что означает соучастие ребенка в процессе обучения
Педагогика соучастия. Статьи о семейном и внесемейном воспитании
Сборник статей, опубликованных в периодике в разные годы и посвящённых некоторым подходам к семейному и внесемейному воспитанию. Таким подходам, которые заменяют назидательную педагогику стремлением заинтересованно участвовать в жизни и развития ребёнка. Речь идёт о том, чтобы раскрывать для каждого ребёнка или подростка возможности для становления собой.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогика соучастия. Статьи о семейном и внесемейном воспитании предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
© Виктор Кротов, 2016
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
На обложке: детский домашний клуб «Светлячок» на выставке художника Валерия Волкова, показывающего свои картины.
Умеем ли мы отвечать
Детские вопросы и наши ответы
Если бы в конце заголовка стоял вопросительный знак, вынуждающий к ответу, я ответил бы отрицательно. Но вопросительного знака нет, можно спокойно поразмышлять. И, может быть, обнадёживающе вздохнуть: нет, скорее не умеем, но можем учиться.
Можно было бы ответить и с оптимизмом. Отвечать детям? Конечно, умеем. Ребёнок многого не знает, а взрослый знает. Значит, и ответить может.
Но вот странное сократовское «Я знаю только то, что ничего не знаю»…
Умеем ли мы отвечать хотя бы самим себе? Или уже с этим не так-то всё просто. Мне кажется, большинство из нас, повзрослев, наловчились не отвечать, а уворачиваться от вопросов. И вот тут перед нами появляется ребёнок со своими «почему?» и «зачем?», со своей благословенной непосредственностью. Готовы ли мы к обычнейшему событию на свете — к детскому вопросу.
Честно говоря, часто не готовы. Мы вполне можем сказать ребёнку «Отстань!», — если считаем его вопрос неуместным. Кстати, со своим «внутренним ребёнком» (есть такое понятие в психологии) мы обращаемся ещё бесцеремоннее, всячески подавляя его непосредственность, спасительную для нас. Тем более стоит дорожить живым вопросом ребёнка, стоящего перед нами.
Отвечайте на вопросы детей! Это инспекторы Вечности, посланные проверить, что и как у нас тут. О штрафных санкциях за уклонение от ответов вы узнаете, когда дети вырастут.
Каждый будет отвечать по-своему. Но, раз уж речь идёт о вопросах и ответах, я попробую представить, как бы отвечал сам на некоторые вопросы. Вот, например:
— Для чего человек живёт?
(Коллеги родители, вы знаете универсальную формулу? Я нет. Так и отвечу.)
— Это никому заранее неизвестно. Человек живёт и старается понять, зачем живёт он сам. Каждый человек собирает в себе особое понимание жизни — как картинку из кусочков пазла.
Но если на это ребёнок спросит «А зачем живёшь ты?» — что ж, ответь за себя. И подбодри малыша искать свой собственный ответ.
Не всегда просто отвечать на вопросы о себе, но уклоняться нельзя. Как же ребёнку узнать о том, что ждёт человека во взрослой жизни? А без твоих ответов о твоём взгляде мир, как же ему учиться ориентироваться? Наверное, он научится искать ориентиры и сам, но не сетуйте, если вы тогда останетесь сбоку от найденного пути.
Детские вопросы внезапны. Самые важные вопросы задаются вдруг, невпопад и чаще всего — один-единственный раз. Второго захода, скорее всего, не будет. Так что полезно готовиться к ещё не заданным вопросам. Особенно к таким, которые мы не выбрались задать самим себе. Ответ ребёнку придётся давать экспромтом, но в этом ничего страшного, если тема экспромта обдумана заранее. И, может быть, по-настоящему прожита.
— Это притяжение души, — сказал бы я малышу. Но вообще-то на этот детский вопрос мы отвечаем своей супружеской жизнью, своим отношением к любимым — в том числе и к самому малышу. Много чем отвечаем…
Побуждения к спрашиванию бывают разные, начиная просто с желания пообщаться. Но разве этого «просто» мало.
Ещё одна обычная причина — это любопытство. Здоровое буратинное стремление совать свой нос повсюду. Но за тем, что может показаться любопытством, скрываются и более значительные вещи. Например, интерес, а это уже дело серьёзное. Ведь интерес — это то, к чему тянет человека, большого или маленького, его личность. То, к чему побуждает вложенный в него замысел Господень.
Может быть и так, что за любопытством таится какая-то проблема, которую по-своему пытается осознать малыш. Не всегда в наших силах догадаться об этой проблеме, но главное — отнестись к вопросу с уважением, не отмахиваясь от малыша и не высмеивая его.
— Для чего на небе радуга?
Это замечательный вопрос. Он не естественно-научный, он о смысле жизни. О смысле образа, с которым мы встречаемся редко, а значит он должен заключать в себе нечто особое.
— Если радуешься радуге — значит для радости. Если удивляешься — для удивления. Если задумываешься — для думанья. Ты что выберешь.
Каких только вопросов не услышишь от ребёнка, о чём только он не любопытствует. Вопросы почемучные и зачемные, чтотакойные и ктотакойные, этические и мистические… На некоторые ответить легче (например, где находится Париж или как пишется слово «корова»), на другие труднее, а на некоторые кажется невозможным ответить. Но отвечать нужно всегда.
А как же с Сократом? Мы же тоже иногда спохватываемся, что не всё знаем.
Но имитация всезнайства от нас и не требуется. Ведь мысль Сократа говорит лишь о понимании: то, что мы считаем своим знанием, ничтожно мало по сравнению с областью Тайны, в которой мы живём. Уважая эту Тайну и передавая это уважение своим детям, мы ни сколько не умаляем человеческое стремление к познанию, просто осознаём его место в картине мира.
Ответ — это всегда скорее догадка, чем разгадка. Отвечание не должно быть непременно рационалистическим, претендующим на знание безусловной истины. Ответить можно и образом, и притчей (сказкой или историей), побуждая ребёнка думать, пробуждая его способность к догадке и усвоению внутреннего смысла.
— Существует ли Дед Мороз? Или Санта Клаус?
— Если что-то или кого-то мы себе представляем, значит наше представление точно существует. Иногда о нём говорят: образ. А что или кто за этим образом скрывается, это часто для нас тайна. И каждый догадывается о ней по-своему.
Человеку естественно жить среди вопросов и ответов. Избегать задавать их — значит избегать учиться. Не отвечать на вопросы — малодушие. Особенно важно помнить об этом родителям. Ведь неотвеченные вопросы ложатся в основание стены между ребёнком и взрослым.
Не должно быть недозволенных, запрещённых тем. Но есть разрушительные или созидательные способы говорить на любую тему. И не отвечать на вопросы — один из самых разрушительных путей. Потому что каждый вопрос оставшийся без удовлетворительного для ребёнка ответа, блокирует неизвестное количество других вопросов, которые так и останутся не произнесёнными.
Вопрос и ответ — это два конца мостика между ребёнком и взрослым. Вопрос ребёнка — это его конец того мостика общей жизни, который ты должен достроить своим ответом. И твоё отношение к ответу важнее его содержания. Вопрос задан тебе, и ответу необходимо быть твоим — твоими словами, твоими чувствами, твоим соображением.
Между прочим, есть один простой вопрос, которым ребёнок может изводить взрослого, просто повторяя этот вопрос снова и снова.
— Вот потому-то и потому-то.
— А почему? — …и так далее.
Этот вопрос часто сигналит о том, что полноценного ответа, такого, который нужен ему, малыш не получил.
Но в наших силах использовать этот вопрос особым образом — как возможность подключить самостоятельное мышление ребёнка.
— Почему? — спросит он.
— Почему? А как ты думаешь.
Разумеется, дело не в ловком разговорном приёме, а в том, чтобы потормошить детскую активность, чтобы отправиться в общее плавание по теме, затронутой вопросом.
— Почему есть бедные и богатые?
Можно попробовать прочитать небольшую лекцию на эту тему. Не уверен, что она будет пользоваться большим успехом. Или можно спросить в ответ:
Конец ознакомительного фрагмента.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогика соучастия. Статьи о семейном и внесемейном воспитании предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Смотрите также
4 шага к решению всех проблем. Разговор с эффективным психологом
Адаптация лучших родителей к школе. О воспитании легко и с юмором
Возвращение. Как перестать прощать и научиться любить. Взгляд психотерапевта
Полина Юрьевна Гавердовская
Что почитать? Канал на Яндекс.Дзен – лучшие материалы
Надо жить умеючи. Архетипы нового века
Аналитика этнодидактических исследований. Методическое руководство для педагогов
Зоя Николаевна Ичин-Норбу
Карантин, или Почувствуй себя мамой в декрете. Необычная история от папы в декрете
Дмитрий Александрович Абрамов
Сексизм. Проявления, принципы, методы борьбы
Один отец и пять детей. Важнейшие приемы воспитания – от колыбели до самореализации
Руслан Рафаэлевич Кашапов
Один мальчик. Истории, которые могут случиться с каждым
Девочка с удивительным даром и другие рассказы о детках и их бедках… Записки «неправильного» психолога
Беседы с психологом. Подсказки на каждый день
Соучастие в образовании
В каждой ИТ-компании есть технические специалисты, которые проводят собеседования кандидатов. Задайте им вопрос, требует ли изменений система образования? Я задавал. Ответ один: безусловно, требует.
Особо проблема недостаточной профподготовки актуальна для начинающих разработчиков – выпускников вузов, не имеющих опыта. Их набор знаний и навыков зачастую недостаточен, чтобы работодатель был готов за него платить.
Рекрутерам приходится очень непросто. Они вынуждены бороться за хоть сколько-нибудь приличного кандидата. Тем не менее на фоне высоких стартовых зарплат видим серьезный кадровый дефицит. Количество резюме вдвое, а то и втрое превышает количество вакансий, а спрос не удовлетворяется. Чего же стоят тогда дипломы, сертификаты, аттестаты и прочие атрибуты пройденного обучения?
Впрочем, вопрос риторический. Есть более насущные. Каким должен быть выпускник? Наверняка ответить могут только в компаниях: руководители, проектные менеджеры, ведущие разработчики. Как достичь этого? Мы обсуждаем и принципиально сходимся в одном – только совместной работой бизнеса и образования. Схем может быть несколько. Предлагаю обсудить одну, реализуемую в формате коммерческого учебного ИТ-центра.
Отправной точкой для работы является профиль требуемого специалиста. Его определяет работодатель. Под этот профиль формируется учебный план. И уже под план – развернутые программы по каждой изучаемой дисциплине.
Важно! Процесс обучения проходит совершенно открыто для работодателя. Более того – с самого начала в программы заложены мастер-классы, отдельные лекции, практические занятия группы, проводимые специалистами из компании. А также – контрольные срезы знаний студентов. Еще – встречи в офисе, знакомства с условиями работы и будущими коллегами.
Такая вот связка – парная работа регулярного преподавателя с куратором от заказчика – мне кажется наиболее эффективной.
Впрочем, здесь важны все составляющие. Важна материальная база, ориентированная именно на учебный процесс. Собственные курсы компаний – несколько иной формат. Я бы назвал это повышением квалификации в полевых условиях. Для полноценной подготовки от самых азов нужны учебные аудитории, лекционные залы, соответствующая техника – не только рабочие компьютеры, но и демонстрационное оборудование.
Важны мотивация слушателей и целеустремленность к результату. Бесплатное обучение зачастую воспринимается, как нечто необязательное. И потому его эффективность невелика. Осознанные же финансовые вложения дисциплинируют.
Важна мотивация преподавателей. Хорошие преподаватели – это специалисты, ищущие самореализации. Их потребность – делиться опытом и знаниями. Не воспитывать и принуждать к обучению, а делиться. Это – еще один аргумент в пользу мотивации слушателей.
Компании-партнеры участвуют в проекте разработкой учебных планов и делегированием кураторов. Взамен получают ощутимую экономию. От них не требуется прямых финансовых вложений как в случае содержания собственных курсов. Нет необходимости оплачивать аренду помещений под классы, зарплаты преподавателям, выделять технику и прочее. Зарплату преподавателю выплачивает учебный центр. Занятость кураторов компенсируется снижением нагрузки на рекрутеров и профессионалов, проводящих технические собеседования. Но главная экономия – в сокращении времени на адаптацию молодых специалистов. Весь этот процесс при правильном подходе перенесен на время обучения.
Выгоды выпускников. Куратор дает обратную связь о реальном уровне их подготовки еще во время обучения. Он не просто независимый наблюдатель, а заинтересованный критик. Никаких пустых гарантий стопроцентного трудоустройства. К выпуску студенты информированы о требованиях, условиях, уровне зарплат. Знакомы с сотрудниками. Никаких обманутых ожиданий. И при этом у них есть право выбора места трудоустройства, так как они самостоятельно оплачивают контракт на обучение.
Главный принцип такой схемы – это соучастие. Совместное участие учебного центра и работодателя в формировании специалиста. Подход, при котором каждый занимается своим делом, но к общему результату стороны идут вместе. Прообразом послужила напрасно забытая идея профессионально-технического образования. Схема адаптирована под локальный рынок, оперативно управляется и открыта для влияния со стороны тех, кто создает рабочие места. И, безусловно, для обсуждения.
Напечатать
Отправить другу
Новости
Реализация принципа соучастия в образовательной практике
Какими компетенциями должен владеть педагог для создания условий для соучастия? С чем связаны возможности и ограничения реализации принципа соучастия в образовательной практике? Как реализовать этот принцип в дошкольном образовании, не подменив его имитацией соучастия? Ответам на эти вопросы посвящена статья сотрудников лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Татьяны Ле-ван и Анны Якшиной, опубликованная в номере 4, 2021 журнала «Современное дошкольное образование».
Воспринимая ребенка лишь объектом педагогического воздействия, мы лишаем его возможности быть услышанным. До сих пор считается, что если дать детям право принимать решения, то они своим поведением будут нарушать права других людей или это станет для них непомерной нагрузкой. Тем не менее, соучастие — важная основа для развития гражданских компетенций, которые не появляются сами по себе в старшем возрасте. Именно благодаря ему повышается общее благополучие детей, их удовлетворенность школой и детским садом. Особое значение соучастие и учет детских интересов имеют для развития детской субъектности и обеспечения пространства детской реализации, для умения строить диалог и сотрудничать. Все это приводит исследователей и практиков из разных областей к убеждению, что в современном мире важно не только услышать голоса детей младшего возраста, но сделать их видимыми и значимыми в обществе.
Авторы статьи проанализировали 19 исследований и проектов с точки зрения возможностей и ограничений реализации принципа соучастия в образовательной практике. «Принцип соучастия предполагает, в первую очередь, трансформацию отношений между педагогом и детьми в сторону партнерства и сотрудничества, а также интегрированность в уклад организации, согласованность, неформальность, регулярность и инклюзивность», — подчеркнули Татьяна Ле-ван и Анна Якшина. Они также уделили внимание тому, как сами педагоги понимают принцип соучастия, а также классифицировали компетенции, необходимые для создания базовых условий для соучастия и для осуществления влияния детей на принятие решений. Итогом такой работы стала формулировка рекомендаций по набору необходимых компетенций для обучения дошкольных педагогов и команд детских садов.
Персоны
Поделиться
Центр публичной истории на радио «Эхо Москвы»
5 декабря на «Эхе Москвы» в программе Сергея Бунтмана «Открывашка» поговорили о том, зачем нам история и как ее изучать.
Интеллектуальная викторина в ИСПО
2 декабря в ИСПО прошла интеллектуальная викторина «Я мыслю – следовательно я существую» в рамках «Кубка Ушинского»
Методический доклад на тему:« Взаимное обучение, сотворчество и соучастие, как основная форма воспитательного влияния на учащегося в современных условиях.»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Таркосалинская Детская школа искусств»
« Взаимное обучение, сотворчество и соучастие,
как основная форма воспитательного влияния
на учащегося в современных условиях.»
преподаватель по классу хоровых дисциплин
Устинова Любовь Ивановна
«И воспитание и образование нераздельны.
Нельзя воспитывать, не передавая знания;
всякое же знание действует воспитательно».
Общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
В современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности.
Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности. Нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Актуальность данной работы определяется необходимостью:
— создания условий для развития и самореализации каждой личности как гражданина ;
-формирование поколения, способного учиться всю жизнь;
— создавать и приумножать ценности общества.
Слово «педагогика» греческого происхождения. В дословном переводе означает «детовождение».
В связи с этим стратегия сотрудничества и сотворчества педагога и учащихся представляется как эффективный вариант реализации перечисленных выше задач. Она ставит своей целью воспитание личности творческой, социально активной, способной к саморазвитию. В ней присутствуют возможности для развития и саморазвития личности.
Отношения педагогов и детей представляют ту среду, в которой происходит становление и развитие личности школьника. Базу этих отношений в технологии саморазвития составляет личностный подход и педагогика сотрудничества. Это означает гуманизм и демократизм отношений, признание права каждого школьника на своеобразие, неповторимость, уникальность личности, принятие его мнения и позиции; готовность к безоценочному отношению к нему как к личности. Стили взаимоотношений педагога и учащихся являются особо значимой составляющей педагогического общения, или способствующей успешному усвоению знаний детьми и их личностному развитию, или затормаживающей эти процессы. К сожалению, учащиеся не всегда могут ориентироваться в динамично развивающемся информационном пространстве, извлекать необходимые данные и факты, продуктивно использовать их в своей работе.
Цель образования – развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Необходимо вооружить ученика системой универсальных действий, связанных с освоением фундаментального ядра содержания образования.
Цель данной работы : проанализировать и выработать единые подходы к этике взаимоотношений между педагогом и учащимся.
II .Основная часть. Описание работы.
Учитель-воспитатель должен быть и наставником, и помощником и защитником и другом, который призван помочь ребёнку приобрести не только знания об окружающем мире, овладеть умениями и навыками, но и помочь адаптироваться в этом мире, раскрыть и проявить свои способности, почувствовать себя самостоятельной творческой личностью.
Порой мы, взрослые, забываем своё детство, свою юность и по этому не понимаем детей. А дети перестают понимать нас. Нашим детям нужна не столько отека, сколько дружеский совет, умное руководство, им нужна духовная поддержка. Но духовную поддержку оказывать трудно: для этого самим надо быть на высоте и духовно богатыми. Надо быть интересным для учеников. И пусть наше общение, сотворчество и соучастие не будут крикливыми, а советы не будут навязаны. Если хочешь приблизиться к ребёнку и приобщить его к полезным делам, необходимо сбросить с себя нажитую взрослость, что бы не испугать и не оттолкнуть ребёнка.
Сегодняшняя педагогика опирается на многолетний опыт педагогов и психологов в направлении взаимодействия ученика и педагога.
2.2 Система воспитания М.Монтессори
Ее система строилась не один день,. Даже в понятие свободы она вкладывает биологическое значение и понимает под ней прежде всего независимость. На примерах из собственной педагогической практики Мария доказывает, что взрослый может не делать что-то за ребенка, а помогать ему действовать самостоятельно. Это особый труд.
М. Монтессори предлагает уже в 2,5-3 года дать ребенку возможность сделать многое самостоятельно. Учитель (взрослый) только помогает ему. Он создает порядок в тех вещах, которые нужны для развития ребенка, а их очень много. Все эти чашечки, подноски, губки и щеточки, а также палки и кубики, бусины и стерженьки, карточки и коробочки положи их в беспорядке могут вызвать только чувство бессилия перед хаосом мира. Монтессори предложила расположить их в определенной строгой логике, а малышей с первого дня в классе приучать поддерживать установленный порядок. Не только и не столько, потому что этого хотят взрослые, а потому, что так удобнее самим детям. Мария вообще считает, что порядок органичен для ребенка, но он не всегда умеет сам его организовывать. Взрослый может создать условия в которых порядок прост и естественен. Он не проводит с малышом долгие и изнурительные беседы, не пользуется образными иносказаниями мораль которых выскакивает как чертик из коробки, оставляя лишь чувство недоумения. Учитель предлагает ребенку принять только одно четкое правило: “Взял, поработал, положи на место”. Но чтобы работа приносила пользу учитель дает малышу короткий (2-3 минуты) урок. На нем взрослый показывает, как обращаться с предметами, чтобы достичь результата, а не отчаяться и не потерять интерес.
Свобода выбора появляется у малыша сразу после того, как он переступает порог класса, потому что только он сам точно знает, что ему нужно развивать именно сейчас. Хотя и здесь есть некоторые ориентиры. Так М.Монтессори обратила внимание, а современная психология подтвердила, что у ребенка от 0 до 6 лет есть периоды (длительностью от 1 года до 3 лет), когда он наиболее легко и естественно учится определенным вещам. Так от 0 до 6 лет в несколько этапов проходит развитие речи, а до 5,5 сенсорное развитие. В среднем с 2,5 до 6 лет у малыша возникают и закрепляются социальные навыки. В это время дети легко воспринимают формы вежливого или грубого поведения, которые становятся нормами их жизни. И, конечно, нельзя не сказать о коротком (от 0 до 3 лет) периоде восприятия порядка. Он фактически определяет отношения малыша с миром, потому что касается не только порядка в окружающей среде, но и во времени (запускаются “внутренние часы” ребенка) и во взаимодействиях со взрослыми.
Если опоздать и не воспользоваться появившимися у детей возможностями, то они могут потерять интерес к этому на всю жизнь или вернуть ошибки и случайности этих периодов в самых неожиданных и неприятных формах уже после шести лет.
Удивительно, но если учитель делает все правильно и родители ему не очень мешают у ребенка возникает внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Оказывается что для того, чтобы ребенок учил (а лучше образовывал) себя, его уже не надо наказывать или поощрять, нужно только вовремя подкидывать “уголек” в топку его ума, а еще лучше показать, как и где этот уголек находить.
Большая часть воздействий учителя происходит косвенно, через среду или с помощью правил, которые он придумывает вместе с детьми. Весь внешний вид взрослого и его увлеченность захватывает детей и помогает учителю наладить доверительные отношения с каждым ребенком, создать ту уникальную атмосферу, которой так отличаются классы Монтессори.
К концу тридцатых годов в педагогической системе М.Монтессори появляется новый мотив. Все, что происходит в мире, считает М. Монтессори, определено космическим планом. Его “пишет” Творец, и Он наделяет человека особой миссией. Людей ведут по пути от подмастерья, выполняющего волю Творца к вершинам мастерства. Уже сейчас столь несовершенный человек, единственное существо, наделенное разумом, несет ответственность за все, что происходит в мире. Но в жизни каждого из нас возникает конфликт между нашей космической задачей и тем, что мы делаем под воздействием социокультурных условий и обучения.
Опираясь на методику М.Монтессори, можно выстраивать отношения педагога и детей в группах раннего эстетического развития.
Сотворчество, соучастие детей и родителей, учителей – благоприятная почва для развития личности ребёнка, всех гуманных, интеллектуальных и нравственных качеств. Только в совместной деятельности ребёнок может раскрыть себя, проявить свои личностные качества, инициативу, ответственность, трудолюбие, смекалку, выдержку и волю. В такой деятельности зарождаются и проявляются организаторские способности детей.
Многолетние исследования педагогов, психологов показали, что для успешности обучения детей необходимы следующие условия: физическая, психическая и мотивационная готовность – способность ребёнка переключиться в учебную деятельность и противопоставить игровой деятельности учебно-познавательную.
Любой педагог знает, что самые ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Но самое важное то, что для ребенка естественнее и потому гораздо легче изучать и усваивать новое, действуя подобно ученому (проводить собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения), чем получать уже добытые кем-то знания в готовом виде.
2.4. Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступают исследовательские методы обучения.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
• Ознакомить с технологий создания исследовательской работы;
• Выяснить какие условия необходимы для развития интеллектуально-творческих способностей учащихся, роль ИКТ технологий;
• Рассмотреть опыт работы по организации исследовательской деятельности и выработать рекомендации по их оформлению (охарактеризовать виды исследовательских работ, выявить сходства и различия проекта и исследования);
• Поделиться собственным опытом по решению данной проблемы.
Содержание исследовательской деятельности:
Любое исследование – это изучение, поиск, анализ, обследование, эксперимент, овладение, опыт, проработка и т.д.
Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании является исследовательский метод обучения, который входит в арсенал методов, применяемых современными педагогами. А. И. Савенков в своей книге «Одаренный ребенок в массовой школе» пишет о том, что в настоящее время исследовательский метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. В основу его положен собственный исследовательский поиск, а не усвоение детьми готовых знаний, преподносимых преподавателем. Исследовательский метод – путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Его основные составляющие – выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения. Центр тяжести в обучении при применении исследовательского метода переносится на факты действительности и их анализ.
Цель исследовательского метода является воспитание и развитие учащихся, создание условий для их самоопределения, самореализации. Такой способ занятий – исследований, используют многие педагоги. Примером может служить: авторская образовательная программа модульного обучения по сольфеджио Д.И. Шайхутдиновой, которая постоянно в своей методике проведения урока прибегает к форме самостоятельного исследования какой- либо предложенной темы, что делает урок необычным, заинтересовывает учащихся и сподвигает их на действия.
Мы должны четко понимать, что в современном мире умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, это требуется каждому человеку. Умения и навыки исследовательского поведения универсальны и требуются в самых разных сферах жизни.
Педагогам, начинающим исследовательскую работу с детьми, так же следует обратить внимание на возможный уровень решения проблемы. Проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Эта позиция касается обычно формулировки и отбора материала для решения. Одна и та же проблема может решаться детьми разного возраста на разных этапах обучения по-разному, с различной степенью глубины.
Необходимо обращать внимание на соответствие желаний и возможностей. Выбирая тему, нужно учесть, есть ли необходимые для ее решения средства и материалы. Отсутствие литературы, необходимой исследовательской базы, невозможность собрать необходимые данные, обычно приводят к поверхностному решению. Поверхностное решение рождает пустые выводы, а это мешает развитию творческого мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях
Организовывая работу с учащимися, мы исходим из того, что учащиеся должны иметь возможность не только получить определенные знания по тому или иному предмету, но проявить себя, попробовать в различных видах деятельности.
Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков должна осуществляться, главным образом, на уроках. Этому способствуют и современные методы обучения, особенно информационные, которые широко внедряются в практику работы.
Исследовательское обучение часто понимается узко: как написание научной работы. В то же время применение этого метода на уроках позволяет развивать критическое и творческое мышление, формировать навыки работы с научной и научно-популярной литературой.
Массовая внеурочная работа – это предметные недели, олимпиады, конкурсы и конференции. Приобщение учащихся к исследовательской деятельности начинается, как правило, в старших классах, в то же время психологические исследования показывают, что раннее включение в творческий процесс положительно влияет не только на формирование интеллектуальных творческих способностей, но развивает позитивные качества личности ребенка.
Использование в процессе обучения современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, позволяет вывести ученика на новый, компетентностный уровень работы, то есть, от участия в деятельности перейти на следующий уровень – управление своей деятельностью. При использовании современных образовательных технологий учащиеся пользуются анализом и синтезом, восхождением от абстрактного к конкретному, рефлексируют (осознают) способы своей познавательной деятельности, контролируют деятельность в решении частных практических задач, происходит развитие ценностных ориентаций, интереса учащихся к изучению предмета, потребностей учащихся, углубление и расширение знаний и умений, овладение навыками исследовательской деятельности, формируются самообразовательные, широкие познавательные потребности личности ученика.
Ожидаемый результат: повышение качества обучения, создание положительной мотивации обучения, формирование культуры мышления, рационального усвоения знаний, исследовательских умений, изменение отношений «учитель – ученик» в сторону сотрудничества; формирование умения работать с информацией, создание банка данных одаренных детей и учителей, работающих с одаренными детьми, создание банка данных методических разработок с использованием исследовательских, проектных и других развивающих технологий, направленных на развитие интеллектуально-творческого мышления.
В современной школе значение самостоятельной, исследовательской, познавательной деятельности ребенка явно недооценивается. Учитель торопится научить школьника тому, что требует программа, часто у него не хватает времени обратить внимание на природную исследовательскую потребность ребенка, фактически сам препятствует развитию детской любознательности, но исследовательская деятельность ребенка не может быть замкнута в рамках традиционного урока.
Исследовательская деятельность – творческая, и не существует общих универсальных правил и схем, по которым она развивается. Но все же, любое исследование, в том числе учебное исследование школьника, состоит из нескольких обязательных приемов:
1. выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования)
2. выработку гипотез
3. поиск и предложение возможных вариантов решения
5. анализ и обобщение полученных данных
6. подготовку и защиту итогового продукта (сообщение, доклад, макет)
Многие педагоги считают, что ребенок, особенно младший школьник, не способен пройти через все эти этапы. Но опыт показывает, что все страхи и сомнения отступают, как только начинается реальная исследовательская деятельность с детьми. Основной ожидаемый результат исследовательской деятельности – развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений, навыков исследовательского поведения и обработки полученного материала. И конечно не стоит путать результат с тем продуктом, который рождается в итоге труда маленького исследователя. Возможно, мы имеем дело не с одним результатом, как минимум с двумя. Первый, самый важный педагогический, и второй – это то, что ребенок создает своей головой и руками.
Таким образом, сотрудничество учителя и ученика можно охарактеризовать как совместную деятельность в ходе образовательного процесса, направленную на усвоение знаний, умение учеников и повышение их мотивации к обучению.
2.5. Для разных возрастных категорий учащихся сотрудничество должно принимать различные проявления. Например, для детей дошкольного возраста и учеников младшей школы сотрудничество выражается в игровом характере обучения, когда игровые задания и упражнения плавно переходят в обучающие. В старших классах делается упор на мотивацию обучению, как первого звена карьерного роста и благополучия. Педагогу, как человеку опытному и авторитетному важно донести до подростка, что знания необходимы для развития гармоничной личности и благополучия. И что именно благодаря накопленному багажу знаний и умений чедовек способен завоевать авторитет среди сверстников. Ведь для подростка актуально приобретение всех видов научных и практических, бытовых знаний, самоутверждение и самореализация. Подросток жадно усваивает житейский опыт значимых людей, и педагога в том числе, что дает ему возможность ориентироваться в обыденной жизни. В то же время впервые подросток начинает сам искать художественные и научные знания. Возникает необходимость не только в сотрудничестве, но и сотворчестве педагога и учащихся.
Психологи и дидакты объясняют успешное усвоение знаний учащимися умением учителей не только использовать в обучении психологические и дидактические закономерности процесса формирования понятий, но и установить психологический контакт с детским коллективом, найти ключ к душе каждого ребенка. Успех зависит от атмосферы, которая царит на уроках, где в основе ее доброжелательность, мудрая простота, взаимопонимание и интерес, ведущие к сотрудничеству и сотворчеству.
Диалогическое общение является важнейшей составляющей современного обучения.
Важно также отметить, что образовательная система, например школьное, особенно дошкольное образование, взаимодействует с системой «семья» (родители, родители родителей) и с системой «общественность». Все эти связи проецируются в более или менее явной форме на учебно-воспитательный процесс непосредственно в классе (в аудитории). Это выражается в отношении учеников к учебе, учителям, школе, что, в свою очередь, есть проекция системы их ценностей на характер учебной деятельности.
С учетом того, что учитель работает в коллективе учащихся, именуемом группой или классом, ему вменяется как педагогу формирование этого класса (группы) как совокупного субъекта, чьи учебные усилия также должны быть направлены на достижение общей цели.
Психологический контакт возникает в результате общности психического состояния людей, вызванной их взаимопониманием и связанной с обоюдной заинтересованностью и доверием Друг к другу взаимодействующих сторон.
В основе эмоционального сопереживания лежит психическое явление «заражения», механизм которого рассматривается в социальной психологии как способ интеграции групповой деятельности. Древнее по своему происхождению и многообразное по проявлению, заражение выступает как форма спонтанного внутреннего механизма поведения человека.
Другой механизм подлинного контакта взаимодействующих сторон представляет собой мыслительное содействие, сомышление, которое представляет собой вовлеченность двух сторон в идентичную активную деятельность, направленную на решение проблем или определенных интеллектуальных задач. Этот принцип так называемого интеллектуального содействия обусловливается совместностью интеллектуальной деятельности субъектов взаимодействия, например учителя и учеников.
Стратегию сотрудничества формируют механизмы стимулирования учителем познавательных интересов учащихся.
1) пространственное и временное соприсутствие,
3) организация и управление деятельностью,
4) разделение функций, действий, операций,
5) наличие позитивных межличностных отношений.
Сотрудничество педагога и учащихся сказывается и на формировании общегруппового сотрудничества.
На помощь организации учебного сотрудничества приходят разнообразные способы и приемы, одновременно ставящие рамки деятельности учеников.
Так к самым распространенным из них относятся дискуссии, обсуждения, решения проблемных вопросов в ходе рассмотрения учебных заданий.
Теоретический анализ проблемы решения задач в совместной деятельности показывает, что не всякая задача способна в точности отвечать сотрудничеству: эффективное общение и решение совместных проблем возможны в случае логических рассуждений, двухстороннего анализа и взаимной оценки разных точек зрения.
Соответственно задача, адекватная учебному сотрудничеству, должна объективно предполагать существование более чем одной точки зрения на содержание и способ ее решения.
2.7. Сотрудничество педагога и учащегося.
Проблемные учебные задачи наиболее адекватны сотрудничеству. Такие задачи по критерию доминирования познавательного процесса при их решении относятся к мыслительно-мнемическим. Они требуют определенного уровня владения теоретическими знаниями и умения применять их в конкретных ситуациях.
Психологами разработаны схемы продуктивной ситуации сотрудничества учителя – учеников определена динамика становления их совместной деятельности. Две фазы этого процесса включают шесть форм учебного сотрудничества, которые постоянно меняются при изменении деятельности учащихся.
1) разделение деятельности между педагогом и учащимися,
2) действия учеников, относящиеся к имитации,
3) действия учеников, относящиеся к подражанию.
4) действия учащихся, в которых доминирует самостоятельная регуляция,
5) действия учащихся, в которых доминирует самоорганизация,
6) действия, к которым ученики побуждаются без внешнего вмешательства.
Прогнозируется и третья фаза. Так, известный психолог В. Панюшкин пишет об партнерстве в ходе усовершенствования приобщения к действиям. Развитие и укрепление данной модели взаимодействия педагога и учащихся способствует равноправию.
Можно полагать, что чем старше обучаемые, тем быстрее будет пройден путь становления подлинно совместной деятельности и достигнуто равнопартнерское, субъектно-субъектное взаимодействие в учебно-воспитательном процессе.
Протекание учебного процесса, происходящее в условиях сотрудничества учеников и учителя по схеме субъектно-субъектного взаимодействия, обнаруживает ряд преимуществ по сравнению с деятельностью индивидуальной.
Анализируя на занятиях различные музыкальные произведения, отдельные отрывки художественного текста, педагог ведет учеников к постижению смысла произведения. Это формирует ученика как музыканта, читателя, делает его эмоционально более чутким. Этому способствуют не только диалог, но такие способы сотрудничества как учебная дискуссия, дебаты, семинар, мозговой штурм. Педагог должен донести до учащихся, что сотрудничество, это умение слушать, проявлять терпимость и к идеям, и к партнерам.
Особо важно наличие положительных эмоций и отношений. Ученик должен быть всецело поглощен и заинтересован. Иначе сотрудничество можно считать несостоявшимся. Посредством сотрудничества педагога и учащегося происходит передача опыта. Ученик учится самостоятельно принимать решения под руководством опытного и лояльного наставника.
Сотрудничество и сотворчество неотъемлемые, взаимосвязанные элементы педагогического процесса. И в каждом из описанных выше способов сотрудничества всегда присутствует доля сотворчества.
2.8. Сотворчество, как один из видов взаимодействия имеет схожие механизмы, но для него требуется не логический анализ, а совместное преобразование действительности.
Отличаются и способы его внедрения: работа кружков, самодеятельных коллективов, конкурсы и соревнования.
Сотворчество на сегодняшний день, при настоящем уровне развития технологии обучения является с одной стороны эффективным и плодотворным общением педагога и школьника, с помощью вербальных и невербальных средств, речевой и коммуникативной стратегии деятельности.
Культурное взаимообогащение педагога и учащегося в ходе сотворчества является одновременно и важным условием, и критерием самого совместного творчества. Более яркое проявление творческих функций влечет за собой повышение продуктивности процесса сотворчества, направленного на обновление содержания образования и его технологической базы. Педагогу приходится сталкиваться со сложными профессиональными и коммуникативными задачами при высоком творческом потенциале учащихся. Подход к сотрудничеству между педагогом и учащимся может отличаться в зависимости от конкретной дисциплины и методических требований к ее преподаванию.
Любой из способов сотрудничества и сотворчества педагога и учащихся увеличивает мотивацию учеников к обучению. Интересные динамичные занятия способствуют повышению интереса к учебе, а поощрение и повышенное внимание по отношению к учащимся со стороны педагога стимулирует стремление к успеху у учеников. Индивидуальный подход в процессе педагогического диалога создает условия для мотивации даже отстающих учеников. То есть, разрабатывая задания, педагог учитывает уровень сложности для каждого учащегося в отдельности.
Принцип сотворчества педагога и ученика реализуется на основе следующих правил:
1. Педагог должен постоянно работать над собой, заниматься саморазвитием творческих способностей, речевой культуры.
2. Сотворчество требует доверительного, демократического, творческого стиля общения.
Влияние личности педагога в процессе сотворчества обусловлено живыми, эмоциональными связями, которые возникают между преподавателем и учеником, органичностью, естественностью в использовании разнообразных средств, когда выбор средства, его характер диктуется конкретной ситуацией. Педагогу необходимо уметь тонко «прикоснуться» к личности ребенка. Технология такого «прикосновения» складывается из операционных умений педагога, которые функционируют в тех «участках» педагогического общения, где проявляется творчество:
1) умения ярко, пленительно выразить свое «Я», чтобы оно стало доступно ребенку для восприятия и понимания; точно ориентировать информацию на собеседника, найти образные оценки;
2) умения определять психическое состояние ребенка, понимать, что с ним происходит.
Творческие идеи учителя положительно влияют на учеников, особенно девочек, способствуют пониманию художественных образов и проблематики.
Понятие творческой личности можно трактовать двумя путями. Во-первых творческая способность в том или другом содержании присуща каждому человеку. Она также неотъемлема от человека как способность мыслить, разговаривать, ощущать.
Взгляд на творчество как универсальную черту личности человека, в частности, педагога, задачам которого является активизация творческого потенциала воспитанников, предусматривает определение понимания творчества. Творчество понимается нами как процесс создания чего-то нового, при чем процесс не запрограммирован, непредусмотренный и внезапный. При этом к вниманию не берется ценность результата творческого акта и его новизна для большой группы людей, для общества или для человечества. Главное, чтобы результат был новым и значащим для «творца». Самостоятельное, оригинальное решение учеником задачи, которая уже имеет ответ, будет творческим актом, а его самого уже следует оценивать как творческую личность.
Согласно второй трактовке, не каждую личность следует считать творческой личностью или творцом. Подобная позиция связана с другим пониманием природы творчества. Здесь кроме незапрограммированного процесса создания нового, берется к вниманию ценность нового результата. Он должен быть общезначимым, хотя его масштаб может быть разным. Важной чертой творца является сильная и стойка потребность в творчестве. Творческая личность не может жить без творчества, она видит в ней главную цель и основное содержание своей жизни.
Для педагога в ходе сотворчества особенно важно активизировать первый тип творчества у всех учеников, как природную составляющую их личности. На втором месте стоит поиск детей одаренных, для которых творчества можно трактовать именно по второму типу.
Совместная деятельность учителя и учеников в ходе образовательного процесса, направленная на усвоение знаний, умение учеников и повышение их мотивации к обучению.
Важным для сотрудничества и сотворчества педагога и учащихся является установление психологического контакта, личностный подход, эмоциональное сопереживание.
В ходе сотрудничества как двухстороннего объективно-субъективного взаимодействия происходит формирование и достижение совместных целей, организация и управление всеми этапами совместного труда и творчества, разделение функций между учителем и школьниками, закрепление положительных отношений.
Суммируя данные сведения можно прийти к выводу, что учебное взаимодействие сложный многоуровневый процесс, в ходе которого происходит сотрудничество по нескольким линиям, важнейшим из которых является сотрудничество педагога и учащегося. Оно требует психологического контакта и является одним из стилей педагогического взаимодействия.