что означает тюрбан в индии у мужчины

Зачем жители Индии носят тюрбан? Раскрываем секрет эффектного головного убора

Поче­му то все уве­ре­ны, что инду­сы пого­лов­но носят тюр­ба­ны, сорев­ну­ясь, кто намо­та­ет на голо­ву тка­ни боль­ше и замыс­ло­ва­тее. Это не совсем так, пото­му что носить боль­шой тюр­бан – это честь и ее нуж­но спер­ва заслу­жить. Да и не всем он поло­жен, так что неко­то­рым жите­лям Индии тюр­бан «не све­тит» ни при каких обсто­я­тель­ствах. Рас­ска­зы­ва­ем, как появил­ся в Индии тюр­бан, зачем он нужен и что под ним таится.

что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть фото что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть картинку что означает тюрбан в индии у мужчины. Картинка про что означает тюрбан в индии у мужчины. Фото что означает тюрбан в индии у мужчины

Конеч­но, обмо­тать голо­ву поло­тен­цем невоз­бран­но может каж­дый, но мы тут гово­рим про насто­я­щие тюр­ба­ны, име­ю­щие сакраль­ный смысл и свою исто­рию. С дав­них пор эти голов­ные убо­ры в Индии были при­ви­ле­ги­ей сик­хов – пред­ста­ви­те­лей одной из попу­ляр­ных религий.

что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть фото что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть картинку что означает тюрбан в индии у мужчины. Картинка про что означает тюрбан в индии у мужчины. Фото что означает тюрбан в индии у мужчины

Когда сик­хизм еще толь­ко фор­ми­ро­вал­ся, в 15–18 сто­ле­тии, носить тюр­бан мог­ли исклю­чи­тель­но пред­ста­ви­те­ли выс­ших каст. Но так как важ­ней­шей цен­но­стью в сик­хиз­ме счи­та­ет­ся равен­ство всех людей, пра­во кра­со­вать­ся в тюр­бане полу­чи­ли все адеп­ты этой рели­гии. Но не у всех есть при этом пра­во выбо­ра цве­та и размера.

что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть фото что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть картинку что означает тюрбан в индии у мужчины. Картинка про что означает тюрбан в индии у мужчины. Фото что означает тюрбан в индии у мужчины

Сик­хи не гово­рят «тюр­бан» или еще хуже – «чал­ма». На пен­джаб­ском язы­ке, кото­рый исполь­зу­ют боль­шин­ство этих людей, такой голов­ной убор назы­ва­ет­ся пагри или сокра­щен­но – паг. Назва­ние тюр­ба­на на сан­скри­те, древ­нем лите­ра­тур­ном язы­ке Индии, очень созвуч­но – пак. Сами сик­хи, чаще все­го, назы­ва­ют свои тюр­ба­ны ува­жи­тель­но – дастар.

что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть фото что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть картинку что означает тюрбан в индии у мужчины. Картинка про что означает тюрбан в индии у мужчины. Фото что означает тюрбан в индии у мужчины

Паг сик­ха скры­ва­ет одну из вели­чай­ших его цен­но­стей – воло­сы. Каж­дый сикх обя­зан соблю­дать кеш – обет непри­кос­но­вен­но­сти волос. Рас­ти­тель­ность на голо­ве нель­зя стричь и воло­сы, по мере роста, зака­лы­ва­ют все выше и выше. Вме­сте с при­чес­кой рас­тет и тюр­бан сик­ха, ино­гда до фан­та­сти­че­ских размеров.

что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть фото что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть картинку что означает тюрбан в индии у мужчины. Картинка про что означает тюрбан в индии у мужчины. Фото что означает тюрбан в индии у мужчины

что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть фото что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть картинку что означает тюрбан в индии у мужчины. Картинка про что означает тюрбан в индии у мужчины. Фото что означает тюрбан в индии у мужчины

По сво­ей кон­струк­ции тюр­бан – это не гото­вый голов­ной убор, кото­рый мож­но про­сто надеть на голо­ву. Это длин­ные лен­ты тка­ни, кото­рые ста­ра­тель­но нама­ты­ва­ют­ся слой за сло­ем, с соблю­де­ни­ем осо­бой систе­мы. Когда-то тюр­бан мог заме­нить сейф – в нем сикх хра­нил день­ги, цен­но­сти, доку­мен­ты и про­сто милые серд­цу без­де­луш­ки. Сего­дня такое при­ме­не­ние пага ред­кость, но зато тра­ди­ци­он­ные риту­аль­ные пред­ме­ты сик­хиз­ма на голов­ной убор кре­пят­ся в изобилии.

что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть фото что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть картинку что означает тюрбан в индии у мужчины. Картинка про что означает тюрбан в индии у мужчины. Фото что означает тюрбан в индии у мужчины

Мало кто зна­ет, что основ­ное назна­че­ние тюр­ба­на – это не демон­стра­ция муже­ствен­но­сти и не про­сто стро­гое сле­до­ва­ние рели­ги­оз­ным кано­нам. Сик­хи счи­та­ют, что их дастар защи­ща­ет их тре­тий глаз от пося­га­тельств злых сил и про­сто сгла­за недоб­рых людей.

что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть фото что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть картинку что означает тюрбан в индии у мужчины. Картинка про что означает тюрбан в индии у мужчины. Фото что означает тюрбан в индии у мужчины

Для жите­ля Индии тюр­бан – это подроб­ный рас­сказ о его хозя­ине. Зна­че­ние име­ет цвет или их соче­та­ние, поря­док уклад­ки вит­ков, шири­на тка­ни, фор­ма и коли­че­ство узлов – всех тон­ко­стей тюр­ба­но­ве­де­ния не перечесть.

что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть фото что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть картинку что означает тюрбан в индии у мужчины. Картинка про что означает тюрбан в индии у мужчины. Фото что означает тюрбан в индии у мужчины

Отдель­ные тече­ния и касты выде­ля­ют­ся из общей мас­сы имен­но фор­мой тюр­ба­на. Напри­мер, чле­ны касты нам­д­ха­ри повя­зы­ва­ют дастар надо лбом ров­но, избе­гая углов. При этом цвет тка­ни тюр­ба­на у этих ребят может быть толь­ко белым. Ярко-оран­же­вые тюр­ба­ны боль­шин­ство сик­хов бере­гут для празд­ни­ка Бай­сак­хи, про­хо­дя­ще­го весной.

что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть фото что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть картинку что означает тюрбан в индии у мужчины. Картинка про что означает тюрбан в индии у мужчины. Фото что означает тюрбан в индии у мужчины

Блед­но-оран­же­вые или гла­мур­ные, розо­вые, повя­зы­ва­ют на сва­дьбы. В таком даста­ре на цере­мо­нию явля­ет­ся не толь­ко жених, но и все гости. Вои­ны из сек­ты Ака­ли с древ­них вре­мен носи­ли уголь­но-чер­ные тюр­ба­ны. Лишь отно­си­тель­но недав­но их духов­ные лиде­ры смяг­чи­лись и впер­вые за мно­гие сто­ле­тия раз­ре­ши­ли паги из тем­но-синей ткани.

что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть фото что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть картинку что означает тюрбан в индии у мужчины. Картинка про что означает тюрбан в индии у мужчины. Фото что означает тюрбан в индии у мужчины

Крас­ные, жел­тые, тюр­ба­ны – это повсе­днев­ная одеж­да, цве­та кото­рой мож­но выби­рать на свое усмот­ре­ние. А вот дастар цве­та хаки – это при­ви­ле­гия воен­но­го чело­ве­ка. Как пра­ви­ло, повсе­днев­ный тюр­бан состо­ит из 3–5 мет­ров тка­ни, но это не каса­ет­ся самых ува­жа­е­мых чле­нов сикхско­го общества.

что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть фото что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть картинку что означает тюрбан в индии у мужчины. Картинка про что означает тюрбан в индии у мужчины. Фото что означает тюрбан в индии у мужчины

Чело­век муд­рый, ува­жа­е­мый в обще­стве, а, воз­мож­но, и про­свет­лен­ный, нико­гда не сни­зой­дет до даста­ра из несколь­ких мет­ров тка­ни. Чем боль­ше, объ­ем­нее и тяже­лее тюр­бан, тем серьез­нее чело­век под его сенью. Автар Син­гх Мау­ни – абсо­лют­ный рекорд­смен по габа­ри­там и весу голов­но­го убо­ра. У это­го важ­но­го сик­ха дастар сло­жен из 650 мет­ров тка­ни, общим весом 45 кг!

что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть фото что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть картинку что означает тюрбан в индии у мужчины. Картинка про что означает тюрбан в индии у мужчины. Фото что означает тюрбан в индии у мужчины

Нуж­но сра­зу ска­зать, что отрыв рекорд­сме­на от дру­гих солид­ных мужей не слиш­ком велик. Тюр­ба­ны весом 30–35 кг сре­ди сик­хов стар­ше­го воз­рас­та, убе­лен­ных седи­на­ми муд­ро­сти, совсем не редкость.

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Источник

Индийский тюрбан — значение, символика

У многих людей сложился и устоялся стереотип, что все восточные мужчины должны носить на голове сложную конструкцию из длинной полосы ткани, под названием тюрбан. Распространены подобные головные уборы среди народов, населяющих Аравийский полуостров, северную часть Африканского материка, в Азии, а также в Индии. Причем это вовсе не простой предмет одежды, имеющий древнее происхождение. Индийский тюрбан — часть культуры и традиций, он наделен тайным, мистическим сакральным смыслом.

что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть фото что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть картинку что означает тюрбан в индии у мужчины. Картинка про что означает тюрбан в индии у мужчины. Фото что означает тюрбан в индии у мужчины

Индийский тюрбан — многослойная мудрость бытия

В древности, еще до того, как были придуманы короны, знатные люди носили тюрбаны из тонкой, муслиновой ткани, которые служили знаком того, что перед вами человек умный, наделенный мудростью, высокой духовностью и властью. Именно в складках своих тюрбанов, которые порой достигали веса в 25–30 килограмм, аристократы хранили драгоценные камни и золото, печати и тайные документы. Кроме того, ношение на голове тюрбана полностью перекрывало возможность злоумышленнику взять контроль над Аджна-чакрой, то есть главным энергетическим потоком, потому ткань должны была быть исключительно натуральной, самой дорогой и высококачественной.

что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть фото что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть картинку что означает тюрбан в индии у мужчины. Картинка про что означает тюрбан в индии у мужчины. Фото что означает тюрбан в индии у мужчины

В подарок от предков — наследие, хранимое веками

что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть фото что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть картинку что означает тюрбан в индии у мужчины. Картинка про что означает тюрбан в индии у мужчины. Фото что означает тюрбан в индии у мужчины

Мальчики могут попросту собрать свой кэш в высокий хвост, но мужчине, у которого уже есть борода или усы, а тем более женатому, появление на людях без тюрбана — настоящий позор. Чаще всего современные тюрбаны имеют длину 3–7 метров, но все индивидуально и зависит от личных желаний, да еще от степени посвящения.

что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть фото что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть картинку что означает тюрбан в индии у мужчины. Картинка про что означает тюрбан в индии у мужчины. Фото что означает тюрбан в индии у мужчины

Значение цвета тюрбанов сикхов

• Воины секты Акали ранее носили исключительно черные, словно вороново крыло, тюрбаны, но сейчас сменили их на стальные или темно-синие.

• Красный, оранжевый, зеленый тюрбаны — это своего рода повседневная одежда, которую можно разнообразить по-своему.

Источник

Зачем индийцы носят тюрбан?

что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть фото что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть картинку что означает тюрбан в индии у мужчины. Картинка про что означает тюрбан в индии у мужчины. Фото что означает тюрбан в индии у мужчины

Причиной такого представления для меня стал известный мультфильм: «Золотая антилопа», где все герои носили тюрбаны.

что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть фото что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть картинку что означает тюрбан в индии у мужчины. Картинка про что означает тюрбан в индии у мужчины. Фото что означает тюрбан в индии у мужчины

что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть фото что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть картинку что означает тюрбан в индии у мужчины. Картинка про что означает тюрбан в индии у мужчины. Фото что означает тюрбан в индии у мужчины

что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть фото что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть картинку что означает тюрбан в индии у мужчины. Картинка про что означает тюрбан в индии у мужчины. Фото что означает тюрбан в индии у мужчины

что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть фото что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть картинку что означает тюрбан в индии у мужчины. Картинка про что означает тюрбан в индии у мужчины. Фото что означает тюрбан в индии у мужчины

что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть фото что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть картинку что означает тюрбан в индии у мужчины. Картинка про что означает тюрбан в индии у мужчины. Фото что означает тюрбан в индии у мужчины

Раньше в тюрбане еще хранились золото с драгоценностями, документы, печати, а главное, тюрбан защищал третий глаз владельца от мыслей врага.

что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть фото что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть картинку что означает тюрбан в индии у мужчины. Картинка про что означает тюрбан в индии у мужчины. Фото что означает тюрбан в индии у мужчины

Цвет тюрбана тоже может многое сказать о его владельце.

— белый тюрбан носят члены касты намдхари. Одежду они носят тоже белую. Повязан тюрбан у них особым образом – прямо надо лбом, без острых углов. Кстати, намдхари считают сектантским направлением сикхизма. Если же сикхи из иных каст носят белый пагри, это означает, что они в трауре.

что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть фото что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть картинку что означает тюрбан в индии у мужчины. Картинка про что означает тюрбан в индии у мужчины. Фото что означает тюрбан в индии у мужчины

— розоватые и бледно-оранжевые тюрбаны можно надеть на свадьбу, причем как на свою собственную, так и на торжество друзей или родственников, это праздничный наряд.

— ядовито-кислотный желтый цвет тюрбана или пага подойдет к весеннему празднику Байсакхи.

что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть фото что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть картинку что означает тюрбан в индии у мужчины. Картинка про что означает тюрбан в индии у мужчины. Фото что означает тюрбан в индии у мужчины

что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть фото что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть картинку что означает тюрбан в индии у мужчины. Картинка про что означает тюрбан в индии у мужчины. Фото что означает тюрбан в индии у мужчины

что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть фото что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть картинку что означает тюрбан в индии у мужчины. Картинка про что означает тюрбан в индии у мужчины. Фото что означает тюрбан в индии у мужчины

Мне удалось посетили и храм сикхов Гурдвара Бангла Сахиб, который находится в Дели.

что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть фото что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть картинку что означает тюрбан в индии у мужчины. Картинка про что означает тюрбан в индии у мужчины. Фото что означает тюрбан в индии у мужчины

Пожалуй, это самое чистое место в Дели. При входе в храм помимо того, что нужно снять обувь, все должны омыть ноги.

что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть фото что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть картинку что означает тюрбан в индии у мужчины. Картинка про что означает тюрбан в индии у мужчины. Фото что означает тюрбан в индии у мужчины

Весь храм из белого мрамора, который буквально слепит. Очень красивое место, рекомендую.

что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть фото что означает тюрбан в индии у мужчины. Смотреть картинку что означает тюрбан в индии у мужчины. Картинка про что означает тюрбан в индии у мужчины. Фото что означает тюрбан в индии у мужчины

А внутри все из золота. Как видите, все должны надеть головные уборы при входе. Сикхи должны покрывать голову, находясь на людях или во время молебна. Тем самым тюрбан носит еще одно функциональное значение.

Источник

Зухра Рахимова, «Семантика чалмы (к истории мужских головных уборов Хорасана и Мавераннахра)»

Как обычный головной убор мужчин чалму носили узбеки (кроме Хорезма), таджики, белуджи, арабы и цыгане-люли. В особенности она была распространена у горожан, хотя далеко не в равной степени в разных районах Средней Азии.

Бухару можно было считать классическим городом как по обязательности ношения чалмы мужчинами, так и по разнообразию её видов и способов навёртывания. Причина такого явления, несомненно, — особое положение столицы с её придворным бытом, многочисленным служилым сословием и представителями феодальной аристократии. В этой среде создавались более благоприятные условия для дифференциации костюма и разнообразия его форм. Появились даже специалисты по навёртыванию чалмы — дасторбанд.

Фергана представляла собой картину прямо противоположную; несмотря на то что чалма существовала и там, ферганцы ходили чаще в одной тюбетейке (так же как и уйгуры).

В дореволюционном Самарканде чалма была обязательна. Показаться на улице без неё решались только очень бедные люди, не заботящиеся уже о своём достоинстве.

Нередко мужчины, главным образом старики, даже дома зимой оставались в чалме или, снимая выходную, наматывали на голову небольшую домашнюю чалму, заменяя её иногда сложенным в несколько раз квадратным поясным платком (мийонбанд). Так как меховые шапки в Самарканде носили редко, чалма была для многих единственным тёплым головным убором.

По мнению известного востоковеда Дози, цитируемого Н.Я. Марром, чалма среди всех мусульман считается признаком авторитета и почёта. Такое же значение она имела и в Самарканде. Её повязывали мальчику в первый раз в день обрезания, которое совершалось в возрасте от 5 до 11 лет, а иногда и ещё раньше.

Повязывание чалмы во время обрезания обрядового значения не имело: она составляла часть полного праздничного костюма. После обрезания у мальчика оказывалась своя собственная чалма. В дальнейшем её повязывали мальчику по торжественным случаям: на годовые праздники, отправляясь в гости и т.п.

Однако некоторые набожные старики или представители духовенства считали, что надевание на мальчика чалмы при обряде обрезания означало приобщение к исламу. Чалма, по их мнению, необходима для совершения намаза, участвовать в котором мальчик получал право только тогда, когда «его руки станут чистыми», то есть после совершения обрезания. Люди этого круга говорили, что чалма является обязательной частью костюма всякого мусульманина, потому что её носил сам Мухаммад.

Чалма делилась в основном на 2 вида, которые в Бухаре отличались и по названию:
— большая — парадная, выходная чалма, обычно белая, называлась дастор (видимо, это был основной таджикский термин, обозначающий чалму), и
— маленькая чалма — вернее, длинный кусок материи, который мог служить и чалмой, и кушаком, — называлась фута.
В Самарканде конца XIX — начала ХХ века в быту чалму называли «салла». Однако в средневековом толковом словаре для этого слова даётся только значение «корзина», причём сказано, что это «по-тюркски». То же значение имеет термин «салла» в современном таджикском толковом словаре.

В современном толковом словаре пример употребления термина в значении «чалма» относится только к концу XIX века. Однако это произошло гораздо раньше: чтобы первое значение термина, употребляющегося сейчас многими народами Средней Азии, успело столь широко распространиться, а его первоначальный смысл — полностью забыться, должно пройти немало времени. В современных словарях старое значение даже не указывается.

Почему на чалму перенесено название, обозначавшее прежде всего корзину, не ясно. Но в этой связи небезынтересно упомянуть, что в Бухаре середины XVIII века чалма, правда, женская, имела плетёный каркас.

Возможно, впрочем, и другое происхождение термина «салла»: его вариант — «саллата» — в новосогдийском языке обозначал «женский головной платок». Может быть, генезис этого термина идёт из согдийского языка? Если два его варианта (салла и саллата) родственны, то можно предположить, что первоначально термин мог означать «плат» — кусок ткани вообще (как термин локи, который в Горном Таджикистане обозначал платок, в Самарканде середины XIX века — женскую чалму).

Термин «фута» пришёл в Среднюю Азию через арабский язык. По мнению одного из исследователей, он происходит из Индии. Фута — это кусок ткани, предназначенный для обёртывания той или иной части тела — головы, поясницы или для накидывания на голову. В последнем значении оно вошло в русский язык (фата невесты).

Употребление термина «фута» в Самарканде и Бухаре имеет некоторые отличия: в первом он обозначает прежде всего кушак, который мог использоваться и для чалмы; в Бухаре фута — это маленькая чалма, которая иногда может повязываться как кушак.

В Самарканде конца XIX — начала ХХ века чалмы различались лишь сортом ткани, способы же наматывания были почти одинаковы. Как общий признак городского способа наматывания в отличие от кишлачного можно отметить большую плотность при укладывании складок чалмы, поэтому она получалась меньших размеров. В селениях же чалма имела несколько бесформенный вид.

Для чалмы использовались специальные ткани, на выработке которых специализировались ткачи (саллабоф). В Самарканде — одном из главных центров ткачества — это было крупное подразделение ткацкого ремесла, имевшее отдельного аксакала — старшину торгового ряда.

Больше всего ценились шёлковые чалмы, известные под названием пешаварские («пешовури»). Они были двух расцветок — светло-голубые в мельчайшую клеточку, из пряжи белого и голубого цветов, и серые различных оттенков. Реже встречались тёмно-синие. По кромке шли гладкие полосы на первых белого, на вторых — чёрного, на третьих — синего цвета шириной пять сантиметров. Концы чалмы украшались несколькими поперечными полосами. Такие шёлковые чалмы стали изготавливаться в Самарканде в 70-80-х годах XIX века. Их носили богатые люди, покупали их женихам к свадебному костюму, который по обычаю готовила в подарок семья невесты. В повседневной жизни самаркандцы носили чалмы местной выработки из бумажной кустарной или фабричной пряжи, чаще всего голубые и синие, нередко в клеточку. Чалмы очень молодых юношей, особенно из кишлачного населения, были также клетчатыми, но красными. Представители старой интеллигенции и духовенства, а также люди преклонных лет носили чалмы белого цвета, предпочтительно из кисеи (дока), которую местные ткачи ткали из тонкой фабричной пряжи. Концы украшались одной или несколькими красными полосами.

В Бухаре богатые люди — чиновники, аристократия и сам эмир — носили чалмы из тончайшей индийской кисеи. За лёгкость и невесомость их называли «мисколи» (от персидско-арабоского мискол — «золотник»). Чалмы мальчиков, покупавшиеся ко дню обрезания, нередко были из тончайшего полупрозрачного шёлка (калгай) малинового или жёлтого цвета, изготовлявшегося в Фергане. В Самарканде взрослые мужчины, в том числе женихи, таких чалм не носили.

Иногда в качестве чалмы жених повязывался высоко ценившимся кашмирским шерстяным кушаком (футайи кашмири), в качестве такового входившим в женский похоронный костюм. В некоторых районах в чалму жениха втыкалась эгретка (ходж) ювелирной работы из позолоченного серебра, украшенная цветными стёклами, камнями и несколькими окрашенными в яркие цвета петушиными пёрышками. Эгретки носили, по-видимому, и в Бухаре.

Наматывание чалмы производится всегда одинаково, одним и тем же способом. Полосу ткани, скрученную нетугим жгутом, берут в правую руку и начинают наматывать от левого уха, оставляя около него свободно свисающий на плечо конец, так называемый фач. Намотав чалму, фач обычно поднимали вверх и затыкали за складки ткани. Лишь при совершении намаза фач опускали на грудь.
_______________________________________
газета «Татарский мир» №5 (2005)
http://www.luiza-m.narod.ru/smi/ethnic/chalma-sr-azia.htm
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Юрий Зинин, «Арабская чалма вчера и сегодня»

Простейшая чалма — несшитый кусок ткани, длинное полотнище материи, наматываемое в виде тюрбана вокруг тюбетейки или кулоха. Чалма была распространена по всему Востоку — от Египта до Индии, особенно у мусульманских народов. Однако она известна здесь с глубокой древности.

В исламе предметы одежды всегда так или иначе регламентировались. В исторических трактатах отмечается, что одежда человека, начиная с головы, должна соответствовать «мурувве» — древнеарабскому понятию, обозначающему свод таких качеств, как доблесть, порядочность, верность своему племени. Чалме при этом издавна придаётся особое значение в арабо-мусульманском мире, в том числе и среди улемов (от арабского улема — учёный).

Они ссылаются на хадисы — предания о деяниях и изречениях Пророка Мухаммада, в которых упоминается, что сам Пророк велел одевать чалму; читая проповеди в мечети, одевал чёрную чалму и её конец спускался на плечи. Хадисы расходятся насчёт сведений о точной длине и цвете этой чалмы. В некоторых хадисах упоминается, что длина чалмы пророка составляла 7 локтей, то есть примерно 2,5-3 метра. Рассказывают, что свою любимую чалму Пророк подарил ближайшему сподвижнику — зятю и двоюродному брату Али.

При основателях багдадского халифата Аббасидах наиболее распространённым стал чёрный цвет чалмы. С тех пор её размер, цвет и форма отражали положение человека в обществе и его вероисповедание. С XIII века христианам было предписано носить голубую чалму, евреям — жёлтую, огнепоклонникам — красную. В случае неожиданной смерти человека его чалму использовали как своего рода саван, в который оборачивали тело.

Историки сообщают, что в Египте в XV-XVI веках самую большую чалму в стране носил султан. В ней он красовался на приёмах и других торжественных церемониях во дворце, причём, как правило, сидел, ибо пышный и увесистый головой убор мешал движению. Во время выходов к народу верховный правитель носил другую, значительно облегчённую чалму. У эмиров и визиров она была поскромнее, чем у монарха, но знать успешно соревновалась между собой в красоте уборов. Чиновники, военные, полицейские носили чалмы попроще, в зависимости от своего положения. Горе было тщеславному моднику, чью голову венчала чалма, не соответствовавшая его рангу: такого выскочку могли избить палками.

Востоковед и языковед, академик Н.Я. Марр утверждал, что в мире существовало не менее 1000 (!) способов повязывания чалмы. В современном арабском мире форма, цвет, манеры ношения чалмы тоже весьма разнообразны. У неё различное число складок, узел впереди или сзади, конец свешивается сбоку или на спину и т.д. Все эти нюансы так или иначе свидетельствуют о профессии, возрасте и месте проживания владельца чалмы.

В средние века любимым цветком у правящей знати в Турции и Иране был тюльпан, и его часто носили в складках чалмы. У тюрков тюрбаном (слово персидского происхождения) называют чалму. Европейцы приняли название чалмы — «тюрбан» за название цветка семейства лилейных, так оно и вошло во все европейские языки, в том числе через французский — в русский.

В странах Персидского залива чалма больше всего распространена в Омане. В Судане всё население предпочитает белую чалму. Помимо чалмы-имамы в странах Аравийского полуострова носят кашаду — это вид чалмы, сделанной из тонкого разукрашенного золотыми узорами шёлка. Её повязывают поверх небольшой шапочки фина или иракия, как правило, люди среднего или пожилого возраста.

В Ираке есть семь различных способов накручивания чалмы, которые отличаются количеством складок, их формой, каждая имеет свое название: гарувия, шабляувия и т.д. Цвет чалмы может определять принадлежность её хозяина к тому или иному курдскому племени. При этом чалму в красную клетку преимущественно носят на севере, а в чёрную — жители юга страны.

Многообразие этих головных уборов можно наблюдать в священных иракских городах Неджефе и Кербеле. В дни мусульманских праздников здесь у главных мечетей бурлит красочно и нарядно одетая толпа местных жителей, воспитанников религиозных школ, паломников из различных районов Ирака и других мусульманских стран.

Способ повязывания и цвет чалмы отличает приезжих из Индии, Афганистана и Пакистана, из Африки. Например, у индийских мусульман конец чалмы спадает на грудь. Сегодня зелёные или чёрные чалмы в арабском мире носят, как правило, прямые потомки Пророка Мухаммада.

В толпе снуют мальчуганы с повязками на головах. Это обычно дети священнослужителей. Раньше первое облачение в чалму рассматривалось как важное событие в жизни ребенка-мусульманина. По этому случаю приглашали гостей и устраивали угощение. Сейчас церемония упростилась: чалму просто повязывают в мечети.

В Египте и других арабских странах чалма — обязательный атрибут воспитанников религиозных учебных заведений и служителей культа. Египетские феллахи между складками чалмы часто прячут деньги и поэтому когда собираются что-нибудь купить, долго и тщательно разворачивают свой головной убор, чтобы не растерять монеты.

Пользуются известностью чалмы, изготовляемые из тонкой шерсти в египетском городе Асьюте. На Аравийском полуострове этот платок называют гутрой. Традиционная гутра обычно треугольной формы размером сторон от 90 до 100 сантиметров. Сегодня в магазинах ОАЭ можно встретить целую гамму этих платков — по крайней мере, 20-25 различных видов. Они отличаются не только материалом и качеством нити, но и узором и рисунком. Некоторые предпочитают платок гладкий, другие — с широким бордюром по краям, третьи настаивают на разнообразном, неповторимом рисунке гутры с кисточками, которые свисают по краям.

По словам одного из производителей этих платков в Эмиратах Хусейна Абу Халика, сегодня на рынке большой спрос на гутру, и «мы каждый месяц обновляем номенклатуру этого товара». Конкуренция большая, и поэтому успех зависит от умения как можно полнее удовлетворить вкусы приверженцев этого головного убора.

В Марокко, Мавритании, на западе Алжира кочевники ряда племён носят тюрбан, окрашенный в яркий цвет индиго.

Но самая колоритная чалма сегодня, несомненно, у туарегов — народности, живущей в самом центре Сахары, на юге Алжира и в сопредельных с ним странах. В развернутом виде длина её полотнища достигает пяти-шести метров. На местном наречии чалму называют тагельмуст. Сахарские жители закрывают ею не только голову, но и шею, и плечи, оставляя узкие щели для глаз.

Чалма не только защищает туарега от изнуряющего солнца, пыли и жестоких песчаных бурь. Она — символ храбрости и мужества предков. Ещё в начале ХХ века туареги — вольные жители сахарских просторов в своих устрашающих тагельмустах, похожих на маски современного ОМОНА, на верблюдах, вооружённые мечами и кожаными щитами, совершали лихие набеги на караванные пути.

Сегодня орнаментированные туарегские мечи, сработанные ремесленниками, можно купить в местной сувенирной лавке, верховые верблюды мирно щиплют пустынную колючку возле шатров кочевников, но тагельмуст по-прежнему носят все взрослые туареги.

По местному поверью, сообщил мне знакомый туарег, этот головной убор оберегает «от сглаза и злого духа». Поэтому туареги не расстаются с ним на улице и даже дома, в кругу семьи. Зато туарегские женщины, в отличие от других мусульманок Алжира, ходят с непокрытой головой.

Отдавая дань традиции, некоторые лидеры арабских стран для своих встреч с народом и в поездках по стране облачаются в национальной костюм с традиционной чалмой.

Для арабов же чалма остаётся элементом костюма, больше всего воспетым поэтами, в том числе одним из классиков — бедуинским лириком Имру аль-Кайсом, жившим на Аравийском полуострове в VII веке. «Она защищает араба от непогоды, прикрывает его голову от ударов в бою, служит знаменем в сражении и поясом во время долгих кочевий и, кроме того, увеличивает рост мужчины, — писал поэт. — Настоящего араба, жителя пустыни нельзя представить себе без чалмы.»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *