что означает резерв при поступлении в вуз
4 вида школьных олимпиад, которые помогут поступить в вуз
Всероссийская олимпиада школьников — не единственный конкурс, который позволяет поступить в вуз без экзаменов.
В этой статье расскажем о том, какими вообще бывают олимпиады и на какие из них стоит обратить особенное внимание в старшей школе.
Курс о больших делах
Что можно получить за участие в олимпиаде
Есть несколько видов бонусов, которые может принести выпускнику победа в олимпиаде.
До 10 дополнительных баллов к сумме ЕГЭ и вузовских испытаний. Олимпиады входят в список индивидуальных достижений, за которые вузы могут начислять дополнительные баллы. Перечень таких олимпиад и необходимые условия для получения баллов определяет каждый вуз самостоятельно: в некоторых вузах может учитываться не только победа, но даже участие в конкурсе.
Особые права. Олимпиады дают два особых права:
Срок действия этих особых прав — четыре года. БВИ можно использовать только в одном вузе и только на одной образовательной программе, а право на 100 баллов — сколько угодно раз.
Расскажу о том, какие олимпиады дают те или иные преимущества. Найти календарь проведения олимпиад, уточнить правила участия и посмотреть задачи и решения прошлых лет можно на платформе «Олимпиада-ру».
Всероссийская олимпиада школьников
Всерос, как обычно называют олимпиаду, проводится в России больше 10 лет и считается одной из самых престижных олимпиад. По ее результатам отбирают школьников в сборные для участия в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам.
В программу входят 24 предмета, они закреплены в 4-м пункте приказа Министерства просвещения. В списке много языков: английский, немецкий, китайский, итальянский, испанский, французский.
Всерос проходит в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный, заключительный. Участники каждого этапа олимпиады по своему выбору выполняют задания для своего класса или для более старших классов.
Кто может участвовать во Всеросе
Этапы | Для каких классов разработаны задания | Исключения |
---|---|---|
Школьный | Для 5—11 классов | Русский язык и математика для 4—11 классов Физика, экономика, химия и МХК для 7—11 классов |
Муниципальный | Для 7—11 классов | — |
Региональный и заключительный | Для 9—11 классов | — |
Только статус победителя или призера заключительного этапа Всероса дает абитуриенту особое право — БВИ. Право не нужно подтверждать результатами ЕГЭ или вступительных испытаний в вузе.
При этом вузы сами устанавливают соответствие между предметом олимпиады и направлениями подготовки, на которые он ведет прием.
Например, ВШЭ при приеме на 2022—2023 год установила, что на образовательной программе «Математика» БВИ предоставляется по четырем предметам: математика, физика, астрономия и информатика. Вышка считает, что и астрономы, и информатики потянут программу по образовательной программе «Математика». А для программы «Химия» соответствие установлено только для Всероса по химии: победители олимпиад по биологии не смогут поступить на эту программу с особым правом.
Университет может установить, что ни один профиль олимпиады не соответствует ни одной специальности. Так поступает МАРХИ, в правилах приема которого указано: «Победителям и призерам олимпиад школьников, проводимых в порядке, устанавливаемом Минобрнауки России, особые права не предоставляются».
Помимо особых прав при поступлении победители и призеры олимпиады могут получить призовые деньги. Сколько именно — решают региональные власти. Например, в 2020 году в Москве выплаты составили 100 000 и 300 000 Р за разные достижения. С премий нужно платить НДФЛ: хотя в 2020 году налог предлагали убрать, пока такую льготу участникам олимпиады не предоставили.
Еще победители, поступившие в вуз, могут претендовать на президентский грант — 20 000 Р в месяц на протяжении всей учебы.
Узнать информацию по олимпиаде в Москве можно на vos.olimpiada.ru. Для регионов информация, как правило, размещается на сайте органа власти, который ее проводит. Например, данные о проведении олимпиады для жителей Сыктывкара опубликованы на сайте «Академии юных талантов»: это региональный центр выявления и поддержки одаренных детей в области искусства, спорта и науки в Республике Коми.
Международные олимпиады школьников
Что дает: БВИ, индивидуальные достижения, денежные выплаты
Для кого: для школьников с 9-го класса
Предметы: школьные и не только
Школьников, которые хорошо показали себя на Всероссийской олимпиаде, могут пригласить в сборную РФ для участия в международных конкурсах. Министерство просвещения знает, кто стал победителем или призером Всероса и персонально связывается с ребятами.
Официально в РФ есть сборные по астрономии и астрофизике, биологии, географии, информатике, математике, химии и физике, также страна участвует в Естественно-научной олимпиаде юниоров — это международное научное состязание для школьников не старше 15 лет, которое тоже дает особые права.
Для отбора кандидатов Минпрос ежегодно проводит учебно-тренировочные сборы. Тренерский штаб — обычно в него входят преподаватели вузов — готовит ребят к олимпиаде около месяца. На окончательное решение о включении в сборную влияют несколько параметров:
«Перечневые» олимпиады школьников
Что дают: БВИ, 100 баллов, индивидуальные достижения
Для кого: для школьников с 5-го класса
Предметы: школьные и не только
Российский совет олимпиад школьников каждый год отбирает олимпиады для перечня, в котором каждому конкурсу присваивается свой уровень. Это влияет на то, насколько значимой считается олимпиада: чем выше уровень, тем выше шансы, что вуз предоставит победителям право поступления без экзамена. При этом олимпиады низшего уровня — например, второго или третьего — могут давать право на 100 баллов за один из экзаменов или вовсе не учитываться.
Также в перечне можно найти информацию об организаторе олимпиады. Это тоже важно: если олимпиаду организует вуз, скорее всего, он будет давать за нее индивидуальные достижения или особые права. Но на всякий случай лучше перепроверить это в правилах приема.
Помимо общеобразовательных предметов олимпиада может проводиться по любым другим дисциплинам. Например, «Высшая проба» от НИУ ВШЭ проводится не только по общеобразовательным предметам вроде биологии или истории, но и по востоковедению, дизайну, истории мировых цивилизаций и даже основам бизнеса. У разных предметов в рамках одной олимпиады могут быть разные уровни: прежде чем выбрать предмет, по которому решать задания, школьнику лучше свериться с перечнем, чтобы получить больше привилегий за победу.
Условия получения особых прав для победителей и призеров «перечневых» олимпиад отличаются от условий для всероссийской и международных олимпиад. Чтобы поступить в вуз без экзаменов по результату олимпиады, выпускнику нужно будет подтвердить результаты конкурса баллами на ЕГЭ. При этом вузы устанавливают сами:
Например, МГПУ установил особые права для победителей олимпиады по финансовой грамотности: БВИ на трех образовательных программах и право на 100 баллов по предмету «обществознание». Чтобы воспользоваться правами, нужно сдать ЕГЭ по обществознанию не менее чем на 75 баллов — если результат ниже, абитуриент будет поступать по общему конкурсу. Дипломы победителя или призера этой олимпиады в МГПУ учитываются с 8 по 11 классы.
Перечень ежегодно утверждает Министерство науки и высшего образования до 1 сентября, но Минюст может зарегистрировать этот документ значительно позже — обычно это происходит в октябре. Взимание платы за участие в таких олимпиадах не допускается.
Олимпиады, которые не дают особых прав
Что дают: индивидуальные достижения или ничего
Для кого: для школьников с 1-го класса
Предметы: не только школьные
Некоторые олимпиады не дают победителям и призерам особых прав, но их можно использовать, чтобы получить несколько баллов за индивидуальные достижения.
Перечень таких олимпиад не прописан в едином приказе или списке: его самостоятельно утверждает каждый вуз. Это могут быть даже не олимпиады, а интеллектуальные конкурсы и физкультурные соревнования. Единственный критерий, которому они должны отвечать, — за их проведение не должна взиматься плата.
Например, Московский энергетический институт дает 2 балла за статус победителя или призера Всероссийского открытого чемпионата по спидкубингу — сборке кубика Рубика на скорость — MPEI Open 2010—2021. А Московский физико-технический институт поощряет победителей и призеров Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы», они получают от 3 до 5 баллов.
Если олимпиады нет в перечне и вуз не дает за нее индивидуальные достижения, она никак не поможет в поступлении. Пример такой олимпиады — British Bulldog, ее часто проводят в российских школах.
Как я поступила на бюджет в престижный вуз
Без высоких баллов за ЕГЭ и диплома Всероссийской олимпиады школьников
В 2016 году я поступила на бюджет в московский НИУ ВШЭ без вступительных экзаменов.
Я получила право на льготное зачисление вне конкурса, потому что выиграла перечневую олимпиаду из списка Минобрнауки. В этой статье я расскажу, какими бывают школьные олимпиады, какие льготы они дают и как к ним готовиться.
Как вообще поступить в вуз
Поступить в вуз на бакалавриат или специалитет можно разными путями.
По результатам ЕГЭ. Для каждой специальности свой перечень экзаменов. Обычно это 3 или 4 предмета. Один из них устанавливает Минобрнауки, остальные — по выбору вуза.
Некоторые вузы вправе провести дополнительные испытания. Перечень таких вузов каждый год определяет правительство по рекомендации Минобрнауки и Рособрнадзора. Каждый год список вузов меняется, но чаще всего в перечень попадают топовые заведения: МГУ, МГИМО, СПбГУ, МФТИ.
По результатам ЕГЭ и творческого испытания. Вуз может назначить дополнительное профессиональное или творческое испытание или собеседование.
В 2018—2019 учебном году кроме творческих специальностей — актеров, режиссеров, дизайнеров и архитекторов — профессиональные испытания нужно сдать для поступления на:
По результатам внутренних экзаменов. Вместо ЕГЭ можно сдать только вузовские экзамены. Этим правом обладают люди с инвалидностью, иностранные граждане, обладатели дипломов о среднем профессиональном или высшем образовании и выпускники школы до 2009 года.
Без вступительных испытаний, то есть ЕГЭ или дополнительные внутривузовские экзамены сдавать не нужно. Такую льготу при поступлении получают:
Всерос и перечневые олимпиады
Олимпиадники до сих пор ведут ожесточенные споры: Всéрос или Всерóc
Победители и призеры заключительного этапа получают право в течение 4 лет поступить на бюджет по специальности профиля олимпиады. То есть если я хотела бы поступить на экономический факультет, мне нужно было выиграть Всерос по экономике.
На первых этапах Всероса достаточно хорошего знания школьного предмета. С регионального этапа задания усложняются. Школьникам уже требуются доскональное знание материала, широкая эрудиция и творческое мышление.
Перечневые олимпиады. Другой тип олимпиад — перечневые. Это олимпиады из списка, который каждый год устанавливает Минобрнауки. Перечневые олимпиады состоят из двух этапов: заочный и очный. Часто их организуют вузы. Например, «Покори Воробьевы горы!» и «Ломоносов» — олимпиады МГУ, «Высшая проба» — НИУ ВШЭ.
Решение о приеме выпускников по результатам олимпиад из перечня каждый вуз принимает самостоятельно: за один и тот же результат один вуз может принять без вступительных экзаменов, другой — дать 100 баллов за предмет.
Базово олимпиады из перечня делятся по уровням:
У победителей олимпиады тоже есть градация: они получают диплом I, II или III степени. Это как 1, 2 и 3 места: I степень — победители олимпиады, II и III — призеры. Чем выше уровень олимпиады и диплома, тем больше льгот. В зависимости от вуза перечневая олимпиада может дать:
Учебные заведения могут каждый год менять правила рассмотрения результатов перечневых олимпиад. Актуальную информацию лучше всегда проверять на сайтах вузов.
Моя история с олимпиадами. Я участвовала в олимпиадах с начальной школы. Сначала просто проходила для галочки, потому что была хорошей ученицей и не хотела подводить классного руководителя.
В средней школе вузовские олимпиады сориентировали меня в мире профессий: сначала я хотела быть дипломатом, потому что они много путешествуют. Я решала задания по международным отношениям и географии, но поняла, что это не мое. Потом я хотела стать журналистом: ходила на олимпиады по журналистике и литературе, но там мои творческие способности никто не оценил.
К старшей школе я поняла, что мне нравится история и иностранные языки. Я сделала упор на эти предметы и участвовала во всех олимпиадах по ним в 11 классе.
Куда я хотела поступить
Я хотела учиться в престижном вузе на нетехнической специальности. Родители хотели, чтобы я училась в Москве или за рубежом. Они были готовы взять кредит на мое образование, но мне было бы неловко: высшее образование — мое желание, а не их финансовое обязательство.
Я собиралась подавать документы в МГУ, МГИМО и НИУ ВШЭ. В этих вузах высокий средний балл у зачисленных на бюджетные места. В 2016 году мне нужно было получить минимум 87,1 балла за каждый экзамен.
Забегая вперед, мой средний балл за ЕГЭ без учета олимпиад был 82,5. Для поступления на мою программу мне не хватило бы 14 баллов: всего у меня было 330 баллов, а проходной начинался с 344.
Специальность. В 11 классе я не знала точно, на кого буду поступать. Мне нравились история, обществознание, иностранные языки. С таким набором можно подавать документы на истфак, религиоведение, политологию, международные отношения, социологию, юрфак, лингвистику, философию, культурологию — и это еще не все. Информация по другим предметам и направлениям подготовки — в приказе Минобрнауки от 04.09.2014 № 1204.
За месяц до ЕГЭ я определилась с факультетом для поступления — политология в НИУ ВШЭ. Получилось это так: в лицее мы писали научно-исследовательские работы. После защиты мне предложили подать мою работу на конференцию в Вышку. Мне понравилась атмосфера и преподаватели. Особенно понравился факультет социальных наук.
Я изучила на официальном сайте учебные курсы каждой образовательной программы. Больше всего понравились политология и социология. Для социологии нужно было сдавать профильную математику на выпускных экзаменах, но запись на сдачу закончилась в декабре, поэтому я не смогла бы подать документы.
Правила приема. В каждом вузе свои правила приема. Обычно их публикуют на отдельной странице для абитуриентов. Предметы по каждой специальности имеют разный приоритет. Например, для поступления на политологию в Вышку нужно принести результаты ЕГЭ по истории, обществознанию, иностранному и русскому языку — в порядке приоритета. Если у двух абитуриентов будет одинаковое количество баллов, возьмут того, у кого выше результат по истории.
За интеллектуальные и спортивные достижения можно получить особое право при поступлении — прием без вступительных испытаний. Я не планировала участвовать в Олимпийских играх, первенствах Европы или мира, поэтому решила попробовать свои силы в учебных состязаниях.
олимпиад в перечне на 2018—2019 учебный год. 2 года назад их было 176
Подготовка к олимпиадам
Моя подготовка состояла из двух частей: подтягивание базовых школьных знаний и натаскивание на олимпиадных заданиях.
По иностранному языку и обществознанию мои результаты были неважными: я не прошла ни на региональный этап Всероссийской олимпиады, ни в очный этап вузовских олимпиад. Поэтому во втором полугодии 11 класса я больше сконцентрировалась на олимпиадах по истории.
Я прошла на регион и была приглашена в финал олимпиады «Ломоносов» по истории и политологии, «Высшей пробы» по истории и востоковедению, Московской олимпиады школьников по истории.
В олимпиадных заданиях важно знать критерии оценки. Лучше всего с ними знакомиться на примерах заданий прошлых лет. Я делала так: засекала время, как на олимпиаде, решала задания, а потом проходилась по ключам. Сначала было тяжело: мне не хватало знаний, я не соблюдала структуру и писала медленнее, чем нужно было.
Я тратила разное время на подготовку, но старалась садиться за историю не меньше, чем на час каждый день. За неделю до регионального этапа я вместо школы шесть дней провела в библиотеке. Учителя ругались, но все же шли навстречу: я проходила минимальный контроль знаний, а потом снова возвращалась к подготовке к олимпиадам и ЕГЭ.
Вот какие рекомендации могу дать по подготовке к олимпиаде по истории.
Изучать карты сражений, присоединений территорий, изменения внутренних границ регионов. Начиная с муниципального этапа, на Всеросе есть задания на историческую географию. Также этот навык пригодится на ЕГЭ.
Смотреть и запоминать портреты исторических деятелей. Это частое задание в олимпиадах — обидно терять баллы за него. У меня была флешка, где я создала папки по векам, куда сохраняла все портреты деятелей, которых встречала по ходу изучения исторического периода. Потом включала режим слайд-шоу и гоняла изображения, пока не запомнила все.
Изучать культуру. Обычно за задания с картинами, архитектурой, литературой или фильмами получают меньше всего баллов. Запоминать это сложно. Я запоминала «механически»: рисовала от руки важные памятники, читала содержания произведений и смотрела фильмы.
Общаться с ребятами из олимпиадного движения. Во Вконтакте очень развиты группы обсуждения олимпиад. В них часто ищут единомышленников для совместной подготовки.
Мне такой формат не подошел, но я общалась с несколькими ребятами, с которыми познакомилась на занятиях подготовки московской команды по истории. Мы обменивались с ними найденными материалами, поддерживали друг друга во время состязаний и вместе обсуждали поступление.
Смотреть памятные даты. В олимпиадах любят давать задания на события, которым исполнилась круглая дата в этом году. Например, на олимпиаде 2017 года по истории российской государственности было задание про выборы в Учредительное собрание, которые проходили 100 лет назад.
Как проходят перечневые олимпиады
Заочный этап перечневой олимпиады состоит из нескольких заданий, которые нужно выполнить дистанционно. Обычно на их решение дают ограниченное количество времени, но есть и олимпиады, где можно сдавать работу в течение нескольких дней. Многие гуглят ответы во время этого этапа или даже решают его вместе с учителем на уроке. Иногда время начала состязания совпадает с расписанием в школе, поэтому нужно уметь договориться о временном отсутствии на занятиях.
Иногда на олимпиаду просят принести с собой распечатанный титульный лист и бумагу для черновика. Писать в нем я рекомендую только тем, кто хорошо умеет контролировать время. Задания, не перенесенные на бланк, обычно не проверяют, а терять баллы из-за собственной нерасторопности обидно.
Отвечать нужно строго по заданию, писать максимально разборчивым почерком. Лучше не пытаться списать, но это дело совести каждого. Если поймают на списывании — удалят из аудитории и аннулируют работу.
На результаты олимпиады можно подать апелляцию. На мой взгляд, на перечневых она проходит более спокойно, чем на Всеросе или ЕГЭ. По некоторым олимпиадам можно апеллировать через интернет: в формате чата или по Скайпу.
Какую олимпиаду я выиграла
У меня получилось занять призовые места в двух олимпиадах.
Московская олимпиада школьников по истории. Дистанционный этап проходил в декабре. Было две части: «А» и «Б». В части «А» был тест с выбором одного ответа и вопросы с кратким ответом, в «Б» — работа с источниками и вопросы с подробным ответом. Проходной балл был от 110. У меня было 127 баллов: 58 — за первую часть и 69 — за вторую.
Очный этап проходил в марте и шел 3,5 часа. В нем мне помог разбор ошибок после участия во Всеросе: я хорошо справилась с проектом по русско-японской войне и работой с миниатюрами из Лицевого летописного свода.
Олимпиада «Ломоносов» по политологии. Отборочный этап проходил дистанционно в два тура. Задания были похожи на те, что бывают в олимпиаде по истории российской государственности. Они показались мне простыми.
На заключительном очном этапе меня ждал неприятный сюрприз: задания очень отличались от того, что я решала дистанционно в отборочном этапе. Там была смесь из истории, обществознания и географии.
Меньше всего я была готова к эссе. Нужно было дать оценку высказыванию Валерии Новодворской. Поскольку я изучала историю последовательно по годам, то на момент написания олимпиады с темой 90-х годов была знакома очень поверхностно.
Еще было немного обидно, что варианты сильно отличались. Например, вместо государственных символов во втором варианте нужно было сопоставить ученых и их направление деятельности или изобретение. По географии мы не учим государственную символику всех стран мира, а изобретения и имена ученых есть в обязательной программе по всемирной истории. Поэтому, на мой взгляд, сопоставить государственные символы сложнее.
Поступление по результатам олимпиады
Когда получены все дипломы олимпиад, новое испытание — сдать ЕГЭ на нужный балл. Часто олимпиадники пренебрегают подготовкой и теряют право на поступление без вступительных испытаний.
Я была очень рада, что у меня все получилось с олимпиадой, но не забывала про ЕГЭ. На самом экзамене очень нервничала, а когда сразу после окончания по памяти проверяла ответы, в панике писала знакомым: «О нет, я не набрала 75 баллов!» Волнения были напрасны: я набрала 89 баллов из 100 и смогла удержать право на бюджетное место.
Для выпускников со льготами на поступление прием документов заканчивается раньше основного потока. До этого времени нужно окончательно определиться с факультетом и образовательной программой и принести оригинал аттестата. При подаче документов право на поступление без вступительных испытаний можно использовать только один раз по одному диплому. Для этого нужно предоставить оригинал диплома или распечатанную копию из личного кабинета Российского совета олимпиад школьников.
29 июля 2016 года меня зачислили на бюджет образовательной программы «политология» в НИУ ВШЭ. Я добилась своей цели — получила право на поступление без экзаменов с помощью перечневой олимпиады. Надеюсь, что при должном упорстве у других старшеклассников тоже получится.
Минобрнауки обновило правила приёма в вузы
«Вторую волну» не вернули, но есть другие изменения. Предполагается, что новая редакция будет действовать с 1 марта 2022 года до 1 сентября 2027-го.
В Порядок приёма на обучение по образовательным программам высшего образования (утверждён приказом от 21.08.20 №1076), который действует всего год, внесены изменения. Источник — приказ Минобрнауки от 13.09.21 №753, он был зарегистрирован в Минюсте 14.09.21.
Это те новшества, о которых стало известно летом (мы упоминали о них, рассказывая о проблемах приёмной кампании — 2021), но кое в чём их изменили по сравнению с изначально предполагавшимся вариантом.
Сразу скажем главное: вторую волну приёма, отказ от которой в этом году и стал причиной проблем с поступлением у многих абитуриентов, не вернули. Остаётся одна волна, как было и в этот раз.
Что с альтернативой ЕГЭ?
Пункт 18 Порядка, который в первоначальном варианте этих поправок вызвал больше всего вопросов и волнений, в финальной версии изменился. Напомним, в обнародованном летом проекте было написано так:
«В качестве результата вступительного испытания засчитывается наиболее высокий из результатов, которые имеются у поступающего и составляют не менее установленного организацией минимального количества баллов (результат ЕГЭ, или результат общеобразовательного вступительного испытания, проводимого организацией самостоятельно, или результат вступительного испытания на базе профессионального образования, или результат централизованного тестирования, признаваемый в соответствии с порядком, установленным организацией высшего образования)».
Из-за того, что там через союз «или» перечислялись ЕГЭ и вступительные экзамены самого вуза, многие поняли этот пункт таким образом: якобы всем абитуриентам дадут варианты на выбор — поступить по результатам ЕГЭ или общеобразовательного вступительного экзамена, который проводит сам вуз. Чтобы можно было сдать, например, и ЕГЭ, и общеобразовательный экзамен в вузе, посмотреть, где выше получились баллы, — и предъявить на конкурс наиболее выгодные результаты.
Однако в Минобрнауки значение этого пункта объяснили для «Российской газеты» по-другому: если у поступающего есть результаты сразу нескольких ЕГЭ по одним и тем же предметам, но за разные годы (напомним, результаты действительны четыре года, поэтому можно сдавать его каждый год и иметь набор разных итогов), то, согласно этому пункту, не сам абитуриент выбирает, какой результат предъявить, а вуз автоматически учитывает для него наивысший по баллам результат.
В финальном варианте Порядка пункт 18 сформулирован так, что из него следует именно такое толкование:
«В качестве результата вступительного испытания засчитывается наиболее высокий из результатов вступительных испытаний, которые имеются у поступающего и составляют не менее установленного минимального количества баллов, в соответствии с установленными на основании пунктов 15 — 17.1 Порядка перечнем и формой вступительных испытаний».
Для поступающих на базе среднего общего образования (после 11-го класса) возможность зачесть вместо ЕГЭ (то есть не дополнительно к нему, а вместо него) вступительный экзамен в вузе, как и раньше, не предусмотрена. Для них баллы за вступительные в вузе по-прежнему могут быть лишь дополнительными к баллам ЕГЭ (как обычно — в отдельных университетах, которым предоставлено право проводить такие допэкзамены, например в МГУ имени М. В. Ломоносова).
А вот возможность учесть либо ЕГЭ, либо вступительные испытания, проводимые самим вузом (в зависимости от того, где баллы выше), касается лишь тех, кто поступает не сразу после школы, а с дипломом о среднем специальном образовании (СПО). Ведь ничто не мешает им и сдать ЕГЭ, и пройти испытания в университете. К тому же у них может быть действительный результат ЕГЭ, который они сдавали ещё до поступления в колледж, если эти ребята пошли туда после 11-го класса. Как раз у таких абитуриентов могут быть одновременно результаты ЕГЭ и экзамена в вузе по одному и тому же предмету, но с разными баллами. Однако, если из предложенной летом формулировки пункта 18 Порядка следовало, что в таком случае для поступления нужно зачесть наивысший результат либо ЕГЭ, либо вступительного в вузе, то из финальной формулировки это напрямую не следует. Вероятно, на этот счёт понадобятся отдельные разъяснения Минобрнауки. Кстати, в порядке приёма выпускников на базе профессионального образования кое-что поменялось. Об этом ниже.
Как принимать абитуриентов с профессиональным образованием
Для абитуриентов на базе профессионального образования вуз может проводить несколько различных по содержанию вариантов вступительного испытания.
При этом вступительные испытания для поступающих на базе среднего профессионального образования (СПО) устанавливаются в соответствии с направленностью (профилем) образовательных программ СПО, родственных программам бакалавриата или специалитета, на которые ведётся приём. Родственность образовательных программ определяет вуз. Что касается экзамена по русскому языку, то проводить ли его с учётом профиля СПО или без учёта, каждый университет решает самостоятельно.
Как и раньше, вуз может установить, что формой вступительного испытания на базе СПО является ЕГЭ, и не проводить свои вступительные экзамены.
Победителям олимпиад немного ограничили льготы
В новой редакции пункта 26 Порядка сказано:
«При приёме на обучение в рамках контрольных цифр поступающий использует право на приём без вступительных испытаний для подачи заявления о приёме на обучение только в одну организацию высшего образования только на одну образовательную программу по выбору поступающего (вне зависимости от количества оснований, обусловливающих соответствующее особое право). Право на приём без вступительных испытаний может быть использовано поступающим при подаче заявления о приёме на обучение по различным условиям поступления в рамках одной организации высшего образования и одной образовательной программы».
В прежней редакции Порядка была аналогичная норма, но наряду с ней действовала ещё такая оговорка: «Каждое из указанных особых прав может быть использовано поступающим при одновременном поступлении на обучение по различным условиям поступления в рамках одной организации высшего образования и одной образовательной программы». В новой редакции её нет.
Получается, не имеет значения, сколько грамот о победах в разных олимпиадах предъявит абитуриент, на основании их всех он сможет подать заявление о приёме вне конкурса только на одну программу.
Многопрофильный конкурс и целевой приём
Установлено, что на места в пределах целевой квоты по общему правилу проводится однопрофильный конкурс. Провести многопрофильный тоже можно, но предварительно надо распределить контрольные цифры между специальностями или направлениями подготовки. Эта возможность будет зависеть также от того, детализировал федеральный государственный орган свою целевую квоту или нет. Если детализировал, то поступающий участвует в конкурсе по одной детализированной квоте по данной специальности или направлению подготовки.
Напомним, многопрофильный конкурс проводится:
Как принимать граждан Республики Беларусь
Новая редакция Порядка закрепила возможность приёма граждан Беларуси на основании результатов проводимого в их стране централизованного тестирования. Эти результаты приравниваются к результатам общеобразовательного вступительного испытания (то есть к ЕГЭ), если абитуриент не сдавал в соответствующем году российский ЕГЭ. Но важно, чтобы это тестирование было пройдено в текущем или предшествующем календарном году. Порядок признания результатов белорусского централизованного тестирования в качестве результатов общеобразовательных вступительных испытаний вуз устанавливает сам.
Некоторые изменения в процедуре приёма
Кроме прочего, поправки затронули процедуру приёма. Их несколько, мы назовём самые важные.
Продлены сроки основного этапа зачисления — теперь он будет длиться с 3 по 9 августа.
Дистанционная подача документов в электронной форме сохраняется наряду с очной и почтовой, причём вуз обязан предоставить абитуриентам возможность подавать документы всеми тремя способами (но конкретно через суперсервис — только в случае его использования).
Редакция «Образование» Skillbox Media
Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы научитесь разрабатывать учебные программы для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете востребованным специалистом.