что означает рога быка
Большой лексикон символов. Том 18
Для тех, кто интересуется символикой из самых разных областей человеческой жизнедеятельности – объяснений снов, значений карт, чисел, букв и иероглифов, костяшек домино и бочонков лото, цифр на табло электронных часов, гексаграмм, игральных костей, рун и прочего подобного.«БЛС» (более 9500 описаний различных знаков) является базой данных для создаваемого мобильного приложения (АРР), позволяющего проводить толкование различных символов и осуществлять на них гадание.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Большой лексикон символов. Том 18 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Символ хороших новостей.
1. Вам будет сделано предложение, которое упрочит ваше материальное положение. Грядущее счастье облегчит ваш путь.
2. Символ «Рог» предсказывает получение наследства, изобилие, прибыль и удачу в финансовых делах; сообщает о вашей предполагаемой будущей работе в каком-либо фонде или для какого-то фонда.
3. Как правило, этот символ свидетельствует о стабильности жизненной ситуации.
4. Вас частенько охватывает чувство тревоги. Вы боитесь, что ваш любовный союз может разрушиться. Не стоит предаваться мрачным мыслям, потому что всё зависит только от вас: сложатся ли отношения с любимым или любимой или нет, будут ли они долговечными или продлятся краткий миг. Чтобы улучшить свои дела на «любовном фронте» и укрепить отношения, дарите близкому человеку побольше положительных эмоций, станьте ему прекрасным партнёром не только в любви, но и в дружбе.
В енохианском алфавите похожий символ соответствует букве «T» в латинице и цифре «300»
Буква «Т» в латинице олицетворяет собой Бога; одновременно «Т» — это молот, двусторонний топор, крест.
1. Буква «T» стремится к мудрости на высоком уровне и передаёт обретённую мудрость на более низкий уровень.
2. Человек с буквой «T» в имени предъявляет большие требования к другим, однако должен при этом обладать большим терпением.
3. От вас идёт естественное тепло; это подчёркивает не только ваши прекрасные материнские/отцовские и супружеское качества, но и чувство такта, умение вести переговоры и вашу готовность к сотрудничеству.
4. Вы ищете контакты с единомышленниками и волнуетесь, когда отношения портятся и по каким-либо причинам вам кажется невозможным дальнейшее сотрудничество.
5. Вы находитесь в точке, где вы, наконец, можете освободиться от утомительных размышлений и отрицательных эмоций; просто повесьте свои проблемы на гвоздь. Теперь вы свободны, чтобы посвятить себя более благородной службе.
6. Иногда вам не хватает уверенности в себе, но принимать совета от других вы не хотите. Обращайте внимание на то, чтобы не выглядеть слишком самокритичным и незначительным.
— Число «300» — синоним убеждённости, спасения, наличия жизненной философии.
— Вы его/её абсолютно не интересуете.
— Вас ждёт долгая жизнь.
— Трехзначное число — к интенсивной умственной деятельности.
— Если число чётное, то это значит, что несмотря на удачное стечение обстоятельств, все ваши усилия останутся незамеченными.
— Альтернативное толкование: чётное число — к удачному стечению обстоятельств. Кроме того, в ваших делах вам помогут ваши друзья.
— Число заканчивается на ноль — ваши старания будут недюжинными, но тщетными.
Символ «Рог для питья» — к обретению благополучия и крепкого здоровья.
«Рог изобилия» — это один из самых благоприятных знаков, означающих спокойствие, изобилие и процветание.
1. «Охотничий рог» — синоним грядущей размолвки.
2. С другой стороны, этот символ означает получение неожиданных радостных известий, хорошие виды на будущее, получение высокооплачиваемой должности.
3. Вам суждено испытать ложный страх. Внезапно почувствовав симптомы тяжёлого заболевания, вы будете думать о состоянии своего здоровья самое худшее. Но когда вы обратитесь к специалистам, ваши опасения не подтвердятся.
Знак «Сломанный рог» предупреждает об опасности конфликта. Такой символ говорит о том, что чрезмерное проявление вами своей решительности и агрессивности не поможет вам решить те или иные проблемы, а только принесёт ещё больший вред.
1. Очень банально: символ «Рога» означает измену в любви, обиду, предательство, наказание за бесчинство. К переменам в жизни к худшему.
2. С другой стороны, этот же знак — символ единения с небом, устремления в высь, снисхождения на вас Божественной силы.
3. Символ «Рога» является знаком демонической, негативной субличности, предвещает возникновение каких-то нехороших замыслов. К ведению отчаянной жизни; к возобладанию животных инстинктов.
4. Символ означает власть, силу, торжество над неприятелем и, как следствие, — приход уважения окружающих.
5. Знак «Рога» знаменует собой гнев, дерзость и гордость. Весь этот «коктейль» чувств («в одном флаконе») вам предстоит вскоре испытать.
6. Вас часто охватывает чувство тревоги за свои отношения с близким вам существом. Вы боитесь, что ваш любовный союз может разрушиться. Не стоит предаваться мрачным мыслям, всё зависит только от вас. Дарите любимому человеку побольше положительных эмоций, станьте для него не только прекрасным сексуальным партнёром, но и настоящим другом.
7. Знак «Рога» — короткое значение:
— тюремное заключение или (для военнослужащих) попадание плен;
— суровая конкуренция в делах.
8. Вы тяжело заболеете, почти потеряв зрение, но выздоровеете.
9. Женщине суждено находиться в состоянии длительной ссоры со своим неукротимым и своенравным возлюбленным, без всякой надежды на скорое примирение.
10. Если вы холосты, символ «Рога» указывает, что ваша настойчивость и сила воли помогут вам в достижении желанной цели или в исполнении своих заветных желаний. Фигура в форме рогов — знак отваги и смелости, которые нужны, чтобы осуществить задуманное вами.
11. Альтернативное толкование: в каком-то деле вы не проявили должной решительности. Данный символ подсказывает, что ваше колебание и робость в принятии решений могут обернуться возникновением сложностей в семье.
12. Вам угрожает серьёзная опасность. «Рога» — знак неприятностей или прихода несчастья. Мужчине предстоит скорое столкновение лоб в лоб с соперником, который его смертельно ненавидит. Женщине этот символ предвещает возникновение весьма рискованного романа на стороне.
13. Данная фигура также предупреждает вас об опасности гнева какого-то важного человека, который может повредить вашему благополучию. Иногда такой символ указывает, что ваша гордыня или проявление надменности станут причиной возникновения ваших неудач.
14. Вам угрожает риск потери своего состояния или приход неприятностей из-за любовных интриг. «Рога» — к убыткам.
15. Альтернативное толкование: фигура в виде рогов — к большой удаче в делах, к обретению большого богатства.
16. Символ «Рога» означает, что вас попытаются запугать.
17. Скоро вы станете свидетелем не очень хорошего поведения одного из своих знакомых и будете этим потрясены. Однако вам не стоит слишком переживать из-за поступков постороннего взрослого человека, не растрачивайте эмоции попусту, лучше приберегите их для своих близких.
Что означает рога быка
В ряде мифологий (шумерской, египетской и др.) обнаруживаются разнообразные связи быка и соответствующего ему мифологического образа: полное их тождество, бык как земное воплощение бога или как его атрибут и др. Мифы о победе героя над быком могли быть связаны с обрядом ритуального состязания с быком и принесения в жертву священного быка, широко распространённым в восточном Средиземноморье. В других мифах того же ареала бык является символом бога грозы (хурритская, славянская мифология). Возможно, связь быка с богом грозы восходит к древней общеиндоевропейской мифологии. В египетских мифах бык неба — сын Небесной коровы и отец телёнка, которого та рождает. С этими представлениями сравнимы близнечные мифы некоторых африканских народов.
Особенно широкое распространение культ священного быка (буйвола) имел в древних цивилизациях долины Инда (3-е тыс. до н. э.), о чем позволяют судить печати из Мохенджо-Даро и Хараппы, а также шумерские сведения о людях из страны Мелухха (Индии). Роль бык как символа бога (бык Нандин бога Шивы) или как противника мифологического героя (Сканда, убивающий духа буйвола в «Махабхарате», III 221, 66; Валин, убивающий буйвола Дундубхи в «Рамаяне» IV 11, 7-39) характерна и для тех элементов древнеиндийской мифологии, которые можно связывать с наиболее ранними доиндоарийскими её истоками, продолжающимися в мифологических и религиозных представлениях таких неиндоевропейских народов Южной Индии, как тода (у тода известно почитание и принесение в жертву буйвола как священного животного). Символика быка как воплощения космического начала, продолжающая сходное использование символа бизона в верхнепалеолитическом искусстве, характерна для неолитической культуры Чатал-Хююка (Малая Азия, 7-6-е тыс. до н. э.), где в ранних слоях (IX-VIA) обнаружены скульптурные изображения быка, в которых использовались настоящие бычьи рога и части черепа, что напоминает приём «натурального макета» зверя в раннем пещерном искусстве и технику коллажа в современном искусстве. В слое VI найдены скамьи, украшенные рядом бычьих рогов. Почти в каждом из святилищ (VII—II слои Чатал-Хююка) имеются столбы, на которых помещены рога быков. Такие столбы (позднее осмыслявшиеся как способ отпугивать зло или быть знаком зла в доме; ср. бычьи черепа у сванов) известны и гораздо позднее как в Малой Азии, так и на Крите, где культ быка во многих деталях совпадает с соответствующим культом Чатал-Хююка. Археологические следы культа быка прослеживаются во многих древних скотоводческих культурах (по мнению некоторых учёных, культ дикого быка играл существенную роль в процессе его одомашнивания), испытавших влияние переднеазиатских. Глиняная модель храма, украшенного бычьими рогами, обнаружена в поселении трипольской культуры у реки Рось, что даёт основания для параллелей с культовой ролью быка, бычьих рогов и масок быка в культурах Балкан 5-4-го тыс. до н. э. и в Чатал-Хююке. Ритуальные композиции из нескольких бычьих черепов найдены также в таких географически и хронологически удалённых комплексах, как могильник Синташта (южное Зауралье, около середины 2-го тыс. до н. э.), в котором обнаруживаются и другие черты, общие с индоевропейской мифологией. Там, где существовали местные культы главного божества в образе быка, при храме держали священного быка как его воплощение (египетский Апис в Мемфисе); по поверьям сванов, бык Висхв, посвящённый богу Пусду, должен быть самым могучим и прекрасным из быков. На быках есть (видимый или невидимый) знак их принадлежности божеству (аналогичное обозначение быков как «отмеченных богом» встречается в древнехеттских текстах).
Во многих древних культурах символ большой силы воздействия. На пещерных рисунках культовых гротов эпохи палеолита изображения огромных диких быков — зубров и туров наряду с такими же лошадьми является важнейшим мотивом. Первобытный бык должен был олицетворять жизненную силу и мужскую власть, хотя его толкование в символике двойственно. Если сила и дикость его импонировали, то тупая бессмысленная жестокость его нападений, какую приходилось испытывать человеку, внушали ужас. Религиозно-исторически роль быка в высшей степени значительна, что выразилось в культах быка, в которых прежде всего бросается в глаза высокая половая потенция животного; равным образом полны значения также его рога, напоминающие серп Луны (хотя в этой связи так же рассматривается и корова).
С другой стороны, имеются бесчисленные символические ритуалы, содержание которых составляет состязание и победа над быком и принесение его в жертву. Древние критские культы, которые, вероятно, существовали в схожих формах и в других культурах, делали быка объектом атлетически-артистических танцев — перепрыгиваний, в которых человек пытался доказать свое превосходство и ощутить чувство победы над тупой животной природой зверя. С этим связано стремление приручить быка и поставить его на службу человеку.
Древнекритский Минотавр — получеловек-полубык, сначала прячется в лабиринте, но потом его убивает герой Тесей. Известный в юго-западной Европе бой быков рассматривается не только как спортивное представление, но и как ритуальная форма древнесредиземноморских игр, которые также заканчивались жертвоприношением быка как плодородящего представителя неукрощенных сил природы.
Благодаря своей силе и плодовитости был объектом поклонения в древних религиях.
Связан с символикой Тельца. Чрезвычайно сложный образ как с исторической, так и с психологической точки зрения.
дикий бык, разбивающий рогами яйцо хаоса, некогда считался символом Создателя, освобождающего животворящее семя от пут инертной материи. В иконографии голову этого животного увенчивали детородные органы, что означало участие могущества Создателя в сотворении чувствующих существ. В древних цивилизациях этот символ плодородия связывался с божествами, правящими атмосферными явлениями: ураганы и гром считали ревом быка, а полумесяц — его рогами.
Бык — мужской и одновременно женский символ лунного серпа, месяца.
Бык в легендах был связан с морем — приплывал и уплывал, — а это означало связь с Посейдоном и с богинями Герой, Афиной, Деметрой, Афродитой, Уранией.
Черных же быков, как правило, жрецы приносили на жертву именно подземным богам — дабы улучшить плодородие земли, повысить всхожесть семян.
В качестве жертвенного животного бык заменил козла отпущения: в первобытные времена на Востоке ловили с помощью лассо диких буйволов, которых приносили в жертву богам в весеннее равноденствие. Этим ритуальным убийством, или искупительным жертвоприношением, надеялись обеспечить спасение народу (см. Козел). Этот ритуал лежит в в основе корриды.
Постепенно ритуальное приношение в жертву быков и волов ради повышения плодородия земли видоизменилось, так появилось зрелище, которое стало «своим» у кельтов, населявших Пиренейский полуостров во времена так называемых Пунических войн — Рима с Карфагеном. В сущности, позднейшие испанские бои быков — тавромахия — были скопированы с подобного рода спортивных забав молодежи острова Крит, что зафиксировано на многих античных фресках. Эти «забавы» были многообразны — от акробатических упражнений на спине разъяренного быка до травли быка собаками. Подобный спорт был вообще довольно популярным в Европе (Bull fighting — англ. то есть «бычий бой»). Еще в прошлом столетии в Великобритании устраивали массовые погони за быком с дубинами в руках, — в 1835 году это было запрещено специальным парламентским указом.
Стада быков, стада домашнего скота, начиная с глубокой древности, означали богатство (лат. Pesus, то есть «скот», от чего произошло Pecunia, то есть «имущество», «владение», «богатство»), гордость, которую поддерживают боги.
Символ рога в культурах различных народов
Образ оленя для ненецкого поэта, как рог Амалфеи для Анакреонта. Рог оленя не способен издавать звук, но зато он ветвист, высок, крепок и напоминает дерево, которое упирается своими корнями в землю, а макушкой тянется ввысь, в небо, как и ненецкие, мансийские и хантыйские люди, которые рождаются из земли, идут по ней и растут в небо.
«Тундра,
я тебя и на мгновенье
не могу представить
без оленей –
с их извечно
гордою походкой,
с их, как вихрь,
и бегом, и полётом…»
[13 – с. 25 Перевод Л. Шкваро].
У ханты и манси по тотемной иерархии главенствует рогатое животное – лось, или сохатый. Лось имеет не просто ветвистые рога, напоминающие дерево. Его рога образуют две глубокие чаши, в которых течёт кровь народов ханты и манси. Сохатый для этих народов, подобно Амалфеи для греков. Лось также окропляет ночное небо своей жидкостью, только в отличии от Амалфеи не молоком, а кровью, образуя красный закат.
Кстати, с символом рогов лося в 1993 году был зафиксирован судебный конфликт. Нефтяная компания «ЮКОС» попыталась использовать один из эскизов в качестве эмблемы компании, на которой изображались лосиные рога, поднимающие огромный ковш с нефтью. Общество казымских ханты посчитали этот эскиз как оскорбление чувств верующих. После длительного судебного процесса, «ЮКОС» были вынуждены отказаться от использования данной эмблемы.
Таким образом, можно заключить, что рог как символ имеет общекультурные и этнокультурные значения. Символ рога культуры ханты включает в себя значение и общекультурные, и этнокультурные. Этнокультурные значения до сих пор имеют актуальность для народа ханты. Они трепетно относятся к своим символам, поэтому возникают частые конфликты против использования символов в противоречащих интерпретациях вроде рекламы, PR-ходов и других различных коммерческих целей.
Что означает рога быка
Месяц, лучи светила, молния, солнечные и лунные лучей, богов урожайности;
Избавления, спасения, святости, смерти, бессмертия; дьявола;
Милости, алтаря, священничества, защиты;
Острые, колющие, но полые — символ фаллический, мужественный, но и женственный, восприимчивый.
■ Мужской сексуальный символ: потенция, гордость, фаллос, плодовитость, ревнивый муж (любовник).
Считалось, что рого способствовал плодородию.
Авторитета, силы, духовного порыва, нападения и защиты;
Деспотизма, монархии, заносчивости, славы, агрессивности, победы, мятежа, бунта;
Изобилия, упорства, красоты, счастья, интеллигентности,
Вызова к бою, зова к молитве, призыва к освящению триумфа;
Сила, могущество, мужественность, плодовитость, верховная власть.
Мощный символ первобытных богов, правителей, героев и воинов.
Для древних рога быков, коров, баранов, козлов и бизонов были символом мужского боевого духа, фаллической силы, и символом плодородия, процветания, мужской плодовитости. Отсюда популярность и высокий статус рогатых божеств, особенно в обществах, основанных на скотоводстве и охоте.
Изображения рогатых фигур в наскальной живописи — вероятно, запись шаманских заклинаний для успешной охоты.
Рога быка образующие полумесяц, частый символ богинь-матерей (Великая Мать, Прамать) и плодовитости.
Рога барана, напротив, часто имели солнечный характер.
У простого народа считаются выражением чего-то страшного, охватывающего все сверхъестественное.
Находка в 1897 г. резного изображение древнеиберийской богини IV—III вв. до н. э. с бараньими рогами (сейчас Музей Прадо, Мадрид).
Рога жертвенных животных считались священными, украшали храм, часто вместе с (бычьей) головой.
Рог единорога, носорога (порошок, настойки, и т. д.) добывали в Южной Азии, в Африке. Считался приворотным зельем, и лекарством от импотенции.
«Песне о Роланде», со своей дружиной задержиает сарацинов в Ронсевальском ущелье, его друг Ольвье уговаривает затрубить в рог Олифант, чтобы вызвать подмогу от короля Карла Великого. Но Роланд горд — когд он, наконец, решает затрубить в рог, уже поздно.
Рог современный — валторна, чей звук напоминает звучание буйволиного или бизоньего рога.
Эмблема женской верности. В одной легенде «артурового» цикла, Моргана послала Гиневре волшебный рог, из которого не могла напиться ни одна неверная жена, — он разливал питье. Королеве это не угрожало.
Лат. Argumentum cornitum, — «рогатый довод») схоластическая позиция, в которой каждый из возможных двух (чаще всего) ответов сам по себе неправилен — «надевает на рог».
Золотые рога — серп Месяца; отвага, смелость.
Искусство эпохи палеолита изображает священников, носящих рогатые маски в виде голов животных. Это связано, вероятно, с обрядами, назначением которых было способствовать успеху охоты и добычи пропитания.
Означают сверхъестественную силу, божество, силу души или жизненный принцип, возникающий из головы. Таким образом, рога на шлемах или головных уборах обладают двойной силой, силой и достоинством божества, проявлением духа, королевским происхождением, силой, победой, защитой, мужественностью, изобилием скота и продуктов сельского хозяйства.
Рога являются символом как солярным, так и лунным и имеются в атрибутике и богов Солнца и богов Луны. Лунные животные без рогов олицетворяют последнюю фазу убывающей луны. Рога являются атрибутами всех Богинь-Матерей, Цариц Небес. Луна в форме коровьих рогов часто появляется вместе с солнечным диском, особенно в египетском искусстве.
Рогатые боги символизируют воинов, плодовитость как для людей, так и для животных и являются владыками животных. Они имеют в качестве атрибутов рога быков или коров, означающих честь, достоинство и силу, и рога баранов или козлов, как знак производящей силы и плодовитости.
Оленьи рога часто сопровождаются образом змеи или змеи с бараньей головой.
Сила рогов может быть благодетельнои или вредоносной, смотря по обстоятельствам.
Характерные признаки богов, представляемых в виде животных, в особенности быков, иногда и в виде человека, а также изображаемых изолированно от какого-либо потенциального носителя (к примеру, культовые рога на древнем Крите, среди которых помещался двойной топор, вследствие чего они являлись символами в узком смысле).
Часто представляют власть рогатых божеств, например, когда она увязывается с мощью животного (дикий буйвол). В послеледниковых изображениях (Сев. Африка), между его рогами размещен солнечный диск.
Бокал для вина, сосуд для хранения масла. Приобрели и женский символизм, сохранив основной символизм власти.
В Библии пророк Самуил умастил Давида оливковым маслом, взяв его из рога.
В Грузии пьют вино из рогов: этот «бокал» нельзя поставить, пока не осушишь.
Считалось, что ритуальное питье из рога медовухи или вина сохраняет потенцию.
В средневековой Англии рога стали символом позора, презрения, порочности и обманутого мужа.
Возможно, по христианской ассоции Рогатого Бога с дьяволом и силой зла.
Вариант: по ассоциации с самцом оленя, у которого уводит самку более сильный соперник.
Четыре рога Ригведы — четыре основных точки.
Сила. «Возносить рог» — победа, успех.
Амулет, оберег от «дурного глаза», остался от древнего культа быка.
И сегодня можно увидеть в Италии у входов в крестьянские жилища, прибитые рога — большие воловьи и маленькие телячьи.
Пользуются популярностью брелоки к часам — в виде крохотных рожек.
Многочисленные преданий о спящих королях, ожидающих в горных пещерах, когда затрубят рога, призывая их на помощь. Карл Великий, Фридрих I Барбаросса, Фридрих II Гогенштауфен, Болеславы — Храбрый и Смелый, сербский королевич Марко, моравский князь Святополк, и мн. др.
В соединении с короной рога служат головным убором многим богам.
Рога быка солярны, а коровьи, поддерживающие солнечный диск, имеют и солярную и лунную символику.
Носителями солнца обычно считались бык и корова: бык сам символ солнца, а корова (как символ ночи и луны) позволяет выходить из себя дневному светилу.
Хатор как Великую Мать изображали с головой коровы или с рогатой человеческой головой, несущую между рогов солнечный диск. В мифе рассказывается, как Хатор подняла в небо на рогах юного сына Солнца.
В виде месяца у Изиды и Нут, владычицы небес.
В иероглифах голова барана считается выражением почета и власти.
Бог-баран Хнум изображается обычно с горизонтально расходящимися рогами.
Особый символ солнца, — образ Амона (в древности почитался в оазисе Сива, позднее — верховный бог Египта), его бараньи рога загнуты вниз (хотя имеется много изображений Амона с горизонтальными рогами).
Из сходства с завивающимися рогами барана окаменелые моллюски получили название аммонитов.
У Сета (Сутека) на рогах имеется длинная лента, спадающая с них, — знак бога бури.
Мавританские и алжирские наскальные рисунки показывают барана или буйвола, несущих между рогами солнечный диск; имеются изображения Амона в облике человека, несущего на голове солнечный диск или урея.
Загнутые рога быка или коровы, в которых качается солнечный диск (представленный в Мали тыквой), — изображение лунной и солнечной энергии.
Широко распространенное в передней Азии микро- и макрокосмическое соответствие коровьих рогов серпу луны. Изида — лунная богиня, мать солнечного бога Гора (Плутарх); ее голова часто увенчана коровьими рогами с солнечным диском.
После посещения египетских святилищ как сын Зевса-Амона изображался с этим украшением на голове.
Изогнутые рога Александр Македонский, «Сын Амона», взял в качестве символа императорской власти.
Профиль Александра Македонского на монетах с бараньими рогами как сына бога Амона-Барана. В Средней Азии фигурировал, как «Искандер Зулькарнайн» — «Двурогий». В Египте: «Двурогий повелитель». Это прозвище «перехватил» один из полководцев Александра — Селевкос, ставший царем Македонии под именем Деметриоса Полиокретеса.
В шумеро-семитской — божество, высший принцип, сила, как солярная, так и лунная. Рогатые головные уборы носят Ашшур, Ану и Бел. Адад, бог бури, имеет рога с длинной лентой, которая спадает с его короны.
Вавилонских царей изображали с рогами.
У евреев рога символизируют силу; «поднятие рогов» знаменует победу; «обломать рога» — означает поражение. Иногда Моисея изображают с рогами, знаменующими власть.
библейские «шофар» (бараньи), звучали во время религиозных обрядов, на свадьбах… Делались инструменты из рогов тура, зубра, буйвола.
От синхронного рыка жреческих рогов рухнули стены Иерихона.
В Библии упоминаются алтари, украшенные по углам инкрустированными металлом рогами, которые следовало окроплять кровью жертвенных животных. Обвиняемые в преступлении могли получить убежище в храме, если они сумели проникнуть в него и коснуться этих рогов.
Когда Яхве в гневе отсечет рога алтарей и падут они на землю (Ам 3:14), это будет означать страшное взыскание Божье с Израиля за преступления его.
Спорным является то место в Библии (Исх 34:29), где рассказывается, как Моисей спускается «с горы Синай», снабженный рогами, как это представлено в ряде западных переводов Библии. Востоковед А. Иирку ссылается на то, что-де в Палестине были известны лицевые маски из частей черепа крупного рогатого скота, что и имеется в виду в латинском переводе Библии (Вульгате). Соответственно статуя Моисея, изваянная Микеланджело, изображает патриарха рогатым. В новейших переводах Библии (в том числе каноническом переводе ее на русский язык. — Ред.) говорится не о «рогах», а о «лучах света».
В иудейском Храме по четырем сторонам алтаря стояли священные рога, по которым стекала жертвенная кровь. Они символизировали всеобъемлющую власть Бога Иеговы.
Слово «shofar» (на иврите — «рога барана») использовалось древними израильтянами для подачи сигнала тревоги и было еще одним символом защиты.
В Библии «рога» — символ силы или, в Новом Завете, — спасения.
«Не поднимайте высоко рога вашего, не говорите жестоковыйно» // Все роги нечестивых сломлю, и вознесутся роги праведника» (Псалом 74: 6—11).
Лицо Моисея, спускавшегося с горы Синай, вобравшее в себя величие Яхве, лучилось (Исход 34: 29—35). На иврите написано: «karan», то есть /лицо/ было рогато». Отсюда рога на лбу Моисея (Микеланджело) справа от входа в собор святого Петра (Рим), а также на ряде других изображений.
В «Песне Давида»: «Бог // щит мой, рог спасения моего» (Вторая книга Царств 22: 3).
Мощь Агнца выражена в его семи рогах (5: 6), а мощь багряного дракона и зверя морского — в десяти рогах (12: 3; 13: 1).
Рога отличительная примета дьявола в искусстве.
Рога алтарные. Алтарь иерусалимского храма в первоначальном виде имел на четырех своих углах торчащие рога, окованные железом, — символ мощи и покровительства Бога. Рога были святейшей частью алтаря, — взявшийся за них становился неприкосновенным для светской власти. Какой-либо вред для них, грозил потерей покровительства Господа. «Говорит Господь Бог, //: когда Я взыщу с Израиля за преступления его, взыщу и за жертвенники в Вефиле, и отсечены будут роги алтаря и падут на землю» (Амос 3: 13-14).
Десять рогов на голове шаманов Сибири и Центральной Азии — эмблема их сверхъестественных возможностей.
Заставляют задуматься сообщения о том, что в шаманистских обрядах сибирских якутов в древние времена впадавший в транс шаман «ревел как бык и вырастали у него на голове чистые, прозрачные рога» (по Ксенофонтову, это могло свидетельствовать о галлюцинациях зрителей).
У христиан два рога — это Ветхий и Новый Завет, при помощи которых можно победить противника. Семь рогов Апокалипсиса — это Семь Духов Божьих, всезнание и сила. Позднее было-принято, что рога — символ дьявола.
Связь рогов с языческой религией делала их естественным атрибутом Сатаны.
Рог святого Губерта —один раз нужно было подуть в него, чтобы на помощь пришли десять воинов.
Рог как символ крепости Божьей (Лк 1:69): Бог «воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего».
В Откровении Иоанна Богослова «Агнец» имеет на себе семь рогов, семь очей, «которые суть семь духов Божиих» (Откр 5:6), а сатанинский дракон (12:3) — десять рогов в качестве символа своей адской власти.
В христианской иконографии дьявол также изображается с козлиными рогами.
Ритуальные и пиршественные сосуды из рогов находили широкое распространение в культовых сферах.
Св. Губерт, Освальд и Евстахий в качестве атрибута имели охотничьи рога, так же как и св. Корнелий вследствие сходства его имени с лат. cornu (рог).
Христианство скоро обратилось против языческого поклонения рогам, которые стали в средневековом искусстве знаком сатаны и его рогатых последователей.
Охотничий рог — атрибут Губерта. Самуил помазывает Давида (1) маслом из рога. Иногда с рогами изображается Моисей.
У американских индейцев голова вооружена рогами «с тем, чтобы казаться ужасней».
Убранство из перьев индейцев прерий Северной Америки часто включало пару тонко выделанных, отполированных (буйволиных) рогов, размещенных по обе стороны головы, что свидетельствовало об особой значительности носителя этого убранства.
«Этот головной убор с рогами можно было носить только в особых, строго определенных обстоятельствах… и только тем, чье мужество и авторитет снискали признание всего племени и чей голос в совете имел такой же вес, как и у старейшины высшего ранга… Это украшение на голове заключает в себе бросающееся в глаза сходство с иудейским убранством, прежде всего наличие рогов, которые, как знак власти и силы, абиссинские старейшины и иудеи носили в час великого подъема и победного торжества» (Джордж Кэтлин, 1796—1872).
Прославленный живописатель индейцев ссылается при этом на место в Библии (3 Цар 22:11), где говорится: «И сделал себе Седекия, сын Хенааны, железные рога, и сказал: так говорит Господь: сими избодешь Сириян до истребления их» (. имеет аллегорический смысл).
Головные уборы, украшенные рогами у индейцев Северной Америки знак отличия для отважных вождей.
Рога — начало. Небесный зверинец (Зодиак), открывают рогатые Баран и Бык.
Рог как музыкальный инструмент является, благодаря своему скорбному звучанию, атрибутом Мельпомены (Музы трагедии).
В Минойской культуре рога находят в связи с символами дерева, алтаря и двойного топора как символами власти и божества. Рога являются неиконическим изображением обитающего внутри божества.
В греко-римской традиции с рогами часто изображается Дионис. Пан является рогатым богом природы, его сатиры также рогаты, что означает мужественность и мужскую производительную силу. Плутон, будучи богом богатства, имеет рог, и этот рог, «Рог Амальтеи» — податель богатства и изобилия.
Рога, вместе с другими характерными козлиными особенностями, — атрибут Пана и Сатира.
В роги трубили тритоны, встречая и приветствуя Посейдона с Амфитридой.
Лук из рога дал Аполлон Оресту, метереубийце для защиты от эриний.
«Букранион», — «голова быка» — широко распространенный орнаментальный мотив греко-римской архитектуры с III в. до н. э., и почти до эпохи Возрождения. Бычьи рога говорили о богатстве; рога туров, лосей, оленей — символ неуступчивости перед Злом, защищата от демонов…
В древнеримской армии рогатое украшение вручалось за выдающуюся храбрость.
Непременный атрибут многих богов:
А также — Диониса, Загреуса, Пана, Фавна, силенов и сатиров (козлиные).
Согласно учению гностиков, рога являются основой для создания красоты и самоутверждения.
Гордость, самоуверенность, надменность (речевые метафоры):
В басне Эзопа верблюд позавидовал другим животным и возвратился к Зевсу, прося дать ему рога; бог же и рогов ему не дал, а за проявление зависти и уши укоротил…
Присловье: «чем козел старше, тем у него рог тверже» (аллюзия фаллическая).
Присловье: «Темный, как табак в роге».
«Носить рога» — быть обманутым мужем, «рогачом», «рогоносцем».
«Наставить рога своему мужу» — изменить ему с другим мужчиной…
В скандинавской мифологии это сила, мужские качества, знак воина.
У кельтов рога означают плодовитость, Рогатый Бог — это Владыка животных. Цернунн-«Рогач», бог олень, постоянно появляется вместе со змеей, имеющей голову барана или оленя.
Рог Оберона взывал к чародейским силам, прося о защите.
Рогатые боги (Цернунн) — символ богатого урожая.
С древности и до Средневековья друзы, галлы и германцы увенчивали боевые шлемы бычьими рогами —знаком их воинственности и упорства в сражениях.
От звуков рога Гьяллархорн скандинавского Хеймдалля, все остальные боги могут забыть, как их зовут, и вообще все на свете, и тогда весь мир рухнет и наступит «Гибель богов».
Скандинавские, тевтонские и галльские воины носили рогатые шлемы, чтобы вдохновляться свирепостью животных и наводить ужас на врагов.
В психологии рога могут быть связаны с дивергенцией («рога дилеммы»).
Изображение персидского царя сасанидского времени.
Воин-глашатай в рогатом шлеме. Сардиния, ок. 1000 до н. э.
В Исходе сказано, что, когда Моисей спустился с горы, его голову украшали рога, ибо он возвысился до власти и господства. В древности изображения правителей также украшались рогами.