что означает усиление эмоционально действенной стороны в учебном процессе
Единство эмоционального и рационального в формировании положительного отношения к учебе
В центре внимания учителя стояла и стоит задача формирования человека с широким диапазоном духовных потребностей, среди которых особого внимания заслуживает потребность в познании, творческом овладении окружающим миром, стремлении и готовности к его преобразованию в пользу общества.
В процессе умственного воспитания важно не просто вооружить школьника знаниями, умениями, навыками, но и пробудить радость познания, наслаждения интеллектуальным творчеством, удовлетворение от самого процесса и результатов умственного труда. Вот почему одной из интеллектуальных проблем настоящего дня является учёт и использование в практике обучения единства эмоционального и рационального.
Так как эмоции трансформируют познавательную потребность, и, возбуждают деятельность воображения, активизируют мыслительную деятельность, они способствуют развитию интереса к предмету, формируют потребность более высокого уровня. На основе опыта преподавания в начальной школе мы пришли к мнению, что эмоциональное воздействие на учащихся является существенным фактором формирования у них познавательной потребности.
Формирование интереса обусловлено индивидуальным опытом жизнедеятельности ребёнка, дети одного возраста могут иметь разный уровень его развития. Зная общую тенденцию, особенности развития интересов детей, можно влиять на этот процесс, также прогнозировать и предупреждать появление барьеров эмоциональных переживаний учащихся в обучении.
Эмоциональную реакцию учащихся (интеллектуальные, нравственные, эстетические переживания) в обучении вызывает всё, что их окружает ( виды, методы, формы познавательной деятельности, структура урока, соклассники, личность педагога, обстановка, оборудование кабинета). Эмоциональные реакции выражаются в определённом психическом состоянии, настроении школьников: в заинтересованности, удовлетворении, радостных переживаниях или утомлении, скуке, подавленности т.п. Целенаправленное воздействие учителя на эмоциональную сферу младших школьников требует наметить ряд задач:
1) возбудить состояние неопределённости, ожидания у учащихся относительно предмета сообщения и желания получить новую информацию;
2) психологически приблизить предмет сообщения к учащимся и вызвать соучастие и сопереживание;
3) вызвать у учащихся чувство внутреннего единства с учителем, обеспечивающее возможность коллективного (вместе с учителем) переживания;
4) вызвать недоверие, сомнение к отдельным знаниям и представлениям учащихся;
Для решения этих задач необходимо добиваться рассогласованности между имеющимися ожиданиями, запросами учащихся относительно фрагментов знаний и способов их передачи (прогностическая информация), и получаемой информацией.
Источником повышения любознательности школьников является специально организованная познавательная деятельность. Эффективным средством воздействия на чувства учащихся является проблемное изложение знаний, периодическое включение в урок проблемных ситуаций, познавательных задач, поискового метода. Противоречивые факты возбуждают у младших школьников активный поиск ответов на возникающие вопросы, осуществляемый совместно с учителем. Характер познавательных задач должен постепенно усложняться, должны подбираться задачи на применение приобретённых знаний и умений, школьники должны включаться в проведение опытной, исследовательской работы, а познавательный интерес должен постоянно вызывать у учащихся ощущение, сознание собственного роста.
Источником внутренних сил ребёнка, желания учиться, преодоления трудностей, является радость успеха от достигнутого результата и самого процесса учебной деятельности. В создании ситуации успеха большую роль играют дифференцированные задания, задачи на сообразительность и смекалку, (задачи-шутки, загадки, головоломки),сочинение сказок, преднамеренные «ошибки» учителя, подчёркивание самого маленького, но успеха.
Снять интеллектуальное и эмоциональное перенапряжение младших школьников в обучении помогает игровая организация деятельности, использование юмора. В игре увлекательно протекает познавательная деятельность учащихся, они чувствуют себя свободно, расковано, проявляют активность, самостоятельность, инициативу, легче усваивают материал, игра может стать толчком к формированию познавательного интереса. Поддержать интерес ребёнка к учёбе помогают: приглашение на урок сказочных героев, игры-экспедиции, «путешествия» в прошлое, игры «в фабрику», «в лётчиков», «в моряков»,интеллектуальные игры (рассказы-задачи, занимательные задачи по математике, бои и турниры по литературе, окружающему миру, ребусы, кроссворды, криптограммы), викторины, «фокусы» и «чудеса».
Игра имеет большое значение в формировании ответственного отношения младших школьников к учению. Игра придаёт новый смысл учебной деятельности, ощутимо раскрывая через действия в воображаемых условиях общественный и практический смысл учения. Успеваемость учащихся возрастает, создается коллектив, дорожащий честью класса, требовательно относящийся к каждому его члену. В форме игры может увлекательно протекать познавательная деятельность учащихся, формироваться некоторые практические умения и навыки. Дидактические игры и на уроке, и во внеурочной деятельности позволяют ребёнку сделать то или иное обобщение, осознать правило, повторить полученное задание в единстве, синтезе новых связей и отношений, что способствует более глубокому усвоению пройденного, причём в процесс вовлечена его интеллектуальная и эмоциональная сфера.
Поскольку игры и занимательные упражнения строятся на материале различной трудности, это даёт возможность участия в одной игре детей разного уровня интеллектуального развития, возможность индивидуального и дифференцированного подхода к ним.
Одним из условий в применении игровых технологий учителем, является не только осознание специфики игры, но и умение играть, испытывая при этом удовольствие.
Средством возбуждения эмоциональных переживаний является содержание учебного материала. По всем предметам начального курса есть материал, содержащий эмоциональные заряды, который поражает воображение учащихся, заставляет их удивляться, позволяет в знакомом видеть новое, переводит школьников со ступени житейских, достаточно узких и бедных представлений на уровень научных понятий, содержит стимул новизны в раскрытии современных достижений науки, подчёркивает значение знаний для практики людей. Учитель начальных классов постоянно осуществляет стимуляцию чувств учащихся, сочетая логическое и эмоциональное в обучении, постепенно накапливает материал, в содержании которого заложены возможности формирования познавательного интереса. Особого внимания учителя заслуживают приёмы эмоционального воздействия, связанные с изменением привычных и ожидаемых учениками структур изложения нового материала. Удивление неожиданностью событий, заинтересованность вызывает изменение логической или временной последовательности изложения; неопределенность относительно предмета сообщения вызывает изменение ракурса изложения о предмете; психологическому приближению предмета сообщения учащимся способствует диалогизация повествования учителя, идентификация педагога с позицией учащихся приём «заражения» (личностное влияние педагога через раскрытие своего видения материала, обнажение хода своего мышления, своих чувств по поводу излагаемого).
Эффективность влияния на эмоциональную сферу младших школьников напрямую зависит от личности учителя, отношений в учебном процессе. Важную роль здесь играет педагогический такт учителя, который предполагает глубокое знание предмета, психологии личности ученика, владение методикой преподавания, постоянный творческий рост, хорошую наблюдательность, объективность оценки знаний учащихся, выдержку, спокойный деловой стиль работы, авторитет, общее признание в классном коллективе, постоянную стимуляцию положительных переживаний школьников.
Прежде всего, учитель должен хорошо понимать значение и специфику эмоциональных проявлений младших школьников в обучении. Организуя обучение, учитель должен заботиться не только о вооружении учащихся знаниями, умениями и навыками, но и о развитии у них положительного отношения к учителю. Более того, само овладение умением учиться, самостоятельно добывать знания, эффективность умственной деятельности зависит от степени развития эмоциональной сферы человека, от сформированной потребности в интеллектуальных переживаниях. Эмоциональность на уроке выступает как бы основа творческого, интеллектуального, рационального, запоминается быстрее, удерживается устойчивее. Поэтому введение в урок эмоционального в сочетании с рациональным закономерно и необходимо. Это может рассматриваться и как самостоятельная задача обучения и учитываться при руководстве познавательной деятельностью ребёнка, начиная с первых лет его обучения в школе.
Действенность перечисленных приемов и формы работы зависит от точности прогноза учителя, правильности их отбора и сочетания. Работа по возбуждению у младших школьников положительных переживаний должна проводиться не эпизодически, а в системе носить продуманный характер. Смысл в том, чтобы сделать обучение более интересным при наименьшей утомляемости школьников.
Труд, затраченный учителем на воспитание познавательного интереса, оправдывает себя во всех отношениях – он повышает качество знаний, продвигает ребёнка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребёнка, влияет на весь характер работы, способствует продолжению образования и самообразования, поднимает личность ребёнка на более высокую ступень развития.
Ответы на Тест 4 по курсу «Коррекционная педагогика»
Ответв на Тест 4 по курсу «Коррекционная педагогика»
1. Коррекционная педагогика – это:
а) наука о воспитании, образовании и обучении людей;
б) область специальных психолого-педагогических знаний о сущности образования и воспитания детей, имеющих не резко выраженные недостатки в развитии психики и отклонения в поведении;
в) теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии.
2. Что буквально означает понятие «коррекция»:
а) исправление;
в) предназначение;
б) руководство;
г) планирование.
3. Объектом коррекционной педагогики является:
а) специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями;
б) воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс;
в) личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в развитии и поведении.
4. Одним из принципов специальной коррекционно-педагогической деятельности является:
а) принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
б) принцип гуманистической направленности педагогического процесса;
в) сознательности и активности личности в целостном педагогическом процессе.
5. Система специальных мер, направленных на преодоление недостатков психофизического развития, называется:
а) воспитанием;
б) адаптацией;
в) коррекцией;
г) компенсацией.
6. Метод наблюдения:
а) позволяет управлять изучаемым явлением;
б) позволяет зафиксировать спонтанную деятельность ребенка, его естественные психические проявления;
в) позволяет собрать информацию о ребенке в процессе личного общения.
7. Метод беседы:
а) позволяет управлять изучаемым явлением;
б) позволяет зафиксировать спонтанную деятельность ребенка, его естественные психические проявления;
в) позволяет собрать информацию о ребенке в процессе личного общения.
8. Основным критерием психологической готовности ребенка к школе является:
а) хорошо развитая речь;
б) наличие словесно-логического мышления;
в) наличие познавательной активности;
г) все ответы верны.
9. К основным психическим новообразованиям младшего школьника относятся:
а) произвольность и осознанность всех психических процессов, кроме интеллекта;
б) произвольность и осознанность всех психических процессов, включая интеллект; в) осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности;
г) появления чувства взрослости.
10. Основным показателем готовности ребенка к обучению в школе является:
а) овладение основными навыками чтения и счета;
б) развитие у ребенка мелкой моторики;
в) желание ребенка ходить в школу;
г) зрелость психических функций и саморегуляция;
д) наличие у ребенка необходимых учебных принадлежностей
11. Исправление тех или иных недостатков развития называется:
а) коррекция;
б) компенсация;
в) адаптация;
г) реабилитация.
12. Отрасль педагогики, рассматривающая обучение и воспитание детей с нарушением слуха:
а) сурдопедагогика;
б) дефектология;
в) олигофренопедагогика;
г) логопедия;
д) тифлопедагогика.
13. Под обучением понимают:
а) процесс усвоения знаний, формирование умений и навыков;
б) процесс передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику;
в) предпринимаемые учеником учебные действия;
г) процесс взаимодействия двух деятельностей: деятельности учителя и деятельности ученика.
14. Целью развивающего обучения является:
а) развитие ученика как субъекта учебной деятельности;
б) достижение высокого уровня обученности учащихся;
в) формирование умственных действий и понятий;
г) развитие действий самоконтроля и самооценки у учащихся в процессе обучения.
15. Учебная деятельность состоит из:
а) учебной задачи и учебных действий;
б) мотивационного, операционного и регулирующего компонентов;
в) работы познавательных процессов;
г) действий внутреннего контроля и оценки.
16. Возможность ребёнка с помощью взрослого или в сотрудничестве с взрослым путём подражания выполнить то, что он не может выполнить самостоятельно, и таким образом подняться на более высокую степень развития:
а) «Зона ближайшего развития»;
б) «Зона актуального развития».
17. «Актуальный уровень» умственного развития – это:
а) потенциальные возможности овладения навыками;
б) когнитивное расстройство;
в) нарушение эмоционально-волевой сферы;
г) запас знаний и умений, которые сформированы к моменту обследования.
18. Что определяет понятие «Зона ближайшего развития»:
а) потенциальные возможности ученика;
б) недостатки деятельности ученика;
в) незрелость психических функций ученика;
г) активный уровень развития.
19. Одним из ведущих предметов коррекционных занятий является:
а) математика;
б) русский язык;
в) социально-бытовая ориентировка.
20. Учебный предмет являющийся ведущим, т. к. от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения:
а) русский язык;
б) математика;
в) чтение.
21. Что такое неуспеваемость?
а) неподготовленность учащихся по предмету;
б) недостаток знания учащегося в конце более или менее законченного отрезка процесса обучения;
в) итоговая неподготовленность в конце более или менее законченного отрезка процесса обучения;
г) суммарная, комплексная, итоговая неподготовленность в конце более или менее законченного отрезка процесса обучения.
22. Неуспевающий учащийся отличается на уроке:
а) строгой дисциплинированностью;
б) поведенческой пассивностью;
в) весёлым нравом;
г) выполняет с лёгкостью все задания учителя.
23. Коррекционная работа учителя направлена на развитие познавательной активности и воспитание ответственного отношения к учению, если ученик имеет:
а) недостатки умственного развития и стремление к овладеванию знаниями, ответственное отношение к учебным обязанностям;
б) недостатки умственного развития и безответственное отношение к учению;
в) хорошее умственное развитие и отрицательное или безразличное отношение к знаниям;
г) хорошее умственное развитие и сознательное, активное отношение к учению.
24. Усиление эмоционально-действенной стороны учебного процесса означает:
а) организация специальных указаний, правил, предписаний, влияющих на протекание умственных процессов, специальный подбор содержания учебного материала, алгоритмизация отработки умений;
б) создание эмоционально-благоприятных ситуаций для восприятия знания, ситуаций связанных с раскрытием практической, познавательной значимости изучаемого материала, способствующих осознанию недостаточности своих и необходимости приобретения новых знаний;
в) разъяснение назначения приобретаемых умений и их роль в приобретении знаний;
г) состояние занимательности и удивления в восприятии нового материала, установка к освоению новых знаний через призыв к особому вниманию, создание особого интеллектуального напряжения.
Эмоции и обучение
Я никогда не проводил специального исследования, но рискну предположить, что большинство онлайновых учебных курсов не оказывают сильного эмоционального влияния на их слушателей. Тот факт, что о положительном влиянии эмоций на учебный процесс известно уже не первый день, к сожалению, не меняет общей ситуации. Между тем, эмоции создают мотивацию, позволяют привлечь внимание слушателей и облегчают запоминание материала.
Connie Malamed, theelearningcoach.com. Иллюстрации автора дополнены иллюстрациями, которые подобрали авторы данного сайта в открытых источниках.
Должен признать, я и сам не всегда уделял должное внимание эмоциям моих студентов. Но я чувствую, что будь мы способны лучше понимать эмоции обучающихся и обращаться к ним в процессе преподавания, это помогло бы нам уйти от закостенелых стереотипов, которые зачастую превалируют в среде разработчиков учебных курсов. Перед вами первая из трех частей статьи, посвященной теме эмоций в обучении.
Эмоции и усвоение учебного материала
Идея о том, что эмоции и усвоение учебного материала — «две вещи несовместные», происходит из давней философской и научной традиции. Предполагалось, что если эмоции связаны с чувствами и телесными ощущениями, они должны быть совершенно отдельны от механизма приобретением знаний, связанного с логикой и рассудком.
В наши дни такие сложные методы исследования, как функциональная магниторезонансная томография способны продемонстрировать ошибочность данного умозаключения. Теперь нам известно, что процесс усвоения знаний и эмоции динамически взаимосвязаны и взаимозависимы с точки зрения неврологии и психологии. Эмоции и усвоение учебного материала не просто взаимосвязаны, но их взаимодействие необходимо для адаптивного обучения.
Амигдала и то, что с нею связано
При серьезном обсуждении темы эмоций, нельзя не упомянуть о роли амигдалы или миндалевидного тела. Эти миндалевидные структуры, насыщенные нейронами, имеют размер около двух с половиной сантиметров и расположены в обоих полушариях мозга вблизи уха. На иллюстрации миндалевидные тела выделены красным цветом. Считается, что миндалевидное тело, являясь частью лимбической системы, ответственно за регулирование эмоций.
Амигдала рассматривается как основной компонент связанный с эмоциональной памятью. Для разработчиков учебных программ представляет интерес тот факт, что активация амигдалы связана с лучшим усвоением информации. Другими словами, повышенное эмоциональное возбуждение, сопутствующее учебному событию, влияет на стойкость запоминания события.
Это важно с точки зрения выживания. Важно запоминать опасные или приносящие пользу события, чтобы защищать и улучшать свою жизнь.
Эмоции — система тревожного оповещения
Ученые — когнитивисты определяют эмоции как сильное, обычно кратковременное переживание, возникающее в ответ на определенный раздражитель. Являясь частью эволюционного наследия человека, эмоции возникли как составляющая механизма быстрой оценки значения объекта или события, схожей с системой тревожного оповещения.
Эмоции не только улучшают общее восприятие действительности и помогают лучше приспосабливаться к изменениям непредсказуемого окружения, но и облегчают социальные взаимосвязи и взаимодействие. Это происходит благодаря нашей способности считывать эмоции других людей через выражение лица, позы, жесты и тон голоса.
С эмоциями связано понятие чувств, являющихся личностными переживаниями. Чтобы лучше понять разницу между этими двумя понятиями напомним, что эмоции связаны с процессом выживания, а чувства — нет. Эмоции можно измерить в категориях мысленных образов, температуры тела, частоты сердцебиения, уровня кровяного давления. Чувства же обычно не поддаются измерению.
Быстрое принятие решений
Современная наука считает, что эмоции способны влиять на наши решения в обход рассудочного механизма принятия решений. В то время, как опирающийся на усвоенные знания рассудочный механизм принятия решений проводит оценку и анализирует затраты и выгоды данного действия, эмоциональный механизм принятия решений основывается на эмпирических правилах и обобщениях. Эмоциональный механизм позволяет принимать решения быстрее и тратить на их принятие меньше умственных усилий. Работникам рекламной промышленности это хорошо известно, поэтому они предпочитают апеллировать к эмоциям.
Исследования, проведенные в последние два десятилетия, показали, что эмоции оказывают влияние на многие процессы, задействованные в обучении. Смело можно утверждать, что эмоции влияют на восприятие, внимание, мотивацию, а также на осознание и усвоение информации.
Опубликованное ниже являет собой краткий обзор некоторых из многих существующих способов, которыми эмоции влияют на эти, столь различные, процессы. Если вы не читали первую часть данной статьи, вам не помешает ее прочесть. Однако это не обязательно, и зачет по этой теме мы проводить не станем.
Восприятие
Нет никакого сомнения, что эмоции делают восприятие более красочным. Своим влиянием они изменяют угол зрения, под которым мы смотрим на мир. Никого не удивит тот факт, что люди с позитивным эмоциональным настроем открыты к получению знаний, выносят больше полезных суждений и дают более подходящую обратную связь, чем люди с негативным настроем. Задачей разработчиков учебных курсов является создание учебных интерфейсов, которые были бы достаточно убедительны и привлекательны, чтобы вызывать позитивные эмоции у учащихся.
В том, что касается тренингов по наработке положительного настроя и развитию личностных качеств, важно помнить, что излишне эмоциональные личности могут отказываться принимать факты, вызывающие неприятные эмоции, или верить в утверждения, вызывающие приятные эмоции, несмотря на то, что факты явственно свидетельствуют об обратном.
Мотивация
Эмоции, как минимум частично, ответственны за нашу мотивацию в деле следования к заданной цели, в деятельности, ориентированной на результат. Они заряжают людей энергией, обеспечивают интенсивность деятельности и ведут за собой. Для примера, мотивация возрастает, когда достижение цели не слишком просто и не слишком сложно. Задача умеренной сложности вызывает оптимальную мотивацию.
Кроме того, исследования показывают, что эмоции человека влияют на познавательные процессы, зависящие от мотивации. Например, люди которые испытывают положительные эмоции, такие как самореализация и удовлетворение, готовы предпринимать большие умственные усилия для решения поставленных задач, чем те, которые испытывают отрицательные эмоции. Кроме того, эмоции часто лежат в основе любознательности и творческого подхода, которые могут быть мотивационными факторами в процессе обучения.
Внимание
Как Вы полагаете, интересно ли слушать такого преподавателя?
Внимание позволяет нам сконцентрироваться на выбранном объекте, игнорируя помехи окружающей среды. Исследования показывают, что внимание и мотивация сильно взаимосвязаны. Люди обычно обращают внимание на те вещи, которые сильнее их мотивируют. Тот факт, что некто уделяет внимание некой задаче, подразумевает, что человек ожидает получить или получает некую действительную или воображаемую награду.
В процессе получения знаний учащиеся непрерывно оценивают происходящее. Возникающие эмоциональные реакции могут влиять на процесс обучения. Например, слушатель учебного курса, у которого данный курс вызывает скуку, может испытывать также неудовлетворенность и раздражение. Эти чувства, в свою очередь, могут сказаться на его внимательности. Положительная реакция на учебный процесс должна помочь учащемуся сохранять внимание.
Память
Множество исследований показывают, что положительные эмоции могут улучшить работу памяти и помочь долгосрочному запоминанию и последующему извлечению информации из памяти. Когда эмоции лежат в основе опыта, полученного в процессе обучения, это повышает способность индивидуума к его запоминанию. Например, когда группа людей, сотрудничая, успешно справляется с трудной задачей, сам факт достижения и социальная природа опыта могут пробудить положительные эмоции. Эмоции улучшают усвояемость информации и делают процесс обучения значительным и запоминающимся.
Когда сильнодействующие зрительные образы или ситуации, связанные с эмоциональными переживаниями, являются частью учебного процесса, они могут также улучшать запоминание материала. Ясные, осмысленные воспоминания останутся скорее об эмоционально окрашенной ситуации, чем об аналогичной ситуации, не связанной с эмоциями.
Потеря внимания из-за эмоций
Какова оборотная сторона использования эмоций в процессе обучения? Эмоции могут стать помехой, если они неподходящие или не имеют отношения к учебному процессу. Неподходящие эмоции словно бы поглощают способность учащегося справиться с заданием и усвоить материал.
Хотя преобладает мнение, что положительные эмоции облегчают процесс обучения, необходимо помнить, что они могут как помогать, так и мешать учебному процессу.
Перед нами, разработчиками учебных курсов, стоит двойная задача: проектировать эмоционально насыщенные учебные курсы, используя приемлемые в образовании, осмысленные методы и создать положительные переживания, которые улучшают усвоение материала.
10 способов проектировать эмоционально насыщенные учебные курсы
Исследования связи эмоций с обучением абсолютно ясно показывают, что эмоциональная связь может быть создана учебными методами совмещенными с творческим подходом. Потенциально они способны облегчить обучение и преподавание.
Это третья статья в серии, посвященной эмоциям и обучению. Если вы хотите ознакомится с теоретической стороной этого вопроса, прочтите части первую и вторую этой статьи. Теперь давайте перейдем к практическим рекомендациям по разработке эмоционально насыщенных учебных курсов. Пожалуйста, оставляйте свои замечания по данной теме в разделе «Комментарии».
1. Узнайте, что чувствуют ваши студенты
Этот наиболее эффективный и ясный подход недостаточно используется в онлайновом обучении. Идея проста: обращайтесь к эмоциям студентов, обращайтесь к их эмоциям. Узнайте, какие эмоции возникают у студентов относительно получаемых в процессе обучения знаний или опыта. Попытайтесь описать цель курса так, чтобы она находила у вашей аудитории эмоциональный отклик. Например, вы могли бы объяснить своим слушателям, как данная учебная программа поможет им стать более эффективными, более компетентными, или сделает их способными помогать другим.
При изучении, например, литературного произведения, вы могли бы спросить у студентов, какие чувства вызвал у них сюжет книги, или что по их мнению мог бы чувствовать герой произведения. Спросите обучающихся об их эмоциях на завершающем курс обзорном занятии. Резюмируя вышесказанное: у взрослых учащихся есть богатый жизненный опыт, большая часть которого связана с эмоциями. Студенты вносят это эмоциональное измерение в учебную среду, и этот факт заслуживает принятия и осмысления.
2. Уважайте вашу аудиторию
Людям приятно, когда их ценят и относятся к ним уважительно. Это один из способов вызвать положительные эмоции аудитории. Но как использовать его в случае с онлайновым обучением? Избегайте говорить снисходительно или свысока в текстах ваших лекций и онлайновых web-семинарах. Убедитесь, что ваши ответы снабжены веской аргументацией и сформулированы в ободрительной тональности. И удостоверьтесь, что сложность учебного курса соответствует подготовке аудитории. Если вы предлагаете опытной аудитории заново изучать основы предмета, это означает, что вы не заботитесь об их времени. Если же курс слишком сложен, это означает, что вы не знаете своей аудитории достаточно хорошо.
3. Используйте социальное взаимодействие
Очень часто люди, обмениваясь информацией, задействуют эмоциональные каналы. Использование средств, обеспечивающих совместную работу и социальных сетей, может помочь ученикам построить отношения, сотрудничать в решении задач и будет способствовать развитию взаимодействия и взаимовыручки.
Если вы в разработке учебного курса учитываете значимость социального взаимодействия, дайте слушателям четкие указания, которые помогут сделать пережитый опыт более запоминающимся. Например, если члены учебной группы должны рецензировать работы друг друга, убедите их предоставить подробные отзывы, а не поверхностные комментарии типа «Хорошая работа». Подробнее о способах взаимодействия учащихся читайте в статьях «10 инструментов социальных сетей для учебы» ( 10 Social Media Tools for Learning ) и «Социальные сети и учеба» ( Social Media and Learning ).
4. Используйте при разработке учебных курсов принципы чувственного восприятия
Визуальный дизайн онлайнового учебного курса может усиливать эмоциональную реакцию учащегося. Правильно проектируя свой учебный курс, вы можете использовать для достижения результата человеческую способность к чувственному восприятию. Авторы одного из исследований, изучавшего влияние эмоций на мультимедийные способы обучения, пришли к следующему выводу: «эмоции оказывают значительное влияние на результат прохождения [участниками] теста, на уровень их умственных усилий и удовлетворенности. Мы можем также заключить, что правильный дизайн учебного курса способен вызывать позитивные эмоции и положительно влиять на способности слушателей к усвоению материала. Результаты исследования показывают, что положительные эмоции должны рассматриваться как важный компонент педагогического дизайна.» (Юньчжун Ум (Eunjoon Um) и др.) Даже если вы не владеете навыками графического дизайна, у вас наверняка найдется, что сказать о компоновке, цветах и шрифтах, использованных в учебном курсе, и о том, что может вызвать положительные эмоции учащегося.
5. Добивайтесь легкости использования
Не позволяйте технологии или пользовательскому интерфейсу встать на пути знаний. Учебные инструменты должны быть, насколько это возможно, прозрачны для пользователя, для получения полноценного результата. Простые в использовании технологии положительно влияют на эмоциональное состояние учащегося. Исследование показывает, что люди отмечают, насколько процесс работы с данным продуктом требует напряжения их умственных способностей и критически относятся к продуктам, обладающим низким удобством использования.
Вот несколько вещей, которые вам следует сделать: избегайте долгих загрузок, напишите понятные инструкции по использованию продукта, поясняйте учащимся, что надо делать на каждой из страниц курса и, насколько это возможно, придерживайтесь общепринятых стандартов в пользовательском интерфейсе. Большинство пользователей имеют некий образ того, как онлайновая учебная программа должна работать и могут быть разочарованы, если дизайн вашего курса окажется нетрадиционным. Если вы хотите узнать больше о разработке пользовательского интерфейса прочтите статьи «Разработка пользовательского интерфейса учебных курсов» ( User Interface Design For Learning ) и «Написание микротекстов» ( Writing Microcopy ).
6. Удивляйте
Вы можете вызывать эмоциональную реакцию, добавляя неожиданные элементы в ваши учебные курсы. Когда все происходящее рутинно, мозговая активность так же сохраняется на рутинном уровне. Удивительное, неожиданное событие вызывает резкий всплеск мозговой активности.
Почему бы не позволить учащимся потерпеть неудачу в их первой попытке решить задачу, если эта неудача может стать частью учебного опыта? Для некоторых из них расстройство от этой незначительной неудачи может усилить мотивацию для достижения успеха.
Что если действие вызовет неожиданные последствия? Почему бы не отклониться от линейного мышления и не использовать стремление к открытиям и исследованию? Вы можете добавить юмор в неожиданные моменты, или внести необычные повороты в общепринятые сценарии обучения. Когда учащийся воспринимает и запоминает информацию, связанная с ней эмоциональная реакция может играть роль некоего ментального индекса, позволяющего в дальнейшем воспроизвести воспоминания и относящуюся к ним информацию.
7. Погружение в трехмерное окружение
Для получения всеобъемлющего представления об использовании эмоций в обучении давайте рассмотрим пример проектирования учебного мероприятия с использованием погружения в трехмерную среду. Реализм и подлинность ощущений от виртуальных событий и задач по решению проблем в трехмерной учебной среде способны вызывать эмоции, которые аналогичны испытываемым в схожей ситуации, возникающей в реальном мире. Кроме того, возможность ролевой игры и решения проблем с помощью анимационных персонажей являются идеальной окружающей средой для эмоционального восприятия учебного материала. Если вы хотите знать больше об этой теме, прочтите статью. «Трехмерная учеба для вашего мозга» ( Your Brain On 3D Learning ).
8. Рассказывайте истории
Похоже любовь к рассказыванию и слушанию историй внутренне присуща человеку от природы. Они являются древним механизмом для передачи знаний, информации и моральных ценностей. Истории способны воздействовать на наши эмоции потому, что слушатели сопереживают их героям.
Повествовательная форма эффективна при разборке кейсов, при проведении личных бесед, в симуляциях и учебных программах с ролевыми играми. Истории делают содержимое курса более запоминающимся потому, что добавляют реальные детали и переживания к этому содержимому.
9. Используйте эмоционально заряженные зрительные образы
Как приятные, так и тревожащие зрителя изображения вызывают физическую реакцию организма и воздействуют непосредственно на эмоциональные центры мозга, в отличие от нейтральных изображений. Известно, что изображения, на которых мы видим выражения лиц людей или выразительные жесты вызывают эмоциональную реакцию и одинаково воспринимаются представителями различных культур.
Когда это приемлемо с точки зрения учебного процесса, эмоционально насыщенные изображения являются эффективным способом возбудить любопытство, привлечь внимание, и вовлечь аудиторию в учебный процесс потому, что они пробуждают эмоции. Согласитесь, фотография в левом верхнем углу абзаца вызвала у вас эмоциональную реакцию.
10. Пробуждайте воспоминания
В своей книге «Эмоциональный дизайн: почему мы любим или ненавидим обычные вещи» ( Emotional Design: Why We Love (or Hate) Everyday Things ) Дональд Норман (Donald Norman) указывает, что у людей возникают эмоциональные связи с событиями и объектами, имеющими существенное значение. Это типично для всех людей потому, что такие вещи связаны с эмоциональными воспоминаниями. Вы можете сослаться на значимые личные воспоминания вашей аудитории, используя значимые для всех людей события или понятия, использовать аналогии и метафоры, чтобы помочь ученикам усвоить содержание курса. Воспоминания о детстве, пережитом страхе или разочаровании, семейных праздниках и романтической любви – все это возможные пути к достижению вашей цели.
Подытоживая все вышесказанное: воспринимайте ваших студентов как индивидуумов с богатой эмоциональной историей, которые вовсе не являются просто емкостями для хранения информации.