что означает привлечение инвестора субъектам российской федерации
Что означает привлечение инвестора субъектам российской федерации
Пандемия коронавируса значительно ударила по бюджетам субъектов России, вынудив региональные власти искать новые способы привлечения финансирования. Несмотря на это, за счет «тонких настроек» в каждом регионе в целом показатели исполнения бюджета остались достаточно высокими. Как изменились условия и возможности для формирования бюджетов развития проектов, как сделать территорию привлекательной для инвесторов и где искать альтернативные источники финансирования обсудили участники дискуссии «Как перейти к бюджету развития регионов», состоявшейся в рамках второго дня Гайдаровского форума-2021.
Участниками дискуссии стали первый заместитель министра финансов России
Леонид Горнин, первый заместитель министра экономического развития России Андрей Иванов, губернатор Пермского края Дмитрий Махонин, губернатор Новосибирской области Андрей Травников, губернатор Тюменской области Александр Моор и председатель правительства Ульяновской области Александр Смекалин. Модератором сессии выступил губернатор Новгородской области Андрей Никитин.
Говоря об общих результатах минувшего года, первый замминистра финансов России Леонид Горнин отметил, что при формировании бюджета ведомство прогнозировало выпадающие доходы региональных бюджетов на уровне 800-850 млрд. руб., но по факту субъекты продемонстрировали более устойчивые показатели. Эксперт также отметил темп роста расходов региональных бюджетов капитального и инвестиционного характера, который сохранился на уровне 10%, несмотря на все неопределенности в налоговых поступлениях. Сюда вошли поддержка малого и среднего бизнеса, капитальные затраты, формирование инвестпрограмм, которые предполагают строительство дорог, развязок, расходы по новым социальным объектам.
Одним из ключевых вопросов в рамках дискуссии стал процесс привлечения инвестиций в регионы. В частности, первый замминистра экономического развития Андрей Иванов заявил, что ведомство намерено в 2021 году предложить создание единого универсального стандарта. «Считаем, что главная наша задача 2021 года – эти стандарты сформулировать, сделать очень понятные пошаговые методические рекомендации их внедрения», – сказал Иванов.
Он добавил, что должен появиться некий «свод правил» для инвесторов, который будет включать в себя сроки и стоимость подключения к коммунальной, транспортной, энергетической и финансовой инфраструктуре. «Главная задача 2021 года – сформулировать эти стандарты, сделать пошаговые методические рекомендации по их внедрению. Мы полагаем, что такого рода документ может появиться у каждого региона», – добавил заместитель Министра экономического развития. При этом он подчеркнул, что все субъекты федерации должны иметь возможность воспользоваться инструментами поддержки инвесторов, вне зависимости от уровня закредитованности региона.
«Разного уровня закредитованность у разных субъектов, не все регионы будут иметь возможность привлекать средства, чтобы проекты состоялись. Нам предстоит диалог с Минфином – чтобы установить, что делать с теми регионами, которые не могут взять эти средства из-за значительного объема заемных средств. Надо найти решение, как им помочь и согласовывать таким бюджетам их политику по привлечению ресурсов на реализацию проектов», – резюмировал Иванов.
По словам губернатора Пермского края Дмитрия Махонина, в минувшем году регион, чья экономика связана с добычей полезных ископаемых, сильно пострадал от недополучения налога на прибыль – здесь обычно добывают 16 млн. тонн нефти и 10 млн. тонн калийных удобрений. Из-за пандемии объем выпадающих доходов в регионе составил 26 млрд. рублей.
Вместе с тем, на сегодня в регионе реализуется порядка 20 проектов, общий объем инвестиций которых оценивается в 1,6 трлн. руб., и никто из инвесторов от них не отказался. Здесь намерены развивать проекты в области нефтегазохимии, механизмов глубокого передела, а также в сфере сельского хозяйства: так, к поддержке сельхозтоваропроизводителей руководство региона концептуально изменило подход, добавив субсидирование переработки продуктов. В частности, это позволило в минувшем году открыть в регионе самое крупное хранилище сыров.
В этом году в регионе планируется запуск первого индустриального парка, а в планах до 2026 года – строительство еще пяти. Вместе с тем, говоря о взаимодействии региона и правительства, Дмитрий Махонин отметил, что хотелось бы иметь больше возможностей для участия в дискуссиях при принятии тех или иных решений – особенно тех, которые потребуют от регионов дополнительных бюджетных расходов. «Нам, в частности, хотелось бы иметь больше возможностей дискутировать по налоговому маневру в сфере IT, который реализован за счет выпадающих доходов по региональным налогам», – привел пример спикер.
Эту же идею поддержали губернатор Тюменской области Александр Моор и председатель правительства Ульяновской области Александр Смекалин. Вместе Моор добавил, что в вопросах инвестиционной политики каждый регион должен использовать свои инструменты, которые могут быть не так эффективны для другой области или округа. В случае Тюменской области, регион всегда ориентировался на запрос инвесторов и создавал те проекты, на которые был конкретный запрос.
Например, в последние годы в Тюменской области отмечается высокий спрос на индустриальные парки, которых в регионе всего два. «Есть запрос на готовые помещения, которые можно было бы арендовать и оперативно развернуть производство. Работаем в этом направлении», – сказал Моор.
Подобного рода идеологии – идти от запроса инвестора – придерживается и председатель правительства Ульяновской области Александр Смекалин. «Наша идеология состоит в том, чтобы идти от потребности инвестора и давать не то, что мы можем, а то, что он хочет. У нас в регионе есть индустриальные парки, подписан СЗПК с крупным инвестором», – сказал Смекалин.
Также он отметил, что руководство региона максимально оперативно корректирует региональное законодательство исходя из потребностей инвесторов. «Согласно рейтингу АСИ, по линии законодательства Ульяновская область одна из лучших по эффективности и применению», – добавил он.
Вместе с тем он подчеркнул, что регион нуждается в совершенствовании использования ряда существующих механизмов. «В перечень возможных направлений региональных затрат не вошли важные и эффективные направления – к примеру, в инженерной инфраструктуре нет телекоммуникаций, а без них нет ни одного предприятия», – сказал Смекалин.
В свою очередь губернатор Новосибирской области Андрей Травников поделился опытом привлечения инвестиций в регион с диверсифицированной экономикой, где основными источниками налоговых поступлений в бюджет региона являются добыча, транспорт, торговля, наука, образовательные и медицинские услуги.
По его словам, руководство области делает упор на три главных направления: во-первых, торговлю, так как Сибирь – это экспортные ворота в Азию; во-вторых, на развитую инфраструктуру и логистику, а также на развитие научно-образовательного комплекса. «Стараемся поддерживать развитие этих ключевых элементов», – добавил он.
Гайдаровский форум «Россия и мир после пандемии» проходит 14 и 15 января в Президентской академии. По традиции форум открывает деловую повестку года в России. В 2021 году масштабное мероприятие проходит в гибридном формате – онлайн и офлайн.
Основной трек обсуждений – социальные и экономические преобразования, которые произошли в стране и в мире в результате пандемии COVID-19. Экспертные дискуссии сконцентрированы на целях национального и глобального развития и поиске практических ответов на наиболее актуальные вызовы современности. В работе форума принимают участие министры правительства РФ, члены федерального собрания, губернаторы российских регионов, крупнейшие мировые эксперты, представители иностранных государств.
Генеральные партнеры Гайдаровского форума – ПАО «Газпром», «Газпромбанк» (АО).
Стратегические партнеры – ОАО «РЖД», Johnson & Johnson, ГК «АКИГ», Novartis.
Партнеры: Mastercard, Российский фонд прямых инвестиций.
Партнеры дискуссии –PepsiCo, Huawei, Coca-Cola, AstraZeneca, Магнит, Takeda, EY.
Генеральные информационные партнеры: ТАСС, Business FM, РБК, РИА Новости.
Стратегические информационные партнеры: «Интерфакс», «Российская газета», ИД «Коммерсантъ», РИА «ФедералПресс», журнал «Инвест-Форсайт». Главные информационные партнеры: Anews, News.ru, lenta.ru.
Международные информационные партнеры: Russia Today.
Информационные партнеры: телеканал «ПРО Бизнес», АЭИ «ПРАЙМ», «Полит.ру», журнал «Стратегия», журнал «Государственная служба», газета «Экономика и жизнь», портал «Эконс», Финам, журнал «Банковское обозрение», «Парламентская газета», медиапроект «Сноб», радиостанция «Эхо Москвы», телеграм-канал «Научно-образовательная политика».
KPI для регионов
Борьба за привлечение инвестиций в субъекты РФ постепенно становится не просто соревнованием ряда амбициозных региональных команд, но и одним из ключевых факторов оценки эффективности местной власти со стороны федерального центра, а потенциально и изменений в системе межбюджетных отношений. Задача довести долю инвестиций в ВВП до 25% к 2024 году (против нынешних 21%) в целях модернизации и технологического обновления реального сектора экономики была поставлена президентом Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию. Правительство страны считает рост инвестиций одним из основных экономических приоритетов, поскольку «более высокое соотношение инвестиций и ВВП будет стимулировать рост основного капитала, что, в свою очередь, должно раскрыть потенциал экономического роста России», отмечается в докладе Sberbank CIB. Летом 2019 года правительство утвердило план по наращиванию инвестиционной активности, подготовленный Минэкономразвития: он предполагает как системные меры по улучшению бизнес-климата, так и набор отраслевых мероприятий — собственные планы обязали подготовить и регионы. В конце октября на заседании правительства перед губернаторами была поставлена цель обеспечить привлечение инвестиций на уровне не менее 27% валового регионального продукта.
Кроме того, объем инвестиций в региональной экономике станет одним из критериев новых правил распределения грантов на общую сумму 45 млрд руб. между регионами за самые высокие показатели губернаторов и региональных команд (в начале декабря их утвердил премьер-министр Дмитрий Медведев). Успехи в привлечении инвестиций также должны учитываться при оценке работы глав регионов, заявляла глава Совета Федерации Валентина Матвиенко. «Было бы правильным ввести критерий, который будет выявлять эффективность губернатора в привлечении инвестора на современных платформах. Главы регионов будут соревноваться, тянуться друг за другом», — отмечала она.
«Инвестиции являются ключевым фактором социально-экономического развития населенной территории. В условиях значительной региональной дифференциации субъекты РФ конкурируют не только за доступ к федеральному бюджету, но и за инвесторов, разрабатывая механизмы для их привлечения и удержания», — комментирует доцент кафедры государственного и муниципального управления РЭУ имени Г.В. Плеханова Максим Соколов.
Инвестиции являются ключевым фактором для устойчивого роста регионов, отмечают в Sberbank CIB.
В рамках реализации нацпроектов федеральный центр будет активно вкладываться в масштабные инфраструктурные проекты на местах — это будет стимулировать рост в тех регионах, которые получат значительную часть финансирования (например, на Дальнем Востоке) за счет устранения узких мест. Это способно обеспечить временный стимул для регионального развития, но в долгосрочной перспективе рост будет устойчивым, только если вырастет инвестиционная активность в частном секторе. «Наряду с государственной стратегией «большого рывка» для обеспечения роста в регионах необходимо создавать государственно-частные партнерства и улучшать инвестиционный климат для частного сектора», — предупреждают аналитики. Таким образом, активное привлечение регионами инвестиций в инфраструктурные проекты становится одним из залогов исполнения ими целей нацпроектов. Так, по оценке Российского фонда прямых инвестиций, более 50% проектов могут быть реализованы с привлечением институциональных и частных инвесторов в капитал.
Единые инструменты
В правительстве неоднократно подчеркивали, что необходимые стимулы и инструменты для привлечения инвестиций у местных властей есть: например, регионы, продемонстрировавшие по итогам года прирост по сбору федерального налога на прибыль, могут рассчитывать на его возврат. Кроме того, налоговые расходы по льготам, которые правительство считает эффективными, учитываются при расчете финансовой помощи со стороны федерального центра, а в 2018 году заработал механизм инвестиционной налоговой льготы, позволяющий регионам предоставлять преференции по налогу на прибыль в части новых инвестиций. Инвесторы же, вложившие в проекты более 1 млрд руб., могут претендовать на заключение специнвестконтрактов (СПИК), предусматривающих не только льготный порядок налогообложения, но и временную защиту от изменений налогового законодательства.
«Инструментов огромное количество, главное — грамотно ими пользоваться. И тут многое зависит от инициативы руководства регионов. В некоторых регионах губернатор и его команда лично занимаются поиском инвесторов не только по России, но и по всему миру, а в некоторых субъектах в это же время основная работа администрации сводится к тому, чтобы получить побольше финансовой помощи из федерального центра», — отмечал первый вице-премьер Антон Силуанов.
В то же время в правительстве стремятся унифицировать меры поддержки и намерены регулярно проводить их ревизию, чтобы региональная конкуренция не приводила к предоставлению неоправданных преференций, особенно в дотационных субъектах. Начиная с 2020 года все региональные и муниципальные льготы должны вноситься в специальные реестры, а их эффективность и соответствие целевому назначению — оцениваться кураторами из местной администрации.
Кроме того, в результате изменений в федеральном законодательстве с 2023 года регионы будут ограничены в установке льгот по налогу на прибыль организаций. «Как следствие, руководству субъектов РФ предстоит переориентировать инвестиционную политику в сторону внедрения специальных инвестиционных контрактов (СПИК), поиска возможностей для создания и развития территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), а также активизации региональных инвестиционных проектов (РИП)», — отмечает Максим Соколов.
Однако на фоне унификации налоговых инструментов задача усложняется даже для регионов-лидеров. «Конкуренция за инвестиции сегодня очень непростая работа», — указывает замглавы Ассоциации инновационных регионов РФ Рустам Хафизов. Если еще недавно небольшое количество регионов имели ряд льгот и преференций, которые позволяли привлечь инвестора на более выгодных, чем у прочих, условиях ведения бизнеса, то сейчас большинство регионов могут предоставить аналогичные правовые и налоговые режимы. «Ключевой задачей в конкурентной борьбе становится формирование условий, чтобы работающий в регионе бизнес и дальше инвестировал в него: либо в масштабирование, либо в открытие новых направлений и проектов», — говорит эксперт.
Без барьеров, но с кадрами
Для иностранных и российских инвесторов благоприятный инвестиционный имидж региона будет зависеть от его географического положения, обеспеченности ресурсами, развитости инфраструктуры и наличия благоприятной регуляторной среды, согласен Максим Соколов. Об эффективности проводимой региональной инвестиционной политики можно судить в том числе по результатам различных рейтингов — например, Рейтинга инвестиционной привлекательности субъектов РФ (Национальное рейтинговое агентство), Рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России («Эксперт РА») и Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ (Агентство стратегических инициатив, АСИ), отмечает эксперт.
В самом АСИ отмечают, что конкуренция между регионами нарастает с каждым годом. «Попасть в двадцатку в этом году было сложнее. Мы подсчитали, что те регионы, которые сегодня у нас оказались за пределами топ-20, в 2018 году вошли бы в десятку лучших», — заявила, комментируя итоги последнего рейтинга, гендиректор агентства Светлана Чупшева. В 2019 году 69 регионов улучшили интегральный индекс по сравнению с прошлым годом, а 62 демонстрируют устойчивый рост три года подряд.
Системным преимуществом, определяющим интерес инвесторов к региону, чем дальше, тем больше становится наличие квалифицированной рабочей силы, полагает Рустам Хафизов. «В борьбе за кадры, их подготовку и удержание идет серьезное состязание между управленческими командами регионов», — отмечает он. Подтверждением словам эксперта служат, например, итоги майского опроса работающих в России американских компаний, подготовленного Американской торговой палатой в партнерстве с компанией EY. Среди компаний, которые планируют расширение своего регионального присутствия (таких оказалось 30%), главным критерием выбора оказалась именно доступность квалифицированных кадров (25%) — этот показатель перевесил соображения близости к крупным рынкам сбыта (19%), положения региона в рейтинге инвестиционного климата (17%), наличия развитой транспортной системы и личной поддержки губернатора (по 14%), налоговых условий и льгот (8%).
В борьбе за иностранцев
По мнению Максима Соколова, в таких условиях конкуренция регионов за иностранные вливания должна строиться за счет комплексной и инновационно ориентированной политики территориального развития.
В неравных условиях
Региональная инвестиционная динамика остается сильно поляризованной даже в условиях общей низкой инвестактивности в стране (плюс 0,6% в первом полугодии 2019 года) — на нее влияют агломерационные и ресурсные конкурентные преимущества, отмечали исследователи из Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара в июньском мониторинге экономической ситуации в России. Так, на долю столичной агломерации пришлось почти 20% всех инвестиций в стране, на Тюменскую область с автономными округами — 14%, на Сибирский ФО — 10%, на Дальний Восток — 8% (против 9% в период подготовки к саммиту АТЭС). Лидерами роста выступили Ямало-Ненецкий АО (23%), Москва и Московская область (19–20%), Сибирь (13%). При этом объем инвестиций сократился в половине регионов. Резкое падение в Южном федеральном округе (минус 27%) было связано с завершением строительства инфраструктуры Крымского моста и, как следствие, снижением инвестиций в Крыму на 40%, а в Краснодарском крае — на 30% (основным инвестором в Крым и Севастополь остается государство, обеспечивающее до 70% всех инвестиций). Негативную динамику в Северо-Западном федеральном округе (минус 9%) обеспечили плохие показатели Санкт-Петербурга (минус 21%). В Приволжском ФО инвестиции сократились незначительно (минус 3%), отрицательную динамику продемонстрировали две трети регионов, включая Татарстан.
В целом же, по данным Sberbank CIB, 50% роста инвестиций в основной капитал обеспечили собственные средства компаний, тогда как доля иностранных инвестиций составила менее 1% совокупного показателя. За счет банковских кредитов было профинансировано лишь чуть более 10% вложений, что намного ниже, чем в развитых странах (причем региональная диспропорция здесь также заметна: в Уральском федеральном округе на долю кредитных средств пришлось 22,7%, а в Северо-Кавказском — лишь 3,8%).
Что означает привлечение инвестора субъектам российской федерации
Пандемия коронавируса значительно ударила по бюджетам субъектов России, вынудив региональные власти искать новые способы привлечения финансирования. Несмотря на это, за счет «тонких настроек» в каждом регионе в целом показатели исполнения бюджета остались достаточно высокими. Как изменились условия и возможности для формирования бюджетов развития проектов, как сделать территорию привлекательной для инвесторов и где искать альтернативные источники финансирования обсудили участники дискуссии «Как перейти к бюджету развития регионов», состоявшейся в рамках второго дня Гайдаровского форума-2021.
Участниками дискуссии стали первый заместитель министра финансов России
Леонид Горнин, первый заместитель министра экономического развития России Андрей Иванов, губернатор Пермского края Дмитрий Махонин, губернатор Новосибирской области Андрей Травников, губернатор Тюменской области Александр Моор и председатель правительства Ульяновской области Александр Смекалин. Модератором сессии выступил губернатор Новгородской области Андрей Никитин.
Говоря об общих результатах минувшего года, первый замминистра финансов России Леонид Горнин отметил, что при формировании бюджета ведомство прогнозировало выпадающие доходы региональных бюджетов на уровне 800-850 млрд. руб., но по факту субъекты продемонстрировали более устойчивые показатели. Эксперт также отметил темп роста расходов региональных бюджетов капитального и инвестиционного характера, который сохранился на уровне 10%, несмотря на все неопределенности в налоговых поступлениях. Сюда вошли поддержка малого и среднего бизнеса, капитальные затраты, формирование инвестпрограмм, которые предполагают строительство дорог, развязок, расходы по новым социальным объектам.
Одним из ключевых вопросов в рамках дискуссии стал процесс привлечения инвестиций в регионы. В частности, первый замминистра экономического развития Андрей Иванов заявил, что ведомство намерено в 2021 году предложить создание единого универсального стандарта. «Считаем, что главная наша задача 2021 года – эти стандарты сформулировать, сделать очень понятные пошаговые методические рекомендации их внедрения», – сказал Иванов.
Он добавил, что должен появиться некий «свод правил» для инвесторов, который будет включать в себя сроки и стоимость подключения к коммунальной, транспортной, энергетической и финансовой инфраструктуре. «Главная задача 2021 года – сформулировать эти стандарты, сделать пошаговые методические рекомендации по их внедрению. Мы полагаем, что такого рода документ может появиться у каждого региона», – добавил заместитель Министра экономического развития. При этом он подчеркнул, что все субъекты федерации должны иметь возможность воспользоваться инструментами поддержки инвесторов, вне зависимости от уровня закредитованности региона.
«Разного уровня закредитованность у разных субъектов, не все регионы будут иметь возможность привлекать средства, чтобы проекты состоялись. Нам предстоит диалог с Минфином – чтобы установить, что делать с теми регионами, которые не могут взять эти средства из-за значительного объема заемных средств. Надо найти решение, как им помочь и согласовывать таким бюджетам их политику по привлечению ресурсов на реализацию проектов», – резюмировал Иванов.
По словам губернатора Пермского края Дмитрия Махонина, в минувшем году регион, чья экономика связана с добычей полезных ископаемых, сильно пострадал от недополучения налога на прибыль – здесь обычно добывают 16 млн. тонн нефти и 10 млн. тонн калийных удобрений. Из-за пандемии объем выпадающих доходов в регионе составил 26 млрд. рублей.
Вместе с тем, на сегодня в регионе реализуется порядка 20 проектов, общий объем инвестиций которых оценивается в 1,6 трлн. руб., и никто из инвесторов от них не отказался. Здесь намерены развивать проекты в области нефтегазохимии, механизмов глубокого передела, а также в сфере сельского хозяйства: так, к поддержке сельхозтоваропроизводителей руководство региона концептуально изменило подход, добавив субсидирование переработки продуктов. В частности, это позволило в минувшем году открыть в регионе самое крупное хранилище сыров.
В этом году в регионе планируется запуск первого индустриального парка, а в планах до 2026 года – строительство еще пяти. Вместе с тем, говоря о взаимодействии региона и правительства, Дмитрий Махонин отметил, что хотелось бы иметь больше возможностей для участия в дискуссиях при принятии тех или иных решений – особенно тех, которые потребуют от регионов дополнительных бюджетных расходов. «Нам, в частности, хотелось бы иметь больше возможностей дискутировать по налоговому маневру в сфере IT, который реализован за счет выпадающих доходов по региональным налогам», – привел пример спикер.
Эту же идею поддержали губернатор Тюменской области Александр Моор и председатель правительства Ульяновской области Александр Смекалин. Вместе Моор добавил, что в вопросах инвестиционной политики каждый регион должен использовать свои инструменты, которые могут быть не так эффективны для другой области или округа. В случае Тюменской области, регион всегда ориентировался на запрос инвесторов и создавал те проекты, на которые был конкретный запрос.
Например, в последние годы в Тюменской области отмечается высокий спрос на индустриальные парки, которых в регионе всего два. «Есть запрос на готовые помещения, которые можно было бы арендовать и оперативно развернуть производство. Работаем в этом направлении», – сказал Моор.
Подобного рода идеологии – идти от запроса инвестора – придерживается и председатель правительства Ульяновской области Александр Смекалин. «Наша идеология состоит в том, чтобы идти от потребности инвестора и давать не то, что мы можем, а то, что он хочет. У нас в регионе есть индустриальные парки, подписан СЗПК с крупным инвестором», – сказал Смекалин.
Также он отметил, что руководство региона максимально оперативно корректирует региональное законодательство исходя из потребностей инвесторов. «Согласно рейтингу АСИ, по линии законодательства Ульяновская область одна из лучших по эффективности и применению», – добавил он.
Вместе с тем он подчеркнул, что регион нуждается в совершенствовании использования ряда существующих механизмов. «В перечень возможных направлений региональных затрат не вошли важные и эффективные направления – к примеру, в инженерной инфраструктуре нет телекоммуникаций, а без них нет ни одного предприятия», – сказал Смекалин.
В свою очередь губернатор Новосибирской области Андрей Травников поделился опытом привлечения инвестиций в регион с диверсифицированной экономикой, где основными источниками налоговых поступлений в бюджет региона являются добыча, транспорт, торговля, наука, образовательные и медицинские услуги.
По его словам, руководство области делает упор на три главных направления: во-первых, торговлю, так как Сибирь – это экспортные ворота в Азию; во-вторых, на развитую инфраструктуру и логистику, а также на развитие научно-образовательного комплекса. «Стараемся поддерживать развитие этих ключевых элементов», – добавил он.
Гайдаровский форум «Россия и мир после пандемии» проходит 14 и 15 января в Президентской академии. По традиции форум открывает деловую повестку года в России. В 2021 году масштабное мероприятие проходит в гибридном формате – онлайн и офлайн.
Основной трек обсуждений – социальные и экономические преобразования, которые произошли в стране и в мире в результате пандемии COVID-19. Экспертные дискуссии сконцентрированы на целях национального и глобального развития и поиске практических ответов на наиболее актуальные вызовы современности. В работе форума принимают участие министры правительства РФ, члены федерального собрания, губернаторы российских регионов, крупнейшие мировые эксперты, представители иностранных государств.
Генеральные партнеры Гайдаровского форума – ПАО «Газпром», «Газпромбанк» (АО).
Стратегические партнеры – ОАО «РЖД», Johnson & Johnson, ГК «АКИГ», Novartis.
Партнеры: Mastercard, Российский фонд прямых инвестиций.
Партнеры дискуссии –PepsiCo, Huawei, Coca-Cola, AstraZeneca, Магнит, Takeda, EY.
Генеральные информационные партнеры: ТАСС, Business FM, РБК, РИА Новости.
Стратегические информационные партнеры: «Интерфакс», «Российская газета», ИД «Коммерсантъ», РИА «ФедералПресс», журнал «Инвест-Форсайт». Главные информационные партнеры: Anews, News.ru, lenta.ru.
Международные информационные партнеры: Russia Today.
Информационные партнеры: телеканал «ПРО Бизнес», АЭИ «ПРАЙМ», «Полит.ру», журнал «Стратегия», журнал «Государственная служба», газета «Экономика и жизнь», портал «Эконс», Финам, журнал «Банковское обозрение», «Парламентская газета», медиапроект «Сноб», радиостанция «Эхо Москвы», телеграм-канал «Научно-образовательная политика».