что означает тюрбан в индии у мужчины
Зачем жители Индии носят тюрбан? Раскрываем секрет эффектного головного убора
Почему то все уверены, что индусы поголовно носят тюрбаны, соревнуясь, кто намотает на голову ткани больше и замысловатее. Это не совсем так, потому что носить большой тюрбан – это честь и ее нужно сперва заслужить. Да и не всем он положен, так что некоторым жителям Индии тюрбан «не светит» ни при каких обстоятельствах. Рассказываем, как появился в Индии тюрбан, зачем он нужен и что под ним таится.
Конечно, обмотать голову полотенцем невозбранно может каждый, но мы тут говорим про настоящие тюрбаны, имеющие сакральный смысл и свою историю. С давних пор эти головные уборы в Индии были привилегией сикхов – представителей одной из популярных религий.
Когда сикхизм еще только формировался, в 15–18 столетии, носить тюрбан могли исключительно представители высших каст. Но так как важнейшей ценностью в сикхизме считается равенство всех людей, право красоваться в тюрбане получили все адепты этой религии. Но не у всех есть при этом право выбора цвета и размера.
Сикхи не говорят «тюрбан» или еще хуже – «чалма». На пенджабском языке, который используют большинство этих людей, такой головной убор называется пагри или сокращенно – паг. Название тюрбана на санскрите, древнем литературном языке Индии, очень созвучно – пак. Сами сикхи, чаще всего, называют свои тюрбаны уважительно – дастар.
Паг сикха скрывает одну из величайших его ценностей – волосы. Каждый сикх обязан соблюдать кеш – обет неприкосновенности волос. Растительность на голове нельзя стричь и волосы, по мере роста, закалывают все выше и выше. Вместе с прической растет и тюрбан сикха, иногда до фантастических размеров.
По своей конструкции тюрбан – это не готовый головной убор, который можно просто надеть на голову. Это длинные ленты ткани, которые старательно наматываются слой за слоем, с соблюдением особой системы. Когда-то тюрбан мог заменить сейф – в нем сикх хранил деньги, ценности, документы и просто милые сердцу безделушки. Сегодня такое применение пага редкость, но зато традиционные ритуальные предметы сикхизма на головной убор крепятся в изобилии.
Мало кто знает, что основное назначение тюрбана – это не демонстрация мужественности и не просто строгое следование религиозным канонам. Сикхи считают, что их дастар защищает их третий глаз от посягательств злых сил и просто сглаза недобрых людей.
Для жителя Индии тюрбан – это подробный рассказ о его хозяине. Значение имеет цвет или их сочетание, порядок укладки витков, ширина ткани, форма и количество узлов – всех тонкостей тюрбановедения не перечесть.
Отдельные течения и касты выделяются из общей массы именно формой тюрбана. Например, члены касты намдхари повязывают дастар надо лбом ровно, избегая углов. При этом цвет ткани тюрбана у этих ребят может быть только белым. Ярко-оранжевые тюрбаны большинство сикхов берегут для праздника Байсакхи, проходящего весной.
Бледно-оранжевые или гламурные, розовые, повязывают на свадьбы. В таком дастаре на церемонию является не только жених, но и все гости. Воины из секты Акали с древних времен носили угольно-черные тюрбаны. Лишь относительно недавно их духовные лидеры смягчились и впервые за многие столетия разрешили паги из темно-синей ткани.
Красные, желтые, тюрбаны – это повседневная одежда, цвета которой можно выбирать на свое усмотрение. А вот дастар цвета хаки – это привилегия военного человека. Как правило, повседневный тюрбан состоит из 3–5 метров ткани, но это не касается самых уважаемых членов сикхского общества.
Человек мудрый, уважаемый в обществе, а, возможно, и просветленный, никогда не снизойдет до дастара из нескольких метров ткани. Чем больше, объемнее и тяжелее тюрбан, тем серьезнее человек под его сенью. Автар Сингх Мауни – абсолютный рекордсмен по габаритам и весу головного убора. У этого важного сикха дастар сложен из 650 метров ткани, общим весом 45 кг!
Нужно сразу сказать, что отрыв рекордсмена от других солидных мужей не слишком велик. Тюрбаны весом 30–35 кг среди сикхов старшего возраста, убеленных сединами мудрости, совсем не редкость.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Индийский тюрбан — значение, символика
У многих людей сложился и устоялся стереотип, что все восточные мужчины должны носить на голове сложную конструкцию из длинной полосы ткани, под названием тюрбан. Распространены подобные головные уборы среди народов, населяющих Аравийский полуостров, северную часть Африканского материка, в Азии, а также в Индии. Причем это вовсе не простой предмет одежды, имеющий древнее происхождение. Индийский тюрбан — часть культуры и традиций, он наделен тайным, мистическим сакральным смыслом.
Индийский тюрбан — многослойная мудрость бытия
В древности, еще до того, как были придуманы короны, знатные люди носили тюрбаны из тонкой, муслиновой ткани, которые служили знаком того, что перед вами человек умный, наделенный мудростью, высокой духовностью и властью. Именно в складках своих тюрбанов, которые порой достигали веса в 25–30 килограмм, аристократы хранили драгоценные камни и золото, печати и тайные документы. Кроме того, ношение на голове тюрбана полностью перекрывало возможность злоумышленнику взять контроль над Аджна-чакрой, то есть главным энергетическим потоком, потому ткань должны была быть исключительно натуральной, самой дорогой и высококачественной.
В подарок от предков — наследие, хранимое веками
Мальчики могут попросту собрать свой кэш в высокий хвост, но мужчине, у которого уже есть борода или усы, а тем более женатому, появление на людях без тюрбана — настоящий позор. Чаще всего современные тюрбаны имеют длину 3–7 метров, но все индивидуально и зависит от личных желаний, да еще от степени посвящения.
Значение цвета тюрбанов сикхов
• Воины секты Акали ранее носили исключительно черные, словно вороново крыло, тюрбаны, но сейчас сменили их на стальные или темно-синие.
• Красный, оранжевый, зеленый тюрбаны — это своего рода повседневная одежда, которую можно разнообразить по-своему.
Зачем индийцы носят тюрбан?
Причиной такого представления для меня стал известный мультфильм: «Золотая антилопа», где все герои носили тюрбаны.
Раньше в тюрбане еще хранились золото с драгоценностями, документы, печати, а главное, тюрбан защищал третий глаз владельца от мыслей врага.
Цвет тюрбана тоже может многое сказать о его владельце.
— белый тюрбан носят члены касты намдхари. Одежду они носят тоже белую. Повязан тюрбан у них особым образом – прямо надо лбом, без острых углов. Кстати, намдхари считают сектантским направлением сикхизма. Если же сикхи из иных каст носят белый пагри, это означает, что они в трауре.
— розоватые и бледно-оранжевые тюрбаны можно надеть на свадьбу, причем как на свою собственную, так и на торжество друзей или родственников, это праздничный наряд.
— ядовито-кислотный желтый цвет тюрбана или пага подойдет к весеннему празднику Байсакхи.
Мне удалось посетили и храм сикхов Гурдвара Бангла Сахиб, который находится в Дели.
Пожалуй, это самое чистое место в Дели. При входе в храм помимо того, что нужно снять обувь, все должны омыть ноги.
Весь храм из белого мрамора, который буквально слепит. Очень красивое место, рекомендую.
А внутри все из золота. Как видите, все должны надеть головные уборы при входе. Сикхи должны покрывать голову, находясь на людях или во время молебна. Тем самым тюрбан носит еще одно функциональное значение.
Зухра Рахимова, «Семантика чалмы (к истории мужских головных уборов Хорасана и Мавераннахра)»
Как обычный головной убор мужчин чалму носили узбеки (кроме Хорезма), таджики, белуджи, арабы и цыгане-люли. В особенности она была распространена у горожан, хотя далеко не в равной степени в разных районах Средней Азии.
Бухару можно было считать классическим городом как по обязательности ношения чалмы мужчинами, так и по разнообразию её видов и способов навёртывания. Причина такого явления, несомненно, — особое положение столицы с её придворным бытом, многочисленным служилым сословием и представителями феодальной аристократии. В этой среде создавались более благоприятные условия для дифференциации костюма и разнообразия его форм. Появились даже специалисты по навёртыванию чалмы — дасторбанд.
Фергана представляла собой картину прямо противоположную; несмотря на то что чалма существовала и там, ферганцы ходили чаще в одной тюбетейке (так же как и уйгуры).
В дореволюционном Самарканде чалма была обязательна. Показаться на улице без неё решались только очень бедные люди, не заботящиеся уже о своём достоинстве.
Нередко мужчины, главным образом старики, даже дома зимой оставались в чалме или, снимая выходную, наматывали на голову небольшую домашнюю чалму, заменяя её иногда сложенным в несколько раз квадратным поясным платком (мийонбанд). Так как меховые шапки в Самарканде носили редко, чалма была для многих единственным тёплым головным убором.
По мнению известного востоковеда Дози, цитируемого Н.Я. Марром, чалма среди всех мусульман считается признаком авторитета и почёта. Такое же значение она имела и в Самарканде. Её повязывали мальчику в первый раз в день обрезания, которое совершалось в возрасте от 5 до 11 лет, а иногда и ещё раньше.
Повязывание чалмы во время обрезания обрядового значения не имело: она составляла часть полного праздничного костюма. После обрезания у мальчика оказывалась своя собственная чалма. В дальнейшем её повязывали мальчику по торжественным случаям: на годовые праздники, отправляясь в гости и т.п.
Однако некоторые набожные старики или представители духовенства считали, что надевание на мальчика чалмы при обряде обрезания означало приобщение к исламу. Чалма, по их мнению, необходима для совершения намаза, участвовать в котором мальчик получал право только тогда, когда «его руки станут чистыми», то есть после совершения обрезания. Люди этого круга говорили, что чалма является обязательной частью костюма всякого мусульманина, потому что её носил сам Мухаммад.
Чалма делилась в основном на 2 вида, которые в Бухаре отличались и по названию:
— большая — парадная, выходная чалма, обычно белая, называлась дастор (видимо, это был основной таджикский термин, обозначающий чалму), и
— маленькая чалма — вернее, длинный кусок материи, который мог служить и чалмой, и кушаком, — называлась фута.
В Самарканде конца XIX — начала ХХ века в быту чалму называли «салла». Однако в средневековом толковом словаре для этого слова даётся только значение «корзина», причём сказано, что это «по-тюркски». То же значение имеет термин «салла» в современном таджикском толковом словаре.
В современном толковом словаре пример употребления термина в значении «чалма» относится только к концу XIX века. Однако это произошло гораздо раньше: чтобы первое значение термина, употребляющегося сейчас многими народами Средней Азии, успело столь широко распространиться, а его первоначальный смысл — полностью забыться, должно пройти немало времени. В современных словарях старое значение даже не указывается.
Почему на чалму перенесено название, обозначавшее прежде всего корзину, не ясно. Но в этой связи небезынтересно упомянуть, что в Бухаре середины XVIII века чалма, правда, женская, имела плетёный каркас.
Возможно, впрочем, и другое происхождение термина «салла»: его вариант — «саллата» — в новосогдийском языке обозначал «женский головной платок». Может быть, генезис этого термина идёт из согдийского языка? Если два его варианта (салла и саллата) родственны, то можно предположить, что первоначально термин мог означать «плат» — кусок ткани вообще (как термин локи, который в Горном Таджикистане обозначал платок, в Самарканде середины XIX века — женскую чалму).
Термин «фута» пришёл в Среднюю Азию через арабский язык. По мнению одного из исследователей, он происходит из Индии. Фута — это кусок ткани, предназначенный для обёртывания той или иной части тела — головы, поясницы или для накидывания на голову. В последнем значении оно вошло в русский язык (фата невесты).
Употребление термина «фута» в Самарканде и Бухаре имеет некоторые отличия: в первом он обозначает прежде всего кушак, который мог использоваться и для чалмы; в Бухаре фута — это маленькая чалма, которая иногда может повязываться как кушак.
В Самарканде конца XIX — начала ХХ века чалмы различались лишь сортом ткани, способы же наматывания были почти одинаковы. Как общий признак городского способа наматывания в отличие от кишлачного можно отметить большую плотность при укладывании складок чалмы, поэтому она получалась меньших размеров. В селениях же чалма имела несколько бесформенный вид.
Для чалмы использовались специальные ткани, на выработке которых специализировались ткачи (саллабоф). В Самарканде — одном из главных центров ткачества — это было крупное подразделение ткацкого ремесла, имевшее отдельного аксакала — старшину торгового ряда.
Больше всего ценились шёлковые чалмы, известные под названием пешаварские («пешовури»). Они были двух расцветок — светло-голубые в мельчайшую клеточку, из пряжи белого и голубого цветов, и серые различных оттенков. Реже встречались тёмно-синие. По кромке шли гладкие полосы на первых белого, на вторых — чёрного, на третьих — синего цвета шириной пять сантиметров. Концы чалмы украшались несколькими поперечными полосами. Такие шёлковые чалмы стали изготавливаться в Самарканде в 70-80-х годах XIX века. Их носили богатые люди, покупали их женихам к свадебному костюму, который по обычаю готовила в подарок семья невесты. В повседневной жизни самаркандцы носили чалмы местной выработки из бумажной кустарной или фабричной пряжи, чаще всего голубые и синие, нередко в клеточку. Чалмы очень молодых юношей, особенно из кишлачного населения, были также клетчатыми, но красными. Представители старой интеллигенции и духовенства, а также люди преклонных лет носили чалмы белого цвета, предпочтительно из кисеи (дока), которую местные ткачи ткали из тонкой фабричной пряжи. Концы украшались одной или несколькими красными полосами.
В Бухаре богатые люди — чиновники, аристократия и сам эмир — носили чалмы из тончайшей индийской кисеи. За лёгкость и невесомость их называли «мисколи» (от персидско-арабоского мискол — «золотник»). Чалмы мальчиков, покупавшиеся ко дню обрезания, нередко были из тончайшего полупрозрачного шёлка (калгай) малинового или жёлтого цвета, изготовлявшегося в Фергане. В Самарканде взрослые мужчины, в том числе женихи, таких чалм не носили.
Иногда в качестве чалмы жених повязывался высоко ценившимся кашмирским шерстяным кушаком (футайи кашмири), в качестве такового входившим в женский похоронный костюм. В некоторых районах в чалму жениха втыкалась эгретка (ходж) ювелирной работы из позолоченного серебра, украшенная цветными стёклами, камнями и несколькими окрашенными в яркие цвета петушиными пёрышками. Эгретки носили, по-видимому, и в Бухаре.
Наматывание чалмы производится всегда одинаково, одним и тем же способом. Полосу ткани, скрученную нетугим жгутом, берут в правую руку и начинают наматывать от левого уха, оставляя около него свободно свисающий на плечо конец, так называемый фач. Намотав чалму, фач обычно поднимали вверх и затыкали за складки ткани. Лишь при совершении намаза фач опускали на грудь.
_______________________________________
газета «Татарский мир» №5 (2005)
http://www.luiza-m.narod.ru/smi/ethnic/chalma-sr-azia.htm
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Юрий Зинин, «Арабская чалма вчера и сегодня»
Простейшая чалма — несшитый кусок ткани, длинное полотнище материи, наматываемое в виде тюрбана вокруг тюбетейки или кулоха. Чалма была распространена по всему Востоку — от Египта до Индии, особенно у мусульманских народов. Однако она известна здесь с глубокой древности.
В исламе предметы одежды всегда так или иначе регламентировались. В исторических трактатах отмечается, что одежда человека, начиная с головы, должна соответствовать «мурувве» — древнеарабскому понятию, обозначающему свод таких качеств, как доблесть, порядочность, верность своему племени. Чалме при этом издавна придаётся особое значение в арабо-мусульманском мире, в том числе и среди улемов (от арабского улема — учёный).
Они ссылаются на хадисы — предания о деяниях и изречениях Пророка Мухаммада, в которых упоминается, что сам Пророк велел одевать чалму; читая проповеди в мечети, одевал чёрную чалму и её конец спускался на плечи. Хадисы расходятся насчёт сведений о точной длине и цвете этой чалмы. В некоторых хадисах упоминается, что длина чалмы пророка составляла 7 локтей, то есть примерно 2,5-3 метра. Рассказывают, что свою любимую чалму Пророк подарил ближайшему сподвижнику — зятю и двоюродному брату Али.
При основателях багдадского халифата Аббасидах наиболее распространённым стал чёрный цвет чалмы. С тех пор её размер, цвет и форма отражали положение человека в обществе и его вероисповедание. С XIII века христианам было предписано носить голубую чалму, евреям — жёлтую, огнепоклонникам — красную. В случае неожиданной смерти человека его чалму использовали как своего рода саван, в который оборачивали тело.
Историки сообщают, что в Египте в XV-XVI веках самую большую чалму в стране носил султан. В ней он красовался на приёмах и других торжественных церемониях во дворце, причём, как правило, сидел, ибо пышный и увесистый головой убор мешал движению. Во время выходов к народу верховный правитель носил другую, значительно облегчённую чалму. У эмиров и визиров она была поскромнее, чем у монарха, но знать успешно соревновалась между собой в красоте уборов. Чиновники, военные, полицейские носили чалмы попроще, в зависимости от своего положения. Горе было тщеславному моднику, чью голову венчала чалма, не соответствовавшая его рангу: такого выскочку могли избить палками.
Востоковед и языковед, академик Н.Я. Марр утверждал, что в мире существовало не менее 1000 (!) способов повязывания чалмы. В современном арабском мире форма, цвет, манеры ношения чалмы тоже весьма разнообразны. У неё различное число складок, узел впереди или сзади, конец свешивается сбоку или на спину и т.д. Все эти нюансы так или иначе свидетельствуют о профессии, возрасте и месте проживания владельца чалмы.
В средние века любимым цветком у правящей знати в Турции и Иране был тюльпан, и его часто носили в складках чалмы. У тюрков тюрбаном (слово персидского происхождения) называют чалму. Европейцы приняли название чалмы — «тюрбан» за название цветка семейства лилейных, так оно и вошло во все европейские языки, в том числе через французский — в русский.
В странах Персидского залива чалма больше всего распространена в Омане. В Судане всё население предпочитает белую чалму. Помимо чалмы-имамы в странах Аравийского полуострова носят кашаду — это вид чалмы, сделанной из тонкого разукрашенного золотыми узорами шёлка. Её повязывают поверх небольшой шапочки фина или иракия, как правило, люди среднего или пожилого возраста.
В Ираке есть семь различных способов накручивания чалмы, которые отличаются количеством складок, их формой, каждая имеет свое название: гарувия, шабляувия и т.д. Цвет чалмы может определять принадлежность её хозяина к тому или иному курдскому племени. При этом чалму в красную клетку преимущественно носят на севере, а в чёрную — жители юга страны.
Многообразие этих головных уборов можно наблюдать в священных иракских городах Неджефе и Кербеле. В дни мусульманских праздников здесь у главных мечетей бурлит красочно и нарядно одетая толпа местных жителей, воспитанников религиозных школ, паломников из различных районов Ирака и других мусульманских стран.
Способ повязывания и цвет чалмы отличает приезжих из Индии, Афганистана и Пакистана, из Африки. Например, у индийских мусульман конец чалмы спадает на грудь. Сегодня зелёные или чёрные чалмы в арабском мире носят, как правило, прямые потомки Пророка Мухаммада.
В толпе снуют мальчуганы с повязками на головах. Это обычно дети священнослужителей. Раньше первое облачение в чалму рассматривалось как важное событие в жизни ребенка-мусульманина. По этому случаю приглашали гостей и устраивали угощение. Сейчас церемония упростилась: чалму просто повязывают в мечети.
В Египте и других арабских странах чалма — обязательный атрибут воспитанников религиозных учебных заведений и служителей культа. Египетские феллахи между складками чалмы часто прячут деньги и поэтому когда собираются что-нибудь купить, долго и тщательно разворачивают свой головной убор, чтобы не растерять монеты.
Пользуются известностью чалмы, изготовляемые из тонкой шерсти в египетском городе Асьюте. На Аравийском полуострове этот платок называют гутрой. Традиционная гутра обычно треугольной формы размером сторон от 90 до 100 сантиметров. Сегодня в магазинах ОАЭ можно встретить целую гамму этих платков — по крайней мере, 20-25 различных видов. Они отличаются не только материалом и качеством нити, но и узором и рисунком. Некоторые предпочитают платок гладкий, другие — с широким бордюром по краям, третьи настаивают на разнообразном, неповторимом рисунке гутры с кисточками, которые свисают по краям.
По словам одного из производителей этих платков в Эмиратах Хусейна Абу Халика, сегодня на рынке большой спрос на гутру, и «мы каждый месяц обновляем номенклатуру этого товара». Конкуренция большая, и поэтому успех зависит от умения как можно полнее удовлетворить вкусы приверженцев этого головного убора.
В Марокко, Мавритании, на западе Алжира кочевники ряда племён носят тюрбан, окрашенный в яркий цвет индиго.
Но самая колоритная чалма сегодня, несомненно, у туарегов — народности, живущей в самом центре Сахары, на юге Алжира и в сопредельных с ним странах. В развернутом виде длина её полотнища достигает пяти-шести метров. На местном наречии чалму называют тагельмуст. Сахарские жители закрывают ею не только голову, но и шею, и плечи, оставляя узкие щели для глаз.
Чалма не только защищает туарега от изнуряющего солнца, пыли и жестоких песчаных бурь. Она — символ храбрости и мужества предков. Ещё в начале ХХ века туареги — вольные жители сахарских просторов в своих устрашающих тагельмустах, похожих на маски современного ОМОНА, на верблюдах, вооружённые мечами и кожаными щитами, совершали лихие набеги на караванные пути.
Сегодня орнаментированные туарегские мечи, сработанные ремесленниками, можно купить в местной сувенирной лавке, верховые верблюды мирно щиплют пустынную колючку возле шатров кочевников, но тагельмуст по-прежнему носят все взрослые туареги.
По местному поверью, сообщил мне знакомый туарег, этот головной убор оберегает «от сглаза и злого духа». Поэтому туареги не расстаются с ним на улице и даже дома, в кругу семьи. Зато туарегские женщины, в отличие от других мусульманок Алжира, ходят с непокрытой головой.
Отдавая дань традиции, некоторые лидеры арабских стран для своих встреч с народом и в поездках по стране облачаются в национальной костюм с традиционной чалмой.
Для арабов же чалма остаётся элементом костюма, больше всего воспетым поэтами, в том числе одним из классиков — бедуинским лириком Имру аль-Кайсом, жившим на Аравийском полуострове в VII веке. «Она защищает араба от непогоды, прикрывает его голову от ударов в бою, служит знаменем в сражении и поясом во время долгих кочевий и, кроме того, увеличивает рост мужчины, — писал поэт. — Настоящего араба, жителя пустыни нельзя представить себе без чалмы.»