знак Смысл (в разработке)

10 Предлагаемые средства достижения 3. Надпредметные программы Курсы различной продолжительности, направленные на формирование УУД. 4. Метапредметные темы в рамках предметных курсов Метапредметные темы – «Пространство и время», «Мир как система систем», «Знание – незнание», «Пространство и время», «Модель – способ – рисунок», «Гармония» «Порядок и хаос» и т.д. Метапредметные задания – «Образ», «Идея», «Задача», «Закономерность», «Знак», «Опыт», «Сочинение», «Конструкция», «Счастье», «Любовь», «Здоровье» и т.п.

11 Предлагаемые средства достижения 5. Специальная деятельность Деятельность – исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно- диалоговая, дискуссионная, игровая, различного рода практики. Суть заключается в том, что усвоение любого материала (понятия, предметного или универсального способа действия и т.п.) происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации.

12 Предлагаемые средства достижения 6. Специальные приемы «Принцип «метапредметности» состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом» (Ю.Громыко). Это составление ментальных карт, деревьев понятий, кластеров, денотатных граф, схем «фишбоун» (рыбьи косточки – технология «за и против»), различные техники графических моделей знания, приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема) и пр. 7. Специальная дидактика Эвристические, игровые задания.

13 Стандарты Метапредметные результаты образовательной деятельности – способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

14 Метапредметные результаты Освоенные обучающимися метапредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

15 Личностные результаты Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

16 Управленческие и педагогические задачи 1.Определить те метапредметные и личностные результаты, достижение которых вы хотите обеспечить прежде всего для той или иной категории учащихся; обосновать выбор. 2.Разработать средства (содержание, формы, методы), обеспечивающие получение учащимися этих результатов в ходе активной деятельности. 3.Разработать систему мониторинга, позволяющую достаточно объективно фиксировать получаемые результаты. Поэтому проектируемые средства достижения метапредметных и личностных результатов мы называем инновационными образовательными практиками (ИнОП).

17 Инновационные образовательные практики Инновационные – потому что к ним предъявляются новые требования, еще не вошедшие в массовую практику. Образовательные – потому что в процессе должно происходить обучение, воспитание и развитие учащихся. Практики – потому что в основе должна лежать деятельность учащихся, в которой они будут иметь возможность применить в ситуации, выходящей за рамки сугубо учебной, осваиваемые метаспособы; эта деятельность должна быть для учащихся значимой и осмысленной и связывать содержание образования с социальной реальностью, в которой учащиеся существуют и действуют.

18 Характеристика проектируемой деятельности (требования) Содержание деятельности носит над- или внепредметный (по отношению к учебным предметам) характер; оно непосредственно или опосредованно связано с их реальной жизнью в стенах школы или за ее пределами, с их жизненным опытом. Деятельность должна быть осознанной (учащиеся должны понимать, что, как и зачем они делают) и мотивированной (видят смысл, испытывают интерес). Деятельность должна приводить к получению конкретного результата, выраженного в форме объективированного показателя, по возможности – продукта; результат должен быть варьируемым (неоднозначным); желательно, чтобы результат имел значимость хотя бы в рамках ученического коллектива. Высокий уровень самостоятельности и ответственности за результат, преобладание активных форм работы, минимизация репродуктивности и заданной алгоритмизации. Возможность содержательной дифференциации и индивидуализации деятельности каждого учащего в рамках ученического коллектива. Наличие объективированной прозрачной системы диагностики результатов деятельности учащихся с использованием балльной шкалы и/или определением рейтинга.

19 1.Развитие понимания и мышления, надпредметных способностей, познавательного интереса и познавательной активности 2.Освоение интеллектуальной метадеятельности – исследование, конструирование, моделирование, учебное проектирование 3.Развитие коммуникативной компетентности 4.Профильное и профессиональное самоопределение, построение индивидуальной образовательной траектории 5.Формирование активной общественной позиции, навыков самоорганизации и активной самостоятельной деятельности в социуме Примерные направления ИнОП

20 Конкретизация содержания направлений ИнОП 1. Развитие понимания и мышления, надпредметных способностей, познавательного интереса и познавательной активности. Суть – развитие познавательных способностей учащихся: освоение надпредметных понятий и универсальных мыслительных действий, систематизация и обобщение материала, понимание и интерпретация текстов, выстраивание причинно-следственных связей и др. Используемые формы и методы работы должны также обеспечивать развитие познавательного интереса, стимулировать познавательную активность. Рекомендуемые формы: Надпредметные курсы различной продолжительности, обязательного, выборного или факультативного характера. Система внеурочных мероприятий (олимпиады, марафоны, интеллектуальные и деятельностные игры и др.), позволяющая учащимся применять и отрабатывать осваиваемые метаспособы. Рекомендуемые методы: Элементы развивающих педагогических технологий Игровые приемы организации отработки и контроля знаний

21 Конкретизация содержания направлений ИнОП 2. Освоение интеллектуальной метадеятельности – исследование, конструирование, моделирование, учебное проектирование Суть – самостоятельная познавательная деятельности учащихся. Результаты: усвоение предметных понятий и предметных способов деятельности на уровне понимания и применения в произвольной ситуации; освоение универсальных мыслительных процедур (анализ, сравнение, систематизация, абстрагирование, моделирование, различение понятий и т.д.); развитие любопытства, проявление и актуализация личных интересов ребенка; опыт самостоятельного достижения результата/продукта, ответственность за результат; развитие информационных (поиск, отбор, структурирование информации) и регулятивных (целеполагание, планирование деятельности, анализ и коррекция результатов) УУД. Возможные формы организации: Пролонгированая работа с научным руководителем Проектные/исследовательские модули Учебные практики Краткосрочные курсы

22 Конкретизация содержания направлений ИнОП 3. Развитие коммуникативной компетентности. Суть – создание условий для содержательных организованных и спонтанных коммуникаций учащихся по поводу учебной деятельности, мировоззренческих вопросов, жизни коллектива, личных проблем и интересов. Используемые формы и методы работы должны обеспечивать как обучение конкретным коммуникативным умениям, так и возможность применения осваиваемых умений в реальной практике. Рекомендуемые формы: Тематические краткосрочные курсы. Клубная форма организации внеурочной деятельности как место обсуждений интересующих ребят тем; дискуссионные клубы; иные коммуникативные практики. Система внеурочных мероприятий (презентации, диспуты, конференции и др.), позволяющая учащимся применять и отрабатывать осваиваемые коммуникативные умения.

23 Конкретизация содержания направлений ИнОП 4. Профильное и профессиональное самоопределение, построение индивидуальной образовательной траектории. Суть – создание условий для осознанного, обоснованного выбора, построения и реализации учащимися траектории своего школьного и профессионального образования: система различного рода мероприятий информирующего, ориентирующего и проблематизирующего характера – тематические курсы, диагностика, тренинги, проектные семинары; система различного рода эвристических, профильных, профессиональных проб; тьюторское сопровождение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *