Что ждет акции тесла
Что будет с акциями Tesla в 2022 году. Прогнозы экспертов
Мы собрали целевые цены по акциям Tesla от крупнейших экспертов:
В UBS прогнозируют, что общий объем производства Tesla вырастет с 894 тыс. автомобилей в 2021 году до 1,4 млн в 2022-м. Аналитики банка ожидают, что Tesla в следующем году покажет более высокую валовую прибыль. Компания может стать самым прибыльным производителем электрокаров благодаря своему лидирующему положению в области разработки программного обеспечения для электрокаров.
В 2008 компания запустила серийное производство своей первой модели — спорткара Tesla Roadster. Сейчас она производит электромобили Model 3, Model Y, Model S и Model X. Кроме того, Tesla по собственной технологии производит батареи и электродвигатели и продает другим автомобильным компаниям.
В ноябре 2019 года компания представила концептуальную версию нового пикапа Tesla Cybertruck. К его серийному производству планировалось приступить до конца 2021 года, но затем оно было отложено на начало 2022 года. В сентябре 2021 года стало известно, что премьера серийной версии пикапа состоится не ранее конца 2022 года, а его массовая сборка в больших объемах начнется во второй половине 2023 года.
Как работает Tesla
В 2020 году Tesla произвела 509,7 тыс. и продала 499,55 тыс. автомобилей. В этом году компания смогла расширить производство, несмотря на нехватку компонентов в автомобильной отрасли. В третьем квартале этого года Tesla произвела около 238 тыс. электрокаров. Она поставила клиентам рекордные 241,3 тыс. электромобилей, что на 73% больше, чем год назад. Всего за первые три квартала объем поставок новых автомобилей составил более 627 тыс. штук, то есть превысил показатель за весь 2020 год. В ноябре глава совета директоров Tesla Робин Денхолм заявила, что Tesla намерена производить 20 млн электромобилей ежегодно к 2030 году.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
«Все это закончится слезами». Инвесторы о феномене Tesla
Такой рост акций Tesla многие аналитики считают неоправданным. По их мнению, по фундаментальным показателям компания сильно переоценена. «Рост цен на акции и тот факт, что Tesla стоит больше, чем Fiat Chrysler, General Motors и Ford вместе взятые, не имеет ничего общего с реальностью», — сказал Боб Лутц, который занимал руководящие посты в Ford, Chrysler и General Motors.
Перспективы и прогнозы
Другие, наоборот, придерживаются мысли, что рост акций отражает перспективы бизнеса компании и ее технологий. Инвесторы вкладываются в акции в надежде на их будущий рост. И у них есть на то причина. Последние три квартала бумаги Tesla показывали прибыль, и такого же результата ждали и от второго квартала 2020 года. Но наступила пандемия, и компании пришлось остановить работу сборочного завода в Калифорнии.
Поэтому многие аналитики сомневались, что второй квартал 2020 года будет для компании прибыльным. Однако Tesla снова всех удивила. Компания сообщила, что поставила на рынок значительно больше новых автомобилей и спортивных внедорожников, чем ожидалось: 90,7 тыс. автомобилей во втором квартале, на 4,9% меньше, чем в таком же периоде прошлого года. Однако аналитики предполагали, что из-за пандемии поставки упадут на 24%.
Это четвертый подряд прибыльный квартал для Tesla. А значит, теперь у компании есть возможность попасть в индекс S&P 500. Для того чтобы бумагу включили в этот индекс, нужно, чтобы компания показывала прибыль за четыре последних квартала, включая самый последний. Если Tesla попадет в S&P 500, это вызовет приток средств в акции компании со стороны фондов, инвестирующих в индексы.
Боязнь упустить возможность
Вряд ли сейчас найдется хоть один инвестор на рынке, который смог бы остаться в стороне от феномена Tesla. Все разделились на два лагеря — тех, кто верит в компанию несмотря ни на что, и тех, кто ждет, когда этот карточный домик рухнет. Первые инвестируют в акции, боясь упустить потенциальную прибыль, и чуть ли не молятся на Tesla. Своим энтузиазмом они заражают и других более неопытных инвесторов.
«Это вечное человеческое желание быть частью толпы, или то, что мы сегодня назвали бы FOMO — fear of missing out, страх упустить», — пишет американский журналист Джейсон Цвейг в своей колонке о феномене мыльных пузырей на фондовом рынке.
Мы спросили у российских инвесторов, что они думают по этому поводу и почему решили инвестировать в бумаги компании или, наоборот, почему обходят ее стороной. Вот что они ответили.
Роберт Закиев, частный инвестор
Я смотрю на безумный рост акций Tesla со стороны, но сам пока покупать не планирую — слишком высокий риск потерять капитал. Текущая цена, на мой взгляд, — это чрезмерный оптимизм инвесторов. Они думают, что компания захватит рынок беспилотных автомобилей и грузовиков и выйдет на лидирующие позиции по продаже автомобилей во всех странах. Сложно сказать, что будет с Tesla через пять — десять лет.
Инвестирование — наука о вероятностях наступления того или иного сценария будущего, которое мы не можем с точностью предсказать. Акции могут еще вырасти, так как многие инвесторы смотрят на прошлое и проецируют его на будущее. Но котировки также могут упасть и уничтожить чей-то капитал. Поэтому я бы не стал вкладывать жизненно важные накопления в Tesla и оставил деньги в более надежных акциях с хорошей дивидендной доходностью. Я отношу себя к консервативным инвесторам, которые больше заботятся о том, как сберечь капитал, нежели о том, как его быстро приумножить с помощью рискованных инвестиций типа биткоина или акций Tesla.
Российский инвестор, который предпочел остаться анонимным
Я делаю расчеты перед покупкой самостоятельно. И по Tesla вижу только феерическую доходность. Мнения псевдоэкспертов, которые пропустили весеннее падение рынка, меня особо не интересуют — я думаю своей головой. Недавно на одном из каналов об инвестициях эксперт решил «шортить» Tesla. Но акции не падали, и у него случился маржин-колл. Так что, можно сказать, он получил красные шорты от Илона Маска.
Сергей Попов, частный инвестор
Я покупал и продавал Tesla много раз — всего у меня было несколько десятков сделок. Покупал в основном перед выходом отчетов, продавал после выхода, когда бумага сильно выросла. Всего за девять месяцев удалось заработать около 100% прибыли. Сейчас я уже не покупаю эти акции на долгий срок, торгую только внутри дня, потому что слишком много рисков, особенно в преддверии отчета.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Tesla — ожидания и прогнозы. Чего ждать от Маска и его конкурентов до конца 2020 года?
Цена акций Tesla на момент создания этого материала превышала 1500 долларов США (после коррекции с уровня 1700). Будет ли она дальше расти? Это финансовый пузырь или компания будущего? Давайте разбираться.
Американская компания Tesla Motors (Пало-Альто, Калифорния) основана как стартап в июле 2003 г. М. Эберхардом и М. Тарпеннингом, позже покинувшим организацию. Названа в честь физика Николы Теслы. Продукция: электромобили, автономные (беспилотные) средства передвижения, решения для хранения электроэнергии. Тикер на бирже NASDAQ: TSLA.
Роль личности
Генеральным директором, идейным вдохновителем и «лицом» компании является Илон Рив Маск (род. 28.06.1971). В отличие от большинства руководителей других автомобильных компаний, Маск является медийной персоной, открытой для общения с публикой и способной на экстравагантные поступки и высказывания, которые сразу же становятся поводом для публикаций в СМИ. Следствием такого имиджа явилась впечатляющая известность Маска. А известность, является одним из стимулов доверия инвесторов.
Впрочем, в настоящее время это доверие основывается на медийности персонажа далеко не в первую очередь. Компания активно производит инфоповоды не только громкими фантастическими заявлениями «первого лица», но благодаря достижениям и реальным фактам.
За плечами у Маска солидный бэкграунд, который много может сообщить инвесторам. Его основные вехи:
От чего зависел рост акций Tesla в 2019-2020 годах?
В феврале-марте 2020 года, когда мировые рынки обрушились из-за пандемии коронавируса, акции отправились в «долину смерти» (несмотря на мартовское начало продаж спортивного внедорожника Model Y), растеряв свой рост до уровня начала января. В апреле они вновь начали расти в цене, пережив взрывной подъем в конце мая — начале июня. Во многом это было связано не только с понижением цен на Model 3, Model X и Model S в целях сохранения динамик продаж, но и с успехом космической программы Маска: 30 мая компанией SpaceX был успешно запущен космический корабль Crew Dragon. Запуск ознаменовал начало эпохи частной пилотируемой космонавтики* и возобновление программы пилотируемых космических полетов в США после девятилетнего перерыва. Для инвесторов же это послужило явным сигналом: «Если у этого парня получилось с ракетой, то и с беспилотным электрическим автомобилем тоже получится».
Агентство Bloomberg связало рекордное подорожание в июне 2020 года с растущим спросом на бюджетный электрокар Tesla Model 3 в Китае на фоне снятия карантинных мер. В июле — с продолжением майской программы по стимулированию спроса (снижение цены на спортивный внедорожник Model Y) и ожиданием новостей по улучшению аккумуляторных батарей.
*Произведя запуск, Маск обошёл Virgin Galactic Ричарда Бренсона которая претендовала на роль первой частной космической фирмы, но ни одного собственного запуска так и не произвела. Согласно сообщению The Verge от 22.06.20202, Virgin Galactic возьмет на себя роль посредника между SpaceX и NASA в подготовке туристических полетов на МКС.
Неоправданный рост?
Вера в мечту
«На наш взгляд, Tesla является самой влиятельной компанией в транспортной экосистеме, и вряд ли это изменится в ближайшее десятилетие, — заявил Поттер. Трудно понять, как конкуренты смогут догнать Tesla, — добавил он».
Поттер считает, что валовая прибыль Tesla может вырасти на 30%, когда клиентам станут доступны автомобили с технологией полного автопилота (о приближении к созданию такой технологии Маск сообщил в июле). Высока вероятность того, что к 30-м годам, компания сможет продавать автомобили по себестоимости или даже ниже, но при этом получать высокую операционную прибыль, считает эксперт.
Вместе с тем, сервис Refinitiv, публикующий консенсус-прогноз по акциям Tesla, составленный группой из 33-х аналитиков, находится почти на 50% ниже текущей цены. А инвесторы ждут финансовые результаты второго квартала 2020 года, которые Tesla опубликует в июле.
Четыре фактора лидерства
Следует выделить четыре фактора, которые очень сильно подкрепляют веру в значительно более высокие ценовые рубежи акций Tesla:
Риски покупки акций Tesla
С начала года акции Tesla по прибыльности превзошли биткоин, который до этого считался лидером по прибыльности среди всех существующих активов. Этот факт заставил многих вспомнить о таком же быстром падении биткоина со своего максимума в конце 2017 года — почти в семь раз. Столь активный рост вкупе с переоцененностью компании заставил многих инвесторов ещё на уровне 800 дол. за акцию задуматься о продаже. В настоящее время действительно многие от акций избавляются, а биржевые аналитики осторожно советуют воздерживаться от покупок бумаг Tesla.
Рассмотрим факторы, которые помимо давно назревшей технической коррекции, могут вызвать существенный откат котировок.
Падение рынка
Падение рынка, вызванное экономическим кризисом и пандемией коронавируса, может затронуть и акции Tesla, которые сейчас являются фактически единственным драйвером роста американского рынка. Но даже такая лидирующая компания удара глобальных кризисных явлений может не выдержать.
Кто-то обгонит
Несмотря на то, что Tesla сопутствует успех в разработке новых технологий, конечный результат может оказаться не столь впечатляющим. Что если не произойдет внедрения обещанной технологии полного автопилота к концу 2020 года, или сверхпроизводительные аккумуляторные батареи будут созданы не Tesla а, к примеру, Lucid Motors? Ревностно к успехам Tesla относятся Porshe, Ford и General Motors. Перспективная Nicola Motor готовит к серийному выпуску электрогрузовик. К созданию оригинального электрокара проявляет интерес и глава Amazon Джефф Безос. Volkswagen в 2020 году запускает собственный бренд электромобилей. «Это гонка, — заявил глава Volkswagen Герберт Дисс агентству Bloomberg на Давосском форуме. — Мы уверены, что сможем угнаться за Tesla, а в какой-то момент даже обогнать ее». По прогнозу исследовательской фирмы Wood Mackenzie, к 2028 году Volkswagen обгонит фирму Маска.
Превосходство недоброжелателей
Сравнивая Tesla и Toyota, мы увидели, что, несмотря на разницу в динамике развития, Toyota многократно превосходит Tesla по многим параметрам (объективно Tesla – маленькая компания). На рынке ДВС гигантов с большими возможностями присутствует достаточно. Мы также не можем исключать лоббистской деятельности нефтяных магнатов и реализации интересов политических кругов целых стран (например России и ОАЭ). Эти очень разнородные и даже враждебные друг другу силы вполне могут объединить усилия ради «окончательного решения проблемы Tesla».
Ненадежность Маска
Сам Илон Маск, несмотря на свою последовательность в достижении целей, не всегда выглядел достаточно надёжно с точки зрения инвестора. Когда-то он продал платежную систему PayPal, так почему ему не может прийти в голову продать и Tesla?
Выводы
Вышеперечисленные факторы могут сильно повлиять на стоимость акций как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе (до конца 2020 года). В любом случае, отчет по финансовым результатам компании за второй квартал, который выйдет 22 июля, даст для краткосрочных инвесторов более четкую картину.
Что касается инвесторов, придерживающихся долгосрочной стратегии, то им лучше дождаться коррекции бумаг, и приобрести их на локальном минимуме. Даже несмотря на перекупленность, по нашему мнению, бумаги Tesla далеки от своей пиковой цены. Если указанные выше риски не реализуются (мы допускаем реализацию хотя бы одного из них на уровне вероятности 10-15%) и позитив в развитии компании сохранится, то на наш взгляд, цена акции достигнет уровня 7-10 тыс. дол. в течение ближайших 5-и лет.
Стоит ли покупать акции Tesla в новом году?
Покупка акций Tesla (NASDAQ: TSLA ) при сильных коррекциях до сих пор приносила инвесторам неплохую прибыль. В конце 2021 года крупнейший автопроизводитель мира по рыночной капитализации предлагает аналогичное отношение риска и вознаграждения.
Чрезвычайно высокая волатильность, не обусловленная какими-либо фундаментальными катализаторами, подчеркивает дилемму, с которой сталкиваются многие долгосрочные инвесторы, плохо переносящие экстремальные ценовые колебания. Даже с учетом недавнего обвала, с начала 2021 года акции Tesla подорожали на 36% после восьмикратного роста годом ранее.
Очередной откат на 20%
После такого ошеломляющего роста Tesla стало трудно рекомендовать с фундаментальной точки зрения. Компания, несомненно, является лидером рынка электромобилей, и превзойти ее будет непросто, но ее акции торгуются с чрезвычайно высокими оценочными мультипликаторами.
Согласно аналитическому инструменту InvestingPro, мультипликатор P/E по акциям Tesla составляет 279. Эта высокая планка означает, что у автопроизводителя просто нет права на ошибку, если говорить о финансовых показателях.
Невзирая на все сказанное, покупка бумаг Tesla при откатах до сих пор приносила инвесторам прибыль. Аналитик Morgan Stanley Адам Джонас считает, что в обозримом будущем Tesla будет оставаться лидером в сфере производства электромобилей, аккумуляторов и разработки технологий автономного вождения, что делает ее привлекательной для долгосрочных инвесторов.
В его недавнем обзоре говорится:
«В финансовом 2022 году мы ожидаем высокую прибыльность в автопроме, но при этом менее благоприятную базу сравнения и потенциальные изменения в сигналах и комментариях, которые могут поставить под сомнение утвердившиеся ожидания относительно стратегии на рынке электромобилей. Если вы непременно желаете владеть акциями этого сектора, проявите избирательность».
Относительно Tesla Джонас добавляет:
«У компании есть быстрорастущий, высокомаржинальный бизнес программного обеспечения, который обладает потенциалом генерирования регулярной выручки от программного обеспечения для “подключенного” автомобиля и услуг».
В его заметке говорится:
Подведем итоги
Акции Tesla, вероятно, продолжат торговаться волатильно и в 2022 году с учетом высокого спекулятивного интереса к компании. Тем не менее, инвесторы могут использовать как возможность для покупки любые новые откаты, при которых акции будут уменьшать разрыв с фундаментальной стоимостью, например, как тот, что фигурирует в моделях InvestingPro.
«Будет расти, пока любят Маска». Эксперты о перспективах акций Tesla
Акции Tesla начали сильно расти 21 октября — после выхода отчетности за третий квартал. Компания сообщила почти о пятикратном росте чистой прибыли, которая в третий раз обновила рекордный уровень. Производитель также добился рекордного роста выручки.
В начале недели котировки Tesla ускорили рост на новости о том, что компания получила крупнейший в своей истории заказ на электромобили — 100 тыс. машин от сервиса аренды автомобилей Hertz. В совокупности за три торговые сессии котировки выросли на 18,4%, обновив рекордный максимум января 2021 года.
Означает ли взятие «триллионного барьера», что для акций Tesla открывается новый восходящий тренд? Или компания уже достигла своего предела? Мнения экспертов разошлись.
Продолжат расти, но только в краткосрочной перспективе
По мнению экспертов, опрошенных «РБК Инвестициями», в ближайшее время акции Tesla продолжат рост, однако в более долгосрочной перспективе по ним есть риск снижения.
Так, в частности, считает директор аналитического департамента инвесткомпании «Фридом Финанс» Вадим Меркулов. «Tesla обладает рядом преимуществ относительно конкурентов в секторе: вертикальная интеграция, сильный бренд, привлекательное для потребителя софт-оснащение машин, включающее автопилот», — отмечает он. По его мнению, источником роста продаж электромобилей Tesla станет повышенный спрос на автомобили в Китае.
«Акции Tesla могут продолжить рост на спекулятивном интересе. Тем не менее текущие уровни капитализации представляются чрезмерно завышенными», — говорит аналитик УК «Открытие» Ирина Прохорова.
Компания оценена так, словно она всегда будет очевидным лидером рынка электрокаров. При этом уже сейчас Tesla теряет свою рыночную долю в пользу Volkswagen, Ford и General Motors, отметила Прохорова. По ее мнению, на горизонте трех — пяти лет конкуренция со стороны этих и других автопроизводителей лишь усилится, что окажет давление на маржинальность Tesla. К тому же могут не оправдаться ожидания по темпам роста самой отрасли электромобилей.
«Следующие 12 месяцев могут показать лидерство Tesla в производстве, скачкообразное изменение соотношения затрат и сложности производства и более высокий рост базы пользователей автомобилей», — написал Джонас. Эксперт также обратил внимание на более высокие, чем ожидалось, темпы роста выручки и рентабельности, несмотря на дефицит чипов и проблемы с цепочками поставок.
В целом долгосрочный оптимизм Адама Джонаса в отношении Tesla основан на его уверенности в том, что компания сможет снизить цены на электромобили и стать лидером отрасли в поисках новых революционных способов их производства, пишет CNBC. «Мы считаем, что рынок недооценивает способность Tesla выводить на рынок революционные инновации в дизайне и производстве автомобилей», — сказал эксперт.